Георгий Нисский: биография. Нисский, георгий григорьевич - биография Является ли стиль Нисского уникальным? Менялся ли стиль художника со временем

Октябрь 1941 года. Москва.

Танки идут на запад. На них в белых полушубках - солдаты. Коренастые, с суровыми, обветренными лицами. На московских бульварах войска. Горят костры. На площади Свердлова в козлах винтовки. В Колонном зале идут митинги ополченцев. Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Тревоги следуют одна за другой...

«В памятную тяжелую зиму 1941-1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня». Отбор впечатлений шел очень строгий. Отбрасывалось все случайное, все комментирующие детали.




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»

В тяжелые дни обороны Москвы Нисский испытывал доселе неведомую бурю чувств, его сердце поэта было смятено и возбуждено до предела, и вот отдача - эпическое полотно «На защиту Москвы» создано за пятьдесят часов.

Критики часто упрекали художника за «быстроту» писания картин. Им, очевидно, было невдомек, какой глубокий духовный процесс предварял, подготовлял окончательный «творческий залп» мастера.

Зритель видит приготовившийся к боям город. Но не потому, что художник детально изображает атрибуты обороны. Все они сведены к одному срезанному краем картины противотанковому заграждению, сквозь просветы которого вдалеке, как в панораме, видна цепь таких же заграждений. Но этой деталью Нисский символизирует неприступность столицы. И уходящая вдаль заснеженная дорога с голыми деревьями на обочине кажется надежно охраняемой. А танки с солдатами создают ощущение готовности к защите.




1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»


1941 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В мастерской»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Москва. Динамо»

В феврале 1942 года Дейнека и Нисский едут в действующую армию, в район Юхнова. Бесконечная русская заснеженная равнина с рваными черными ранами взрывов, обгоревшие остовы домов, искореженная техника и впаянные в снег трупы. Враг разгромлен, отброшен от Москвы.

Нисский ведет фронтовой дневник. «Только бы верно понять сердцем. На глаза надежды больше. Видят уже правильно <...> Отбирать только главное... Остальное, литературно досказывающее - убирать, убирать уверенно, безжалостно».




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Когда немцы ушли»
Вернувшись в Москву, Нисский много работает. По заказу Центрального военно-морского музея он пишет серию из тринадцати картин, посвященных подвигам советских солдат и моряков: «Торпедирование вражеского судна подводной лодкой», «Над Баренцевым морем» и другие. Здесь совсем нет внешней героики предвоенных работ.



после 1951 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подводная лодка в Баренцевом море»



1943 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «В море. Военный корабль»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Разгром фашисткого каравана кораблями и авиацией Балтийского флота»
Полотно написано совместно со Штранихом Владимиром Федоровичем (1888–1981)



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской десант»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Черноморский флот»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Атака торпедных катеров»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Залп»


Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Окно ТАСС № 588. Во славу Октября!»
автор текста Василий Лебедев-Кумач



1944 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «У причала»



Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь. Вечер»

За время войны чувство любви к Родине возмужало и наполнилось особой теплотой. За словом «Родина» вставали не только грандиозные масштабы страны, но и маленькие уголки, где человек родился, рос, где воевал. Понятие родины стало более лирическим. В той или иной степени это почувствовал каждый. А художник-пейзажист должен был проникнуться этим даже более других. Особенно художник такого острого и глубокого зрения, каким был Нисский.



1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «Перед вылетом»
гидросамолёт «Каталина»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Утро на аэродроме»


Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подвиг героя Советского Союза П. А. Пологова»

Множество различных эмоциональных оттенков в его пейзажах первых послевоенных лет, но все эти работы полны большой человеческой теплоты и обращаются к сердцу зрителя. Они могут нравиться или нет, но оставить человека равнодушным они не могут.

Один из самых ранних послевоенных пейзажей Нисского «Вечер на Клязьме» (1946). Уже по нему можно судить о том, какой видит теперь родную землю художник. Тихая вода, прорезанная закатной дорожкой. Синяя полоска берега вдали. И красавицы-яхты, столь милые сердцу мастера. Теплая желто-коричневая гамма усиливает едва слышную нотку вечерней элегичности. О росте мастерства говорит и композиция картины, ее четкая построенность, где нет ничего лишнего, ни одной детали нельзя ни убрать, ни переместить. Одновременно ничего внешнего здесь нет. Художник видит проще и глубже.

Страстный яхтсмен, Нисский бесконечно влюблен в воду. Гладь озер и водохранилищ, широкое волжское раздолье, таинственные воды северных рек, бурные морские волны - ко всему этому художник постоянно возвращается в своем творчестве.




