Деда мороза история возникновения праздника. Главные персонажи Нового года

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне.

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой.

Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один «человек», одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, «упразднены», и поэтому существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но «старшой» есть и сейчас.

Согласно другой версии, «прапрадедом» современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку «Морозко». Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.

ДЕД МОРОЗ (Морозко) - могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях - олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.

Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX — начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».

На праздник приходит со своей божественной внучкой - Снегурочкой.

Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда (Бога ветра), Зимника и Карачуна.

К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после насильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно (см. «Проблемы изучения язычества на Руси»).

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза - после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения - воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.

Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника - Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова (якобы дня рождения бога чужого народа из Синайской пустыни), дотоле при всемерной поддержке властей навязываемый церковью народу царской России почти в течение целого тысячелетия.

Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября - по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть «дней рождения», ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля - наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр. Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после «Словаря славянских богов».

Дед Мороз и РПЦ

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику (Богу иной религии, значит, религиозному конкуренту, противоречащему христианскому учению), а с другой стороны, как к непобедимой русской культурной традиции, с которой бороться - лишь себя позорить и выявлять свою слабость.

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где «и летом студено».
Великий Устюг - нынешняя «бизнес-родина Деда Мороза»

По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский бизнес-проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.

За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооброт в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.

Происхождение Деда Мороза

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других — средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке — Санта-Клаус, а у нас — Дед Мороз.

Кто он такой — наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз — персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную «устную летопись»: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза — богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными морозами». Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз — образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», стихотворение В.Я. Брюсова «Царю Северного полюса», карело- финский эпос «Калевала»).

Позвизд — славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой — на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж — Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет — там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун — злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке «Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза — кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой — традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы — густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец — седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы — единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте — это не Дед Мороз, а один из его многочисленных «младших братьев». Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы — перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка — красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие «неточности»: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки — белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки — неизвестно.

Пояс — белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль …

Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от «подделки». Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох — хрустальный или серебрённый «под хрусталь». Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.
И еще некоторые особенности Деда Мороза

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы:

1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!

2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.

3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.

4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, совсем давно, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок «европейских собратьев» изменился на красный. Хотя на данный момент допускаются оба варианта.

5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. (см. также п.7)

6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком (поясом). В крайнем случае, застегивается на пуговицы.

7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50?С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.

8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи «диким Морозко», этим самым посохом народ-то и «морозил».

9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

10. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжьим ходом. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.

11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очки и не курит трубку!

Снегурочка, внучка деда Мороза

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру «Заморожу», и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

Снегурочка, внучка Деда Мороза, повсюду сопровождает своего Дедушку. Образ Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Из истории Деда Мороза

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.

Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.

Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой - от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.

С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека.

С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».

На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз, Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» в«в алмазы, жемчуг, серебро».

Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?

Процесс унификации имени растягивается на несколько десятилетий: старый Рупрехт (1861) - единичные случаи, указывающие на немецкую традицию; св. Николай или Дедушка Николай (1870) - вариант отбрасывается рано, поскольку у русских, как уже отмечалось, Никола в роли дарителя никогда не выступал; Санта Клаус (1914) - только при изображении западных елок; просто старик, живущий зимой в лесу (1894); добрый Морозко (1886); Мороз Ёлкич (1890-е годы).

В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонаж. В восточнославянской мифологии Мороз - существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).

На праздниках елки Дед Мороз появляется не сразу, а в середине или даже к концу торжества. По народным представлениям, любой гость - всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Так Дед Мороз становится на елке желанным, и его следует пригласить, что вполне соответствует ритуалу приглашения в гости мифологических персонажей - предков или того же фольклорного Мороза. Дед Мороз, по существу, и становится предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой. К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков.

В это время и утверждается мнение об «исконности», древности этого образа: «Дедушка-мороз… внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки». Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, не только елка, но и Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов».

