Тире в бсп ставится. Правила постановки тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение (БСП) - это предложение, которое состоит из двух или более частей, причем эти части связаны только при помощи интонации и различных знаков препинания. Какие можно встретить? На этот вопрос можно ответить следующее: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. В данной статье мы рассмотрим случаи и примеры постановки тире в БСП.

Примеры БСП

Для начала рассмотрим примеры сложных предложений. Смысловые отрезки (части) таких предложений состоят в определенном смысловом соотношении, именно поэтому можно встретить как тире в бессоюзном сложном предложении, так и другие знаки препинания. Рассмотрим некоторые сложные предложения, части которых не связаны союзами или союзными словами. Например:

  • На улице было тепло, дул легкий ветер, вечерело.
  • Он вышел на улицу и увидел: все вокруг было в ужасном беспорядке, будто над городом пронесся смертоносный ураган.
  • Она сегодня хотела остаться дома: слишком она устала.
  • Он лег - перина провалилась под его грузным телом.
  • Я всмотрелся в толпу, пестрящую яркими нарядами и веселыми лицами, и увидел ее; она проходила неподалеку и одарила меня ласковой улыбкой, полной скрытой любви и материнской нежности.
  • За ночь погода переменилась - сегодня прогуляться не получится.
  • Он встал, подошел к столу, взял перо и чернильницу; к вечеру письмо было готово.
  • Сегодня Мария встала с постели и увидела цветы - вечером их не было.

Итак, каковы же правила постановки тире в бессоюзном сложном предложении? Попробуем в этом разобраться.

Знак препинания - тире

Правила постановки данного встречающегося достаточно часто, состоят из нескольких важнейших пунктов. Так, тире в БСП ставится, если:

  1. Первая часть предложения указывает на время события второй части.
  2. Первая часть содержит условие события.
  3. Вторая часть - или вывод, относящийся к первой части бессоюзного сложного предложения.
  4. Вторая часть имеет в своем составе сравнение, относящееся к событию первой части.
  5. Вторая часть является противопоставлением первой.
  6. В частях БСП содержится быстрая смена событий.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Время

В первую очередь тире в бессоюзном сложном предложении можно поставить при опускании подчинительного союза «когда». То есть подобную конструкцию БСП можно с легкостью заменить сложноподчиненным предложением с придаточной частью времени. Рассмотрим примеры предложений, в которых первая часть указывает на время события, произошедшего (или происходящего) во второй части.

  • Я проходила по парку - сгустились тучи.

Данное БСП, которое состоит из двух частей, можно заменить сложноподчиненным предложением: Когда я проходила по парку, сгустились тучи.

  • Ехали издалека - познакомились с иностранцами.

Эквивалент: Когда ехали издалека, познакомились с иностранцами.

  • "Дети вырастут - станут отважными космонавтами", - предположила мать.

Данное предложение состоит из слов автора и прямой речи, которая и представляет собой пример с тире в бессоюзном сложном предложении. Заменить ее можно следующим сложноподчиненным предложением: Когда дети вырастут, станут отважными космонавтами.

Условие

Данный случай очень похож на предыдущий. Единственное отличие заключается в том, что образец с постановкой тире в бессоюзном сложном предложении можно заменить на сложноподчиненное предложение с союзом «если». Рассмотрим некоторые примеры.

  • Была б хорошая погода - пошли бы мы с тобой гулять.

Заменим данное предложение на его сложноподчиненный эквивалент: Если бы была хорошая погода, мы бы пошли с тобой гулять.

  • Много будет спрашивать - ничего не узнаешь.

Сложноподчиненное предложение: Если будешь много спрашивать, ничего не узнаешь.

Данное предложение - яркий пример тире в бессоюзном сложном предложении. Подставим союз «если»: Если не найдешь потерянную книгу, будешь наказан.

Следствие, вывод

Такие бессоюзные сложные предложения часто заменяют сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия, которая присоединяется к главной при помощи союза "так что".

  • Весна наступила рано - в марте уже прилетели соловьи.

Сложноподчиненное предложение: Весна наступила рано, так что в марте уже прилетели соловьи.

  • Мальчик поссорился с родителями - получил в школе плохую оценку.

Мальчик поссорился с родителями, так что получил в школе плохую оценку.

  • Случилось ужасное землетрясение - многие дома серьезно пострадали.

Эквивалент: Случилось ужасное землетрясение, так что многие дома серьезно пострадали.

Сравнение

Также тире в бессоюзном сложном предложении ставится в таком случае, если вторая часть данного предложения содержит в себе сравнение. Как правило, подобную конструкцию можно заменить союзным СПП, в котором зависимая часть является придаточной обстоятельственной частью со значением сравнения.

Чтобы заменить БСП на сложноподчиненное предложение, между частями данного предложения можно подставить союзы «словно», «будто», «точно», «как», «подобно тому как» и некоторые другие.

  • Бдительный охотник заметил вдалеке рыжий лисий хвост - маленький огонек мелькнул среди темных деревьев.

Подставим один из возможных союзов: Бдительный охотник заметил вдалеке рыжий лисий хвост, точно маленький огонек мелькнул среди темных деревьев.

  • Сегодня шел очень сильный дождь - кто-то невидимый обливал каждого прохожего ледяной водой из большого ведра.

Сложноподчиненное предложение: Сегодня шел очень сильный дождь, словно кто-то невидимый обливал каждого прохожего ледяной водой из большого ведра.

Противопоставление

Противопоставление двух частей часто вызывает затруднения при выполнении упражнений на тире в бессоюзном сложном предложении. На самом же деле данный случай не отличается от других повышенной сложностью. В чем же его суть?

