Роль романтического мировоззрения в выражении "русской идеи": на примере отечественной музыкальной культуры XIX века Галкина Анна Александровна.

Тема нашего сегодняшнего урока «Романтическое и реалистическое мировосприятие: различное и взаимодополняемое».

Эпоха Просвещения подходила к своему закату… подводя её итоги, итальянский поэт Дж. Леопарди писал:

…Зарождающийся золотой

Век должен на себе нести печать

Веков прошедших, потому что сотни

Начал враждебных, несогласий прячет

Сама природа общества людского.

И примирить их было не дано

Ни мощи человека, ни уму.

Романтизм в художественной культуре начала XIXв. Предпринял попытку в какой-то мере осуществить это примирение. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывавших его норм и правил.

Слово романтизм восходит к латинскому «romanus» - римский, т.е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом романтизм представлял собой единое направление художественной культуры, отвечавшее общим эстетическим требованиям и принципам.

Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворенности действительностью. Романтики, пережившие разочарование в ФБР, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Постоянно меняющаяся жизнь открывала новые горизонты для человеческого познания. Новое, непознанное становится главным предметом изображения.

Героями романтических произведений становятся исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой может посвятить всю жизнь поиску своей мечты и идеала. В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром. Если человеку не суждено изменить жестокую действительность, то он может уйти в мир фантазий, грез и иллюзий. В центре внимания оказывается человек, ставший жертвой рокового стечения обстоятельств, живущий в сфере эмоций и чувств. Интерес к душевным переживаниям героя, его страстям, страданиям душевным мукам отличает произведения романтизма.

В жизни природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющий предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика. Перед стихией природы человек беспомощен и слаб.

В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, несуществовавшие в их современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства. Романтики создали свою оригинальную античную традицию, которая была преисполнена особой, ностальгической грусти. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма. Оригинальной реабилитации подверглась эпоха Средневековья. Одних увлекала выдуманная идиллия, другие искали в нем яркие характеры, сильные пылкие страсти, для третьих она становилась символом национальной независимости.

Какие исторические события в Европе предшествовали рождению романтизма?

Чем главные эстетические принципы романтизма привлекают лично вас?

В чем вы видите сильные и слабые стороны романтического мироощущения?

Знакомы ли вам по произведениям искусства романтические герои? Расскажите о них поподробнее.

Повышенное внимание к сложному миру человека, национальному колориту, историзм, неприятие реальной жизни приблизили реализм – другое стилевое направление, параллельно развивавшееся в художественной культуре ½ XIX века.

Понятие реализм – одно из наиболее трудных для определения, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. В сфере художественной деятельности значение реализма еще более сложно и противоречиво. В искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма. Термин «реализм» впервые употребил Ж.Шанфлери для обозначения искусства, противостоявшего романтизму и символизму. Истину. Дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе, открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку под названием «Павильон реализма».

В недрах реалистического искусства был сформулирован особый взгляд на мир, в котором подвергались анализу и критике многие стороны окружающей действительности. Осуждая основы общественного строя, художники реалисты в то же время утверждали идеалы добра, справедливости, всеобщего равенства и счастья. Критическая направленность реализма нашла наиболее яркое выражение в произведениях литературы и изобразительного искусства.

Искусство реализма выступает в качестве средства агитации и пропаганды, а художники активно втягиваются в общественную жизнь, защищая интересы народных масс. Еще глубже и непримиримее становятся различия между реализмом и романтизмом.

Воспроизводя действительность такой как она есть, реалисты не стремились к ее точному копированию. В их произведениях оставалось место для творческого воображения и фантазии.

Данная статья является незавершённой и находится в процессе доработки. У этого термина существуют и другие значения, см. Романтизм (значения) .

(1770-е - 1890-е) - литературно-общественно-религиозное движение, претендующее на целостное мировоззрение в духе естественного сверхъестественного .

Романтизм охватывает собой не только искусство , но и массовую науку , массовую культуру и массовую религию . В области идеологий центральной фигурой романтизма является Наполеон.

влияния

«Если говорить о „ключе“ к раннему романтизму, то его следует искать в творчестве одного из мыслителей античности, в философии Плотина. Ибо этот мыслитель явился вдохновителем не только всей системы Новалиса , рассеянной по бесчисленным фрагментам, и многих из идей Шеллинга в его средний период; его влияние простиралось еще дальше: через Новалиса и Шеллинга он повлиял, хотя и невпрямую, на обоих Шлегелей и без знания этого факта многие места в берлинских лекциях „О литературе и искусстве“ (Вильгельма Шлегеля) останутся загадкой» .

На идеологию (политическую философию) романтиков оказал исключительно важное влияние Иоганн Готфрид Гердер . На эстетическую теорию оказал влияние Фридрих Шиллер. Среди прочих воздействий следует указать Иоганна Готлиба Фихте.

Романтизм оказал сильнейшее влияние на натурфилософию, богословский модернизм (основатель которого Фридрих Шлейермахер сам принадлежал к кругу романтиков), славянофильство, движение литургического обновления. Богословие Серена Кьеркегора также носит на себе отпечаток романтической мысли.

Органицизм романтиков обнаруживается и в нравственном монизме, и в парижской школе, и в богословии общения митр. Иоанна (Зизиуласа) .

Антибуржуазная полемика романтиков впоследствии встречается у Федора Достоевского , фашистов , анархистов , авангардистов и вообще у гностических революционеров .

характеристика

Романтизму присуще:

Безмерное умножение жанров и стилей; признание эстетической легитимности genre mixte (смешанных жанров); goût de la nuance (вкус к нюансам); натурализация «гротескного» в искусстве; внимание к оттенкам; стремление воссоздать с помощью воображения специфику внутреннего мира людей прошлых эпох, стран, культур; étalage du moi (выставление себя напоказ); отказ от буквальной точности в описании пейзажа; отвращение к простоте; недоверие к универсальным формулам в политике; эстетическая антипатия к стандартизации; отождествление Абсолюта с «определенным видом конкретной реальности» в метафизике; чувство «великолепия несовершенного»; культивирование индивидуальных, национальных, расовых особенностей; пренебрежение к очевидному и, в целом, высокое место (совершенно несвойственное большинству прежних эпох), отводившееся оригинальности, а также доходящее до абсурда стремление к обладанию этим качеством оригинальности. Но не так важно, прилагаем ли мы к этим, бытовавшим тогда представлениям о ценности, обозначение «романтизм» или нет; важнее помнить, что эти изменения произошли и что они, как ничто другое, отличают (к лучшему ли, к худшему ли) господствующее мировоззрение и в девятнадцатом столетии, и в нашем веке, от мировоззрения предшествующего периода интеллектуальной истории Запада. Изменения эти, коротко говоря, состояли в том, что в большинстве нормативных областей мысли в качестве руководящей установки на смену, униформитаризму пришло то, что может быть названо диверсификационизмом .

