Анализ произведения Бунина «Легкое дыхание.

И снова о любви… А если о любви, то обязательно о Иване Алексеевиче Бунине, потому что нет пока ему равных в литературе в способности так глубоко, точно,

и вместе с тем непринужденно и легко передать бесконечную палитру цветов и оттенков жизни, любви и человеческих судеб, и что самое удивительное - всё это на двух-трёх листах. В его рассказах время обратно пропорционально возникающей полноте чувств и эмоций. Вот читаешь его рассказ «Лёгкое дыхание» (анализ произведения следует далее), и уходит на это времени от силы минут пять-десять, но при этом ты успеваешь погрузиться в жизнь, и даже душу главных героев, и прожить с ними несколько десятилетий, а иногда и всю жизнь. Разве это не чудо?

Рассказ И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»: анализ и краткое содержание

С первых строк автор знакомит читателя с главной героиней повествования - Олей Мещерской. Но какое это знакомство? Анализ рассказа «Лёгкое дыхание» обращает внимание на место действия - кладбище, свежая глиняная насыпь на могиле и тяжелый гладкий крест из дуба. Время - холодные, серые дни апреля, всё еще голые деревья, ледяной ветер. В самый крест вставлен медальон, а в медальоне - портрет молодой девушки, гимназистки, со счастливыми, «поразительно живыми глазами». Как видно, повествование строится на контрастах, отсюда и ощущения двойственные: жизнь и смерть - весна, апрель месяц, но всё еще голые деревья; крепкий надмогильный крест с портретом молодой девушки, в самом расцвете пробуждающейся женственности. Невольно задумываешься, что такое эта жизнь земная, а и поражаешься тому, насколько близко атомы жизни и смерти прилегают друг к другу, а вместе с ними красота и уродство, простота и лукавство, ошеломительный успех и трагедия…

Главная героиня

Принцип контраста используется как в образе самой Олечки Мещерской, так и в описании её недолгой, но блистательной жизни. Девочкой, она ничем не обращала на себя внимание. Единственное, что можно было сказать - она была одной из множества милых, богатых и абсолютно счастливых девочек, которые в силу своего возраста шаловливы и беспечны. Однако вскоре она стала стремительно развиваться и хорошеть, и в свои неполные пятнадцать слыла настоящей красавицей. Она ничего не боялась и не стеснялась, и вместе с тем её на пальцах или растрепанные волосы выглядели куда более естественно, опрятно и изящно, нежели нарочитая аккуратность или тщательность уложенных волос её подруг. Никто так грациозно не танцевал на балах, как она. Никто так ловко не катался на коньках, как она. Ни у кого не было столько поклонников, как у Оли Мещерской… Анализ рассказа «Лёгкое дыхание» на этом не заканчивается.

Последняя зима

Как говорили в гимназии, «последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья». Она везде выставляет себя напоказ: причёсывается вызывающе, носит дорогие гребни, разоряет родителей на туфли «в двадцать рублей». Открыто и просто заявляет директрисе, что она уже давно не девочка, а женщина… Кокетничает с гимназистом Шеншиным, обещает ему быть верной и любящей и в тоже время так непостоянна и капризна в обращении с ним, доведя его однажды до покушения на самоубийство. Она, по сути, заманивает и соблазняет Алексея Михайловича Малютина, взрослого пятидесяти шести лет, а потом, осознав своё невыгодное положение, в качестве оправдания своему беспутному поведению, вызывает в себе чувство отвращения к нему. Дальше - больше… Оля вступает в отношения с казачьим офицером, некрасивым, плебейского вида, не имевшим ничего общего с тем обществом, в котором она вращалась, и обещает ему выйти за него замуж. А на вокзале, провожая его в Новочеркасск, говорит, что никакой любви быть не может между ними, и все эти разговоры - одна лишь издёвка и насмешка над ним. В качестве доказательства своим словам она даёт ему прочитать ту страницу дневника, где говорилось о её первой связи с Малютиным. Не снеся оскорбления, офицер стреляет в неё здесь же, на платформе... Напрашивается вопрос: зачем, для чего ей всё это нужно? Какие уголки человеческой души пытается открыть нам произведение «Легкое дыхание» (Бунин)? Анализ последовательности действий главной героини позволит читателю ответить на эти и другие вопросы.

