Восприятие и процесс восприятия. Восприятие, его виды и свойства

перцепция) - психический познавательный процесс отражения в сознании военнослужащих непосредственно воздействующих на их органы чувств вещей, предметов и явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении. В. - одно из важных звеньев процесса овладения знаниями.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОСПРИЯТИЕ

система приема и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему чувственный материал. В процессе познания В. опосредуется мышлением и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. К числу процессов В. относятся обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отд. признаков объекта; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия, формирование образа В.

В процессе В. человек познает предметы и явления в целом, а не их отд. свойства. В основе В. лежат ощущения, но В. не сводится к сумме ощущений. Воспринимая, человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но и осмысливает этот образ, понимает его, привлекая для этого свой прошлый опыт.

Спец. органов В. нет. Материалы для В. дают анализаторы. Предметы и явления окружающего мира воздействуют на разл. анализаторы (зрит., обонят., вкусовой и т. д.), т.е. любой предмет выступает как комплексный раздражитель. В. обеспечивается сложной системой нервных связей между разл. анализаторами.

Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет и на основании показаний лишь одного анализатора.

Согласно совр. представлениям, совокупность процессов В. обеспечивает субъективное пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа В. достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т.е. подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т. п. - во всех этих случаях создается копия, сопоставимая с оригиналом. В. представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.

наиб. важные особенности В. - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Предметность В. выражается в т. н. акте объективации, т.е. в отнесении к внеш. миру получаемых от него сведений. Предметность В. - не врожденное качество. Формирование предметности В. в онтогенезе связано с первыми практич. действиями ребенка, к-рые направлены на внеш. объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем В. выделяется в относительно самостоят. систему перцептивных действий. Целостность В. состоит в создании на основе данных ощущений целостного образа предмета или пространств. предметной ситуации, даже если нек-рые части целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. С целостностью В. связана его структурность. В. в Значит. мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, к-рая формируется в течение нек-рого времени (напр., при В. музыки отд. звук не обеспечивает понимания мелодии, в сознании слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов). Источники целостности и структурности В. лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека - с другой. Константность В. - способность перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих данный акт В.) компенсировать пространственные и пр. изменения объектов. Благодаря константности человек способен воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. В. человека тесно связано с его мышлением, в этом заключается осмысленность В.

Осмысленно воспринять предмет - это значит. мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к нек-рой категории. В. представляет динамич. поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.

В основе классификации В., так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в В. В соответствии с тем, какой анализатор играет в В. преобладающую роль, раличают зрит., слуховое, осязат., кинестезич., обонят. и вкусовое В. Обычно процесс В. осуществляется рядом анализаторов. Двигат. ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах В. Разл. виды В. редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, в результате чего возникают сложные виды В. Напр., В. учеником текста включает такие его виды, как зрит., слуховое и кинестези-ческое. Основой др. типа классификации В. являются формы существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяются В. пространства, В. времени и В. движения.

Развитие восприятия и пути его воспитания. В. формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающего мира. Элементарные формы В. начинают развиваться очень рано. Первоначально у младенца возникают малодифференцированные ощущения отд. свойств раздражителей (света, тепла, холода и т. д.). На 2-м мес жизни появляются отчетливые ориентировочные реакции, выражающиеся в определенной установке воспринимающих органов и полном или частичном торможении движений. Ребенок прислушивается к звукам и задерживает взор на предметах. В результате многократного сочетания разл. раздражителей и их подкрепления у ребенка начинают вырабатываться реакции на комплексные раздражители и на отношения раздражителей, на основе чего и возникает В. и узнавание ребенком окружающих предметов. Так, в момент кормления ребенок останавливает свой взгляд на лице матери, прислушивается к ее голосу, чувствует теплоту ее рук. Эти раздражители связываются друг с другом в единый образ матери, и ребенок вскоре начинает узнавать ее не только по виду, но и по голосу и даже по звукам ее шагов. В. у детей первоначально неразрывно связано с их предметными действиями и движениями. Видя к.-н. предмет, ребенок тянется к нему, ощупывает и передвигает его и, манипулируя таким образом, прослеживает взором контуры предмета и его отд. частей. В дальнейшем зрит. раздражения постепенно начинают вычленяться из предметного действия в самостоят. зрит. образы, в к-рых ощущения от движения рук заменяются ощущениями движения глаз по контурам и др. характерным точкам предметов. Т. о., действия ребенка с предметами лежат в основе развития В.

Характерной особенностью В. детей в дошк. возрасте является его эмоциональная обусловленность и вместе с тем объективная ограниченность и неполнота. Ребенок выделяет прежде всего блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т.е. все то, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции, и в то же время не замечает других, менее ярких и эмоционально безразличных для него предметов. Из-за недостаточности жизненного опыта ребенок еще не может выделять в своем В. главные и существенные стороны предметов и абстрагироваться от второстепенных. Неполнотой жизненного опыта объясняется также и то, что при В. малоизвестных предметов или картин дети часто ограничиваются лишь перечислением (называнием) отд. предметов без связного описания и объяснения их значения; последнее становится возможным только при более полном ознакомлении с этими предметами. Однако вопреки мнению впервые отметивших этот факт исследователей (А. Бине, В. Штерн) сколько-нибудь строгих возрастных ос бен-ностей в этом отношении не наблюдается. Все зависит от того, насколько близки и знакомы детям воспринимаемые предметы. Большие затруднения у детей вызывает В. пространств. свойств предметов, что может выражаться в неправильной оценке величины, формы и удаленности предметов, и особенно В. изображенных на картинах перспективы и движений. Очень неточным в этом возрасте является также В. времени, связанное у детей гл. обр. с их субъективными органич. ощущениями, потребностями в пище, сне, а в дальнейшем и с установленным режимом дня. Продолжительность же отд. промежутков времени очень неточно воспринимают даже дети 6-7 лет.

Большое влияние на формирование образов В. у детей оказывает речевое общение со взрослыми. Взрослые знакомят детей с окружающими предметами и помогают выделять наиб. важные их особенности, в связи с чем В. у детей делается все более точным и полным и вместе с тем целенаправленным. Совершенствование действий В. (перцептивных действий) и овладение новыми типами таких действий обеспечивают прогрессивное изменение В. с возрастом - приобретение им большей точности, расчлененности и т. п. Планомерная работа по формированию этих действий у детей лежит в основе т. н. сенсорного воспитания. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, лепка, конструирование и т. п. В процессе этих занятий создаются благоприятные условия для развития различительной чувствительности анализаторов и все более тонкой дифференциации разл. свойств предметов. При нормальных условиях воспитания ребенок уже к началу шк. возраста достаточно правильно ориентируется в окружающих предметах и умеет целенаправление пользоваться В. в соответствии со своими потреоностями и интересами.

