Российская академия музыки имени Гнесиных (РАМ имени Гнесеных). Концертный зал РАМ им

Преподаватели РАМ им. Гнесиных написали открытое письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Документ опубликован на сайте вуза .

В письме подтверждается верность намерения Министерства культуры и Министерства образования перевести музыкальные занятия в спецшколах (таких, как МССМШ им. Гнесиных, ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского и других) в разряд факультатива в период обучения детей с первого по четвертый класс. Таким образом, с точки зрения ряда профессоров РАМ имени Гнесиных, профессионально обучать детей музыке стоит лишь начиная с пятого класса.

На следующей неделе сайт опубликует эксклюзивное интервью директора МССМШ им. Гнесиных Михаила Хохлова на эту тему.

Ниже приводится текст открытого письма преподавателей РАМ им. Гнесиных.

Министру культуры Российской Федерации
В. Р. Мединскому

Уважаемый Владимир Ростиславович!

Обратиться к Вам нас побудили появившиеся в средствах массовой информации выступления по вопросу музыкального образования. Эти выступления приобретают достаточно агрессивный характер и в то же время свидетельствуют о недостаточной компетентности в области законодательства некоторых лиц, способных влиять на мнение как музыкальной общественности, так и представителей власти.

Считаем необходимым поставить Вас в известность о существующем дискуссионном поле.

По прочтении статьи возникает возмущение ее спекулятивным форматом, так как в статье говорится о «музыкальных школах», делается заявление о разрушении «начальной системы подготовки учеников музыкальных школ», что заставляет сразу задуматься о судьбе почти пяти тысяч школ искусств, в то время как поднятая проблема касается лишь нескольких школ, которые назывались всегда «средними специальными.музыкальными школами» (11-летками), значение которых невозможно переоценить, всегда являвшихся элитными и обучавших особо одаренных детей.

Что это – некорректность или дешевый прием привлечь на свою сторону даже тех, кто не привык вникать в тонкости обсуждаемых проблем?

Мнения, высказанные как в данной статье, так и на пресс- конференции (по этому же поводу), состоявшейся 2.12.2014 в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» пресс- конференции на тему: «Минобр против одаренных детей или Зачем Россию лишают полноценного музыкального образования?» вызывают далеко неоднозначное отношение и разделяются далеко не всеми музыкантами .

Что касается начального музыкального образования (первой ступени музыкального образования), то оно, как и прежде, может быть получено в ДШИ (спасибо за их сохранение Минкультуры России). По-прежнему функционируют два следующих уровня – среднее и высшее образование. Трехступенчатая структура отечественного музыкального образования сохранена.

Об образовании в средних специальных музыкальных школах (ССМШ).

Совсем недавно (до 2003 года) эти учреждения были обыкновенными общеобразовательными школами, в которых к обычным школьным программам добавлялись музыкальные предметы. Благодаря усилиям Минкультуры России для этих учреждений был разработан и введен в действие стандарт среднего профессионального образования (2004 год), благодаря чему выпускники по окончании стали получать не аттестат, а диплом о среднем профессиональном образовании. В настоящее время средние специальные музыкальные школы реализуют стандарт среднего профессионального образования 2011 года со сроком обучения 10 лет 10 месяцев. При этом и общеобразовательные предметы также осваиваются детьми.

Да, новый ФЗ «Об образовании в РФ» предъявляет новые требования к структуре системы образования. Но они позволяют сохранить содержательную сторону существующего сегодня образования в средних специальных музыкальных школах.

О начальном музыкальном образовании, которое может быть получено без какого-либо ущемления в средних специальных учреждениях.

ФЗ «Об образовании в РФ» (часть 11 статьи 83) специально для таких учреждений для одаренных детей в области искусств в программе начального общего образования (т.е. с 1 по 4 классы) обязывает федеральный государственный образовательный стандарт предусматривать «требования в части обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств». Часы в стандарте для этого предусмотрены. (В настоящее время Минобрнауки России вносит эти изменения в стандарт начального общего образования, что обеспечит существование музыкальных предметов отнюдь не «на птичьих правах» ).