Порхающий мотылёк

И здесь невольно напрашивается образ порхающего мотылька, легкомысленного, безрассудного, но обладающего невероятной жаждой жизни, желанием обрести какую-то свою, особую, увлекательную и прекрасную судьбу, достойную только избранных. Но жизнь подчинена другим законам и правилам, за нарушение которых надо платить. Поэтому Оля Мещерская, словно мотылёк, отважно, не ощущая страха, и вместе с тем легко и непринуждённо, не считаясь с чувствами других, летит к огню, к свету жизни, навстречу новым ощущениям, чтобы сгореть дотла: «Так делает перо, скользя по глади расчерченной тетради, не зная про судьбу своей строки, где мудрость, ересь смешались…» (Бродский)

Противоречия

Действительно, в Оле Мещерской смешалось всё. «Лёгкое дыхание», анализ рассказа, позволяет выделить в произведении такой как антитеза - резкое противопоставление понятий, образов, состояний. Она прекрасна и одновременно безнравственна. Её нельзя назвать глупой, она была способной, но вместе с тем поверхностной и бездумной. В ней не было жестокости, «почему-то никого не любили так младшие классы, как ее». Её беспощадное отношение к чувствам других людей не было осмысленным. Она, словно разбушевавшаяся стихия, сносила всё на своем пути, но не потому что стремилась уничтожить и подавить, а только оттого, что не могла иначе: «…как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединено теперь с именем Оли Мещерской?» Как красота, так и были её сутью, и она не страшилась проявлять и то и другое в полной мере. Поэтому её так любили, ей восхищались, к ней тянулись, и потому её жизнь была столь яркой, но быстротечной. По-иному и быть не могло, что доказывает нам повествование «Легкое дыхание» (Бунин). Анализ произведения даёт более глубокое понимание жизни главной героини.

Классная дама

Антитетическая композиция (антитеза) наблюдается и в описании самого образа классной дамы Олечки Мещерской, и в непрямом, но столь угадываемом сравнении её с подопечной ей гимназисткой. Впервые И. Бунин («Лёгкое дыхание») знакомит читателя с новым характером - начальницей гимназии, в сцене разговора между ней и mademoiselle Мещерской относительно вызывающего поведения последней. И что мы видим? Две абсолютные противоположности - моложавая, но седая madame с ровным пробором в аккуратно гофрированных волосах и лёгкая, грациозная Оля с красиво убранной, пусть не по годам, причёской с дорогим гребнем. Одна ведёт себя просто, ясно и живо, ничего не боясь и смело отвечая на упрёки, несмотря на столь юный возраст и неравное положение. Другая - не отрывает глаз от бесконечного вязания и втайне начинает раздражаться.

После случившейся трагедии

Напоминаем, что речь идёт о рассказе «Лёгкое дыхание». Анализ произведения следует далее. Второй и последний раз читатель сталкивается с образом классной дамы уже после смерти Оли, на кладбище. И вновь перед нами резкая, но яркая ясность антитезы. «Немолодая девушка» в чёрных лайковых перчатках и в трауре каждое воскресение ходит к могиле Оли, часами не спуская глаз с дубового креста. Она посвятила свою жизнь какому-то «бесплотному» подвигу. Вначале она пеклась о судьбе брата, Алексея Михайловича Малютина, того самого замечательного прапорщика, который совратил прекрасную гимназистку. После его смерти, она посвятила себя работе, сливаясь всецело с образом «идейной труженицы». Теперь Оля Мещерская - главная тема всех её дум и чувств, можно сказать, новая мечта, новый смысл жизни. Впрочем, можно ли назвать её жизнь жизнью? И да, и нет. С одной стороны всё, что есть в мире, необходимо и имеет право быть, несмотря на кажущуюся нам никчемность и бесполезность. А с другой - в сравнении с великолепием, блистательностью и дерзостью красок короткой жизни Оли, это, скорее «медленная смерть». Но, как говорится, истина где-то посередине, поскольку красочная картина жизненного пути молодой девушки - это тоже иллюзия, за которой скрывается пустота.

Разговор

Рассказ «Лёгкое дыхание» на этом не заканчивается. Классная дама много времени сидит возле её могилы и бесконечно вспоминает один и тот же подслушанный однажды разговор двух девочек… Оля болтала со своей подругой на большой перемене и упомянула об одной книге из библиотеки отца. В ней говорилось о том, какая должна быть женщина. Прежде всего, с большими чёрными, кипящими смолой, глазами, с густыми ресницами, нежным румянцем, длиннее обыкновенного руками, тонким станом… Но главное - женщине надлежало быть с лёгким дыханием. Понятое Олей буквально - она вздохнула и прислушалась к своему дыханию, выражение «лёгкое дыхание» всё одно отображает суть её души, жаждущей жизни, стремящейся к её полноте и манящей беспредельности. Однако «лёгкое дыхание» (анализ одноименного рассказа подходит к концу) не может быть вечным. Как всё мирское, как жизнь любого человека и как жизнь Оли Мещерской, оно рано или поздно исчезает, рассеивается, возможно, становясь частью этого мира, холодного весеннего ветра или свинцового неба.

Что можно сказать в заключение о рассказе «Лёгкое дыхание», анализ которого был проведён выше? Написанную в 1916 году, задолго до появления на свет сборника «Тёмные аллеи», новеллу «Лёгкое дыхание» можно без преувеличения назвать одной из жемчужин творчества И. Бунина.

