Сравнительная характеристика онегина и ленского воспитание. Онегин и Ленский: воспитание и образование

1. Начало дружбы Ленского с Онегиным
2. Отношения с семейством Лариных
3. Дуэль

В романе А. С. Пушкина мы знакомимся с двумя молодыми людьми, образованными дворянами, достаточно богатыми для того, чтобы праздно проводить время и не зависеть ни от кого. Это Онегин и Ленский. Они познакомились в деревне; их поместья находились по соседству, и прибыли туда мужчины примерно одновременно: Онегин из Петербурга, а Ленский – из Германии, где он учился в университете. Евгений не понравился соседям: он не хотел с ними общаться и не говорил «да-с» и «нет-с». А Владимир, напротив, многим понравился, особенно девушкам.

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Евгений, разумеется, не был столь же образован: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Конечно, это ирония, но все же университета Онегин не оканчивал и стихов писать не умел. Основное его умение было в обольщении женщин, Онегин был избалован женским вниманием, праздным образом жизни, ведь большую часть своей жизни он проводил на балах и в развлечениях.

Ленский же не был испорчен высшим светом, он сохранил в своей душе возвышенные идеалы чести, любви и дружбы. Всю восторженность своих чувств, свою искренность Ленский выражал в поэзии, он не только увлекался творчеством великих поэтов, но и сам писал стихи. Ленский и Онегин не говорили о пиршествах и балах, так как Ленскому всё это было чуждо, а Онегину надоело. Молодые люди много спорили обо всем на свете: о добре и зле, о смысле жизни и о смерти…Онегин относился к Ленскому снисходительно, с улыбкой слушая его восторженные беседы, не пытаясь вставить свое «охладительное слово», считая, что с возрастом наивность Ленского исчезнет сама собой.

За молодого и красивого Ленского многие родители хотели бы выдать замуж своих дочерей, поэтому он всегда был желанным гостем во всех имениях, но Ленский искал не сердечных приключений, а сердечной дружбы, духовной близости, признания, наконец. Поэтому он сдружился с Онегиным:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Поэт даже в шутку замечает, что эта дружба образовалась от «делать нечего» (я думаю, что в шутку, потому что Пушкин сравнивает своих героев с самим собой, а все мы знаем, каким прекрасным другом был Александр Сергеевич!). Конечно, на первых порах различие во взглядах молодых людей отталкивало, затем эта разница, наоборот, нравилась им:

Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.

Отношения с семьей Лариных тоже по-разному характеризуют героев поэмы. Владимир очарован Ольгой, сестрой Татьяны. Он давно увлечен ею и именно ее мечтал бы видеть своей невестой. Ленский часто бывает в доме у Лариных, чему удивляется Онегин, считая такое времяпрепровождение Ленского скучным. И вот Ленский приглашает Онегина с собой в дом Лариных, где и происходит знакомство с Татьяной. Онегин, успевший повидать немало красавиц, обращает внимание на Татьяну: «Неужто ты влюблен в меньшую?»

Онегин проявляет себя как более опытный человек, умеющий разбираться в людях. Вкусы друзей расходятся даже в выборе женщин. Романтик Ленский увлекается внешними качествами Ольги, ее легкостью и веселостью, не замечая того, что она заурядна и не очень умна. Он верит в верность Ольги, в ее любовь и строит планы на счастливое будущее. Онегин же, умудренный опытом, ценит женщин за другие качества, ему более интересны глубокие и скромные девушки, в Татьяне он замечает прекрасную душу, благородство и нежность, считая, что она может стать прекрасной женой, способной быть верной своего мужу и любящей его до конца своих дней. И он не ошибается в этом. Мы в этом убеждаемся в финале романа, когда во время последнего свидания она доказывает свою верность мужу, говоря: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

В сцене именин Татьяны Евгений проявляет себя не с лучшей стороны: он ведет себя некрасиво и бессердечно, любезничая с возлюбленной друга, приглашая ее на мазурку и нашептывая ей «какой-то пошлый мадригал». Горячий и романтичный, Владимир не может извинить поведение своего друга и вызывает его на поединок. Онегин ведет себя хладнокровно, спокойно принимая вызов. Хотя сам себя он ругает за то, что так зло пошутил с Ленским:

Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно…

Все дело в том, что он был слишком раздражен, видя толпу презираемых им соседей, растерянность и взволнованность Татьяны, и был зол на Ленского, который обманом завлек его на это сборище. Бесспорно, Ленский погорячился с вызовом дуэль, Онегин же слишком равнодушно отнесся к ней. Евгению следовало бы извиниться перед своим другом, и дело бы разрешилось мирным путем. Онегин понимает, что он старше Владимира и должен был быть осмотрительнее его, остудив его пыл, не принимая дурачество молодого поэта. Теперь же отменить дуэль Онегин не мог, так не хотел «хохотни глупцов», к тому же в деле участвовал старый дуэлянт Зарецкий: «Он зол, он сплетник, он речист…». После того, как Ленский был убит, Онегин побегает к нему, зовет, но поздно.

