Картина неравный брак год написания. Неравный брак картина

Сюжет

Старый некрасивый мужчина берет в жены девчушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, а у жениха денег в достатке, потому за него и отдают молодую красавицу.

Венчаются в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может коснуться ее.

Зрители прозвали картину «Неравный брак» «Кощей с невестой»

Люди вокруг показаны в полумраке, даже священник, словно бы на стороне зла — ведь он, понимая, что девушка не по доброй воле вступает в брак, все же венчает пару. Не лучше и окружающие. Все они — молчаливые свидетели, что, конечно, не делает им чести.

«В мастерской художника» (1865)

Каждый из персонажей второго плана играет свою роль. Кто невесту разглядывает, кто с осуждением наблюдает за происходящим, что подобострастно обращен в сторону жениха, кто настроен решительно провернуть это дельце (например, старуха рядом с женихом — возможно, это сваха или мать невесты).

Контекст

Есть несколько версий того, чья история несчастливой любви вдохновила Пукирева на полотно. Но надо признать, что в те времена подобные случаи были делом хоть и неприятным, но обычным. С одной стороны, это осуждалось, с другой, — обычай сей продолжал существовать еще долгие годы.


> «Прием приданного в купеческой семьи по росписи» (1873)

По задумке, на месте шафера должен был быть вовсе не Пукирев, а его друг Сергей Варенцов. Невесту же художник писал с однофамилицы — Прасковьи Варенцовой, происходившей из знатного рода. Говорят, что в неё Пукирев был влюблён, но шансов стать ее мужем не имел — крестьянское происхождение и отсутствие какого бы то ни было капитала не позволяли.

Считается, что Костомаров, увидев «Неравный брак», передумал жениться

Варенцов же на Пукирева обиделся. Дело в том, что Сергей Михайлович собирался жениться, а сплетни, которые, конечно же, поползли бы, были нежелательны. Тогда художник, внешне похожий на друга, добавил шаферу бородку и «превратил» в себя.

Жениха же писали с нескольких людей, по всей видимости: от кого — голову, от кого — лицо, а от кого — и венчик седых волос.


Иллюстрация к «Мертвым душам», 1880

Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Шмельков. Сбоку изображена голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». И сделал. Резную из цельного дерева — и цветы, и плоды. Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому.

Судьба художника

Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины все шло медленно, но верно: несмотря на свое крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.

Не создав ничего лучше «Неравного брака», Пукирев спился

Последующие работы художника значительно уступали в технике и, как следствие, не вызывали восторга ни у критиков, ни у покупателей. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года.

АФОРИЗМЫ.РУ - Литературный сайт Геннадия Волового
Лучшие авторы современной русской литературы, афоризмы, притчи, анекдоты.
www.aphorisms.ru

НЕРАВНЫЙ БРАК - ЛОЖЬ И ПРАВДА

"Лицемерие - это знание нашего общества.
Лицемерие - это заговор алчных.
Лицемерие - это знамя женщины..."
(Геннадий Воловой)

Картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак» впервые появилась на выставке 1863 года, одновременно с «Тайной вечерей» Н.Н.Ге. Картина Пукирева сразу же привлекла к себе внимание публики, которая с восхищением оценила работу художника. В том же году художник получил звание профессора. И сегодня она привлекает внимание зрителей в Третьяковке, которые с удовольствием смотрят на великолепие красок ушедшей эпохи.

Картина написана с определенным смыслом. И на удивление этот смысл не выявляется ни критиками, ни зрителями. Все вступают в молчаливый заговор сокрытия истины и толкования картины в таком ключе, который бы понравится всем. В результате такого замалчивания уже сложилась дурная традиция говорить не о том, что реально изображенно, а о жестокости общества, принуждающего юную деву идти замуж за омерзительного старика...

Вот перед вами эта картина. Вглядитесь в нее, вдумайтесь, сделайте выводы... Освободите ваш разум от рутины, смотрите прямо в глаза истины и она расскажет вам всю правду о истинном замысле художника...

