Французский художник жорж сера и его картины. Жорж-Пьер Сёра – биография и картины художника в жанре Постимпрессионизм – Art Challenge

В сообществе молодых художников Парижа он был одним из немногих, кто молчал и иронично улыбался, наблюдая за собратьями по цеху. Душа компании, загадочный и непостижимый Жорж-Пьер Сёра (Georges-Pierre Seurat) всю свою недолгую жизнь рисковал быть отверженным и не страшился этого. Он шел собственной, избранной однажды дорогой, и подарил миру основы неоимпрессионизма, навсегда изменившие облик живописи.

В картинах Сёра при жизни одни находили вдохновение, другие придирчиво искали недостатки. Современные исследователи пытаются отыскать таинственные шифры на основе его наиболее знаменитых произведений, таких, как «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Создатель жанра пуантилизма старался вложить в свое творчество как можно больше души, словно знал, что отведенного на земле времени остается ничтожно мало.

Никто, даже друзья из так называемого кружка «независимых» художников, не мог похвастаться тем, что хорошо знал Сёра. Быть может, корни скрытности уходили далеко в детство, где Жорж-Пьер, младший ребенок в семье, находился словно между молотом и наковальней. С одной стороны, уставшая, отчасти равнодушная мать, с другой – отец, министерский чиновник, в последние годы жизни со всей страстью отдавшийся религиозному чувству. Старшие брат и сестра вращались в той же атмосфере отсутствия душевной близости и рано покинули отчий дом. Лишенный сильной привязанности к кому бы то ни было мальчик начал интересоваться искусством. Лишь оно могло заставить его прервать молчание и вдохновенно вести беседы с тем, кто готов был выслушать и поддержать. Родители не видели в этих наклонностях дурного, равно как, впрочем, и хорошего – свои обязанности они почитали исполненными, ведь у семьи имелся капитал, обеспечивавший детям безбедное будущее.

Начало творческого пути художника было обыкновенным: в классе местной школы живописи Жорж-Пьер Сёра с другими учениками корпел над воспроизведением очертаний гипсовых бюстов и картин старых мастеров.
Едва достигнув 19 лет, он был принят в Школу изящных искусств. Здесь также отдавали предпочтение копированию классических образцов мастерства, но Жорж-Пьер уже обнаружил зачатки собственных творческих методов. В самое сердце поразили молодого человека увиденные работы импрессионистов. Даже , которым он так увлекался ранее, был отодвинут под воздействием этого мощного впечатления.

Сёра не оставлял своих творческих экспериментов, даже когда родина потребовала отдать воинский долг. Его полк подолгу простаивал расквартированным, и времени почти всегда было в избытке. По истечении года Жорж-Пьер Сёра вернулся в Париж и засел в своей маленькой студии, восполняя пробелы в технике. В этот период он считал первостепенной задачей постигнуть природу света в картине, для чего выполнял большую часть эскизов обыкновенным мелом. Продолжалось изучение творчества импрессионистов, но в системе координат Сёра появилась еще одна звезда.

Бытует мнение, что именно под влиянием работ он в итоге пришел к собственным цветовым решениям. Немало способствовала совершенствованию навыков уникальная память юноши – все, вплоть до малейших нюансов цвета и света, увиденное однажды, Сёра мог впоследствии легко вспомнить, а затем и воспроизвести. Но главным открытием молодого живописца стали вовсе не картины, а солидный научный труд, принадлежавший перу Мишеля Эжена Шеврёля. Тот, посвятив половину жизни изучению химических свойств материалов в красильной мастерской, вывел законы контраста цветов, согласно которым различные цвета, расположенные рядом, давали определенный эффект.

С того момента, как Сёра приобщился к труду Шеврёля, отправной точкой в его картинах стал свет. Чтобы понять природу сочетания красок и создаваемого им впечатления, он неустанно наблюдал, и вместе с тем все больше отдалялся от манеры импрессионистов. Мазки чистого цвета, считал он, меркнут, соединяясь друг с другом. Сёра искал средство, способное привнести дыхание жизни на полотно. Он работал на пленэрах, изъездив в поисках вдохновения все окрестности Парижа, столь популярные у местной творческой молодежи. Почти ежедневно для своих упражнений он изводил дощечки, которые использовал вместо холста. Сам он называл их «крокетонами». Это были зарисовки, этюды, где Сёра все еще пытался постичь природу контраста, странные взаимоотношения света, тени и цвета. Столь же жадно, как и раньше, он вглядывался в работы импрессионистов на выставках. Эти поиски обязаны были завершиться грандиозным успехом.

Весной 1883 года вместе с друзьями, преуспевшими в академической живописи значительно больше, Жорж-Пьер Сёра решился выставить свою работу в ближайшем Салоне. Эрнест Лоран и Аман-Жан, приятели живописца, не прогадали, представив жюри картины на традиционные сюжеты – оба получили высокие награды. Жорж-Пьер, в свою очередь, получил весьма прохладный отзыв о своем портрете Аман-Жана, а другая работа, изображавшая его мать за вышиванием, и вовсе не была допущена к участию.

Такой прием ничуть не охладил пыла Сёра, практически сразу он приступил к масштабной работе над полотном размером два на три метра. Из «крокетонов», набросков в блокноте, бесконечных наблюдений за гуляющей публикой родилось «Купальщики в Аньере».