О среднем профессиональном музыкальном образовании в средних специальных учреждениях.

Часть 9 статьи 83 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучения одаренных детей с 5-го класса (после окончания программы начального общего образования – 1-4 классов) предусматривает интегрированные образовательные программы, в которых интегрируются: программы основного общего образования (5-9 классы), среднего общего образования (10-11 классы) – с программой среднего профессионального музыкального образования – с 5 по 11 классы. Отсюда и вытекает срок обучения по этой интегрированной программе, составляющий 6 лет 10 месяцев.

Что конкретно дает разработанный в соответствии с законодательством проект ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 инструментальное исполнительство (по видам инструментов) со сроком обучения 6 лет и 10 месяцев?

1. Позволяет делать отбор, регулируемый образовательной организацией , не только на первый уровень образования (1-й класс), но и на последующий (5-й класс), что в большей степени защищает право ребенка на выбор профессии в более сознательном возрасте (не в 6-7-ми, а в 10-тилетнем возрасте), а образовательной организации дает дополнительные возможности по формированию контингента обучающихся не только в первом классе, но и в последующих, например, приема одаренных детей из других регионов.

2. Устанавливать по усмотрению самой образовательной организации содержание образовательной программы как уровня среднего профессионального образования, интегрированного с основным общим и средним общим образованием, так и уровня начального общего образования, которое, оставаясь де-юре начальным общим образованием, де-факто является начальным музыкальным образованием (за счет музыкальной составляющей, определяемой образовательной организацией).

Вышеприведенные аргументы в пользу названного стандарта – не столько мнение авторов данного письма, сколько констатация объективно существующих благоприятных условий для обучения одаренных детей, отраженных в нынешнем законодательстве. Они настолько очевидны, что не заметить их просто нельзя. Создается впечатление (особенно на основании некоторых заявлений на названной пресс-конференции), что целью выступлений в статье и на пресс-конференции в данном случае является не федеральный государственный образовательный стандарт, а нечто иное.

Мы рады, что нашу позицию разделяют руководители и представители Новосибирской, Ростовской, Петрозаводской, Уральской консерваторий, Уфимской академии искусств имени Загира Исмагилова, Красноярской академии музыки и театра, которым мы выражаем признательность за сотрудничество.

Члены Ученого совета РАМ им.Гнесиных:

Декан фортепианного факультета, Заслуженный работник высшей школы, кандидат искусствоведения, профессор С. Е. Сенков

Руководитель департамента международного сотрудничества, Заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист РФ, профессор Т. З. Джандаров

Советник ректора, зав. кафедрой, профессор Власов В. А.

Зав. кафедрой струнных народных инструментов, профессор А. А. Горбачев

Зав. кафедрой спец. ф-но, профессор, Народный артист России и Дагестана Ю. А. Розум

Зав. кафедрой спец. ф-но, профессор, Заслуженный деятель искусств России В. В. Тропп

Зав. кафедрой камерного ансамбля и струнного квартета, Заслуженный деятель искусств, профессор И. А. Чернявский

Зав. кафедрой баяна, аккордеона, Народный артист РФ, профессор Липс Ф. Р.

Народный артист России, композитор А. О. Кролл

Профессор кафедры истории музыки Масловская Т. Ю.

Зав. кафедрой оперно-симфонического дирижирования, Лауреат Государственной премии, Заслуженный деятель искусств В. П. Зива

Зав. кафедрой композиции и инструментовки, Народный артист РФ, Лауреат Государственной премии им. Глинки Волков К. Е.

Проректор по учебной работе, Заслуженный деятель искусств РФ, доктор педагогических наук А. С. Базиков

Зав. кафедрой оркестрового дирижирования, Заслуженный артист России, профессор, Зас. деятель ММО, член президиума ММО Ворон Б. С.

Зав. кафедрой скрипки и альта, Заслуженный артист РФ, профессор Кошванец А. А.

