Причины разработки философией теории и методов познания. Направления практической деятельности гуманистов

1. Слово «философия» первым употребил:

б) Пифагор;

в) Сократ;

г) Диоген.

2. Что такое философия:

а) мировоззрение;

б) теоретическое мировоззрение;

г) методология познания.

3. Специфическая черта научности философского знания:

а) объективность;

б) истинность;

в) всеобщность;

г) теоретическая форма осмысления проблем.

4. Две специфические составляющие философского знания:

а) научность и ценностность;

б) объективность и истинность;

в) доказательность и проверяемость;

г) доказательность и истинность.

5. Основной вопрос философии есть:

а) проблема соотношения материи и сознания;

б) важнейшая проблема эпохи;

в) система нравственных норм;

г) проблема первоначал.

6. В чем отличие материализма и идеализма:

а) в ценностном отношении к миру;

б) в подходе к соотнесению материи и сознания;

в) в различных идеалах жизни.

7. Определите, какие из приведенных ниже суждений верны:

а) если мысль истинная, то она материалистическая;

б) если мысль материалистическая, то она истинная;

в) если мысль идеалистическая, то она ложная;

г) если мысль ложная, то она идеалистическая;

д) истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории.

8. Согласие, с каким из нижеследующих положений означает агностицизм:

а) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего знания;

б) процесс познания бесконечен;

в) человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы;

г) все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно;

д) сущность вещей принципиально непознаваема;

е) в науке есть неразрешимые задачи;

ж) чем больше познаем, тем меньше знаем.

9. Религию можно определить как мировоззрение, которое полагает наличие:

а) акта веры;

б) мистического содержания;

в) всеобщего мирового закона;

г) сверхъестественного начала.

10. Философию отличает от религии:

а) теоретическое осмысление мировоззренческих проблем;

б) отсутствие акта веры;

в) отказ от сверхъестественного начала;

г) идея совершенной мудрости.

11. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:

а) системность;

б) абстрактность;

в) логическая непротиворечивость;

г) простота;

д) эмпирическая обоснованность;

е) наглядность;

ж) конкретность;

з) максимальная общность;

и) оценочный характер.

12. Какие из перечисленных вопросов имеют философский характер:

а) в чем смысл существования человека;

б) каковы пути разрешения экологического кризиса;

в) что есть истина;

г) в чем сущность гравитации;

д) возможно ли создание искусственного интеллекта;



е) расширяется ли Вселенная;

и) что такое свобода.

13. Основную задачу первые греческие философы видели:

а) в поиске первоначала многообразного мира;

б) в исследовании сущности человека;

в) в познании общества;

г) в исследовании души человека.

14. Подлинное бытие в атомизме Демокрита – это:

а) пустота;

г) Космос.

15. Кто утверждал, что «все течет, все изменяется» и «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»:

а) Демокрит;

б) Гераклит;

в) Пифагор;

г) Протагор.

16. Антропологический поворот в античной философии связан с именем:

а) Демокрита;

б) Пифагора;

в) Сократа;

г) Гераклита.

17. Сущность концепции этического рационализма в учении Сократа состоит:

а) в поиске разумом общезначимых регуляторов поведения людей;

б) в отождествлении добродетели и знания о ней;

в) в осознанном следовании нравственным предписаниям;

г) в подчинении нравственных предписаний интересам государства.

18. Основоположником объективного идеализма является:

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Плотин;

г) Пифагор.

19. Диалектика, по Платону, это:

а) общая теория развития мира;

б) учение о понятиях и методах логического мышления;

в) учение о развитии через противоположности;

г) учение о цикличности в развитии мира.

20. По мнению Аристотеля человек – это:

а) высшее природное существо;

б) разумное животное;

в) носитель идей;

г) общественное животное, наделенное разумом.

21. Добровольное следование судьбе, апатия, отношение к жизни и смерти как к естественно необходимому, характеризуют принципы человеческой жизни:



а) в стоицизме;

б) в скептицизме;

в) в эпикуреизме;

г) в платонизме.

22. С точки зрения христианства, тело человека:

а) темница души;

б) источник греха;

в) ничто, а душа – все;

г) подчинено душе.

23. Человек является образом и подобием Бога:

а) по происхождению от Бога;

б) по воле Божьей;

в) благодаря единосущности с Богом.

24. С точки зрения христианской философии, Бог является:

а) безличным перводвигателем мира;

б) универсальным принципом бытия;

в) абсолютной личностью.

25. Познание человеком Бога, с точки зрения патристики, возможно:

а) через познание гармонии и целесообразности всего сущего;

б) через познание самого себя как единства души и тела;

в) через познание собственной души.

26. Главной целью схоластики является:

а) философско-теологическое обоснование христианских догматов;

б) рационалистическое, логическое обоснование христианской догматики;

в) критика христианской догматики.

27. С точки зрения А. Августина, познание Бога достигается:

а) разумом;

б) чувствами, созерцанием;

28. Какое суждение истинно для учения А. Августина:

а) вера основывается на разуме;

б) вера является самостоятельным источником истины и исключает ценность разумного познания;

в) разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может.

29. В философии А. Августина свобода является:

а) свойством воли;

б) свойством разума;

в) социальной характеристикой человека.

30. Учение Ф. Аквинского опирается на философию:

а) Аристотеля;

б) Сократа;

в) Платона.

31. С точки зрения Ф. Аквинского, общее существует:

а) как самостоятельная реальность наряду с единичными вещами;

б) как сущность единичных вещей;

в) в Боге как полноте бытия и в связи единичных вещей через Бога.

32. В философии Ф. Аквинского зло в мире идет:

а) от человеческой деятельности;

б) от Бога;

в) от природы.

33. В гуманизме Возрождения доминирует:

а) предметно-практическая ориентация;

б) этическая ориентация;

в) эстетическая ориентация.

34. Гуманистическая система ценностей основывается на принципе:

а) теоцентризма;

б) антропоцентризма;

в) космоцентризма.

35. С точки зрения гуманистов главная цель жизни человека:

а) самореализация;

б) служение Богу;

в) служение обществу.

36. У гуманистов взгляд на природу является:

а) генетическим;

б) атеистическим;

в) материалистическим;

г) пантеистическим.

37. В обосновании пантеизма философы Возрождения опираются на:

а) неоплатонизм;

б) материализм;

в) дуализм.

38. Тождество Бога и природы утверждает:

а) теоцентризм;

б) пантеизм;

в) космоцентризм;

г) антропоцентризм.

39. Кому принадлежит следующая мысль: «Мир имеет свой центр повсюду, а окружность нигде в результате уподобления мира Богу»:

а) Н. Копернику;

б) Т. Кампанелле;

в) Н. Кузанскому;

г) П. делла Мирандоле.

а) Плотин;

б) Н. Кузанский;

в) Дж. Бруно;

г) Л. да Винчи.

41. Главный принцип диалектики Бога и мира в учении Н. Кузанского:

а) совпадение противоположностей;

б) причинность;

в) гуманизм.

42. С точки зрения Дж. Бруно, мир – это:

а) объективная реальность;

б) самодвижущаяся природа;

в) развернутая сущность Бога.

43. В эпоху Нового времени формируется картина мира:

а) космоцентрическая;

б) эволюционистская;

в) субъект-объектная;

г) антропоцентрическая.