Можно сказать, что к этой истории приятели изначально отнеслись совершенно по-разному. Ленский относился к ней со всей серьезностью, он хотел защитить честь Ольги, наказать Онегина, а Онегин же к дуэли относился совершенно хладнокровно, даже проспал, опоздав на нее. Владимир волнуется перед поединком, он сочиняет стихи, посвященные Ольге – свое любовное завещание, стремится провести с возлюбленной последние минуты, Евгений же абсолютно спокоен.

Подводя итог, можно сказать, что Владимир Ленский в произведении — олицетворение романтизма, а Онегин — холодного опыта. «Лед и пламень», как верно подмечено в одной из глав. Эти два героя очень разные, но они словно бы дополняют друг друга. В Ленском можно отметить те качества характера, которых так не хватает Евгению, а в Онегине было то, чего недоставало Ленскому. Онегин мог бы своим «льдом» остудить «пламень» Ленского, но не сделал этого. И поэт погиб.

"Евгений Онегин" А.Пушкин Ленский и Онегин

Евгений Онегин:

1)Портрет :Красивый,ухоженный светский лев,26 лет.Одевается по последней моде,следит за своей внешностью.Проводит у зеркала до 3-х часов в день.Умеет нравится людям,обольщать женщин.Быстро теряет интерес к людям,зевает от скуки,холоден и расчётлив.
2)Образование и воспитание: Домашнее воспитание и образование,избалован педагогами,не проявляет интереса к учению.
3)Состояние души, отношение к человеческим ценностям:
Разочарован в жизни,развращён роскошью.Понимает всю пустоту и лживость высшего света,Угрюмый,мрачный и замкнутый характер,твёрдый и холодный.Не верит в любовь,отвергает дружбу,презирает людей с их слабостями.
4)Жизнь в деревне, отношение к соседям: Скучает в деревне,ищет чем заняться.Не любит землю,так как вырос в столице,Онегин не понимает крестьян,помещичьей жизни,она ему не интересна.Избегает соседей,позволяет Ленскому завести с ним дружбу,но не сближается с остальными.
5) Поэтическое творчество, отношение к нему: Не читает стихов и не разбирается в поэзии.Высмеивает романтиков,пишущих стихи.Не читает книг вообще,иногда практичную литературы по экономике.Никогда не пробовал сочинять сам.
6) Отношение автора к герою: Пушкин снисходительно относится к Онегину,как к близкому человеку.Легкая ирония автора в отношении недостатков Евгения.Автор тепло и сердечно описывает своего героя,они близки по уму,пытаются ответить на многое вопросы,это сближает автора и Онегина.Героя окружают глупцы в жизни,что роднит автора и его персонажа.

Владимир Ленский

1)Портрет: Юный провинциальный дворянин,18-ти лет.Розовые щёки,лёгкий здоровый румянец.Черноволосый красавец,статный и ладный,романтик и мечтатель.Открытый,добрый и наивный юноша,робеющий в присутствии дам.Не испорчен светом,избегает балы и светские мероприятия.Пылкий юноша,умный и воспитанный.
2)Образование и воспитание: Дворянское воспитание,получил прекрасное образование в Германии.Увлекается романтизмом
3)Состояние души, отношение к человеческим ценностям: Верит в добро,честный и бескорыстный юноша.Умеет любить,восхищается красотой,пишет стихи.Верит в дружбу,предан и честен.Боготворит любовь,верит в искренность чувств.Верит в добро,надеется на светлое будущее.Благородный,учтивый юноша,с либеральными взглядами на жизнь.
5) Поэтическое творчество, отношение к нему: Пишет восторженные стихи,обожает поэзию.Не скрывая своих чувств,посвящает стихи своему идеалу-первой любви,Ольге Лариной.Романтик,чувствительный и возвышенный.
6) Отношение автора к герою: Автор делает Ленского романтиком,светлым и лёгким.С нежностью Пушкин описывает своего героя.Наделив его тонкой и ранимой душой,Пушкин понимает обреченность Ленского.Такие люди не выживают в бездушном и пустом мире,Ленский погибает на дуэли.Автор сочувствует герою,но быстро о нём забывает.