Концертный зал Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (так до 1992 г. называлась Академия) был открыт 21 ноября 1958 года.

История строительства зала крупнейшего музыкального вуза была достаточно сложной и длительной. Еще в 1936 году был утвержден проект нового здания Музыкального училища и школы имени Гнесиных (института еще не было – он возник в 1944 году, как высшая ступень полного комплекса музыкального образования). Автором проекта был архитектор А. В. Тишин. В нем предполагалось строительство зала на 500 мест и были разработаны проекты интерьеров зала, сцены и т. д. Здание начало строиться в 1937 году. Благодаря невероятной энергии и настойчивости Ел. Ф. Гнесиной, постоянно обращавшейся в самые высокие инстанции, строительство успешно продолжалось до начала войны, однако после этого было заморожено.

В 1943 году Гнесина добивается возобновления строительства. Стройку приходилось вести с огромным трудом – шла война, не выделялись рабочие, материалы, финансовые средства. С созданием в 1944 году Института (ГМПИ) имени Гнесиных и планировавшимся открытием Специальной музыкальной школы-десятилетки возник «Гнесинский комбинат», состоящий из четырех учебных заведений всех ступеней музыкального образования. Здание было срочно необходимо. Директор – Ел. Ф. Гнесина – непрерывно обращалась с ходатайствами по поводу строительства (только В. М. Молотову она писала не менее семи раз). Темпы его все время замедлялись, и Гнесиной приходилось прилагать огромные усилия для ускорения стройки. В связи с этим было принято решение разбить строительство на три очереди. Последней как раз и был Концертный зал, и его постройку отложили. В 1946 году основная часть здания (первая очередь) была закончена. Институт и весь «музыкальный комбинат» стремительно росли. Появилось много больших учебных коллективов – хоры, оркестры, проходили спектакли оперного класса. Постоянно усугублялась проблема занятий коллективов, а на каждый концерт приходилось арендовать залы (ведь в Институте был только Малый зал). Отсутствие своего зала существенно тормозило всю работу учебных заведений.

В 1954 году, воспользовавшись подходящей ситуацией (награждение орденом Ленина в связи с 80-летием) Ел. Ф. Гнесина возобновляет активные попытки добиться строительства зала. Она обращается к тогдашнему главе правительства Г. М. Маленкову, затем к другим начальникам (Председателю Мосгорисполкома) с настойчивыми просьбами. В результате, в 1956 году происходит закладка нового зала. После того, как приступили к стройке, первоначальный проект его интерьера был изменен по настоянию крупного специалиста по акустике профессора С. П. Алексеева. Строительство продвигалось все же недостаточно быстро, и помощь строителям постоянно оказывали студенты, педагоги и сотрудники Института. Устраивались «субботники» – это происходило особенно активно на заключительной стадии строительства. Ел. Ф. Гнесина следила за всем строительством – сама выбирала материалы (так, она несколько раз отказывалась от предложенных вариантов большой люстры и потребовала установки кресел из самых лучших сортов карельской березы). Всю работу направлял директор Института Ю. В. Муромцев. В газетах широко освещалось открытие нового зала в Москве.

Предполагалось, что возможности сцены зала будут универсальными: здесь смогут выступать большие коллективы, ставиться оперные спектакли (для чего была сделана оркестровая яма) – это придавало особую ценность залу. Была задумана и установка органа (он был даже заказан и изготовлен). Но при первоначальных расчетах не смогли найти решение, при котором могли одновременно быть установлены и орган, и оркестровая яма, и органы в зале появились лишь через много лет – в 1995 году.

На торжественном концерте, посвященном открытию зала, выступали многие знаменитые исполнители-гнесинцы, в том числе Лев Оборин. Симфонический оркестр студентов института под руководством О. М. Агаркова исполнил специально написанную «Торжественную увертюру» композитора Ф. Е. Витачека.

После этого состоялись еще несколько торжественных концертов. Одним из них дирижировал Евгений Светланов – были исполнены три фортепианных концерта Рахманинова.