В таком БСП присутствует явное противопоставление второй части первой. То есть смысл первой части противоречит смыслу второй. Отличительная особенность данного вида предложений состоит в том, что его конструкцию можно заменить сложносочиненным предложением, части которого связаны при помощи интонации и одного из сочинительных противительных союзов («а», «но», «да» - в значении союза «но», «зато», «однако», иногда «же»).

Примеры бессоюзных сложных предложений с противопоставлением его частей:

  • Я решила сделать все сама - ничего у меня не получилось.

Заменяем: Я решила сделать все сама, но у меня ничего не получилось.

  • Заметив на улице бездыханное тело котенка, я забрала его домой и попыталась отогреть - вернуть его к жизни мне не удалось.

Сложносочиненное предложение: Заметив на улице бездыханное тело котенка, я забрала его домой и попыталась отогреть, но вернуть его к жизни мне не удалось.

  • Поставленные задачи осуществить не удалось - помог сестре решить ее проблему.

Эквивалент: Поставленные задачи осуществить не удалось, зато помог сестре решить ее проблему.

  • Ничего страшного не случилось - он все равно ужасно перепугался.

Замена: Ничего страшного не случилось, а он все равно ужасно перепугался.

Быстрая смена событий

Данная ситуация - это особый пункт, выделяемый при изучении правила о тире в бессоюзном сложном предложении. Такое предложение нельзя заменить ни сложносочиненным, ни сложноподчиненным эквивалентом. Основное его отличие от остальных БСП с тире заключается в значении составляющих его частей. Тире между частями бессоюзного предложения ставится в том случае, когда действие второй части происходит сразу после события первой части. Для лучшего понимания данного правила рассмотрим примеры.

  • Я вышел во двор - первый снег захрустел под моими подошвами.

Снег захрустел сразу после того, как герой рассказчик вышел во двор. То есть события БСП сменяются моментально.

  • Василий поднял занавески - в глаза ему ударил яркий солнечный свет.
  • Я стал думать о нашей проблеме - она сразу предложила оригинальное решение.
  • Он все-таки решился сесть на эту ненадежную скамейку - она незамедлительно разрушилась.

Постановка тире в БСП - достаточно сложная тема при изучении русского языка, так как в ее состав входят несколько важнейших пунктов. Но помимо тире и не вызывающей затруднений запятой, в таком предложении ставятся и другие знаки препинания. Рассмотрим некоторые особенности их постановки.

Двоеточие

Изучив постановку двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, можно с легкостью выполнять соответствующие задания. Когда же в БСП ставится двоеточие?

В данной ситуации также можно выделить отдельные пункты, однако, в отличие от правил постановки тире, таких пунктов всего три.

1. Вторая часть БСП указывает на причину события, произошедшего в первой части. В таком случае между частями предложения можно поставить союз «потому что», превратив его в сложноподчиненное предложение с придаточной частью причины. Примеры:

  • Я решил сегодня остаться один: слишком тягостно мне было чье-либо присутствие.
  • Мы не знали, как поступить: все наши идеи оказались ничтожными.

2. Вторая часть предложения поясняет смысл одного или нескольких слов из первой. Между частями такого БСП можно подставить союз «что». Помимо этого, первую часть можно дополнить глаголом, выражающим чувственное восприятие (увидел, заметил, ощутил, услышал, почувствовал). Примеры таких БСП:

  • И повторял он: нет никому спасенья.
  • Я выглянул в окно: на улице мела страшная метель.

  • Мать зашла в комнату к детям: Павлуша читал книгу о мореплавателях, Наденька строила макет военного истребителя.

3. Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части. В данном случае между его частями можно вставить устойчивое сочетание «а именно». Например:

  • Ее рисунок показался мне слишком пестрым. На нем не было пустого места: всюду летали чайки, играли дети и росли ярко-красные тюльпаны.
  • От него я узнал много нового: сведения о многих ученых, научные факты и подробности важных исторических событий.

Точка с запятой

При постановке данного знака препинания, в отличие от двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, нельзя руководствоваться конкретными правилами. В данном случае необходимо обращать внимание на смысл предложения (пользуясь принципом «здесь запятой - мало, а точки - много») и на состав частей сложного предложения. Так, если части БСП осложнены различными причастными/деепричастными оборотами, однородными членами и т. д. (то есть содержат дополнительные знаки препинания), их необходимо отделять друг от друга при помощи точки с запятой.

  • В тот вечер она, в красивом платье, сидя на сцене и забыв обо всем, играла любимую мелодию на виолончели; зал слушал ее, затаив дыхание.
  • Миша, подбоченившись, стоял рядом с матерью и грозно глядел на прохожих; мужчина, заметив серьезный взгляд пятилетнего мальчика, едва заметно улыбнулся.
  • Стоя в толпе, среди сотен или, может, тысяч встречающих, она ждала только его; как она и надеялась, он заметил ее сразу же.