В антирождественской кампании приняли участие поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

Вместе с реабилитацией елки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах. Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, составители книг - рекомендаций по устройству елок сочиняли сценарии, что в конце концов и привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки.

Если прежде дети получали различные подарки, отличающиеся и качеством, и материальной ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка.

Маринка Картинка

Сколько лет Деду Морозу? Когда появился Дедушка Мороз?

Приблизительно в одно время с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз, хотя возраст сказочного деда уже перевалил за тысячу лет.

До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз и кто был его прототипом. В разных странах — разные мнения. Одни считают, что Дед Мороз — это потомок местных гномов, другие — средневековых бродячих жонглеров, третьи — странствующих продавцов игрушек. Но всё это только предположения, на самом деле, узнать кто такой Дед Мороз и откуда он взялся, очень сложно.

Еще в конце I тысячелетия нашей эры среди народов Востока появился культ Николая Мирского (от названия одного из городов Малой Азии — Мира) — покровителя детей, моряков, девушек- невест и даже воров. За добрые деяния и подвижничество Николая Мирского после смерти возвели в ранг святых. Останки угодника и чудотворца долгое время находились в одной из восточных церквей, но в XI веке храм ограбили итальянские пираты, которые похитили мощи святого и переправили их в Италию. Прихожане после такого зверства долгое время не могли прийти в себя и усердно молились за сохранение останков святого Николая.

С Востока культ чудо творца распространился позднее и на страны Центральной и Западной Европы. В раннем средневековье в этот праздник дети даже не учились. Святой Никалаус— в Германии, Клаас— в Голландии, Клаус— в Англии в образе старит с белой бородкой передвигался по улицам смешком за спиной на белом коне или ослике и раздавал детям подарки.

Со временем Санта Клаус стал приезжать с подарками на Рождество Христово, которое отмечалось 25 декабря. Церковникам не очень нравилось это, ведь праздник был связан с именем Христа. И тогда подарки стал раздавать сам Христос, которого изображали девушки- подростки в белых одеждах. Но народ, привыкший к Николаю Чудотворцу, уже не представлял без этого персонажа Новый год. Так у дедушки появилась юная спутница. Оба эти персонажа в России прижились очень быстро — ведь их прототипы давно существовали в сказках, куда они перекочевали из древнеславянских мифов о Деде Морозе и Снегурочке. Понятно, что Дед Мороз является мифическим персонажем.

Любители праздничной символики решили, что у нашего Деда Мороза должна быть своя Родина. Резиденцией русского Деда Мороза в декабре 1998 года был объявлен расположенный на севере Вологодской области Великий Устюг.

Считается, что наш Дед Мороз является потомком восточнославянского духа холода Трескуна (Студенца, Мороза, Морозко, Карачуна). Со временем образ Деда Мороза изменялся. Сначала сакральный персонаж представал в образе старичка с бородой и в валенках; в одной руке он нес мешок с подарками, в другой — держал посох. Такой Дед Мороз дарил гостинцы только самым умным, послушным и воспитанным деткам, а нерадивых «потчевал» палкой, дабы исправлялись.

Постепенно Дед Мороз превращался в более доброго старичка — он уже не бил детей, а только пугал их страшными рассказами. Потом Дедушка Мороз стал совсем добрым — сейчас он дарит детям подарки и никогда не пугает их. Посох старика стал волшебным. С помощью этого атрибута он спасает все живое в лютые морозы и показывает детишкам забавные фокусы. Теперь у Деда Мороза есть еще и внучка — Снегурочка, которая помогает старику разносить подарки и рассказывать сказки.

Одеяние Деда Мороза, также как и его образ, претерпело значительные изменения. Сначала наряд был похож на плащ, после, к началу XIX века, в Голландии Деда Мороза представили в образе стройного трубочиста, постоянно курившего трубку и прочищающего дымоходы, для того чтобы забросить туда подарки.

К концу XIX века у Деда Мороза появилась красная шуба, отороченная мехом, в которой он щеголяет по сей день. Образ современного Деда Мороза создал англичанин Тенниел, превративший его в толстого добродушного старичка, только назвал он волшебника Санта Клаусом.

