Тесты по курсу культурология. Социально-культурные общности и их типология


1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.

Культурология – наука о наиболее общих закономерностях развития культуры, о множественности развития различных культур.

Предмет – культура, взятая как целостное явление (материальная, духовная, социально-политическая) и интерпретированная (рассмотренная) в ходе исторического развития.

Культурология – изучает закономерности возникновения и развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных культур, отличающихся пространственно-временными, социально-политическими и прочими характеристиками.

Теория культуры исследует культуру как систему социальных феноменов и как социальный процесс.

Культурология – комплексная научная дисциплина, базирующаяся:

На антропологии (наука о человеке),

Истории (культура рассматривается в ракурсе исторического развития),

Философии (первый раздел - философия культуры)

Социальной психологии (исследует проблему менталитета)

Социологии (наука об обществе, процессах, происходящих в обществе, взаимодействии личности и общества)

Эстетики (наука о прекрасном) и прочих гуманитарных дисциплинах..

Культурология сформировалась как отдельная самостоятельная дисциплина уже в 20 веке.

Впервые термин культурология был использован немецким ученым Оствальдтом (1909г.), который обосновал необходимость системного подхода к исследованию культуры.

В настоящее время культурологию рассматривают как методологическую основу всего комплекса наук о культуре.

Задачи культурологи:

1. исследование культуры как системы культурных феноменов

2. рассмотрение культурных кодов (код –способ передачи информации) – дописьменный, письменный, экранный и способов коммуникации.

3. разрешение проблем социально-культурной динамики, т.е. развития

4. исследование ментального содержания культуры

5. рассмотрение типологии культуры и культурных единиц.

Методы исследования:

1. исторический

2. сравнительно-исторический

3. цивилизационно-типологический

4. морфологический (морфо – форма)

5. семиотический, т.е.знаково-языковый (выделяются различные группы языков – естественные, искусственные (компьютерный, азбука Морзе), вторичные (язык танца, музыки),

6. системный

7. статистический и др.

2. Культура как общественное явление: понятие, сущность.

Период античности (2 тыс. до н.э. – 4 век н.э.)

Впервые слово культура появляется в Древнем Риме и в переводе с лат. означает возделывание, обработка, но уже римский мыслитель Цицерон этот термин использовал в переносном смысле применительно к человеку –«возделывание человеческой души» (воспитанность, образованность).

Эпоха средневековья (конец 5 века – 14 век)

В эту эпоху понятие культуры рассматривали как производное от слова «культ» (обожествление, почитание). Культура носила религиозный характер.

Творческие способности человека реализовывались через любовь к богу.

Эпоха Ренессанса (Возрождение) 15 – 1-я половина 17 века в культуре появляются светские тенденции(система светского образования, светские жанры в живописи, этикет (1-я книга по этикету в Италии в 1557г.).

Начало Эпоха Нового времени (сер.17 – начало 20 вв.) - начало буржуазных революций в Европе)

Появляются различные трактовки понятия культуры. Впервые в качестве самостоятельного понятия термин культура был использован немецким правоведом 17в. – Пуфендорфом (как синоним общественного гражданского состояния). Концептуальные основы культуры были разработаны немецкими философами конца 18в. – I трети 19в. – Гердером, Кантом, Гегелем.

Под культурой они понимали прежде всего духовную сторону человеческой жизнедеятельности, ту сферу, которая выходит за пределы природы человека и традиции его социального существования. Творческий акт озарения они ставили превыше всего.

Гердер рассмотрел культуру, как «второй генезис человека», то есть второе рождение человека..

Кант связывал культуру, прежде всего с нравственной стороной. «Только 2 вещи достойны удивления и благоговения – звёздное небо над нами и моральный закон в нас». Мораль делает человека человеком.

Параллельно с позитивной оценкой культуры, формируется и негативный взгляд на культуру, где она рассматривается как средство закабаления человека (Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд). Они рассматривали человека как существо природное по своей сути, человек антикультурен.

Руссо видел в человеке создание идеально-прекрасное изначально. В обществе, благодаря культуре, в нём формируются негативные качества (жестокость, зависть).

В основе взглядов Ницше и Фрейда лежит противоречие между природными задатками в самом человеке и существующими нормами коллективной морали. Подчиняясь им, человек вступает в противоречие с самим собой и становится слабым, закомплексованным.

Фрейд вошёл в историю как автор теории личности, основанной на понятии «либидо». Смысл: в процессе жизнедеятельности у человека накапливается излишняя половая энергия (либидо), которую он может сублимировать (переносить, трансформировать на более высоком уровне) в различные сферы (политику, науку, искусство…). Фрейд обращался к жизни и творчеству людей выдающихся, в частности, титанов эпохи возрождения (Л. Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль).

3. Структура и функции культуры.

Структурно делится

По субъекту – носителю (отдельный человек, коллектив, нация, народ, этнос, человечество (на разных этапах).

Субкультура – это автономная культура определенной социальной группы со своими нормами и ценностями (молодежная субкультура).

Аккультурация – это процесс вхождения индивида в общество, приобщение к культуре (эмиграция).

По видам - в основе лежат виды человеческой деятельности: материальная, духовная, социальная.

Материальная культура – это сфера материально преобразующей деятельности человека и ее результаты:

Культура производства (техника, орудия, технологии)

Культура быта

Культура жилища

Культура человеческого тела (физическая культура)

Культура труда (труб экономиста)

Духовная культура – сфера духовная деятельности и ее результаты:

Культура правовая

Культура нравственная (этическая)

Научная

Педагогическая

Художественная

Эстетическая

Духовная культура – это соответствие уровня развития личности уровню развития общества (Джордано Бруно)

Духовная культура формирует интеллектуальные качества личности

Социальная культура – отражает отношения, возникающие между людьми в обществе(на уровне государства, диктатуры, демократии).

По уровням

1. массовая - элитарная

2. официальная – андеграунд

3. обыденная - специализированная

По характеру.

1. профессиональная культура – это совокупность знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения своих служебных обязанностей.

