Бедржих Сметана: биография. Бедржих Сметана – родоначальник национальной чешской оперы

Бедржих Сметана родился 2 марта 1824 г. в городке Литомьпыль (Чехия) в семье арендатора пивоварни. Отец Берджиха - Франтишек Сметана - приложил немало сил, чтобы приобщить все свое многочисленное семейство (у него было одиннадцать детей) к чешскому песенному фольклору. Кроме того, Франтишек обучил сына Бедржиха игре на скрипке. Однако позже Сметана младший предпочел скрипке фортепьяно (его учителем был Я. Хмелика).

Уже с юных лет у Бедржиха проявился незаурядный талант, а, главное, целеутремленность. "Я хочу стать Моцартом в сочинении и Листом в виртуозности", - записал он в своем дневнике.

В результате частых переездов семьи Сметана оказался в городе Немецкий Брод, где поступил в гимназию. Время, проведенное здесь еще больше сблизило Бедржиха с чешской культурой, чему в немалой степени поспособствовали его педагоги.

С 1830 г. он с успехом концертировал как пианист на родине и за рубежом.

В 1843 г. Сметана поступил в музыкальную школу Йозефа Прокша в Праге. В столице он активно посещал концерты Мошелеса, Тальберга, Клары Шуман, сочинял фортепьяные сочинения.

В 1846 г. композитор окончил обучение. А через два года его увлекли политические события 1848 г. (восстание против австрийцев). И хотя Сметана не принимал непосредственного участия в уличных боях, его эмоциональное состояние было выражено в "Песне свободы", написанной под впечатлением от происходящего.

В том же 1848 г. Сметана основал музыкальную школу в Праге. Из наиболее значительных произведений тех лет - польки.

Следующим шагом в его творческой эволюции было написание трио соль-минор для фортепьяно, скрипки и виолончели. Толчком к созданию этого первого его значительного камерного произведения стала личная трагедия. Сметана написал, что это трио является «воспоминанием о моем первенце, дочери Бедржишке, которая поражала всех своим музыкальным талантом, но была унесена безжалостной смертью в возрасте всего лишь четырех с половиной лет». Композитор безмерно любил свою старшую дочь (весьма одаренную музыкально) и тяжело переживал ее раннюю кончину.

В 1856 г. Сметану пригласили в шведский город Гетеборг, где он прожил в общей сложности пять лет. За время пребывания в Гетеборге Сметана написал три симфонические поэмы, из которых наиболее значительная и самобытная «Лагерь Валленштейна» (1858 г.)

Окончательно в Чехию Сметана вернулся в 1863 г. В течении последующих нескольких лет музыкант развил бурную общественную деятельность, выступал как хоровой и оперный дирижер, музыкальный критик и композитор.

С 1866 по 1874 гг. Сметана был главным дирижёром «Временного театра», возглавлял музыкальную секцию «Умелецкой беседы», работал с хором «Глагол Пражский» (писал для него произведения на чешские тексты).

В 1874 г. Сметана неожиданно оглох. Но несмотря на это в последующее десятилетие он создал едва ли не лучшие свои произведения: симфоническую поэму «Мою Родину», оперы(«Поцелуй»), фортепьянные циклы «Сны» и «Чешские танцы», оба струнных квартета и оркестровый «Пражский карнавал».

Свою жизнь Сметана доживал в лечебнице для душевнобольных в Праге.

Музыкальное наследие:

Оперы (все поставлены в Праге): "Брaндербуржцы в Чехии" (Branibori v Cеchach, 1863 г.), "Проданная невеста" (Prodana nevesta, 1866 г.), "Далибор" (Dalibor, сочинена 1867 г.), "Либуше" (Libusе, 1872 г.), "Две вдовы" (Dve vdovy, 1874 г.), "Поцелуй" (Hubicka, 1876 г.), "Тайна" (Tajemstvi, 1878 г.), "Чёртова стена" (Certova stena, 1882 г.), "Виола" (нe окончена, по "Двенадцатой ночи" Шекспира, соч. 1884 г.)

Камерно-инструментальные ансамбли : для cкpипки и фортепьно-фантазия (1843 г.), 2 дуэта "В родном краю" (Z domovi-ny, 1878 г.), фортепьянное трио (1855 г.), 2 струнного квартета (1-й, Из моей жизни-Z meho zivota, 1876; 2-й-1883 г.)