И. Бунин «Легкое дыхание» - сюжет и анализ


Одним из выдающихся произведений Ивана Бунина по праву считается рассказ «Легкое дыхание». Это новелла рассказывает о прекрасной молодой девушке и её трагической судьбе.

Композиция произведения отличается необычностью и своеобразностью. Авторский замысел передан с помощью нарушения традиционных хронологических рамок повествования. Также в тексте используются приёмы контраста и антитезы. С первых слов перед читателем открывается мрачная и печальная картина кладбища. «…памятники кладбища, просторного уездного, ещё далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит фарфоровым венком у подножия креста.» И тут же, в контрасте с кладбищенским пейзажем, «фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». Жизнь и смерть, радость и печаль – всё это и представляется символом судьбы главной героини новеллы.

Далее автор знакомит нас с героиней, Олей Мещерской. Он достаточно подробно описывает её внешность, ту необычайную природную лёгкость, с которой Оля из девочки превращается и прекрасную девушку. «Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года от всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Автор ставит её живость и естественность в контраст с серым и скованным условностями миром. Красотой и обаянием Оли восхищаются все, она нравится ученикам, у неё много поклонников. В то же время все считают девочку ветреной, многие её завидуют. Про нее ходили слухи, что она не может жить без поклонников, но в тоже время очень жестоко с ними обращается. Директриса гимназии сделала Оле замечание по поводу её поведения и внешнего вида, обвинила её в том, что она ведет себя как взрослая женщина, а не ученица. На что Оля открыто заявила, что уже стала женщиной.

Автор представляет отрывок из дневника девочки, в котором рассказывается о том,как друг её родителей Малютин, человек на много лет старше, соблазнил её. Легкое отношение к жизни и беззаботность Оли привели её в тупик. Она не сразу поняла, что теряет. Лишь позже, осознав весь ужас ситуации, она почувствовала страх, стыд и разочарование. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»
Жизнь Ольги заканчивается трагично. Малютин застрелил Ольгу на вокзале. Он объяснил это тем, что был в состоянии аффекта, ведь она показала ему свой дневник с описанием событий и её отношением к ситуации. Автор не дает своих объяснений поступку Малютина. Возможно, он просто не смог ей простить задетого самолюбия.

В финале рассказа мы снова оказываемся на кладбище. Классная дама Оли Мещерской каждый праздник приходит проведать её могилу. Эта женщина живет в выдуманном мире, в котором Оля стала для неё идеалом женственности, красоты и одновременно трагичности.
Что же выделяло Олю Мещерскую из серого будничного мира? Она излучала жизнерадостность и бодрость духа, смелость и счастье. Она жила сегодняшним днем и наслаждалась каждой минутой жизни. «…Но главное, знаешь ли что? Лёгкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю, - ведь правда, есть?» - говорила Оля своей подруге. Трагизм Олиной судьбы в том, что живя легкой и беззаботной жизнью, она забыла о жестокой реальности общества, сломавшей все её мечты.

Рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание» принадлежит к кругу произведений, требующих особо внимательного чтения. Сжатость текста обусловливает смысловое углубление художественной детали.

Сложная композиция, обилие многоточий, фигура умолчания заставляют остановиться для раздумья в моменты неожиданных «изгибов» сюжета. Содержание рассказа столь многопланово, что он вполне мог бы стать основой целого романа. Действительно, каждый из нас, размышляя над очередным многоточием, как бы дополняет, «дописывает» текст в соответствии со своим восприятием. Может быть, именно в этом кроется загадка бунинского рассказа: писатель как будто призывает нас к сотворчеству, и читатель невольно становится соавтором.

Анализ этого произведения принято начинать с разговора о композиции. В чем необычность построения рассказа? Как правило, ученики сразу отмечают особенности композиции: нарушение хронологии событий. Если выделить смысловые части текста, то обнаружится, что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения. Какая идея воплощена в такой сложной художественной форме? Для ответа на этот вопрос внимательно вчитываемся в содержание каждого абзаца.

В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища, монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами (словосочетанием поразительно живые сам автор подчеркивает этот контраст).

Почему следующее предложение (Это Оля Мещерская) выделено в отдельный абзац? Возможно, в большом произведении это предложение предваряло бы подробное описание героини, ее портрета, характера, привычек. В рассказе Бунина названное имя еще ни о чем не говорит, однако мы уже вовлечены в действие, заинтригованы. Возникает множество вопросов: «Кто эта девушка? Какова причина ее ранней смерти?..» Читатель уже готов к разворачиванию мелодраматического сюжета, но автор сознательно медлит с ответом, поддерживая напряженность восприятия.

В чем необычность портретной характеристики героини? В описании гимназистки Мещерской есть недоговоренность: отсутствует развернутый портрет, образ едва намечен отдельными штрихами. Случайно ли это? Несомненно нет. Ведь у каждого свое представление о привлекательности, молодости, красоте… Сравнение с подругами выделяет идейную основу образа - простоту и естественность: Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за ее сдержанными движениями! А она ничего не боялась<...> Без всяких забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз... Создание целостного облика героини - дело нашего воображения.