Жорж-Пьер Сёра был верен себе и своим учителям – композиция, которой пренебрегали многие импрессионисты, выдержана до мелочей, картина разделена на математически выверенные зоны, цвет разъят на составляющие и собран вновь, чтобы излиться на зрителя потоком солнца над берегами Сены.

Парадоксально, какими неподвижными предстают в итоге на его полотнах места, едва ли знавшие летнюю скуку, как статична природа, лица, позы, и даже крик, кажется, замер на губах купальщика в правом углу. Один из самых людных уголков парижского пригорода в ясный летний день погружен в абсолютное безмолвие.

Отказ жюри стал сокрушительным ударом. Сёра болезненно воспринял слова критика, назвавшего работы некоторых авторов «бессмысленными, анемичными и надуманными», и с тех пор предпочитал не иметь никаких отношений с официальным Салоном. Тем самым он переметнулся на сторону отверженных – художников, чьи картины также не были признаны критикой. Здесь судьба столкнула молчаливого юношу с Полем Синьяком, и встреча эта стала судьбоносной. В то время как Сёра больше увлекался теориями, позволявшими точнее проникнуть в структуру живописи, Синьяк сумел разглядеть и вычислить принципы его работы, что и дало начало названию «пуантилизм» (или «дивизионизм»).

В благодатной атмосфере «Салона отверженных» Сёра вновь ощутил потребность творить. Почти два года ушло на грандиозную по своим масштабам и тщательности исполнения «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». На восьмой, ставшей последней, выставке импрессионистов картина произвела фурор.



Помимо отрицательных отзывов зазвучали новые голоса, предвещающие эпоху новой школы живописи. С легкой руки критика Сёра стал считаться лидером течения, которое получит впоследствии название «неоимпрессионизм».

Впоследствии многие художники считали себя его последователями. Но первые годы неоимпрессионизм был представлен в основном подражателями Сёра, которого подобная слава, скорее, нервировала. Он замкнулся в себе, как в школьные годы. Даже о романе с белошвейкой, от которой в 1890 году у Жоржа-Пьера появился сын, названный «зеркально» Пьером-Жоржем, не знали большинство его друзей и родных.

Потрясающий успех «Воскресного дня» и последовавший период затворничества художника привели к тому, что более поздние работы были едва знакомы публике. Среди них картины «Кабаре», изображение Эйфелевой башни и самая модернистская из работ – «Цирк».

Тяжелая болезнь настигла Сёра, когда он готовился нарушить молчание и принять участие в новой выставке. Всего за три дня не стало обаятельного молчаливого завсегдатая «Салона отверженных», стремившегося постичь тайны Вселенной в масштабах холста.

Жоржу-Пьеру Сёра был 31 год.


Творческая деятельность Жоржа Сёра насчитывает менее десяти лет. Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи.


Жорж-Пьер Сёра
Georges Seurat

Художник, основатель французской школы неоимпрессионизма 19-го века, чьи методики передачи игры света при помощи крошечных мазков контрастного цвета стала известна как пуантилизм.

С помощью этой техники, Сера создал композиции с крошечными, отдельные стоящими мазками чистого цвета, которые слишком малы, чтобы выделить их при взгляде, но делают его картины единым восхитительным цельными произведениями.


Жорж Сера: Seurat Forest at Pontaubert, 1881,
Лес в Понтобере (Ионна)
1881
Холст, масло
Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Жорж Сера. «Мать художника». 1882-83 г.
Мелок, бумага. Metropolitan Museum of Art (United States).

Жорж-Пьер Сера родился 2 декабря 1859 года в Париже. Учился в Школе изящных искусств в 1878 -1879 годах у ученика Энгра Анри Лемана. Большое влияние на становление молодого художника оказало творчество и Франсиско де Гойя.

Первые картины Сера показал на официальном салоне в 1883 году и на Первой выставке Независимых в 1884 году. Здесь он и познакомился с Полем Синьяком, вместе с которым Сера и разработал новую технику рисования – пуантилизм, или дивизионизм, как называл её сам художник.


Жорж Сера. «Купание в Аньере». 1883-84 г.
Масло, холст. 200 × 300 см. Лондонская национальная галерея.

Позы подперевшего голову рукой мужчины и мальчика в широкополой шляпе перекликаются с изображенными на заднем плане фигурами.

Горизонтальная линия парома повторяется в линии железнодорожного моста и в линии травы на противоположном берегу, в то время как вертикаль флагштока на пароме перекликается с рядом поднимающихся к небу труб.

Поза мальчика, купающегося в воде, заимствована с картины Энгра.

Собака была добавлена в композицию позднее. Как и у большинства персонажей, ее голова изображена строго в профиль и повернута вправо.

В ранних этюдах Сера в воде находились лошади и купальщики, но они, противореча замыслу художника, сделали бы композицию динамичной,- поэтому художник заменил их неподвижной фигурой мальчика с приложенными ко рту ладонями.

Картина изображает живую сценку из жизни парижан, отдыхающих в Аньере близ Парижа. Сера превосходно передал атмосферу солнечного летнего дня в пригороде большого индустриального города с его железнодорожными мостами, каменными зданиями и дымящими фабричными трубами.