Примеры БСП в художественной литературе

Знак препинания - запятая:

С той поры редко видели его в хуторе, не бывал он и на майдане. (М. Шолохов "Тихий Дон")
Прокофий кинулся в дом, но в сенцах его догнали. (М. Шолохов "Тихий Дон")
Дверь, как и тогда, отворилась на крошечную щелочку, и опять два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты. (Ф. Достоевский "Преступление и наказание")

Тире в бессоюзном сложном предложении:

Мы долго грели лягушонка своим горячим дыханием — он все не оживал. (М. Пришвин "Лягушонок")

Хочу к нему — вы тащите с собой. (А. Грибоедов "Горе от ума")

Я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. (М. Лермонтов "Герой нашего времени")

Двоеточие в БСП:

В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени: он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. (Л. Толстой - "Война и мир")
Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее. (Л. Толстой - "Война и мир")

Точка с запятой:

Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь. (Л. Толстой - "Война и мир")

Прошло с минуту; ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась. (Ф. Достоевский - "Преступление и наказание")

Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать. (Ф. Достоевский - "Преступление и наказание")

Итак, мы изучили конкретные случаи, когда ставится тире в бессоюзных сложных предложениях, состоящих чаще всего из двух частей. Использование сложных предложений в речи - показатель грамотности и богатства языка человека. Поэтому набирайтесь знаний и приобретайте умение правильно писать и говорить, которое является основой качественного образования.

Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 45. Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении обычно ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится во второй части сложного предложения, а первая часть (соответствующая придаточной части) имеет подчиненное по смыслу значение, указывая время или условие совершения действия, о котором идет речь во второй части, иногда причину, уступку и т. д. (см. условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, § 44). Ср. попарно приводимые предложения:

Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное содержание заключено в первой части, во второй указывается причина). - На улице проливной дождь - выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй приводится следствие, вывод, что составляет основу высказывания);

Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). - Молодёжь ушла - на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).

При равноправных смысловых отношениях между обеими частями они имеют значение сопоставления, противопоставления и т. д.

1. Тире ставится в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, если во второй из них содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.); Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Кр.); Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой - изнутри поднялся собачий лай (Г.); Дайте ему только нож да пустите его на большую дорогу - зарежет, за копейку зарежет (Г.); Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнётся, оно нежится (Т.); Вдруг мужики с топорами явились - лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок - ружьё дало осечку (Ч.); Упадёт луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М.Г.); Дунул ветер - всё дрогнуло, ожило и засмеялось (М.Г.); Метелица был уже совсем близко от костра - вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Ф.); В полдень пройти по мёртвой улице - человека не встретишь (Ш.); Не успело солнце пригреть землю - загудело всё небо (Буб.) [ср. с союзным предложением: Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром (П.)].

2. Тире ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения выражено противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а): Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.); Чин следовал ему - он службу вдруг оставил (Гр.); Шить сядет - не умеет взять иголку; ее бранят - она себе молчит (П.); Прошла неделя, месяц - он к себе домой не возвращался (П.); Я хвать за пояс - пистолета нет (Л.); Я стал звать хозяина - молчат; стучу - молчат (Л.); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу - нет зверя (Л.); Дуб держится - к земле тростиночка припала (Кр.); Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать - ноги не повиновались (Гонч.); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав - они усугубляют свои; народ умирает с голоду - они сыты; народ вооружается и идёт громить врагов - он выгодно поставляет сукна, провиант (Герц.); Шестнадцать лет служу - такого со мной не было (Л.Т.); Косили версту - выкосили грош (М.Г.); Ввысь взлетает Сокол - жмётся уж к земле (М.Г.); Брался Пика за шитво - нитки путались и рвались; садился в шашки играть - проигрывал (Ф.); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья - в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Пауст.); Не сумку у Мишки украли - последнюю надежду похитили (Нев.); Это не усталый, больной солдат шёл с фронта - это шёл строитель (Горб.); Он гость - я хозяин (Багр.); Бой не нашею волей начат - нашей славой закончим его (Ас.); Не раны, не больное лёгкое мучило его - раздражало сознание ненужности (Павл.); Я за свечку - свечка в печку (Чук.); Смелые побеждают - трусливые погибают (посл.); Лето припасает - зима поедает (посл.); Была не была - пойду; Стучи не стучи - не отворят; Плачь не плачь - потерянного не воротишь; Умру - не скажу.

3. Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда и т. п.): Я умираю - мне не к чему лгать (Т.); Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (Т.); Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород (Ф.); Я бы в летники пошёл - пусть меня научат (М.); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажёг шнуры - они вспыхнули (Поп.); Наше жильё - нам и беречь; Ставят самовар в сенцах - запах дыма разносится вокруг; За ночь все отдохнули - можно снова приниматься за прерванную работу; Ключ потерян - ломайте дверь.

Примечания:

1. Если значение следствия интонационно не подчеркивается, то вместо тире ставится запятая: …Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); Человек не иголка, найдём (Ч.).

2. В произведениях писателей-классиков вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец (П.); Мы ехали сзади: никто не видел (Л.); Мелкий дождик сеет с утра: выйти невозможно (Т.); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен (Дост.).

4. Тире ставится, если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда ): Победим - каменный дом построишь (А.Т.); Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят (Пришв.); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой - все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле - все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнёт рукой вперёд - все двигались вперёд; покажет назад - все медленно пятились назад (Кат.); Пашню пашут - руками не машут (посл.).

5. Тире ставится, если первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если ): Будет дождик - будут и грибки; будут грибки - будет и кузов (П.); Пройдёт молодец - приосанится, пройдёт девица - пригорюнится, а пройдут гусляры - споют песенку (Л.) - совмещаются значения условия и времени; Что нужно будет - скажите Павлу или Татьяне (Т.); Придумано - сделано (Т.); Пропади ты совсем - плакать о тебе мы не будем (Ч.); …Случится грех - не проси милости (Ч.); На глаз поверишь - криво отмеришь (М.Г.); Не будут отдавать - выкради! (М.Г.);

…Меньше знаешь - крепче спишь (М.Г.); Ругаться будут - не бойся (Гл.); Нравится рисовать - рисуй на здоровье, никто не запрещает (Пан.); Приказано - повезёшь (А.Т.). Ср. в пословицах: Назвался груздём - полезай в кузов; Любишь кататься - люби и саночки возить; Упустишь огонь - не потушишь; Взялся за гуж - не говори, что не дюж; Волков бояться - в лес не ходить; Пожалеешь лычка - отдашь ремешок; Глубже пахать - больше хлеба видать; Смерти бояться - на свете не жить и др.