Хоры (мужские, с фортепьно): "Чешская песня" (Сeska pisen, слова Я. Гвезды, 1860 г.; 2-я редакция для смшанного хора с фортепьно, 1868 г.; 3-я редакция с оркестром, 1878 г.), "Три всадника" (Tri jezdci, cлова Ю. В. Яна, 1862 г.), "Отщепенец" (Odrodilec, cлова А. Мeтлинского, двойной мужской хор - 1863 г.; 2-я редакция, мужской хор - 1864 г.), "Земледельческая песня" (Rolnicka, cлова В. Трнобранского, 1868 г.), Торжественный хор (Slavnosti sbor, cлова Э. Цюнгеля, 1870 г.), "Песнь на море" (Pisen na mori, cлова В. Галопа, 1877 г.), 3 трёхголосных женских хора - "Прилетели ласточки" (Priletely vlastovicky), "Солнце село за гору" (Zapad slunce, оба на cлова И. Сладека) и "Моя звезда" (Ма hvezda. cлова К. Пешки, 1878 г.), мужские хоры на cлова И. Срб-Дeбрнова - "Приданое" (Veno, 1880 г.), "Молитва" (Modlitba, 1880 г.); 2 лозунга (Dve hesla, для "Глагола пражского", 1882 г.), "Наша песня" (Nase pisen, 1883 г.), 2 церковных хора - с органом a cappella

Произведения для фортепьяно: " Бравурный галоп" (1840 г.), кадриль (1841 г.), польки , в том числе "Из студенческой жизни" (Zе studentskeho zivota, 1842 г.) и "Воспоминание о Пльзени" (Vzроmkа nа Plzen, 1843 г.), Багатели и экспромты (8 пьес, 1844 г.), 8 прелюдий (1845 г.), 6 характерных пьес (Sest charakteristyckych skladeb, 1848 г.), соната (1849 г.), "Свадебные сцены" (Svatebni scdny, 1849 г.), "Листки воспоминаний" (Listky do pamatniku, 1851 г.), польки - 3 салонные (Tri polky salonni, 1855 г.), 3 поэтические (Poeticke, 1855 г.), "Видение на балу" (Videni nа plese, 1858 г.), "Беттина полька" (Bettina polka, 1859 г.), "Воспоминание о Чехии в форме полек" (Bzpominky nа Cechy ve forme polek, 1859 г.), 4 концертных этюда (1862 г.), концертная фантазия на темы чешских песен (1862 г.), Мечты (Sny, 1875 г.), Чешские танцы (Ceske tance, тетрадь I - 1877 г., тетрадь II - 1879 г.)

Произведения для фортепьно в 4 руки : 2 увертюры (1842 г.)

Музыка к спектаклям драматического театра: 2 увертюры для малого оркестра к кукольным драмам М. Копецкого "Доктор Фауст" (1862 г.) и "Ольдржих и Божена" (1863 г.), Фанфары к трагедии У. Шекспира "Ричард III" (для валторн, труб, тромбона, литавр, 1867 г.)

Бедржих Сметана (Шаблон:IPA-cs; чеш. Bedich Smetana, при крещении получил имя Фридрих (нем. Friedrich); 2 марта 1824, Литомишль - 12 мая 1884, Прага) - чешский композитор, пианист и дирижёр, основоположник чешской национальной композиторской школы.

Биография

Родился в семье пивовара Литомишльского замка Франтишка Сметаны и его супруги Барборы Линковой. Рос и воспитывался в немецкоязычной стране, но несмотря на запрет властей, дома говорили только по-чешски, и мальчика обучили грамоте на родном языке. У Бедржиха рано проявились музыкальные способности, он стал учиться игре на фортепиано и скрипке, в восемь лет начал сочинять, однако его отец хотел, чтобы сын стал экономистом. Тем не менее по окончании пльзеньского лицея молодой Сметана отправился в Прагу, где совершенствовал своё фортепианное мастерство. В эти годы финансовую поддержку ему оказывал Ференц Лист, высоко оценивший его талант. Благодаря Листу Сметану удалось в 1848 году издать некоторые из своих сочинений и открыть собственную музыкальную школу, где он преподавал игру на фортепиано. Среди его учеников - Ян Людевит Прохазка.

