Современное концептуальное искусство: хеппенинг, перформанс, инсталляция.

За последние полвека искусство претерпело колоссальные изменения, но, к сожалению, не в лучшую сторону. После внимательного прочтения данной статьи вы узнаете про перфоманс, что это такое и чем он отличается от традиционного искусства.

Перфоманс - что это значит?

Данное понятие весьма растяжимое, перфомансом можно окрестить всевозможные публичные акции . Например, знаменитый заокеанский живописец Джексон Поллак постелил на дороге ватман, стал на него голыми ногами и разбрызгал на бумаге разноцветные краски, а российский живописец Олег Кулик вжился в образ человека-пса и бросался, на людей громко рыча.

Есть несколько определений термина «перфоманс» :

  • Модель искусства, в котором основное действие составляет один или несколько человек;
  • Небольшое театральное представление, которое показывает профессионал с маленькой группой добровольцев. Обычно выступление происходит практически без слов, потому что главное в перфомансе - визуальная часть;
  • В первую очередь он ориентирован на визуальное восприятие, перфоманс является своеобразным синтезом различных эффектов, громкой музыки и театра.

В перфомансе сам художник является произведением искусства.

Что такое перфоманс в искусстве?

В основу данного искусства положено действие человека. Если в иных течениях искусства основную роль играют статуи и картины, то в перфомансе творением искусства считается сам индивид. Совсем недавно перфоманс стали связывать с хореографией и театром, но в истинном виде его считают взаимодействием созерцателя и талантливого автора. С помощью своего тела человек старается передать зрителям свои замыслы, мысли и чувства.

Очень часто схожего рода выступления становятся полной неожиданностью для прохожих. Совсем не подготовленный созерцатель сразу может не осознать, что происходит. Перфоманс очень высоко ценит как эксперта данного искусства не только постоянного зрителя, но и случайного прохожего. По данной причине перфомансы показывают не на профессиональной сцене, а чаще всего на улице.

Чем отличается инсталляция от перфоманса?

Многие люди знают такие слова как перфоманс и инсталляция. Но, к сожалению, не часто можно услышать положительные отзывы об данных модных направлениях. Так чем же отличается перфоманс от инсталляции? И какие определяют перед собой цели и важные задачи живописцы, действующие в данных направлениях.

Слово «инсталляция » произошло из английского языка из глагола «to install», что в переводе на русский язык означает - «устанавливать», что в какой-то степени изображает технические критерии выработки инсталляции: её не «изображают» и не «сочиняют», а именно определяют, образовывают и собирают из раздельных разрезанных фрагментов.

Искусство инсталляции - пространственная композиция, сделанная живописцем из разнообразных элементов:

  1. Зрительной информации;
  2. Текстовой информации;
  3. Естественных объектов;
  4. Индустриальных мануфактур;
  5. Индустриальных изделий;
  6. Объектов быта.

Разнообразные возведения алтарного вида в культурных помещениях считаются самыми античными предшественниками инсталляции. Множество инсталляционно-подобных вещей было в разное время, а особенно в эпоху стилей рококо и барокко. Инсталляция, всё-таки, систематизировалась и жанрово была осмыслена совсем недавно, когда почти полностью разрушились образные и жанровые рубежи внутри искусств.

Родоначальниками инсталляции были сюрреалист и дадаист из Франции Марсель Дюшан .

Наравне с предметами, акциями, хеппенингами, перфомансами, инвайронментом и лэнд-артом, инсталляция являет своего рода плавающий, в жанровом и пластичном отношении, вид занятий, где преобладающими являются предопределяющий жест, живописец и расширенный отрывок проецирования.

Основные элемента перфоманса

Он содержит в себе 4 основных элемента, которые выделяют перфоманс на фоне остальных классических объектов искусства, таких как изваяние или холст.

К данным элементам причисляются:

  • Сам исполнитель;
  • Одновременное взаимодействие случайного свидетеля и гениального исполнителя;
  • Время;
  • Пространство.

Опираясь на эти элементы, можно с уверенностью утверждать, что перфоманс - это некое живое изображение, продемонстрированное зрителям в определённый час и в определённом месте. Он предполагает обусловленный план, где с точностью продуманы все мельчайшие движения. Автор облачает себя в образ какого-нибудь героя и чётко следует определённому типу поведения, который дозволяет сформулировать идею его выступления при помощи разнообразных атрибутов, поз и жестов.

При этом прохожие не завлекаются в данный процесс, а являются только зрителями . Очень часто герой нашей статьи представляет собой сатирическое действие, рассчитанное на весьма сильное впечатление случайного свидетеля.

Какие бывают виды перфоманса?

