Педагогические условия конструктивного взаимодействия и сотрудничество участников образовательного процесс в дошкольной образовательной организации. Большая энциклопедия нефти и газа

Cтраница 1


Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия может быть основано на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.  

Сложение национальных усилий, конструктивное взаимодействие во имя выживания и развития этот курс в международных отношениях диктуется интересами человечества, мозависимостью и целостностью современного мира.  

Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.  

Условием общечеловеческого прогресса становится поиск совместного решения глобальных проблем, налаживании конструктивного взаимодействия гос-в и народов в масштабах планеты, недопустимости использования войны как средства достижения политических, экономических, идеологических и др. целей.  

В нем сочетаются историческое состязание двух систем и нарастающая тенденция к конструктивному взаимодействию всех государств, без чего невозможно решить те глобальные проблемы, которые встали перед человечеством. Сложились объективные условия, когда противоборство двух систем может и должно протекать исключительно в формах мирного соревнования и мирного соперничества, а мирное сосуществование призвано стать высшим универсальным принципом международных отношений.  

Насаждение демократии с помощью военных средств, безусловно, менее реально, чем с помощью сотрудничества и конструктивного взаимодействия. Не хочу сказать, что мое видение ответственного американского лидерства диаметрально противоположно политике, проводимой сторонниками идеи американского превосходства. И тот и другой подход предполагает возможность вмешательства США во внутренние дела других государств, однако я настаиваю на том, что это необходимо делать только на законных основаниях. Для всего остального мира доктрина Буша не является законным основанием. Именно поэтому я считаю политику администрации Буша такой пагубной. Она закрывает Америке путь к лидерству в сообществе демократий еще до того, как та вступит на него. Мой личный опыт говорит о том, что взрастить открытое общество нелегко, даже если действовать из лучших побуждений. Задача становится практически невыполнимой, когда Америка воспринимается как страна, преследующая собственные интересы.  

Наше замечание тесно связано с замечанием ван Хова о том, что рассеяние надлежит рассматривать как результат конструктивного взаимодействия волновой функции и функции, комплексно-сопряженной с ней. Эволюцию каждой из этих двух функций во времени нельзя рассматривать независимо, поскольку они порождают эволюцию оператора плотности во времени.  

При совмещенном способе части элементов и устройств изображают совместно (в непосредственной близости друг к другу) с учетом их конструктивного взаимодействия.  

Основные положения такой политики содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, которым утверждены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития как основы для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.  

Конструктивное взаимодействие - это любой шаг в коммуникации, который приводит к ожидаемым действиям либо к успешной корректировке ранее совершенных действий. Конструктивное взаимодействие обязывает отправителя отнестись с особым вниманием ко всем решениям на протяжении коммуникационного процесса. Вам следует убедиться, что каждый из перечисленных двенадцати элементов достаточно разработан, чтобы ожидаемые действия были предприняты получателем. Если вы упустите хотя бы один элемент, коммуникационный процесс может оказаться неудачным.  

Для конструктивного взаимодействия очень важна способность к составлению правильного личного мнения и принятию адекватного решения. Для обеспечения эффективной связи с сотрудниками и достижения долгосрочных организационных целей любой информационный обмен на оперативном уровне должен быть очень гибким. Как мы знаем, упомянутый фактор значим уже в настоящее время, а для организации будущего он станет просто насущной необходимостью.  

Опытные участники переговоров стремятся создать атмосферу конструктивного взаимодействия, использовать убеждение, а не давление. Даже если контрагенты отказываются принять условия позитивной игры, ведут себя алогично или пытаются оказать на вас давление, будьте сдержанны, разумны и вежливы и поддерживайте общение до тех пор, пока это возможно.  

Решать общечеловеческие, глобальные проблемы силами одного государства или группы государств нельзя. Здесь необходимо сотрудничество в общемировом масштабе, тесное конструктивное взаимодействие большинства стран.  

Его спокойная и демократичная манера разрешения спорных вопросов, которыми полна наша академическая действительность, готовность пойти на компромисс, если речь шла о деталях, и его твердость при отстаивании положений, в которых он был убежден, в значительной степени способствовали принятию многих полезных для Академии решений. Его каждодневная и кропотливая работа помогла также наладить конструктивное взаимодействие Академии с властными структурами Республики Башкортостан.  