44. В философии на первый план выходит проблематика:

а) гносеологическая;

б) аксиологическая;

в) онтологическая;

г) социальная.

45. Основоположником эмпиризма является:

а) Декарт;

46. Какого рода заблуждения Бэкон считал порождением слепой веры в авторитеты:

а) идолы пещеры;

б) идолы рода;

в) идолы театра;

г) идолы рынка.

47. Метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) рационалистическим;

г) эмпирическим.

48. Метод познания, основанный на выведении частных положений из общих, называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) анализом;

г) синтезом.

49. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит:

а) Декарту;

б) Бэкону;

50. Тезис о том, что в разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через чувства, характеризует:

а) рационализм;

б) эмпиризм;

в) сенсуализм;

г) номинализм.

51. Учение о первичных и вторичных качествах развито:

а) Локком;

б) Бэконом;

в) Декартом;

г) Беркли.

52. Философия Беркли характеризуется как:

а) материалистический сенсуализм;

б) идеалистический сенсуализм;

в) дуализм;

г) материализм.

53. Позиция Д. Юма по вопросу об источнике наших ощущений:

б) этот вопрос неразрешим;

в) материальный мир.

54. Какая идея объединяет всех философов Просвещения:

а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания;

б) материалистическое мировоззрение;

в) необходимость юридического равенства всех граждан;

г) идея собственности как естественного свойства человека.

55. История, с точки зрения Вольтера, это арена борьбы:

а) просвещения и невежества;

б) классов;

в) этносов и разных культур;

г) великих личностей.

56. Монтескье предлагал:

а) отделить церковь от государства;

б) разделить поровну между гражданами частную собственность;

в) уравнять в правах женщин и мужчин;

г) разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную.

57. Кто высказал идею об отрицательном воздействии научно-технического прогресса на состояние нравственности:

а) Вольтер;

г) Гельвеций.

58. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей:

а) в правлении непросвещенных людей;

б) частной собственности;

в) физическом неравенстве;

г) отсутствии свободы.

59. Вольтер трактует человека как:

а) социальное животное;

б) разумное существо;

в) природное существо;

г) ощущающее существо.

60. В этической теории Гельвеций определяет добродетель через:

а) общий интерес;

б) частный интерес;

в) потребности;

61. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят:

а) от реальных потребностей;

б) от их ментальности;

в) от обстоятельств;

г) от формы их деятельности.

62. Преодолеть социальное неравенство людей, говорит Руссо, можно путем:

а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»;

б) отмены частной собственности;

в) уравнивания собственности людей;

г) просвещением людей.

63. Согласно Канту субъект:

а) является источником знания;

б) определяет форму знания;

в) интуитивно познает объект.

64. Объективность знания по Канту означает:

а) всеобщность и необходимый характер знания;

б) независимость знания от субъекта;

в) отражение свойств вещей самих по себе.

65. Связующее звено между рассудком и чувственностью, по Канту:

а) практика;

в) воображение.

66. Свобода человека, согласно Канту, проявляется:

а) в следовании познанной необходимости;

б) в возможности выбора действий;

в) в следовании нравственному императиву.

67. Кантовские идеи о безусловном – это:

а) обобщения опыта;

б) конечные цели стремлений че-ловека;

в) сверхчувственные сущности.

68. Высшей формой развития абсолютного духа, по Гегелю, является:

а) философия;

б) искусство;

в) религия.

69. С точки зрения Гегеля, всеобщая причина развития находится:

а) в воздействии одних факторов, систем на другие;

б) во взаимодействии внутренних противоположностей систем;

в) в спонтанных переходах от одного состояния системы к другому.

70. Условием могуществ разума является, согласно Гегелю:

а) опора разума на опыт;

б) непротиворечивость мышления;

в) способность разрешать противоречия.

71. Диалектика у Гегеля является:

а) отражением развития объективного мира;

б) саморазвитием идеи;

в) методом познания и преобразования объективного мира.

72. Сущностным свойством человека, по Фейербаху, выступает:

а) врожденное стремление к счастью;

б) разумный эгоизм;

в) нравственный долг.

73. Выход из отчужденного состояния человечества Фейербах видит

а) в изменении отношений человека к природе;

б) в изменении отношений человека к человеку;

в) в изменении общественных условий жизни.

74. В какой работе Маркс сформулировал тезис о необходимости философии не только объяснять, но изменять мир:

а) Тезисы о Фейербахе;

б) Экономическо-философские рукописи 1844 г.;

в) Немецкая идеология;

г) Предисловие «К критике политической экономики».

75. Какая проблема находится в центре внимания Маркса в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.»:

а) отчуждения человека;

б) потребностей человека;

в) духовного производства;

г) материального производства.

76. Что, по мысли Маркса, лежит в основе отчуждения человека в обществе:

а) частная собственность;

б) характер труда;

в) социальное устройство общества;

г) нравственные отношения.

77. В чем Маркс увидел источник развития общества:

а) в развитии потребностей людей;

б) в развитии производительных сил общества;

в) в научно-техническом прогрессе;

г) в противоречии субъекта и объекта.

78. Что лежит в основе формационной концепции истории:

а) различие в культурных ценностях;

б) способ производства;

в) уровень духовного развития общества;

г) тип государственного устройства.

79. По Марксу, сущность человека определяется:

а) совокупностью всех общественных отношений;

б) природой;

в) духовностью;

г) разумностью.

80. Что выделяется в качестве причины смены общественно-экономических формаций:

а) материальные потребности людей;

б) противоречие в способе материального производства;

в) духовные потребности.

81. Материалистическое понимание истории есть:

а) отрицание влияния идейных факторов на общественное развитие;

б) утверждение о том, что материальные потребности людей являются движущими силами развития общества;

в) выдвижение в качестве идеала развития такого общества, которое полностью удовлетворит материальные потребности людей;

г) утверждение об определяющей роли материального производства в жизни общества.

82. Согласно учению Г.С.Сковороды, Вселенную и человека связывает:

а) практическая деятельность;

б) божественное происхождение Вселенной и человека;

в) мир символов.

83. Кто из русских философов считал, что существует три мира: макрокосм, микрокосм и мир символов:

а) митрополит Илларион;

б) Г.С. Сковорода;

в) А.С. Хомяков.

84. Кому принадлежит высказывание о том, что Россия не имеет внутреннего стержня культурного развития, не дала миру ни одной идеи, оставшись в стороне от культурного прогресса:

а) А.И. Герцену;

б) П.Я. Чаадаеву;

в) Ю.Ф. Самарину.

85. Сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям характеризует понятие:

а) софийности;

б) всеединства;

в) соборности.

86. Представители славянофильства:

а) И.В. Киреевский;

б) А.И. Герцен;

в) А.С. Хомяков;

г) Ю.Ф. Самарин;

д) В.Г. Белинский;

е) К.С. Аксаков.

87. Социально-культурное многообразие удерживается, по мнению К.Н. Леонтьева, прежде всего:

а) развитием науки и техники;

б) государственной политикой;

в) религией.

88. Социальный идеал В.С. Соловьева:

а) демократия;

б) самодержавие;

в) свободная теократия.

89. Какую форму государственного устройства считали приемлемой для России И.А. Ильин и И.Л. Солоневич:

а) монархию;

б) республику;

в) диктатуру.