Обычно он бывает нескольких типов и в первую очередь зависит от поставленной задачи и значения выступления. Чаще всего зрителям предлагают увидеть современное исполнение, но лишь иногда на городских улочках возможно наблюдать такие своеобразные действия, как провокационный или соц-арт перфоманс.

В первом случае выступление основывается на желании исполнителя изобразить истинную достоверность всего, что происходит на данный момент. Во втором случае показать зрителям свой неукротимый нрав и пробудить у людей сильное потрясение от просмотренного или даже ввести зрителя в состояние шока.

Чем перфоманс отличается от классического искусства?

Главное различие классического искусства от современного перфоманса состоит в предмете творения. Если в классическом искусстве в центре заинтересованности стоит безличный объект (холст, изваяние), сотворённый талантливым исполнителем, то в перфомансе основным является сам исполнитель.

Если спектакль требует длительной репетиции, то перфоманс хотя и обдумывается до мелочей, но предполагает самопроизвольные деяния и эффект полной неожиданности в час выступления. В перфомансе напрочь отсутствует известное всем понятие «главная роль».

За последние десятилетия в современном искусстве стали появляется всевозможные течения в данной статье мы приоткрыли завесу тайны и узнали про перфоманс, что это такое действие, в котором сам исполнитель является произведением искусства.

Видео-перфоманс «Хочу шубу»

В этом ролике художник Вероника Орлова покажет «кровавый перфоманс» на площади в Санкт-Петербурге в защиту пушных животных, из которых человек изготавливает меховые изделия:

Как перфоманс, так и инсталляция являются частью современного искусства и рассчитаны на демонстрацию их зрителям. Бывает, человеку трудно уловить разницу между этими понятиями. Но увидев хоть раз оба действия, все становится предельно ясно. Так разница данных понятий может быть объяснена на простом примере дерева.

Когда человеку предложили посмотреть на цветущее дерево и насладиться его красотой и ароматом - явный пример инсталляции. Человек наблюдает за статичным предметом и уже свершившимся фактом, в этом случае - цветения. А вот в случае, если зрителю предложат ознакомится с процессом укоренения, полива, роста и только впоследствии цветения - это уже будет что-то вроде перфоманса. При этом все действия по уходу за деревом будет выполнять один человек. Но, от простых примеров перейдем к высокому и обозначим термины и разницу между ними, как это понимают художники.

Что такое перфоманс?

Современное искусство трактует понятие перфоманса как персональную, единоличную реализацию человеком задуманного плана и своей роли в нем. При этом обязательно личное присутствие творца сюжета, как правило, авторы лучше могут донести задумку до зрителя. Главнейшей составляющей перфоманса принято считать движение. Движение может быть как активным, так и едва заметным, главное - реализация и достижения желаемого автором эффекта.

Бытует мнение, что перфомансы неповторимы, показав однажды действие в одном месте, с одними декорациями и обстановкой, автор не может просто физически повторить тоже самое во второй раз. Ведь даже малейшая деталь, такая как порыв ветра, разное освещение или вздох действующего лица может кардинально поменять представление смотрящего о всем перфомансе. Многие предпочитают показ перфоманса под музыку или же человеческую речь, в случае когда звучит голос автора - он записан и проигрывается, но возможно и присутствие в действии голоса, принадлежащего другому человеку, который находится вне видимости зрителей.

Что такое инсталляция?

В мире современного искусства под инсталляцией подразумевается художественная композиция, зачастую это пространственный предмет . Автор создает свое творение из отдельных и абсолютно разных элементов. В качестве материалов художники используют предметы природного происхождения, одежду, средства быта и на этом данные перечень не заканчивается. Все, что попадет под руку и покажется подходящим автору, может стать частью инсталляции. При этом автор может специально сочетать неподходящие друг к другу вещи, но в конечном итоге выходит довольно гармоничный и продуманный результат. Вообще-то объектом инсталляции может стать и единичный, хорошо известный и знакомы всем предмет быта.

Как правило, при показе такого предмета идет расчет на то, что обыденная вещь заиграет новыми красками, в необычном для нее месте и окружении, например на выставке. Также становятся популярны инсталляции, которые демонстрируются с технологическими новшествами, это могут быть: презентационные и видео инсталляции, создаются они с помощью лазеров и другой оптической техники.

Разница понятий инсталляции и перфоманса

Основная отличительная черта этих понятий заключается в том, что инсталляция, как предмет искусства может быть представлен публике без присутствия его творца. Это может происходить на выставке или же путем ее трансляции на цифровых носителях. А вот представление зрителям перфоманса невозможно без присутствия автора, так как автор является неотъемлемой частью этого действия.