На первый взгляд, «Купание в Аньере» можно назвать импрессионистическим полотном - за яркость красок и даже за то, что изображенная на картине фигура (гребец справа) частично срезана краем рамки, что очень характерно именно для импрессионистов. Однако в отличие от них, Сера скрупулезнейшим образом выстраивает композицию своей картины. Он сделал для нее десятки предварительных этюдов карандашом и маслом, детально проработал каждую фигуру, позаимствовав некоторые позы с работ старых мастеров. Закончив ее, художник очень надеялся на успех. Но картина была отвергнута жюри Салона 1884 года, затем выставлена в Салоне независимых и, наконец, отправлена в запасник.


"Остров Гранд Жатт". 1884 г.
Частное собрание, Нью-Йорк.


"Жорж Сера - Seurat The English Channel at Grandcamp, 1885
1885
66,2 x 82,4
Холст, масло
Нью-Йорк. Музей Метрополитен


Жорж Сера: Seurat The Seine at Courbevoie, 1885
Сена близ Курбевуа
1885
81 x 65
Холст, масло
Париж. Собрание Кашен-Синьяк

Его знаменитое полотно «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт», выполненное в новой художественной манере, было центральным на выставке импрессионистов в 1886 году.

Над этим монументальным полотном Сера работал два года, и оно стало сенсацией последней (восьмой) выставки импрессионистов, состоявшейся в 1886 году.


Жорж Сера. «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт». 1884-86 г.
Масло, холст. 207,5 x 308 см. Art Institute of Chicago, IL, USA.

Появление картины Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт стало эпохальным событием в истории живописи. Выполненная в технике пуантилизма, эта работа была выставлена на последней выставке импрессионистов, но не имела успеха. Не только критики (за исключением Феликса Фениона), но и сами импрессионисты, отнеслись к ней враждебно. Ренуар, Сислей, Кайботт и Моне, назвавший пуантилистов “пачкунами”, отказались экспонироваться вместе с ними.

Критики, анализируя картину, говорили о публичном одиночестве человека, об издевательстве над лицемерными общественными нормами, но сам Сера не желал вдаваться в метафизические тонкости. Художник был лаконичен.- «Я применил здесь, - заявлял он, - свой метод, вот и всё».

Познакомимся с анализом картины:

Геометрическое превращение.
Пространство «Гранд-Жатт» заселено не личностями, а типажами, различающимися только по одежде и манере поведения. Шляпа с длинными лентами и накидка позволяют идентифицировать эту фигуру как кормилицу. Лишенная каких-либо индивидуальных черт, она показана со спины и сведена к серой геометрической форме, рассеченной красной полосой и увенчанной красным кругом.

Женщина с удочкой.
Оранжевое платье этой женщины резко выделяется на фоне сверкающей синей воды. Некоторые особенности могут указывать на то, что перед нами проститутка, которая «ловит» мужчин. Двойное значение французского глагола «pecher» («ловить» и «грешить») часто обыгрывалось в то время.

Скачущая девочка.
Среди статичных фигур мы видим скачущую девочку с развевающимися на ветру волосами. Однако и ее движения (как и движения собаки на переднем плане) не добавляют динамики в композицию - они выглядят застывшими. Точно так же бабочки кажутся скорее приколотыми к холсту, чем летящими по воздуху.

Тени и свет.
Горизонтальные тени под деревьями помогают создать перспективу удаляющегося пространства и образуют ритмичный рисунок, в котором светлые участки чередуются с полосами тени. На одном из своих этюдов маслом, сделанных для этой картины, Сёра убрал с берега реки все фигуры и написал только деревья и их тени.

Дополнительная рама.
Сера написал необычную раму, создав по краям картины бордюр из цветных точек. Точки подобраны так, чтобы их цвета были дополнительными к цветам, расположенным на холсте рядом с ними. Это позволило усилить интенсивность основных цветов.

Модная пара.
Фигура женщины показана в профиль, а ее экстравагантный силуэт создается пышными выступами турнюра. Одной рукой она держит под руку курящего сигару мужчину, а в другой удерживает на поводке обезьянку. Обезьянка тут очевидный символ. Во времена Сера она обозначала распущенность.


Набросок для Воскресенья на La Grande Jatte

В отличие от импрессионистов, художник отказался от спонтанности и естественности в передаче этой сцены, фигуры у него выглядят статичными, схематичными и лишенными индивидуальности. Они напоминают древние фрески, а атмосфера картины полна ощущения остановившегося времени. Зарисовки на Гранд-Жатт Сера делал днем, а затем в студии работал с холстом, используя придуманную им «пуантилистскую» («точечную») технику. В результате произведение вышло столь необычным, что поклонники Сера поспешили объявить его «мессией нового искусства».


"Гавань в Онфлере". 1886 г.
Холст, масло.
Национальная галерея,
Прага, Чехия.


Жорж Сера: Seurat A Corner of the Harbor of Honfleur, 1886,


Мост в Курбвуа
1886-1887 г.
45,7 х 54,7 см
Галерея Курто, Лондон

Изогнутые ветви дерева использованы для выравнивания вертикальной формы остальной части композиции. Позже эта техника будет применена Сера в картине «Парад».

Удаленные формы переданы предельно схематически. Лодка с двумя седоками изображена лишь тремя короткими рядами точек.

Фигуры Сера абсолютно похожи на манекены. Столь последовательно этот принцип не выдерживается больше нигде в творчестве художника. Мужчина кажется таким же безжизненным и неподвижным, как одна из стоящих рядом с ним мачт.