90. Представитель религиозного космизма:

а) Н.Ф. Федоров;

б) П.А. Флоренский;

в) В.И. Вернадский;

г) А.Л. Чижевский.

91. Мысль о том, что свобода предшествует бытию, принадлежит:

а) Н.А. Бердяеву;

б) А.С. Хомякову;

в) В.С. Соловьеву;

г) Н.Ф. Федорову.

92. Согласно Н.А. Бердяеву, путь человека в Царство Божие лежит через:

б) познание;

в) творчество.

93. В позитивизме Конта главной задачей философии является:

а) выяснение всеобщих законов бытия;

б) систематизация научного знания;

в) анализ истории развития науки;

г) анализ языка науки.

94. Важнейшая функция философии с точки зрения неопозитивизма:

а) систематизация научного знания;

б) осмысление истории развития науки;

в) логический анализ научных понятий;

г) выявление значения социокультурных факторов в развитии науки.

95. В структурализме культура исследуется в качестве:

а) системы ценностей;

б) преобразования природы;

в) меры развития человека;

г) знаковой системы.

96. В философской герменевтике под познанием понимается:

а) отражение объективных свойств мира;

б) способ бытия человека в мире;

в) средство преобразования мира;

г) главный вид человеческой деятельности.

97. Представителем «философии жизни» является:

а) А. Бергсон;

в) А. Камю;

г) Г. Гадамер.

98. Источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом в структуре психики человека (по З. Фрейду) является:

б) «Сверх-Я»;

99. Критерий подлинности человеческого бытия в экзистенциализме:

а) его направленность к будущему;

б) его прикованность к настоящему;

в) его обращенность в прошлое;

г) его служение идеалам.

100. Балансирование на грани жизни и смерти, ощущение хрупкости своего бытия характеризует существование человека с точки зрения:

а) неотомизма;

б) герменевтики;

в) экзистенциализма;

г) философии жизни.

101. Современный неотомизм отвергает:

а) рационализм;

б) гармонию веры и разума;

в) иррационализм.

102. Образ «лабиринта» в постмодернизме – символ:

а) равнозначной множественности путей, истин.

б) системности мира;

в) отказа от рационального постижения мира.

5. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

1. Истоки философии. Религия и мифология.

2. Философское мировоззрение. Специфика философского знания.

3. Основные разделы философского знания.

4. Место философии в системе культуры.

5. Проблема человека в буддизме, конфуцианстве, даосизме.

6. Общая характеристика философии Античности. Человек в учениях Сократа, Платона, Аристотеля.

7. Общая характеристика средневековой философии. Природа и человек как творения Бога.

8. Принципы философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.

9. Научная революция XVII века и проблема обоснования достоверности знания. Ф. Бэкон и Р. Декарт.

10. Социально-исторические предпосылки философии Просвещения. Трактовка человека и общества в философии Просвещения.

11. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители.

12. Основные черты философии марксизма.

13. Традиции и особенности русской философии XI-XIX веков.

14. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX- начала XX века.

15. Общая характеристика философии XX века. Мир человека в современной западной философии.

16. Экзистенциализм о сущности, существовании и свободе человека.

17. Неопозитивизм, структурализм, герменевтика.

18. Религиозная философия XX века: «антропологический поворот».

20. Основные формы бытия. Материальное и идеальное.

21. Понятие движения, формы движения.

22. Пространство и время.

23. Проблема сущности человека. Соотношение социального, биологического и духовного в человеке.

24. Понятие сознания. Концепции сущности и происхождения сознания в современной философии.

25. Сущность и существование в бытии человека. Проблема смысла человеческой жизни.

26. Понятие процесса познания. Структура процесса познания.

27. Проблема истины в философии. Критерии истины.

28. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

29. Структура научного знания.

30. Общество как целостная и развивающаяся система.

31. Понятие гражданского общества.

32. Понятия «культура» и «цивилизация». Многообразие цивилизаций и культур.

33. Религиозные ценности и их роль в современном мире.

34. Добро и красота, их соотношения в духовном мире современного человека.

35. Социальные и философские проблемы информатики.

36. Понятие компьютерной революции, противоречия компьютеризации.

37. Понятие личности. Процесс социализации личности.

38. Проблема свободы и ответственности личности.

39. Современная цивилизация и ее особенности.

40. Глобальные проблемы современности, их происхождение и пути решения.

Рационально-дедуктивный метод Р.Декарта.

Методология научного познания Ф.Бэкона. Индуктивный метод.

Причины разработки философией теории и методов познания.

VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ТЕСТ 5.

ВОПРОСЫ

1. Чем различаются трактовки человека как образа и подобия Бога в христианской философии и в философии Возрождения?

2. Раскройте различия между античным и ренессанским образами человека.

3. В чем сущность ренессанского гуманизма?

4. Почему неоплатонизм является философской основой гуманизма Возрождения?

5. В чем сущность пантеизма и как он влияет на художественный идеал Возрождения?

6. Почему искусство и наука в эпоху Возрождения не имели четкого различения?

7. Какую роль играет идея совпадения противоположностей в учении Н.Кузанского об отношении Бога и мира?

8. Почему Н.Кузанский называет человека «Вторым Богом»?

9. Раскройте диалектическое содержание натурфилософских взглядов Дж.Бруно.

1. Чьё учение составляет философскую основу гуманизма Возрождения?

 Сократа

 Платона

 Плотина

2. Каким является взгляд на природу у гуманистов?

 тенстическим

 атенстичесеким

 пантенстическим

 деистическим

3. Каким образом движется мысль человека в гуманизме Возрождения?

 от личного к божественному

 от божественного к личному

 от общественного к индивидуальному

 от индивидуального к общественному

4. К чему стремиться Возрождение?

 возвысить земное до божественного

 принизить божественное

 игнорировать земное

5. Какая ориентация доминирует в гуманизме Возрождения?

 предметно-практическая ориентация

 этическая ориентация

 эстетическая ориентация

6. Какое направление утверждает тождество Бога и природы?

 теоцентризм

 пантеизм

 космоцентризм

 антропоцентризм

7. Кому принадлежит следующая мысль: «Так как Бог есть все, он также и ничто», ибо он «везде и нигде»?

 Н.Копернику

 Т.Кампанелле

 Н.Кузанскому

 П.делла Мирандоле

 Плотин

 Н.Кузанский

 Дж.Бруно

 Т.Кампанелла

 П.делла Мирандола

9. В учении Н.Кузанского:

 Бог отождествляется с природой

 природа и мир заключены в Боге

 природа и мир заключены в человеке

10. Чем является мир с точки зрения Дж.Бруно?



 развернутая сущность Бога

 самодвижущаяся природа

 космической сущностью

11. Кто из философов Флорентийской академии почитался почти наравне с Христом?

 Аристотель

 Платон

 Сократ

 Августин

12. Кому принадлежит высказывание: «Живопись является философией», ибо «глаз меньше ошибается, чем разум»?

 Л. да Винчи

 Л. Валле

 Микеланджело

Философия Нового времени развивается в период становления капитализма, приведшего к изменениям не только в социально-экономических отношениях, политике, но и в сознании людей. В значительной степени это было вызвано становлением экспериментально-математического естествознания. А в силу того, что наука стала занимать в мировоззрении этой эпохи ведущее место, произошла и переориентация философии, в которой на первый план вышла теория познания, методология научного познания.