И не важно, что вы больше не верите в Деда Мороза, главное, что вы абсолютно не представляете себе Новый год без его веселых шуток, плясок и подарков, которые превращают обыкновенный день в настоящий праздник.

Приближаются новогодние праздники. Детвора ждёт праздничную ёлку, мандаринов, сладостей и море подарков. Взрослые предвкушают праздничное веселье и, наравне с детьми, ожидают чуда и сюрпризов. С некоторых пор символами Нового года стали Дед Мороз и Снегурочка – сказочные персонажи нашего детства. Сам образ Деда Мороза, как новогодний персонаж сказок и детских утренников, к которому мы привыкли, существует сравнительно недавно. Когда родился Дедушка и кто его родил – история, покрытая мраком, поскольку корнями уходит в далёкое прошлое наших предков. Есть версия, что наш Дед Мороз – это воплощение славянского бога Морока, повелителя зимы и снега. Кстати, бог Морок также считался богом лжи, обмана и заблуждений. Отсюда сохранились такие выражения в русском языке, как: «упасть в обморок», «морочить голову»; в украинском языке — «запаморочення». Морок представлялся нашим прародителям как седой старик, который бродил по лесам, покрывая инеем деревья, а реки сковывая льдом. Встреча с Мороком сулила беду. Злой бог мог заморозить до смерти, поэтому люди задабривали его, как могли: угощали блинами, киселём, приглашали к столу отведать кутью, печенье, просили не губить посевы.

Как-то со временем злой Морок стал добрее, что ли, но не сразу. Вспомните хотя бы русскую народную сказку «Морозко» или сказку Владимира Фёдоровича Одоевского по народным мотивам «Мороз Иванович». Героиню сказки, которая отличалась добрым, покладистым характером и трудилась не покладая рук, Морозко немного поморозил, а потом одарил сокровищами. А сестру её сводную, злую и ленивую, заморозил насмерть. Наверное, поэтому мы своим чадам говорим, что Дедушка Мороз только послушным детям дарит подарки.

Морок, Морозко… На самом деле у этого старца много имен. Сколько имен, столько версий о его происхождении: Морок, Морозко (как мы уже знаем), он же Карачун, он же Трескун, он же Зюзя (наши братья белорусы так величали его), Позвизд (славянский бог бурь и непогод), Зимник, Дядо Коледа (в Болгарии) и т.д. Но, пожалуй, есть общее, в чем сходятся все предполагаемые прообразы нынешнего Дедушки. Во-первых, это могущественное существо – дух или бог, наделенный магической, волшебной силой; во-вторых, норов крут и суров, под стать суровой зиме – времени года, когда он правит на земле. Есть еще одно, что позволяет узнать в прообразах нашего современного героя, – внешний вид. Седые волосы и борода старца свидетельствует о почтенном возрасте, следовательно, — о мудрости и о владении могущественными магическими знаниями. Перчатки Деда Мороза ранее были трехпалы, что считалось символом божественного начала. В наше время их заменили привычными для нас варежками. На нём белая рубаха и штаны изо льна, расшитые орнаментом, – признак божества, которое несет чистую энергию. Красная длинная шуба, отороченная лебяжьим мехом, и шапка, расшитая серебром и жемчугом, и также оторочена мехом — неизменные атрибуты Деда Мороза. В качестве сильного оберега и символа связи с поколениями от предков до потомков — широкий пояс поверх шубы. В руках волшебный хрустальный посох, от прикосновения которого всё живое превращается в лёд. Наконечник посоха украшен лунницей (украшение из серебра в виде полумесяца) или головой быка – символы власти, плодородия, счастья.

