Житие царицы елены. Равноапостольные царь константин и матерь его царица елена.

Память святых Константина и Елены совершается в Православной Церкви 3 июня по новому стилю.

Император Константин Великий
Император Константин I управлял Римской империей более тридцати лет и за этот период успел сделать очень многое для христианской Церкви, благодаря чему получил именование Великий. Как известно, в первые века христианства императоры преследовали новую религию, полагая, что если все подданные будут поклоняться языческим богам, то это послужит надежной опорой для их власти. Отец Константина отличался терпимостью к христианам, и это не могло не сказаться на воспитании сына, который с детских лет был знаком с Христовым учением, хотя вначале не принимал Крещения и был язычником. После смерти отца в 306 году Константин стал правителем, однако ему пришлось вести борьбу с некоторыми представителями императорского рода, которые также претендовали на престол и являлись соправителями. В их числе были Максенций и Лициний, с которыми Константину пришлось вести тяжелую и продолжительную борьбу. Предание повествует о том, что однажды во время войны с Максенцием будущему равноапостольному императору явился Христос, повелев начертать на щитах воинов Его имя и обещав, что это принесет войску победу. После того, как повеление Господа было исполнено, армия Константина одержала окончательную победу над его противниками, и он стал единовластным правителем Римской империи. Это настолько повлияло на него, что вскоре после воцарения он издал закон о прекращении гонений на христиан, а со временем христианство стало государственной религией. Языческие святилища разрушались, и на их месте возводились православные храмы. Именно при Константине Великом состоялся Первый Вселенский собор, на котором были сформулированы основные положения христианского учения, ставшие основой для Символа веры, а зародившаяся ересь арианства была осуждена. Несмотря на горячую поддержку Церкви, Константин принял святое Крещение лишь перед самой смертью, которая последовала в 337 году.

Царица Елена
Мать императора Константина, святая Елена, также прославляется Церковью как равноапостольная. О ее жизни известно не так много, однако сохранились сведения о том, что она происходила из низшего сословия и трудилась в придорожном трактире, где и состоялось ее знакомство с правителем Констанцием, провозглашенным впоследствии императором. Елена стала его женой, и хотя этот брак не был официальным, сын Константин унаследовал отцовский престол. Таким образом, Елена стала приближенной к императорскому двору, получив впоследствии от своего сына титул «августа», которым именовались императрицы. По свидетельствам современников, Константин с большой любовью и почитанием относился к своей матери, доверив ей распоряжение казной, в городе Трире специально для нее был построен дворец. Известно, что она приняла Крещение в уже преклонных годах, и вскоре после этого отправилась в Иерусалим для того, чтобы отыскать христианские святыни. Во время путешествия был найден Животворящий Крест Христов и основано несколько храмов на местах, связанных с Евангельской историей. Точный год и место кончины святой равноапостольной Елены неизвестны.
Почитание святых Константина и Елены
Святые Константин и Елена почитаются не только в Православной, но и в Католической церкви. Тот великий вклад, который они внесли в распространение христианства, не может быть переоценен. Существует несколько известных храмов, посвященных этим святым, а кроме того, имя равноапостольной Елены получило несколько островов и гор.

Тропарь, глас 8:
Креста Твоего образ на Небеси видев/ и, якоже Павел, звание не от человек прием,/ в царех апостол Твой, Господи,/ Царствующий град в руце Твоей положи,/ егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы,/ едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3:
Константин днесь с материю Еленою/ Крест являют, всечестное древо,/ всех убо иудеев посрамление суще,/ оружие же на противныя верных людей:/ нас бо ради явися знамение велие/ и во бранех грозное.

Величание:
Величаем вас, /святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, /и чтим святую память вашу, /вы бо святым Крестом /всю вселенную просветили есте.

Молитва:
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305-306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Икона царица Елена равноапостольная

Елена Равноапостольная

Святая Елена Равноапостольная в миру имела имя Флавия Юлия Елена Августа. Она была матерью Константина первого – императора Рима, которого Елена расположила к христианской вере. Это ее первая заслуга. В те времена знатная молодежь воспитывалась в языческом духе и полностью презирали христианство. Вторая заслуга царицы Елены это воздвижение Креста Господня.