Почти с самого начала существования зала здесь стали проходить студенческие оперные спектакли. Первым из них был «Дон Жуан» Моцарта. Сцена зала давала возможность полноценного сценического решения спектакля – с декорациями и полноценным оркестровым сопровождением. Итогом работы по подготовке спектаклей и оперных отрывков со студентами стало создание Оперной студии Института. Она открылась в 1976 году оперой «Свадьба Фигаро» Моцарта (в 1978 году студия получила официальный статус) и стала давать регулярные спектакли в течение всего сезона.

Бессменным руководителем студии является Ю. А. Сперанский: благодаря его энтузиазму она быстро превратилась в настоящий театр, завоевала большую популярность, стала проводить многочисленные просветительские циклы для детей. За годы работы Оперного театра-студии было подготовлено 30 премьер.

Педагоги Института сразу же разработали циклы концертов и абонементов, причем особое значение придавалось просветительским концертам. В таких тематических концертах (и концертных циклах) выступали со вступительным словом музыковеды. В первые годы непосредственно рядом с залом (на третьем этаже) был оборудован лекторий, в котором перед началом концертов абонементных циклов перед слушателями выступал музыковед с небольшой лекцией, посвященной предстоящей программе. В зале ежегодно проходило до 20 подобных абонементных циклов, где выступали преподаватели и студенты вуза.

Кроме концертов, организованных силами гнесинцев (нередко приглашались и музыканты-гости), с самого начала зал использовался и другими организациями. Две концертные организации, в советское время бывшие «монопольными» в Москве, – Московская филармония и Москонцерт – постоянно проводили и камерные, и симфонические, и хоровые концерты в Гнесинском зале.

Особенно привлекательным оказался зал для музыкальных школ Москвы. Возможность выступать и оркестровым, и хоровым коллективам, и солистам на большой сцене использовалась практически всеми музыкальными учебными заведениями Москвы – и не только Москвы. Для многих главным отчетным концертом года (а то и юбилейного – к круглой дате) был именно концерт в Гнесинском концертном зале. Конечно, особенно часто здесь выступали Гнесинские школы (традиция, имевшая место до середины 1970-х годов, вновь возобновляется в начале XXI века – это совместные концерты всех представителей Гнесинского комплекса).

Разумеется, за полвека в зале прошло столько памятных концертов, праздников музыки, что какое-либо выборочное их перечисление абсолютно невозможно. Здесь выступали все выдающиеся музыканты, работавшие в учебных заведениях имени Гнесиных. Нередко здесь проходили их юбилейные творческие вечера. Было много премьер: так, Мария Юдина впервые в стране исполняла здесь со своими партнерами Сонату для двух фортепиано и ударных Бартока, целый ряд премьер здесь показывал ансамбль «Мадригал». Впервые звучали многие произведения Стравинского (в том числе и забытая на долгие годы «Свадебка»). Торжественный концерт к 100-летию со дня рождения Ел. Ф. Гнесиной в 1974 году включал первое исполнение композиции «Евгений Онегин» с музыкой Прокофьева. Здесь же – впервые прозвучавшие в одном концерте почти все произведения Веберна (к его столетию), «Неизвестный Рахманинов», вечера музыки ХХ века. Российская премьера оперы Гайдна «Орфей и Эвридика» («Душа философа») прошла здесь в 1995 году под управлением Дж. Бонинга и под патронажем присутствовавшей на концерте легендарной певицы Дж. Сазерленд. Нельзя не вспомнить, даже в таком беглом очерке, о неоднократных выступлениях в зале Святослава Рихтера – свой сольный концерт в 1966 году он специально посвятил памяти Ольги Фабиановны Александровой-Гнесиной.