2. общая культура – соответствие уровня развития личности, общества потребностям времени

1. КОСНИТИВНЫЙ – включает в себя ценности культуры как материальные, так и опредмеченные духовные (на основе какой-либо находки мы делаем выводы о всей эпохе)

2. праксеологический - включает в себя социальные институты, занимающиеся созданием, сохранением и распространением культурных ценностей

3. регулятивный - включает в себя социальные институты, регулирующие взаимоотношения людей (отношения между людьми на Западе и Востоке разные)

Можно взять временные параметры – прошлое, настоящее, будущее.

Функции культуры:

1. приспособленческая – помогает человеку приспособиться к окружающему миру (родители больше приспосабливаются к детям или наоборот)

2. человекотворческая – способствует формировании того или иного типа личности

восточный тип – природность, религиозность, покорность

античный тип – стремление к красоте, гармонии

средневековый тип - рыцарство - доблесть, мужество, отвага

духовенство - человек пытается принести пользу

бюргерский тип- трудолюбие, усердие ренессанский тип - нововременные тип – стремится к нововведениям

3. функция социальной памяти (информативная)

смысл – каждое поколение, вступая в жизнь, осваивает достижения предшествующих поколений (Евклид, Пифагор, Герадот, Платон, Аристотель)

4. гносеологическая (познавательная) - реализуется через научный поиск.

20 век принес миру 8527 научных открытий (выход в космос, информационные технологии, клонирование).

5. компенсаторская (защитная) – способствует выживаемости человека, реализации его творческих возможностей (религия, наука, искусство).

Диана Гурцкая – слепая певица

6. аксиологическая (ценностная) - помогает человеку выбрать для себя те или иные ценности в жизни

7. функция катарсиса (очищение) -

религия – исповедь, исповедуясь человек очищается

искусство - музыка - слушая музыку снимается стресс

живопись – человек очищается и оздоровляется

8. игровая функция - человек в процессе жизнедеятельности совмещает различные роли

9. семистическая (знаково-языковая)

Язык – средство фик5сации, хранения, переработки, трансляции культурной информации.

Язык науки, молодежный, разговорный, сленг, язык живописи, искусства.

10. интегрирующая и дезинтегрирующая функции (объединяющая и разъединяющая) - религия, политика.

Термин «социально-культурная общность» в контексте нашего предмета имеет собирательный смысл. В принципе он распространяется на самые различные по количественному и качественному составу участников группы, выступающие в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности.

Под социально-культурной общностью , задействованной в сфере культуры, искусства, спорта, туризма, отдыха, подразумевается по преимуществу неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.

Данное определение характеризует социально-культурную активность людей, представляющих не только однородные, но и различные возрастные, социальные, профессиональные, этнические и другие группы. Общим связующим для них моментом является, как минимум, осознаннная постановка целей (как личных, так и социально значимых) и мера личной и коллективной ответственности и заинтересованности.

В зависимости от количества участников и условий внутригруппового взаимодействия социально-культурные общности делятся на малые, средние и большие.

К малым социально-культурным общностям относят небольшие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких десятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредственном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что порождает у них особое психологическое чувство – «мы – группа». В повседневном социально-культурном обиходе, в процессе массовых и кружковых мероприятий в качестве таких групп фигурируют семья, коллектив кружка, любительского объединения, спортивная команда, команда участников КВН, проектная группа и другие. В организационном отношении малая группа, таким образом, представляет собой первичную социально-культурную ячейку.

К группам среднего масштаба, или корпоративным, относятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпорация» и «корпоративная культура». Корпоративные общности объединяют людей, работающих в одном учреждений или предприятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусства и т.д.

Большие социально-культурные общности, выступающие в качестве субъектов социально-культурной деятельности, как правило, представляют собой крупную устойчивую группу людей, отличающихся характерными признаками и чертами, действующих совместно в социально-культурных ситуациях и функционирующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся социальные слои, общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей. Большую социально-культурную общность составляют жители, проживающие на достаточно большой, но ограниченной территории (города, района, области).

Целый ряд малых, средних и частично крупных общностей одновременно выступают и как корпоративные социально-культурные общности, поскольку являются субъектами формирования и реализации собственной корпоративной культуры.

К группе корпоративных социально-культурных общностей с полным основанием можно отнести государственные, акционированные, совместные и частные фирмы, предприятия, учреждения и организации разных типов в сфере промышленности, торговли, культуры, образования, искусства, спорта и т.д. В эту группу также входят различные формализованные и неформализованные ассоциации и объединения представителей социальных слоев общества, делового мира, интеллигенции, молодежи, любые другие нарождающиеся предпринимательские структуры и инициативные формы.

Характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней и определенных территориальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.

1. Какие ценности утверждает народная культура?
a) традиционные
b) нетрадиционные
c) архаические
d) обыденные
e) ничего из перечисленного

2. Какое из нижеперечисленных свойств способствует культурной стабильности?
a) элитарность
b) диффузионизм
c) замкнутость
d) толерантность
e) маргинальность

3. Как называется совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве?
a) культуроведение
b) литературоведение
c) филология
d) языкознание
e) культурфилософия

4. Сущность культурного консерватизма состоит в стремлении:
a) сохранить отжившую культуру
b) сохранить отжившие элементы общества
c) совершенствовать возрожденные элементы культуры
d) сохранить ценности культуры
e) возродить отжившие элементы культуры

5. Как называется поступательное движение социокультурной системы от наиболее простого к наиболее сложному строению, от менее совершенной к более совершенной форме?
a) прогресс
b) развитие
c) регресс
d) революция
e) эволюция

6. Как называется совокупность политических, идейно-нравственных, этических, культурно-бытовых норм жизни и поведения, проявляющихся в непосредственном общении представителей различных национальностей?
a) культура межнационального общения
b) культура народности
c) культура регионов
d) культура нации
e) субкультура

7. Как называется совокупность обрядов и ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное?
a) канон
b) действия
c) богослужение
d) поклонение
e) культ

8. Как называется регион мира, который в социокультурном смысле развивается самостоятельно, вне зависимости от процессов, происходящих в других регионах?
a) локальная цивилизация
b) культурно-исторический тип
c) культурный округ
d) ойкумена
e) ареал

9. Как называется процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит?
a) фетишизация
b) инкультурация
c) мифологизация
d) инновация
e) ничего из перечисленного