Дальнейшее развитие В. происходит у детей прежде всего в связи с обучением в школе. Начиная с мл. классов, проводится систематич. работа по развитию В., цель к-рой - не только расширение и уточнение наглядных знаний детей о предметах и явлениях действительности, но и воспитание определенных умений и навыков правильного В., развития наблюдательности. Этому особенно содействуют наглядность обучения, разл. лабораторные работы, экскурсии, наблюдения над явлениями природы и особенно непосредств. участие в посильной трудовой деятельности, к-рое в сочетании с уч. занятиями делает В. активным познават. процессом. Вместе с тем школа формирует эстетич. оценки худож. лит ры, живописи, скульптуры, музыки, развивая тем самым худож. вкус учащихся. Значит. влияние на развитие В. социальной действительности (взаимоотношений людей, политич. событий и т. п.) оказывают морально-нравств. позиции и мировоззрение лиц, чье мнение представляется ребенку авторитетным и значимым. Развитие В. (особенно в мл. классах) требует руководства со стороны учителей и воспитателей.

В пед. деятельности по развитию В. необходима макс, активизация В., с тем чтобы в нем участвовали не только зрение и слух, но и осязание, обоняние, вкус и особенно двигательные ощущения, возникающие при оперировании предметами. Большое значение имеют моделирование предметов, их зарисовки и схематич. изображения, позволяющие наглядно фиксировать особенности данных предметов. Для развития точности и обобщенности В. необходимы сопоставление предметов, установление сходства и различия между ними. Спец. задача политехн. обучения заключается в развитии В. точных пространств. отношений (расстояния, величины, формы предметов).

В наиб. полной мере развитие В. достигается при правильной организации наблюдения в процессе уч. и производств. работы учащихся. Определение задач, предварит. изучение объектов наблюдения по книгам, рисункам, фотографиям, разработка плана и, наконец, последующее описание и обсуждение результатов наблюдения - все это приводит к орга-нич. связи В. с практич. действиями и мышлением учащихся и тем самым является важнейшим средством развития их познават. деятельности.

Неполное определение ↓

Которые получают информацию из окружающего мира и передают в мозг для обработки и понимания, что человек видит, слышит, нюхает или с чем контактирует. Восприятие в психологии – это уже психический процесс, который заключается не столько в анализе информации, поступающей из органов чувств, сколько в проявлении собственного отношения к ней. Выделяют виды восприятия, а также рассматривается его развитие у детей.

Простыми словами интернет-журнал сайт называет восприятие субъективной интерпретацией человеком поступающей информации извне. Человек не столько смотрит на что-то, сколько оценивает, нравится оно ему или нет. Человек не столько слышит звуки, сколько испытывает эмоции, выражающие его отношение к услышанному. Человек не столько чувствует, сколько анализирует, нравится ему ощущения или нет.

Другими словами, восприятие – это отношение человека к той информации, которая поступает к нему через органы чувств. Вот почему все люди живут в одном и том же мире, только их отношение к нему отличается.

Откуда берется разочарование? Вы во что-то верили, на что-то надеялись, мечтали, представляли. А тут хлоп… и все оказалось не таким, каким вам виделось. Вы разочарованы. И все почему? Потому что вы жили только тем, что происходило в вашем воображении. Вы не замечали реальности такой, какая она есть. Если случилось что-то хорошее, то вы радовались, словно ребенок, приукрашивая и еще больше наделяя красками событие. Если случалось что-то плохое, то над вами словно зависали тучи и царила метель.

Сказки – то, во что верят маленькие детки, и то, во что не прекращают верить взрослые люди. Женщины мечтают встретить своих принцев, которые рассмотрят в них прекрасных дев, когда они неухожены и некрасивы. Мужчины думают о том, что их должны почитать и уважать только потому, что они мужчины, воины, сильные люди. Но не существует рыцарей на этой планете. Мужчина не может любить женщину, которая элементарно не любит саму себя настолько, чтобы иметь красивый внешний вид. Невозможно уважать человека, если он при этом не проявляет приятных качеств характера. Когда мужчина бьет, его невозможно уважать. Страх есть, но это не уважение.

Следует понимать, что сказки – это фантазии людей. Но жизнь куда более прозаична и проста, чем в сказках. Эмоции – еще один аспект в жизни человека, который мешает ему трезво смотреть на мир. Замечали когда-либо за собой, как вы принимали решения на эмоциях, а потом корили себя за неверный выбор? Вы счастливы или злитесь и принимаете решение, которое абсолютно не помогает вам выйти из сложившейся ситуации. Люди изменяют на эмоциях, врут, обманывают, убивают, разрушают. Но если бы они могли не обращать внимания на эмоции, а трезво анализировать ситуацию, то просто уходили, когда им уже не рады, не вступали в спор, когда видели бы, что человек стоит на своем, продолжали бы вести себя добродушно, понимая, что человек боится, поэтому отгораживается и что-то утаивает. Эмоции закрывают реальность от глаз человека, который руководствуется только двумя понятиями – хорошо и плохо, нравится и не нравится.

Как же думает человек, который без эмоций смотрит на окружающий мир, стараясь увидеть именно его, а не то, что он хотел бы увидеть? Он просто смотрит на реальное положение дел и думает: «Что уместно и не уместно? Чего я хочу достичь в данной конкретной ситуации и как мне этого сделать с учетом обстоятельств, которые происходят на самом деле, в реальности?». На эмоциях человек зачастую приукрашивает, добавляет от себя. Страхи и комплексы тоже участвуют в процессе создания искаженной картины мира. Например, на вас пристально смотрят люди. Если вы привыкли, что окружающие вами недовольны, тогда вы будете думать, что с вами что-то не так. Хотя в реальности люди на вас просто смотрят, и у каждого из них есть свои причины, которые могут быть как плохими, так и хорошими.

