Самый загадочный блогер россии.

В 1910 году известный художник Илья Репин предложил своему другу писателю Корнею Чуковскому написать его портрет. Но Чуковский в ужасе отказался. К тому времени о дурной славе репинских работ уже знали многие.

«Иван Грозный и сын» и их натурщики

Одна из самых знаменитых картин Репина «Иван Грозный и его сын Иван», которую со временем все стали называть просто «Иван Грозный убивает своего сына», с начала своего создания приносила натурщикам только несчастья. Так вскоре после написания шедевра художник Мясоедов, позировавший Репину в образе царя, в ярости чуть не убил своего отпрыска. Кстати, сына Мясоедова звали, как и царевича, Иваном.
Жизнь красавца Всеволода Гаршина, с которого Репин рисовал царевича, тоже трагически оборвалась. Он покончил жизнь самоубийством, прыгнув в лестничный пролет. На том же самом виске, где незадолго до кончины алела обычная краска, теперь была самая настоящая кровь.
Кроме того, когда полотно заняло свое место в галерее, многие зрители жаловались, что созерцание шедевра вызывает у них неприятные чувства: гнев, печаль и даже истерику. А в 1913 году иконописец Балашов пришел на выставку с ножом. Он изрезал картину так, что ту пришлось долго реставрировать. Балашов был признан невменяемым и направлен в лечебницу для душевнобольных. Там он и скончался.

«Жертвы» Репина

«Жертв» репинской кисти настолько много, что это действительно ужасает. Среди них и русский поэт Федор Тютчев. Едва Репин закончил работу, Тютчев серьезно заболел и вскоре умер. Единственный прижизненный портрет композитора Мусоргского художник нарисовал всего за 4 сеанса. Спустя 10 дней Мусоргский скончался. «Портрет писателя Алексея Писемского» является одной из лучших работ Репина. Однако этот успех художника дорого стоил его натурщику. Картина была готова в 1880 году, а в 1881-м Писемского не стало. Бельгийская пианистка Луиза де Мерси-Аржанто умерла от рака в год написания своего портрета Ильей Репиным.
Кроме того, незавидная судьба постигла и персонажей картины Репина «Торжественное заседание Государственного совета». Через 2 года многие из них стали жертвами первой революции. Так генерал-губернатор Москвы и министр Плеве погибли от рук террористов.

Разгадка проста?

Несмотря на печальную участь многих натурщиков Репина, большинство специалистов не видят в творчестве выдающегося художника ничего мистического. Дело в том, что с объектами живописи, Репина знакомил собиратель предметов искусства Павел Третьяков. Тот заведомо знал о диагнозах некоторых знаменитостей, потому и торопился увековечить их образы на полотнах. Ярким примером тому служит портрет Мусоргского. Мусоргский был изображен художником уже во время болезни, о чем свидетельствует больничный халат, в который и облачен композитор. А картина, на которой запечатлена больная пианистка Луиза де Мерси-Аржанто, так и называется «На смертном одре». К тому же Илья Репин все-таки уговорил позировать для портрета и своего приятеля Корнея Чуковского, с которым ничего страшного так и не произошло.
Однако нелепую смерть русского хирурга Пирогова скептики так и не смогли объяснить. После написания своего портрета Репиным, 70-летний Пирогов отправился в стоматологический кабинет, где ему занесли инфекцию, от которой хирург впоследствии и скончался.

Еще в XV столетии Корнелий Агриппа Неттесхеймский писал: "Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал". Вряд ли кто-то будет спорить, что Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из величайших русских живописцев. Но — странное обстоятельство: многие, кому выпало честь стать его натурщиками, вскоре умирали…

Среди "жертв" художника оказались Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто. Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался… Правда, во всех случаях для смерти имелись какие-то объективные причины, но вот совпадение… Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна "Бурлаки на Волге", говорят, преждевременно отдали Богу душу…

Самая же жуткая история приключилась с картиной "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", которая в наше время больше известна под названием "Иван Грозный убивает своего сына". Даже уравновешенным людям при взгляде на полотно становилось не по себе: слишком уж реалистично была написана сцена убийства, слишком много было на холсте крови, которая казалась настоящей…

Когда полотно было выставлено в Третьяковской галерее, оно стало производить странное впечатление на посетителей. Одни перед картиной рыдали, другие впадали в ступор, с третьими приключались истерические припадки. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 года порезал холст ножом… Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер. Полотно же удалось отреставрировать.

Известно, что Репин долго раздумывал, прежде чем браться за картину об Иване Грозном. И не зря. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре

в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого звали Иваном, как и убиенного царевича. Образ же последнего писался с литератора Всеволода Гаршина, который впоследствии сошел с ума и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет…

Кстати, сама история о том, что Иван Грозный является сыноубийцей, является всего лишь мифом. Считается, что Иван Грозный убил сына в припадке гнева посохом в висок. Причины у разных исследователей называются разные: от бытовой ссоры до политических трений. Между тем, ни в одном из источников прямо не говорится о том, что царевич и наследник престола был убит собственным отцом!