10. К какому из направлений в изобразительном искусстве принадлежат следующие художники: К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислееей, Э. Дега?
a) импрессионизм
b) модернизм
c) экспрессионизм
d) кубизм
e) фовизм

11. Как называется благотворительность, помощь неимущим, нуждающимся, социально незащищенным?
a) патронат
b) меценатство
c) спонсорство
d) покровительство
e) филантропия

12. Амбивалентность как специфическая особенность художественных образов народной смеховой культуры Средневековья и Возрождения нашла отражение в работах отечественного культуролога:
a) Н. Бердяева
b) М. Бахтина
c) Э. Ильенкова
d) Л. Баткина
e) Н. Арсеньев

13. Как в культурологии называется процесс вхождения индивида в общество, овладение им социокультурного наследия?
a) интеграция
b) инкультурация
c) инициация
d) ассимиляция
e) идентификация

14. Кто относится к антропологической школе в культурологии?
a) Э. Тайлор
b) И. Кант
c) Дж. Вико
d) Дж. Фрезер
e) Д. Белл

15. Назовите направление в западноевропейском искусстве XII-XIV вв., являвшееся по своей сути культовым характеризуется господством линии, вертикальным построением композиции, а также тесной связью скульптуры и архитектуры?
a) ампир
b) романтизм
c) барокко
d) готика
e) рококо

16. Термином «эллинизм» обозначают определенный «греко-восточный синкретизм», явившийся результатом:
a) постоянных войн греков со своими соседями
b) переселения греков в XII-XIII вв. до н.э.
c) Пелопонесских войн 431-404 гг. до н.э.
d) союзничество греков и римлян
e) завоевания Александра Македонского

17. Когда зародилось кино в России?
a) в 1902 г.
b) в 1905 г.
c) в 1908 г.
d) в 1910 г.
e) в 1912 г.

18. Как называется процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение?
a) образовательный процесс
b) дидактический процесс
c) культурная трансмиссия
d) культурная преемственность
e) культурная ассимиляция

19. Как называется комплекс предметов, природных явлений, включенных в культурный оборот данного народа, а также представления о нормах, целях и духовных детерминантах деятельности?
a) ценности техники
b) ценности нравственные
c) ценности художественные
d) ценности научные
e) ценности культуры

20. Как называется элемент смеховой культуры, тонкая скрытая насмешка или иносказание, когда слово или высказывание приобретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу, отрицающее его или ставящее под сомнение?
a) сатира
b) юмор
c) анекдот
d) ирония
e) все, кроме а)

21. Выберите верное, на Ваш взгляд, суждение о соотношении культурологии и философии:
a) философия является методологией по отношению к культурологии
b) философия и культурология – тождественные понятия
c) культурология – непременная и обязательная часть философии
d) культурология – особая философия, а именно философия культуры
e) все, кроме г)

22. Назовите единственное женское божество в древнерусском языческом пантеоне:
a) Ярило
b) Симагл
c) Мокошь
d) Сварог
e) Стрибог

23. Как понимается категория «субкультура» в культурологии?
a) одна из разновидностей антикультуры
b) автономная культура определенной социальной группы
c) культура элитарных слоев общества
d) культура низов общества
e) культура масс

24. Найдите правильное определение понятия «культурные универсалии»:
a) базовые ценности, присущие всем типам культур
b) ценности, характерные для духовной культуры
c) базовые ценности, присущие доминирующей культуре
d) базовые ценности, присущие материальной культуре
e) ценности, присущие субкультуре

25. Как называются смыслы, представления, знания, художественные образы, нравственные и религиозные мотивы деятельности, приобретающие в данной культуре позитивно-оценочное значение?
a) ценности духовные
b) ценности социальные
c) ценности материальные
d) ценности культуры
e) ничего из перечисленного

26. Как называется направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманизма, для которого характерны утверждение неустойчивости, трагические диссонансы, власть сверхъестественных сил, субъективизм?
a) антисиментизм
b) маньеризм
c) куртуазность
d) фовизм
e) реализм

27. В чем заключается гуманистическая тенденция в духовной культуре Возрождения?
a) демонстрация достоинства простого человека в пластическом искусстве Возрождения
b) обращение к культуре современного художникам общества
c) демонстрация красоты человеческого тела
d) обращение к человеку как высшему началу бытия вера в его возможности, волю и разум
e) ничего из нижеперечисленного

28. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения для большинства стран Европы:
a) XIII-XVII вв
b) XIV-XVI вв.
c) XIV-XVII вв.
d) XV-XVIII вв.
e) XV-XVII вв.

29. Как называют движение молодежи, возникшее в конце 70-х гг., объявившее себя охранителем социального порядка и противостоящее анархическим, разрушительным влияниям ряда молодежных субкультур?
a) рокеры
b) теды
c) панки
d) хиппи
e) битники

30. Как называется непрофессиональная, анонимная, коллективная культура, включающая мифы, легенды, сказания, эпос, былины, сказки, песни, танцы?
a) народная культура
b) художественная самодеятельность
c) народное творчество
d) художественные промыслы
e) массовая культура

часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не проти­востоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не про­сто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господ­ствующие американские ценности: усердный труд, материаль­ный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

СУПЕРКУЛЬТУРА

Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин "суперкультура". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социо­логом К. Болдуингом. Суперкультура – это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рожда­емостью.

Суперкультура характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык – английский, и мировая идеология – наука. Сохранившиеся еще местные народные культуры вкрапляются в суперкультуру наподобие разрозненных точек, ибо они – дело семьи, клана, группы сверстников, неформальных организаций. Народная культура оберегает священное, а суперкультура по­ощряет светское. Ее распространяют формальное образование и формальные организации.

^ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Общество – совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно - одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие.

^ Социальная группа это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные про­цессы. Мы рассмотрим такие формы коллективного поведения, как толпа, публика, паника, слухи, бунт и другие.

^ ЗНАЧЕНИЕ ГРУППЫ

Социальный мир отличается от природного очень многим. У него своя собственная топография, где помечены точки искрив­ления, сгущения и разряжения. Оказывается, у него также свое­образная метрика. Например, количество звезд на небе превы­шает число возможных звездных скоплений, а число элементов всегда больше числа множеств, групп и классов, в которые они Реально входят. Так в природном мире. Но человеческое обще­ство в этом смысле представляет исключение.