Примечание. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения этого типа начинается частицей так, то после первой части со значением условия вместо тире ставится запятая: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (П.); Смотреть, так выйдешь из терпенья! (Кр.); Всё к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадёшь (Остр.).

6. Тире ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союз словно или будто): …Посмотрит - рублём подарит (Н.).

7. Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения (нередко - неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что ), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта (ср. § 44, п. 3): Овца же говорит - она всю ночь спала (Кр.); Иногда мне думается - надо убежать (М.Г.); …Слышит - за кустами бузины девушка хохочет (М.Г.); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось - раздайся хоть один только резкий звук, и в природе произойдёт что-то страшное (Кат.); Вчера на соседнем зимовье рассказывали - мед ведь человека задрал (Арб.); Слышу - опять стонет (Па- уст.); Движение приостановлено, будем надеяться - ненадолго; Кто-то скребётся, мне показалось - мышь; Но вижу - не слушает она меня; Пишут, чтобы мы обязательно приезжали - будут встречать; Они знали - будет буря; Отстань, не видишь - я занят.

8. Тире ставится перед местоименными словами так, такой, таков, начинающими собой присоединительное предложение, входящее в состав бессоюзного сложного предложения: Приказ есть приказ - так его воспитал фронт (Вор.); Идти вперёд или погибнуть - так стоял вопрос перед партизанским отрядом; Кривые улицы, маленькие деревянные дома - такой была значительная часть Москвы в начале XX века.

В этих предложениях выражены суждения, субъект которых назван в первой части, а предикат образует вторую часть. Если логические отношения между обеими частями носят другой характер, то между ними ставятся запятая и тире: Загрязнение окружающей среды угрожает жизни на Земле, - так дальше продолжаться не может (газ.) (см. § 46, п. 2).

9. Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это, которое иногда имеется в самом предложении): На стене ни одного образа - дурной знак (Л.); Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души - вот что я вам скажу (Аж.); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально - это бросалось Клебе в глаза (Фед.); Идёт большая вода - это всего интереснее (Горб.); Он всегда любил поболтать - это было мне отлично известно (Кав.); Они расстанутся, они уже расстались - эта мысль ошеломила обоих (Гран.).

Примечание. Часто при наличии перед присоединительным предложением слова это между обеими частями бессоюзного сложного предложения ставятся запятая и тире (см. § 46, п. 1).

Запятая и тире могут ставиться также перед присоединительным предложением, содержащим дополнительное замечание: Посёлок Первомайский был самым старым шахтёрским посёлком в этом районе, - от него, собственно, и начался город (Ф.).

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 12 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении В бессоюзном сложном предложении используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие,

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между предикативными частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части близки между собой по смыслу: Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Бледные щёки впали, глаза сделались

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 44. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится в первой части сложного предложения,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

§ 46. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении Действующими правилами предусмотрено употребление запятой и тире в качестве единого знака препинания в трех случаях: 1) перед главной частью сложноподчиненного предложения, которому предшествует ряд однородных

Из книги автора

XXX. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении § 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали,

Из книги автора

§ 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов);

Из книги автора

§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: l) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить

Из книги автора

§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: 1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и), например:

Из книги автора

XXX. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ § 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щеки впали,

Из книги автора

§ 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щеки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов);

Из книги автора

§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить

Из книги автора

§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и), например:

Из книги автора

Тире в неполном предложении § 16. В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире.1. В частях сложного предложения с параллельной структурой, а также в простом предложении с однородными повторяющимися членами предложения, где

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Знаки препинания в сложносочиненном предложении § 112. Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да в значении «и», ни… ни), противительные

Из книги автора

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении § 127. Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая: Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал (Бун.); Темнело,

Из книги автора

в бессоюзном сложном предложении запятая между частями предложения при перечислении. § 127перед последней частью предложения с союзом и § 127, также § 25точка с запятоймежду распространенными частями предложения § 128между частями предложения, представляющими собой

Двоеточие ставится Примеры
1. Если первое простое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным условия). Будет завтра хорошая погода - пойдем в лес. (= Если будет завтра хорошая погода, пойдем в лес.)
2.Если первое простое предложение указывает на время того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в сложноподчиненное предложение придаточным времени). Лес рубят - щепки летят. (Когда лес рубят, щепки летят.)
3.Если второе простое предложение содержит вывод, следствие из того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить наречие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным следствия). Жара все усиливалась - становилось тяжело дышать. (=Жара все усиливалась, так что становилось тяжело дышать.) Ударил сильный гром - задрожали все окна. (= Ударил сильный гром, поэтому задрожали все окна.)
4.Если простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены друг другу по юлу (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А или союз НО). Шестнадцать лет служу - такого со мной еще не было. (= Шестнадцать лет сижу, нотакого со мной еще не было.) Смелые побеждают - трусливые погибают. (= Смелые побеждают, а трусливые погибают.)
5. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО и превратить в сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения). Молвит слово - соловей поет. (= Молвит слово, будто соловей поет.)
6.Если во второй части содержится неожиданный результат, дается указание на быструю смену событий. Он нажал на тормоз – скорость не уменьшилась.
7.Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово ЭТО). Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце - дурной знак.