Сера разделял привязанность импрессионистов к отражениям в воде. Здесь парус написан с помощью множества точек. Множество точек, обозначающее отражение паруса в воде, гораздо более «разрежено».

На этом полотне изображена Сена у городка Курбвуа, расположенного чуть выше по течению, чем Аньер. Близость тем и географических «привязок» позволяет сравнить картину с «Купанием в Аньере». И тут, и там передний план очерчен диагональю речного берега, а удаленный мост подчеркивает линию горизонта.

Кроме того, обе работы роднит атмосфера неподвижности, ощущение застывшего времени. Отличие их, если можно так выразиться, лишь «климатическое». В одном случае, это жаркий солнечный день, в другом - холодная прозрачная осень. Падающий свет по-прежнему бросает на траву длинные тени, но фигуры на полотне сведены к силуэтам.

Для этой картины Сера написал два этюда, изображающих мост и участок речного берега. Для верхней части картины, судя по всему, Сера не делал предварительных набросков. В пользу этого предположения говорят следы переписки, которые можно здесь обнаружить.


Жорж Сера: Seurat End of the Jetty, Honfleur, 1886,


Жорж Сера. «Натурщицы». 1887-88 г.
Масло, холст. 39,4 x 48,7 см. Частная коллекция.
"Натурщицы". 1887-1888 г.
Холст, масло. 78 3/4 х98 3/8 дюймов.
Фонд Барнса, Мэрион, Пенсильвания


Сидящая обнаженная


Обнаженная


Жорж Сера


Жорж Сера - Seurat Parade de cirque, 1887-88, 100x150.5 cm, detalj, Met
Жорж Сера - Сера Парад де цирк, 1887-88, 100x150.5 см, detalj, Met


Жорж Сёра. Сена в Гранд-Жатт, весна
1888
65 x 82
Холст, масло
Брюссель. Королевский музей изящных искусств


Жорж Сера. «Пор-ан-Бессен, воскресенье». 1888 г.
Масло, холст. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

Картина написана летом на побережье Кальвадоса, в городке Пор-ан-Бессен. В этом маленьком рыбачьем порту, с немногочисленным и трудолюбивым населением, Сёра начнёт писать свои пейзажи. К работе художник отнёсся очень серьёзно – он использует в серии пейзажей теории Шарля Анри, и изучает их очень глубоко.

Положения учёного он пробует включить в более сложную систему, которая сохраняет в картине перспективу и глубину, при этом не утрачивая её декоративной ценности. Брошенный Сёра вызов поистине поразителен. Художник ставит перед собой задачу с одной стороны отнестись к картине как к плоской поверхности с двумя измерениями, а с другой – вписать изображение в третье измерение, которое обусловлено наличием перспективы.

В конце концов художник мог бы себе позволить вольную интерпретацию видов скал или набережных Пор-ан-Бессена, изменяя их по своему усмотрению. Однако сделать это ему мешает отказ от воображения, который нельзя объяснить лишь недоверием Сёра к неподвластным разуму вещам. Этот отказ от воображения исходит из глубины натуры художника. Сёра принадлежит к редкой породе людей, которые до такой степени заворожены реальностью, что исказить её они не в силах. Слова так и остаются для них ненайденными. В случае с Сёра ненайденными также окажутся и краски.

Почти во всех пейзажах Сёра подвергает различные элементы марин, которые выстроены по законам перспективы, незначительным деформациям, добиваясь ощутимого декоративного эффекта. Так в «Журавлях и просвете в облаках» облака громоздятся над морем извилистыми линиями. На полотне «Вход в аванпорт» море испещрено тенями невидимых глазу облаков. Ещё более отчётливо этот эффект виден в картине «Воскресенье», где ткани флагов извиваются волнистыми складками, которые с точки зрения сюрреализма возможно выглядят излишними. Их появление объясняется лишь стремлением к декоративности.


Жорж Сера - Seurat Port-en-Bessin- The Outer Harbor at Low Tide, 1888


Жорж Сера - Seurat Port-en-Bessin- Entrance to the Harbor, 1888

Творчество Сера в последние годы это сцены в порту, фигуры купающихся людей, сцены из цирка.


Жорж Сера - Seurat La Parade,
1888, 100x150.5 cm, oil on canvas,
Metropo

Ночная сцена залита светом газовых фонарей, напоминающих ряд стилизованных звездочек.
Яркими манящими красками изображена внутренняя часть цирка, где зрителей ждут рукотворные чудеса.
Усатое лицо инспектора манежа сближает его с дирижером на картине «Канкан» и укротителем зверей на картине Цирк».
«Обрезанные» фигуры зрителей формируют нижний край картины.
Плоские смутные фигуры музыкантов делают их похожими на марионеток.
Сера обожал карнавалы и цирковые представления, ставшие темой нескольких его картин. На этом знаменитом полотне изображен парад в цирке Кореи. Парадом назывались небольшие интермедии, разыгрываемые артистами перед входом в цирк с целью привлечения зрителей. Композиция картины уже привычно выстраивается перекликающимися горизонталями и вертикалями.

Ночное освещение дает Сера возможность экспериментировать с необычными цветовыми сочетаниями. Значительная часть полотна покрыта оранжево-желтыми и синими точками, которые написаны соответственно свет газовых фонарей и тени. Все остальные цвета приглушены и проступают сквозь желтые и синие точки.