Так, в "Пискаревском летописце" сказано: "в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича". Новгородская четвертая летопись сообщает: "Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе…" Причина смерти не называется.

В 60-е годы прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного и его сына. На черепе царевича отсутствовали повреждения, характерные для мозговой травмы. Следовательно, сыноубийства не было?! Но откуда тогда взялась легенда о нем?

Есть версия, что ее автором является монах-иезуит Поссевин. Последний был отправлен в Москву послом от Папы Римского. Тот предложил Православной церкви перейти под власть Ватикана, однако не встретил у русского царя поддержки. Поссевин, меж тем, стал очевидцем семейного скандала. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за "непристойный вид" — не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него, и Иоанн-младший боялся, что потеряет и третью, так как отец ее просто убьет. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок…

Кстати, при эксгумации в костных тканях царевича были найдены остатки ядов, что может указывать на то, что Иоанн-младший скончался от отравления (что в те времена было не редкостью), а вовсе не от удара твердым предметом!

Тем не менее, на картине Репина изложена именно версия сыноубийства. И изложена с таким необычайным правдоподобием, что невольно веришь в то, что все происходило на самом деле. Отсюда, видимо и "убийственная" энергетика.

Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно "Торжественное заседание Государственного совета". Картина была завершена к концу 1903 года. А в 1905 году грянула первая русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных на полотне госчиновников. Одни лишились постов и званий, а другие и вовсе поплатились жизнью. Так, министр В. К. Плеве и великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были убиты террористами.

В 1909 году художник по заказу Саратовской городской Думы нарисовал портрет премьер-министра Столыпина. Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве.

Кто знает — быть может, не будь Илья Репин так талантлив, таких трагических последствий могло и не случиться…

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной-Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства. / «Монахиня»(1878). Государственная Третьяковская галерея. Автор: И.Е.Репин. В искусстве живописи рентгеновские лучи позволяют узнать о старинных картинах много интересных фактов. Приоткрывая тайную завесу, они помогают забытым героям обрести их истинные имена, разоблачают подделки, а так же выявляют неведомые картины под известными шедеврами. Так, к примеру, рентген-анализ полотна «Монахиня» Ильи Репина неожиданно показал, что при его создании позировавшая девушка была одета в бальное платье, а вместо четок в ее руках был веер, что и было выявлено под верхним слоем краски благодаря рентгенографии. Как же светская женщина оказалась в черном монашеском наряде? Эта увлекательная история - далее в обзоре. В прошлом году в Третьяковской галерее состоялась выставка под названием "Тайны старых картин". Экспонаты запасников, хранящие легенды и загадки, вызвали немалый интерес публики, а сама выставка имела грандиозный успех. Предистория первого варианта картины И.Е.Репина «Монахиня»(1878).

«Монахиня»(1878). Государственная Третьяковская галерея. Автор: И.Е.Репин. Портрет датируется 1878 годом, внимательно присмотревшись к которому, можно увидеть несоответствие наряда и выражения лица девушки. Ее смиренной монахиней вряд ли можно назвать.

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной, урожденной Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства. Автор: И.Е.Репин. Будучи начинающим живописцем и студентом Академии художеств, Репин жил по соседству с семьей архитектора А.И. Шевцова, у которого было две дочери. Многие считали, что Репин увлекся старшей - Софьей, но в 1872 году Илья женился на младшей - юной Вере.

«Портрет жены художника - Веры Алексеевны Репиной». (1876). Государственный Русский музей. Петербург Автор: И.Е.Репин. Софья же, по иронии судьбы, стала женой его родного брата - Василия, студента петербургской консерватории. Илья не раз писал портреты Софьи Алексеевны, один из которых хранится в Киевском национальном музее русского искусства. Из мемуаров племянницы художника достоверно известно, что был еще один портрет свояченицы, позировавшей живописцу в бальном платье, и что во время одного из сеансов Софья и Илья крепко рассорились. И художник, будучи эмоционально неуравновешенным и легко воспламеняющимся, одним махом превратил нарядную героиню своего полотна в монашенку. Под черное одеяние он спрятал пышную прическу, бальное кружевное платье и веер. Это был всплеск эмоций, захлестнувший художника.

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной». / «Монахиня». (1878). Автор: И.Е.Репин. В подтверждение правдивости слов мемуаристки сделанная рентгенограмма картины показала это на нижнем слое, который был не счищен автором. И что интересно: истинные отношения Софьи Шевцовой и Ильи Репина остались тайной. Так же как и реакция Софьи на поступок художника. Покрыто тайной времени осталось и то, был ли в отношении этого портрета осведомлен Павел Третьяков, который приобрел его для своей коллекции.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.