Запомните: тире - это знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий , представленных во второй части бессоюзного сложного предложения.

Алгоритм выполнения задания:

1) выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с обобщающим словом перед однородными членами или сложным бессоюзным

Если предложение простое, то чаще всего постановка двоеточия объясняется тем, что обобщающее слово стоит перед однородными членами;

Если предложение сложное бессоюзное, то наличие двоеточия или тире в нём можно объяснить с помощью подстановки подходящих по смыслу подчинительных союзов;

2) подставьте в бессоюзное сложное предложение подходящий по смыслу подчинительный союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями:

1. Союз ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части двоеточие );

2. Союз А ИМЕННО ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части (поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие) ;

3. Союз КОГДА свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится вовторой части (поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится тире) ;

4. Союз ТАК ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чем говоритсяв первой части (поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится тире );

5. Союз ЕСЛИ свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части (поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится тире );

6. Союз А свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложногопредложения противопоставлена по содержанию первой (поэтому в бессоюзном предложении ставится тире ).

ЗАДАНИЕ № А 25

Формулировка задания:

Гринев (1) попадает в самый центр восстания (2) предводителем (3) которого (4) оказался таинственный вожатый.

1)1,3 2)2 3)2,3 4) 1,3,4

Ваш ответ № 2? Правильно!

Именно в этом месте предложения проходит граница между главной и придаточной частью, и поэтому здесь мы ставим запятую.

Что требуется от учеников: знание темы: «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении».

Сложноподчиненное предложение всегда состоит из главной и придаточной части. Придаточное предложение к главному присоединяется с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Место придаточного предложения может быть различным: оно может находиться перед главным, после или внутри него.

Граница между главным и придаточным предложением обычно находится перед подчинительным союзом или союзным словом, которые всегда располагаются в придаточной части и начинают ее. Однако в задании А25 подобраны такие сложноподчиненные предложения (преимущественно с придаточным определительным), в которых придаточная часть начинается раньше союзного слова, поэтому запятая в них ставится не перед союзным словом КОТОРЫЙ, а перед словом, начинающим придаточную часть.

Сравните:

1.Ученье тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость (Д.С. Лихачев).

2.Нужно выработать особое отношение к явлениям, действие которых сказывается на и психике разрушительно (Д.С. Лихачев).

В первом примере союз КОГДА начинает придаточную часть, поэтому перед ним ставится запятая, как на границе главного и придаточного предложения.

Во втором примере придаточная часть начинается со слова «действие», поэтому перед ним ставится запятая, как на границе главного и придаточного предложения.

Для выполнения этого задания используйте следующий алгоритм:

1.Выделите грамматическую основу предложения.

2.Определите границу главной и придаточной части.

3.Произнесите предложение с найденной пунктуацией вслух, это поможет определить неверно найденное решение этого задания или, наоборот, подтвердить правильный выбор ответа.

Примечание:

Как правило, в этом задании представлены сложноподчиненные предложения с придаточным определительным, в них придаточная часть не начинается со слова КОТОРЫЙ, поэтому запятая перед ним не ставится.

ЗАДАНИЕ № А 26

Формулировка задания: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

1) 1,2 2) 1,3,4 3) 1,2,3,4 4)2,4

Правильный ответ № 3. Вы не ошиблись?

В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных.

Приведенная выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырех простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союзного слова каким. Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза но . Четвертое представляет собой придаточную часть со значением времени и присоединяется к третьему при помощи временного подчинительного союза когда.

Что требуется от учеников : знание темы: «Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация на стыке союзов».

Пунктуация на стыке союзов

Так как в этом задании часто присутствует такая пунктограмма, как стык союзов повторим теорию и вспомним соответствующее пунктуационное правило.

Стык союзов - это пространство в предложении между двумя союзами:

Между двумя подчинительными союзами;

Между сочинительным и подчинительным союзом.

Запятая ставится на стыке двух союзов , если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др.

Запятая не ставится на стыке двух союзов , если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др.

Сравните два предложения:

1. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

2. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, т о придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО+ЕСЛИ).

В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, поэтому на стыке союзов мы ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ).

Во втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕСЛИ… ТО), поэтому на стыке союзов (ЧТО ЕСЛИ) мы не ставим запятой.

Видеоурок 2:

Видеоурок 3: Тире для обозначения различных пределов и в неполных предложениях

Лекция: Тире в простом и сложном предложениях

Существуют два разных типа тире: одиночное тире, как отделяющий знак, и парное тире, как выделяющий знак, похожий на две запятые.

Тире в простом предложении

Пишем,

    Существительным в И.п. Пример: Дербент - древнейший город России.

    Числительным в И.п., один главный член выражен числительным или числительным с существительным, а другой член - существительным в И.п. Пример: Шестью шесть - тридцать шесть. Семь - счастливая цифра.

    Инфинитивом. Пример: Курить - здоровью вредить. (Инфинитив часто можно заменить существительным: курить - курение).

    Существительным и инфинитивом. Пример: Хороший пример детям - любить свою Родину. Сохранить Землю - наша первоочередная задача.

Не пишем, когда главные члены выражаются:

    Личным местоимением и существительным. Пример: Она добросовестная налогоплательщица.

NB! Но если местоимение-подлежащее логически выделяется, подчёркивается интонационно, тире можно ставить. Пример: Наташа гордо заявила: «Я - королева бала!». Или личные местоимения-подлежащие противопоставляются в одинаково построенных частях предложения. Пример: «Ты - голова, а я - шея!» - воскликнула супруга Николаю.