Святая Елена старалась как можно больше распространить христианство. Знаменита она тем, что в Иерусалиме она осуществляла раскопки, благодаря которым под землей нашли могилу Господнюю, множество реликвий Страстей, а так же Животворящий Крест.

Елена Равноапостольная стоит в лике святых, приравнена к ученикам Иисуса Христа, огромным количеством церквей она почитается. Ее еще звали Еленой Константинопольской или царицей Еленой.

В 326 году Елена Константинопольская прибыла в Иерусалим, чтоб найти Крест Господень. Ей сказали, что язычники построили храм в честь Венеры на том месте, где Крест Господень зарыт в земле. Царица Елена приказала сломать здание. В земле нашли три креста и рядом табличку, на которой написано «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Чтоб узнать, на котором кресте распяли Спасителя, их по очереди возлагали на мертвого. Два креста не оказали никакого действа. А вот при возложении третьего креста свершилось чудо, умерший воскрес. Вот так и узнали, какой из крестов крест Спасителя. За то, что мир обрел Животворящий Крест, царицу Елену стали именовать Равноапостольной.

Все люди захотели увидеть святой Крест, который совершил чудо. Тогда царица Елена и патриарх Иерусалимский Макарий воздвигли на возвышенном месте крест. И весь люд, видя воздвигнутый Крест Господень, молился со словами «Господи помилуй».

В честь этого события Церковью установлен праздник Воздвижения Креста Господня, который празднуется 27 сентября. Это великий праздник. Сейчас в этот праздник на середину храма торжественно выносят крест для поклонения.

Равноапостольная царица Елена на Голгофе построила храм Воскресения (и гроба) Господня, в котором на пасхальную ночь каждый год сходит благодатный огонь, построила храм на Елеонской горе, в том месте где Господь вознесся на Небо, построила храм в Вифлееме, где Господь родился, а так же в Хевроне, глее Бог явился Аврааму у Мамврийского дуба.

В настоящее время к Елене Равноапостольной обращаются с молитвами за ее заслуги по просвещению и распространению христианства, за то, что она была матерью великого императора, и просят, чтоб святая Елена помогла усилить веру.

Память святой Елены, матери римского императора Константина Великого, отмечают 19 марта и 3 июня.

Елена Равноапостольная
греч. ?????

Равноапостольные Константин и Елена.
Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург
Рождение:

ок. 250 года
Вифиния

Смерть:

ок. 330 года

Почитается:

рядом христианских церквей

В лике:

равноапостольных

Покровительница:

изготовителей игл и гвоздей, шахтёров, красильщиков

Атрибуты:
Труды:

распространение христианства, раскопки евангельских мест в Иерусалиме

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena , ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская ).

Жизнеописание

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum ) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом ». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках. В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой : «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету ». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток ». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир , где у неё был дворец , или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына ».

Раскопки Елены в Иерусалиме

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми ». Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного василевса Константина » Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи:

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий :

  • на Голгофе - Храм Гроба Господня;
  • в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
  • на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа;

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков », а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий.

Датировка деятельности Елены

Историки продолжают спорить, в каком году Елена осуществляла свою деятельность в Палестине. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, - 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года). Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю).

Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора, то есть в 325 году.

Святая Елена в британском фольклоре

Гальфрид Монмутский (XII век) в своей «Истории бриттов» называет Елену дочерью Коеля, легендарного короля бриттов. Согласно его рассказу, император Констанций во время похода на Британию принял предложение короля Коеля о мире при условии уплаты им обычной дани, а после его смерти:

Из дальнейшего рассказа следует, что Елена находилась при Константине в Британии до того момента, когда он начал поход на Рим на Максенция. В походе «при нём находились три дяди Елены, а именно Иоелин, Трагерн, а также Марий, которых он возвел в сенаторское достоинство ». С этого момента Гальфрид Монмутский больше не упоминает Елену в своём сочинении.