Большими праздничными событиями были 90-летие Елены Фабиановны Гнесиной (1964 год) – поздравить ее пришли многочисленные «звезды» музыки; 25-летие Института имени Гнесиных (1969 год), 50-летие Академии (1994 год), когда Е. Ф. Светланов – выпускник вуза – продирижировал студенческим оркестром; 60-летие Академии и 130-летие Ел. Ф. Гнесиной, когда состоялось открытие памятника основательнице и бессменному руководителю Гнесинских учебных заведений перед входом в зал. Важнейшие события в жизни вуза – от ежегодных собраний по случаю нового учебного года, всевозможных экзаменов и до исторических встреч с выдающимися людьми – проходят здесь. 24 января 1964 года в зале состоялась встреча с одним из самых знаменитых людей планеты – Юрием Гагариным.

Важнейшее изменение в жизни зала произошло в 1995 году. По инициативе органиста А. В. Фисейского были заказаны два больших электрических органа – в Голландии и в Англии. Один из них был подарен фирмой Академии, другой – приобретен правительством города. Торжественное открытие органов состоялось 25 октября, и зал стал единственным в Москве, где установлены два органа. Одним из первых органных вечеров стал концерт Ирины Архиповой с Олегом Янченко, ставший большим событием.

Елена Фабиановна Гнесина с учениками. 1945 год. Фотография: ТАСС

15 февраля 1895 года в дверь, на которой висела табличка «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», постучала первая ученица. С тех пор этот день считается днем рождения Гнесинки. Благодаря энтузиазму пяти сестер и брата, посвятивших себя педагогике, популярность гнесинской школы росла. Со временем училище не только обрело государственный статус, но и превратилось в конгломерат учебных заведений, включающий в себя все три ступени музыкального образования - начальную, среднюю и высшую. Елена Фабиановна Гнесина возглавляла созданные ею учебные заведения (последним из них стал институт - ныне Российская академия музыки) в общей сложности 72 года, неизменно относясь к ученикам как к членам собственной семьи. Неслучайно каждый, кто окончил Гнесинку, всегда ощущает особую связь со своей альма-матер и другими ее воспитанниками. В разные годы учебные заведения, носящие имя Гнесиных, окончили известные композиторы, дирижеры и исполнители. Вот десять знаменитых имен, которые дала миру гнесинская школа.

Арам Хачатурян (1903–1978)

Автор балета «Спартак» , «Танца с саблями», вальса из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» и других известных сочинений профессионально учиться музыке начал лишь в 19 лет. В Гнесинском училище, куда принимали и детей, и взрослых, его взялись обучать игре на виолончели, а затем зачислили в только что созданный Михаилом Гнесиным, учеником Римского-Корсакова , класс композиции. Произведения, которые Арам писал уже к концу второго года занятий, были так ярки, что «становился вопрос о возможности их обнародования». Спустя два десятилетия Арам Ильич сам стал профессором композиции. Многие годы он преподавал в Московской консерватории и Гнесинском институте, дав путевку в жизнь целой плеяде известных российских композиторов.

Тихон Хренников (1913–2007)

Решающую роль в судьбе Тихона Хренникова сыграл все тот же Михаил Гнесин. Окончив школу в родном Ельце, юноша написал известному педагогу письмо, спрашивая, выйдет ли из него композитор? Михаил Фабианович прислал теплый ответ и посоветовал поступать в Гнесинский техникум. С него-то и началась карьера Тихона Хренникова - музыкально-общественного деятеля, первого секретаря Союза композиторов СССР (эту должность Тихон Николаевич занимал с 1948 по 1991 год), профессора, автора опер, балетов и десятков шлягеров, в числе которых песни из кинофильмов «Свинарка и пастух» , «Гусарская баллада», «Верные друзья» и другие. Уже будучи маститым композитором, Хренников писал: «Можно с уверенностью сказать, что две семьи - Рубинштейны и Гнесины - определили развитие музыкальной культуры, музыкального образования в России...»

Микаэл Таривердиев (1931–1996)

Микаэла Таривердиева , написавшего четыре балета, четыре оперы, органные и камерные опусы, в России все знают как автора оригинальных саундтреков к лентам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы» и еще целого ряда фильмов. Полтора года проучившись в Ереванской консерватории, Таривердиев поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. На вступительном экзамене он получил оценку «5+». Атмосферой вуза молодой музыкант был очарован. «Отношение ко мне совершенно изумительное, буквально на руках носят» , - писал он отцу. Микаэл Таривердиев стал одним из первых учеников Арама Хачатуряна и, если можно так сказать, творческим внуком Михаила Фабиановича Гнесина.