    Любыми частями речи, однако впереди сказуемого находятся не или слова как, точно, как будто, словно, точно, всё равно что. Пример: Гусь свинье не товарищ. Дорога как змея. Лес точно терем расписной.

    Между главными членами стоит дополнение либо обстоятельство. Пример: Наташа мне приятельница.

    Сказуемое представлено прилагательным (полным, кратким, в сравнительной либо превосходной степени). Пример: Парнишка радушен и гостеприимен. Тропинка у`же и у`же.

NB! Однако при логическом и интонационном делении предложения на две части тире может ставиться. Пример: Тропинка - у`же и у`же, поэтому пришлось спешиться и идти цепочкой. Или при структурном параллелизме частей сложного предложения также может употребляться тире. Пример: Невеста - красивая, жених - удалой, почему бы не любоваться ими?

    Именная часть сказуемого означает признак конкретного лица, нет интонации «разрыва». Пример: Его отец учитель в сельской гимназии.

    В предложении использована инверсия, то есть сказуемое стоит впереди. Пример: Хороший человек этот преподаватель.

NB! Если перед тире стоит обособленная конструкция, то перед тире пишем запятую. Пример: Парнишка, окончивший школу на серебряную медаль, - мой брат.

Тире в неполном предложении

Пишем, если:

    В эллиптических предложениях (разновидности неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается предыдущим контекстом) есть пауза. Пример: На улице - метель. Тире ставится вместо сказуемого.

    При параллелизме конструкций. Пример: «Руки - мои, ноги - мои, голова - тоже моя!» - закричал от обиды Коржиков.

    В предложениях особой структуры, в основе которых два существительных (одно в форме Д.п., другое в форме В.п.), эти предложения делятся на две части. Пример: Рабочим - фабрики, крестьянам - земли!

    Если неполное предложение - часть сложного, когда пропущенный член можно восстановить из контекста. Пример: Родители теперь стали опытнее, дети - послушнее.

Тире в предложениях с однородными членами

Пишем, если:

  • Обобщающее слово стоит после однородных членов. Пример: Мама занесла в комнату бананы, яблоки, мандарины - фрукты. О, О, О – О.
  • После однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное, то перед ним также ставят тире, а после - запятую. Пример: На подоконниках, на свежеокрашенном полу, на полках книжного шкафа - словом, везде лежали разорванные на мелкие клочки листья тетрадок. О, О, О – словом, О.

NB! Когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, однако предложение ими не заканчивается, тогда перед однородными членами ставится двоеточие, а после них - тире. Пример: Всё в саду: земля, скамейка, столик - было устлано упавшими с деревьев разноцветными листьями. О: О, О, О – ...

Тире при приложениях


Пишем, если:

  • Перед ним можно вставить а именно. Пример: Впереди засверкали огни ночного города - родины Шота Руставели. (Приложение чаще всего уточняет информацию и стоит в конце предложения).
  • Подчеркивается самостоятельность приложения либо приложение нужно для разъяснения. Пример: В октябре наступило «бабье лето» - кусочек лета осенью. (Приложение, как правило, стоит в конце предложения).
  • Выделяются с обеих сторон приложения, которые носят пояснительный характер. Пример: Старейший из сидящих - седобородый старец в обшитой драгоценными камнями шубе и с посохом в руках - поздоровался с падчерицей.

NB! Пример 1: Если бы Петруша поел приготовленный мамой завтрак - кашу с молоком, то сейчас не испытывал бы голод. (Здесь второе тире "съедает" запятая, которая разделяет части сложного предложения). Пример 2: Главный виновник случившегося - преступник раскрывается под конец детектива. (Приложение находится перед определяемым словом, поэтому только одно тире).


NB! Второе тире может опускаться, если приложение относится только к одному из однородных членов предложения. Пример 1: В колхозах сеяли пшеницу, кукурузу - царицу полей, но сажали ещё и рожь, овёс. Пример 2: Первый парень на селе, лучший тракторист и любимый девушками аккордеонист - Сергей хотел произвести на красавицу впечатление, поэтому и начал лихо играть на инструменте. (В данном предложении одно тире, которое отделяет определяемое слово от однородных приложений). Сравните: Сергей - первый парень на селе, лучший тракторист и любимый девушками аккордеонист - хотел произвести на красавицу впечатление, поэтому и начал лихо играть на инструменте.

Тире в водных и вставных конструкциях

Вводные и вставные конструкции выделяются тире, если :

  • Само вводное предложение распространенное. Пример: Устное народное творчество, или - как по–научному оно называется - «фольклор», показывает представление народа о мире.
  • Они выражают чувства автора, часто бывают вопросительными или восклицательными предложениями, поэтому перед вторым тире, закрывающим вставную конструкцию, стоит восклицательный или вопросительный знак. Пример: Скорость света - вы только представьте! – равна трёмстам тысячам километров в секунду.
  • Вставные конструкции, которые дополняют или поясняют основное предложение, в художественной литературе могут отделяться тире, хотя чаще отделяются скобками. Пример: По представлениям приглашённых - и Наташи между прочим тоже - постановка будет увлекательной.

Тире в бессоюзном сложном предложении

Пишем, если:

  • Происходит быстрая смена событий либо неожиданный результат. Пример: Встал 1 - в комнате уже никого не было 2 .
  • Есть противопоставление (между частями можно использовать союзы а, но ). Пример: Наташа красива 1 - (=а) Света умна 2 .
  • В первом предложении показаны время или условие действия (перед первым предложением можно использовать когда, если). Пример: (Если) Хочешь кушать 1 - приготовь себе еду 2 . (Если) Сделал дело 1 - гуляй смело 2 .
  • При сравнении (между частями можно использовать словно, будто ). Пример: Скажет слово 1 - (=будто) канарейка поёт 2 .
  • Второе предложение есть следствие или вывод (между частями можно использовать следовательно, значит). Пример: Кошка лежит у печки 1 - (=значит) день будет морозный 2 .