Основоположниками методологии научного познания в философии Нового времени стали англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и француз Рэне Декарт (1596-1650).

Стр. 54 Постановка проблемы урока

В чём состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? Насколько важно для человека познавать мир?

Стать мудрым, жить честно.

Каковы главные цели в жизни человека с точки зрения гуманиста Баллы?

Главные цели в жизни человека с точки зрения гуманиста Баллы – познание и действие.

Сравни взгляды Л. Баллы и средневековые христианские представления о цели жизни человека, которые господствовали до появления гуманистов. Сформулируй иную проблему. (Авторские варианты - с. 303.)

Проблема: почему мнение двух гуманистов расходится в определении цели жизни человека?

Проблема: почему мировоззрение гуманистов отличаются от средневековых?

Стр. 54 Повторение необходимых знаний

Объясни значение понятий: аскетизм и гуманизм, наука и искусство.

Аскетизм - принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала.

Гуманизм - философское учение, направление в живописи и литературе, которое осуждает пороки средневекового общества, возрождает веру в человека и его разум, объявляет душу и тело одинаково прекрасными.

Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. И то и другое помогает человеку познать окружающий мир, во всем его многообразии.

Чем отличалось изобразительное искусство Раннего Возрождения от канонов Средневековья? (Введение)

Средневековье: В центре мира - Бог. Человек отходит на второй план как исполнитель Божьей воли. Глубокая религиозность пришла на смену античной мифологии, отказ от античного искусства. Искусство Средневековья характеризуется скудностью изобразительных средств, примитивизация, повышенное внимание к духовному, телесное отходит на второй план, символичность, отсутствие реализма.

Возрождение: в центре мира - Человек как личность. Сакральность отходит на второй план. Яркость красок, расширенный колорит, игра со светотенью, возврат у античности. Произведения создаются с учётом перспективы в сочетании с гуманистическими идеалами и воззрениями. Цель - создать гармоничное произведение искусства.

Вспомни, в чём основная тема произведения Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». (Уч-к литературы «Шаг за горизонт», 5-й класс, изд. 1 -е.)

Герои повествования – мудрые короли–великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает Рабле их жизнь, веселые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество еды. Но герои живут в очень неспокойном мире, правители которого годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего удовольствия возмущать мир войнами. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа. Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство и ханжество власть имущих.

Тупость, ханжество власть имущих

Стр. 55 Решение проблемы

С помощью конкретных фактов докажи, что Эразм Роттердамский был гуманистом. (Используй продуктивное чтение - см. пример на с. 18.) Представь себя в роли человека, который, исполняя приказ инквизитора, должен сжечь книги Эразма Роттердамского. Будешь ли ты - человек XXI века - испытывать при этом угрызения совести? Объясни свой ответ. Сделай вывод по проблеме урока.

Эразм мечтал всю свою жизнь посвятить служению людям и нести им свет знания. Эразм становится одним из самых образованных людей Европы. Он не раз выступал в своих произведениях против того, что считал неразумным, несовершенным. Его мечтой было соединение христианского учения и учености древних греков и римлян. В 1509 году им была написана книга «Похвала Глупости», в которой автор с горечью высмеивал средневековые европейские порядки. Эразм был человеком верующим, но право на истину он отдает только науке.

Стр. 56 Итальянское Высокое Возрождение

Сравните взгляды и творчество трёх мастеров итальянского Высокого Возни" рождения: чем отличается их отношение к человеку и миру, в котором он живёт? Как вы думаете, есть ли цель, которая их объединяет? Попробуйте объяснить, как связаны искусство Возрождения и философия гуманизма. Сделайте вывод по проблеме урока.

Эпоха Возрождения начинается именно в Италии т.к. в Италии интенсивное развитие буржуазных отношений, богатые банки, обширные торговые связи способствовали формированию культуры Возрождении, на территории Италии находилось древнее государство Рим, именно здесь сохранились древние книги скульптуры и др. произведения искусства античности.

Художники Высокого Возрождения - не только люди огромной культуры, творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов. В центре их искусства - образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовного, не отвлеченный от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью.

Леонардо да Винчи. Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника - ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта. Леонардо кроме живописи занимался математикой, физикой, астрономией, ботаникой, анатомией, оптикой, биологией.

Рафаэль Санти. Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. Главное открытие Рафаэля - соединение языческого и христианского мироощущения.

Микеланджело Буонарроти. Гениальный скульптор, живописец, архитектор, рисовальщик, военный инженер, поэт. Вся его жизнь – непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. Поэтому он изображает человека – борца, действенного, активного, готового на подвиг. Впервые в скульптуре он соединил телесную красоту с духовной идеей – статуя Давид во Флоренции, изображен перед свершением подвига. Юноша сильный и отважный. Таким должен быть человек.

Стр. 61. Возрождение в других странах Европы

Сравни творчество Шекспира, Сервантеса и Рабле. Как ты думаешь, есть ли в их отношении к человеку что-то общее? В чём каждый из них видел своё предназначение?

Уильям Шекспир - английский поэт, драматург.

Шекспир был влюблен в театр, выступал как актер, сочинял пьесы. Окружающий мир воспринимал как сцену, а людей как актеров. Он свято верил в то, что театр должен стать для современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости. В произведениях Шекспира много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают.

Мигель Сервантес – испанский писатель.

Сервантес происходил из семьи обедневшего дворянина, получил университетское образование и поступил на военную службу. В морском сражении он теряет руку, а по дороге домой он попадает к разбойникам и 5 лет томится в плену в Алжире. За огромную сумму семье удается выкупить его и вернуть на родину. Здесь начинается самый важный период в его жизни: он становится писателем. «Дон Кихот был задуман автором как пародия на средневековый рыцарский роман. Высоченный, тощий рыцарь Печального образа, взгромоздившись на полуживую клячу, надев старые помятые доспехи и шлем с картонным забралом, отправляется странствовать. Всякая несправедливость вокруг: жадный хозяин, который не плати жалованье батраку, страдания каторжников, осужденных жестоким судом, - вызывает его благородное негодование. Как истинный рыцарь, дон Кихот защищает обиженных, потому что ради свободы... как ради чести, можно и должно рисковать жизнью».

Франсуа Рабле - замечательный писатель своей эпохи, является самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле - вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах - «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах. Главное произведение Рабле – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором под покровом шуточного повествования о всяких небылицах он дал необычайно острую и глубокую критику учреждений и обычаев средневековья, противопоставив им систему новой, гуманистической культуры.

Стр. 63 Применение знаний

Презентация по теме

Определение

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ - период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой.

Новая культура

Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалась» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии.

Распространение

Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения. В эпоху Возрождения новая ренессансная культура сосуществовала с культурой позднего Средневековья, что особенно характерно для стран, лежавших севернее Италии.

Выражение эпохи

Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве, архитектуре, литературе, науке, претерпевших революционные изменения.

Гуманизм

Ренессансный «гуманизм» - это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Сами ренессансные гуманисты представляли собой неформальную группу единомышленников, которых отличало внутреннее содержание, а не официальный род деятельности. Гуманистами становились представители совершенно разных слоев, состояний и профессий.