Что же вы увидели?.. Эгоистичного старика, котрый женится на бедной и несчастной девушке, силой обстоятельств вынужденной связать себя узами брака с нелюбимым? Убитого горем молодого человека, который потерял любимую в угоду косному обществу.. Какая красивая и сладкая ложь!.. Очередной миф, который создает общество, чтобы скрыть свои пороки!

Рассмотрим традиционный взгляд, который утвердился в общественном мнение, и который определяет идеологию картины.

"Сюжет картины - нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают замуж за богатого старика. Внешность невесты очаровательна: у нее еще неоформившиеся, по-детски мягкие черты лица, красивые глаза. Невеста бледна, вероятно, она близка к обмороку. Пожилой жених производит неприятное впечатление: у него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы. Этот человек привык приказывать. Судьбу девушки легко предугадать: она станет игрушкой в доме богатого и властного старика. "(сочинение по картине, интернет)

В воображении зрителя рисуются властные и алчные родители, которые заставили выйти замуж за богатого чиновника. Сразу вспоминается Пушкинский Дубровский... Бедная Маша, которую отлучили от благородного разбойника..

Дряхлый, но еще статный старик, женится на молодой девушке, почти ребенке. Жених важный вельможа, генерал-чиновник. На шее жениха орденский крест Владимира II степени и соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. А невеста, бледная, несчастная, после ночи выплаканых слез едва держится на ногах, и кажется, что она обессиленная сейчас просто лишится чувств или обессиленно сядет прям перед священником.

Налицо вопиющая несправедливость неравного брака!.. О зритель, ужаснись этой картиной несправедливости. Цветущее дитя связывает брачные узы с черствым и высохшим стариком! Священник услужливо склонился перед надменным чиновником и приторно прислуживает ему. Он видит, что молодая девушка не хочет замуж, но он не внимает установкам бога на свободное волеизъявлением, он подчинен тому же духу стяжательства. Примерно так же как Пушкинская Маша в Дубровском, которую буквально внесли в церковь и обвенчали со старым ловеласом, которого Пушкин вознес в благородного героя. Он хорош тем что богат, и тем что смел - стреляет в разбойников, когда те настигают на дороге. Но тем не менее и в этом и другом случае священник нарушает свои прямые обязанности и венчает людей, которые не согласовали свои желания, венчает людей, когда одна из сторон вынуждена соединять узы брака против своей воли...

Священник надевает обручальное кольцо на застывший палец мертвой руки убитой горем девушки, благославляя брак без любви, а иначе говоря по расчету, где все в выигрыше. Священник получит свой барыш, царедворец юную красавицу, родители хороший выкуп за невесту, единственно пострадавшими здесь выступает любовь, которую бросает в жертву злату.

"«Неравный брак» – зрелая и вполне законченная картина Пукирева. Мысль автора, его идея познаются сразу. Здесь все продумано, все взвешено".
Что же имено?.. Молодую девушку заставили против ее воли выйти замуж за старика, разлучив с любимым. Нам жалко девушку, нам жалко несчастного молодого человека, нам жалко, что любовь разрушилась этим жестоким и несправедливым миром, где царствует одна корысть и расчет!.. Занавес закрывается, зритель утирает слезы!..

"Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чужим ей, нелюбимым человеком". (с сайта www.rodon.org)

Примерно так же ждала Маша своего освободителя Дубровского, но вот незадача, он опоздал, вовремя не явился, (не без помощи автора, разумеется) и потому, увы, судьба разлучает их. А вот на картине ситуация другая. Любимый нашей героини стоит рядом и может воспрепятствовать бракосочетанию, сорвать его, а он же напротив выполняет роль шафера... Увы, не разбойник Дубровский, который бы выхватил кинжал и ударил бы им в самое сердце жениха, а то и священника. У нашего "Ромео" нет решительности до конца бороться за любовь. Это задумчивый в своем скорбном размышлении молодой человек, который выполняет роль шафера на свадьбе. Любимый же стоит рядом и ничего поделать не может. Он слишком интелегентен, чтобы драться за свою любимую, как и она слишком безвольная, чтобы отвергнуть сватовство генерала-чиновника и сказать решительное нет священнику.