Тире в сложносочиненном предложении (ССП)

Пишем, если:

  • Во второй части ССП находится неожиданное присоединение или резкое противопоставление. Пример: Я в больницу прибежал - а там собралась уже вся наша семья.
  • Хотя бы одна из частей является назывным предложением. Пример: «Ещё пять минут - и перемена», – думал Сидорченко, глядя на часы.

Тире в сложноподчиненном предложении (СПП)

Пишем, если:

  • Придаточная изъяснительная находится впереди главной части, особенно при использовании союзов ли… или, ли…ли и если в главной части есть слова это, вот. Пример: Что случилось потом - это история умалчивает.
  • Придаточное условное или уступительное находится впереди главной части, тогда возможна постановка тире вместо запятой. Пример: "Если хочешь быть счастливым - будь им!» – говорил Козьма Прутков.
  • Придаточная часть - это неполное предложение с пропуском сказуемого, в этом случае по аналогии ставится тире. Пример: Некоторые думают, что для похудения надо правильно питаться и заниматься спортом, другие - что надо «исправлять» тело путём хирургического вмешательства.
  • Несколько придаточных находятся впереди главной части, тогда по аналогии с обобщающим словом при однородных членах предложения ставится тире. Пример: Когда всё это кончится, как жить дальше - этого никто не знал.


Между частями сложного бессоюзного предложения ставятся следующие знаки препинания: запятая , точка с запятой , двоеточие , тире , реже – запятая и тире

Постановка того или иного знака препинания зависит от смысловых отношений, которые складываются между частями бессоюзного соединения, и от особенностей интонационного оформления предложения.

Запятая ставится между предикативными частями бессоюзного предложения, если они тесно связаны по смыслу, взаимозаменяемы, объединены между собой интонацией перечисления, не распространены или недостаточно распространены.

Например: Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (Л.) Метель не утихала, небо не прояснялось. (П.) Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут. (С.-Щ.).

Точка с запятой ставится:

– если части бессоюзного сложного предложения несколько отдалены друг от друга по смыслу, значительно распространены и имеют внутри себя запятые (точка с запятой конкретизирует границы предикативных частей в сложном предложении, если на стыке их имеются отделенные запятой осложненные компоненты).

Например: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. (Т.) Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. (Т.); Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. (Пауст.) Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчетливо видны и казались все одного цвета. (Ч.)

– если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга (внутри таких групп части разделяются запятыми).

Например: Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна. (П.) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (Т.)

Комбинация этих знаков может быть также в многочленных сложных предложениях с бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связью частей, то есть на границе бессоюзного соединения частей нередко ставится точка с запятой, а на границе сочинительной или подчинительной связи в пределах частей – запятая.

Например: Долины сохнут и пестреют; стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей. (П.) Голоса моряков и женщин были слышны очень далеко; бледное солнце стояло в вышине, и казалось, что за морем дышит пышная и светлая весна. (Пауст.).

Двоеточие обычно ставится в бессоюзных сложных предложениях с односторонним смысловым отношением частей, при котором первая предикативная часть нуждается в распространении, конкретизации, а вторая часть характеризует (поясняет, дополняет, обосновывает) содержание первой. Этому способствуют и особенности интонации этих предложений, в которых между частями делается интонационная пауза, предупреждающая о продолжении высказывания. При этом каждая часть может состоять из одной или нескольких предикативных единиц, объединенных союзной или бессоюзной связью.

Следовательно, двоеточие ставится между двумя частями бессоюзного предложения:

при пояснительных отношениях , если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой (между такими частями обычно можно вставить пояснительный союз а именно).

Например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светили тускло, улицы были пусты. (П.) Погода была хорошая: морозило и тихо. (Л. Т.) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул. (Гонч.) Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (П.)

при изъяснительных отношениях, если в первой структурно неполной части с помощью глагола речи, мысли, восприятия (говорить, сказать, думать, понимать, чувствовать, видеть, слышать и под.) или другого предикатива, выступающего в роли сказуемого, делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание во второй части, восполняющей содержание первой. При этом первая часть произносится с «неспокойным» понижением тона, сигнализируя о незавершенности высказывания и необходимости распространения сказуемого. Вторая часть таких конструкций может быть преобразована в придаточную изъяснительную с союзом что.

Например: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.).

Сравните: Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.) Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами. (Ч.) Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти. (Н. О.) Я верил: если говорить о грустном весело, печаль исчезает. (М. Г.) Для них было ясно: они заблудились в лесу. (Сол.)

Надо учитывать, что в данных конструкциях сказуемое первой части может быть выражено глаголом действия, сопутствующего восприятию (выглянуть, оглянуться, посмотреть, прислушаться), а сам глагол восприятия отсутствует, но может быть восстановлен после глагола действия в качестве однородного сказуемого.

Например: Я выглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М. Г.)

Сравните: выглянул и увидел, что... . Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда, подходившего к станции. (Ч.) Смотрю: Печорин на скаку приложился из ружья... .(Л.).

Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения и паузы (с полным интонационным слиянием частей), то вместо двоеточия ставится запятая.

Например: Слышу, земля задрожала. (Н.) Помню, ты дитей с ним часто танцевала. (Гр.)

– при отношениях обоснования , когда вторая часть указывает причину, основание того, о чем говорится в первой части, интонационно подчеркиваются причинно-следственные отношения между ними, в результате чего вторая часть может быть преобразована в придаточное предложение с подчинительным союзом потому что, так как, поскольку и др.