Артур Лавджой

«Ранний романтизм проникнут эсхатологическим ожиданием новой эпохи, обновления человечества, возвращения "золотого века". Это обновление мыслится прежде всего под знаком эстетики, ибо эстетика, по определению Ф. Шлегеля, “это философия целостного человека". <…> Подобно Новалису и Шеллингу, Ф. Шлегель развивался в направлении объективного идеализма: соединение Фихте и Спинозы становится для него программным. Я и мир, индивидуальность и универсум (понятие, отражающее влияние Я. Бёме) – два полюса в пантеистической метафизике Ф. Шлегеля и Шлейермахера конца 90-х годов. Философия – это "эллипс с двумя центрами, один – идеальное разума, другой – реальное универсума"; отношения между ними мыслятся динамически, как реализация идеального и идеализация реального. Универсум – это непрерывно становящийся бесконечный организм, его неисчерпаемая динамика проявляется во множестве индивидуальных форм-символов универсума. Ведущую роль в постижении мира играет продуктивное воображение: живую динамику "бесконечного" нельзя фиксировать в мертвых понятиях, ее можно только "открывать и созерцать" в намеках и предчувствиях – в художественных образах-символах и в "высших первопонятиях" - идеях-символах» .

идеологии

Бесконечный и недостижимый идеал романтического искусства у романтиков имел определенный политический смысл. Это фихтеанский идеал высшего блага, совпадения справедливости и счастья, разума и природы, Царство Божие на земле :259 .

Очертим главные стороны романтической политической философии: акцент на коллективизме (общинности), резкое различение между государством и обществом, государство как продукт истории, утверждение уникальной ценности каждой культуры :189 .

коллективизм

Коллективизм романтиков с самого начала истории романтизма принимает политическую форму. Романтическое искусство у Фридриха Шлегеля получает одну из основных целей: возрождение современного человека, через восстановление у него чувства общности, чувства принадлежности к коллективному целому. Чувство любви должно стать «невидимо видимым» не только в искусстве, но и в обществе. Афинская республика была для Шлегеля образцом такого художественного сообщества, где стала видимой связующая всех любовь.

Коллективизм романтиков сочетается с глубоким сокрушением по поводу эгоизма и материализма современного им буржуазного (еще не массового, дореволюционного) германского общества : 231-232 .

органическая концепция общества

Органическая концепция общества у романтиков - это ожившая (или оживающая) метафора такого целого, которое больше суммы своих частей. Это Царство Божие на земле, золотой век единства людей друг с другом и с природой. В политическом смысле эта концепция побуждает романтиков к действиям по созиданию религиозно-политического тела .

Органицизм противопоставляется у романтиков механицизму просвещенцев, хотя органическая метафора принадлежит эпохе Просвещения в не меньшей степени.

Фредерик Бейзер указывает четыре основные стороны органической концепции общества:

Романтики рассматривали революцию и государство как средство воспитания. Для этого революция (по образцу Французской революции) должна стать источником духовного роста, но одновременно укрощена, ограничена и превращена в перманентную революцию. Монархия, согласно Новалису, должна быть сохранена, но теперь ее целью должно стать воспитание народа для будущих свободы и равенства. Аристократия должна отказаться от своих привилегий и влиться в число руководителей человечества : 266 .

Организующим принципом, по Новалису, должна стать светская харизма правителя. Такая харизма не имеет в себе ничего сверхъестественного,это вымысел, продукт творческого воображения , фикция, обеспечивающая покорность масс : 273 .

Новалис подчинял акт познания воле. В этом состоял его магический идеализм, когда человек может создать такой мир, какой он хочет. Воля является всемогущим средством по созданию нового государства, как образца второй реальности : 270 .

Светская харизма правителя возникает благодаря пропаганде с помощью художников-романтиков. Монарх - обычный человек, но в том-то и задача романтического искусства, чтобы придать обыденному высший смысл, обычному - таинственность, и бесконечному - атмосферу бесконечного. Монарх превращается в художественное произведение, живой романтический символ : 272 .

Согласно Ф. Шлегелю, отношения в обществе должны характеризоваться «взаимностью» (Wechselwirkung), дополненной иерархическим принципом, который пронизывает всю органическую структуру и наполняет все части жизнью :41 . Впрочем, иерархический принцип является лишь полезной фикцией, вполне легитимно упраздняемой во время революций :41-42 .

Из органической концепции вытекал антиюридизм (полемика против внешнего авторитета и внешнего закона).

Bildung

Одной из центральных тем романтизма было образование, воспитание (Bildung).

Цель образования, в частности для Фридриха Шлегеля и Фридриха Шиллера, бесконечна и недостижима. Это бесконечный идеал, высшее благо, Царство Божие на земле, акт светского мистического рождения человека к новой жизни в единстве с мирозданием : 256-257, 259 .

Романтическое искусство, религия (в светском религиозно-общественном смысле) служат целям такого образования. В собрании афоризмов «Ideen» () Шлегель пишет: «Религия не просто одна из составляющих частей образования (Bildung), одна из сторон человечности. Религия стоит в центре каждой части образования, в каждом аспекте первая и последняя, абсолютно оригинальная» : 240 .

В концепции Новалиса свобода и равенство даны не как природные свойства человека, а как идеалы, цели, достигаемые в процессе воспитания. Отсюда возникало то сочетание, которое впоследствии встретится у славянофилов: республиканские, революционные требования совмещаются с мнимым монархизмом. У Новалиса и монархия, и закон, и сословные различия исчезнут вместе с осуществлением человечеством идеалов воспитания : 266-267, 259 .