В. В. Стасов справедливо назвал «Неравный брак» «одной из самых капитальных, но вместе и самых трагичных картин русской живописи». «Что может быть проще взятого тут сюжета? – вопрошал критик. – Продажа и покупка невесты – это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?» .

Красивая история, которую изложили нам, не имеет никакого отношения к реальности изображенной на картине. Торг?.. Да, есть торг, но этот торг должен вызывать не сочувствие к невесте, а отвращение... Перед нами прямой факт, который не хотят осмыслить имено в его прямом значении. Зрители находят оправдание и понимание, находит сочувствие и сопереживания, но не находит здравый смысл, чтобы понять, что же означает сей факт?...

А означает он следующее. Девушка на картине предала любовь. Она предала молодого человека и продала себя за деньги. Не надо искать оправдания в ее поступке, что ее заставили или ее уговорили. Любовь не прощает предательства. Если мы соглашаемся с тем, что девушка не имела выхода, то тогда давайте Шекспира объявим шарлатаном, а Джульетту сумасбродной девицей, которая по откровенному идиотизму покончила жизнь самоубийством, вместо того, чтобы согласиться на брак с представителем своего клана...

Есть две правды. Это правда русской девушки, которая согласилась под давлением родителей выйти замуж за нелюбимого, и правда Джульетты, которая предпочла смерть. Но двух правд не бывает, как не бывает за окном одновременно дня или ночи... Если слушать сладкозвучные суждения отечественных критиков, то получается правда на стороне героини Пукирева. А если следовать суждениям Шекспира, то правда на стороне его героев. Для которых любовь оказалась выше смерти...

Что мешало русской героине бежать из дома?.. Что мешало преодолеть гнет родителей?.. Что мешало погибнуть за любовь?.. Слабость?.. Тагда эта девушка недостойна любви, если она ради любви не готова бороться, то как человек она ничтожна, она слаба, она незрела, она должна быть осуждена.. К чему же сочувствовать человеку, который так предательски слаб, который не хочет бороться за любовь, который не хочет преодолевать препятствия ради того, чтобы быть с любимым... Ничтожный типаж женщины, который может вызывать только брезгливое сочувствие...

У человека есть выбор, был выбор и у героини "неравного брака". Она могла убежать с любимым?.. Могла.. Могла не одеть на себя платье и не пойти в церковь?.. Могла.. Могла бы броситься в воду как Катерина?.. Могла... Но она ничего этого не сделала, она сделала выбор в пользу слабости. В пользу того, что любовь для нее меньше, чем ублажение окружающего мнения, родителей, самой жизни. Любовь для нее ничтожна. И хотя ей тяжело, но она готова преодолеть любовь...

Однако слабость и безвольно сть весьма редкое явление для женских типажей, это скорее исключение, а вот что является правилом, вот в этом надо разобраться. В чем была ошибка тех интерпретаторов, которые оправдывали героиню?.. В том, что они не смотрели в суть факта, хотя он на лицо. Вот он прямо изображен. Вот молодая девушка, вот ее любимый, вот сановный чиновник. Прямой факт говорит, что девушка отказалась от любимого ради сановника. То есть, она предпочла материальные выгоды. Так между двумя выборами материальным или духовным, она выбрала первое. Это грубая, материалистическая, беспощадная правда жизни. Женщина в реальной жизни жертвует любовью во имя меркантильности. Этот факт сложно принять, он вызывает возмущение. Все наше сочувствие идет к несчастной девушке, которая изображена с такой безысходностью и безвольностью. Тем не менее главным мотивом написания "неравного брака" стала эта грубая правда жизни.

