Виды оркестров и их различия. Виды оркестров и их различия Что означает камерный оркестр

Камерная музыка - это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни. Камерная музыка развилась рядом с оркестровой с XVI столетия и тяготела более к инструментальной, чем к вокальной музыке.

В первоначальном значении камерная музыка была предназначена для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях - в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале, почему число исполнителей весьма ограничено, инструменты выбираются не особенно сильные по звуку, например струнные (квартеты, квинтеты, секстеты, октеты), гораздо реже духовые деревянные (квинтет Моцарта для кларнета со струнными, квинтет Бетховена для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота, валторны, его же септет es-dur для фортепиано, скрипки или альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота, валторны).

Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 века выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом).

В истории камерной музыки просматриваются три периода:

Период с 1450 по 1650 гг., для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, - фантазии Орландо Гиббонса и канцоны и сонаты Джованни Габриели.

Симфоническая музыка

Симфоническая музыка - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. Симфонический оркестр, большой коллектив музыкантов, включает три группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

Классический (парный, или двойной) состав малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й.Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет). Современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав.

В большом симфоническом оркестре (с начала 19 века) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).

Симфония (от греч. symphonia - созвучие), - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в конце 18 - начале19 вв. (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон), программные симфонии (Г.Берлиоз, Ф.Лист).

Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв.: И.Брамс, А.Брукнер, Г.Малер, С.Франк, А.Дворжак, Я.Сибелиус и др. Значительное место занимают симфонии в российской музыке: А.П.Бородин, П.И.Чайковский, А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян и др.

Циклические формы инструментальной музыки, - музыкальные формы, складывающиеся из нескольких относительно самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел. Сонатная циклическая форма состоит, как правило, из четырех частей -- быстрой 1-й в сонатной форме, медленной лирической 2-й, быстрой 3-й (скерцо или менуэт) и быстрой же 4-й (финал). Такая форма характерна для симфонии, иногда сонаты, камерного ансамбля сокращенная циклическая форма (без скерцо или менуэта) типична для концерта, сонаты. Другой тип циклической формы образуют сюита, иногда вариации (оркестровые, фортепианные), в которых количество и характер частей могут быть различными. Встречаются и вокальные циклы (серии песен, романсов, ансамблей или хоров), объединенные сюжетом, словами одного автора и др.

Сюита (франц. suite, букв. - ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П.И.Чайковский), иногда программные («Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.

Увертюра (франц. ouverture, от лат. apertura - открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.

Симфоническая поэма - жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра -- Ф.Лист.

Программная музыка - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.

Выпуск 61

Камерный оркестр

Чем камерный оркестр отличается от симфонического? Первые камерные оркестры появились в Европе в XVI веке. А история симфонических оркестров началась значительно позже, а именно — три века спустя. Изначально в состав камерного оркестра входили струнные инструменты. В основном это были разновидности виолы. Также в состав камерного оркестра могли входить клавесин и духовые инструменты, такие как флейта. Камерный означает небольшой состав музыкантов для узкого круга слушателей. Такие оркестры создавались при дворах знати и в состав камерных оркестров в то время могли входить знаменитые композиторы и исполнители. Так, например, Иоганн Себастьян Бах был скрипачом в придворном камерном оркестре герцога Иоганна Эрнста III. Со временем стали появляться новые жанры музыки и композиторы стали вводить новые жанры группы инструментов. Всё более сложная музыка требовала расширения состава камерного оркестра. Так появился симфонический оркестр. Симфонический оркестр состоит из четырёх основных групп инструментов: струнно-смычковых, деревянных духовых, медных духовых и ударных. Камерный оркестр стал одной из групп симфонического. Таким образом становится ясно, что именно состав камерного оркестра отличает его от оркестра симфонического. Если хотите узнать больше о камерной и симфонической музыке, смотрите эту серию «Академии занимательных искусств. Музыка». Виолетта Модестовна с радостью поделится с вами своими познаниями в области музыки.