Современные критики ставят в заслугу художнику то, что эта картина приближается к абстрактной живописи, однако в свое время она не произвела особого впечатления. Ее холодно встретили в Салоне независимых. Более того, сам Сера позже вычеркнул ее из списка своих работ.


Мост и набережная в пор-ан-Бессене
1888
67 x 84,5
Холст, масло
Миннеаполис (штат Миннесота). Художественный институт

Сёра вводит в композицию данного полотна персонажи, которые до сих пор не были замечены ни в одной из его марин. Кроме нескольких силуэтов на заднем плане, на переднем видны в неподвижности ребёнок, таможенник, женщина с какой-то ношей.

Все фигуры застыли и окаменели. Однако их присутствие нарушает то совершенное одиночество, которое присуще остальным маринам автора. Жизнь вторгается в его царство одиночества, которое погружено в абсолютное сонное оцепенение – царство воды, причалов и берегов.

И кажется, что изображённый на картине прилив жизни и жизненные силы, до сих пор сдерживаемые, внезапно накалятся и начнут вдруг вырываться наружу, везде распространяясь, - такое впечатление производит изображённая на картине стихия.

На полотне присутствует та мрачная сила стихии, которая порождает всё живое и обрекает его же на гибель в стихийном натиске, в торжествующем и слепом порыве.



Жорж Сера. Сена на острове Гранд-Жатт весной.
1888
Холст, масло.
Королевский музей изящных искусств, Бельгия

Ле Кротой, вверх по течению
1889
Холст, масло.
Институт искусств, Детройт, США

В его работах мы видим цветовые сочетания, основанные на точном оптическом анализе и тщательно выстроенной линейной композиции

В своей короткой жизни Сера создал только семь больших полотен, так трудоемка и сложна была, им же созданная техника рисования.

К сожалению, умер художник совсем молодым, в 32 года, от тяжелой инфекции, оставив вдову с маленьким ребенком на руках и в положении.


Утес, 1885

Жорж Сёра писал большие фигурные композиции и пейзажи. Изучая законы цвета и света, оптические эффекты, Сера пытался создать научную основу для решения колористических, световоздушных и пространственных задач. Изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям, живопись Сера, с её мозаически-дробной структурой, в целом носит несколько рассудочный, отвлечённый характер. Сёра изучал научные аспекты восприятия света и цвета и разработал на их основе живописную технику дивизионизма, письма мелкими точечными мазками чистого цвета.


Лошади в воде
1883
Холст, темпера.
Частное собрание


Дом среди деревьев
Около 1883
16 x 25
Дерево, масло
Глазго. Художественная галерея и музей


Ожидание у берега


Рыбаки
1883
Дерево, масло.
Musee d"Art Moderne de Troyes


Мужчина в черном


Жорж Сера. «Пудрящаяся девушка» (Пудрящаяся женщина). 1889-90 г.
Масло, холст. 95,5 x 79,5 см. Courtauld Gallery, London, UK.

Форма этой диковинной розовой ленты перекликается с цветочным узором обоев.

Точки, окружающие дугой пудреницу, изображают облачко пудры.

Зеркало символизирует тщеславие. Возможно, Сера имел намерение поиронизировать над тем преувеличенным вниманием, которое Мадлен уделяла своей внешности.

Размеры стола, выглядящего до смешного маленьким, подчеркивают пышность форм Мадлен.

Долгое время критики не могли прийти к единому мнению относительно этой странной картины, на которой изображена Мадлен Кноблох, возлюбленная Сера. Многие находили портрет почти сатирическим. Сама же Мадлен, по всей видимости, придерживалась другого мнения, поскольку позже, когда картины Сера резко подскочили в цене, решила оставить это полотно у себя. В первом варианте оно включало в себя и автопортрет Сера, с восторгом глядящего на Мадлен. Но автор прислушался к мнению одного из своих друзей, посчитавшего портрет в таком виде непристойным, и заменил себя цветочной вазой.

Генеалогически картина восходит к будуарным сценам, популярным во французской живописи XVIII века. Как всегда, обращает на себя внимание непринужденное (а порой и странное) обращение Сера с деталями. Непонятно, что представляет собой элемент в левом верхнем углу картины. Кроме того, возникает впечатление, что под пышной юбкой Мадлен находится всего одна нога.


Лодки, отлив, в Грандкемп


Жорж Сера: Seurat Georges The Bec du Hoc at Grandcamp Sun


Канкан
Дата создания картины: 1889-1890 г.
Размеры: 171,5 x 140,5 см
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Светлые участки окружены на картине темной рамкой, усиливающей ощущение глубины и единства пространства.

Веер танцовщицы повторяет угол наклона трости в руках сгорающего от вожделения зрителя, которая сама по себе является фаллическим символом.

Флейта и гриф контрабаса написаны параллельно высоко поднятым ногам танцовщиц, что должно «удваивать» степень веселья

Стилизованное выражение на лицах танцоров передано простыми наклонными штрихами, легко намечающими губы, усы и узкие щели глаз.

Банты на туфлях танцовщиц направлены вверх - так же, как подолы их юбок и бретельки на плечах.