А может быть действительно у нашей героине не было выбора? Ведь девушки той эпохи находились в подчинении родителей. А ослушаться их волю значило бы быть проклятым, и даже лишиться наследства. Но даже в те времена у девушки был все-таки выбор, она могла дать отказ нелюбимому и дать согласие любимому. Или же "бежать в темную ночь" с любимым, как это сделала Наталья из повести Карамзина "Наталья, боярская дочь"

«Как? Без ведома отца моего? Без его благословения?» - «Без его ведома, без его благословения, или я погиб!» - «Боже мой!.. Сердце у меня замерло. Уехать тихонько из дому родительского? Что же будет с батюшкою? Он умрет с горя, и на душе моей останется страшный грех. Милый друг! Для чего нам не броситься к ногам его? Он полюбит тебя, благословит и сам отпустит нас в церковь». - «Мы бросимся к ногам его, но через некоторое время. Теперь он не может согласиться на брак наш. Самая жизнь моя будет в опасности, когда меня узнают».

Что же мешало юной деве подобно Наталье с любимым убежать и обвенчаться?.. Только слабость и трусость, только просчет будущей наживы от чиновного мужа. Он и достаток нажил и пенсию в 300 рублей в год заслужил, немалый для того времени деньги... Вот и подалась девица уговорам родителей, вот и переступила через свою душу и сердце. Нелегко дается выбор девушке, но ведь преодолевает себя, идет под венец, отказывается от борьбы, пускает свою судьбу по течению, как челн, который несет река без весел... Наверно так уговорили и Татьяну Ларину, но та хоть была уверена, что не нужна любимому, а тут, вот он рядом стоит, покажи на него рукой и скажи священнику, вот он мой любимый, не хочу я выходить замуж за мерзкого старика, хочу с любимым жить, или венчай меня священник или забери мою жизнь! За любовь все отдам!.. Но нет.. молчит, безмолвствует, следует властной руке судьбы...

Главным источником идеи картины художника стало действительное событие – история несчастной любви друга Пукирева С.М.Варенцова. За год до создания картины состоялось обручение богатого фабриканта, уже достаточно пожилого, с молоденькой девушкой из бедной семьи, некой С.Н. Рыбниковой, возлюбленной Варенцова. По неким причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе". Закончила Рыбникова печально. В богадельне.

" – И я должна сказать, что когда ко мне приходят, все спрашивают, а это правда, что справа этот молодой - это и есть сам художник... На наше счастье, мы недавно купили один рисунок, с надписью, Владимир Сухов, портрет Прасковьи Матвеевны Варенцовой, 1907 год, надпись, Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве в Мазуринской богадельне... Вот ее жизнь, да, она пережила, видимо, своего старика. У Мазуриных было помещение для таких купчих, бывших купеческих жен, примерно на 50 человек, там на Котельнической набережной, собственно, закончилась ее, видимо, жизнь, этой женщины.". (Л. ПОЛОЗОВА. (Эхо Москвы)

Вот она правда жизни. Главная правда заключается в том, что молодые женщины не только готовы выйти замуж за нелюбимых, но и пожертвовать любовью. Эта самое ужасное, что женщина, источник любви и вдохновения так цинично распоряжается собственной судьбой. Для нее ее молодость становится предметом торга. Это она продает себя, а общество лишь способствует. Если проститутка продает свое тело ради обогащения многим мужчинам, то обычная женщина продает не только свое тело, но и свою душу богатому мужчине. Браки по расчету стали столь циничны в российской обществе, что царь вынужден был запретить их. Вот так только запретом и можно было ограничить алчность молодых девиц.

"Отношения это торг - каждый выставляет свою цену и покупатель ищет продавца а продавец покупателя. Слова лишь оболочка для торга в основе которого лежат две вещи - сексуальность и деньги. Сексуальная женщина продается по самой высокой цене. Богатый мужчина покупает себе наиболее сексуальную женщину. В мире где все продается и покупается нет места любви - ведь любовь не купишь ни за какие деньги, а нежность не приобретешь никакими ухищрениями". (Геннадий Воловой)

Интересную ситуацию описал один писатель в своей книге о том, как завоевать женщину, к сожалению не помню ни автора, ни названия книги, поэтому привожу его рассказ по памяти. Автор решил поставить эксперимент, чтобы выявить меркантильность женщин. На заре перестройке, когда только начались появляться первые бизнесмены, расцветал рэкет, а девочки в школе мечтали стали стать валютными проститутками, он дал объявление в газету, где написал. Что "молодой человек, проживающий в общежитии, рабочий на заводе, крепкий, спортивный, без вредных привычек, любит животных и детей, хочет познакомиться с девушкой для создания семьи". Спустя некоторое время к нему пришли три приглашения. От женщины старше сорока лет, от матери трех детей, и от алкоголички.