Отсутствие эмоций и веры в то, что жизнь должна быть сказочной, позволяет вам отрезвиться, успокоиться, принять жизнь такой, какая она есть. Реальность не жестока и не несправедлива. Просто она не такая, как описывается в сказках. Люди могут лицемерить, лгать или притворяться. Это нормально, как и то, что есть люди, которые искренне ведут себя с окружающими. Жизнь не должна быть сказкой, поскольку она такая, какая есть. И если вы хотите жить в сказке, то будете не раз разочаровываться в том мире, в котором живете. А ведь вы должны понимать, что фантастические истории – это выдумки, а живет человек в реальности. Трезвый взгляд на мир лишает вас разочарования. Поэтому, если не хотите страдать, тогда перестаньте верить в сказки и познайте тот мир, в котором вы живете на самом деле.

Что такое восприятие?

Восприятием называется психическая деятельность, которая выдает результат в виде образа постороннего предмета. Восприятие – это не процесс или не анализ окружающего мира, а уже сформированный образ, конечный результат, который учитывает знания, опыт, желания, мировоззрение, убеждения и прочие психические составляющие человека.

Особенностями восприятия являются:

  1. Структурность.
  2. Предметность.
  3. Константность.
  4. Целостность.
  5. Осмысленность.
  6. Избирательность.

Восприятие вызывает много интереса у психологов, поскольку благодаря той системе, которой пользуется человек в оценивании окружающего мира, можно говорить о том, как он будет жить и к чему придет в итоге. Восприятие ситуаций, людей, окружающих явлений и предметов диктует, как человек будет жить, с какими мыслями идти к своим целям, какими друзьями себя окружать.

Восприятие – это субъективная оценка окружающего мира, в котором человек живет. Как он к нему относиться, на то и обращает внимание, с тем чаще всего контактирует, в том и живет.

Человек зачастую мыслит субъективными суждениями. Каждый видит объективную реальность такой, какой ее не видит другой человек. Вы видите грязный песок на берегу моря, а другой человек замечает в этом месте прекрасную курортную базу, благодаря которой можно заработать много денег.

Уже давно не является тайной то, что все люди могут видеть в одном и том же явлении разные вещи. Это называется «субъективное видение объективной реальности». Другими словами, мир является одним для всех, но сами люди смотрят на него через призму собственных страхов, суждений, желаний, целей, привычек и т. д. Заметив человека, лежащего на обочине дороги, одни подумают, что это бомж, другие – алкоголик, третьи вообще помогут ему, поскольку будут думать, что он попал в беду. Хотя в реальности все видят человека, который лежит на обочине дороги.

Субъективное видение заставляет подумать над тем, что то, как вы смотрите на мир, является правдой. Навстречу к вам идет мужчина и улыбается. Одни могут подумать, что он хочет познакомиться, а другие сразу примут его за маньяка, от которого нужно защищаться.

Реальность для всех одна, но каждый человек придает ей тот окрас, который ему наиболее выгоден. Кто-то видит мир в ярких красках, а кто-то – в темных. Оптимисты радуются жизни, а пессимисты во всем замечают плохие стороны. Миру все равно, что вы о нем думаете, как интерпретируете происходящее, потому что он будет действовать по тем законам, которые в нем существуют, независимо от ваших мыслей.

Вам дан выбор: продолжать смотреть на мир через собственные «розовые» или «серые» очки, чтобы замечать только хорошее или только плохое, либо все-таки открыть свои глаза и посмотреть на него в реальности. Вы видите человека на обочине дороги, а не бомжа или алкоголика. Не нужно придумывать, кем он является, как здесь оказался, в чем нуждается. От ваших мыслей-догадок реальность не изменится.

Только от вашего выбора, ходить «в очках» или смотреть на мир трезвым взглядом, зависит качество вашей жизни. Ведь на каждом шагу вам приходится делать выбор. В зависимости от того, как вы смотрите на конкретную ситуацию, вы принимаете то или иное решение. Если вы смотрите через призму своих «очков», тогда поддаетесь собственным страхам, комплексам, желаниям. А если вы объективно смотрите на мир, тогда принимаете решение, которое действительно вам выгодно.

Например, вам предлагают повышение по должности, которое потянет за собой увеличение количества рабочих часов. Будучи в «очках», вы поддадитесь желанию получать больше денег, поэтому согласитесь на повышение без раздумий. Однако после этого столкнетесь с недовольством своей семьи: теперь вас можно будет увидеть дома лишь в ночное время суток. Смотря на ситуацию объективно, вы задумаетесь над тем, что вам важнее: получать много денег, но при этом не видеться с семьей, или уделять время любимому человеку и детям, но остаться на прежней должности с такой зарплатой, которая позволяла удовлетворять ваши насущные нужды?

Смотря на мир объективно, появляется шанс выбирать именно то, что удобно вам, а не вашим страхам, желаниям, комплексам или стереотипам, которые в вас «внедрили» средства массовой информации и общество. Вы выбираете самостоятельно, а не под давлением каких-то факторов.

Выбирайте и помните, что миру все равно, как вы на него смотрите. Однако качество вашей жизни будет зависеть от того, как вы будете смотреть на окружающий мир.

Мир одинаков для всех людей. Все воспринимают его через органы чувств. Однако картинка этого мира, которая сформируется в голове у отдельного человека, будет зависеть от того, как он отнесется к полученной информации, какую оценку поставит.

Виды восприятия

Разделяют такие виды восприятия:

  1. Преднамеренное. Человек намеренно обращает свой взор на некий предмет с целью его изучения или использования в своей деятельности.
  2. Непреднамеренное. Человек не имеет цели воспринимать окружающий мир, поэтому в его поле зрения хаотично попадаются предметы и явления, которые его окружают.

Наблюдение является одним из видов восприятия. Здесь человек безоценочно смотрит на окружающий мир с целью трезвого взгляда на него. Если человек хочет понять, что на самом деле происходит в мире, тогда нужно просто за ним наблюдать, не оценивать, всецело воспринимать и изучать. Кстати, таким способом наблюдения обладают дети, которые еще не оценивают, а просто смотрят, что их окружает и как ведут себя люди.

По модальности восприятие бывает:

  1. Зрительным – когда информация воспринимается глазами и формируется зрительный образ.
  2. Слуховым – когда информация воспринимается ушами.
  3. Осязательным – когда информация воспринимается тактильно.
  4. Обонятельным – когда информация поступает через нос.
  5. Вкусовым – когда информация поступает через рецепторы во рту.

Более сложными формами восприятия являются:

  • Восприятие пространства – когда человек понимает, какой формы, цвета и размера предмет, что обеспечивается получением информации через несколько органов чувств.
  • Восприятие времени – пока не изучено.
  • Восприятие движения – обеспечивается органами зрения, которые замечают изменение предмета в пространстве.