Источником развития общества во все времена была неудовольствие людей собственной жизнью и общественными устоями. На пороге девятнадцатого века в России среди передовой дворянской молодежи неосознанно, постепенно начало ощущаться недовольство окружающей действительностью. Типичными представителями этого круга являются Евгений Онегин и Владимир Ленский - герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Главной общей чертой Онегина и Ленского является их неудовлетворенность дворянским обществом, хотя они получили воспитание типичное для дворян того времени. Оторванные от русской культуры, воспитанные французскими гувернерами, они не имели сколь-нибудь серьезной цели в жизни. Поэтому скоро Онегин разочаровался в праздной суете света: «хоть он был повеса пылкий, но разлюбил он, наконец, и брань, и саблю, и свинец», к жизни «совсем охладел». Ленскому тоже были чужды светские интересы: «пиры не нравились ему, бежал он от беседы шумной».

В деревне, живя среди ограниченных, самодовольных помещиков и будучи выше окружающих по духовным запросам, они подружились, хотя и представляли собой противоположные человеческие натуры. Онегин в лучшие годы впал в хандру, был «равнодушен ко всему», Ленский - натура лирическая, обладающая «вольнолюбивыми мечтаниями», всегда «восторженною речью», он был «поклонник Канта и поэт». Ленский считал поэзию своей стихией, в Онегине же Пушкин подчеркивает «резкий охлажденный ум».

У Ленского поэт отмечает любовь к природе, «благородное стремленье чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда». У Онегина же по приезду в деревню «два дня казались ему новы уединенные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья, на третий - роща, холмы его не занимали более», «труд упорный был ему тошен», и, когда он, «зевая, за перо взялся», у него ничего не вышло. Будучи от природы незаурядным чело веком, Онегин не может ни к чему приложить себя в том обществе, в котором он вынужден жить, и сам страдает от этого.

В Онегине Пушкин выделяет умение разбираться в людях, критически относиться к ним. Он сразу же понял заурядность Ольги и с первого взгляда оценил своеобразие Татьяны, выделив. ее из остальных. Ленского поэт показывает как человека, которому не достает знаний и понимания действительности. «Сердцем милый невежа», - так характеризует его Пушкин. Ленский идеализирует Ольгу, простую девушку. Ее поведение после бала принимает за измену. Это обстоятельство приводит к необоснованной дуэли и его гибели. Но если Ленский ведет себя в связи с дуэлью как сентиментальный юноша, непрактически относящийся к жизни; то Онегин, будучи трезво мыслящим человеком, «всем сердцем юношу любя», должен был проявить себя «мячиком предрассуждений… но мужем с честью и умом». Но Онегин оказался ниже сознаваемых им предрассудков воспитавшего его общества, оказался эгоистом и, испугавшись «шепота, хохота глупцов», убил друга. Ложное понятие Онегина о дворянской чести толкнуло его на убийство Ленского. Белинский назвал Онегина страдающим эгоистом, эгоистом поневоле, так как его эгоизм обусловлен воспитанием, которое он получил в дворянском обществе.

В образах Онегина и Ленского Пушкин показал характерный путь, внутреннюю жизнь целого слоя молодых людей России того времени. Более умные, более чуткие, более совестливые, они не смогли найти призвание в жизни и угасли.

Для нас сейчас, я имею в виду свое поколение, нисколько не легче найти призвание в жизни. В нынешнем обществе хаоса и беспорядка очень трудно не ошибиться. Мне кажется, что каждый человек предназначен сотворить в своей жизни нечто, оставить след, иначе зачем мы, люди, созданы?

Нужно об этом помнить всегда и стремиться к своему призванию. Да, это трудно, может быть невозможно, но я попробую не отступиться.

Онегин и Ленский, несмотря на то, что оба принадлежат к , получили разное воспитание. рос в Петербурге под присмотром французских гувернеров, получил домашнее образование.

Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Чему успел научить «француз убогой» Евгения? Прежде всего, французскому языку, которым он, как носитель языка, владел в совершенстве. Ребенок еще не умел говорить, а к нему приставили французскую Madame, которая, общаясь с ним, обучала малыша французскому. Родители Евгения: занятый «проматыванием имения» отец, и предпочитавшая ни во что не вмешиваться мать — не уделяли должного внимания сыну, не общались с ним на родном для него языке. Поэтому можно предположить, что Евгений долго не знал русского языка, как, впрочем, и сам Пушкин. Мосье научил Евгения танцевать мазурку, и вести себя в светском обществе. Этого было достаточно, чтобы произвести впечатление умного и милого молодого дворянина.