Тогда спустя месяц он разместил новое объявление в котором изменил свой статус. Он написал. "Бизнесмен, имеющий прочный и солидный бизнес, лысый, маленького роста, с животиком, с непростым, если не сказать тяжелым характером, сорока лет желает познакомиться с целью иметь любовницу, замужество возможно, но не обещаю". На это предложение откликнулись... 400 писем!.. Кого только не было среди них. Совсем молоденькие девушки готовы были бросить к ногам свою невинность. Замужние женщины предлагали стать любовницами. Остальные просто рвались замуж за такого "удачного женишка". Классическая ситуация повторилась как и в сказке про "Цахиса", который был безобразен, но у которого на лысине было три волоска. И девушки влюблялись в него и не видели его уродства. Все закономерно, женщины выбирают злато и предают любовь.

"Если женщина хочет подцепить богатого мужчину с целью заработать деньги ей надо знать что в этой сфере существует жестокая конкуренция так деньги нужны всем. Тут вопрос состоит не в том где найти это не проблема а стоит ли женщина того чтобы ее искали? А для этого надо обладать красотой, веселым характером, стервозностью, умением порабощать мужчину, будить в нем страсть и интерес. Словом женщина должна быть такой чтобы вызывать у богатого мужчины желание покупать ее за деньги и отодвигать в сторону конкурирующую претендентку на кусочек его богатства". (Геннадий Воловой)

Сегодня времена изменились, но не изменились алчные желания женщин. Конечно, сегодня юные девушки уже не мечтают быть валютными проститутками, но страсть к наживе, к внезапному обогащению за счет мужчины ослепляет и манит к заманчивыми горизонтами. И сегодня экскурсовод Людмила Полозова перед картиной "Неравный брак" искушает юных дев каверзными вопросами. И слышит разные ответы от разных возрастных групп. Если это девочки-пятиклассницы, то они хором говорят, что никогда бы не вышли замуж за старика, если это девушки-восьмиклассницы, то они уже начинают сомневаться и не столь категоричны, а если это молодые женщины, то они уже открыто выражают возможность такого своего замужества... Вот, эволюция чистой души девочки, до замутненным корыстью души девушки.

"Демон который закрался в душу женщины нашептывает ей: «Тебе нужен сильный мужчина а сила в деньгах. Ведь мужчина умеющий зарабатывать привлекает к себе даже не самими деньгями а той уверенностью которая исходит от него. Ты должна быть тылом поддержка и опорой для этого мужчины. Тебе нужно думать о твоих детях а их счастье в богатстве». Как только женщина согласится с этими доводами - она предаст любовь". (Геннадий Воловой)

Есть пословица, которая как можно лучше характеризует лучшие качества мужчины и женщины, она своей краткостью проливает свет на подлинных людей и звучит она так. "Мужчину проверяют булатом, женщину - златом". Когда женщина освободиться от "оков" "злата", когда она будет обладать свободной душой и будет выбирать любовь, когда она преодолеет все прептятсвия и соблазны ради любви, только тогда женщина состоится как свободная личность. Вот тогда девушка и сможет выбрать подлинные ценности и обрести лучшую судьбу, которую можно найти в жизни!..