Приблизительно с 1887 года Сера начал делать зарисовки в парижских варьете. В результате считавшийся не слишком пристойным танец канкан стал темой одной из его работ. На полотне изображен ночной клуб «Японский диван», находившийся неподалеку от студии художника. В этом произведении звучит отчетливое эхо «Парада», где реальный зритель расположен чуть выше зрителей, присутствующих на картине, а главное событие происходит на приподнятой сцене.

Сера использовал танец, чтобы проиллюстрировать одну из своих «научных» теорий. Суть ее в том, что линия, проведенная под тем или иным углом, способна передавать совершенно определенную эмоцию. Так, например, направленные вверх линии выражают радость. В соответствии с этим, Сера выстроил в «Канкане» целый ряд расположенных под разными углами линий, которые, по его мысли, должны были концентрированно выражать веселую атмосферу клуба.


Мужчина, чистящий лодку
Около 1883
16 x 24
Дерево, масло
Лондон. Национальная галерея


Жорж Сера: Seurat Woman Seated by an Easel, ca 1884-88, 30.5x23.3 cm,

Жорж Сера — один из самых ярких представителей жанра постимпрессионизм, изобретатель жанра пуантилизм, известный французский художник.

Несколько десятков лет до рождения Жоржа, а также на протяжении почти всей его жизни во Франции господствовал импрессионизм — жанр живописи, представители которого стремились создавать технику рисования, которая бы давала возможность наиболее естественно и правдоподобно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления и чувства. Отметим, что постимпрессионизм сравнивать с импрессионизмом не всегда правильно, потому что, когда идёт речь о постимпрессионизме, нужно понимать, что это течение объединяет большое количество разнообразных методик и техник, не объединённых одной школой. Жорж Сера является представителем этого течения, но также представителем постимпрессионизма является и Винсент Ван Гог, хотя манера работы этих двух мастеров отличается кардинально.

Среди тех, кто решил отступиться от канонов уже признанного импрессионизма и попробовать создать новый стиль, были трое известнейших мастеров — Поль Гоген, Жорж Сера и Поль Сезанн. Кстати говоря, именно Сера был ближе всех к традиционному импрессионизму — его работы изображают именно естественную, повседневную жизнь парижан. Отметим, что Сера создал своё направление постимпрессионизма, которое называется пуантилизм. Суть этой техники живописи заключается в использовании точечных мазков специальной формы и цвета. Этот стиль можно сразу же узнать по такому признаку, как отсутствие смешивания красок как такового — полотна, выполненные в пуантилизме, выглядят как бы состоящими из точек.

Жорж Сера родился в 1859 году, в Париже. Будучи сыном богатых родителей, ему никогда не приходилось задумываться о том, чтобы зарабатывать себе на еду или на кров. Это дало ему возможность полностью посвятить себя изучению живописи. Кстати говоря, изначально мастер работал только с чёрно-белыми рисунками для того, чтобы освоить тона. Также Сера изучал свойства линий и их восприятие на человека. В его записках были обнаружены тезисы о том, направленность линий, преобладающих на картине, способна передать какое-либо настроение и создать необходимую атмосферу. К примеру, горизонтальные линии, по Сера, передают спокойствие и безмятежность.

Сера является сторонником научного подхода к живописи — он долгое время изучал теорию разложения цветов, чтобы понять, какие сочетания и формы выглядят наиболее впечатляюще и естественно. Именно научный взгляд на восприятие цветов человеческим глазом, а также точный расчёт сформировали вышеупомянутый пуантилизм — по сути, создание сложных картин, обладающий высокой художественной ценностью из точек разных форм и цветов.

Прожил мастер совсем недолго, он скончался в возрасте 31 года. Однако он оставил несколько шедевров, а также изобретённый им стиль, который очень сложен и требует кропотливой работы. Как можно увидеть на работах Сера, создание картины при помощи специально подобранных точек создаёт очень живые и естественные краски, которые отлично воспринимаются с разных расстояний. Смешивание цветов происходит не на холсте, а как бы на сетчатке глаза зрителя.

Одна из самых известных картин в мире. Сейчас оригинал хранится в коллекции Чикагского института искусств. Картина является классическим примером пуантилизма — если присмотреться, она состоит из множества разноцветных точек. А если отдалиться и посмотреть с дистанции, то можно почувствовать атмосферу беззаботного выходного дня, когда горожане отправляются на прогулку по берегу реки Сена.

Необычайно тщательно продуманная цветовая гамма и точно подобранная композиция создают насыщенную атмосферу лени, безмятежности и праздности — богатых жителей прибрежных районов Сены разморило от тёплого солнца, всё очень неспешно, неторопливо и даже немного чванно. Дамы прикрываются зонтиками от солнца, выгуливают домашних животных (на переднем плане мы можем видеть аристократку с обезьянкой на поводке).

Отметим, что немало критиком разгромили эту работу — в негативных рецензиях, как правило, отмечалось, что «все силуэты четкие и яркие, но, при взгляде на лица видны только размытые неоформленные изображения, в которых смутно угадываются черты лица. Из-за этого все люди, изображённые на полотне, напоминают какие-то неживые фигуры». Однако художник ещё при жизни комментировал подобную критику, отмечая, что он не стремился к тщательной прорисовке лиц, самой важной задачей для него было передать обстановку, атмосферу.

Цирк

Последняя работа мастера — он скончался, не успев её завершить, последние штрихи наносились Люсом, художником-импрессионистом и хорошим другом Сера.