    - (ГЧП) совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Содержание 1 История 2 Понятие государственно частного партнёрства … Википедия

    Государственно частное партнёрство (ГЧП) совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Содержание 1 История 2 Понятие государственно частного… … Википедия

    ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - (Great Britain) Общие сведения Официальное название Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). Расположена у северо западного побережья континентальной Европы. Площадь… … Энциклопедия стран мира

    ОППОЗИЦИОНАРНОСТЬ - это целенаправленная активность субъектов политики, которая направлена на выражение и достижение целей и задач, обусловленных определенным неприятием ими официальной направленности, порядка и уклада социально политической и экономической… … Политическая психология. Словарь-справочник

    - (1927 1994) Белорус. сов. прозаик и ученый литературовед, более известный произв. др. жанров (воен. прозы, публицистики). Род. в с. Конюхи (Копыльского р на Минской обл.ныне Беларусь), во время войны был в подполье, рядовым в партизанском отряде …

    Бывший заместитель председателя Моссовета; родился в 1947 г. в г. Риге; окончил Латвийский государственный университет в 1970 г., Военно политическую академию им. Ленина в 1979 г., кандидат философских наук, доцент; с 1970 г. по 1980 г.… … Большая биографическая энциклопедия

    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого (1993 1995), второго (1995 1999) и третьего (с декабря 1999 г.) созывов, заместитель председателя Государственной Думы третьего созыва, член депутатской группы "Регионы… … Большая биографическая энциклопедия

    Народный депутат СССР (1989 1991), участвовал в деятельности Межрегиональной депутатской группы, группы "Союз", депутатской группы коммунистов, группы "Конструктивное взаимодействие"; родился в 1938 г.; в 1991 г. был… … Большая биографическая энциклопедия

    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва (1993 1995), являлся членом депутатской группы "Новая региональная политика", членом Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; родился 24… … Большая биографическая энциклопедия

    - (04.10.1924 15.05.2001) спец. в обл. политол., социол. и права; д р юрид. наук. Род. в Баку. Участник Великой Отеч. войны. Окончил юрид. ф т Азерб. гос. ун та (1949), асп. Ин та права АН СССР (1952). Работал зав. редакцией в Политиздате (1952… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Московский городской суд в системе органов государственной власти РФ. История и современность , Егорова Ольга Александровна, Пчелинцева Людмила Михайловна, Серков Петр Павлович. В данном научном издании публикуются доклады участников четвертой межрегиональной научно-практической конференции, организованной и проведенной Московским городским судом и…
  • Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. ФГОС , Матушкина Светлана Евариевна. В пособии представлены разнообразные формы, методы, приемы работы с семьей и сценарии родительских собраний, актуализирующие проблемы родительской компетентности, направленные на…

Одна из главных целей педагога дополнительного образования - это помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде, научить жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов, быть тактичным и общительным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие конструктивного взаимодействия обучающихся

в условиях совместной деятельности.

Но единое миру спасение

Доброта, доброта, доброта.

Е.Стюарт

В начале учебного года в процессе формирования учебных групп перед педагогами дополнительного образования встает проблема: как из детей разного возраста, пришедших из разных школ с разными способностями и характерами создать сплоченный коллектив.

Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе.

Очень важно, чтобы в группах сложились добрые бесконфликтные отношения между обучающимися с первых дней обучения. Это позволит в будущем детям более успешно осваивать программные знания, добиваться более высоких результатов. В процессе обучения дети вступают в интерактивное общение: они не только обмениваются информацией, но и вступают в совместную деятельность, учатся, проводят совместно досуг, отдыхают.

Одна из главных целей педагога дополнительного образования - это помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде, научить жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов, быть тактичным и общительным. При этом важно, чтобы педагог постоянно склонял детей к взаимопониманию, в сложных ситуациях вызывал у них потребность договариваться. Для укрепления сплоченности коллектива, взаимной симпатии его членов необходимо ставить учащихся в такие условия, чтобы они оказывали различные услуги преподавателю и друг другу, проявляли искреннее внимание, заботу, дарили добро.

Особую роль в интерактивном общении детей играют неформальные лидеры. Это личности, которые в силу своего общественного положения выступают организаторами различных видов деятельности. И хорошо если они обладают притягательностью, обаянием, умением понять другого человека, готовностью не только сочувствовать, но и сопереживать и, что значительно труднее, радоваться успехам других. Лидеры, обладающие такими чертами характера, оказывают значительную помощь педагогу в формировании коллектива. Если нет такого лидера, то педагог должен взять ведущую роль на себя и воспитывать у актива группы и каждого его члена эти черты.