"Если девушка заглянет в глубину души, то она увидит, что ее душа жаждет не любви, а тщеславия. Если женщина заглянет в глубину души, то увидит, что ее душа жаждет не любви, а злато. Если старуха заглянет в глубины души, то увидит, что душа ее хочет только любви. Если бы разум старухи вложить в девушку и женщину, сколько бы ошибок они бы избежали?". (Геннадий Воловой)

И в заключении статьи я предлагаю читателю замечательное восприятие картины "Неравный брак" героем Геннадия Мартынова.(Живописные сны)

"Дрожащая рука священника с золотым колечком тянется к пальчику невесты. А ведь то, что делает этот дед в сверкающем золотом одеянии ничем иным, как богохульством, и назвать нельзя. А он как бы по праву, данному ему от Бога, совершает это противное Богу святотатство. Ведь он обручает молодость, красоту, жизнь с увяданием, дряхлостью и самой смертью. Вряд ли боженька сверху с одобрением смотрит на это противоестественное всей природе человеческой деяние. Неужели и все тесно стоящие позади люди не понимают этого. Любое живой создание – это творение божье. И соединение в нем всего живого предназначено прежде всего, чтобы жизнь не прекращалось. А это значит, что соединение по божественной мысли должно происходить только в том случае, и для того только, чтобы исполнить первый закон всего сущего на земле – продлить жизнь.
Невеста – еще совсем девочка-подросток – стоит вся подавленная тяжестью подневольного ритуального действия, в котором ей отведена главная роль. Зов юной плоти, еще насквозь пронизанный романтическими мечтами, грубо и безжалостно подавляется в этом Божьем доме. Это трогательное юное создание, которое, кажется, только-только отложило в сторону свои любимые куклы и все игры в дочки-матери, уже по выходу из этого наполненного запахом ладана пространства, должна отныне проникаться суровым чувством конца всей поэзии ожидания счастья под бдительным холодным взором старца, которого только что ей нарекли в супруги.
Андрей хорошо запомнил эту картину с самого детства, с того момента, как их третий класс впервые привели на экскурсию в знаменитый музей. Тогда он плохо понимал, кто и почему заставил эту всю в белом одеянии большую девочку с печальным лицом и глазами, из которых вот-вот польются слезы, лишенной сил до такой степени, что легкая свеча валится из ее рук, стоять рядом с этим противным стариканом, похожем на высохшую мумию, и огромной звездой, усыпанной брильянтами, на груди. Он явственно слышал его скрипучий голос. Суровый дед едва слышно наставительно, как школьницу, учит, как ей подобает вести себя в этот момент. В чем же она провинилась, и чем так недоволен дед со звездой? И за что ее сейчас непременно накажут? Он это не понимал. Но девочку ему было до слез жалко".

" – Картина Пукирева «Неравный брак» впервые была показана на академической выставке 1863 г. в Санкт-Петербурге. Сначала она была приобретена известным московским коллекционером Александром Борисовским, он был другом художника Пукирева и дважды финансировал их совместные поездки по Европе. В коллекцию Третьяковской галереи картина «Неравный брак» поступила в 1871 г., Павел Михайлович Третьяков купил ее у Борисовского, он покупал у Борисовского и другие картины. Третьяков заплатил Борисовскому 1 500 руб., по тем временам это достаточно высокая цена. Картина имеет уникальную резную золоченую раму из цельного дерева, которую сделал друг Пукирева Гребенский. В благодарность за такой роскошный подарок Пукирев изобразил одного из персонажей картины с портретными чертами Гребенского. Павлу Михайловичу Третьякову так понравилась эта рама, что впоследствии он стал заказывать Гребенскому рамы и для других своих картин." (Г. ДОЛИНЧУК. Эхо Москвы)

Рецензии

Неточность. Не С.Н.Рыбникова закончила свою жизнь в богадельне, а модель с которой Пукирев писал свою картину - П.М.Варенцова. А Рыбникова жила богато и счастливо в своем доме до конца дней.

"В 2002 году В Третьяковскую галерею поступил портрет,сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве?

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр - это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы.

Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением. «Неравным брак» Василия Пукирева - это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить.

Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили. Здесь нет картинного плача, заломанных рук - всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто. Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте - всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну:

- Не противен ли я вам?
- Нет, - ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить - мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо - я почти ненавижу его» . Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.



Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли.

Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?



И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах ! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.



Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених - на невесту, невеста - в пол, друзья жениха - тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь - Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.

Летом 2016-го в Третьяковке проходила одна из самых интереснейших выставок — «Тайны старых картин». Проект состоял из 17 таинственных сюжетов — 17 шедевров музея с их историями, загадками и тайнами. Каждая история заслуживала особого, трепетного внимания, но больше всех мне понравилась «тайна» «Неравного брака» В. Пукирева.

За «картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории», за огромное полотно с непривычным взглядом художника на вещи, В. Пукирев получает звание профессора. Случай был беспрецедентный — всех взволновала новая тема, современная и актуальная — тема власти денег.

Для тех, кто не помнит сюжет картины, предлагаю ознакомиться — потрясающее презентационное видео от «Третьяковки»:

Догадок всё больше…

Картина «Неравный брак» Василия Пукирева так и не разгадана до конца. Анализируя ее, мы вступаем на зыбкую почву догадок. Кто эта девушка? Что за мрачный красавец мужчина со скрещенными руками стоит за ней, ненавидяще-отчаянным взглядом упершись в спину «молодого жениха»? А что делает призрачная, с первого взгляда незаметная старуха в венчальном уборе слева от жениха, и почему смотрит на него таким странным взглядом? И наконец, правда ли, что картина автобиографическая?Попробуем разобраться.

Сюжет картины «Неравный брак» мало кого оставит равнодушным: полумрак церкви, падающий из окна свет ярко освещает трех главных героев картины — жениха, невесту и священника… Юная, печальная невеста обреченно протягивают руку, на которую склоненный в льстивом поклоне священник сейчас наденет кольцо, и отдаст ее во власть старого богатого сластолюбца, чопорного жениха, держащего свечу.

Свадьба, свадьба! Да что-то нерадостная…

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — Невеста и кольцо

Девушка – настоящий цветок, Пукиреву удивительно удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва-едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. Невеста написана округлыми, мягкими линиями, ее лицо и плечи и, в меньшей степени, белое платье – самые сияющие элементы этой сцены.


«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ невесты

А вот жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьей прелести невесты. На шее его — орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. (орден Российской империи в 4-х степенях за военные отличия и гражданские заслуги.)

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ жениха

Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

По сути, перед нами – договор купли-продажи. И все присутствующие участвуют в этом преступлении: родители или тетушка девушки, которых не видно, но которые согласились на эту сделку, толстый поп в золоченом одеянии, сам престарелый жених…

Кстати, позволим себе немного цинизма в надежде на лучшее будущее для девушки. Может быть, старичок-то в скором времени… того? И останется молодая богатая вдова? В поисках ответа на этот вопрос посмотрим пристальнее на гостей.

Слева от жениха старуха, а на голове у нее нелепое для ее возраста украшение… Венчальное? А слева от священника не еще ли одна старуха выглядывает? Обратите внимание — в тусклые тона художник «обмакнул» только этих двух старушек.


Искусствовед, старший сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова предположила, что эти призрачные старухи, придающие картине мрачный мистический колорит, – предыдущие жены. Отправленные «в отставку»? Или спроваженные в гроб? Вторая версия вероятнее, иначе что бы им делать на свадьбе.

А с каким интересом смотрят глаза человека, находящийся за спиной у первой старухи — он единственный, кто смотрит на кольцо, которое сейчас наденут девушке на палец. И каким мертвым, саркастическим взглядом взирают на невесту старушки.

Привлекает к себе внимание и мужская фигура за невестой – статный, мрачный молодой красавец со скрещенными руками.

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — «молодой человек позади невесты»

В его образе можно уловить сходство с самим художником. Так может, история автобиографическая? А рядом стоит человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип – Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества.

Возможно, здесь и кроется объяснение тому, что Василий Пукирев так быстро и стремительно написал эту картину, и тому, что она так берет за живое, никого не оставляя равнодушным? И, может, именно потому он не наслаждался успехом выставленного на Осенней выставке 1863 года в Академии художеств «Неравного брака», а спешно уехал за границу?