Настораживающе звучит упоминание о том, что Оля очень беспечна, ветрена, едва не довела до самоубийства гимназиста Шеншина... Однако многоточие, прием умолчания, обрывает сюжетную линию, которой хватило бы на отдельный рассказ.

В следующем абзаце слова последняя зима вновь напоминают о трагической развязке. Есть что-то болезненное в неуемном радостном возбуждении Мещерской (совсем сошла с ума от веселья). К тому же автор подсказывает нам, что она только к а з а л а с ь самой беззаботной и счастливой (разрядка наша - А.Н., И.Н.). Пока это едва намеченный внутренний диссонанс, но вскоре героиня, не теряя простоты и спокойствия, расскажет раздраженной начальнице о своей связи с 56-летним Малютиным: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом - знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне... Мы в недоумении: что это - ранняя испорченность? цинизм?

Едва контраст между внешним обликом и душевным состоянием героини выходит на поверхность, автор вновь прерывает повествование, оставляя читателя в раздумье, заставляет вернуться назад в поисках ответа на вопрос: «Что за человек Оля Мещерская? Беспечная ветреница или глубокая, противоречивая личность?» Должно быть, ответ спрятан где-то в этом абзаце. Перечитываем его и останавливаемся на многозначительном «казалась», за которым, возможно, и скрывается разгадка: может быть, эта беспечность и легкость лишь попытка цельной натуры спрятать душевную боль, личную трагедию?.

Далее следует отстраненный, избегающий ложного пафоса «протокольный» рассказ о смерти Оли. Казачий офицер, застреливший Мещерскую, изображен подчеркнуто непривлекательно: некрасивый, плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская... Почему же героиня встречалась с этим человеком? Кем он был для нее? Ответ попробуем найти в дневнике девушки.

Дневниковые записи - важный момент в раскрытии характера. Впервые мы остаемся с Олей один на один, становимся свидетелями настоящей исповеди: Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... После этих слов новым смыслом наполняется трагическая сцена гибели Мещерской. Героиня рассказа, представлявшаяся нам привлекательной, но чересчур легкомысленной, оказывается душевно надломленным человеком, пережившим глубокое разочарование. Упоминанием о Фаусте и Маргарите Бунин проводит аналогию между несчастной судьбой Гретхен и растоптанной жизнью Оли.

Итак, всему виной глубокая душевная рана. Может быть, Оля сама спровоцировала убийство, зло посмеявшись над офицером, чужими руками совершила самоубийство?..

Замкнутая композиция возвращает нас к началу рассказа. Напряженный эмоциональный тон исповеди сменяется картиной города, кладбищенского покоя. Теперь наше внимание сосредоточено на образе классной дамы, которому, на первый взгляд, автор уделяет неоправданно много внимания. Женщина эта - классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, - она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она - идейная труженица… Персонаж, безусловно, малопривлекательный. Какова его роль? Может быть, он должен оттенить все лучшее в облике главной героини?

Сопоставляя образы Мещерской и ее классной дамы, приходим к выводу, что это два «смысловых полюса» рассказа. Сравнение показывает не только различие, но и определенное сходство. Оля, юная женщина, с головой окунулась в жизнь, блеснула и погасла, как яркая вспышка; классная дама, немолодая девушка, прячется от жизни, тлеет, как догорающая лучина. Главное, что ни одна из героинь не смогла найти себя, обе - каждая по-своему - растратили все лучшее, что было дано им изначально, с чем они пришли в этот мир.

Финал произведения возвращает нас к заглавию. Не случайно ведь рассказ назван не «Оля Мещерская», а «Легкое дыхание». Что же это такое - легкое дыхание? Образ сложный, многогранный и несомненно символичный. Сама героиня дает буквальное его толкование: Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю… Но каждый из нас понимает этот образ по-своему. Наверное, в нем слиты естественность, чистота души, вера в светлое начало бытия, жажда жизни, без которых немыслим Человек. Все это было в Оле Мещерской, а теперь это легкое дыханье с н о в а рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре (разрядка наша - А.Н., И.Н.). Выделенное слово подчеркивает цикличность происходящего: «легкое дыхание» снова и снова обретает земные формы. Может быть, сейчас оно воплощено в ком-то из нас? Как видим, в финале повествование приобретает всемирное, всечеловеческое значение.

Перечитывая рассказ, мы вновь и вновь восхищаемся мастерством Бунина, который незаметно руководит восприятием читателя, направляет мысль к глубинным причинам происходящего, сознательно не давая увлечься занимательностью интриги. Воссоздавая облик героев, восстанавливая опущенные звенья сюжета, каждый из нас становится творцом, словно пишет собственный рассказ о смысле человеческой жизни, о любви и разочаровании, о вечных вопросах человеческого бытия.

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.