Жорж Сера часто заходил в цирк «Фернандо», засиживаясь на представлениях со своими инструментами. Ещё один пример очень тщательной и скрупулёзной работы, если учесть, что на картине десятков персонажей, а Сера работал своим привычным методом, прорисовывая всё точками. Снова выделяем блестящую работу с цветами — тона мягкие, приглушённые, сразу навевающие воспоминания о цирковых аренах.

Весьма характерна композиция картины — мастер не стремился запечатлеть какой-либо конкретный момент, его цель — настроение и атмосфера циркового представления в целом. Интерьер, изображенный на картине, персонажи и декорации выполнены в схожей цветовой гамме и расположены так, чтобы вызывать полноты и целостности.

150 лет назад, 2 декабря 1859 года, родился французский художник Жорж Сера (Georges Seurat), основоположник школы неоимпрессионизма. Его творческий путь, уместившийся в десять лет , кажется намного ярче жизненного пути: Сера не "делал революций", не провоцировал публику, а современники вспоминали его как человека замкнутого, необщительного и независимого. Главной любовью художника была живопись - часами он мог рассуждать лишь о композиции и цвете. А вот о том, что у Сера были любовница и сын, родные узнали лишь после его смерти.

"Он работал с неистовой одержимостью и жил, как монах, в полном уединении в своей небольшой мастерской", - вспоминал о художнике его современник, писатель Арсен Александр. Сера учился всю жизнь, бесконечно совершенствуя живописную технику, рисунок, изучая шедевры живописи и наравне с ними - научные книги: труды Шарля Блана, Руда, Шевалье. Такой двусторонний подход и позволил появиться оригинальной живописной манере , получившей название «пуантилизм» » (от фр. point - точка).

Суть этого художественного приема заключается в передаче цвета и оттенков на полотне отдельными мазками и используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании картины на расстоянии.

Начало

Сера родился во вполне благополучной, хоть и не без странностей, семье. Его родители не жили вместе: отец, Антуан Кризост Сера, был судебным приставом в городке Ла-Виллет и обосновался в своем летнем доме, в подвале которого устроил молельню с садовником в качестве служки. Жену и сына он оставил в Париже и наведывался к ним редко, не чаще раза в неделю. Зато родители никогда не отказывали сыну в финансовой поддержке , и всю жизнь Сера мог работать, не думая о деньгах.

Живопись заинтересовала Сера в раннем возрасте, еще подростком он начал посещать художественные курсы при муниципальной вечерней школе, где осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и картины старых мастеров.

Позже академическое образование было решено продолжить в Школе изящных искусств , куда Сера поступил в 1878 и где изучал живопись под руководством Анри Лемана, проводя, по воспоминаниям современников, все свое свободной время в библиотеке Школы.

В 1879 году Сера посещает выставку импрессионистов, работы которых, в особенности Моне и Дега, производят на художника сильнейшее впечатление - их манера письма, "свечение" картин, легкость кисти побуждают Сера искать способ "подчинить" это свечение логике природных законов.

Первым большим итогом поисков становится картина "Купание в Аньере" (1883, два на три метра), над которой художник работал целый год и которую надеялся выставить в Салоне 1884, годом ранее принявшем практически все его работы. К этому моменту он уже был знаком с книгой «Грамматика рисунка» Шарля Блана, согласно которой небольшие мазки, положенные рядом на холст, создают впечатление живой вибрации полотна. Манера, видимо, оказалась слишком новаторской: картина отправляется на «Салон независимых».

Точка за точкой

На этой выставке Сера и знакомится с Полем Синьяком, который становится впоследствии его близким другом и единомышленником. Вместе Сера и Синьяк разрабатывают идеи Шевреля, его теорию цвета для живописи, Сера изучает работу Огдена Николаса Руда "Современная теория цветов".

Руд доказал, что оптическое смешение основных цветов солнечного спектра - красного, желтого и синего - делает их тон ярче, чем при смешении пигментов. Художники приходят к выводу, что краски не нужно смешивать, а мазки на полотно нужно наносить по отдельности друг от друга - "точка за точкой».

С новыми идеями Сера приступает к работе над одной из наиболее значительных и, пожалуй, известных своих работ - «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», которая выставляется им на восьмой, последней, выставке импрессионистов.

Публика отнеслась к картине неоднозначно, но в основном с непониманием, недоумением и скепсисом. По сравнению с царившими тогда импрессионистами, картины Сера многим казались надуманными и искусственными.. Импрессионисты ополчились на него, кажется, сильнее всех. Например, американский художник Теодор Робинсон назвал новую манеру "мушиным пометом". Иронизировал над полотном и Дега. В ответ на слова Писсарро о достоинствах "Гран-Жатт" он ответил: "О, я заметил бы это, Писсарро, но уж очень она велика", намекая на оптические свойства пуантилизма, при рассмотрении вблизи превращающие картину в цветовое месиво .
Напротив, Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы» .

Так или иначе, новый художественный метод не остался незамеченным - о нем говорили, спорили и, что закономерно, ему начали подражать. Так появилась группа неоимпрессионистов, инициатором создания которой выступил Синьяк. В нее вошли Альбер Дюбуа-Пилье, Шарль Ангран, Максимилиан Люс и другие.