антибуржуазная полемика

Соперником и врагом романтика является филистер (der Philister), который порожден современным романтикам буржуазным обществом и, в свою очередь, создает в обществе скуку и материализм, гасит энтузиазм.

Филистер описывается как продукт эгоизма и материализма. Филистер способен воспринимать искусство только как форму развлечения, и никогда в форме сверхэстетизма , как полагается романтику. Религия для филистера лишь средство успокоения и комфорта. Жизнь филистера - повторяющийся круг обязанностей и развлечений, внутри которого господствует комфорт и чувство безопасности : 234 .

романтическое государство

В творчестве романтиков возникает довольно определенное представление об идеальном государстве, особенно в сочинении «Вера и любовь, или Король и королева» Новалиса.

Образцом такого государства служит мифическое Средневековье , но при этом определенно утверждается, что это государство будущего, а не прошлого.

Во многом романтическое государство определяется отрицательно, как лишенное свойств современного романтикам традиционного общества.

В новом государстве не должно быть места эгоизму, материализму и отчуждению. Вместо этого в обществе должны господствовать любовь, долг, духовность, чувство принадлежности к целому. Средневековое общество было якобы большой семьей.

светский мистицизм

холизм

При этом полнота не только созерцается в редкие мгновения душевного подъема, но ставится как практически решаемая задача.

Романтическая целостность выражается прежде всего в тавтологиях и в самозамкнутой структуре произведений:

Для Кольриджа, как и для современных ему немецких философов-идеалистов, «научный метод», которым должно руководствоваться любое познание, также следует путем спирали. Процесс рассуждения, утверждает Кольридж, начинается с самообоснованного утверждения, которое оказывается доказанным лишь в конце рассуждения. Мы приходим к тому же, с чего начали, и за счет этого наше рассуждение образует всеобъемлющее и самостоятельное целое: «С этого мы начали (или нам только казалось, что начали, поскольку результат рассуждения двигался все время перед нами, как невидимый хранитель и руководитель), и к этому же и пришли в заключение нашего кругового пути». Действие воображения также (поскольку эта сила души «жизненна в своем существе», в отличие от механистической «фантазии», в которой «нет никаких противоречий, а только определенности и данности») описывает путь, который приводит нас к тому же, с чего мы начали. «Принцип воображения, - цитирует Хезлитт Кольриджа со смесью иронии и восхищения, - напоминает эмблематическую змею, которая своими кольцами вливается сама в себя, замкнутая на себе, без начала и конца». И живой плод, как и процесс, поэтического воображения имеет ту же форму уробороса (змеи, кусающей свой хвост). Так Кольридж оправдывает в терминах своей тотальной метафизики типично романтический жанр круговой поэмы, конец которой есть одновременно ее начало: «Общая цель всех повествовательных (нет - всех) поэм - превратить цепь в Целое: сделать так, чтобы события, которые в реальной или воображаемой Истории двигаются по прямой, приняли в нашем сознании круговое движение - змея, с хвостом в своем рту :271 .

Культ целостной всесторонне развитой личности возникает скорее в эпоху романтизма, а не в эпоху Возрождения, поскольку фигуры Гете или Наполеона не несут в себе момент самоуспокоенности, самодостаточности и спокойного самолюбования, присущего мифу о титанах Возрождения, хотя эти мифы и связаны.

грех и самоискупление

Одна из основных мифологем Нового времени - трехчастный миф о первоначальном единстве человека с природой и обществом, которое потом разрушилось в своеобразном гностическом первородном грехе .

Во многих местах, где Сэмюэль Кольридж развивает похожие мысли, он противопоставляет «интуицию вещей, которая возникает, когда мы обладаем сами собой как частью целого», что дарует полноту жизни и радость, - нашему опыту, когда «мы мыслим о себе как об отдельных существах, и противополагаем природу и рассудок, как объект и субъект, вещь и мысль, смерть и жизнь»…

Основной целью Уильяма Вордсворта как поэта и Кольриджа как и поэта, и метафизика было помочь человеку искупить и оправдать самого себя, побудив его к примирению с природой, которая стала ему чуждой и враждебной из-за того, что сам человек разорвал первоначальное единство с природой. Эта проблематика породила сеть взаимосвязанных идей, которые получили широкое распространение в начале XIX в. и которые стали диагнозом основной болезни и нашего времени.

Этот диагноз звучит так: человек некогда был здрав, а теперь он болен, и в корне его современной болезни лежит его разделенность, разъединенность, отстраненность или (в самой резкой формулировке из перечисленных) отчуждение. Личность, как гласит общепринятая точка зрения, коренным образом расколота в трех основных отношениях. Он разделен внутри себя, он отделен от других людей, и он отделен от окружающего мира. Для тех, кто еще верит в возможность исцеления, единственная надежда состоит в том, что человек найдет пути для восстановления единства с самим собой, с обществом ближних и вновь подружится с чужим и враждебным миром природы. Эти идеи в наше время разделяются богословами, философами, экономистами, социологами, психологами, художниками, писателями, критиками, читателями журналов «Лайф» и «Ридерз дайджест». Писатели и философы эпохи романтизма усвоили себе именно такую общую схему истории и бедственного положения современного человека :145 .

магия

Романтизм подготовил почву для оккультного возрождения середины XIX века. Перестает активно развиваться лишь с приходом декадентства.

эволюция

Для романтизма характерен «различительный холизм » (diversitarian holism), который служит обоснованием для нового для своего времени понятия об эволюции.

Античный, средневековый и возрожденческий холизм «предполагал существование гармонично устроенной вселенной, которая совершенна и законченна, поскольку представляет собой совершенное Божество». В эпоху романтизма к холизму присоединяется эволюционизм, то есть начало движения и прогресса. Этот «романтический эволюционизм предполагает, что вселенная еще не достигла своего совершенства и лишь стремится к высшим осуществлениям. Это уже новый, современный элемент. Так возникает дилемма, которую проще всего сформулировать в этических терминах: если раньше „благое“ означало собой „совершенное“, то в новой системе координат „благое“ – это „совершенствующееся“» .