Истолкование рассказа И.А. Бунина "Легкое дыхание // "Русская словесность. - 2002. - № 4. - С. 25-27.

Интегрированное занятие по рассказу И.А Бунина «Легкое дыхание»

Урок по рассказу И.А.Бунина « Легкое дыхание» (Учитель Стеблева Р.И).

Тема: Ответственность человека за то, как складывается его жизнь (по рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание»).

Рассказом И. А.Бунина « Легкое дыхание» завершаем изучение творчества писателя. Героиня – ровесница одиннадцатиклассников, поэтому судьба ее им очень интересна.

Тема трагической ранней смерти молодой девушки волновала Бунина на протяжении всего его творчества. Кажется, писатель всю жизнь не мог примириться с такой жестокостью судьбы, когда гибнет то, что всем своим существом олицетворяет жизнь, молодость, радость. Бунину помогли осознать свои чувства, сформулировать свои жизненные принципы, взгляды на мир, людей философские сентенции римского стоика Марка Аврелия. Наиболее важной представлялась идея круговорота бытия, внутри которого рождение и смерть оказывались равноправными.

Индивидуальное домашнее задание.

1группа – выразительное чтение и анализ стихотворения Бунина «Эпитафия». 2группа – « Портрет».

Ученик и делятся впечатлениями об услышанных стихах.

Индивидуальное задание. Краткое сообщение об истории создания рассказа.

Работа с текстом.

Какие чувства возникают у вас с первых строк рассказа? Поразило место действия – кладбище. Тягостное впечатление оставляет «новый крест, крепкий, тяжелый, гладкий». Увидели, что не случайно и время действия, когда « дни серые». Отметили, что использование автором контраста (живые глаза и дубовый крест на могиле) сильно воздействует на чувства.

- Сформулируйте и запишите вопросы, которые хотелось бы обсудить . (Такое задание было дано заранее.)

Цель: выявление проблем, волнующих учащихся, готовности вступить в диалог с художественным текстом.

Видим, что вопросы, поставленные одиннадцатиклассниками, находились в центре внимания самого автора и обсуждение их в классе вполне естественно.

- Запись на доске этих проблемных вопросов:

1.Почему рассказ называется « Легкое дыхание?»

3.Как относится Бунин к героине рассказа – Оле Мещерской.

4.Что в ней главное: безмятежность и чистота юности или бездумность и легкомыслие?

На первом этапе урока обращаемся к эпиграфам (записаны на доске) :

« Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни…» (И.Бунин.)

«Все из века равно самому себе, пребывая в круговороте…» (М.Аврелий.)

- Прокомментируйте эпиграфы, выделите в каждом из них ключевые слова.

Обратимся к словосочетанию « легкое дыхание». Назовите слова-ассоциации, слова-ощущения. Цель: погружение в подсознание, выявление личностно значимых слов, которые « станут симптомами смысла».В результате коллективных творческих усилий появляется запись: «Легкое дыхание- это чистота, свежесть, беззаботность, недумание, беспечность.»

- Стихотворение А..Фета « Бабочка» расширит смысл словосочетания «легкое дыхание. »

Вопросы к стихотворению.

1.Чем мила бабочка? В чем ее особенность?

2.Что символизирует бабочка в системе эстетических ценностей А.Фета? (Символ красоты, легкости, беззаботности, скоротечности и мимолетности жизни.)

На втором этапе урока идет погружение в словесную ткань произведения

Класс делится на группы .

1 группа выписывает из текста слова и словосочетания, определяющие характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние и отвечают на вопрос: « что общего между героиней рассказа и бабочкой А.Фета?» («Беспечна к наставлениям», «сошла с ума от веселья», « ничего не боялась», « самая беззаботная», «никогда не думала любить его»,» все разговоры о браке – одно издевательство», « я не понимаю, как это могло случиться».)

2 группа отвечает на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя философская проблема жизни и смерти?», выявляя эпизоды, в которых звучат эти мотивы.

3 группа обдумывает вопросы о роли образа классной дамы и холодного весеннего ветра в рассказе.

Такой методический прием, как ассоциативный, способствует развитию читательского восприятия, языкового чутья, ассоциативного мышления, совершенствованию аналитических способностей учащихся.

На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы, отвечают на вопросы.

Оля Мещерская беспечна, кокетлива, изящна, грациозна. Как бабочка, выпархивает из норм поведения, из возраста, из жизни. Она не слушает наставлений начальницы, преждевременно превращается из девочки в девушку, из девушки в женщину и умирает преждевременно. Во всех ее мыслях, чувствах, действиях легкость легкокрылого существа, пришедшего в этот мир на мгновение.

Какова логика поведения героини? (Это странная логика. Кружение по жизни: на балах, на катке, вихревой бег по гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки. О ней говорят: «она совсем сошла с ума». «Я совсем сошла с ума»,- говорит героиня.

- Что рушит гармонию в душе Оли Мещерской? (Появление на даче Малютина, перед домогательствами которого оказалась беззащитной.)