В 1856 году Сметана получил приглашение на пост дирижёра симфонических концертов в Гётеборге, где работал в течение следующих пяти лет также как педагог и музыкант камерного ансамбля. Вернувшись в Прагу в 1863 году, он основал ещё одну музыкальную школу с целью продвигать чешскую музыку. В 1866 году Сметана получил место главного дирижёра Национального оперного театра Чехии, в оркестре которого в то время играл на альте никому ещё не известный молодой музыкант и начинающий композитор Антонин Дворжак. В этом театре впервые были поставлены многие из опер Сметаны, написанные на чешские народные сюжеты. В 1874 году Сметана тяжело заболел (по одной из версий, сифилисом) и, из-за этого почти полностью потеряв слух, был вынужден оставить свой пост. Уйдя от активной общественной деятельности и поселившись у своей дочери Зофии и её мужа-лесничего на хуторе Ябкенице, он продолжал сочинять музыку. В 1883 году из-за прогрессировавшей меланхолии был помещён в психиатрическую больницу в Праге, где и умер 12 мая 1884 года. Композитор похоронен на Вышеградском кладбище.

Творчество

Сметана - один из крупнейших музыкантов Чехии, считающийся основоположником национальной композиторской школы. Он первым из композиторов использовал в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Ему также принадлежит первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке, - «Бранденбуржцы в Чехии». Творчество Сметаны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений - Антонина Дворжака, Зденека Фибиха и др.

Одна из симфонических поэм цикла «Моя Родина» - «Влтава» (Молдау) стала неофициальным чешским национальным гимном.

Память

  • В Праге с 1936 года открыт музей Бедржиха Сметаны.
  • В память о Сметане фестиваль «Пражская весна» открывается в день его смерти, 12 мая, исполнением самого известного сочинения композитора - цикла «Моя Родина».
  • Памятники выдающемуся композитору установлены в Литомишле, Пльзене, Оломоуце, Карловых Варах и других чешских городах.
  • В честь композитора назван астероид (2047) Сметана.

Кинематограф

  • В 1955 году вышел фильм «Из моей жизни» Вацлава Кршки, в котором роль композитора исполнил Карел Хёгер.

Основные сочинения

Оперы

  • «Браниборы в Чехии» (Braniboi v echch; 1863)
  • «Проданная невеста» (Prodan nevsta; 1866, вторая редакция 1870)
  • «Далибор» (Dalibor; 1867)
  • «Либуше» (Libue; 1872)
  • «Две вдовы» (Dv vdovy; 1874)
  • «Поцелуй» (Hubika; 1876)
  • «Тайна» (Tajemstv; 1878)
  • «Чёртова стена» (ertova stna; 1882)
  • «Виола» (Viola; 1872-1884, не окончена)

Симфонические произведения

  • «Шведские песни», цикл симфонических поэм: «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», «Гакон Ярл» (1859-1861)
  • «Моя Родина», цикл симфонических поэм: «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В лесах и лугах Чехии», «Табор», «Бланик» (1874-1879)
  • Симфония E-dur «Триумфальная» (1853-1854)
  • «Пражский карнавал» (не окончен)

Камерные произведения

  • Фортепианное трио g-moll
  • Два струнных квартета (e-moll «Из моей жизни», 1876; d-moll, 1883)
  • Сюита «С родины» для скрипки и фортепиано

Сочинения для фортепиано

  • Соната e-moll для двух фортепиано в восемь рук (1846);
  • Шесть прелюдий;
  • Рондо C-dur;
  • Польки;
  • Чешские танцы;
  • Концертный этюд соль-диез минор (Op. 17, 1861).

Вокальные и хоровые сочинения

  • Пять песен для голоса и фортепиано на слова Витеслава Галека
  • Чешские песни для мужского хора a capella
  • Три песни для женского хора a capella
  • Кантата «Чешская песня» для смешанного хора и оркестра

Литература

  • Мартынов И. Бедржих Сметана. Очерк жизни и творчества. - М.: Музгиз, 1963.

Бедржих Сметана (чеш. Bedřich Smetana) родился в многодетной семье пивовара Франтишека Сметаны, 2 марта 1824 г., в Литомышле. Семья часто переезжала. Дети учились в Йиглаве, потом в гимназии города Немецкий Брод. В доме всегда любили музицировать, и маленький Бедржих тоже играл на скрипке и фортепиано. Заканчивал образование Бедржих в Пльзени. Он жил в доме дяди – […]

Бедржих Сметана (чеш. Bedřich Smetana) родился в многодетной семье пивовара Франтишека Сметаны , 2 марта 1824 г., в Литомышле . Семья часто переезжала. Дети учились в Йиглаве, потом в гимназии города Немецкий Брод. В доме всегда любили музицировать, и маленький Бедржих тоже играл на скрипке и фортепиано.