культ искусства

культ радости

Как в традиционном Христианстве осуждается отчаяние, так и для романтиков отчаяние осуждается за то, что оно порождает творческое бесплодие. Пребывать в апатии и утратить надежду значит находиться в состоянии, которое Кольридж называет «смерть-в-жизни». Питать надежду (по Кольриджу, надежда - это «витальность и целостность нашего Существа») - это основной моральный долг, без которого мы обречены на погибель. Надежда, открытая новым возможностям, высвобождает творческие силы человека, его воображение и действие… «Давайте же, - сказал Шелли, - верить в такой оптимизм, в котором мы будем богами для самих себя» :447 .

Восхищение поэта полнотой своей жизни побуждает его выражать, изображать и творить жизнь. Соответственно, значение поэзии состоит в том, что она расширяет жизнь читателя, доставляя ему наслаждение, которое в свою очередь является основным движущим началом во всех живых существах. И не следует считать такую цель поэзии как непосредственного источника наслаждения унизительной для искусства поэта. Все как раз наоборот... Это акт уважения к природному и чистому достоинству человека, к великому элементарному началу наслаждения, с помощью которого человек познает, ощущает, живет и движется. Поэтому Шиллер, как и Вордсворт, считает, что наслаждение ведет к радости, а высочайшая радость означает, что наше сознание полностью овладело своими жизненными силами. Любящий искусство, пишет Шиллер в 1803 г., должен искать наслаждения, потому что все искусство посвящено радости, и нет более высокого и более серьезного предназначения, нежели сделать человека счастливым. Подлинное искусство – вот что только и творит высочайшую радость. Но высочайшая радость – это и есть свобода духа, погруженного в жизнь :433 .

культ страдания

«Поклонение страданию» возникает как осознанная мифологема в романе «Sartor Resartus» Томас Карлейля.

романтизм и Христианство

Романтики предлагают широкий выбор различных способов интегрировать Христианство в новую сверхрелигию, в новое романтическое государство и новую романтическую «церковь»:

Подчинение Христианства искусству, подчинение искусства и всех идеалов модернизированному Христианству, основание новой религии, антихристианство и атеизм.

В частности, у Новалиса мы находим признание того, что Французская революция разрушала веру. Однако Новалис видит в этом необходимый диалектический момент в процессе создания новой более духовной религии, в которой будут примирены разум и вера

  • Лейтон, Лорен Дж. Эзотерическая традиция в русской романтической литературе. Декабризм и масонство. - СПб.: Академический проект, 1995.
  • Людвиг, Эмиль. Гете. - М.: Молодая гвардия, 1965.
  • Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. - Пг.: Всемирная литература, 1922.
  • Тютчев, Федор. Лирика: В 2-х т. - М.: Наука, 1965.
  • Эстетика немецких романтиков. - М.: Искусство, 1987. . : ,
  • Abrams, M. H. Natural supernaturalism. Tradition and revolution in romantic literature. - New York: W. W. Norton, 1971.
  • Armstrong Charles I. Romantic organicism. From idealist origins to ambivalent afterlife. - Houndmills, U.K., New York: Palgrave Macmillan, 2003.
  • Beiser, Frederick C. Enlightenment, revolution, and romanticism. The genesis of modern German political thought, 1790-1800. - Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1992.
  • Bortoft, Henri. The wholeness of nature. Goethe"s way toward a science of conscious participation in nature. - Hudson, N.Y: Lindisfarne Press, 1996.
  • Gibson, Matthew. Yeats, Coleridge and the romantic sage. - Houndmills, New York: Macmillan Press; St. Martin"s Press, 2000.
  • Halmi, Nicholas. The genealogy of the romantic symbol. - Oxford, New York: Oxford University Press, 2007.
  • Hanegraaff, Wouter J. Romanticism and the Esoteric Connection // Gnosis and hermeticism from antiquity to modern times. - Albany: State University of New York Press, 1998.
  • Hanegraaff, Wouter J., Faivre Antoine, Broek, R. den; Brach, Jean-Pierre. Dictionary of gnosis & Western esotericism. - Leiden, Boston: Brill, 2006.
  • Herder, Johann Gottfried. Selected writings on aesthetics. - Princeton University Press, 2006.
  • Kompridis, Nikolas. Philosophical romanticism. - London, New York: Routledge, 2006. . :,
  • Löwy, Michael; Sayre, Robert. Romanticism against the tide of modernity. - Durham: Duke University Press, 2001.
  • Novalis. Notes for a romantic encyclopaedia. Das Allgemeine Brouillon. - Albany: State University of New York Press, 2007.
  • Praz, Mario. The Romantic Agony. - London: Oxford University Press, 1951.
  • Priestman, Martin. Romantic Atheism. Poetry and Freethought, 1780–1830. - Cambridge University Press, 2004. - P. 3.
  • Riasanovsky, Nicholas V. The emergence of romanticism. - New York: Oxford University Press, 1992.
  • Vassányi, Miklós. Anima mundi. The rise of the world soul theory. - Dordrecht, London: Springer, 2001.
  • Романтизм не просто литературное направление, но и определённое мировоззрение, система взглядов на мир. Формировался он в противостоянии с идеологией Просвещения, которая царила в течение всего 18 века и во многом была идейным содержанием таких литературных направлений как классицизм и просветительский реализм.

    Рассмотрим историческую ситуацию , в которой появился романтизм. В 1789 году началась Великая французская революция. Она стала прямым результатом идей Просвещения, попыткой воплощения их в реальности. Просветители утверждали, что в первую очередь необходимо изменить, улучшить неправильные политические и социально-экономические условия жизни (установить республику вместо монархии), жизнь людей улучшится, и человек сам собой станет лучше и счастливее. Многие мыслящие люди в Европе восприняли французскую революцию с радостью и надеждой.

    Но всё оказалось гораздо сложнее. Хотя и в дальней исторической перспективе в целом Франция после революции стала экономически и политически более свободной, более прогрессивной страной, однако непосредственные, самые очевидные результаты её были таковы: смута, разруха, революционный террор, гражданская война. Кроме того, послереволюционная буржуазная Франция была почти также далека от идеала, как и дореволюционная: на первый план вышли деньги, корысть, продажность, бесчестие и т.д. Большая часть людей, которые с восторгом встретили революцию, вскоре в ней разочаровались. Разочарование в революции повлекло разочарование в Просвещении, которое породило революцию, а некоторые разочаровались вообще в реальности, в которой невозможно воплощение никаких идеалов. Именно эта разочарованная в идеях Просвещения послереволюционная интеллигенция и создала романтизм.