- Какие чувства испытывает героиня к Малютину? (Страшно то, что никаких, То, что нравилось ей в нем, было малозначительно.) Работа с текстом.

- Замечает ли героиня свое беззаботное легкомысленное поведение, может, раскаивается? (На первых порах Оля была потрясена тем, что произошло с ней: «Я не понимаю, как это могло случиться…я никогда не думала, что я такая!» Боль раскаяния не была продолжительной. Героиня стремится заглушить ее буйным весельем.

Какую вторую ошибку повлекла за собой непоправимая первая? (Анализ эпизода связи с казачьим офицером.)

Это уже нельзя назвать шалостью. Эта легкомысленность ведет к опасной бессознательной ветрености, когда человек становится игрушкой в чужих руках.

- Каковы же причины этой трагедии?

Где Оля Мещерская познакомилась с « кодексом женской красоты», слагаемым которой стало «легкое дыхание»? (Оля познакомились при чтении книг отца.) Они-то и оказали отрицательное воздействие на неокрепшую душу. (Работа с текстом.)

В этом бульварном кодексе женской красоты говорится лишь о внешности, причем утрированно, вульгарно. И ничего - о духовности, нравственных качествах.

- Как Бунин показывает отсутствие такой черты у героини, как душевная тонкость? (Все, что она сообщила о женской красоте, подчеркивало некрасивость подруги ее, Субботиной.)

Семнадцатилетняя гимназистка не могла не прочесть отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Толстого. Эти произведения были включены в гимназическую программу по литературе. К сожалению, не они оставили след в ее душе. Как подсказывает автор, в семейных книжных шкафах было место лишь для бульварной беллетристики.

Писатель показал причины несостоявшейся жизни Мещерской.

Это – бездуховность. Оля ни разу не задумалась над тем, что волнует девушку ее возраста, - о любви, о своей будущности.

Каждый эпизод - этап в жизни героини, ее взросление, нравственное падение и гибель..

- Каково же отношение Бунина к героине рассказа ? (Бунин испытывает двойственное чувство: восторженное и горестное.)

Какой композиционный принцип рассказа является основным? (Контраст.) Почему? (С его помощью создается образ главной героини, выражается авторская позиция.)

Грустные строки начала рассказа предваряют и завершают читательское восприятие и служат своеобразной эпитафией ускользающей красоте, безвременно оборвавшейся жизни.

Какие понятия могли бы стать символами судьбы Оли Мещерской? ((Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символы ее судьбы.)

Образ легкого дыхания. Это не просто образ, это образ-символ в рассказе. Какие ассоциации он вызывает у вас? (Множество ассоциаций: радостное восприятие жизни, мира, незатейливость, простота, красота, беззаботность.)

-«Легкое дыхание» в одноименном рассказе – символ беспечной радости жизни во всей полноте ее ощущений, символ жизни ради жизни – без рефлексий и каких бы то ни было сомнений.

- Для Бунина слова «легкое дыхание» олицетворяют юность, буйство жизненных сил, но и в то же время легкомыслие и бездумье: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», недумание».

Как вы воспринимаете рассказчика? (Чувствуем глубокое сожаление человека, сказавшего свое слово о неразвернувшихся возможностях девушки.)

Высказывания учащихся.

Мечты, планы, стремления оборвались. Прервалась жизнь, остался лишь «звон ветра в Фарфоровом венке». Оля действительно обладала легким, естественным дыханием – жаждой жизни, какой-то особенной, неповторимой судьбы. Об этой ее заветной мечты сказано лишь под конец. Автор раскрывает нам не только красоту девушки,(конечно, не ее опыт) , а лишь не развившиеся прекрасные возможности.

- Какова роль образа классной дамы в рассказе? (С образами классной дамы и холодного весеннего ветра связано возвращение легкого дыхания Оли Мещерской миру, людям. По мнению автора, не может исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.)

Чем явился для вас этот рассказ?

Если бы не бездумное порхание по жизни героини, не примитивное представление о счастье, ее жизнь могла сложиться совсем иначе.

Рассказ звучит как предостережение. Ведь самое опасное – это легкомыслие. Оля оступилась однажды, но цена этой ошибки – жизнь.

Итоги урока.

Жизнь и смерть, разлука и любовь, красота – вечные темы в литературе.

Но есть в рассказе и другой глубинный смысл. Взрослый мир может быть чужд и враждебен красоте, а еще он может ломать судьбы и губить неокрепшие души. Человек ответственен за то, как складывается его жизнь. Он во многом творец своей судьбы.

Заполнение Листа обратной связи.

Психологический тренинг (педагог-психолог)

«Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой (Сократ)»

(по рассказу И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»)

Цели урока:

  • Рассмотреть мотивы, которые движут поступками героев: классной дамы и Оленьки.
  • Сопоставить внутренний мир героев с внешними проявлениями.
    Задачи:
  • Дать понятие о защитных механизмах личности.