Данная легенда, вероятно, возникла под влиянием сочинений Евсевия, которые Гальфрид использовал при написании своего труда. Евсевий сообщает о походе Констанция в Британию, о его смерти во дворце в Эбораке (Йорк), куда незадолго до этого прибыл его сын Константин.

Память о святой Елене

Церковное почитание

За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной - чести, которой удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти, в начале IX века её культ распространился и в Западной церкви. Память святой Елены совершается:

  • в православной церкви - 6 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста и гвоздей) и 21 мая (даты по юлианскому календарю);
  • в католической церкви - 18 августа;
  • в лютеранской церкви - 21 мая;
  • в коптской церкви - 9 пахона.

В память о раскопках Елены в Иерусалиме и обретении ею Креста Господня в Храме Гроба Господня в её честь назван особый придел, который сегодня принадлежит Армянской апостольской церкви. В алтаре этого придела имеется окно, отмечающее место, с которого Елена, согласно преданию, наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Из придела святой Елены ведет лестница вниз, в придел обретения Креста.

Выражение «новая Елена » стало в восточном христианстве нарицательным - его применяют как к святым императрицам (Пульхерия, Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого.

История мощей

После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил:

В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.

Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство в местечке Овийе (fr:Hautvillers) в Шампани в окрестностях Реймса (Франция). В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (fr:Saint-Leu-Saint-Gilles).

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130-1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153-1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику. (Монреаль, Канада)

  • гора Сент-Хелина (вершина в горах Майакмас, США)
  • вулкан Сент-Хеленс (активный стратовулкан, штат Вашингтон, США)
  • озеро Святой Елены (штат Мичиган, США)
  • Также её имя стало названием ряда городов (см. Святая Елена (значения)).

    В культуре

    Живопись и скульптура

    Наиболее ранние изображения Елены датируются первой четвертью IV века. К ним относятся её оплечные изображения в профиль на монетах, где Елена имеет крупный с горбинкой нос, большие глаза и изображена в серьгах и в ожерелье. В Капитолийских музея Рима находится скульптура IV века, которую некоторые исследователи считают портретом Елены. Скульптор изобразил её в облике молодой женщины (хотя к моменту создания её первых портретов Елене было более 70 лет), сидящей на стуле с диадемой на голове. В копенгагенской глиптотеке хранится голова скульптуры IV века, которую считают скульптурным портретом Елены (I.N 1938). Христианская иконография Елены складывается в византийском искусстве к концу IX века. Её изображают в императорских одеждах с короной на голове.

    В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, также почитаемом в лике равноапостольных. Более редкими являются отдельные изображения Елены.

    Литература
    • Ивлин Во, «Елена », новелла, 1950 год;
    • Мэрион Зиммер Брэдли, «Жрица Авалона » (en:Priestess of Avalon), историческое фэнтези, 2000 год.

    См. также

    • Животворящий Крест - о раскопках императрицы Елены в Иерусалиме
    • Иуда Кириак - упоминаемый в апокрифах житель Иерусалима, оказавший Елене помощь при раскопках

    Примечания

    Литература

    • Курэ, Альфонс Посещение Палестины Св. Равноапостольною царицею Еленою // Палестина под властью христианских императоров. (326-636 гг.) . - С. Петербург: Издание редакции «Русского паломника», 1894.
    • Helena, First Christian Archaeologist // Christian History Institute. Glimpses. Issue #73 . (англ.)
    • Jan Willem Drijvers Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross . - Leiden: Brill, 1992. (англ.) . Проверено 28 ноября 2008. Царица Елена († 327 год) Просветительница Грузии Нина († 335 год) Княгиня Ольга († 969 год)

    1. Святые равноапостольные Константин и Елена – не муж и жена, а сын и мать.
    2. Святой Константин крестился в самом конце своей жизни.

    В 4 веке был распространён обычай откладывать совершение таинства на неопределенное время, в расчете с помощью крещения, принятого в конце жизни, получить отпущение всех грехов. Император Константин, как и многие его современники, последовал этому обычаю.