Как человек воспринимает окружающую информацию? На это влияют следующие факторы:

  1. Ситуация, в которой она воспринимается. В благоприятной обстановке человек более спокойно и положительно относится к информации, нежели в неблагоприятной.
  2. Глубина понимания. Чем лучше человек разбирается в сути ситуации, тем легче он воспринимает ее, не драматизирует.
  3. Характеристики самого явления или предмета, который человек воспринимает.
  4. Стереотипы – когда человек воспринимает предмет так, как воспринимают его другие люди, которые уже выразили свое отношение и настроили человека на определенный лад.
  5. Чистота информации. Человек понимает больше, когда информация выдается прямо и неискаженно. Если же информация искажается, тогда ее трудно понять.

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком первоначально происходит на уровне оценивания его внешних данных. Сначала человека встречают по его одежке, внешности и состоянию внешнего здоровья. И здесь есть несколько способов восприятия:

  1. Когда человек внешне красив, кажется, что он всегда находится в хорошем настроении, что является заблуждением.
  2. Если человек в чем-то похож на другого человека, тогда ему приписывают качества того, на кого он похож.
  3. Оценивание человека происходит на уровне отдельных элементов его внешности. Каждый взгляд говорит о наличии у человека определенного склада характера.
  4. Оценивание человека происходит на социальном уровне, когда оценивается его одежда и атрибуты. Так, порванные штаны будут наталкивать на мысль о том, что человек беден, а деловой костюм – об интеллигентности.

Нередко люди даже не вступают в контакт друг с другом, а уже по внешним данным понимают сами для себя, будут они продолжать общение или нет. Нередко внешняя оценка не совпадает с отношением, которое возникает к человеку в процессе общения с ним и узнавания его. Однако бывают ситуации, когда первое впечатление совпадает с последующим оцениванием.

Итог

Восприятие оказывает важную роль в жизни человека, поскольку на том, какие оценки человек выставляет окружающему миру, так он к нему относится, создает определенный эмоциональный фон и формирует цели, к которым потом начинает стремиться.

Восприятие

Восприятие , перцепция (от лат. perceptio ) - познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств . Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений , инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие - нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга . Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение . Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов . Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Свойства восприятия

  • Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит из этапов:
  1. Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Константность восприятия

Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула, способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отраженный свет изменяется если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонен к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклоненный квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности. Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика - Таулесса:

где - высота прямоугольника-измерителя,которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, - высота квадрата эталона, , где - угол наклона квадрата-эталона.

Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.

Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается "регрессом к действительным объектам". Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии .Так иллюзия Понцо показывает как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный чем отрезок расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен "ближе" к наблюдателю.

Факторы восприятия

Внешние

  • Размер
  • Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • Контрастность (противоречие с окружением)
  • Движение
  • Повторяемость
  • Новизна и узнаваемость

Внутренние

Установка восприятия - ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация - человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации , то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении .

Восприятие в зоопсихологии

Восприятие присуще главным образом высшим живым существам ; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию , идентификацию , каузальную атрибуцию .

Эффекты восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

  • Эффекты стереотипизации:
  • Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
  • Эффекты последовательности:
  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  • Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  • Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
  • Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
  • Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  • Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
  • Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.
  • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
  • Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
  • Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Атрибуция

Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку.

Впечатление

Формирование впечатления

Формирование впечатления - процесс создания своих впечатлений о других.

Впечатления составляют:

  • Образцы поведения
  • Абстракции

Управление впечатлениями

Управление впечатлениями - поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.

Тактики управления впечатлением:

  • Усиление собственной позиции
  • Усиление позиции собеседника

Самопрезентация - поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Согласно данным исследования Гордона , произведённого в 1996 году , уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:

  1. Представление собеседника в лучшем свете
  2. Согласие с мнением собеседника.
  3. Самопрезентация
  4. Комбинация 1-3
  5. Оказание услуг

Литература

  • Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с. - ISBN 978-5-91180-873-0
  • К. Прибрам. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / А.Р. Лурия.. - М .: Прогресс, 1975. - 464 с.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Восприятие" в других словарях:

    Возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия

    восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия

    ВОСПРИЯТИЕ - ВОСПРИЯТИЕ, название одного из основных психических процессов у человека, при помощи к рого он познает окружающую его среду. Ассоциативная школа психологии, стремившаяся все психол. акты и состояния разложить на простейшие элементы, под В.… … Большая медицинская энциклопедия

    Восприятие - Восприятие ♦ Perception Всякий опыт в той мере, в какой он носит сознательный характер; всякое сознание в той мере, в какой оно носит эмпирический характер. Восприятие отличается от ощущения как большее от меньшего, как множество от… … Философский словарь Спонвиля

    Воспринятие, понимание; воспринимание, оценка, созерцание, мировосприятие, уяснение, перцепция, апперцепция, рецепция Словарь русских синонимов. восприятие см. понимание 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов

    восприятие - ВОСПРИЯТИЕ форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Современная энциклопедия

    Способность живых организмов принимать и преобразовывать информацию, обеспечивая себе отражение явлений окружающего мира в виде ощущений (сенсорных впечатлений), образов или словесных символов (у человека) и ориентировку в пространстве.… … Экологический словарь

    ВОСПРИЯТИЕ - ВОСПРИЯТИЕ. Процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Восприятие - ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных… … Большой Энциклопедический словарь Подробнее


1.Дайте определение восприятия как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

2. Заполните таблицу «Основные свойства восприятия»

Название свойства

Определение свойства, пример проявления свойства

Предметность восприятия

Способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия. (Определение источника звука).

Целостность восприятия

Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта. (Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха... И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.)

Структурность (обобщенность)

– не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

Константность восприятия

Относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. (Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.)

Апперцепция

Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. (Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения.)

Осмысленность восприятия

Показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование. (Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.)

Активность

Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. (Сосредоточив свое внимание на книге, мы погружаемся в восприятие напечатанного текста).

3. Назовите, основные классификации форм восприятия

Иллюзии, обнаружение объектов, восприятие времени, восприятие движения, наблюдение и наблюдательность.

4. Объясните, что такое «иллюзии восприятия»

Иногда, например, при повороте головы, либо изменении скорости перемещения тела в пространстве проявляется несоответствие сигналов, поступающих в мозг со стороны вестибулярного, двигательного и кожного анализаторов, с одной стороны, и зрительного – с другой. В результате разлада между этими источниками информации пространственного положения возникает ряд пространственных иллюзий.

Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером физической иллюзии может служить восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной. Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия.

Примером психологической иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.