Камерный оркестр

Оркестр небольшого состава, ядром к-рого является ансамбль исполнителей на струн. инструментах (6-8 скрипок, 2-3 альта, 2-3 виолончели, контрабас). В К. о. нередко входит клавесин, к-рый наряду с виолончелями, контрабасом, зачастую и фаготами принимает участие в исполнении генерал-баса. Иногда в К. о. включаются дух. инструменты. В 17-18 вв. такие оркестры (в отличие от церковных или оперных) применялись для исполнения concerti grossi, концертов с солирующими инструментами, конц. симфоний, орк. сюит, серенад, дивертисментов и др. Тогда они не носили названия "К. о.". Этот термин вошёл в обиход лишь в 20 в. К. о., также как большой и малый, представляет собой самостоят. тип оркестра. Возрождение К. о. во многом связано с ростом интереса к доклассич. и раннеклассич. музыке, в частности к творчеству И. С. Баха, и со стремлением воспроизвести её подлинное звучание. Основу репертуара большинства К. о. составляют произв. А. Корелли, Т. Альбинони, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта и др. Важную роль сыграл также интерес к К. о. совр. композиторов, обусловленный стремлением найти адекватные средства для воплощения муз. идеи "малого плана", реакцией на выросший до гигантских размеров "сверхоркестр" начала 20 в. (Р. Штраус, Г. Малер, И. Ф. Стравинский) и тягой к экономии муз. средств, возрождением полифонии. К. о. 20 в. свойственны значит. свобода, ненормированность, как бы случайность состава, каждый раз определяющегося тем или иным художеств. замыслом. Под совр. К. о. нередко подразумевают состав, в к-ром, как в камерном ансамбле, каждая инстр. партия представлена преим. одним солистом. Иногда К. о. ограничивается лишь струн. инструментами (Я. П. Ряэтс, Концерт для камерного оркестра, ор. 16, 1964). В тех случаях, когда в него входят и дух. инструменты, состав его может колебаться от неск. солистов (П. Хиндемит, "Камерная музыка" No 3, ор. 36, для виолончели obligato и 10 солирующих инструментов, 1925) до 20-30 исполнителей (А. Г. Шнитке, 2-й концерт для скрипки и камерного оркестра, 1970; Д. Д. Шостакович, 14-я симфония для сопрано, баса и камерного оркестра, ор. 135, 1971), не достигая, однако, полноты состава малого симф. оркестра. Границы между К. о. и камерным ансамблем довольно расплывчаты. В 20 в. для К. о. пишут сочинения в самых различных жанрах. В числе совр. заруб. оркестров: К. о. под упр. В. Штроса (ФРГ, организован в 1942), Штутгартский К. о. под упр. К.Мюнхингера (ФРГ, 1946), Венский камерный ансамбль старинной музыки "Musica anticua" под упр. Б. Клебеля (Австрия), "Виртуозы Рима" под упр. Р.Фазано (1947), камерный оркестр Загребского радио и телевидения (1954), камерный оркестр "Кларион-концертс" (США, 1957), камерный оркестр под упр. А. Бротта (Канада) и др. К. о. имеются во мн. крупных городах СССР: Московский К. о. под упр. Р. Б. Баршая (1956), К. о. Московской консерватории под упр. M. H. Тэриана (1961), Ленинградский К. о. под упр. Л. М. Гозмана (1961), Киевский К. о. под упр. И. И. Блажкова (1961), К. о. Литовской гос. филармонии под упр. С. Сондецкого (Каунас, 1960) и др.
Литература : Гинзбург Л., Rабей В., Московский камерный оркестр, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972; Rаабен Л., Камерные оркестры Ленинграда, в кн.: Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда, Л., 1972; Quittard H., L"orchestre des concerts de chambre au XVII-e siиcle, "ZIMG", Jahrg. XI, 1909-10; Rruniиres H., La musique de la chambre et de l"йcurie sous le rиgne de Franзois, 1-er, "L"annйe musicale", I, 1911; отд. изд., Р., 1912; Сuсue1 G., Etudes sur un orchestre au XVIII-e siиcle, P., 1913; Wellesz E., Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29; Сarse A., The orchestra in the XVIIIth century, Camb., 1940, 1950; Rincherle M., L"orchestre de chambre, P., 1949; Paumgartner В., Das instrumentalen Ensemble, Z., 1966. И. А. Барсова.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Камерный оркестр" в других словарях:

    Небольшой оркестр, основу которого составляет струнная группа, дополняемая клавесином, духовными, ныне также ударными. В репертуаре преимущественно музыка 17 18 вв. (концерты с солирующими инструментами, кончерто гроссо, сюиты и др.), а также… … Большой Энциклопедический словарь

    Камерный оркестр небольшой коллектив (обычно, 4 12 человек), исполняющий камерную музыку. До появления симфонических оркестров (в XIX веке) были фактически единственным типом оркестрового коллектива (исключение здесь составляют некоторые… … Википедия

    Небольшой оркестр, основу которого составляет струнная группа, дополняемая клавесином, духовыми, ныне также ударными. В репертуаре преимущественно музыка XVII XVIII вв. (концерты с солирующими инструментами, кончерти гросси, сюиты и др.), а также … Энциклопедический словарь

    Оркестр небольшого состава, часто с одним исполнителем на каждую партию; см. Оркестр … Большая советская энциклопедия

    Камерный оркестр - (от позднелат. и итал. camera комната, палата) сокращенный симфонич. оркестр, состоящий из 15 30 исполнителей. Составы К. О. весьма различны. В основе К. О. небольшая группа струнных инструментов, к к рым добавляются деревянные духовые (до 8… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (чеш. Sukův komorní orchestr) чешский камерный оркестр, основанный в 1974 году скрипачом Йозефом Суком и названный в честь его деда, композитора Йозефа Сука. Оркестр выступает без дирижёра; Сук младший оставался его художественным… … Википедия

    - (англ. Chamber Orchestra of Europe; COE) академический музыкальный коллектив, основанный в 1981 г. и базирующийся в Лондоне. Среди 50 музыкантов оркестра представители 15 европейских стран. В разное время выступлениями и записями оркестра… … Википедия

Оратории Георга Фридриха Генделя и др.). Начиная с XVII века , камерные оркестры часто имелись на дворах герцогов и других дворян, которые могли позволить себе содержать маленький оркестр. Так, например, Иоганн Себастьян Бах с 1703 года был скрипачом в камерном оркестре герцога Иоганна Эрнста III.

Произведения для камерного оркестра в XX веке писали Арнольд Шёнберг (Камерная симфония № 1), Алан Хованесс («Анахид», фантазия для камерного оркестра , Симфония № 6 для камерного оркестра), Альфред Шнитке (Концерт № 3 для скрипки с оркестром) и др.

Среди известных камерных оркестров XX века - Академия Святого Мартина в полях (из руководителей наиболее известен Нэвилл Марринер), Литовский камерный оркестр (среди руководителей - Саулюс Сондецкис), Виртуозы Москвы (под управлением Владимира Спивакова), Казанский государственный камерный оркестр La Primavera (под управлением Рустама Абязова)

См. также