    Итак, в чём конкретно сказалось отталкивание от Просвещения?

    1. В 18 веке, в эпоху Просвещения царил культ Разума, рационализм – представление о том, что разум – это главное качество человека, с помощью разума, логики, науки человек способен правильно понять, познать мир и самого себя, и изменить и то, и другое в лучшую сторону.

    Романтики, вслед за сентименталистами, выдвинули на первый план чувства, эмоции , не поддающиеся логике. Эмоциональность – важнейшее с точки зрения Романтизма качество человека.

    2. Новой по сравнению с сентиментализмом чертой романтизма стал иррационализм (антирационализм) - представление о том, что жизнь не поддаётся разумному, логическому объяснению. Жизнь непредсказуема, непонятна, противоречива, короче иррациональна. И самая иррациональная, таинственная часть жизни - это человеческая душа. Человеком очень часто управляет не светлый разум, а тёмные, бесконтрольные, иногда разрушительные страсти. В душе могут нелогично сосуществовать самые противоположные стремления, чувства, мысли. Романтики обратили серьёзное внимание и стали описывать странные, иррациональные состояния человеческого сознания: сон, бред, болезнь, одержимость какой-то страстью, аффект и т.д. Всё это очень близко и писателям барокко.


    3. Просветители были материалистами, романтики были идеалистами и мистиками . Мистики – это не просто те, кто верит в существование иного мира – мистического, потустороннего, сверхъестественного, неземного и т.д., это те, кто верит в то, что представители иного мира способны проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы. В романтических произведениях очень часто присутствуют намёки на мистическое объяснение происходящих странных событий.

    Иногда понятия "мистический" и "иррациональный" отождествляются, используются как синонимы, что не совсем правильно. Часто они действительно совпадают, особенно у романтиков, но всё-таки вообще эти понятия обозначают разные вещи. Это просто разные понятия. Всё мистическое как правило иррационально, но не всё иррациональное мистично.

    4. Романтикам присущ мистический фатализм . Это вера в Судьбу, Предопределение. Жизнью человека управляют некие мистические высшие таинственные силы, причём силы эти не только светлые, божественные, но и тёмные, дьявольские, сам человек - лишь игрушка в их руках. Поэтому в романтических произведениях множество таинственных предсказаний, странных намёков, которые всегда сбываются. Герои иногда совершают поступки как бы не сами, а кто-то их подталкивает, как будто в них вселяется некая посторонняя сила, которая ведёт их к осуществлению Судьбы.

    5. Двоемирие - важнейшая особенность романтизма.

    Романтики делили мир на две части: мир реальный и мир идеальный.

    Мир реальный – мир обычный, повседневный, неинтересный, крайне несовершенный, мир в котором удобно себя чувствуют обыватели, мещане. Мещане - это люди, не имеющие глубоких духовных интересов, их идеал - материальное благополучие, их собственный личный комфорт и покой.

    Характернейшая особенность типичного романтика - неприязнь к мещанам, к обычным людям, к большинству, к толпе.

    И второй мир - мир романтического идеала, романтической мечты, где всё прекрасно, ярко, где всё так, как мечтает романтик, этого мира нет в реальности, но он должен быть.

    Так вот романтики не любят мир реальный и стремятся в мир идеальный, ищут его. Романтическое бегство - это бегство из реальности в мир идеала. Романтики искали идеал в природе, в искусстве, в своём внутреннем мире, в религии, в прошлом (в основном, в средневековье), в будущем. Некоторые из них уходили из реальности более радикально: сходили с ума (Батюшков), кончали жизнь самоубийством (Клейст).

    7. Романтики не любят всё обыкновенное и стремятся ко всему необычному , нетипичному, оригинальному, исключительному, экзотическому. Романтический герой всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя. Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.

    Основной Р. конфликт - противостояние одинокого романтического героя и большинства обычных людей.

    Любовь к необычному касается и выбора сюжетных событий для произведения - они всегда исключительны, необыкновенны. Также романтики любят экзотическую обстановку: далёкие жаркие страны, море, горы, иногда сказочные придуманные страны. По этой же причине романтики интересуются далёким историческим прошлым, особенно средневековьем, которое очень не любили просветители как самое непросвещённое, неразумное время.

    8. Идеальный мир для романтиков является средоточием всех основных ценностей. Главной ценностью для романтиков является Любовь . Любовь - это высшее проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Любовь связывает человека с мирами иными, в любви открываются все самые глубокие, самые важные тайны бытия, до которых никогда не добраться разуму и науке. Наше представление об идеальной любви во многом сформировали именно романтики. Это представление о двух половинках, о неслучайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно этой женщине. Представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда.

    Другая важнейшая ценность романтизма - Природа и её красота. У романтиков совершенно особое отношение к природе, они её воспринимали как нечто живое, одухотворённое. Лучше всех это выразил гениальный русский романтик Тютчев:

    Не то, что мните вы, Природа,

    не слепок, не бездушный вид.

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    в ней есть любовь, в ней есть язык!

    Все романтики видели душу природы, за её внешней красотой старались угадать иной мистический высший мир. Они воспринимали природу как великую Тайну. Чтобы её разгадать нужен не холодный разум учёного биолога, а прежде всего любовь и благоговение, ощущение её одушевлённости, понимание её красоты.

    Третья важнейшая романтическая ценность - Искусство . Оно создаёт красоту, которой нет в природе, красоту, которую художник (в широком смысле слова) подсмотрел в момент вдохновения непосредственно в иных мирах. Таким образом, искусство - это вообще высшее, что есть в жизни. Художник - идеал человеческой личности, идеальный человек, наделённый высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище.

    Высший вид искусства - Музыка, она наименее материальна, наиболее неопределённа и свободна, музыка - это мгновенный вихрь невидимых звуков. В ней нет ничего рационального, логического, она обращена непосредственно к сердцу, к чувствам, и сильнее всего на них воздействует. Музыка сама по себе есть только эмоции, выраженные в звуках. Второй после музыки почитаемый романтиками вид искусства - это литература, а точнее Поэзия, Лирика, ибо это тоже царство чувств.

    Уже в йенском романтизме ясно определились основные чер-

    ты романтического мировосприятия, более полно раскрывшиеся

    в дальнейшей эволюции романтического движения. Дать полную

    характеристику этого мировосприятия в какой-то определенной

    системе тезисов довольно трудно. Попытаемся наметить лишь

    основные его компоненты.