Ход занятия

Вводная часть

Как уже было сказано, легкое дыхание - символ беспечной радости, жизни без рефлексии и сомнений.

- Что такое рефлексия?

Рефлексия (от лат. гейехо - «обращение назад») - самопознание внутренних психических актов, чувств, ощущений, а также анализ своих поступков.

  • Нужны ли нам в жизни сомнения и анализ своих действий, чувств?
  • Что дает человеку жизнь без сомнений? (Дискуссия.)
  • Это отсутствие ответственности за свои действия.
  • Это детскость, наивность, так же беспечно живут дети. Они непосредственны. Любое их
    чувство имеет место только в это самое мгновение. Дети полны жизни и радости. Каждый
    день для них - открытие нового.
  • Это легкое отношение к жизни, ничего не принимаешь близко к сердцу.
  • А что есть легкость жизни для Бунина? (Жить настоящим моментом, во имя чувств и
    ощущений.)
  • Откуда у Оли Мещерской такое отношение к жизни? (С детства беспечна, беззаботна, -
    Бунин неоднократно это подчеркивает - счастлива, любила придуманный ею образ, который
    вычитала в книге...)
  • Чем детство отличается от других периодов жизни? (Дискуссия о роли детства в
    формировании личности.)

Основная часть.

«Классная дама - немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительность».

  • Какую роль играют фантазии в жизни человека? Какие это могут быть фантазии, в чем
    они выражаются?
  • Что заставляет человека уйти в выдуманный виртуальный мир? Как этот уход
    отражается на реальной жизни, реальных отношениях с людьми?
  • Осознает ли человек, живущий в ирреальности, что он не живет настоящей жизнью?
    Или это защитная реакция психики? А ему нужно это осознавание?
    (Рассказ о защитных
    механизмах психики: отрицание, проекция, рационализация, компенсация, обращение к
    собственному опыту учащихся.)

Люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни подавляют свои склонности, отрицая их существование. Другие «забывают» о травмирующем их событии. Третьи ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим слабостям. А четвертые стараются исказить реальность и занимаются самообманом. И все это так искренне: искренне «не видят» проблему, искренне «забывают» о причинах... Но к какому бы способу ни прибегали люди, защищая свою психику от болезненного напряжения, помогают им в этом защитные механизмы.

Что же такое защитные механизмы?

Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе психоаналитика 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы эго против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Механизм психологической защиты направлен на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты. Так, например, Лиса из известной басни, которая не могла достать виноград, объявила его незрелым, потому что не хотела признаться (даже себе) в своей несостоятельности - неспособности его достать.

Таким образом, можно сказать, что защитные механизмы - система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимума негативных, травмирующих личность переживаний. Эти переживания в основном сопряжены с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Ситуации, порождающие психологическую защиту, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Эта субъективная угроза может, в свою очередь, порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности либо несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я.

Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности. Защитных механизмов много. Я расскажу лишь о некоторых из них:

Отрицание -это попытка не принимать за реальные нежелательные для себя события. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях пережитые неприятные события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.

Проекция - подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Этому механизму соответствует поговорка: «В чужом глазу соринку замечаешь, в своем - и бревна не заметишь».

Рационализация - это построение разумных объяснений причин для тревожащих человека неприемлемых желаний, мыслей, поступков или ситуаций, с которыми человек не справился. Развернутое самооправдание. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения своих мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы. Таким образом, рационализация направлена на сохранение статус-кво жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации. Классический пример - «Лиса и виноград».

Компенсация- это механизм, который помогает преодолеть чувство неполноценности. Человек под воздействием этого защитного механизма склонен идентифицировать себя с конкретным или абстрактным идеалом, получая от этого удовлетворение. Он реализует комплекс несостоятельности в мечтах о славе, силе и богатстве. Испытывает сверкомпенсаторное желание доказать всем свою значительность в определенном виде деятельности.

  • Что есть эта «страшная мечта» для классной дамы? Чего она
    страшится
    ?(Нереализованности себя как женщины.)
  • А какой защитный механизм ей в этом помогает? Нужно ли «разоблачать» классную
    даму?

Заключительная часть

Инсценировка двух сценок (спонтанно, без подготовки), максимально опираясь на текст:

  1. Разговор классной дамы с Оленькой Мещерской.
  2. Разговор подруг о легком дыхании (а классная дама слушает его случайно).

После каждой сценки психолог задает вопросы о чувствах героев. Учащиеся, которые играют, отвечают от имени персонажей, не выходя из роли. Потом продолжается разговор с ними же об их ощущениях (изменились ли они по отношению к герою, которого они играли), после выхода из роли.

Задание. Разделиться на 2 группы. 3 минуты подготовки. Одна группа выступит с тезисами в защиту «легкого порхания по жизни», другая - против этого.