Цвет и освещенность объектов также искажают оценку их истинных размеров и удаленности от наблюдателя. Так, если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, только окрашенных в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный.

5.Перечислите индивидуальные различия в восприятии.

Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия - его избирательную направленность, полноту и точность.

Выполните задание. Все, что воспринимает человек, он воспринимает как фигуру на фоне. Посмотрите внимательно на рисунки и прокомментируйте, что является фигурой, а что фоном.

Фигура – ребёнок

Фон – природа, люди

Фигура – волк

Фон – природа

Фигура – лицо женщины Фигура – лицо женщины

Фон – природа Фон – Дерево


Тема 4-5. Ощущение и восприятие

Нет ничего в сознании,

чего бы раньше не было в ощущении.

Эрнст Хайне

Приходила ли вам когда-нибудь в голову мысль посчитать весь запас знаний о предметах, явлениях, т.е. обо всем, что вас окружает? Даже если бы нашелся такой желающий и сделал подсчет, то удивился бы, что запас знаний такой огромный.

Как мы получаем знания об окружающем мире?

Самые первые знания об окружающем нас мире человек получает с помощью особых психических процессов - ощущения и восприятия.

Ощущения и восприятия - это основной поставщик знаний. Благодаря им человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, температуре, гладкости, величине, объему и другим признакам.

Ощущения и восприятия лежат в основе более сложных психических процессов - мышления, памяти, воображения.

Благодаря накопленным представлениям, полученным через ощущения и восприятия, мы учимся приспо-сабливаться и ориентироваться в окружающем мире.

Возьмем один из самых простых примеров. Если мы легко одеты и без зонта попали под дождь, то возвращаемся домой в промокшей одежде, грязные, замерзшие. Урок не проходит да-ром — мы помним свои неприятные ощущения. В следующий раз, собираясь выходить из дома, мы слушаем прогноз погоды и не только берем зонтик, но и надеваем плащ или куртку, соот-ветствующую обувь.

Ощущения и восприятия схожи, но между ними есть существенные различия.

^ Что такое ощущения?

О
щущения возникают при непосредственном контакте с пред-метом. Так, например, о вкусе яблока, которым нас угостили, мы узнаем тогда, когда попробуем его. На вид оно красное, красивое, а когда откусишь — может оказаться кислым.

Как появился у нас любимый сорт яблок? Мы пробовали разные сорта, наши ощущения суммировались — вот это яблоко — для одних сладкое, для других кисло-сладкое, для третьих кислое — мне нравится. Впрочем, есть люди, которые любят все яблоки.

^ Ощущение - это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается в отражении (познании) отдельных свойств этих предметов и явлений. Слово «отдельных» подчеркните.

Все окружающие предметы обладают множеством свойств. Дотроньтесь до парты. Что вы чувствуете? Дотронувшись мы получаем знания не о всей парте, а только о ее отдельных свойствах - она твердая, сухая, шероховатая. А теперь посмотрите на парту. Какая она? Через зрение мы можем сказать, что парта определенного цвета, формы (серая, грязная, исписанная, прямоугольная и т.д.). Постучите по парте. Что чувствуете? Через слух определяем, что парта деревянная и издает глухой звук.

Всё это примеры отдельных ощущений, через которые мы познаем окружающий мир. Запомните: через ощущения мы получаем информацию не обо всем предмете, а только об его отдельных свойствах.

^ Механизмы возникновения ощущений.

Чтобы было еще понятнее, что такое ощущения, рассмотрим, как же происходит этот процесс.

Слышали такое понятие «анализаторы »? Это сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е. выделяет его отдельные элементы и свойства. Каждый анализатор приспособлен для выделения и анализа определенной информации. Самые известные анализаторы у человека: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, тактильный - по пяти основным чувствам.

Каждый анализатор имеет определенное строение:

1) рецепторы - органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа, мышцы);

2) проводник - нервные волокна от рецепторов к головному мозгу;

3) центральные отделы в коре головного мозга.

Как происходит ощущение? Например, мы прикоснулись к парте. Рецепторы на коже пальцев получили сигнал, они передают его по проводникам в кору головного мозга, где идет сложная обработка полученной информации (собственно и происходит ощущение) и человек получает знание, что стол холодный, шероховатый и т.д.

Или горячий утюг… В коре головного мозга происходит обработка информации и мгновенный вывод: горячо и больно. Тут же идет обратный сигнал: отдернуть руку.

Все отделы анализаторов работают как единое целое. Если поврежден один отдел - ощущение не возникает. Например, слепорожденные никогда не узнают цветового ощущения.

Мы познаем окружающий мир и общаемся друг с другом с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, кожи, языка. Через эти органы в мозг поступает информация, и мы знаем, где нахо-димся, что происходит вокруг нас и т.д.

Задумайтесь, как человек слышит звуки? «Я слышу ушами!» - скажете вы, но это неполный ответ. Человек слы-шит с помощью органа слуха, который устроен сложно. Ухо лишь его часть.

Ушная раковина, или наружное ухо, - это во-ронка, с помощью которой человек улавливает колебания возду-ха. Пройдя по слуховому каналу, они воздействуют на барабан-ную перепонку. Колебания перепонки передаются слухо-вым косточкам и доходят до внутреннего уха. Далее по нервам импульсы достигают слухового центра, находящегося в коре головного мозга. Только с его помощью мы можем распознавать звуковые сигналы.

Именно так возникают ощущения. Недаром в определении отмечено, что ощущения возникают при воздействии окружающих предметов и явлений на анализаторы (органы чувств).

^ Виды ощущений.

Ощущения, как вы уже поняли, бывают разные. Выделяют основные ощущения, связанные с пятью чувствами человека.

1. Зрительные ощущения . Через них здоровый человек получает около 80% информации об окружающем мире - ощущения цвета и света .


Что, благодаря зрительным ощущениям, мы можем сказать об окружающем мире?

Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве.

Цвета по-разному воздействуют на человека.

^ Красный - возбуждает, активизирует;

Оранжевый - веселый и жизнерадостный, общительный;

Желтый - теплый, бодрящий, кокетливый, лукавый;

^ Зеленый - спокойный, уютное настроение;

Синий - спокойный, серьезный, печальный, настраивает на умственную работу, если его много - вызывает холод;

Фиолетовый - таинственный, соединение красного и синего: притягивает и отталкивает, возбуждает и грустит.

2. Слуховые ощущения. Занимают второе место по значимости у здорового человека. Главное назначение у человека - распознание речи и других звуковых сигналов .