Заканчивал образование Бедржих в Пльзени. Он жил в доме дяди – профессора Йозефа Сметаны . Там юноша познакомился с произведениями великих композиторов и писателей, увлекся передовыми идеями.

В 1843 году Бедржих уехал в Прагу и поступил в школу пианиста Йозефа Прокша . Сметана увлекался творчеством Листа, слушал концерты Мошелеса и Тальберга. Юноша уже пробовал сочинять музыку сам – он писал фортепианные произведения. Обучение в музыкальной школе Прокша он закончил в 1846 году.

С 1848 года Сметана увлёкся политикой. Он не мог принять участия в уличных боях на пражских улицах, но отразил их в своём творчестве. Под впечатлением событий он написал «Песнь свободы». Летом 1848 года молодой композитор вернулся в Прагу и открыл собственную музыкальную школу. Через год Бедржих женился на Катержине Коларжовой . В те годы молодой композитор создавал свои знаменитые польки.

У супругов родились дети – четыре дочери. Старшая дочка, Бедржишка, унаследовала талант отца – он прочил ей большое музыкальное будущее. В середине 1850-х три дочери Сметаны умерли – все, кроме младшей – Софьи. Горе композитора вылилось в ряд элегических произведений. Фортепианное трио «соль-минор» он посвятил любимой Бедржишке.

Осенью 1856 г. композитор вместе с супругой и дочерью уехал в шведский Гётеборг. Там он работал дирижером симфонических концертов, педагогом и музыкантом камерного ансамбля. В Гётеборге он написал три симфонические поэмы; самой значительной из них считается вторая – «Лагерь Валленштейна». В 1859 году Сметану постигла новая утрата – от туберкулёза умерла жена – Катержина. В горе композитора поддержал его новый друг Ференц Лист .

Летом 1860 года Сметана женился на Беттине Фердинандовой . В этом браке у него было две дочери. Находясь за рубежом, композитор следил за политическими событиями в Чехии. В 1863 г. Сметана вернулся на родину. Начало его концертной деятельности не было успешным, и он вновь открыл музыкальную школу.

Всё это время Сметана продолжал писать музыку. Первой успешной оперой стали «Бранденбуржцы в Чехии». Композитор создавал основы национальной чешской оперы в произведениях «Проданная невеста», «Далибор».

Представители реакционных кругов не приняли «Далибора», подвергнув его жёсткой критике. Это было большим разочарованием, но Сметана уже работал над новой оперой – «Либуше».

Премьера «Либуше» состоялась в 1881 году. Успех был оглушительным, но сам композитор к тому времени был почти полностью глух. Глухота развивалась с 1874 года. Сметана удалился от людей и жил в лесной сторожке, принадлежавшей его тестю-егерю. Там он сочинил ещё несколько значительных произведений, но депрессия прогрессировала. В 1883 году Сметана оказался в психиатрической клинике Праги. Там он и скончался 12 мая 1884 г. Бедржиха Сметану похоронили на Вышеградском кладбище.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