Одновременно инсталляция может выступать частью перфоманса, находясь на одной сцене, к примеру, в роли декорации или необходимого атрибута. Но, главную роль в перфомансе играет все же человек, а точнее его действия и движения.

Довольно часто инсталляция записывается на цифровой носитель и транслируется на экранах кинотеатров, рекламных баннерах и других, подходящих для этого средствах информации. При показе перфоманса - главным условием считается личное присутствие зрителя, его контакт с творцом и представлением, которое проводится автором в задуманном месте и в рамках самобытной идеи, которая с трудом поддается идентичному воспроизведению в последующие разы. При попытках записать перфоманс и в дальнейшем представить его на обозрение посредством теле и кино экрана, теряется вся эффектность происходящего и сглаживается впечатление от действия.

Конечно можно теоретически понять разницу в данных понятиях искусства, но по настоящему ее осознать можно лишь став воочию свидетелем этого действия.

Этот вид развлечений стал популярен в Москве не так давно, ведь и сами перфомансы – последователи классических квестов, появились в России в 2013 году. Микс и испытаний, задач и головоломок, обычно строится по сюжету фильмов и книг. По данным сервиса «Афиша Квесты», сейчас в Москве работает около 110 перфомансов.

Чем отличается перфоманс от классического квеста?

Условия для перфоманса обычно такие же, как и для квеста: закрытое пространство, состоящее из нескольких комнат, выбраться из которых можно лишь тогда, когда решено определенное количество заданий. У команды игроков обычно есть 60 минут, чтобы покинуть площадку – иначе игра будет считаться не пройденной.

Главное отличие перформанса от классического квеста – наличие актеров на площадке. Вас почти всегда ждет тактильный контакт, который, кстати, можно сразу обсудить с администратором и попросить актеров слишком часто не заключать вас в объятия.

Вурдалаки, вампиры, стриптизерши, сотрудники полиции, врачи, сумасшедшие, феи, волшебники, призраки или даже пришельцы – вместе с вашей командой в пространстве квеста будет находиться еще кто-то. При этом актеры перфоманса не обязательно будут вам мешать проходить препятствия или решать задачи: иногда «жители» замков и лабиринтов могут помогать игрокам пройти испытание и справиться с трудностями.

Еще одно важное отличие: если в квестах главная задача заключается в решении заданий и прохождении испытаний в ограниченное время, то в перформансах упор сделан на получении эмоций и ощущений. Например, в квесте «Чистый разум» можно буквально редактировать исход игры и попробовать себя в качестве «режиссера»: актеры тоже будут вас слушаться.

Какие бывают перфомансы?

Часто сюжетом для перфоманса служит страшная, охлаждающая кровь в жилах история. Это может быть сценарий любимого ужастика, романа, детектива, спектакля, мюзикла или переработанная страшная легенда. При этом перфоманс не всегда строится на страхе – некоторые квесты с актерами ориентируются и на другие, более приятные эмоции. Это может быть и сексуальное влечение, и азарт, и восторг.

Мистический квест, с которого стоит начать знакомство со страшными перфомансами – «Тайна поместья-2». Кроме старинной мебели, картин, гнетущей музыка и полумрака, настоящим откровением станет игра актрисы. Пластика движений девушки, возможно, натолкнет вас на мысль, что тело актрисы лишено костей.


Особую роль в эмоциональной составляющей перфоманса играет грим актеров. Если он сделан качественно, продуман до мелочей, то и впечатлений от игры будет море, а когда вы пересмотрите фото после прохождения, результат увидите буквально на лице.

Кто ходит на перфомансы

На перформансы чаще всего ходят компаниями, средний возраст игроков – 16-35 лет. У перфомансов почти всегда есть ограничения по возрасту: они обусловлены тем, что подавляющее большинство площадок – страшные, и рассчитаны на игроков 16+ или даже 18+. Есть перформансы и для участников от 14 лет, но в основном это игры с актерами, построенные на детских сюжетах или адаптации уже существующих перфомансов.

Очевидно, что команды, предпочитающие перфомансы, отправляются на игры за адреналином. Его количество в крови можно контролировать, выбирая разные уровни контакта с актерами. Режим «Лайт» – это отсутствие физического контакта с актером, «Медиум» – по отношению к команде допускается умеренный контакт (потрогают пару раз и отпустят), «Хард» – по отношению к участникам применяется полный контакт со стороны актера.

Стоимость перфоманса обычно зависит от дня недели, времени суток и количества игроков, поскольку чем больше человек в команде, тем больше нагрузка на актеров. Средняя цена игры в Москве – 5-6 тыс рублей за команду из 4 человек.