Известные гуманисты

Стоит отметить таких гуманистов как Джованни Боккаччо (слева), Уильям Шекспир (справа), Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, Петрарка и Рафаэль (внизу слева направо)

Леонардо да Винчи

Одним из самых значимых и великих людей того времени был Леонардо да Винчи. Он был живописцем, скульптором, архитектором, ученым и инженером. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов) но Леонардо никогда не был гуманистом и не мог им стать.

Искусство

Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями в искусстве проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне, который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

Архитектура

Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

Скульптура

В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность.Основателем скульптуры эпохи Возрождения является Донателло – великий итальянский скульптор и новатор искусства своего времени.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

Постарайся узнать, почему в эпоху Шекспира стал так важен театр, какие новые цели ставили перед собой драматурги и актёры.

В эпоху Шекспира стал так важен театр, так как задача театра – осуждать низкие нравы и заблуждения, следует побуждать людей к жизни достойной.

1. Социально-исторические условия смены мировоззрения в Европе XIY-XYIв.в.

2. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии Возрождения. Человек – творец, художник.

3. Отношение Бога и мира в философии Н. Кузанского. Натурфилософия Дж.Бруно.

1. Эпоха Возрождения – это период зарождения капиталистических производственных отношений, возрастания социально-политической роли городов, формирования класса буржуазии, интеллигенции, непосредственно связанной с набирающей силу наукой и искусством. Это эпоха глубоких социальных потрясений, войн, возрождения античной культуры.

В таких условиях формируется новая система ценностей, основанная на принципе индивидуализма. С развитием городов, торговли и промышленности выявляется особая значимость творческой активности человека. Это приводит к пересмотру вопросов о положении человека в мире, сущности человека и его отношении к Богу и природе. Активно обсуждается вопрос о достоинстве человека, о смысле его земного бытия.

Возникает новая, гуманистическая культура. Она основывается на светской образованности и противопоставляет себя официальной церковной. Новая культура опиралась на античное наследие, которое казалось ближе и понятнее, чем богословско-схоластическая культура. Поэтому эпоха Возрождения в лице гуманистов осознает себя как возрождение античных ценностей, образа жизни, мышления и чувствования. Однако сам человек, его мировоззрение существенно отличаются от античного. Велик или ничтожен человек? Ответ на этот главный для эпохи Возрождения вопрос проясняет как сходство, так и различие античной и средневековой философии и культуры в целом (см. Сапронов П.А. Культурология – СПб.: СОЮЗ, 1998. – Ч. 7).

2. Основанием философии эпохи Возрождения является антропоцентризм. Антропоцентризм Возрождения – это признание центрального положения человека в мире на основе утверждения единосущности Бога и человека.

В своей «Речи о достоинстве человека» Пика делла Мирандола (1463-1494) дает образ человека как творца самого себя, бесконечного по своим творческим возможностям. Гимн человеку поет и Т.Кампанелла (1568-1639) – знаменитый утопист. Человек является порождением бесконечной «сущности», «результатом бесконечного творца». Если же Бог и человек имеют одинаковую сущность, то божественность человека не имеет границ: человек стремится «возвыситься над небом и миром». В пределе человек и есть Бог. Главная цель жизни такого человека – самореализация, а не преодоление греховности. Человек создает себя и свой мир в земном бытии, и это бытие приобретает черты божественного.

Следовательно, главным в возрожденческом гуманизме является не человеколюбие, а направленность на самого себя. Не смирение, а гордость владеют человеком. Человек реализует себя во всех видах деятельности. Однако главным средством его развития являются гуманитарные занятия – риторикой, поэзией, историей, этикой. Античные мыслители становятся учителями, наставниками в делах человеческих.


Гуманизм – это не только свобода мысли и индивидуализм, но и образ жизни. Жизнь гуманиста – это напряженное эстетическое самоутверждение. Фигура художника творца становится символом культуры. Художник видится гуманистами как человек в его высшем, божественном выражении.

Так как земное возвышается до небесного, то теоцентрическое, иерархическое мировоззрение сменяется пантеистическим (пан – все, теос – бог). Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым.

В обосновании пантеизма философы Возрождения опираются на последователей учения Платона – неоплатоников. Так, согласно взглядам Плотина (205-270) Мировая душа является посредником между божественным и материальным. Поэтому «тьма» природного, телесного пронизана светом духовного. Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал. Так как душевное начало находится в каждой части природы, то человек может войти с ним в контакт и научиться им управлять. Так магия и алхимия органически вписываются в мировоззрение и культуру Возрождения: «… магия сочетает землю с небом, т.е. низшее женит на силах высшего.» (П.делла Мирандола).

С пантеистическим мировоззрением связан и художественный идеал Возрождения. В соответствии с пантеистической установкой духовное непосредственно проявляется в природном в виде гармонии, пропорциях линий и форм, в игре света и тени, «музыке» цвета. «Стереоскопичность изображения и центральная перспектива (предметы изображаются на плоскости так, как их видит человеческий глаз. – М.Б.) в ренессанской картине диктуются … не потребностями точного копирования объектов…, а пантеистической природой ренессанского идеала. Именно этим объясняется особая одухотворенность живописного пространства ренессанских картин. За кажущимся реализмом здесь в действительности странным образом просвечивает мистицизм.» (Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в восприятии художественного произведения на примере истории живописи. –Калининград: «Янтарный Сад». 1998. с. 321). Духовное выражается прежде всего красотой человеческого тела. Используемые при этом евангельские и мифологические сюжеты придают возвышенный тон земным проявлениям человека. Ярко выражена духовность и в облике самого художника, поэтому почти все из них оставили свои автопортреты.

Раскрытие божественных пропорций требует знания математических, анатомических, оптических, механических и других закономерностей. Поэтому искусство неразрывно связано с наукой, их строгого различия нет. Творчество понимается как процесс, контролируемый зрением и осуществляемый рукой: «… высочайший гений не прибавит ни единой мысли к тем, что мрамор сам таит в избытке – лишь это нам рука, послушная рассудку, явит.» (Микеланджело Б.). Аналогичны высказывания Леонардо да Винчи о живописи как средстве познания.

Установка на самореализацию человека, ее «титанизм» привели к созданию шедевров мировой культуры. Однако такая установка имеет и обратную сторону. Титаническая по своим культурным достижениям эпоха известна и фактами злодейства, доведенного до своего высшего предела (см.: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Искусство, 1978). Гуманистические идеалы не могли воплотиться в реальной жизни, осознание чего выразилось в самом факте появления утопий (Т. Мор, Т. Кампанелла).

3. Философские основания гуманистических воззрений разработаны также в учениях Н. Кузанского (1401-1464) и Дж. Бруно (1548-1600).

Николай Кузанский (Николай Кребс) – кардинал католической церкви. Свою философскую и научную деятельность рассматривал как побочное занятие «для облегчения души от тяжких забот».

Н. Кузанский различает Бога как предмет разума и Бога как предмет веры. Бог как предмет осмысления философией – это «развернутый» мир и его познание является делом разума. Вера постигает Бога лишь в его «свернутой» форме.

В Боге, поскольку он бесконечен, все различия и противоположности исчезают, «максимум» и «минимум» совпадают. Бог как «все во всем» содержит мир в себе. Переход от Бога к миру осуществляется путем развертывания заключенной в Боге возможности бытия мира. Мир – это «развернутое» и поэтому ограниченное божественное начало. В результате такого уподобления мира Богу «мир имеет свой центр повсюду, а окружность нигде».