История жизни
Бедржих Сметана, родившийся 2 марта 1824 года в городке Литомьпыль, расположенном к востоку от Праги, был одиннадцатым ребенком в семье арендатора пивоварни Франтишека Сметаны и его жены Барбары. Отец был настроен патриотически и заботился о том, чтобы у детей пробудился интерес к чешскому песенному фольклору. В доме часто музицировали, в основном в форме струнного квартета, и отец еще в раннем детстве научил Бедржиха играть на скрипке. Однако уже в скором времени он стал отдавать предпочтение фортепиано.
Частые переезды отца способствовали духовному росту мальчика. После окончания учебного года в Йиглаве Бедржиха отдали в гимназию в городе Немецкий Брод. Обстановка для занятий была самая благоприятная. Педагоги стремились привить ученикам уважение к своей стране, к родному языку и национальной культуре. Там Сметана сблизился с Карелом Гавличком-Боровским, будущим деятелем чешского возрождения, поэтом и публицистом. Гавличек организовал кружок молодежи, где смело высказывались свободолюбивые мысли, распевались патриотические песни. Для завершения образования отец направил сына в город Пльзень. В Пльзене жил их родственник - профессор Йозеф Франтишек Сметана, активный деятель чешского возрождения. В его доме юноша еще более увлекся передовыми идеями, историей чешского народа, познакомился с произведениями чешских писателей и композиторов. Изучал он и сочинения великих мастеров - Моцарта, Бетховена, Шопена, нередко выступал в концертах. К моменту окончания гимназии у Бедржиха созрело твердое решение посвятить себя музыке.
Завершив учебу, Сметана покинул Пльзень. Путь его лежал в Прагу. В столицу юноша прибыл в октябре 1843 года с очень скромными средствами. Сметана поступил в музыкальную школу Йозефа Прокша - талантливого музыканта, отличного пианиста. Музыкальная жизнь столицы не шла ни в какое сравнение с пльзеньской. Здесь он с огромным удовольствием слушал Листа. Мечтая о карьере пианиста, Сметана не пропускал концертов Мошелеса, Тальберга, Клары Шуман.
В те годы сам Сметана писал главным образом фортепианные произведения. Сонатой для фортепиано соль минор он закончил обучение у Прокша в 1846 году.
Вскоре молодого Сметану увлекла политическая буря 1848 года. Сметана, конечно, не стоял в стороне от этих событий, но не принял непосредственного участия в боях на улицах Праги. По крайней мере, в его воспоминаниях нет ни малейшего намека на это. Однако как художник он отреагировал на эти события, свидетельством чему является «Песнь свободы», написанная непосредственно под впечатлением уличных боев.
После поражения революции абсолютистский режим приступил к подавлению или полному уничтожению всего того, что было достигнуто за короткий период подъема молодой чешской буржуазии. В такой обстановке Сметана летом 1848 года возвратился в Прагу и открыл частную музыкальную школу.
27 августа 1849 года состоялось бракосочетание Бедржиха с его юношеской любовью Катержиной Коларжовой. Будучи замечательной пианисткой, она смогла деятельно участвовать в работе музыкальной школы.
Наиболее значительные сочинения тех лет молодого композитора - польки. Из бытовых танцевальных пьес они превратились в поэтичные картинки настроений.