Справка

Оказывается, совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5 – 2 раза. Так, на планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. И все это возмож­но благодаря тому, что один индивид может состоять в 5-б группах.

^ Не только общество, но и отдельный человек живет по зако­нам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодис­циплина и нравственность являются итогом групповой деятельно­сти. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.

Таким образом, изолированный индивид скорее исключение, нежели правило.

Уже в древности люди жили группами: мобильные сообще­ства первобытных охотников и собирателей численностью в 20-30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по планете в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он – член семьи, ученического класса, молодежной ту­совки, производственной бригады, спортивной команды.

^ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ГРУППЕ

Мы говорили о том, что его первокирпичиками выступают статус и роль. И вновь мы встречаемся с ними, но в новом качестве. Говоря о статусе, мы подчеркивали, что он обозначает социальное положение индивидов, иными словами, принадлеж­ность к определенной социальной группе.

Простейшее на первый взгляд слово "принадлежность" таит в себе множество значений. Одни считают принадлежностью активное участие во всех сферах деятельности группы. Другие – лишь то, что формально числятся в группе или организации. Та­ким образом, принадлежность – это целый континуум переход­ах форм от активного взаимодействия до мысленного отождествления себя с группой (т.е. идентификация).

Но оказывается есть еще одна разновидность принадлежнос­ти о которой человек иногда и не подозревает. К примеру, соци­ологи провели массовое обследование и установили численное распределение в обществе: а) неженатых молодых мужчин, б) молодых девушек и незамужних женщин, в) одиноких женщин среднего возраста без специальности, г) пожилых людей, пере­езжающих из села и село к взрослым детям. Понятно, что в повседневной жизни никто из нас не задумывается да и не знает о том, что, оказывается, он принадлежит к одной из таких групп. Термин "принадлежность" употреблен уже к ином, стати­стическом значении. Для конкретного человека такая принадлежность вещь не реальная. Она реальна, значима и нужна только социологу или статистику.

Таким образом, принадлежность может быть реальной, так или иначе осознаваемой и обозначаемой индивидом, а может быть не реальной, никак не осознаваемой, используемой учены­ми в качестве критерия классификации людей по категориям.

^ КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Все многообразие социальных групп можно классифициро­вать в зависимости от:


  • размеров группы,

  • социально значимых критериев,

  • типа идентификации с группой.
Номинальные группы. Их выделяют только для статистичес­кого учета населения, и потому у них есть второе имя – социальные категории.

Пример:


  • пассажиры пригородных поездов;

  • состоящие на учете в психдиспансере;.

  • покупатели стирального порошка "Ариэль";

  • монородительские, многодетные или малодетные семьи;

  • имеющие временную или постоянную прописку;

  • проживающие в отдельных или коммунальных квартирах.
Социальные категории - искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения.

Потому их и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.

Реальные группы. Они называются так потому, что критери­ем их выделения служат реально существующие признаки:


  • пол - мужчины и женщины;

  • доход - богатые, бедные и зажиточные;

  • национальность - русские, американцы, эвенки, турки;

  • возраст - дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

  • родство и брак - холостые, женатые, родители, вдовые;

  • профессия (род занятий) - водители, учителя, военнослужащие;

  • место жительства - горожане, сельские жители, земляки.
Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социаль­но значимых. Таких признаков гораздо меньше, чем статистичес­ких (о них говорят как о счетном множестве).

Поскольку это реальные признаки, то они не только суще­ствуют объективно (биологические пол и возраст или хозяй­ственно-экономические доход и профессия), но осознаются субъективно. Молодежь ощущает свою групповую принадлеж­ность и солидарность точно так же, как пенсионеры ощущают свою. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделя­ют три типа и называют их главными.


  • стратификационные - рабство, касты, сословия, классы;

  • этнические - расы, нации, народы, народности, племе­на, кланы;

  • территориальные - выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.
Однако с неменьшим основанием в число главных можно включить любую другую реальную группу. Действительно, мы говорим о межнациональных конфликтах, которые захлестнули век. Мы говорим о конфликте поколений, подразумевая, что противоречие двух возрастных групп является серьезной социальной проблемой, которую человечество неспособно разрешить на протяжении многих тысячелетий. Мы говорим, наконец, о неравенстве полов в оплате труда, распределении семейных функций, положении в обществе и вспоминаем в связи с этим патриархат и феминизм.

Таким образом, можно заключить: реальные группы - это реальные проблемы для общества. Номинальные группы не дают сравнимого по масштабам и характеру спектра соци­альных проблем.

Действительно, трудно представить себе, чтобы общество сотрясали противоречия, скажем, между пассажирами дальних и ближних поездов. Но вот проблема беженцев или "утечки моз­гов", связанная с реальными группами, выделенными по терри­ториальному признаку, беспокоит не только кабинетных уче­ных, но и практиков: политиков, правительство, органы социальной защиты, министерства.

За реальными группами находятся агрегаты . Так называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков.

К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин "агрегат" обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.

Двигаясь дальше по типологии социальных групп, мы встретим социальную организацию. Это искусственно сконструированная общ­ность людей. Искусственной она называется потому, что организа­ция создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и на­казание). Промышленное предприятие, колхоз, ресторан, банк, госпиталь, школа и т.п. - виды социальной организации.

По размерам они бывают очень крупными (сотни тысяч че­ловек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от ста до нескольких человек). По существу, социальные орга­низации - промежуточный между большими социальными груп­пами и малыми группами тип объединения людей. Иными слова­ми, на них заканчивается классификация больших групп и начинается классификация малых.

Здесь пролегает граница между вторичными и первичными группами в социологии. ^ К первичным относят только малые груп­пы, а все другие - к вторичным.

Малые группы - небольшие по численности совокупности лю­дей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимо­действием.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению со­циальных групп, уточним термин "социальная общность". Он употребляется в двух значениях, и оба вы встретите в литературе. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют ее как совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.

^ ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

^ Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объе­динившись, составляют племя.

^ Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным язы­ком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их числен­ность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития - в нации.

Народность - этническая общность, занимающая на лестни­це общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

^ Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей исто­рии и культуре.

Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складывают­ся достигшие высокой степени политической организации, клас­сы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочислен­ны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

ПУБЛИКА

Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX века явился французский социолог Габриэль да ТарД (1843 - 1904). В книге "Мнение и толпа" (1901) он сравнивал два социальных образования - толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контак­том, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений.

По мнению Г. Тарда, публика - продукт нового времени. Ее истоки - в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлин­ный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже - радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.

Миллионы долларов тратятся промышленными компания­ми на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампа­нии в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.

Культура всегда принадлежит определенной социальной общности (группе, обществу, этносу и т. д.). Нельзя понять культуру, не изучив данной общности. Любые изменения границ социальной общности, ее структуры ведут к изменению культуры, и наоборот.

Культура как целостное явление принадлежит наиболее крупным социальным группам, называемым «обществами».

Культура – свойство общества в целом. Любая группа, входящая в общество, обладает лишь частью культуры. Поэтому, строго говоря, культура отдельной социальной группы должна называться субкультурой. Однако для краткости часто говорят о культуре отдельных социальных групп.

Например, группа студентов вместе с преподавателем образуют социальную группу. У этой группы есть собственный опыт, принадлежащий только ей. Этот опыт может сохраняться даже при изменении ее состава (самих студентов или преподавателя), и поэтому он образует основу субкультуры данной группы. Однако основная часть культурных норм, управляющих этой группой, принадлежит обществу, частью которого она является. Социальные группы создаются людьми в конечном итоге для того, чтобы обеспечить выживание, удовлетворить ряд базовых биологических и социальных потребностей и по возможности удовлетворить их наилучшим способом.

Общество – объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность.

Наиболее полное и подробное определение общества дано американским социологом Эдуардом Шиллзом. В этом определении можно выделить 4 основных компонента:

1. Демографический – общество, это большая группа людей (не менее нескольких сотен человек), которая обеспечивает свое собственное воспроизводство, то есть включает в себя как мужчин, так и женщин, вступающих в браки преимущественно в пределах данной общности (эндогамия), причем дети от этих браков также являются членами данного общества; длительность существования этой общности должна существенно превышать длительность человеческой жизни, то есть составлять не менее 150–200 лет.

2. Географический – группа, составляющая общество, занимает определенную территорию, имеющую собственную четкую территориальную границу (политическую или географическую); представители данной группы должны составлять абсолютное большинство среди постоянного населения этой территории.

3. Нормативный – группа должна обладать собственной системой управления и системой социальных норм, в значительной степени независимой по отношению к другим аналогичным системам или более широким сообществам.

4. Социально-культурный – общность должна обладать собственной культурой, осознаваемой ее членами как общая культура всего населения; у нее должен быть общий разговорный язык (что не исключает наличия локальных языков и диалектов); члены общности должны иметь самосознание своей групповой идентичности, неотъемлемой частью которой является исторический миф (в научном смысле слова), трактующий события, связанные с формированием и развитием данной общности.

Структура культуры и структура общества, которому она принадлежит, тесно взаимосвязаны. Поэтому при раскрытии содержания этих понятий используются одни и те же категории (роль, норма, ценности и т. д.). Быстрые и кардинальные изменения в структуре и составе общества неизбежно ведут к изменению его культуры. Утрата обществом качеств, перечисленных в приведенном выше определении, сопровождается распадом культуры как целого. И, наоборот, распад культуры ведет к распаду общества.

Почему же именно общество является носителем целостного комплекса культуры? Почему в строгом смысле слова нельзя говорить о целостном автономном культурном комплексе таких социальных групп, как класс, страта, политическая партия, население территориально-административной единицы (области, города)?

Прежде всего, потому, что ни одна из перечисленных групп не обеспечивает полного цикла удовлетворения потребностей индивидов и групп, входящих в их состав. Население города, многие социальные классы и тем более совокупность политических единомышленников, составляющих партию, не могут обеспечить себя продовольствием без участия других социальных групп. Население области не может быть гарантировано от вооруженного вторжения без участия всего государства. Многие большие социальные группы в современном обществе не могут обеспечить демографического и культурного воспроизводства, и тем более гарантировать соблюдение определенного нормативного порядка в своей среде. Полноту удовлетворения этих потребностей гарантирует именно общество как целое.

По мере роста населения Земли, усложнения и развития технологий, развития потребностей, численность таких групп возрастала, усложнялась их структура. На самых ранних этапах существования человечества коллектив, который позволял бы решать эти задачи, составлял несколько соседних очажных групп и образовывал племя, которое и было примитивной формой общества. Численность первобытных племен, внутри которых осуществлялся весь жизненный цикл, редко превышала несколько десятков, иногда – сотен человек.

Особую роль в сохранении культуры играет такая социальная общность, как этнос. Поэтому он выделяется в качестве специального объекта в антропологии.

Даже самые устойчивые и замкнутые общества рано или поздно распадаются или меняют свои границы; резко меняется состав граждан – вливаются новые миграционные потоки, происходит эмиграция, разделение некогда единого общества или, наоборот, объединение некогда самостоятельных обществ. Все эти изменения приводят к формированию этносов – больших социальных категорий, групп или квазигрупп, представители которых не обязательно образуют целостное общество (то есть, эта категория, как правило, не обладает всеми свойствами общества). Например, этнос не обязательно занимает компактную территорию или обладает политическим суверенитетом. В то же время культурные и демографические характеристики этноса соответствуют характеристикам общества. Этнос может быть частью какого-либо общества или входить в состав нескольких обществ. Очень часто он образует основу какого-либо общества, включающего в себя, наряду с ним, относительно малочисленные этнические группы («меньшинства»).

Не менее важным проявлением социального характера культуры является то, что она организует социальную группу (в том числе и такую большую социальную группу, как общество). Хорошо известно, что для уничтожения какой-либо социальной общности совсем не обязательно прибегать к геноциду. Достаточно разрушить базовые ценности и особенно символы – идентификаторы, вывести их из коллективной памяти. Конечно, такая «операция» далеко не всегда проходит успешно, и ее результаты во многом зависят от реакции самой общности, над которой она производится.