Бесконечность Бога «разворачивается» как во Вселенной, так и в индивидуальном человеческом существовании. Человек в своей завершенности несет божественность, но опять-таки в ограниченном виде. Полное слияние божественного и человеческого состоялось лишь во Христе. Совпадение противоположностей в качестве намека на божественное бесконечное имеет место и в единичных вещах. Например, треугольник при увеличении до бесконечности одной из его сторон превращается в прямую линию. Совпадение противоположностей познается человеческим разумом. Он интуитивно постигает это как принцип. Всякое становление есть процесс предельного перехода, наглядно представленный в геометрических построениях. Абсолютным пределом является Бог. В постижении совпадения таких противоположностей как Бог и человек, субъект и объект достигается обожествление человека. «Как Бог развертывает из себя все многообразное богатство природных вещей, так и человеческий ум развертывает понятия, свернутые в нем».

Стремление обосновать самоценность земной жизни человека неизбежно приводило к вопросу о положении человека в космосе, о его физических и смысловых связях с миром. Пока мир оставался геоцентрическим, человек мыслился несомненно центром мировых связей. Положение изменилось после выступления Н.Коперника (1473-1543), заменившего геоцентризм гелиоцентризмом.

Дж.Бруно развивает философские представления Н.Кузанского и астрономические взгляды Н.Коперника. В свете новейших данных Бог, по мнению Дж.Бруно, это мировое целое. Поэтому никакого источника движения вне мира не существует. Он содержится во всех взаимосвязанных частях мирового целого. Материя – это самодвижущееся единое начало. Она порождает из себя все многообразие своих форм. Бог видится Дж.Бруно в «бесконечной способности природы все создавать и всем становиться». Единое саморазвивается во многое.

Бесконечной мощи таким образом понятого Бога соответствует бесконечная мощь Вселенной. Пространство бесконечно. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров. Все они состоят из одних и тех же элементов и подчиняются единым закономерностям. В бесконечной Вселенной нет центра. Деятельность человека должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности, частью которой является он сам. Человек обязан познавать Вселенную и в соответствии с полученными знаниями реализовывать себя.

Главная > Учебно-практическое пособие

В мире великое множество возможностей и случайностей, которые существуют в определенном порядке. Источник этого порядка – Бог. Точно также в мире все стремится к совершенству. Верх совершенства – также Бог. Следуя Аристотелю, Фома не противопоставляет бытие (существование) и сущность. Он подчеркивает их общность. Сущности или субстанции не обладают самостоятельным бытием. С точки зрения Фомы Аквинского общее существует в Боге как полноте бытия и в связи единичных вещей через Бога. Но как возникает бесконечное разнообразие вещей в этом мире? Фома говорит, что материя сама по себе инертна, бесформенна, она обладает лишь потенциальной возможностью превратиться в нечто конкретное. Акт превращения материи в конкретное – это придание ей формы. Таким образом, материя – это всего лишь потенциальное, а форма – это актуальное. Соединение формы и материи порождает весь мир вещей. 4. Душа человека творится Богом, поэтому человеческий дух обладает индивидуальностью. Он подобен внеприродному Богу, поэтому человек обладает свободной волей. Он сам выбирает между добром и злом. Он – носитель свободы и ответственности. Эта идея способствовала в дальнейшем развитию морально-личностного сознания. В своем сочинении «Исповедь» Августин дает психологический анализ души человека. Только в вере в Бога, по его мнению, человек находит благодать (благодать – сила Бога, которой совершается спасение человека), и только через откровение человек постигает истину. Познание Бога достигается верой. Следует верить, чтобы разуметь, и следует разуметь, чтобы верить. Вера спасет человека. Августин дал новое понимание истории общества как развития от прошлого к будущему, имеющего временную направленность с неповторимостью событий жизни людей и общества. В этом был шаг к развитию диалектики, преодолению, идеи цикличности, господствующей в древнегреческой диалектике. Проблема мистически осмысленной диалектики истории решалась Августином эсхатологически (эсхатология – учение о конце света). В трактате «Град божий» он говорит о государстве земном и божьем. Государство земное – «Большая разбойничья шайка», «Град божий» – духовная общность, основанная на любви к Богу. С точки зрения Фомы Аквинского самая высшая форма и самое актуальное бытие – Бог. Бытие конкретных вещей различается степенью актуальности: в неживой природе его менее всего, более – в растительном и животном мире, наконец, в душе человека актуальность выступает как дух, душа или «самосущее». Души животных умирают вместе с телом. Человеческая же душа бессмертна. Она самая возвышенная и благородная в сотворенной Богом природе. Душа как форма имеет свое индивидуальное воплощение в конкретном теле. Это важное положение помогло решить схоластический спор о Христе. Он явлен в образе человека, соединяя в себе и божественную (идеальную) и человеческую (материально-телесную) природу. Теория познания томизма исходит из умеренного реализма. Понятия или универсалии существуют трояко: 1. До вещей – в разуме Бога; 2. В вещах, как конкретное воплощение идеи Бога, сотворившего вещи; 3. После вещей – в мышлении человека. Человеку присущи две способности познания: чувства и интеллект (мышление). Объект является источником чувственного опыта, чувственного образа, из которого интеллект абстрагирует умопостигаемую сущность. Истину Фома Аквинский определил как соответствие интеллекта и вещи. Личность для Фомы Аквинского – самое благородное во всей живой природе, а интеллект – всегда личный интеллект. В Боге – интеллект есть сущность, в человеке – потенция сущности. Мыслит не интеллект, а человек посредством интеллекта. Включение интеллекта, разума в конкретную душевно-телесную индивидуальность и отрицание его абсолютности, вытекающее из христианства, сочетается в томизме с утверждением примата интеллекта над волей. Разум выше воли, но любовь к Богу важнее познания Бога. Фома Аквинский видел в человеке общественное существо, способное различать добро и зло. Этика томизма опиралась: 1. На определение воли человека как свободной; 2. На учение о Боге как абсолютном благе; 3. На понимание зла как отступления от блага, как несовершенства. Основой добродетели является естественный закон в сердце человека, требующий избегать зла и стремиться к благу. Законы религии как высший уровень этики не должны противоречить естественному закону. Цель нравственности – загробное блаженство, а добродетели – вера, надежда, любовь – средства, ведущие к этой цели. Без благодати спасение, вечное блаженство недостижимо. Центром этики являются не знания, как это было в античности, а вера. Обладая волей человек часто вопреки разуму, знанию, делает не добро, а зло. Это раздвоение души, влечение к греху человек не может преодолеть без веры. Зло не от Бога, не от природы, а от человеческой деятельности. Фома Аквинский видит существо свободы человека не в подчинении необходимости, а в том, чтобы нравственные поступки определялись совестью и свободным выбором человека. Философия в условиях господства религии стремилась осмыслить внутренние личностные механизмы – совесть, самосознание, религиозные мотивы. Формировался новый тип личности, обращенной к своим переживаниям, к другим людям, природе. Философия учила о том, что человек может достичь единства с Богом. Он образ и подобие Бога, высшее творение его, т.е. человек как и Бог, выходит за пределы природы. Из христианского учения пошло признание того, что человек – венец творения, царь природы. Внимание к духовному миру человека (соотнесенного не только с окружающим природным и социальным миром, но и с Богом) порождает обостренное чувство «Я», которого не знала античная культура. В философском плане это приводит к открытию самосознания как особой субъективной реальности. Глубины души скрыты от других людей и даже от самого себя, доступны только Богу. Но для спасения человек должен стремиться постичь глубину своей души, очиститься, освободиться от греховности. Большое значение в этом имеет правдивая исповедь. (Появляются даже такие сочинения, как «Исповедь» Августина, позднее - Руссо, Л.Толстого). Интерес к человеку в средние века дал основы для дальнейшего изучения человеческой индивидуальности в эпоху Возрождения. Учение Фомы Аквинского является важным этапом средневековой и последующей философии, так как он отделяет философию как особую науку от теологии. Они различаются по предмету: философия направлена на поиск сущего, теология – на спасение; по источнику – философия опирается на разум, теология – на веру; по цели – философия стремится к знанию, а теология – к достижению веры, откровения. Однако Фома Аквинский считал, что для спасения человечества кроме философских дисциплин, которые основываются на разуме, необходима наука, основанная на божественном откровении. Каждый предмет изучается разными науками. Следовательно, философия и священное учение не противоречат друг другу. Теология берет от философии нечто для большей доходчивости, но основные положения ее основаны на откровении.