Пушкин явно принизил заслуги французского воспитателя. Онегин в определенных пределах своих знаний мог поддержать разговор, а когда чувствовал, что его знаний маловато, то с умным видом предпочитал помалкивать. Способность вовремя промолчать, тоже дана не каждому. Он немного знал латынь, мог процитировать некоторых древнеримских поэтов.

Онегин знал наизусть остроумные эпиграммы, которыми не упускал случая блеснуть перед женским полом, был рассказчиком забавных анекдотов «от Ромула до наших дней».

Евгений совершенно не разбирался в стихотворчестве, «ругал Гомера, Феокрита», вероятно, за тяжелую стихотворную строку. Но увлекался экономическими вопросами, читал Адама Смита.

Наконец, Евгений получил свободу от родительской опеки и гувернеров. Оказавшись в высшем свете, он увидел царившие в обществе лицемерие, лесть, игру в любовь. Он легко принял эти правила поведения и общения.

Но не будем касаться его образования в области «науки страсти нежной», тем более что сфера любовных отношений имеет к его воспитанию довольно отдаленное отношение, а лучше перейдем к .

В России того времени немного найдется молодых людей, получивших университетское образование. Не было принято у дворян посылать своих отпрысков в учебные заведения. Можно предположить, что после смерти родителей Владимира, его родственники приняли решение отправить ребенка на учебу в Германию, чтобы самим не заниматься его воспитанием.

Как бы там ни было, свое воспитание и образование Владимир Ленский получил в Геттингенском университете, где общался с такими же, как он сам, молодыми людьми, верившими в любовь и дружбу, и готовыми ради дружбы на жертвы. Пылкость и искренность были главными чертами в характере Ленского.

Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь

В отличие от Онегина, который не мог отличить ямба от хорея, Ленский разбирался в поэзии, был поклонником Гете и Шиллера, сочинял элегии.

Они были разными – Онегин и Ленский. в возрасте, воспитании и мировоззрениях порождало споры.

И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

И тем интереснее им было вместе.

Онегин не ездил к соседям. Более того, завидев, что кто-то едет к нему, он требовал коня и просто сбегал из дома. Ленский, в отличие от Онегина, нанес визиты вежливости, но разговоры о «псарне и вине» были ему скучны. Единственная семья, к которой он ездил с удовольствием почти каждый вечер, была семья Лариных. Там жила его любимая – . Девушка простая, бесхитростная, но живая, и энергичная. Владимир посвящал Ольге свои стихи, мечтал о женитьбе. И все предвещало скорый брак между ними.

Но вот чего не хватало Евгению Онегину и Владимиру Ленскому в их образовании и воспитании, так это их увлеченности каким-либо занятием, отсутствие полезности государству и обществу. Если Ленский еще мог применить свои знания на практике – стать неплохим поэтом или журналистом и печататься в журналах, то Онегин был вовсе не приспособлен ни к какому труду. Отсюда его метания, хандра и скука.

Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе.

Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина, да и сам Пушкин везде незримо присутствует в романе. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин - это автопортрет. Слишком сложна и непостижима душа Пушкина, слишком многогранна и противоречива для того, чтобы отразиться в одном «типичном представителе» «золотого века». Наверное, поэтому и прожил в романе свою недолгую яркую жизнь молоденький идеалист Ленский - тоже часть души поэта. Онегин и Ленский, оба любимые автором, такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души… Как неизбежно кончается молодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неотвратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.

Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: «Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил». Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость:

* Мы все учились понемногу
* Чему-нибудь и как-нибудь,
* Так воспитаньем, слава богу,
* У нас немудрено блеснуть…

* Он по-французски совершенно
* Мог изъясняться и писал;
* Легко мазурку танцевал
* И кланялся непринужденно;
* Чего ж вам больше?
* Свет решил,
* Что он умен и очень мил.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

* Хандра ждала его на страже,
* И бегала за ним она,
* Как тень иль верная жена.

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ничего не вышло из пера его». В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:

* Ярем он барщины старинной
* Оброком легким заменил;
* И раб судьбу благословил.

* Зато в углу своем надулся,
* Увидя в этом страшный вред,
* Его расчетливый сосед…

Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: Он из Германии туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный…

Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт». У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу’ в Ольге, самой обыкновенной девушке.Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин пишет о Ленском: «Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум». Онегин слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию: «И думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет да верит мира совершенству; простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред». Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради», хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин.

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». «Не столь различны меж собой». Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат».

Я думаю, Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Его «резкий, охлажденный ум» гораздо приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе Онегин, он пишет о себе и о нем: Л был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердцах жар угас.

Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это можно понять из строк: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска, тоска!..» Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее проявятся у отдельных персонажей Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. А такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они либо примиряются с ней, либо гибнут.