I.2.3. Культура формируется и поддерживается с помощью языка

Культура передается посредством научения, то есть это тот опыт группы, который закрепляется не на уровне генофонда, а посредством языка. Язык как совокупность символов, обеспечивающих накопление и передачу культурных ценностей, всегда в той или иной степени отражает основные свойства данной конкретной культуры, носителем которой он является.

Групповой опыт может накапливаться и передаваться из поколения в поколение не только посредством языка, но и через биологические механизмы, через генофонд.

Например, расовые признаки есть результат накопления группами опыта на биологическом (генетическом) уровне. У отдельных человеческих популяций вырабатываются ферменты, повышающие сопротивляемость организма к определенным видам наркотиков или ядов. И расовые признаки, и устойчивость к различного рода наркотикам тесно связаны с элементами культуры популяций, в которых они проявляются, но сами по себе в культуру не входят.

В чем же состоит принципиальная разница в характере закрепления и передачи информации между генетическим кодом и языком?

Культура и язык – то, что отличает человека от животного мира, – значительно более гибкие и способные к перестройке коды по сравнению с генетическими кодами, и именно за счет этого они значительно увеличивают адаптивность человеческих сообществ по сравнению с сообществами животных. Генетический код жесткий. Культура значительно более вариабельна и позволяет социальным системам быстрее и эффективнее адаптироваться к изменяющимся условиям, не меняя генетического кода.

Генотип, закрепляющий индивидуальные особенности организма и приемы группового поведения сообщества животных, меняется чрезвычайно медленно – для его существенного изменения требуется смена многих поколений. Поэтому сообщество животных, столкнувшихся с резким изменением среды своего обитания, вынуждено либо мигрировать туда, где эти условия близки к тем, к которым приспособлен их организм и групповые формы поведения, либо вымереть. Некоторые популяции выживают за счет мутаций. Но это касается лишь небольшой части популяций и лишь в том случае, если произошедшие изменения не слишком радикальны.

Человеческие сообщества, приспособляемость которых в меньшей степени определяется генетическими особенностями организма и набором генов в популяции, способны изменять свою «групповую

память» (культуру) гораздо быстрее, то есть они способны остаться на прежнем месте обитания, приспособившись к новым условиям. Более того, они способны менять эту среду, приспосабливая ее не только к своим физиологическим особенностям, но и к требованиям своей культуры. Эту способность человеческим сообществам придает именно язык.

Рассмотрим более подробно, что такое язык.

Между индивидами, входящими в любое сообщество (людей либо животных), существует взаимодействие. Взаимодействие в любой сложной системе, в том числе и в сообществах живых организмов, имеет две стороны: энергетическую и информационную. Любой контакт между живыми организмами есть одновременно контакт энергетический (то есть, связанный с непосредственной передачей энергии) и информационный. Любое взаимодействие включает в себя обмен информацией, или коммуникацию.

Коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя к получателю.

Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать на получателя определенное воздействие, передает то или иное сообщение с помощью определенного кода.

Чем же отличаются информационные контакты (сообщения) от энергетических?

Прежде всего, тем, что в энергетических контактах два или более существ непосредственно взаимодействуют друг с другом, в то время как информационные контакты (сообщения) основываются на том, что посредником между ними оказывается знак, или система знаков.

Знак – это некоторое физическое тело, звук или изображение, заменяющее собой какой-либо предмет или явление, о котором идет речь в сообщении. Например, я посылаю свою визитную карточку тому человеку, которого хочу навестить. В данном случае карточка – это предмет, который является знаком меня как индивида, то есть на определенном этапе заменяет меня самого в процессе общения.

Когда пес метит столб, остающийся запах является знаком пса, и в определенных ситуациях информирует других собак о том, кто здесь был, какого он возраста и роста и т. д.

Знаковые системы, используемые животными и людьми, заметно отличаются друг от друга.

Самые простые знаковые системы основаны на том, что знаки информируют партнеров по контактам о физиологическом состоянии организма, то есть знаки представляют каждого из участников контактов, и только. Именно такие знаковые системы действуют у животных. Сохраняются они и у человека, хотя и теряют свое главенствующее значение.

Более сложные знаковые системы, возникающие у высших животных, позволяют в процессе контактов передавать информацию не только о собственном состоянии, но и о каких-либо «третьих» предметах, существах, которые важны для участников контакта.

Человеческая речь принципиально отличается от знаковых систем, используемых животными. Человек с помощью системы символов может передавать информацию о взаимосвязях между предметами «внешнего» по отношению к участникам контакта мира.

Символ – это такой знак, который не связан непосредственной физической связью с обозначаемым им предметом или явлением.

Вспомним, например, сцену на птичьем дворе из знаменитой сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», в которой «население» птичьего двора обсуждает странности внешнего вида и поведения маленького лебедя.

Что в этой сцене является нереальным, фантастическим? То, что птицы общаются друг с другом с помощью звуков? Но любой, кто имел дело с животными, прекрасно знает: общаются, да еще как! В том числе и представители разных видов. То, что они с помощью своего «языка» передают друг другу информацию о появлении в их кругу чуждого им существа и о необходимости изгнания его? Достаточно прочесть любую популярную книжку по этологии – науке о поведении животных, – чтобы убедиться – и это не исключение, а обычная практика среди всех животных сообществ.

А фантастична в этой сцене лишь одна деталь – что птицы собирают сплетни, то есть обсуждают между собой взаимоотношения третьих лиц, которые к говорящим прямого отношения не имеют. От кого ребенок у утки? Реальных животных это не интересует. А вот человека интересует. У него есть возможность обсуждать подобные вопросы, потому что у него есть язык – система символов, не связанных никакой непосредственной физической связью с предметами, которые они обозначают. В развитом языке связанное или написанное слово (например, «пылесос»») физически никак не связано с реальным пылесосом, в то время как «метка», оставляемая псом на столбе, очень даже конкретно связана именно с данным псом.

Кроме того, человек использует множество знаковых систем, дополняющих друг друга. Это только кажется, что люди, как правило, разговаривают на одном языке. На самом деле, мы общаемся друг с другом на многих языках одновременно, даже если владеем лишь одним разговорным («речевым») языком. К таким «языкам» относятся: язык жестов; язык одежды; язык «мушек» – наклеек на лице, имитирующих родинки; язык татуировок и т. д. (см. подробнее § 6.4).