В первую очередь педагог должен помочь ребенку познать самого себя: вглядеться в свой внешний облик, задуматься о собственном характере и поведении, осознать свою значимость для окружающих. С этой целью на одном из первых занятий можно провести игру на знакомство: «Расскажи мне о себе», «Сундучок». (Методику игры см. В.И. Максакова «Организация воспитания младших школьников») В процессе игры дети активнее знакомятся друг с другом, ведь о себе рассказывает каждый; подчеркивая свою индивидуальность, ребенок понимает насколько уникален и интересен другой. На протяжении учебной деятельности личностно-ориентированный подход способствует тому, что ребенок осознает, что его ценность определяется не столько тем, какое изделие он смог изготовить, но и тем насколько он интересен для окружающих, что он хорошего способен сделать для людей.

Наиболее продуктивно взаимодействуют дети, если на занятиях создана атмосфера сотрудничества, в этом случае дети легко идут на компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя.

Для подлинно дружеских отношений важно, чтобы партнеры находились примерно на одном уровне развития, чтобы у них у них было примерное равенство достоинств и недостатков. Мы склонны подсознательно выбирать не столько самых умных и красивых, сколько тех, кто также умен и красив, как мы.

Тренинговое упражнение «Место за партой». После окончания занятия, происходит обсуждение, формулируются правила:

  1. Необходимо держать дистанцию.
  2. Просьба отличается от требования.
  3. Спокойный тон лучше крика.
  4. Красивый исход.
  5. Ищите сходство.

Без взаимопонимания не может быть ни настоящего товарищества, ни дружбы, ни успешной совместной работы.

Дружной может стать группа в том случае, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в группе доброжелательная атмосфера, если каждый стремится понять себя и другого. Для этого можно предложить выполнить какое-либо задание в парах, в группах (составить кроссворд, выполнить общую творческую работу, поиграть в игру «Общение»).

Развитие у детей умения сотрудничать и в то же время быть самостоятельными происходит благодаря созданию особого контекста всей жизни творческого объединения. Этот контекст создается демократизмом отношений между взрослыми и детьми, организацией разнообразной, интересной совместной деятельности, гуманистическими ценностями. Воспитание у детей жить вместе и быть самостоятельными осуществляется и продолжается и вне занятий: на праздниках, во время экскурсий и прогулок, поездок за город, на соревнования и т.д. Дети легко сближаются и идут на контакт в неформальной обстановке. Проведение праздников, конкурсов, день именинника, поездки на природу, совместные походы в кино, в музей способствуют раскрепощению ребенка.

Психолог, проводя тестирование обучающихся на предмет комфортности их пребывания на занятиях, констатирует повышенный уровень тревожности у некоторых воспитанников, а отсюда – агрессию, конфликты, проблемы в учебе у потенциально способных детей. Усугубляет ситуацию усиливающая тенденция падения интереса к знаниям, как непреходящей ценности, снижение познавательной активности, снижение заинтересованности родителей в процессе воспитания детей.

Выступление психолога

Конфликты бывают горизонтальными (между равными по иерархическому уровню людьми – между воспитанниками) и вертикальными (между педагогом и обучающимися). Конфликты возникают на деловой и личной основе. Деловой конфликт исчезает, как только решается проблема. Он носит конструктивный характер и стимулирует развитие коллектива. Личный конфликт обычно значительно продолжительнее. Он является следствием психологической несовместимости. Они могут быть явными открытыми и неявными.

Какие ассоциации возникают у вас при слове «Отверженный»?

В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает их второстепенная роль в группе, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания воспитанников и педагога, занять лидерскую позицию, что, не умея при этом себя вести в соответствии со своими притязаниями, добиваются внимания «со знаком минус» – становятся объектом насмешек и презрения. Этих ребят часто называют аутсайдерами, изгоями, и вот эта самая отверженность -–явление, к сожалению, частое и трудно поправимое.

Одним из наиболее ярких примеров взаимодействия отверженного с коллективом является сюжет сказки Ганса Христиана Андерсона «Гадкий утенок». Я хотела бы вам немного напомнить эту сказку, а вернее, один ее эпизод. (Зачитать начало сказки до того момента как утенок решается уйти с птичьего двора).

Итак, у нас есть герои сказки: гадкий утенок, мама, братья и сестры, обитатели птичьего двора.

Сейчас мы попробуем погрузиться в этот сказочный мир, но для начала нам необходимо разделиться на четыре подгруппы: «гадкий утенок», «мама», «братья и сестры», «птичий двор». Каждая группа получает листы с заданием. На выполнение задания отводится 10 минут. Участники фиксируют свои мысли на бумаге, представители озвучивают свои варианты.