Скоро в семье Сметаны появились дети. Большие надежды возлагали родители на старшую дочь Фридерику, по-чешски Бедржишку, которая, казалось, унаследовала необычайный музыкальный талант, проявившийся, по словам родителей, уже в очень раннем детстве. Тем тяжелее были удары судьбы, постигшие семью в середине 1850-х годов. В течение трех лет умерли три из четырех дочерей: в декабре 1854 года - родившаяся второй Габриэла, в сентябре 1855 года - старшая Бедржишка, в июне 1856 года - родившаяся третьей Катержина.
Боль, вызванная потерей обожаемой дочери «Фрицхен», как называли Бедржишку, вылилась в музыку. Непосредственно под воздействием смерти Бедржишки Сметана написал первое значительное камерное произведение: трио соль-минор для фортепиано, скрипки и виолончели. В списке своих произведений он отметил, что это трио является «воспоминанием о моем первенце, дочери Бедржишке, которая поражала всех своим музыкальным талантом, но была унесена безжалостной смертью в возрасте всего лишь четырех с половиной лет».
В сентябре 1856 года в пражском соборе Св. Витта состоялась премьера «Иранской мессы» Листа, и Сметане, наконец, представилась возможность лично выразить дружеские чувства своему кумиру. Многочасовое совместное музицирование, жаркие дискуссии с маэстро неожиданно привели Сметану к мысли о том, что творческий климат Праги не сулит ему особо заманчивых перспектив. И вдруг, как по заказу, Сметана получил приглашение из шведского города Гётеборга.
17 октября 1856 года Сметана прибыл в Гётеборг. Этот крупный шведский портовый город на последующие пять лет стал для него чем-то вроде второй родины. Весной Сметана побывал в Чехии. Но там его постигло большое горе - скончался отец. Осенью вместе с женой и дочерью Софьей композитор вернулся в Гётеборг.
Из трех симфонических поэм, возникших в Гётеборге, наиболее самобытна вторая поэма - «Лагерь Валленштейна» (1859). «Лагерь Валленштейна» - первое крупное симфоническое произведение Сметаны ярко выраженного национального характера. В нем наметились черты будущего симфонического цикла «Моя Родина».
Третий год жизни в Гётеборге был омрачен болезнью жены. Суровый северный климат пагубно отразился на ее здоровье. К весне Катержина настолько ослабла, что едва могла ходить. Сметана решил немедленно покинуть Швецию.
На обратном пути Катержине стало совсем плохо, и в Дрездене 19 апреля 1859 года она скончалась. Сметана тяжело переживал ее смерть. В эти горестные дни его снова поддержал Лист, пригласив в Лейпциг на съезд молодых немецких музыкантов. Последнюю зиму в Швеции Сметана провел вместе со второй женой - Беттиной Фердинандовой. Познакомился он с ней в семье брата Карла. Девушка покорила его красотой и хорошим воспитанием. Летом 1860 года состоялась их свадьба.
Находясь за рубежом. Сметана постоянно поддерживал связи с родиной и следил за всеми политическими событиями. В то время в Чехии произошли большие перемены. Поражение Австрии в 1859 году в войне с Францией и Пьемонтом привело страну к кризису. Правительство Австрийской империи, почувствовав неустойчивость своего положения, вынуждено было пойти на некоторые уступки подвластным ему народам. Сметана начал думать о возвращении на родину. После прощальных концертов он выехал из Гётеборга.
Однако вначале его ждало горькое разочарование. Ни первый сольный фортепианный концерт, ни первое выступление в качестве дирижера с собственными оркестровыми произведениями в январе 1862 года не были замечены публикой, о чем свидетельствует следующая дневниковая запись: «Был такой холод и пустой зал... Мне пришлось даже доплатить 208 гульденов». Вскоре он вновь вынужден был заняться педагогической деятельностью и в августе 1863 года открыл вторую частную музыкальную школу.
Однако Сметана не прекращал сочинять музыку. Он твердо придерживался того мнения, что наиболее прочную основу для развития современной национальной музыки может заложить только опера. Этой задаче идеально соответствовал «Конкурс Гарраха на чешскую национальную оперу». В поисках либретто Сметана познакомился с чешским писателем Карелом Сабиной, одним из авторов самого известного чешского драматического произведения «Проданная невеста», который за пару недель написал либретто оперы «Бранденбуржцы в Чехии».
«Бранденбуржцы в Чехии» - героико-патриотическая историческая опера. Несмотря на довольно запутанное либретто, страдающее историческими неточностями,. Сметана сумел выдвинуть на первый план патриотическую тему - борьбу с иноземными захватчиками, что имело важное значение для его современников в период габсбургского гнета.
Три года ожидал Сметана сценического воплощения «Бранденбуржцев». Наконец друзьям удалось сломить сопротивление театральной дирекции. Премьера оперы состоялась 5 января 1866 года на сцене Временного театра. Дирижировал автор. Успех был ошеломляющий.
В газете «Народные листы» композитор и пианист Л. Прохазка отметил, что наконец-то на чешской сцене поставлена опера, которая может стать основой для развития чешского музыкального искусства.