    Прежде всего следует обратить внимание на последователь-

    ное отторжение романтиками нормативных для эпохи Просвеще-

    ния идеалов класcицизма. В этом полемически заостренном

    противостоянии классицизму наиболее явно сказался первона-

    чальный антипросветительский импульс романтического мышле-

    ния. Понятия "классическое" и "романтическое" рассматрива-

    ются самими романтиками как противоположные по смыслу. Уже

    в самом принципе противопоставления сказывается своеобразие

    понимания романтиками своей историко-культурной миссии.

    Классическое - это все нормативное, образцовое, завершенное

    и статичное. Все романтическое, напротив, подвижно, открыто

    для непрестанного обновления и бесконечного развития. Клас-

    сическое видение мира созерцательно, романтическое - дейс-

    твенно. Нетрудно усмотреть здесь связь с пафосом изменения,

    привнесенным в европейское сознание революцией (между про-

    чим, сами романтики вполне осознавали эту связь; так,

    Фр.Шлегель говорил о Французской революции как одной из

    "величайших тенденций нашего времени").

    В центре всего романтического мировоззрения находится

    идея бесконечного творческого преобразования действитель-

    ности; главной внутренней пружиной романтического движения

    являются его жизнестроительные устремления. Романтическое

    сознание не терпит ничего застывшего, оно видит весь мир в

    становлении, в непрерывном процессе перерождения, взаимопе-

    рехода и взаимоперетекания элементов. Огромную роль в крис-

    таллизации этой центральной интуиции романтизма сыграло

    знакомство членов йенского кружка с философскими учениями

    Канта и особенно Фихте; это важно иметь в виду, чтобы по-

    нять своеобразие романтизма. Напомним, что Фихте, стремясь

    развить кантовское учение о познавательной активности субъ-

    екта, разработал учение, в котором весь мир природы и духа

    рассматривался как результат творческой деятельности само-

    сознания. Эта идея глубоко поразила молодых романтиков; в

    философии Фихте они нашли основание для нового понимания

    смысла культуры вообще. Романтическое творчество - это не

    социально-политическая преобразовательная активность, не

    педагогически-просветительная работа; это - внутреннее ду-

    ховное усилие, непосредственно-магически воздействующее на

    реальность. Форма, которую принимает такое усилие, для ро-

    мантиков не была важна, - это может быть искусство, филосо-

    фия, религиозная жизнь, даже просто внутреннее переживание,

    никак не выражаемое вовне, - важно само интенсивное внут-

    реннее напряжение. В таком напряжении перерождается сам че-

    ловек, а поскольку жизнь человека незримыми нитями связана

    со всем мирозданием, то в этом самоперерождении человек

    преобразует мир. Наиболее яркое выражение эта идея нашла в

    мировоззрении Новалиса, в его "магическом идеализме", расс-

    матривающем любые действия со знаками (словами, образами,

    звуками и т.д.) как инструмент магического преображения ми-

    Именно в творчестве романтики нашли объединяющее, синте-

    зирующее начало всей культуры. Остро переживая негармонич-

    ность, конфликтность, двойственность просветительского соз-

    нания, осознавая эклектический характер всей культуры ХVIII

    века в целом, они искали иного, органического синтеза сос-

    тавляющих ее элементов. Просветительский разум не справился

    с задачей такого синтеза; романтики искали другой инстру-

    мент синтеза и нашли его в идее творчества. Не рациональная

    целесообразность, заявили они, но творческое самовыражение

    человеческого духа составляет смысл всякой культурной дея-

    тельности. Рациональное конструирование действительности -

    это ее обеднение, сведение к абстрактно-общим формам; твор-

    ческое начало, напротив, позволяет осуществить органический

    синтез разнородного. Отсюда проистекает другая важная черта

    романтического миросозерцания - ориентация на создание но-

    вого универсального видения мира, соединяющего в себе черты

    науки, искусства, философии и религии. Это стремление, по

    сей день живущее в европейской культуре, в романтизме нашло

    выражение в утопическом представлении о грядущем новом ми-

    фе, формирование которого романтики связывали с собственны-

    ми творческими усилиями. (Чтобы представить себе весь раз-

    мах этой утопии, достаточно вспомнить, что члены йенского

    кружка вынашивали не больше не меньше как план создания но-

    должны были стать Новалис, Ф.Шлегель и Ф.Шлейермахер). Ро-

    мантическое мифотворчество особенно ярко воплотилось в их

    художественных произведениях - мистико-философских романах

    Новалиса "Ученики в Саисе" и "Генрих фон Офтердинген", фан-

    тастической прозе Л.Тика, А.Шамиссо, а позднее - Э.Т.А.Гоф-

    мана. Взаимопроникновение реального и фантастического, обы-

    денного и невероятного стало одним из главных художествен-

    ных открытий романтизма.

    Романтический культ творчества задает определенную сис-

    тему ценностей, совершенно противоположную системе ценнос-

    тей, предложенной Просвещением. Прежде всего, творчество

    всегда индивидуально. Поэтому все индивидуальное, ориги-

    нальное, самобытное имеет в глазах романтиков заведомое

    преимущество перед абстрактно-общим, нормативным. Именно

    поэтому понятию романтики предпочитали образ, абстракт-

    но-рациональному - чувственно-конкретное. Отсюда и особое

    значение, придаваемое романтиками искусству: ведь оно ра-

    ботает как раз с чувственным материалом и в этом смысле бо-

    лее индивидуально. По сути дела, всякое творчество романти-

    ки мыслили по аналогии с творчеством художника. С культиви-

    рованием индивидуальной самобытности связан и исключитель-

    ный интерес романтиков более позднего времени к самобытнос-

    ти национальной, как своей собственной (ярчайший пример то-

    му - обращение к фольклору немецких романтиков гейдельберг-

    ской школы, в частности, в знакомых каждому с детства сказ-

    ках братьев Вильгельма и Якоба Гримм и менее известном в

    России творчестве Ахима фон Арнима), так и чужой (особенно

    важным оказалось для романтиков знакомство с культурами

    Востока, в которых они нашли много близкого своим интуици-

    ям; изучение романтиками культур Востока положило начало

    научному востоковедению в Европе) , и неослабевающее внима-

    ние к историческому прошлому (с усилиями романтиков связан

    расцвет исторического жанра в литературе и настоящая рево-

    люция в изучении наследия античности, средневековья и Ре-

    нессанса).