Людмила Зыкина (1929–2009)

«Королева русской песни» Людмила Зыкина , чей голос у россиян неразрывно связан с бескрайними степными просторами, белыми березками и разливами Волги-матушки, была одной из самых титулованных и востребованных певиц советской эстрады. Тем не менее уже в зрелом возрасте, на пике карьеры, исполнительница решила получить высшее образование: ей хотелось не только петь самой, но и передавать искусство народной песни молодому поколению. В 1977 году Людмила Георгиевна окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Позднее наравне с концертной деятельностью она вела и педагогическую работу - разумеется, в стенах родной Гнесинки.

Владимир Федосеев (р. 1932)

Выдающийся российский дирижер с мировым именем, вот уже 42 года возглавляющий один из лучших российских оркестров - Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского , Владимир Федосеев начинал свой творческий путь как баянист. По классу баяна он и окончил Гнесинский институт в 1957 году, а затем руководил оркестром народных инструментов. По словам маэстро, ярлык «народника», музыканта как бы второго сорта, многие годы отравлял ему жизнь в дирижерской профессии, но о первой специальности он никогда не жалел: «В народной музыке все есть, все взращивалось в ней. Идти, минуя ее, неправильно. Так что это мое богатство, моя правильная линия» .

Иосиф Кобзон (1937-2018)

Лирико-драматический баритон и благородная исполнительская манера Иосифа Кобзона сформировались еще в 70-е годы и являлись его фирменным, узнаваемым с первых же нот стилем. Многие годы оставался неизменным и его репертуар, вершинами которого были песни «Мгновения», «День Победы», «Поклонимся великим тем годам». Уже являясь лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады и участником самой популярной в Советском Союзе телепрограммы «Песня года», он завершил образование в Гнесинском институте по классу академического вокала. С 1984-го он и сам стал преподавать в Гнесинке эстрадный вокал. В числе его выпускников - Ирина Отиева и Валерия.

Давид Тухманов (р. 1940)

Композитор Давид Тухманов связан с гнесинской музыкально-образовательной системой с детских лет. В Гнесинской школе-десятилетке он учился по классу фортепиано. Участие в судьбе талантливого мальчика тогда принимала Елена Фабиановна Гнесина, поощрявшая его стремление сочинять музыку. По окончании школы он поступил на композиторское отделение Гнесинского института, который окончил в 1963 году. Тогда же Тухманов начал работать в жанре эстрадной песни - как официально-патриотической направленности («Родина моя», «Мой адрес - Советский Союз», «День Победы»), так и лирического характера («Соловьиная роща», «Эти глаза напротив»). А его концептуальный альбом «По волне моей памяти» стал классикой русского рок-арта.

Александр Градский (р. 1949)

Певец, композитор и незаменимый наставник молодых исполнителей в телепроекте «Голос», Александр Градский окончил факультет сольного пения Гнесинского института, а затем совершенствовал вокальное мастерство в Консерватории. Академическая выучка стала фирменным знаком одного из первых советских рок-певцов и позволила ему исполнять самый разнообразный репертуар, в том числе и классику (в Большом театре он спел партию Звездочета в постановке оперы «Сказка о золотом петушке» Римского-Корсакова). С Гнесинкой певец не расставался многие годы: Александр Борисович Градский преподавал в училище, а потом в институте.

Любовь Казарновская (р. 1956)

Оперная дива, покорившая ведущие театры мира, в школьные годы и не думала о вокальной карьере. Она собиралась стать филологом, но неожиданно для всех подала документы в Гнесинский институт и поступила на факультет актеров музыкального театра. В том, что ей предназначено быть оперной певицей, она убедилась именно здесь. Академическое образование молодая исполнительница завершила в Московской консерватории , но о милой сердцу Гнесинке всегда вспоминала и вспоминает с ностальгией - ведь с ней были связаны первые успехи, разочарования и надежды.