Теперь мы сравним то, что нам предложила каждая группа: «птичий двор» и «гадкий утенок»; «мама» и «братья и сестры». Мы с вами видим, что не все предложения и варианты готов принять утенок, возможно у него и мыслей таких не было. А теперь посмотрим, что предлагает нам птичий двор – социум и почему этого не принимает утенок. Причина здесь очевидна – различие ценностных приоритетов. Какие же выводы можно сделать? Чтобы адаптироваться «гадкому утенку», стать своим, ему необходимо, принять, правила, требования «птичьего двора», которые не всегда совпадают с ценностями, существующими в ближайшем окружении - семье.

И наша с вами задача, работая в дополнительном образовании, с первых дней пребывания детей в творческом объединении обучать их правилам общения и взаимодействия. Во многом зависит отношение ребенка к окружающим и от его внутреннего состояния, от самооценки. Низкая самооценка затрудняет контакты с людьми. Можно сказать, что это тоже явилось причиной непринятия гадкого утенка птичьим двором.

Нельзя забывать, что ученика нельзя принудить «быть хорошим». Хорошим он может сделаться только сам. Важно стремиться не к беспрекословной дисциплине – тишине и порядку, а к дисциплине творческой, направленной на овладение знаниями, умениями и навыками.

Очень важное качество педагога – умение видеть в проступке не хулиганство, а ребячьи далеко не всегда правильные, но вполне понятные мотивы: проявить себя перед товарищами, дать выход накопившейся энергии. Не следует резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины. Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дисциплины. Окрики, постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают и педагога и воспитанников.

Давайте попытаемся вместе разработать правила педагога для предупреждения конфликтных ситуаций.

  1. Правильно сформулировать цель воспитания.

Нередко педагог видит главную задачу воспитания на занятиях в пресечении нарушений дисциплины. А ведь первая задача воспитания – создать все необходимые условия для успешной работы, учебы, общения воспитанников.

  1. Учитывать при работе с детьми их индивидуальные особенности.

Один ребенок быстро овладевает новыми знаниями, другой медленно; один предпочитает незнакомую работу, связанную с преодолением трудностей, другой, наоборот, любит выполнять однообразные, хорошо знакомые обязанности. Одному перед началом работы, следует сказать об ответственности, а другого успокоить. Проступок одного можно разбирать в коллективе, с другим лучше беседовать с глазу на глаз. Дети отличаются один от другого и своей коммуникабельностью.

  1. Педагог должен расширять кругозор, ярко проводить занятие, давать задания, способные заинтересовать обучающихся, вовлечь их в коллективные творческие дела.

Все это поможет отвлечь детей от конфликта, будет способствовать разрешению спорных вопросов, работа в группах, в парах поможет лучше узнать друг друга.

  1. Проведение занятий в игровой форме.

Дидактические игры, игровое моделирование ситуаций поможет ребенку легче вступать в контакт с другими детьми и педагогом.

5. Правильная стимуляция школьников поощрением и наказанием. Недопустимо, например, поощрять и наказывать только за результат действия, игнорируя его мотивы. Если ребенок не проявил трудолюбия, прилежания, его не следует благодарить за успехи в учебе. Напротив, выполнение трудного задания новичком даже на троечку должно сопровождаться похвалой.

  1. Первое замечание провинившемуся всегда следует делать с глазу на глаз.

Несоблюдение этого правила быстро создает дурную репутацию учителю, приводит еще к более серьезным нарушениям дисциплины.

  1. Опора педагога в работе на неформальное объединение воспитанников.

Никакие официальные отношения не в состоянии регламентировать множество ситуаций, ежедневно возникающих в работе с детьми. Педагог не способен регулировать огромное количество мелких и крупных ситуаций общения школьников. Это и приводит к спонтанному формированию неформальной структуры коллектива. Неформальная группа стремится добиться поддержки педагога. Педагог, в свою очередь, добивается согласования интересов группы с требованиями всего коллектива.

  1. Организация досуговой деятельности.

Организация досуговой деятельности, игры, общение в неурочное время способствует формированию сплоченного коллектива, поможет ребятам наладить дружеские контакты.


Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на «ты», сказать: «А вот это не твоего собачьего ума дело», — и ваш партнер смягчится, как ошпаренный.

М. Жванецкий

Следует отметить, что практика взаимодействия в противоречивых ситуациях - соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах - сформировала и конструктивные традиции деятельности. Именно так, например, возникает специфический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический принцип - это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил, принцип честного соревнования, достойного ведения дискуссий, диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту. Соблюдение этого принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не
грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уважение человеческого достоинства оппонента или противостоящей коалиции и отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодействии» (Буш, 1985, с. 261-262).

Однако, как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия в конфликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.