Прасковья Матвеевна Варенцова

В пользу этой версии говорит еще один факт. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Она пережила своего старого мужа, но, судя по тому, что последний известный портрет ее сделан в богадельне, счастья и богатства сей брак ей не принес.

Впрочем, с картиной связана еще одна история. Дело в том, что в Третьяковской галерее хранится эскиз к картине «Неравный брак».

Неравный брак. Эскиз одноименной картины

И что мы видим? За спиной невесты по-прежнему стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это уже другой человек! Удивительно, но в этой версии фигурирует та же фамилия. То ли не всё мы еще знаем об этой картине, то ли странное совпадение?

Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов. Он был влюблен в Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. Но так вышло, что ему предпочли другого – то ли родители, то ли сама девушка… Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Потому он изображен позади невесты.

Видимо, Сергей Варенцов очень страдал, делился переживаниями с товарищем и подтолкнул его к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, устроил грандиозный скандал. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого.

Это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. У них родилось трое детей, и всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.

Что же касается образа «Кащея», жениха, исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным. В нем находят черты тверского предводителя дворянства Алексея Полторацкого, князя Павла Цицианова и даже повара, служившего в доме Сергея Варенцова. Вероятно, и тот, за кого выдали замуж невесту Пукирева, тут виден.

Критика

Картину приняли восторженно. Владимир Стасов, увидев картину, написал: «Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни». Критик считал, полотно Пукирева «…одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы». Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Николай Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.

Помимо восторженности были и нападки. Художника упрекали за мелкотемье, нападали за то, что он применил дерзкий, небывалый приём, изобразив обычных, из повседневности героев, да ещё и в полный рост. Такое позволялось только по отношению к античным героям.

А Н. Дмитриев писал в «Современной летописи»: «У господина Пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке — не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание… отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического».

Мотив

Мотив «неравного брака» пришёл в изобразительное искусство из жизни, из истории. В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности.

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”.

В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. И вот, в 1863 году на выставке появляется картина «неравный брак» и сгорбленный священник, вопрошающий к невесте исподлобья… В картине священник изображен, как человек не осуждающий союз двух абсолютно разных и не равных друг другу людей, а как «человек купленный» старым и влиятельным женихом, и его неблагородный образ особо подчеркивается художником…

Автобиографична ли она?

Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:

«На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Об этой трагедии Пукирева говорил и друг его С.И.Грибков. В книге «Москва и москвичи» Гиляровский писал:

«О В.В.Пукиреве С.И.Грибков всегда говорил с восторгом: - Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была как у Дубровского - и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба такая же! Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных лет знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещенными руками - это сам В.В.Пукирев, как живой».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За неё Академия наградила его званием профессора .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок », а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

    Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

    Работа над картиной

    Пукирев приступил к работе в 1862 году. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст.

    Описание

    На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

    В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.

    Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.

    Среди гостей выделяется фигура шафера , изображённого у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак, обрекающий героя на страдание.

    Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы - группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина справа, видимо - сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

    Прототипы картины

    Версия Николая Варенцова

    Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову , но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего , на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина . Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках , в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова - Николаем.

    Согласно версии, вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя.

    Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню - дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.

    Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, - Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.

    Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине, является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещёнными руками в картине - это сам В. В. Пукирев, как живой».

    Версия Грибкова и Мудрогеля

    По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем , на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:

    Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками - это сам В. В. Пукирев, как живой.

    Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева - Прасковья Матвеева Варенцова , внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне ».

    В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове. а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда - от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, - от Цицианова, венчик седых волос - от повара Владимира Ивановича.

    На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков , по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было».

    Последствия

    Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков . Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее.

    В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь . Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Приём приданого по росписи» и «Прерванное венчание».

    • В оформлении обложки альбома «Клубника со льдом » группы «Крематорий» использована картина Василия Пукирева «Неравный брак». Картину создатели оформления дополнили фигурой в белом халате.