    Стоит отметить, что романтики развили совершенно новое

    понимание национального и исторического своеобразия. Источ-

    ник этого своеобразия они находили не во внешних формах

    (политическом строе, обычаях, нравах и т.д.), а в некоторой

    внутренней цельности, определяющей и связующей все эти фор-

    мы, разнообразно в них проявляющейся. Самобытность эпохи,

    неповторимость национальной традиции были в глазах романти-

    ков столь же неразложимы на составляющие элементы, сколь

    неразложима конкретная человеческая личность на сумму внеш-

    них признаков, идей, представлений, жестов и т.д. Поэто-

    му-то романтики так любили размышлять о "духе эпохи", о

    "национальном духе" или "душе народа". В этом смысле роман-

    тизм, пожалуй, впервые в европейском сознании стал осознан-

    но и целенаправленно ориентироваться на осмысление и изуче-

    ние культуры как особой реальности. В известной степени ро-

    мантики - первооткрыватели того рода исследования, который

    мы сегодня называем культурологическим. Многие собственно

    культурологические проблемы впервые были поставлены и четко

    сформулированы именно в контексте романтического мировозз-

    рения. Одним из множества примеров может послужить книга

    Фр.Шлегеля "О языке и мудрости индийцев"(1808), в которой

    был впервые поднят вопрос о возможности установления общих

    истоков культуры всех индоевропейских народов с опорой на

    сравнительное изучение индоевропейских языков, по-настояще-

    му разработанный только в культурологии и лингвистике ХХ

    века. Другой показательный пример - огромный вклад, внесен-

    ный романтиками в научное исследование мифологического ма-

    Важной оказалась для романтиков и другая особенность

    творческого акта: он всегда предполагает подлежащий преоб-

    ражению материал. Это не обязательно физический материал,

    но непременно нечто неоформленное, хаотическое. Если такого

    материала нет, творчество невозможно. На этой основе роман-

    тики развили представление о том, что неупорядоченное пов-

    сюду предшествует порядку, хаос - космосу, противополож-

    ность - единству. Не случайно с романтизмом связан небыва-

    лый расцвет диалектики в западной (прежде всего немецкой)

    философии.

    Применительно к человеческой личности это представление

    приобрело форму развитого Ф.В.Й.Шеллингом учения о том, что

    всякое сознание опирается на бессознательный базис. Такое

    понимание природы человека хорошо ложилось на романтический

    культ искусства - ведь в деятельности художника, поэта бес-

    сознательный импульс имеет огромное значение. К обоснованию

    этого взгляда романтики привлекли учение И.Канта о гении -

    бессознательно действующем творце, через которого творит

    сама природа (романтики придали словам "гений", "гениаль-

    ность" тот смысл, в котором мы употребляем их и сегодня).

    Ориентация на бессознательный, интуитивный творческий им-

    пульс обусловила особое место музыки в романтической клас-

    сификации искусств. Музыку романтики считали высшим из ис-

    кусств и стремились придать музыкальность другим видам ис-

    кусства - литературе, живописи. Некоторые романтики были

    одновременно композиторами и литераторами (например,

    Э.Т.А.Гофман, а позднее - Рихард Вагнер).

    Таковы были главные компоненты того культурного движе-

    ния, которое родилось в последние годы ХVIII века в Герма-

    нии и триумфальное шествие которого по всей Европе опреде-

    лило своеобразие западноевропейской культуры первой полови-

  • 1.5. Основы типологии культуры
  • Глава 2. Первобытная культура
  • 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
  • 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы.
  • 2.3. Первобытное искусство
  • Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
  • 3.1. Культура Месопотамии
  • 3.2. Культура Древнего Египта
  • 3.3. Культура Древней Индии
  • Глава 4. Античная культура
  • 1.1. Древнегреческая культура
  • 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
  • 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
  • 4.1.3. Древнегреческая мифология
  • 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
  • 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
  • 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
  • 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
  • 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
  • 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
  • Глава 5. Христианство и его возникновение
  • 5.1. Социокультурный фон эпохи эллинизма
  • 5.2. Основные идеи христианства: Бог – Любовь, богосыновство, Царство Божие
  • 5.3. Причины конфликта между христианами и Римской Империей
  • Глава 6. Культура Византии
  • 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
  • 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
  • 6.3. Художественная культура Византии.
  • Глава 7. Православие
  • Церковь, ее организация, Писание, Предание, догмат
  • 7.6. Эпоха Вселенских соборов
  • 7.3. Аскетика и мистика православия
  • 7.4. Монашество как форма внутреннего бытия Церкви
  • Особенности православного вероучения и богословской мысли
  • Глава 8. Культура западноевропейского средневековья
  • Периоды развития западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
  • Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
  • 8.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
  • Романский и готический стиль в средневековой культуре
  • Глава 9. Культура эпохи Возрождения и Реформации
  • Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
  • 9.2. Гуманизм эпохи Возрождения
  • 9.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
  • Искусство Итальянского Возрождения
  • Искусство Северного Возрождения
  • Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
  • Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
  • Глава 10. Европейская культура нового вре­мени
  • 10.1. Картина мира Но­вого времени. Становление рационалистического мировоззрения
  • 10. 2. Наука как фе­номен культуры. Классическая наука Нового времени
  • 10. 3. Особенности культуры эпохи Просвеще­ния
  • Глава 11. Стили и направления в искусстве нового времени
  • 11. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
  • 11. 2. Эстетизм рококо
  • 11. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
  • 11. 4. Реа­листические тенденции в культуре Нового времени
  • 11.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
  • Глава 12. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
  • Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
  • Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
  • Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
  • 12.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
  • 11. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.

    Романтизм духовное движение в западной культуре конца XVIII – начала XIX столетия, затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т. д.). В конце XVIII в. под термином «роман­тическое» понималось авантюрное, занимательное, старинное, самобытно-народное, далекое, наивное, фантастическое, ду­ховно-возвышенное, призрачное, удивительное и даже пугающее. Романтизм как течение художественной практики и теории вов­лек в свою орбиту разные виды искусств и состоялся в разных стра­нах. В Германии романтизм представляли писатели – Л. Тик, братья А. Шлегель и Ф. Шлегель, Новалис; во Франции – В. Гюго, Альфред де Мюссе; в Англии – С. Т. Кольридж, У. Вордсворт, Дж. Г. Байрон, Б. Шелли; в Италии – Дж. Леопарди.