Например: Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания. (Н. О.) Печален я: со мною друга нет... . (П.) Устоять на судах было невозможно: их бросало, как жалкие лодчонки, и кренило, казалось бы, до предела. (С.-Ц.) Степан боялся подойти к обрыву: скользко. (Шишк.) Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяжесть войны. (Пауст.)

– если в первой части бессоюзного предложения имеются слова так, такой, таков, одно , конкретное содержание которых раскрывается во второй части.

Например: Я это сделаю так : выкопаю возле самого камня большую яму... .(Л. Т.) Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой. (Гр.) Одно было несомненно: назад он не вернется. (Т.)

– при выражении прямого вопроса во второй части бессоюзного сложного предложения.

Например: Он взглянул на Батурина: поймет ли? (Пауст.) Не заглядывая вдаль, так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. (Тв.)

Тире ставится в бессоюзных сложных предложениях с двусторонним отношением частей, выражающих взаимообусловленные действия и произносимых с интонацией обусловленности или резкого противопоставления, то есть интонацией незаконченности при произнесении первой части, повышения тона на ней и понижения на второй части с заметно выдержанной паузой между частями.

С учетом изложенного тире между частями бессоюзного соединения ставится в следующих случаях:

– если во второй части выражается неожиданное действие или содержится указание на быструю смену событий (между частями можно вставить союз и ).

Например : Дунул ветер все дрогнуло, ожило и засмеялось. (М. Г.) И только взялся Сережа за рог, гляжу Анчар к нам бежит по лощине. (М. П.) Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел, застонал, затрещал. (Н.)

– если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой (между такими частями устанавливаются противительные отношения обычно с компонентом-отрицанием в первой части, отношения подчеркнутого несоответствия или сопоставления, а между частями можно вставить противительный союз а, но, однако ).

Например: Не сумку у Мишки украли последнюю надежду похитили. (А. Неверов) Не кукушки загрустили плачет Танина родня. (Ес.) Я говорил правду мне не верили. (Л.) В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья в них оживает домашний мир вещей и игрушек. (Пауст.) Он гость я хозяин. (Багр.) Вы богаты мы бедны. (Л. Т.)

- если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно вставить слово поэтому или заменить ее придаточной частью следствия с союзом так что ).

Например: Я умираю мне не к чему лгать. (Т.); Лейтенант быстро взял штурвал на себя «ястребок» резко взмыл кверху. (С.-Ц.) Я бы в летчики пошел пусть меня научат. (Маяк.)

- если первая часть указывает на условие совершения действия , о котором говорится во второй части (она может быть заменена придаточной частью условия с союзом если).

Например: Любишь кататься люби и саночки возить. (посл.) Нравится рисовать рисуй на здоровье, никто не запрещает. (Пан.) Зима без снега лето без хлеба. (посл.) Хочешь быть счастливым выучись сперва страдать. (Т.)

- если в первой части указывается время совершения действия , о котором говорится во второй части (она может быть преобразована в придаточную времени с союзом когда ).

Например: Прилетели зяблики лес ожил. (Кайг.) Лес рубят щепки летят. (посл.) Ехал сюда рожь начинала желтеть. (М. П.); Я открыл глаза утро зачиналось. (Т.)

- если вторая часть выражает сравнение с тем, о чем говорится в первой части (ее можно заменить придаточной сравнительной).

Например: Береза в лесу без вершины хозяйка без мужа в дому. (Некр.) Молвит слово соловей поет. (Л.)

- если вторая часть с изъяснительным значением является неполной , а также при эллиптическом строении частей бессоюзных соединений.

Например: Он говорит болен. (Н.); Я глянул селедка! (Пауст.) Смотрим трамвай (Б. Ж.) Глянешь с горы какой вид! (Б. Ж.)

- если вторая часть образует присоединительное предложение , содержит не основную информацию, а дополнительную с пояснительным, причинным оттенком значения, а первая часть представляет в большей мере самостоятельное сообщение (присоединительная часть может начинаться местоименными словами это, так, такой). Причем при наличии слова это или при возможности его введения перед присоединительной частью может ставиться запятая и тире как единый пунктуационный знак.

Например: Широкий подъезд был совершенно пуст, это казалось мне странным. (Кав.) В саду, в горах листвы сверкали белые и небольшие лампочки, было похоже на иллюминацию. (Пауст.).

Сравните: Все предметы вокруг были отчетливо и преувеличенно реальны, так бывает, когда не спишь всю ночь. (Шол.) Она сидела неподалеку на скамье под покосившимся деревянным грибом, – такие делают в лагерях для часовых. (Пауст.).

Знаки препинания на границе предикативных частей бессоюзного многочленного предложения «обусловливаются смысловыми отношениями, которые выступают на первом плане членения его на две логические части, затем на втором плане, когда та или иная часть в свою очередь распадается на две части, характеризующиеся определенными смысловыми связями.

Например: Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать в Россию можно только верить. (Тютч.). (На первом плане отношения обоснования – ставится двоеточие; между двумя частями второй логически выделяемой части устанавливаются причинно-следственные связи, следствие – во второй части, поэтому ставится тире)»

Из этого следует, что употребление тех или иных знаков препинания в многочленном бессоюзном предложении обусловлено смысловыми отношениями, которые складываются между его частями с указанными особенностями их членения, и интонационными особенностями предложения.

Сравните: Я посмотрел вокруг сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. (Т.) Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово... (Бел.) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. (Г.) Любите книгу: она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (М. Г.).