Евгений Кисин (р. 1971)

«Моцарт XX века». Этим эпитетом юного Женю Кисина наградили журналисты и восторженные поклонники. Вундеркинд с феноменальными способностями начал выступать очень рано и в 14 лет уже разъезжал с концертными турне. К 19 годам он достиг вершин музыкального Олимпа и сегодня является одним из самых самобытных и востребованных пианистов современности. А учиться музыке он начал в Гнесинской школе-десятилетке у Анны Павловны Кантор, которая на всю жизнь осталась его единственным педагогом. И хотя из России Евгений Кисин уехал еще в начале 90-х, Гнесинку музыкант не забыл. Когда в 2006 году затянувшаяся реставрация здания школы грозила обернуться рейдерским захватом, Кисин подписал письмо президенту РФ в ее защиту. Результатом стало распоряжение завершить ремонт в кратчайшие сроки.

Добрый вечер! В этом году абитуриентка на эстрадно-джазовое пение. Решила поискать отзывы(почему-то именно сейчас), странно, что их почти нет. Так вот, могу сказать следующее: ВУЗ считается самым престижным высшим музыкальным заведением, соответственно запросы у него самые большие. Поверьте, самые большие.
Окончила в 2013 году Сочинский колледж искусств, решила поступать туда. Прошла испытания по русскому зыку и литературе. ЕГЭ не сдавала из-за наличия, как вы поняли, среднего образования. Многие, кстати, несмотря на это, сдали ЕГЭ и по-моему сильно пожалели. НЕ СДАВАЙТЕ ЕГЭ, если два обязательных предмета можно сдать в виде вступительных. Вероятность получить ВЫСОКИЙ бал очень большая, при том, на ЕГЭ по той же литературе вы получите 70 как максимум, ну, если конечно, вы не мазохист:)Русский ЕГЭ легче, но согласитесь, написать диктант и получить 95 баллов намного проще, чем писать ЕГЭ по русскому? Всё это касается ребят, получивших среднее профессиональное образование, другим, если не ошибаюсь, придётся сдать ЕГЭ по русскому и литературе для поступления в музыкальные ВУЗы и не только. По литературе вступительный экзамен тоже несложный, если ты читал все произведения русской школьной литературы, ну и знаешь о чём речь в каждом произведении, без особого фанатизма, считай, что ты написал экзамен на порядочный балл! Очень несложный тест, по сравнению с ЕГЭ.
Что касается вступительных испытаний по теории музыки письменно и устно, то здесь дела обстоят гораздо(!) сложнее. В теории нужно купаться. Вот что они дают эстрадно-джазовому вокалу, по крайней мере, у нас было так сегодня, и я думаю, они не меняют требования каждый год: 1. написать диктант (преподаватель играет порядка 6 раз в подвижном темпе, диктант сложный, с постоянными хроматизмами); 2. письменная работа состоит из 5 пунктов - а) написать мажорную пентатонику от звука до, написать мелодически минор от звука до. Это несложно; б) даны интервалы, нужно их определить, указать тональности и разрешить в столько раз, сколько это возможно, опять-таки, просят без фанатизма; в) даны септаккорды, их нужно определить, указать тональности, разрешить аналогично; г) дана цепочка с обозначениями, к примеру: субдоминантовый секстаккорд, доминантовый квинтсекстаккорд, тоническое трезвучие и т.п. Нужно просто записать эти аккорды на нотном стане в заданной последовательности; д) дана мелодия, её нужно транспонировать на,например, хроматический полутон вниз. Вот и всё. В принципе ничего сложного, но сложность заключается в том, что все аккорды даны не в тональности, поэтому учите все интервалы пентатоники.
Послезавтра буду сдавать теорию музыки - устно (вы вы приходите в два разных дня, далее подводится итог как одного экзамена по теории музыки). На теории устно спрашивают на слух, требуют спеть с листа и т.д. Самый сложный экзамен, по словам Политковской Ксении Валерьевны, обещает быть специальность и коллоквиум. На специальности очень сложно набрать высокий балл. Как я поняла, не важно, какой у тебя голос или ты очень талантливая и т.д. Не знаю по каким критериям оценивается этот экзамен (о грязном интонировании и речи не может быть, конечно, там что-то другое, но пока не знаю что)Если по русскому средне ты получаешь 82 и в лит-ре 80(ну, это не средне, конечно, это высокие баллы, но тем не менее), то на специальности твой средний балл это 60 O_0 !
Коллоквиум сложен тем, что ты и сам знаешь насколько хорошо или не хорошо ты знаешь джаз, джазовую историю, создателей, множество фамилий, их биографии и т.д. Спрашивают всё, но джаз - это профильное, поэтому нужно знать, а если мы ещё про Майлза Девиса расскажем, то тут стереотип дубиноголовых вокалюг испарится и рассеется в воздухе окончательно:) ЗНАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО басню (ну, или необязательно, если, конечно, 60 баллов норма для тебя). Называть джазовые стандарты, великих певцов и певиц джаза. Она очень одобряема.
По поводу бюджетных мест, их ВСЕГО 4!!! В этом году 127 вокалистов, 20 мест всего, 16 платных, 4 бесплатных. И это ещё мало абитуриентов, как говорят. В общем, сами понимаете, на бюджет поступят, даже не знаю кто поступит, если честно, очень жду этого момента, чтобы понять эту тему, кто же поступит на эстрадно-джазовое пение в академию им. Гнесиных на бюджетные места... Наслышана от ребят, которые поступают во второй раз, что "они" пробивают студентов с колледжа на эти 4 места. Но в этом году нет студентов с колледжа... И, конечно, это несправедливо.
УЧИ ТЕОРИЮ и обогащай сои знания по истории джаза и не только.