Человек отличается от животных, прежде всего, тем, что он создал язык, вернее, множество языков, включающих в себя систему символов, физически никак не связанных с реальными предметами, которые эти символы обозначают, а также правила «работы» с этими абстрактными символами.

Сейчас уже экспериментально доказано, что высшие приматы могут изготовлять простейшие орудия труда. Более того, они могут их «запасать» и использовать вторично; могут они и обучить на конкретных примерах других членов своей группы – показать им, как они это делают.

Но приматы, в отличие от людей, не могут двух вещей:

– рассказать своему сородичу, как сделать палку-копалку, или каменное рубило, если его собственный «экспериментальный образец» оказался потерян, а ничего подходящего для демонстрации технологических приемов его изготовления под рукой нет;

– объяснить (да и понять), что один и тот же технологический прием, который был использован для добычи банана с дерева (удлинение конечности с помощью палки), может использоваться и при ловле рыбы, и при обороне от врагов. Для этого необходимо, чтобы конкретная палка в межгрупповом общении была заменена абстрактным знаком-символом палки, относительно которой вечерком у костра можно обсудить разные способы ее использования, то есть необходим язык.

Человек – существо физически слабое и по сравнению со многими другими животными было мало приспособлено к выживанию в агрессивной среде. Поэтому даже на самых ранних этапах развития люди стремились держаться группами, примерно как современные обезьяны-приматы – шимпанзе, орангутаны, гориллы. Такая группа могла складываться вокруг старшего мужчины или вокруг старшей женщины и включала обычно 5–8 человек.

И язык был нужен человеку в том числе и для того, чтобы поддерживать существование своей группы:

– во-первых, общаться, передавая важные сообщения;

– во-вторых, отличать членов своей группы;

– в-третьих, различать другие такие же группы, живущие или кочующие по соседству.

Для последних двух целей использовался не только разговорный язык, но и другие символические системы: татуировки, украшения, формы одежды и т. д.

Уже на самых ранних этапах развития человечества сложилась форма объединения людей, называемая сейчас «социальной группой». Люди, образующие какую-то социальную группу, постоянно обмениваются сообщениями и как-либо реагируют на эти сообщения. Их действия в процессе общения мы и будем называть «поведением».

Знаки используются для двух целей: во-первых, обозначать какие-либо предметы или явления; во-вторых, передавать информацию, сообщения об этих предметах или явлениях другим индивидам.

Символ – это знак, в котором связь между ним и значением является в большей степени условной, чем естественной.

Опыт группы фиксируется не только в содержании передаваемых сообщений, но и в структуре языка. Давно замечено, что одни и те же явления в разных языках отражаются совершенно по-разному. В языках народов, использующих верблюдов в качестве средства передвижения, есть несколько десятков терминов для обозначения верблюда. Народы, живущие на побережье Северного Ледовитого Океана, используют множество понятий для обозначения оттенков белого цвета (цвета снега), а живущие в лесах Амазонии – зеленого цвета (цвета листвы). Для успешной жизнедеятельности этих народов умение различать оттенки снега, тундры или сельвы представляется чрезвычайно важным. Для большинства европейцев – лист – просто зеленый, снег – просто белый, а верблюд… – он и есть верблюд.

Верно и обратное утверждение – в языках этих народов отсутствуют многие понятия, кажущиеся естественными для европейца.

То же самое относится и к понятиям, отражающим социальные отношения. Например, в языках народов, у которых продолжают иметь значение традиционные (классификационные) системы родства, обозначение многих родственников заметно отличается от того, к чему мы привыкли в европейских языках.

Таким образом, разные языки по-разному классифицируют окружающий мир. Эти различия обусловлены различиями в культуре народов, то есть, в конечном счете, особенностями их исторического опыта, закрепленного в языке.

Поскольку опыт всех народов (и всех культур) неизбежно различается, постольку одной из главных проблем практической антропологии является эффективность повседневного (в том числе и делового) общения представителей разных культур, которая весьма существенна даже тогда, когда люди говорят на одном языке-посреднике. При межкультурном общении, как правило, хотя бы для одного из говорящих (а часто и для обоих) язык-посредник не яв

ляется родным. А в этом случае говорящий обычно подсознательно

«навязывает» этому языку нормы, системы классификации своего родного языка, что вызывает трудности коммуникаций.

Другой аспект взаимосвязи культуры и языка – зависимость размеров и структуры общества, характера культурных процессов в нем от организации каналов языкового общения. С этой точки зрения можно выделить 4 этапа развития языка как средства коммуникации:

1) возникновение устной речи;

2) создание письменности;

3) возникновение книгопечатания;

4) формирование современной системы средств массовой информации.

Каждое из перечисленных событий, связанных с языком, вызывало коренную перестройку всей системы накопления и трансмиссии информации в обществе и соответственно меняло механизмы функционирования культуры.

Любое эпохальное изменение системы хранения и передачи информации в обществе вызывает глубокие изменения в культурных процессах. Ведь культура сама по себе есть ни что иное, как информация, соответствующим образом закодированная, отфильтрованная и передающаяся по различным каналам в рамках данной общности.

В ранних человеческих общностях процессы формирования культуры опирались на устную традицию. Базовые элементы культуры должны были передаваться в неизменном виде – иначе социальная группа просто не могла существовать. Древние мифы и эпические сказания исполняли именно эту функцию – они должны были передавать из поколения в поколение некоторый фиксированный опыт всего сообщества. Поэтому древние сказания запоминались дословно, по крайней мере, в основных блоках. Для облегчения запоминания и гарантии идентичности воспроизводимых в поколениях текстов необходимы были мнемонические приемы. Существует гипотеза, что первоначально поэтическая форма эпоса была ни чем иным, как способом запоминания текстов в их канонической редакции.

Выполнение этой функции возлагалось на специальные группы – поэтов ашугов, скальдов. Таким образом, сама по себе необходимость сохранения культуры влияла на социальную структуру общества.

Устная традиция, однако, содержала в себе подводные камни. Она не позволяла создавать достаточно многочисленные коллективы на больших территориях. Формировались новые племена, они добавляли новые тексты, изменяли старые. Фольклористам хорошо известно, что сказки, мифы, предания многих народов, живущих на расстоянии сотен и тысяч километров друг от друга, часто имеют в основе один и тот же мифологический комплекс. Но выявить это могут только специалисты. Рядовой член этноса и даже поэт-профессионал могут об этом даже не догадаться, настолько мифы двух удаленных народов будут различаться внешне.