Еще до премьеры «Бранденбуржцев в Чехии» 12 октября 1865 года Сметана завершил в клавире комическую оперу «Проданная невеста», а к моменту ее окончания уже существовало первое действие музыкальной трагедии «Далибор». Композитор хотел решить проблему национальной оперы, создав ее основные жанры, которые бы указали пути дальнейшего развития чешского оперного искусства. Это - героико-патриотическая драма («Бранденбуржцы в Чехии»), народная комедия («Проданная невеста»), музыкальная трагедия («Далибор»). Время завершения «Далибора» совпало с замыслом эпического полотна «Либуше».
Первые эскизы комической оперы возникли задолго до создания либретто. Примечательно, что и увертюра была написана на два с лишним года раньше всей оперы. В первой редакции «Проданная невеста» была двухактной, без танцев, с разговорными диалогами. В последующие годы композитор дорабатывал оперу, и в окончательном виде пражская публика увидела «Проданную невесту» 25 сентября 1870 года, накануне петербургской премьеры. Опера стала трехактной, с танцевальными сценами и речитативами вместо разговорных диалогов. «Проданная невеста» - реалистическая народная комедия, самая радостная из всех опер Сметаны, полная лиризма и славянского мягкого юмора.
Судьба «Проданной невесты» оказалась счастливой. Успех ее возрастал от спектакля к спектаклю. На своей родине Сметане довелось присутствовать на ее сотой постановке. 11 января 1871 года состоялась премьера «Проданной невесты» в Петербурге на сцене Мариинского театра.
Отдельные эскизы «Далибора» относятся ко времени работы Сметаны над «Проданной невестой». Первое действие оперы в партитуре было закончено 15 сентября 1866 года, сочинение второго и третьего растянулось на целый год. Это можно объяснить крайней занятостью композитора дирижерской и организационной работой в театре.
16 мая 1868 года в Праге состоялось всенародное торжество - закладка фундамента Национального театра. Вечером в переполненном зале Новоместского театра состоялось праздничное представление. Оно началось «Торжественной увертюрой» Сметаны, специально написанной к этому дню, и поэмой И. И. Колара «Пророчество Либуше». Затем была исполнена опера «Далибор». Дирижировал автор. Спектакль встретил горячий прием, но вскоре по поводу новой оперы разгорелась бурная полемика. Восторженную статью о «Далиборе» написал Ян Неруда: «... Какое удивительное очарование заключено в музыке Сметаны! У человека слезы выступают на глазах в лирических местах, а в иных поднимаешься со своего места и даже не замечаешь, что ты уже встал».
Против «Далибора» выступили представители реакционных кругов во главе с Пиводой. Они объявили оперу чуждой чешскому духу, а ее автора - «эпигоном».
Трагическая судьба произведения, а опера прозвучала на протяжении всего сезона лишь семь раз, явилась самым тяжелым разочарованием в творческой жизни Сметаны, которое он уже никогда не смог до конца преодолеть.
Не обращая внимания на ожесточенные выпады критики, Сметана приступил к созданию «Либуше», оперы, полностью соответствующей типу торжественной музыкальной драмы. По своему тексту эта опера является «апофеозом чешского духа». Действительно, такое уникальное произведение невозможно отыскать ни в какой другой оперной культуре, и это на самом деле, как и задумывал Сметана, «национальная опера, предназначенная для исполнения по особым праздничным и торжественным поводам».
Премьера «Либуше» состоялась почти через девять лет после завершения работы над ней, 11 июня 1881 года, по случаю торжественного открытия в Праге Национального театра. Это был самый гордый и торжественный день в жизни Бедржиха Сметаны, несмотря на то, что к этому моменту он был уже практически полностью глухим.
Тем временем продолжались нападки и измышления враждебной старочешской критики, которая поносила его как дирижера и руководителя оперного театра и заявляла, что Сметана исчерпал себя как композитор. Опера «Две вдовы», по мотивам одноактной комедии одного из любовников Жорж Санд Фелисьена Мальфиля, показала, что это лишь измышления.
Новой вершиной творчества Сметаны является цикл симфонических поэм «Моя родина». Автор соединил в ней прошлое с настоящим и будущим, возродил славу чешских преданий и историй («Вышеград», «Шарка», «Табор»), красоту природы и жизни человека в ней («Влтава», «В чешских лугах и лесах»). Поэма «Моя Родина» в критические моменты жизни народа также сыграла свою незаменимую роль, духовно объединяла чехов и усиливала их волю к сопротивлению.
Большую часть цикла Сметана написал после того, как оглох в 1874 году. Он скрылся в лесной сторожке своего тестя-егеря, где и доживал свою жизнь. И вопреки всему, в абсолютной глухоте, которая стала его уделом в последние 10 лет жизни, он создавал лучшие свои произведения. Не только «Мою Родину», но и оперы, начиная с «Поцелуя», а также фортепианные циклы «Сны» и «Чешские танцы», оба струнных квартета и оркестровый «Пражский карнавал» - последнее законченное творение. Моменты, когда он мог сочинять, не испытывая мучительных болей, становились все более редкими. Сметана доживал свою жизнь в лечебнице для душевнобольных в Праге. Он умер 12 мая 1884 года и был похоронен на Вышеградском кладбище.