    Российская Академия Музыки имени Гнесиных - высшее музыкально педагогическое учебное заведение в г. Москве. До 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных. Здание академии Содержание 1 Выдающиеся выпускники … Википедия

    Российская академия музыки имени Гнесиных - РАМ (до 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных), высшее учебное заведение. Основана в 1944 Еленой Фабиановной Гнесиной (до 1953 директор, затем художественный руководитель) на базе Музыкального училища имени… … Москва (энциклопедия)

    Российская академия музыки имени Гнесиных (РАМ) - Здание Российской академии музыки имени Гнесиных. Москва. Российская академия музыки имени Гнесиных (РАМ) (до 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных), высшее учебное заведение. Основана в 1944 Еленой Фабиановной… … Москва (энциклопедия)

    Российская академия музыки им. Гнесиных - Российская академия музыки имени Гнесиных высшее музыкально педагогическое учебное заведение в г. Москве. До 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных. Здание академии Содержание 1 Выдающиеся выпускники … Википедия

    Российская академия музыки и музыкальный колледж им. Гнесиных - Музыкальное училище имени Гнесиных (ныне Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных) было основано в начале 1895 года пианистками, выпускницами Московской консерватории Евгенией (1871 1940), Еленой (1872 1967) и Марией (1876 1918)… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Российская Академия музыки

    Российская академия музыки - имени Гнесиных высшее музыкально педагогическое учебное заведение в г. Москве. До 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных. Здание академии Содержание 1 Выдающиеся выпускники … Википедия

    Российская академия музыки - (РАМ) имени Гнесиных (до 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных), высшее учебное заведение. Основано в Москве в 1944 Е. Ф. Гнесиной на базе музыкального училища. Является высшей ступенью комплекса музыкальных… … Энциклопедический словарь

    Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - (РАНХ или РАНХиГС) … Википедия

    Российская академия правосудия - (РАП) Файл:РАП Эмблема Международное название Russian Academy of Justice … Википедия

Книги

  • Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники , Гнесина Е.. Елена Фабиановна Гнесина (1874–1967) - известная русская пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончила Московскую консерваторию по классу В. И. Сафонова, ранее училась у Ф.…