Появление письменности создавало совершенно новые условия для поддержания групповой идентичности, а также накопления и осмысления группового опыта, составляющего основу культуры. Появилась возможность не запоминать текст, а фиксировать его на папирусе, глине, камне, бумаге. Это, в свою очередь, позволило сохранять культурную идентичность группам, попавшим в самые различные социальные и природные условия. Хороший пример тому – евреи, поддерживающие идентичность в диаспоре в течение почти двух тысяч лет.

Рукописные тексты, существовавшие, как правило, в одном, реже – в нескольких экземплярах были доступны лишь узкому кругу

«просвещенных». К тому же рукописное копирование неизбежно приводило к большому числу ошибок, а часто и намеренных искажений первоначальных текстов.

Книгопечатание позволяло:

1) воспроизводить идентичный текст в большом количестве экземпляров и в течение длительного времени;

2) получить доступ к «начальным текстам» большому числу рядовых членов общества что было результатом распространения грамотности и значительного удешевления книг.

Данный факт сильно повлиял и на механизмы функционирования культуры, и на социальную структуру общества. Широкие слои населения получили возможность непосредственного приобщения к тем слоям культуры (как идеологии, так и технологии), которые раньше были доступны только избранным. Вследствие этого значительно уменьшилась социальная роль «хранителей истины»; стали формироваться слои «образованной публики», то есть людей не только способных, но и заинтересованных в развитии культуры.

Новый этап в развитии культуры связан с возникновением системы средств массовой информации. Строго говоря, он начался с возникновения массового и относительно дешевого книгопечатания, с развитием массовой грамотности. Но расцвет его, качественно новая стадия, несомненно, приходится на период, когда телевизор стал предметом повседневного быта для абсолютного большинства человечества.

Общий итог двух последних стадий состоял, прежде всего, в том, что размеры общества, которое в принципе может разделять единую систему культурных ценностей, значительно выросли. На устной традиции может базироваться общество численностью в несколько десятков тысяч, может быть – сотен тысяч человек. Возникновение письменности дает возможность поддерживать культурную традицию и сохранять идентичность в обществах численностью в миллионы человек. Книгопечатание позволяет создавать общества, включающие десятки и даже сотни миллионов человек. Наконец, развитие современных средств массовой информации ставит вопрос о возникновении глобального общества, культура которого охватывает все человечество. Другое дело, что реализация этой возможности – это тема специального разговора, и в настоящее время далеко не очевидно, что такая возможность должна превратиться в реальность.

I.2.4. Обратная связь как механизм функционирования культуры Поскольку культура является накопленным и передаваемым из поколения в поколение групповым опытом, она базируется на коммуникативных связях между индивидами и группами, входящими в

общество, а также между различными обществами.

Важнейшим элементом коммуникации является обратная связь. Элементами процесса коммуникации являются источник и приемник информации (индивиды и группы, составляющие общество, или само общество и факторы внешней среды), само послание, канал его трансляции, а также кодирующее и декодирующее устройства. Любой реальный процесс коммуникации находится под влиянием шумов, то есть неупорядоченных сообщений, воздействующих на процесс коммуникации. Наконец, как при передаче, так и при приеме сообщения источник и приемник информации сознательно или бессознательно учитывают контекст, в котором происходит передача сообщения, то есть обстоятельства, не входящие непосредственно в содержание сообщения, но влияющие на его восприятие. Например, сообщение о том, что у вас расстегнулась пуговица на рубашке, должно быть передано совсем по-разному, в зависимости от того находитесь ли вы в дружеской компании или на официальном приеме.

Сообщение имеет значение не само по себе, а лишь с учетом того, как на него реагирует получатель, то есть с учетом обратной связи. Собственно, культура есть не что иное, как система устойчивых обратных связей в обществе, то есть ожидаемых реакций на определенным образом закодированные сообщения. В ответ на каждое «сообщение», которое может выражаться через разговорный язык или любую другую знаковую систему, используемую в данном обществе, получатель отвечает встречным сообщением. Отсутствие какой-либо реакции также является сообщением. Таким образом, осуществляется механизм обратной связи.

Представим себе, что на Ваше приглашение сходить в кино Ваша подруга один раз согласится, в другой раз бросит трубку, третий раз согласится, но не явится на встречу, а в четвертый – явится на нее, но со своим новым другом, а затем позвонит Вам и устроит сцену, потому что Вы ее совсем забыли. Вряд ли Вы захотите долго встречаться с такой девушкой, и ваша маленькая группа распадется. Любая социальная группа, как и общество в целом, может существовать лишь тогда, когда реакция на каждое «сообщение» находится в каких-то определенных рамках, то есть когда отправитель сообщения примерно ожидает, какие могут быть реакции и что именно означает каждая из них. Степень «предсказуемости» реакции в рамках какойлибо группы является одним из главных показателей развития культуры этой группы.

Принцип обратной связи действует при формировании культуры не только на микро-, но и на макроуровне. Наиболее последовательно этот принцип сформулировал английский историк А. Тойнби как

«исторический вызов цивилизации» (см. п. 8.2.5). В соответствии с принципом культурной инерции, любое общество стремится сохранить основные принципы своей культуры в неизменном виде до тех пор, пока внешние обстоятельства не вынуждают кардинально изменить эти принципы. Совокупность этих внешних обстоятельств и является «историческим вызовом». Цивилизация, которая сумеет привести свои культурные нормы в соответствие с внешними условиями, выживает и продолжает функционировать на мировой арене. Цивилизация, не сумевшая это сделать, неизбежно исчезает как культурная целостность. Отметим, что это исчезновение совсем не обязательно означает физическое уничтожение индивидов и групп, составляющих цивилизацию. Исчезает система норм и ценностей, а также ряд ключевых социальных институтов, составляющих основу общества; сохранившиеся институты полностью или частично переориентируют свою деятельность в соответствии с новой системой норм и ценностей.

Материал взят из книги Культура и обмен (А. А. Сусоколов)