До ХХ века считалось, что искусства должно отражать реальность, воспроизводить ее, то есть удваивать. В ХХ веке искусство начинает ориентироваться на отражение внутреннего мира человека, в основе нового искусства оказывается идея самовыражения художника. Эта тенденция нашла поддержку в тех направлениях современной философии, в которых отразилось крушение Просвещенческих идеалов («философия жизни», экзистенциализм).

Для эстетики постмодернизма характерна максимальная самодостаточность произведения искусства, оно все в меньшей степени направлено на то, чтобы быть просто отражением реальности. Дисгармоничность и алогизм, мозаичность, фрагментарность, эклектизм, отсутствие целостности, энтропия, абсурд, хаос, случайность, анархия, ирония, двусмысленность, игра без правил, однодневность – все это характеризует эстетику постмодернизма.

Чертами современного искусства являются отказ от стиля и «смерть» автора (что означает, что автор не является единоличным творцом произведения), на его место приходит безликий скриптор, который лишь комбинирует уже написанные цитаты, а не создает новое, тем самым, не являясь творцом; важность фигуры читателя (который интерпретирует текст и вкладывает смысл в написанное скриптором); интертекстуальность (этот термин был введен Ю. Кристевой в 1967 г. для обозначения свойства текстов, выражающееся в наличии связей между ними, благодаря которой они явно или неявно отсылают друг к другу, ссылаются друг на друга. Примером интертекстуальности могут служить образы Вильгельма Баскервильского и его ученика Адсона из романа У. Эко «Имя розы», которые отсылают к детективным произведениям А. Конан-Дойла); изживание произведений искусства классического типа; вульгарный язык изложения; включения зрителя, читателя в творческий процесс; безразличие к претензии называться искусством; реабилитация эстетических принципов, которые ранее отвергались таких как эклектизм, плагиат, дилетантизм и банальность; сближение с философией и сближение с жизнью (особенно это характерно для перформанса и хеппенинга).

Перфоманс – это искусство мгновения, соединение искусства и не-искусства, свойствами которого являются абсурдность, провокативность, эпатаж. Хеппенинг, инсталляция, реалити-шоу – явления, близкие к перфомансу. Перформанс может быть символизацией как обыденных, банальных действий, так провокативных акций, которые совершаются на материале политики. Считается, что музыкант Дж. Кейдж был первым, кто назвал свое произведение-действие перфомансом, когда исполнял на сцене «4`33``» - 4 минуты 33 секунды тишины. Одним из первых перфомансов можно считать философский перфоманс Диогена Синопского «Ищу человека!»



Инсталляция представляет собой застывший перфоманс, основоположниками этого явления в современном искусстве можно считать М. Дюшана и сюрреалистов. Примерами инсталляций являются застывшие перфомансы А.А. Вознесенского, инсталляция группы «Гнездо» «Мы качаем красный насос».

Хеппенинг представляет собой своего рода непрофессиональный театр. В отличие от перформанса он не предполагает спланированного сценария и не нуждается в сценарии и режиссере. Хеппенинг близкок перфомансу в плане освобождения от художественного языка, однако перфоманс не предполагает импровизацию, в то время как хеппенинг не существует без нее: импровизация идет от зрителей, которые включены в совместный творческий процесс, интерактивность – его важная черта. Хеппенинг – это постмодернистский театр, где профессионализм актеров не имеет значения, где игра актеров не оценивается; хеппенинг не отражает психологизма и глубины переживаний, поскольку это является языком профессионального театра. Он рассчитан на спонтанные акции исполнителей, на активное участие зрителей и направлен на то, чтобы сломать барьер, отделяющий зрителя от сцены. Хеппенинг предполагает участие профессиональных актеров и зрителей, включенных в спектакль – за счет этого происходит стирание границ между искусством и жизнью. Он объединяет в себе фрейдисткие мотивы (апелляция к бессознательному человека) и экзистенциальные.

Суть концептуального искусства заключается в идее, концепции. Главное не исполнение, не материальная составляющая объекта искусства, а идея, лежащая в его основе. Концептуализм представляет собой тенденцию к изживанию материала и произведения. Зачастую концептуализм характеризуют абсурдность, рассчитана на взрыв эмоций, тривиальность простота, монотонность, приземленность, кустарность, камерность, нонконформизм, протест, экзистенциальность. Примерами концептуализма в России являются творчество И. Кабакова, А. Монастырского, И. Чуйкова, В. Пивоварова.