Зачитываются ответы. Организация дискуссии. Обратная связь


Во многих произведениях Бунин обращается к вечным темам: любовь и трагедия, жизнь и смерть. Эти темы становятся главными и в рассказе «Легкое дыхание», поражающем именно легким дыханием бунинской прозы, ее особым ароматом.

Смысл названия рассказа связан прежде всего с главной героиней. Примечательна первая деталь описания облика Оли Мещерской, обнаруживающая ее личностную индивидуальность, - «живые, радостные глаза». Живость, простота, естественность, непосредственность, красота, наивность, женственность, легкость составляют бесконечное обаяние Оли, ее привлекательность, обольстительность, «манкость». «Легкое дыхание» ее женственности радостно и всепобеждающе торжествует в малейших деталях внешности и поведения. Всё это дано ей от природы, пришло к ней без малейшего ее усилия – «легко». Мотив легкости – основной в описании внешности, поведения и самой жизни Оли. Тяжела лишь смерть – «крест из дуба» на могиле Оли, «крепкий, тяжелый, гладкий». Принцип антитезы сохранится на протяжении всего рассказа, отразившись и в системе образов, и в композиции.

Героиня Бунина свободно и радостно шла по жизни, не задумываясь о ее темных, мутных потоках, смысл жизни для нее - в самой жизни. На пути ее легкого полёта были любовь учениц младших классов, танцы на балах, веселье, бег на коньках, влюбленность гимназиста Шеншина, но был и пятидесятишестилетний «ловелас» Малютин, был казачий офицер, «некрасивый и плебейского вида». Оля опять-таки легко сделала шаг навстречу нравственному падению, ведь в ее отношении к Малютину не было и тени любви, легко призналась в этом гимназической начальнице, легко играла чувствами казачьего офицера. Не случайно Малютин упоминает о Фаусте с Маргаритой: в истории искушения Маргариты в Фаусте торжествует плотское над духовным; Малютин и не скрывает «мефистофелевского» начала в своем плотском желании обладать юной прелестью Оли, а Оля не подозревает о необходимых нравственных границах своего жизненного полета – только легкость, только свобода, только веселая игра.

О гибели Оли на вокзале сказано сухо, отрывисто, как в хронике уголовного дела. Полёт по жизни – вне осознанности и ответственности - вовлекает героиню Бунина в опасную сферу «плебейских» чувств, однолинейных и жестоких решений: казачий офицер увидел в Мещерской одно издевательство над собой, над его, так сказать, принципами, над его «нравственностью», он покарал Олю как легкомысленную, аморальную соблазнительницу – и полагал себя правым. Жизнь Оли была легка, и смерть тоже легко отняла эту хрупкую, «мотыльковую» жизнь.

Однако авторская задача не имеет ничего общего с мелодраматическим и морализаторским описанием жизни и смерти прелестной, но запутавшейся гимназистки. Произведение имеет необычную композицию: начинается и завершается описанием кладбища, хронология событий изменена писателем, фабула не совпадает с сюжетом. Появляются эпизоды, казалось бы, не имеющие с историей Оли никакой связи, - ее рассказ подруге о «легком дыхании» и приходящая на могилу классная дама.

Образ главной героини включен в систему антитез, одна из которых – Оля Мещерская и классная дама. Классная дама живет выдумкой, заменяющей ей подлинную жизнь. Жизнь Оли была полна энергии, стремительна и празднична – жизнь классной дамы одинока, скудна событиями, лишена любви и счастья. Эта уже «немолодая девушка» умна, однако в ней нет того «легкого дыхания», которым была наделена Оля, жизнь проходит мимо классной дамы, даруя ей лишь хрупкие иллюзии, отсюда такое ее притяжение даже к памяти о «легком дыхании».

«Легкое дыхание» - это энергия женственности, вечно живущая в мире, способная сводить с ума, даровать либо высшее счастье, либо трагедию. Эта энергия не связана (или менее всего связана) с красотой как гармонией внешних черт - не случайно Оля, говоря подруге о красоте, отвергла всё внешне-декоративное: «черные, кипящие смолой глаза», «колена цвета раковины», «нежно играющий румянец» и так далее – и выбрала лишь «легкое дыхание». Это великая тайна, которой можно изумляться, но которую нельзя разгадать до конца.

«Легкое дыхание» - это и энергия творчества, вдохновения, тоже необъяснимая и неразложимая на формулы и определения. Именно «легкое дыхание» творчества чувствуется в сцеплении событий рассказа Бунина. Наиболее точно об этом сказал искусствовед и психолог прошлого века Л.С.Выготский: «Жизнь гимназистки Оли Мещерской темная, мутная, запутавшаяся, но события соединены и сцеплены так, что они утрачивают свою житейскую тягость и непрозрачную муть; они мелодически сцеплены друг с другом, и в своих нарастаниях, разрешениях и переходах они словно развязывают стягивающие их нити, они отрешаются от действительности. Так житейская история о беспутной гимназистке претворена здесь в легкое дыхание бунинского рассказа».