Проследить, когда у Деда Мороза в качестве спутницы появилась не то дочка, не то внучка Снегурочка, сейчас уже сложно. В народном фольклоре этот образ иногда выступает самостоятельно. Даже некоторые исследователи склонны думать, что образ прекрасной снежной девушки имеет более глубокие корни – никто иная как сама Кострома (сестра Купалы). Кострома представлялась девушкой, закутанной в белом, которая в руках держит дубовую ветвь и ступает в сопровождении хоровода. В обряде похорон Костромы, проводимом нашими предками, показывалось, как девушка заболевает и умирает, а потом воскресает, что представляет собой признаки сезонного духа, и в этом наблюдается родство с образом Снегурочки. Сказочный персонаж тоже умирает – тает.

Мой мир больше никогда не станет прежним... Если боитесь разочароваться в самом главном празднике в году, то ни за что не читатйте текст под катом. Я серьезно.

Сказочных новогодних персонажей придумали давным-давно и не в России — подавляющее большинство светских обрядов и традиций имеют в основе своей древние зловещие ритуалы.

К примеру, нарядные ёлки, ставшие символом нового года. У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…

Добрый дедушка Мороз и его западный прототип Санта Клаус произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить свой поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза.

В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м году в рассказе князя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» — вот там-то как раз и шла речь о недобром старике, очень напоминавшем кельтского Великого северного старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил (в смягченном варианте писателя ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек). Персонаж «Морозко» народ представлял также в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать в дикий мороз.

Если за день «Снегурочка» застывала — значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Если проанализировать сказку «Морозко» на соответствие древним языческим обрядам, то всё- всё подтверждается. При внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно узнать много интересного - сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера.

А вот герои сказки: «типовой набор» многих русских сказок. Дед, дочка, мачеха и сводная сестра. Почему мачеха, а не мать. Скорее это уже более поздняя трансформация, а вначале могла быть и мать. Дело в том, что исходя из христианского мировоззрения, сложно объяснить, как родная мать могла отправить свое дитя на смерть, а мачеха очень даже способна! И вот зима. Трескучие морозы. Время Старца Севера. Дед погоревал, но дочку повез, видать знал о подобных вещах, лишних вопросов не задавал. Привез он девушку в лес и оставил под елкой.

Елка… ну не спроста она в сюжет введена. Ель — священное дерево у кельтов. Вечнозеленое. Дерево, в котором живут духи или боги. Наша новогодняя елка — то самое жертвенное дерево, у которого кельты совершали и человеческие жертвоприношения. Итак, жертву оставили замерзать у священного дерева. А старик спокойно отправился домой. По поводу разговоров девушки и Морозко, это уже скорое литературные прикрасы, дабы как-то объяснить счастливое спасение. Интересно другое. Мачеха справляет тризну по жертвуемой девушке, с чего это вдруг, она же ее любила? Блины жарит, непременный атрибут поминок. И уж совсем нелогично выглядит приказ старику ехать во второй раз в лес, забирать «останки». Ну и путь себе валяются, дикие животные растащат и следов не останется. Значит нужно, причем обязательно.

Ответ у кельтов! Они навещали жертву, смотрели через какой-то промежуток времени, жива она или нет. Если еще жива — то бог жертву не принял и ему могли преподнести новую девушку. Что и мы видим в сказке Морозко, когда мачеха взамен падчерицы, отправляет свою дочь, которую бог уже принял. Конечно, народ придал некоторую литературность, объяснив спасение одной добротой, а гибель другой «неуважением к старшим». Но это уж спустя века, когда, наверное, и про обряд этот забыли, а сказка осталась.

Кстати, почему в роли подобного посланника выступает, как правило, девочка, это легко объяснимо. Земельный надел по традиции, отмерялся по количеству мужчин в семье, женский рот в лютую годину мог оказаться лишним, поэтому и жертвовали в первую очередь тем, кто для семьи представлял наименьшую ценность. Увы!

Кто такой Дед Мороз - этим вопросом задаются не только дети, но и взрослые, ведь не каждый знает, где живет этот новогодний персонаж, кто помогает ему справляться с таким объемом работы и как правильно написать письмо, чтобы получить заветный подарок к празднику.