После Сера

Жизнь Сера оборвалась неожиданно: в марте 1891 года художник заболел во время подготовки к новой выставке и умер, как предполагают, от менингита. Его последней, так и неоконченной работой, стала картина «Цирк», которую художник все же успел выставить на «Салоне Независимых».

Полным сюрпризом для родных и близких стало то, что у Сера были любовница и сын. С Мадлен Кноблох, белошвейкой, художник познакомился за два года до смерти и скрывал эту связь от близких и друзей даже тогда, когда у них родился сын Пьер Жорж. Трагично, что годовалый ребенок умер от той же инфекции, что и Сера, спустя два дня после смерти отца.

В мастерской Сера осталось 42 картины, 163 крокетона, 527 рисунков и набросков, ставшее предметом спора для родственников, друзей Мадлен Кноблох. Впрочем, тогда эти картины не стоили больших денег: при жизни Сера сумел продать лишь несколько своих работ (по 300 франков за пейзажи и по 60 - за рисунки), а его картина «Натурщицы», которую сам художник оценил в 2500 франков (по 7 франков за день работы) через шесть лет после смерти была продана всего за 800 франков. В 1900 году семья художника продала "Гран-Жатт" за 800 франков, "Цирк" - за 500 франков, а рисунки - по 10 франков за штуку.

Настоящее признание, как часто бывает, пришло к Сера через годы, во многом благодаря стараниям друзей, проделавших большую работу по разбору и систематизации его картин и устраивавших посмертные выставки. Дополнительной трудностью было то, что художник обычно не подписывал свои работы . Все находившиеся в мастерской картины, этюды и рисунки Сера были помечены как подлинные произведения, что стало основой для дальнейшего изучения творчества художника.

Год назад, в декабре 2008 года, рисунок Сера «В Японском диване» (Au divan japonais) ушел с молотка «Сотбис» за 5 миллионов евро .

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе открытых источников

Основатель неоимпрессионизма , создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм ».

Жизнь творчество

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном , Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой - «Воскресный день на острове Гранд-Жатт ». Картина была завершена через два года. Сёра сделал множество рисунков для неё и несколько пейзажей с видами Сены. Некоторые критики, писавшие о Сёра, предполагают, что "Купание" и написанная затем "Гранд-Жатт" - это парные картины, в первой из которых изображен рабочий класс, а во второй - буржуазия. Другого мнения придерживался английский эстетик и историк искусства Роджер Фрай, открывший английской публике искусство постимпрессионистов. Фрай высоко оценивал неоимпрессионистов. В "Купании", на его взгляд, главной заслугой Сёра было то, что он отвлекся и от обыденного, и от поэтического взгляда на вещи и перешёл в область "чистой и почти абстрактной гармонии". Но далеко не все импрессионисты приняли неоимпрессионистическое творчество Сёра. Так Дега в ответ на слова Камиля Писсарро , также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил: «Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом. Характерной особенностью стиля Сера был его ни на кого не похожий подход к изображению фигур. Враждебные критики непременно заостряли внимание на этом элементе картин Сера, называя его персонажей «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами». Сера шёл на упрощение формы, разумеется, совершенно осознанно. Сохранившиеся этюды показывают, что он, когда это требовалось, умел писать вполне «живых» людей. Но художник стремился достичь эффекта вневременности и намеренно стилизовал фигуры в духе плоских древнегреческих фресок или египетских иероглифов. Однажды он написал своему другу: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии».

В определённый период Сёра живёт с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина» (1888-1889). Эта "немыслимая женщина в гротесковом дезабилье 80-х годов" (Роджер Фрай) представлена в плане той же отрешенности и созерцательности, как и персонажи других его картин. Влияние распространенного в те годы "японизма", вероятно, сказалось в изображении туалета Мадлен.

Так же как "Парад" и "Канкан", к миру зрелищ и представлений по своему сюжету относится и последняя, незаконченная картина Сёра - "Цирк" (1890-1891). Но если в первых двух дана точка зрения из зала на сцену, то в последней акробаты и публика показаны глазами того, кто выступает на арене, - клоуна, который изображен со спины на первом плане картины.

Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита , пневмонии , инфекционному эндокардиту , и/или (наиболее вероятно) дифтерии . Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез .

  • Известные высказывания

    • Эстетика. Искусство - это гармония. Гармония - это аналогия противоположных, аналогия сходных элементов тона, цвета, линии, рассматриваемых в соответствии с доминантой и под влиянием освещения, в радостных, спокойных или печальных сочетаниях.
    • Радостный тон - это светоносная доминанта; радостный цвет - это теплая доминанта; радостная линия - линия, поднимающаяся от горизонтали вверх. Спокойный тон - это уравновешенность темного и светлого; спокойный цвет - уравновешенность холодного и теплого цвета; спокойная линия горизонталь. Печальный тон - это темная доминанта; печальный цвет -холодная доминанта; печальная линия - линия, идущая вниз от горизонтали
    • Техника. Известно, что воздействие света на сетчатку имеет некоторую длительность, в результате происходит синтез. Средство выражения - это оптическое смешение тонов, цветов (локального цвета и цвета освещения: солнца, керосиновой лампы, газа и т. д.), то есть различного света и реакций на него (теней), соответственно законам контраста, градаций и излучения.

    (из письма писателю Морису Бобуру от 28.08.1890).