Традиции классиков в этой области - Аристотеля, Шопенгауэра, Повар- нина - продолжены современными исследователями. В качестве примера фундаментальных исследований в этой области можно привести работы Ф. ван Еемерена и Р. Гроотендорста. Согласно их точке зрения, «каждый речевой акт имеет своей целью коммуникативный эффект, предполагающий понимание сказанного со стороны слушающего, и интеракциональный эффект, достижение которого означает, что слушающий примет речевой акт или определенным образом отреагирует на него»; тем самым «каждый речевой акт накладывает на человека, который его совершил, определенные обязательства» (ван Еемерен, Гроотендорст, 1992, с. 29). «Общий принцип коммуникации», обеспечивающий, по мнению авторов, всю вербальную коммуникацию, звучит следующим образом:

Будь ясным, честным, эффективным и точным», что подразумевает соблюдение следующих принципов: 1) «Не совершай непонятных речевых актов»; 2) «Не совершай неискренних речевых актов»; 3) «Не совершай избыточных речевых актов»; 4) «Не совершай бессмысленных речевых актов»; 5) «Не совершай речевых актов, которые не связаны соответствующим образом с предшествующими речевыми актами» (там же, с. 50-53).

Кроме того, из этих общих постулатов авторы выводят конкретные правила аргументативной дискуссии, являющейся, по их мнению, речевой коммуникацией, цель которой - содействовать разрешению спора, или конфликта во мнениях. Всего авторами сформулировано 10 правил дискуссии, а также описаны типичные ошибки, возникающие в связи с их нарушениями.

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия - это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 8.3 и 8.4), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации - «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т.

д. (Дерманова, Сидоренко, 1996).

Таблица 8.3. Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора

(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 210)

+
1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и сейчас» Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу
2. Вовлеченность Обе увлечены, наносят и получают сильные «удары» Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.
3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь» Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место
Таблица 8.4. Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора (цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 211)
+
1. Информативность Что-то узнал или получил, научился чему-то новому Не узнал ничего нового
2. Отреагирова- ние Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены
4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить

В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следующие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера; усиление послания (в случае неэффективности первой попытки); выражение пожелания или просьбы; назначение санкций; реализация санкций (Сидоренко, 1997).

Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргументации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической самообороны» и др. К техникам психологической самозащиты автор относит «технику бесконечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику испорченной пластинки», когда участник общения в ответ на не устраивающие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя своей позиции, повторяет одно и то же и т. д. (Сидоренко, 1995, с. 95-101).

К приемам конструктивного взаимодействия в конфликте мы вернемся при обсуждении проблем их разрешения.

Вза имоотношения общества и природы - воздействие человеческого общества (антропогенных факторов) на природу и природы (природных факторов) на здоровье и хозяйственную деятельность человека.

Виды воздействия человека на природу

Антропогенные воздействия - деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду.

Разрушительное (деструктивное) воздействие - человеческая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых лесов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот ве­ществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.

Ста билизирующее воздействие - человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.

Конструктивное воздействие - человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, восстановление численности редких видов животных и растений и т.д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицательным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное - положительным (позитивным).

. Косвенное (опосредованное) воздействие - изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека

Непреднамеренное воздействие является неосознан­ным, когда человек не предполагает последствий своей деятельности.

Преднамеренное воздействие является осознанным, когда человек ожидает определенные результаты своей деятельности.

Расширяющееся использование природных ресурсов вследствие роста населения и развития научно-техничес кого прогресса приводит к их истощению и увеличению загрязнения природной среды отходами производства и отбросами потребления. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам: 1) сокращение природных ресурсов; 2) загрязнение природной среды.

Степень воздействия человека на природу

Глубина экологических последствий воздействия человека на природу зависит от нескольких переменных: численности населения, стиля жизни и экологического сознания. Эту связь можно описать формулой:

Экологич. последствия = (числен. населения*стиль жизни)/ уровень экологич. сознания.

Экологический кризис. Экологическая катастрофа.

Несбалансированные взаимоотношения общества и при­роды, то есть нерациональное природопользование, часто приводят к экологическому кризису и даже экологической катастрофе.

Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) - экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья людей. Это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, обусловленное несоответствием размеров производственно-хозяйственной деятельности человека ресурсно-экологическим возможностям биосферы. Экологический кризис характеризуется не столько усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на об­щественное развитие.

Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) - экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения. Это природная аномалия, нередко возникающая на основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на при­родные процессы и ведущая к остронеблагоприятным экономическим последствиям или массовой гибели населения определенного региона.

Экологический кризис и экологическая катастрофа в зависимости от масштаба могут быть локальными, региональными и глобальными.