Воспоминания детства греют душу человека на протяжении жизненного пути, в таких рассказах черпаются силы для преодоления взрослых трудностей. Самые яркие - волшебные события, которые детский разум не может понять, но искренне радостно их воспринимает. Кто такой Дед Мороз, объясняют малюткам дети чуть постарше, он приносит подарки и массу позитивных эмоций. Искренняя вера в чудо – часто проходит вместе с детством, но отвергать существование Деда Мороза не смеют даже взрослые.

Существует ли настоящий Дед Мороз?

Вопрос ребенка, существует ли Дедушка Мороз, не должен застать родителя врасплох, надо уверенно сказать - да. Из поколения в поколение старшие члены семьи рассказывают младшим о сказочном, не выдуманном персонаже, повелителе зимних морозов и снегопадов. В мифологии славян его ассоциировали с кузнецом, сковывая воду, он дивным образом вырисовывал рисунки из инея. Дыхание Деда Мороза – морозная стужа, слезы сосульки, а седые густые волосы – облака из снега, жена - Зима.

В первый раз Дед Мороз пришел на Рождественские праздники в 1910 году, но советская власть запретила ему появляться, и на несколько лет он ушел в вынужденный отпуск. В канун 1936 года, о нем вспомнили и начали приглашать на праздники Нового года. Дед Мороз стал дарителем подарков детям у елки, его приглашают сниматься в кино, а вместе с ним на публике появляется внучка Снегурочка и мальчишка, символизирующий Новый наступающий год.

Кто такой Дед Мороз - история происхождения

Существует история, как появился современный Дед Мороз, ведь выглядел он так не всегда. У славян существовал бог Морок – повелевающий зимней стужей, морозами и снегами. Он был хитер и лукав, любил обманывать и вводить в заблуждение. Встреча с Мороком не приносила удачи, его боялись и задабривали дарами – для него готовили вкусные блины и кутью, выставляя их за окнами, припрашивали не уничтожать посевы, не заморозить путешественников в дорогах.

Прошло много времени, и Морок подобрел, добрых и трудолюбивых он легко стал одаривать подарками, пример сказка «Морозко» где главная героиня с покладистым и кротким характером после испытаний получила подарки, а ленивая и злая сестра была заморожена насмерть. Каждый родитель всегда объясняет чаду, что Дед Мороз в первую очередь приходит к послушным и хорошим - чтобы получить подарок, надо себя хорошо вести.

Где живет настоящий Дед Мороз?

Дед Мороз живет в Великом Устюге, в нескольких километрах от городского центра, имеет усадьбу – резной терем, расположенной в сосновом бору, на берегу речки. Там он проводит большую часть времени – читает письма, принимает присланные детьми подарки рисунки и открытки. К самому дому, откуда Дед Мороз, выходит лишь на , можно попасть, прокатившись на русской печке вместе с Емелей. На дорожке, ведущей к дому, можно встретить:

  • Бабу Ягу;
  • Двенадцать Месяцев;
  • Медвежонка;
  • Белочку;
  • Лисичку;
  • Бабушку Аушку;
  • Старичка-Лесовичка;
  • Мудрую Сову.

В доме Деда Мороза целые хоромы – музей подарков из разных уголков планеты. Есть комната в которой загадывают желание под звон колокольчиков, можно зайти в рабочий кабинет, побывать в обсерватории и спальне, увидеть огромный шкаф с шубами шапками и валенками. Единственным секретом сказочного персонажа станет комната с подарками, о ней не принято говорить, а тем более показывать гостям.

Как выглядит Дед Мороз?

Деда Мороза знают как строгого и вспыльчивого старика, но он всегда справедлив, очень любит детей, причем выступает в роли поучительного персонажа, а не няньки. Внешнее описание Деда Мороза известно всем, высокий седовласый старик ему много-много лет, имеет длинную бороду до пояса или пола и густые седые брови, символизирующие мудрость и могущество, румяные щеки – крепкое здоровье. Спутать его с другими персонажами трудно, наряд Деда Мороза яркий и запоминающийся, каждый элемент символизирует определенную силу, мешок с подарками и волшебный хрустальный посох всегда при нем.