    Наиболее продуктив­ной почва романтического искусства оказалась для музыки. Формирование музыкальных выразительных средств романтизма можно обнаружить в конце XVIII в. в творчестве Л. ван Бетховена. XIX столетие ознаменовано деятельностью музыкантов-романтиков Ф. Шуберта, Р. Шумана, К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Г. Берли­оза, И. Брамса, Р. Вагнера.

    Яркими представителями романтизма в живописи являлись Э. Делакруа, Т. Жерико. Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи Дж. Констебля, Дж. Тернера, Р. Бенингтона.

    Возникновение романтизма связано с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справед­ливого общества на разумных началах, с реакцией на углубление острых противоречий цивилизации. Реальную действительность, с ее утилитаризмом, бездуховностью и пороками романтики оценивают как недостойную человека «кажимость», противостоящую подлинному ценностному миру. Исходным принципом романтизма стало «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и идеального миров.Глобальное концептуально-значимое мироощущение романтиков выразилось в «мировой скорби» и пессимистическом настроении, которое они пытались преодолеть путем бегства от повседневной действительности в идеализированное прошлое, мир природы, грез, фантазий и воображения. Противопоставление буржуазной, мещанской, серой действительности и идеального романтического мира осуществлялось романтиками разными способами выразительности. Например, противопоставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, музыкантов и живописцев к поэтизации ирреального мира ночи, живущего по своим законам. Ночной жанр становится любимым в творчестве художников-романтиков. Неприятие жизни и действительности рождает также мотив ухода, смерти, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток.

    Движение романтиков к подлинному миру, утраченному современной культурой, предопределило их интерес к мифу, сказкам, народному творчеству, ушедшим культурам Древней Греции и Средневековья, к традиционным культурам Востока (Индия, Китай), которых не испортила буржуазная цивилизация.

    Центр эстетики и искусства романтизма – одинокая человеческая личность, наделенная неповторимым, уникальным характером, не принимаю­щая несовершенного окружающего мира. Романтики подчеркивали значимость внутренней жизни человека, так как внешняя действительность обманчива и видели главный смысл ис­кусства в воспроизведении глубин человеческого духа.

    В романтизме можно обнаружить тенденцию к стиранию грани между жизнью, философией, религией и искусством.При этом искусство являлось исходным пунктом в понимании мира – средством поведать людям об основах мироздания, а художественный гений – духовным провидцем и пророком.Поэт и теоретик романтизма П. Б. Шелли утверждал, что поэзия возводит человека к высшему божественному знанию, «приподнимает покров с сокрытой красоты мира». «Поэзия действительно представляет из себя нечто божественное. Она одновременно является и центром знания и его окружностью; она представляет собой то, что обнимает все познания, и то, к чему все познания должны быть сведены». По Шеллингу, идеальное произведение искусства снимает покровы с божественных тайн. В искусстве наиболее полно и целостно в процессе созерцания, художественного озарения, откровения, духовной интуиции выражаются сокровенные основы бытия. Оно является фундаментом и религии, и философии, и всех наук. Вакенродер был убежден, что искусство – это религиозное таинство; в процессе создания произведения художник отыскивает следы Бога в мире и творческим актом причащается высшей реальности. Новалис полагал, что художник, являясь одновременно философом и пророком, призван стать «священником новой веры», чтобы с помощью поэзии очистить от скверны души людей, природу, землю для новой идеальной возвышенной жизни. Поэзия в понимании Новалиса, как и многих его коллег‑романтиков, – мощная космическая сила, которая, сливаясь с реальной действительностью, создает «царство грез», являющееся более реальным, чем видимый мир. Только в нем открываются непостигаемые другими способами глубины Вселенной, и истинный романтик живет в этом царстве.

    Проникновение в невырази­мые сущности бытия, безусловно, не могло быть выражено в какой-то же­сткой системе, устойчивой художественной форме.Поэтому литературные произведения романтиков соединяют в себе массу жан­ров (рассказа, письма, сказки, аллегории, лири­ческой поэзии, рассуждения), которые в своей совокупности наиболее адекватно спосо­бны воплотить полноту жизни. В значительной мере – это «ос­колочные» высказывания, часто меткие, глубокие, метафоричные, но не всегда выстраивающиеся в систему. Однако именно против системы и восставал романтизм, настаивая на невыразимости глу­бинных сокровенных истин, побуждая художника к максимально интенсивной метафоричности и аллегоричности языка.

    Романтики ориентировались на такие характеристики художествен­ного творчества, как открытость, бесконечность, незавершенность, те­кучесть, в соединении с идеями полноты, целостности, всеохватности искусства. В художественном творчестве значимо не рациональное мышление и утилитарное знание, но переживание, воображение, не разум, но интуиция, не столько результат, сколько сам процесс творчества (или восприятия). С особой серьезностью романтики относились к таким компонентам искусства, как игра, воображение, грезы, ирония.Ф. Шлегель писал, что ирония создает настроение, «ко­торое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь надо всем обусловленным, включая и собственное свое искусство, и доб­родетель, и гениальность». Человек, наделенный ироническим мироощушением, оценивается Ф. Шлегелем как в высшей степени сво­бодный, произвольно творящий и себя, и окружающий мир. Однако где развивается ирония, там она рано или поздно трансформируется в самоиронию. Любой иронически мыслящий человек и художник делает предметом и объектом иронии свое собственное творение и самого себя, т.е. противостоит в своем ироническом отношении не только реальному миру, но и самому себе. Ироническое мироо­щущение, считают романтики, позволяет художнику дистанцироваться от окружающей действительности, критически осмыслить свое творение как несовершенное, поскольку творческий порыв всегда богаче, чем его результат, и открывает творцу зону подлинной свободы творчества и самовыражения.

    Художественно-эстетическая концепция романтизма утвердила новое видение искусства как средства постижения мира, изменила представление о роли и предназначении творческой личности, открыла новые средства художественной выразительности, обозначила интерес к культурам прошлого и к иным культурным регионам.