Задания. Вопросы.

Ответы.

                1. Каковы основополагающие идеи христианской средневековой философии? 2. Чем различается аристотелевское и христианское учение о Боге? 3. Каковы главные этапы в развитии средневековой философии? 4. Чем различаются античное и христианское учения о душе? 5. Почему в средневековье преодолевается античная идея цикличности развития? 6. Как взаимосвязаны разум, вера и воля в душе человека с точки зрения А. Августина? 7. Как решается проблема добра и зла в патристике? 8. В чем суть спора номиналистов и реалистов? 9. Каковы доказательства существования Бога в учении Ф. Аквинского? 10. Как соотносятся философия и теология с точки зрения Ф. Аквинского?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. С точки зрения христианства тело является:а) «темницей души»;б) источником греха;в) тело – ничто, а душа – все;г) тело как и душа сакральны.2. Человек является образом и подобием Бога:а) по происхождению от Бога;б) по благодати Божьей;в) будучи ограниченным воплощением сущности Бога. 3. С точки зрения христианской философии Бог является:а) сущностью тварного мира;б) подлинным бытием;в) абсолютной личностью.4. Познание человеком Бога с точки зрения патристики возможно:а) через познание гармонии и целесообразности всего сущего;б) через познание самого себя как единства души и тела;в) через познание собственной души.5. С точки зрения А. Августина в основе добродетели лежит:а) знание догматов вероучения;б) самопознание;в) любовь как состояние «внутреннего человека».6. С точки зрения А. Августина вера и разум соотносятся следующим образом:а) вера основывается на знании;б) вера является самостоятельным источником истины и исключает ценность разумного познания;в) разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может.7. С точки зрения А. Августина свобода является:а) свойством воли;б) свойством разума;в) социальной характеристикой человека.8. Учение Ф. Аквинского опирается на философию:а) Аристотеля;б) Сократа;в) Платона.9. С точки зрения Ф. Аквинского истина обретается:а) путем веры;б) путем разума;в) и через разум, и через веру.

V. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Социально-исторические условия смены мировоззрения в Европе XIY-XYIв.в. 2. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии Возрождения. Человек – творец, художник. 3. Отношение Бога и мира в философии Н. Кузанского. Натурфилософия Дж.Бруно. 1. Эпоха Возрождения – это период зарождения капиталистических производственных отношений, возрастания социально-политической роли городов, формирования класса буржуазии, интеллигенции, непосредственно связанной с набирающей силу наукой и искусством. Это эпоха глубоких социальных потрясений, войн, возрождения античной культуры. В таких условиях формируется новая система ценностей, основанная на принципе индивидуализма. С развитием городов, торговли и промышленности выявляется особая значимость творческой активности человека. Это приводит к пересмотру вопросов о положении человека в мире, сущности человека и его отношении к Богу и природе. Активно обсуждается вопрос о достоинстве человека, о смысле его земного бытия. Возникает новая, гуманистическая культура. Она основывается на светской образованности и противопоставляет себя официальной церковной. Новая культура опиралась на античное наследие, которое казалось ближе и понятнее, чем богословско-схоластическая культура. Поэтому эпоха Возрождения в лице гуманистов осознает себя как возрождение античных ценностей, образа жизни, мышления и чувствования. Однако сам человек, его мировоззрение существенно отличаются от античного. Велик или ничтожен человек? Ответ на этот главный для эпохи Возрождения вопрос проясняет как сходство, так и различие античной и средневековой философии и культуры в целом (см. Сапронов П.А. Культурология – СПб.: СОЮЗ, 1998. – Ч. 7).