сайт покопался в коллекции художественного музея и выбрал 10 картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поход в Третьяковскую галерею.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин

Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

«Неравный брак» Василий Пукирев

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине - любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, - сам художник.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков

Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне - сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой - ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине - странник, в лице которого читаются черты художника.

«Не ждали» Илья Репин

На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная - недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.

В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.

«Троица» Андрей Рублев

Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

«Неизвестная» Иван Крамской

Место действия картины сомнений не вызывает - это Невский проспект в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, назывались имена известных дам света. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.

В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской Сикстинской мадонной - идеалом неземной красоты и духовности. И висела в каждом приличном советском доме.

«Богатыри» Виктор Васнецов

Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.

К слову сказать, Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Состарившись и закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.

«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин

Картина «Купание красного коня», поразившая современников своей монументальностью и судьбоносностью, принесла художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика - художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. ...В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».

«Царевна-Лебедь» Михаил Врубель

Картина была написана в 1900 году на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы, поют, как птицы, а Надя - как человек!» - говорил о ней Врубель.

Картины Ильи Ефимовича Репина – это подлинное наследие русской живописи 19 века. Их можно рассматривать часами, вглядываясь в каждую деталь. Многие работы художника до сих пор окутаны ореолом тайн и загадок. Среди самых известных "загадочных" полотен Репина: "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", "Торжественное заседание Государственного совета", "Бурлаки на Волге". Но об одной весьма скандальной картине народ знает мало.

Илья Репин, “Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года”, 1903

Это "Парижское кафе", написанное Ильей Ефимовичем в 1874 году. На тот момент художник с семьей проживал в Париже, куда его отправили как лучшего ученика от Императорской Академии художеств. Поначалу Репин переживал тяжелый культурный шок: столица Франции его угнетала, и все в ней не нравилось живописцу, но спустя некоторое время он все же влюбляется в этот город, восхищаясь его жителями, их обликом и манерами.

"А между тем я ужасно заинтересован Парижем: его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте. Особенно костюмы парижанок! Этого описать невозможно…"

На волне своего восхищения Парижем художник решает написать большую картину, взяв за основу пеструю публику одного старого кафе на бульваре Клиши. Поскольку Репин увлеченно работает над новым полотном и пишет всех героев с натуры, его карманы стремительно пустеют. По собственному признанию художника, здешние модели работали с мастерством настоящих актеров, но стоили дорого – 10 франков в день.

Илья Репин, эскиз к картине “Парижское кафе”, 1875

Илья Ефимович попытался было поправить свое бедственное положение, начав писать небольшие картинки, жанры из парижской жизни, но они плохо продавались. Тогда, узнав о финансовых трудностях художника, ему написал купец Третьяков и предложил написать портрет Алексея Константиновича Толстого. Отчасти это был не только жест благотворителя: Третьякову давно хотелось обзавестись портретом последнего. В свою очередь Репин намекнул на возможность покупки у него портрета Тургенева, и Третьяков согласился. К сожалению, работа с Иваном Сергеевичем именитому покупателю не понравилась и он не стал переводить еще 1 000 франков (сверх уже выплаченной за текущие труды). Но и этой суммы хватило, чтобы Илья Ефимович с семьей могли спокойно жить, а сам мастер – работать.

Скандал вселенского масштаба

Завершив работу над "Парижским кафе", Илья Репин решает выставить ее на главном вернисаже Парижа в 1875 году. Любопытно, что всего работ на выставке было больше пяти тысяч, и картину Репина повесили чересчур высоко, но через 3 дня она заинтересовала одного приезжего американца. Он был готов купить полотно, но запрошенная художником цена оказалась слишком велика.

Илья Репин, “Парижское кафе”, 1875

Тем временем Архип Куинджи успел раструбить в Петербурге о "провальной" картине Репина. Больше всего критики досталось художнику от его старого друга и учителя Крамского. Иван Николаевич написал в Париж гневное письмо, в котором называл его взгляд на искусство неокрепшим и почти предательским относительно национального достоинства:

"Я не скажу, чтобы это не был сюжет. Еще какой! Только не для нас: нужно с колыбели слушать шансонетки, нужно, чтобы несколько поколений раньше нашего появления на свет упражнялись в проделывании разных штук. Словом, надо быть французом…"

Позже Иван Николаевич даже приедет в Париж, чтобы спасти друга, но к общему знаменателю они так и не придут.

Секреты картины

Главные тайны полотна заключаются в замечательной ретроспективе и замерших на картине реальных людях. Так, известно, что для центрального женского персонажа "Парижского кафе" позировала самая настоящая звезда - певица, шансоньетка и прима "Théâtre des Bouffes-Parisiens" Анна Жюдик. Художник много раз переписывал облик своей героини, меняя то позу, то выражение лица, то степень сходства с оригиналом. Последний раз он изменил ее перед самой продажей в 1916 году. Почему? Это осталось загадкой.