Концептуалистское искусство задает сложную задачу зрительскому сознанию и привычкам. Но, вероятно, концептуалистские произведения вызывают определенный дискомфорт у зрителей не столько из-за непривычного или раздражающего внешнего вида, сколько из-за предлагаемых им непривычных правил восприятия или из-за избыточной «интерактивности». Художники-концептуалисты решительно отказываются опираться на непосредственное восприятие, взывать к эмоциональному сопереживанию или к традиционным эстетическим оценкам. Их произведения ничего не выражают в том смысле, что лишены специфических примет художественной выразительности. Они требуют от зрителя определенных аналитических и психологических усилий, а также предрасположенности к рефлексии.

Пример концептуальной поэзии В. Некрасова:

я помню чудное мгновенье

Невы державное теченье

люблю тебя Петра творенье

кто написал стихотворенье

я написал стихотворенье.

Природа все реже становится объектом творчества современных художников, что свидетельствует об урбанизации и дегуманизации жизни человека, о прекращении творческого диалога человека с природой.

Отразите Ваши представления о современном искусстве в реферате.

Примерные вопросы

Если во время прогулки по городу вы увидели группу людей, совершающих необычные действия, не торопитесь делать выводы. Вероятно, вы стали зрителем перфоманса, а значит соприкоснулись с современным искусством.

Это художественное направление появилось не так давно, но уже успело получить широкое признание и завоевать много поклонников. Что же такое перфоманс? Чем он отличается от традиционных форм искусства?

Что означает слово «перфоманс»?

Происхождение термина связано с английским словом performance , которое переводится как «выступление, исполнение» . Пионером данного направления был американский композитор и художник Джон Кейдж. В 1952 году именно этим словом он обозначил свое представление «4′33″», называемое иначе «4 минуты 33 секунды тишины».

Как одна из форм искусства перфоманс стал широко использоваться в 1960-х годах и до сих пор остается востребованным среди ценителей музыки, живописи и театра.

Что такое перфоманс?

В основе перфоманса лежит действие исполнителя. Если в других направлениях искусства главную роль играют картины, скульптуры, другие осязаемые предметы, то в перфомансе произведением становится сам автор. Иногда это понятие связывают с танцами, театральными представлениями, балетом, но в чистом виде перфомансом считают взаимодействие исполнителя со зрителем.


При помощи собственного тела автор старается передать свои эмоции, определенные идеи и мысли, выстраивая некий незримый мост между собой и наблюдающими.

Нередко подобные представления становятся совершенно неожиданными для сторонних людей. Если зритель не подготовлен, он может не сразу понять, что происходит на самом деле. Между тем, в перфомансе высоко ценится мнение каждого человека – как знатока современного искусства, так и случайного прохожего.

По этой причине такие выступления нередко проводятся не на сцене, а в общественных местах, обычно – на улице.

Базовые элементы перфоманса

Перфоманс включает в себя четыре базовых элемента, которые выделяют его на фоне таких традиционных предметов искусства, как живопись или скульптура. К этим элементам относятся тело исполнителя, взаимодействие между автором и зрителем, место и время. Основываясь на них, можно сказать, что перфоманс – это живая картина, представленная публике в конкретном месте и в конкретное время.

Перфоманс предполагает определенный сценарий, где продуманы даже самые мелкие движения. Исполнитель примеряет на себя роль персонажа и следует какой-то поведенческой модели, которая позволяет выразить идею его представления с помощью жестов, поз, каких-то символических атрибутов.


При этом посторонние люди не вовлекаются в процесс, а являются лишь наблюдателями. Часто перфоманс представляет собой пародийное, ироничное действо, рассчитанное на эпатаж и произведение впечатления на зрителя.

Какие бывают виды перфоманса?

Перфоманс бывает нескольких видов, что зависит от смысла и цели представления. Чаще всего аудитории предлагается концептуальное (классическое) исполнение, но иногда на улицах можно увидеть такие оригинальные действа, как соц-арт-перфоманс или провокативный перфоманс.

В первом случае представление строится на желании автора показать реальную достоверность происходящего, во втором случае – продемонстрировать свой необузданный характер и вызвать у зрителя потрясение от увиденного, даже шок.

Чем перфоманс отличается от традиционного искусства?

Основное отличие перфоманса от традиционного искусства заключается в объекте произведения. Если в классике в центре внимания находится обезличенный предмет (картина, статуя), созданный неким автором, то в перфомансе главным является сам автор.

Если театр требует отрепетированности сцены, то перфоманс хоть и продумывается до деталей, но предполагает эффект неожиданности и спонтанных действий во время представления. В нем нет такого понятия, как роль.


То, что делает исполнитель, является, скорее, определенной поведенческой моделью, то есть во время представления он в действительности переживает созданную им ситуацию и глубоко погружается в реальность.