    В начале 337 года он отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Но, почувствовав себя хуже, велел перевезти себя в Никомедию и в этом городе на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, император признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь.

    3. Императрица Елена была простого рода.

    Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии, ставшем цезарем Запада Римской империи. В начале 270-х годов она стала его женой.

    4. Римско-католическая церковь не включила имя императора Константина в святцы, однако западные епископы опирались на его авторитет при попытке получить верховную власть в Церкви и в Европе вообще.

    Основанием для подобных притязания был «Константинов дар» - подложный дарственный акт Константина Великого римскому папе Сильвестру.


    В «грамоте» значится, будто бы Константин Великий, при крещении его папой Сильвестром и при исцелении от проказы, которой был поражён перед этим, подарил папе знаки императорского достоинства, латеранский дворец, город Рим, Италию и все западные страны. Свою же резиденцию перенёс в восточные страны на том основании, что главе империи не подобает жительствовать там, где пребывает глава религии; наконец, римскому папе предоставил главенство как над четырьмя кафедрами – Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Константинопольской, - так и над всеми христианскими церквами во всей вселенной.

    Факт подлога доказал итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении «О даре Константина» (1440 г.), опубликованном в 1517 Ульрихом фон Гуттеном. В Риме совершенно отказались от этого документа лишь в XIX столетии.

    5. Император Константин легализовал христианство, однако государственной религией его не делал.

    В 313 году император Константин издал Миланский эдикт, провозглашавший религиозную терпимость на территории Римской империи. Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».

    В соответствии с этим эдиктом, все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

    Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам, и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

    Мнение ряда ученых, что Миланский эдикт провозгласил христианство единственной религией империи не находит, согласно точке зрения других исследователей, подтверждения как в тексте эдикта, так и в обстоятельствах его составления.


    6. Праздник Воздвижения Креста Господня появился в церковном календаре благодаря деятельности святых Константина и Елены.

    В 326 г., в возрасте 80 лет, царица Елена отправилась на Святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя. Она предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест.

    Воздвижение – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало этот праздник одним из самых торжественных в году.


    7. На Святой земле благодаря императрице Елене был построен ряд храмов.

    Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий.

    • на Голгофе - Храм Гроба Господня;
    • в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
    • на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа;


    Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

    • в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
    • в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
    • в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
    • у Тивериадского озера - Храм двенадцати апостолов;
    • на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
    • на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
    • у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины - церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов.

    8. Город Константинополь (ныне Стамбул) был назван в честь святого Константина, который перенёс туда столицу Римской империи.

    Отказавшись от язычества, Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь.


    9. Имя святых Константина и Елены носит один из старейших болгарских курортов на побережье Черного моря. Расположен он в 6 километрах к северо-востоку от города Варна.


    В дополнение к привычным развлекательным центрам, гостиницам и спортивным сооружениям на территории комплекса находится часовня, которая когда-то была частью монастыря, построенного в честь императора Константина и его матери императрицы Елены. Еще до болгар это побережье населяли греки. Вся близлежащая местность была колонией Византийской империи и носила название Одессос.

    10. Остров святой Елены, на который был сослан Наполеон Бонапарт, также назван в честь матери святого Константина. Он был открыт португальским мореходом Жуаном да Нова во время путешествия домой из Индии 21 мая 1502, в день памяти этой святой.

    Португальцы застали остров необитаемым, на нём было в достатке свежей воды и древесины. Моряки завезли домашних животных (в основном коз), фруктовые деревья, овощи, построили церковь и пару домов, однако постоянного поселения они не основали. С момента открытия остров стал критически важным для кораблей, возвращающихся с грузами из Азии в Европу. В 1815 году остров Святой Елены стал местом ссылки Наполеона Бонапарта, который скончался там в 1821 году.


    Остров находится во владении Великобритании, однако небольшая его часть – два дома, где жил Наполеон, и долина, где он был похоронен, – принадлежат Франции.