Выделяют речевые, музыкальные и шумовые ощущения.

Сильный шум негативно сказывается на человеке (на умственной деятельности и сердечнососудистой системе).

Зачем нам два уха? Может хватило бы одного? Два уха позволяют определить направление источника звука. Если закрыть одно ухо, то чтобы определить, откуда исходит звук, придется поворачивать голову во всех направления.

Значение слуха в жизни человека очень велико. С помощью слуха люди получают информацию и общаются между собой.

Ребенок слышит речь взрослых, и вначале просто распознает звуки, а затем начинает подражать им. Понемногу он учится произносить отдельные звуки, слова, а потом овладевает речью.

Задние 1. С помощью простого опыта проверьте, у кого лучше слух. Для этого надо сесть боком друг к другу на расстоянии примерно полутора метров и закрыть глаза. Ведущий приближа-ет к вам по очереди свои часы и отдаляет. Услышав тиканье, вы говорите: «Слышу». Перестав слышать, — «Не слышу».

3. Вкусовые ощущения. У человека на языке есть вкусовые сосочки, которые отвечают за четыре вкусовых ощущения . Кончик языка - распознает сладкие ощущения, задняя поверхность языка - горькие, боковины языка - соленые и кислые.

По мере насыщения человека роль вкусовых ощущений возрастает, голодный же человек съест и менее вкусную еду.

Пища состоит из разных компонентов и вызыва-ет сложные вкусовые ощущения. Когда мы едим, мы ощущаем тепло, холод, иногда головную боль из-за изменения атмосфер-ного давления, все это влияет на вкус пищи. Кроме того, вкусо-вые ощущения не воспринимаются в чистом виде, они связаны с обонятельными. Час-то то, что мы считаем «вкусом», на самом деле является запа-хом. Например, кофе, чай, табак, лимоны стимулирует орган обоняния больше, чем орган вкуса.

4
. Обонятельные ощущения.
Отвечают за распознавание запахов. У современного человека они играют незначительную роль в познании мира, но оказывают влияние на эмоциональный фон и самочувствие человека.

При поражении зрения и слуха обонятельные ощущения приобретают важное значение.

М
ногие животные, например, собака, живут исключительно за счет нюха. В нашем носу мембрана из чувствительных клеток, ответственная за обоняние, занимает с обеих сторон площадь с ноготь. У собаки, если ее расправить - закроет больше половины ее тела. Слабое обоняние человека компенсируется более высоким раз-витием других органов чувств.

Кстати, когда мы просто дышим, струя воздуха минует мембрану, и поэтому нам прихо-дится принюхиваться — пропускать воздух над мембраной, что-бы почувствовать запах.

Существует пять основных типов запаха, которые мы можем уловить: 1. цветочный; 2. пряный (лимон, яблоко), 3. гнилостный (тухлые яйца, сыр), 4. жженый (кофе, какао), 5. эфирный (алкоголь, камфара).

Зачем человеку вкусовые и обонятельные ощущения?

5. Осязательные ощущения - комбинация кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов.

С их помощью маленький ребенок познает мир.

У людей, лишенных зрений, это одно из важных средств ориентирования и познания. Например, при чтении используется шрифт Брайля. Глухие, чтобы понять, что говорит им собеседник, могут распознавать речь по движению голосовых связок (прикладывая руку тыльной стороной кисти к шее говорящего).

Слепоглухонемая Елена Келлер через осязательно-двигательную систему обучения смогла полноценно существовать в обществе. Она получила образование, окончила институт, защитила диссертацию, в правительстве занимала должность по трудоустройству инвалидов.

С осязанием связаны ощущения температуры, боли, давления, влажности и т.д.

Это основные виды ощущений. ^ Выделяют и другие .

6. Органические - ощущения голода, жажды, сытости, удушья, боли в животе и т.д. Рецепторы данных ощущений находятся в соответствующих стенках внутренних органов: пищевод, желудок, кишечник.

В
сем известно ощущение голода. Но как мы узнаем, что чув-ствуем голод? Голод не имеет ничего общего с пустым желудком, как дума-ют многие. Ведь больные часто, несмотря на отсутствие пищи в желудке, не хотят есть.

Голод ощущается, когда в крови не хватает определенных питательных веществ. Тогда в «центр голода», расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника акти-визируется. Вот почему голодный человек часто слышит урча-ние своего желудка.

Как долго можно обойтись без пищи? Это зависит от индиви-дуума. Очень спокойный человек может не есть дольше, так как запасы белка в его организме расходуются медленнее, чем у легковозбудимого. На мировой рекорд продолжительности голо-дания претендовала женщина в Южной Африке, которая, по ее утверждению, прожила только на воде це-лых 102 дня!

^ 7. Кинестетические (двигательные) ощущения - ощущения движения и положения частей тела . Проведите небольшой опыт. Закройте глаза и встаньте в ка-кую-нибудь позу: выполните команду «смирно», а потом опять примите ту же позу. Подумайте, благодаря какому из пяти орга-нов чувств вы повторили движение? Это было двигательное ощущение, вы-званное раздражением рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставах.

При ходьбе, танцах, езде на велосипеде мы чувствуем изме-нение скорости или направления нашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха.

8^ . Вибрационные ощущения - возникают при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущими или колеблющимися телам� �. Важную роль играют у глухих и слепых. Слепоглухие с помощью этих ощущений узнают о приближении транспорта, человека, прикасаясь к губам говорящего человека и ощущая их вибрацию, могут изучать алфавит и в дальнейшем говорить.

Отдельно выделяют субсенсорные (допороговые) ощущения. Существуют данные, что человек с помощью обычных органов чувств может воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности, т.е. человек реагирует не только на те сигналы, которые осознает, но и на те, которые не осознает. На этом построены предчувствие, предвидение.

^ Примеры из жизни:

1. Пшоник в 1952 году проводил опыт с дочерью. На кухне во время завтрака дочь держала палец на кнопке, к которой был подведен ток. Когда загоралась лампочка, ток поступал, нужно было успеть оторвать палец от кнопки. Со временем девочка уже без лампочки отдергивала палец, реагируя на допороговые ощущения. Вместе с лампочкой Пшоник включал генератор звуков высокой частоты, не слышимые ухом, девочка реагировала на эти звуки.