Композитор, вступивший в борьбу с глухотой, продолжавший творить вопреки болезни… ? Да, но такова и судьба Бедржиха Сметаны… Столкновение с болезнью – лишь одна из тех драматических ситуаций, которыми отмечен путь этого композитора, заложившего основы чешской композиторской школы. «Горечь жизни я вкусил в полной мере… но я испытал также минуты прекрасные, волшебные, да и величественные», – так говорил о своей жизни сам Сметана.

Бедржих Сметана появился на свет в Чехии… Увы, скорее, в Австрийской империи, частью которой была в то время Чехия. Уже почти две сотни лет чехи подвергались насильственному онемечиванию – на чешском языке не издавали книг, не было преподавания в школах и даже говорить на нем запрещалось. Впрочем, в доме Франтишека Сметаны – пивовара Литомишльского замка – этот запрет не соблюдался, зато здесь следовали давней традиции чехов, каковой является пристрастие к музыке. Отец будущего композитора играл на скрипке, и музыкальная атмосфера способствовала раннему проявлению способностей Бедржиха: игре на скрипке и фортепиано мальчик начал обучаться в пятилетнем возрасте, год спустя уже выступал, а в школьные годы уже сочинял музыку. Несмотря на столь явный талант, отец желал видеть сына экономистом. Бедржих отправился в Прагу, где поступил в академическую гимназию.

Но больше, чем уроки, увлекали юношу концерты и музицирование в кругу друзей. Важным событием в жизни молодого музыканта стал приезд Ференца Листа с концертами в Прагу. Потрясенный его исполнением, Сметана принимает решение бросить гимназию и полностью посвятить себя музыке.

В 1843 г. Бедржиху удается получить место домашнего учителя музыки детей графа Туна, и это избавляет его от материальных проблем, к тому же, в салоне этого страстного любителя музыки собираются интересные людиобщественные деятели, музыканты, здесь же Сметана встретился с и его супругой, когда те посетили Прагу. Но молодой музыкант жаждет деятельности, он предпринимает концертное турне по городам Чехии – но музыка композиторов-романтиков, не находит отклика у публики. Находясь в отчаянном положении, он написал Ференцу Листу, приложив к письму «Шесть характерных пьес», которые посвящались ему. Прославленный пианист-виртуоз и композитор получал немало подобных посланий, но пьесы Сметаны привлекли внимание, и стараниями Листа они были изданы в Праге.

Тяжелым ударом стало для Сметаны подавление восстания, вспыхнувшего в Праге 1848 г.: были арестованы и высланы многие его друзья. Принимал ли сам Сметана непосредственное участие в революционных событиях, точно неизвестно – но он определенно поучаствовал в них как композитор, создав «Песню свободы». В последующие годы Сметана много внимания уделяет созданию полек, поэтизируя этот жанр чешского музыкального фольклора.

1855-1856 гг. стали для композитора тяжелыми. Подобно многим другим соотечественникам, он возлагал большие надежды на бракосочетание императора с принцессой Елизаветой, которой приписывались демократические устремления, и в преддверии этого события он написал свою первую и единственную симфонию – «Триумфальную». Отправив ее в Вену, он не получил ответа, но премьера симфонии в Праге стала его дирижерским дебютом. Впоследствии композитор, убедившись в ложности своих надежд, запретил исполнять ее. В эти годы одна за другой умирают три дочери композитора и его друг Карел Гавличек, возвратившийся из ссылки. Единственным радостным событием становится встреча с , посетившим Прагу.

Политическая обстановка вынуждает композитора на некоторое время покинуть Чехию, и в 1856-1861 гг. Он живет в Гетеборге. В это время он создает симфонические поэмы по произведениям Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира, концертирует как пианист и дирижер. Вернувшись на родину, композитор начинает борьбу за открытие национального оперного театра. Его стараниями в 1862 г. в Праге создается Временный театр. На его сцене ставились оперы Бедржиха Сметаны, включая самую известную – «Проданную невесту», а в 1881 г. новый театр – Национальный – открывается постановкой его нового творения – оперы «Либуше».

Не в меньшей степени, чем в опере, талант композитора проявился в симфонической музыке. После «Триумфальной симфонии» он больше не писал в этом жанре, отдавая предпочтение поэме. Вершиной его творчества на этом поприще стал цикл поэм «Моя родина».

Деятельность Бедржиха Сметаны многообразна: он и преподавал, и руководил «Глаголом пражским» (хоровым обществом), и основал Филармоническое общество, и дирижировал оперными спектаклями. Предел этой кипучей деятельности положила только болезнь: в 1874 г. Сметана, теряющий слух и страдающий нервным заболеванием, покидает Прагу и проводит последние годы жизни в селе Ябкенице. Несмотря на прогрессирующее заболевание, он продолжает творить, создавая квартет «Из моей жизни» и иные сочинения.

Сметана скончался в 1884 г. На похоронах его в Праге собралась многотысячная толпа, звучал марш из «Далибора» и другие темы из его произведений. Памятники Сметане установлены в нескольких городах Чехии. Ежегодный музыкальный фестиваль «Пражская весна» открывается 12 мая – в годовщину его смерти, и в первый день фестиваля исполняется цикл «Моя родина».

Все права защищены. Копирование запрещено.