          Основанием философии эпохи Возрождения является антропоцентризм. Антропоцентризм Возрождения – это признание центрального положения человека в мире на основе утверждения единосущности Бога и человека.
В своей «Речи о достоинстве человека» Пика делла Мирандола (1463-1494) дает образ человека как творца самого себя, бесконечного по своим творческим возможностям. Гимн человеку поет и Т.Кампанелла (1568-1639) – знаменитый утопист. Человек является порождением бесконечной «сущности», «результатом бесконечного творца». Если же Бог и человек имеют одинаковую сущность, то божественность человека не имеет границ: человек стремится «возвыситься над небом и миром». В пределе человек и есть Бог. Главная цель жизни такого человека – самореализация, а не преодоление греховности. Человек создает себя и свой мир в земном бытии, и это бытие приобретает черты божественного. Следовательно, главным в возрожденческом гуманизме является не человеколюбие, а направленность на самого себя. Не смирение, а гордость владеют человеком. Человек реализует себя во всех видах деятельности. Однако главным средством его развития являются гуманитарные занятия – риторикой, поэзией, историей, этикой. Античные мыслители становятся учителями, наставниками в делах человеческих. Гуманизм – это не только свобода мысли и индивидуализм, но и образ жизни. Жизнь гуманиста – это напряженное эстетическое самоутверждение. Фигура художника творца становится символом культуры. Художник видится гуманистами как человек в его высшем, божественном выражении. Так как земное возвышается до небесного, то теоцентрическое, иерархическое мировоззрение сменяется пантеистическим (пан – все, теос – бог). Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым. В обосновании пантеизма философы Возрождения опираются на последователей учения Платона – неоплатоников. Так, согласно взглядам Плотина (205-270) Мировая душа является посредником между божественным и материальным. Поэтому «тьма» природного, телесного пронизана светом духовного. Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал. Так как душевное начало находится в каждой части природы, то человек может войти с ним в контакт и научиться им управлять. Так магия и алхимия органически вписываются в мировоззрение и культуру Возрождения: «… магия сочетает землю с небом, т.е. низшее женит на силах высшего.» (П.делла Мирандола). С пантеистическим мировоззрением связан и художественный идеал Возрождения. В соответствии с пантеистической установкой духовное непосредственно проявляется в природном в виде гармонии, пропорциях линий и форм, в игре света и тени, «музыке» цвета. «Стереоскопичность изображения и центральная перспектива (предметы изображаются на плоскости так, как их видит человеческий глаз. – М.Б.) в ренессанской картине диктуются … не потребностями точного копирования объектов…, а пантеистической природой ренессанского идеала. Именно этим объясняется особая одухотворенность живописного пространства ренессанских картин. За кажущимся реализмом здесь в действительности странным образом просвечивает мистицизм.» (Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в восприятии художественного произведения на примере истории живописи. –Калининград: «Янтарный Сад». 1998. с. 321). Духовное выражается прежде всего красотой человеческого тела. Используемые при этом евангельские и мифологические сюжеты придают возвышенный тон земным проявлениям человека. Ярко выражена духовность и в облике самого художника, поэтому почти все из них оставили свои автопортреты. Раскрытие божественных пропорций требует знания математических, анатомических, оптических, механических и других закономерностей. Поэтому искусство неразрывно связано с наукой, их строгого различия нет. Творчество понимается как процесс, контролируемый зрением и осуществляемый рукой: «… высочайший гений не прибавит ни единой мысли к тем, что мрамор сам таит в избытке – лишь это нам рука, послушная рассудку, явит.» (Микеланджело Б.). Аналогичны высказывания Леонардо да Винчи о живописи как средстве познания. Установка на самореализацию человека, ее «титанизм» привели к созданию шедевров мировой культуры. Однако такая установка имеет и обратную сторону. Титаническая по своим культурным достижениям эпоха известна и фактами злодейства, доведенного до своего высшего предела (см.: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Искусство, 1978). Гуманистические идеалы не могли воплотиться в реальной жизни, осознание чего выразилось в самом факте появления утопий (Т. Мор, Т. Кампанелла). 3. Философские основания гуманистических воззрений разработаны также в учениях Н. Кузанского (1401-1464) и Дж. Бруно (1548-1600). Николай Кузанский (Николай Кребс) – кардинал католической церкви. Свою философскую и научную деятельность рассматривал как побочное занятие «для облегчения души от тяжких забот». Н. Кузанский различает Бога как предмет разума и Бога как предмет веры. Бог как предмет осмысления философией – это «развернутый» мир и его познание является делом разума. Вера постигает Бога лишь в его «свернутой» форме. В Боге, поскольку он бесконечен, все различия и противоположности исчезают, «максимум» и «минимум» совпадают. Бог как «все во всем» содержит мир в себе. Переход от Бога к миру осуществляется путем развертывания заключенной в Боге возможности бытия мира. Мир – это «развернутое» и поэтому ограниченное божественное начало. В результате такого уподобления мира Богу «мир имеет свой центр повсюду, а окружность нигде». Бесконечность Бога «разворачивается» как во Вселенной, так и в индивидуальном человеческом существовании. Человек в своей завершенности несет божественность, но опять-таки в ограниченном виде. Полное слияние божественного и человеческого состоялось лишь во Христе. Совпадение противоположностей в качестве намека на божественное бесконечное имеет место и в единичных вещах. Например, треугольник при увеличении до бесконечности одной из его сторон превращается в прямую линию. Совпадение противоположностей познается человеческим разумом. Он интуитивно постигает это как принцип. Всякое становление есть процесс предельного перехода, наглядно представленный в геометрических построениях. Абсолютным пределом является Бог. В постижении совпадения таких противоположностей как Бог и человек, субъект и объект достигается обожествление человека. «Как Бог развертывает из себя все многообразное богатство природных вещей, так и человеческий ум развертывает понятия, свернутые в нем». Стремление обосновать самоценность земной жизни человека неизбежно приводило к вопросу о положении человека в космосе, о его физических и смысловых связях с миром. Пока мир оставался геоцентрическим, человек мыслился несомненно центром мировых связей. Положение изменилось после выступления Н.Коперника (1473-1543), заменившего геоцентризм гелиоцентризмом. Дж.Бруно развивает философские представления Н.Кузанского и астрономические взгляды Н.Коперника. В свете новейших данных Бог, по мнению Дж.Бруно, это мировое целое. Поэтому никакого источника движения вне мира не существует. Он содержится во всех взаимосвязанных частях мирового целого. Материя – это самодвижущееся единое начало. Она порождает из себя все многообразие своих форм. Бог видится Дж.Бруно в «бесконечной способности природы все создавать и всем становиться». Единое саморазвивается во многое. Бесконечной мощи таким образом понятого Бога соответствует бесконечная мощь Вселенной. Пространство бесконечно. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров. Все они состоят из одних и тех же элементов и подчиняются единым закономерностям. В бесконечной Вселенной нет центра. Деятельность человека должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности, частью которой является он сам. Человек обязан познавать Вселенную и в соответствии с полученными знаниями реализовывать себя.

Задания. Вопросы.

Ответы.

1. Чем различаются трактовки человека как образа и подобия Бога в христианской философии и в философии Возрождения.
    Раскройте различия между античным и ренессанским образами человека. В чем сущность ренессанского гуманизма? Почему неоплатонизм является философской основой гуманизма Возрождения?
5. В чем сущность пантеизма и как он влияет на художественный идеал Возрождения?6. Почему искусство и наука в эпоху Возрождения не имели четкого различения?7. Какую роль играет идея совпадения противоположностей в учении Н.Кузанского об отношении Бога и мира?8. Почему Н.Кузанский называет человека «Вторым Богом»?9. Раскройте диалектическое содержание натурфилософских взглядов Дж.Бруно.

Задания. Тесты.

Ответы.

                Философскую основу гуманизма Возрождения составляет учение:
а) Сократа;б) Платона;в) Плотина.
    У гуманистов взгляд на природу является:
а) тенстическим;б) атенстичесеким;в) пантенстическим;г) деистическим.3. В гуманизме Возрождения мысль человека движется:а) от личного к божественному;б) от божественного к личному;в) от общественного к индивидуальному;г) от индивидуального к общественному.4.Возрождение стремится:а) возвысить земное до божественного;б) принизить божественное.
    В гуманизме Возрождения доминирует:
а) предметно-практическая ориентация;б) этическая ориентация;в) эстетическая ориентация.
    Тождество Бога и природы утверждает:
а) теоцентризм;б) пантеизм;в) космоцентризм;г) антропоцентризм.
    Кому принадлежит следующая мысль: «Так как Бог есть все, он также и ничто», ибо он «везде и нигде»?:
а) Н.Копернику;б) Т.Кампанелле;в) Н.Кузанскому;г) П.делла Мирандоле;д) Дж. Бруно.
    Кто является автором следующего высказывания: «Природа есть Бог в вещах»?:
а) Плотин;б) Н.Кузанский;в) Дж.Бруно;г) Т.Кампанелла;д) П.делла Мирандола.
    В учении Н.Кузанского:
а) Бог отождествляется с природой;б) природа и мир заключены в Боге.
    С точки зрения Дж.Бруно мир – это:
а) развернутая сущность Бога;б) самодвижущаяся природа.
    Кто из философов Флорентийской академии почитался почти наравне с Христом:
а) Аристотель;б) Платон;в) Сократ;г) Августин.
    Кому принадлежит высказывание: «Живопись является философией», ибо «глаз меньше ошибается, чем разум»?
а) Л. да Винчи;б) Л. Валле;в) Микеланджело.