2. «25 кадр». Человеческий глаз осознанно воспринимает 24 кадра в секунду, на этом построено видео. Проводился эксперимент: во время просмотра фильма в кинотеатре включали 25-й кадр с рекламой: «Купите подтяжки». Осознанно человеческий глаз не может прочитать эту надпись, но картинка кадра оставляет образ на сетчатке. Никто из зрителей не скажет, что видел эту надпись, но 15-20% зрителей шли покупать подтяжки. Этот прием запрещен.

^ Важность развития ощущений.

Что будет, если человека с рождения лишить многих ощущений?

Этот человек будет медленнее и хуже развиваться. Недаром, слепые дети позже начинают ходить, говорить.

Ощущения формируются и развиваются в результате практических действий и упражнений. Поэтому необходимо, чтобы ребенок получал максимальное количество разнообразных ощущений (через игры, игрушки, общение).

Примерами важности раннего развития ребенка служат дети-маугли. Так, в 1825 году в германском городе был найден юноша примерно двадцати двух лет. Он сторонился людей, натыкался на предметы, не реагировал на речь. Постепенно он научился говорить и рассказал, что жил в погребе и помнил руки, которые иногда появлялись и давали хлеб и воду. Раз в неделю просыпался с чувством помытости и в новом белье. Потом его вывезли на окраину и оставили.

Есть люди, которые видят только два цвета или видят 40 цветов. Отчего зависит такое различие? От опыта человека. Например, 5 тыс. л.н. египтяне видели только 6 цветов. Объяснялось это особенностью расцветки ландшафта, где они жили.

^ Ощущения зависят от упражнений. Каждый человек обладает врожденной способностью к ощущениям. В течение жизни ощущения преобразуются, становятся многообразнее. Но для этого их необходимо развивать. Чтобы ощущения стали совершеннее, необходимо специально упражнять органы чувств.

Многие профессии требуют тонких ощущений и, в свою оче-редь, способствуют их развитию. Например, у художников, музыкантов, танцоров, преподавателей иностранного языка, на-стройщиков музыкальных инструментов ощущения значительно выше, чем у других людей. У слепых прекрасно развит слух, у глухих - зрение. Немцы часто своих охотничьих собак ослепляли на один глаз и одно ухо, что увеличивало их нюх и зрение.

Значит, ощущения можно и нужно совершенствовать.


Задание 2. Можно проверить у вас тактильный порог различия ощущений, т.е. минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее заметное различие ощущений. Работа проводится в парах. Возьмите скрепку, распрямите ее. Один из вас закрывает глаза и протягивает руку, второй прикладывает две острые ножки скрепки к тыльной стороне руки. Сначала расстояние между ножками около 6 см, постепенно это расстояние уменьшайте до тех пор, пока у участника не появится ощущение одного прикосновения (хотя по прежнему прикасаются двумя концами скрепки).

Измерьте расстояние между концами скрепки. Это ваш порог тактильной чувствительности. Чем ниже этот показатель, тем выше тактильная чувствительность.

^ Что такое восприятие?

Второй психический процесс, который отвечает за первичное познание нами окружающего мира и тесно связанный с ощущением, - это восприятие.

^ Восприятие - это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается в целостном отражении (познании) этих предметов и явлений. Слово «целостном» подчеркните.

Как вы уже поняли, ощущения позволяют отражать и познавать только отдельные свойства предметов: цвета, форму, размер, гладкость, звуки, температуру и т.д. Но через ощущения полного образа предметы мы не получим. Так, если через ощущения описать лимон, то это будет что-то желтое, кислое, продолговатое, шероховатое и только. «Увидеть» целостные образ предмета нам позволяет восприятие. В ходе восприятия происходит объединение отдельных свойств предметов в единый образ.

Мы видим предметы не только глазами, но и умом. В мозгу постепенно накапливается информа-ция об окружающем мире — у нас появляется опыт, которые участвует в процессе восприятия.

^ В основе восприятия лежат ощущения и прошлый опыт человека.

Посмотрите на тетрадь и опишите ее. Из чего у вас сложится ее образ? Из ощущений цвета, формы, объема, шероховатости. Почему вы уверены, что это именно тетрадь, а не мяч, рубашка? Только благодаря прошлому опыту. При восприятии знакомых предметов узнавание их происходит сразу, человеку достаточно объединить 2-3 признака. Например, у вас дома есть герань, вы знаете, как она выглядит. Придя к кому-то в гости и увидев такую же герань, вы узна-ете ее мгновенно. А рядом стоящее растение вы видите впервые и интересуетесь, как оно называется.

^ Виды восприятий.

По действию преобладающего анализатора существуют зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное восприятие. Выделяют и более сложные виды восприятия, возникающие в результате работы нескольких анализаторов.

1. Восприятие предметов. В восприятии предметов действуют все виды ощущений. При виде апельсина у нас совмещаются зрительные, вкусо-вые, обонятельные и осязательные впечатления. Восприятие отдельных предметов очень сложный процесс. Мы выделяем ос-новные признаки предмета, отбрасываем несущест-венные, а затем наступает узнавание предмета. При восприятии знакомых предметов узнавание происходит быстро.

Каждый раз при восприятии у нас формируется наглядный образ предмета. Этот предмет мы называем словом. Поэтому восприятие тесно связанно с речью. Воспринимая незнакомый предмет, мы пытаемся установить его сходство со знакомым.

Например, воспринимая часы и мысленно называя их этим словом, мы отвлекается от таких несущественных признаков, как материал, из которого сделан корпус, размер, форма и выде-ляем главный признак — указание времени.

Все ли, что окружает человека попадает в поле его восприятия? Как происходит выбор объекта восприятия?

2. Восприятие пространства, т.е. удаленности предметов от нас и друг от друга, их формы и величины . Эти восприятия строятся на основе соединения зрительных, слуховых, кожных и двигательных ощущений.

Только накопленный опыт дает нам правильное представление о размере предме-тов. Человек, стоящий в лодке, удаленной от берега, кажется намного меньше человека, стоящего на берегу. Но никто не ска-жет, что один человек большой, а другой маленький. Мы говорим: один человек близко, а другой далеко от нас.

По силе звука грома мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы, при помощи осязания с закрытыми глазами можем определить форму предмета.

Благодаря опыту восприятий у нас формируется представле-ние о перспективе. Когда мы смотрим на уходящие вдаль рельсы, то видим, что они сходятся на линии горизонта. Это видят наши глаза, а мозг, следовательно, наш опыт подсказывает, что нигде они не сходят-ся. У детей опыта еще нет, они думают, что рельсы сходятся, поэтому спрашивают: что там?

3
. Восприятие времени.
Происходит отражение длительности и последовательности событий, происходящих в мире.