  1. Шапка – искусно расшита серебряными и золотыми нитями с жемчугами.
  2. Длинная теплая шуба - обычно красная, но может быть синего или голубого цвета, края оторочены лебяжьим пухом, украшена шуба орнаментом из драгоценных нитей.
  3. Рукавицы – теплые варежки.
  4. Рубаха и штаны из лена.
  5. Обувь – валенки.

Как зовут Деда Мороза?

Как называют Деда Мороза в разных странах мира - сказочного персонажа зовут по разному, причем не всегда его визит к детям совпадает с новогодними праздниками. Самый известный Санта Клаус – американский дедушка, тоже в красном костюме, но с штанами и широким черным ремнем – приходит в Рождественские праздники, подарки прячет в чулок у камина. В Польше это - Святой Николай, во Франции его называют Пэр Ноэль, в Греции величают Василием, в Испании Олентцеро или Папа Ноель, в теплой Камбоджи он - Дед Жара, норвежским детям дарит подарки Йолиниссе, словацким - Микулаш.


Помощники Деда Мороза

Самым ответственным работниками, кто помогает Деду Морозу готовить подарки являются Снеговик и Снегурочка, снежинки, Метелица или Зимняя Вьюга, юный мальчишка – Новый год, очень смышлёный и шустрый не по годам, часто они не только готовят подарки, но и появляются возле новогодней елки. На праздничных утренниках, отважные детки, часто вызываются помочь старому дедушке, подержать посох, или подсказать нужную информацию. В резиденции Деда Мороза помогают готовить подарки персонажи из новогодних сказок и мультиков, живущие в сказочных домиках возле его терема.

Помощник Деда Мороза Снеговик

Снегурочка Дед Мороз и Снеговик – главная тройка персонажей приходящие на новогодний праздник. Снеговик веселый и смешной, несет тяжелый мешок, любит рассказывать о интересных приключениях и разных препятствиях, внезапно случившихся по дороге на праздник. Над ним подшучивает детвора, но он не обижается, напоминает Деду Морозу, что ждут другие дети и пора спешить.

Кто такая Снегурочка?

Путешествует русский Дед Мороз со Снегурочкой, красивая юная спутница, которой нет у его зарубежных коллег. Она послушна и дружит с лесными жителями, любит петь с детками песенки, раздавать подарки. Одета в белую или голубую шубку из пуха и снега, длинную косу волос, украшает повязка из хрустальных снежинок. Часто её похищают злые силы, и приходиться Деду Морозу с Снеговиком выручать красавицу из плена – опаздывать на торжественный праздник.

Кони Деда Мороза

Приезжает на праздник к новогодней елке, или званным гостем в дом, Дед Мороз на тройке лошадей, запряженной в санки. Правит упряжкой сам или поручает помощнику Снеговику. Загадочным методом он успевает побывать в разных местах, поздравить взрослых и подарить подарки детям. Следует признать, что если Дед Мороз уверен, что не успевает, он поручает самым ответственным помощникам взять его наряды под тайным прикрытием из густой бороды побывать на празднике, где очень ждут.


Как вызвать настоящего Деда Мороза?

Исполняя заветное желание ребенка, как вызвать Деда Мороза можно пригласить его в дом с персональным визитом, но детям, как и взрослым, весело в компании. Самый задорный сказочный персонаж подаривший кучу желанных подарков может не создать праздничную атмосферу в индивидуальной обстановке. В таких случаях вариантом станет организация детского торжества вместе с другими родителями и их детьми на предварительно оговоренной территории.

Как правильно написать письмо Деду Морозу?

Заветное желание можно записать и отправить как обычную открытку, не следует начинать с требований – хочу и мне надо, лучше начать из приветствия и рассказа о себе, совершенных хороших делах, за минувший год. Письма, написанные детьми, следует перед отправкой прочитать родителям, для исправления ошибок. Ответ на письмо обязательно будет.