Это очень субъективный процесс. Восприятие длительности времени зависит от того, чем заполнено это время. Отрезки времени, заполненные чем-то приятным, воспринимаются как более короткие. Так по ощущениям перемена всегда пролетает мгновенно, а скучный урок длиться очень долго. Зависит от возраста: дети воспринимают время как долго тянущееся, у взрослых дни и месяца пролетают очень быстро.

Почему, когда нам хорошо, время воспринимается как быстро пролетающее, а когда плохо или скучно - как медленно тянущееся?

Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час. У таких людей хорошо развито чувство времени. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливающегося опыта.

Задание 3 . Проверьте, у кого хорошо развито чувство времени. Периодически, не смотря на часы, проговаривайте, которой сейчас час, тот, кто чаще правильно угадывал (или был ближе к правильному времени), обладает прекрасным чувством времени.

4. Восприятие движения. Происходит отражение изменения пространственных отношений среды и самого наблюдателя . В нем участвуют зрительные, слуховые, мышечные и другие ощущения. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит их поля наилучшего видения и заставляет передвигать глаза или голову. Если объекты двигаются к нам и мы пытаемся сфокусировать на них взгляд, наши глаза сходятся в одну точку и глазные мышцы напрягаются. Благодаря этому на-пряжению у нас формируется представление о расстоянии.

По внутренним ощущениям мы воспринимаем движения собственного тела.

Воспринимая мир, человек что-то в нем выделяет, а что-то совершенно не замечает. Например, на уроке вы можете с увлечением наблюдать за происходящем за окном и абсолютно не замечать, что же там говорит преподаватель. То, что человек выделяет - это предмет восприятия, а все остальное - это фон . Иногда они могут меняться местами.

Задание 4 . Взгляните на изображение полуотвернувшейся молодой женщины. А можете заметить тут же старуху с большим носом и подбородком, спрятанным в воротник?

Индивидуальное своеобразие восприятия зависит от психического состояния человека в данный момент. Если он бод-рый, веселый, радостно возбужденный, то одно восприятие, ес-ли испуганный, грустный, разгневанный, то совсем другое. Поэ-тому восприятие одного и того же человека, события, явления разными людьми так сильно отличается.

Таким образом, в каждое восприятие входят не только ощу-щения, но и прошлый опыт человека, его мысли, эмоции, т.е. на любое восприятие накладывает отпечаток личность человека.

^ Иллюзии восприятия.

Иногда наши органы чувств и наше восприятие подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств называют - иллюзиями.

Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Недаром говорят: «не верь глазам своим», «обман зрения».

 Светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров. Тем-ный предмет кажется меньше светлого той же величины.

Эти иллюзии объясняются тем, что каждый светлый контур предме-та окружается на сетчатке глаза светлой каймой. Она и увеличива-ет размеры изображения. Вообще, все светлые предметы кажутся нам крупнее, чем темные. В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом.

 Сравнивая две фигуры, из которых одна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой - большими. Это хорошо видно на рисунке: верхний отрезок на нем кажется больше длиннее нижнего, хотя на самом деле они равны.

 Посмотрите на рисунок, где изображены ли-нии - горизонтальные и вертикальные. Какие из них длиннее? Вы скажете, что вертикальные длиннее. Это ошибка зрения. Линии одинаковой длины. Горизонтальные де-лятся вертикальными пополам и поэтому кажется, что они короче.

 О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Они используют их в своей работе. Например, портной шьет платье из ткани в полоску. Если он расположит ткань так, чтобы полоски были горизонтальными, то женщина в этом платье будет казаться выше ростом. А если «проложить» полоски горизонтально, то хозяйка платья покажется ниже и толще.

 Перевёртыш — вид оптической иллюзии, когда от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.

 Иногда иллюзии возникают под влиянием сильных эмоций: Например, в страхе человек может принять одну вещь за другую (пень в лесу - за зверя.)



^ Что видите на рисунке?
 Существует иллюзия несуществующих предметов, чаще всего основанная на ложной перспективе, неоднозначных соединениях.

 Есть иллюзии, обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, или два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.

Порой нас обманывают и другие органы чувств.

 Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким.

 Интересный феномен испытывают космонавты. При наступлении невесомости они переживают иллюзию переворачивания. То есть им кажется, они перевернуты головой вниз и ногами вверх, хотя на самом деле их тело располагается правильно.

Существуют целые иллюзорные произведения искусства. Они - триумф изобразительного искусства над действительностью. Пример: рисунок "Водопад" Мориса Эшера. Вода здесь циркулирует бесконечно, после вращения колеса она течет дальше и попадает обратно в исходную точку. Если бы такую конструкцию можно было бы построить, то был бы вечный двигатель! Но при более внимательном рассмотрении картины видим, что художник обманывает нас, и любая попытка построить эту конструкцию обречена на неудачу.

Задание 5. Иллюзии восприятия бывают у всех людей. Попросите друзей посмотреть на эти рисунки, и у них они вызовут те же иллюзии, что и у вас.






Какой из центральных

кругов больше?


Какой из вертикальных

отрезков длиннее?






^ Параллельны ли линии?

Сколько ног у слона?

Новые понятия : восприятие, ощущение, кинестетические, органические, вибрационные ощущения, иллюзии восприятия.

Проверочные вопросы.


  1. Что такое ощущение и восприятие?

  2. В чем сходство и различие этих процессов?

  3. Каковы физиологические механизмы возникновения ощущений?

  4. Какие виды ощущений и восприятия вы знаете? Что они означают?

  1. Какую роль играют ощущения и восприятия в нашей жизни?

  2. Что представляют собой иллюзии восприятия? Приведите примеры иллюзий.

  3. Опишите, из каких ощущений складывается образ восприятия сосны.

  4. Почему мы замечаем пыль на мебели и не чувствуем пылинок, которые опускаются на наше лицо?

  5. Выберите верный ответ.
9.1. При тренировке чувствительность органов чувств:

А) не изменяется; б) улучшается до определенного предела; в) улучшается без предела; г) ухудшается.

9.2. Восприятие предметов больше всего зависит:

А) от качества ощущений и опыта человека; б) от темперамента и характера человека; в) от движения или покоя этих предметов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Проверочные задания.

Литература

1. Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Владос, 2001.

2. Дубровина И.В. и др. Психология. - М.: Академия, 1999.

3. Яновская Л.В. Основы психологии. - М.: Мир книги, 2007.

4. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М.: Просвещение, 1995.