1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер на Клязьме»



1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На мостках»



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В дождик. На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Водный праздник»


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На взморье»


1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Альботрос»


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В доке»

Одна из лучших картин этого периода - «Белорусский пейзаж» (1947). Задолго до войны, в 1935 году, в своей родной Белоруссии художник написал этюд, на основе которого спустя двенадцать лет создал эту работу. «Белорусский пейзаж», по существу, широкая панорама родных художнику мест. Панорамность подчеркнута и композиционным построением: железная дорога подходит к самому срезу картины; она словно выходит из-под ног зрителя и ведет его далеко по железнодорожному полотну, мимо семафора, через мост, вдоль широкой лесистой равнины, где деревья с листьями цвета ранней осени подходят к металлическим рельсам. Благодаря низкой линии горизонта, простор кажется необъятным, а дорога - бесконечной. Но, умело вводя почти незаметные на первый взгляд детали - пасущийся скот, путевого обходчика, художник как бы приближает всю огромность пространства к человеку, делает пейзаж более интимным.



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Белорусский пейзаж»
Часть пятая, последняя... В 60-х годах Георгий Григорьевич совершенно отошел от соединения в одном полотне различных жанров и работал только в пейзаже. Но в его пейзаже больше чувствуется технически четкое мышление времени, чем в полотнах с нарочито «индустриальными» мотивами. «Понять, что делается сегодня вокруг тебя, понять, в чем ты участвуешь, не выпасть, не выплеснуться из эпохи — это очень и очень многое в нашем творчестве»

Он был художник ищущий. Построенность последних его работ совершенно нерушима, не терпит ни малейших перемещений. Но при всем внешнем рационализме, прямо-таки математической четкости, она никогда не кажется холодным, рассчитанным расположением предметов и пятен на поверхности листа или холста.

Взято у kykolnik

http://kykolnik.livejournal.com/977731.html

Цыплаков Виктор Григорьевич (Россия, 1915-1986) «Портрет Георгия Нисского»

А. Дейнека в предисловии к альбому картин Нисского написал: «Его работы - не виды определенных мест, существующих на нашей планете, но своего рода эталоны лесов, полян, деревень. Именно потому, что в основе работ Нисского всегда лежит широкая обобщенная мысль, они звучат эпически»


1961 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Аэродром»

Сани, одинокий пешеход - малозаметные детали знаменитейшей картины. Угадали какой?

Зимняя равнина. Высокие полуголые сосны воткнуты в широкое и высокое небо. Но, вопреки этому извечному молчанию природы, не тронутой человеком, стремительно прочерчивает сумрачное темное небо красный самолет. Две силы противостоят друг другу, однако сравнительно небольшое, но всепобеждающее в своей стремительности создание рук человеческих одолевает спокойно-самоуверенную стихийную силу природы.


1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Над снегами»



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Предгорье»

Одна репродукция широко растиражирована, другая - из журнала.
Какая из них ближе к оригиналу так и не нашла, потому обе:


1963



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «У могилы друга»



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Уссурийский залив»



1960

«Где-то шел бегом, а сейчас мой шаг стал размеренней и тише» Георгий Нисский


1960 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»


1961 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подмосковная ночь»


1965 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»


1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер»

Владимир Воробьев в одном из своих эссе вспоминает о том, что у Нисского была интересная собачонка по кличке Редька, не знаю, какой породы, небольшая, лохматая и очень сообразительная. Она была похожа на Белого Бима Черное ухо с «прической» «Я тебя вижу, ты меня - нет», рябого грязно-белого цвета, точь-в-точь только что выдернутая из земли редька. Дружелюбная и любопытная, она, однако, слушалась только Жору. Они с ним вытворяли разные фокусы к радости ребятишек, которые собирались в гавани. С помощью одного трюка Жора выиграл бессчетное количество бутылок. Он заключался в том, что Жора предлагал спор, что Редька провисит на ветке дерева, держась за нее зубами, заданное время, например, час. При этом разрешалось всячески воздействовать на Редьку, чтобы она отцепилась, но без приложения рук и предметов. По команде или с помощью Жоры Редька цеплялась за ветку и начинала висеть. Что с ней только ни делали: и звали, и гнали, и дразнили колбасой - ничто не помогало. В исключительных случаях она только, не разжимая зубов, рычала на раздражителя. И только по команде Жоры отпускала ветку. Этот аттракцион очень нравился детям. Потом у Редьки появилась дочка Чука, ровного буро-коричневого цвета. И аттракцион был усложнен: Редька цеплялась за ветку, а Чука за редькин хвост. Вход в метро с собаками, не то, что сейчас, был строго запрещен. Но Жора на метро с Редькой ездил. У него был небольшой чемоданчик с дырочками для воздуха. Жора клал его на землю и говорил: «Редечка, мы едем на метро». И она там тут же уютно устраивалась.

Однажды вместе со Зворыкиным я побывал на его выставке на Кузнецком Мосту и там стал свидетелем фантастического зрелища. У Нисского было заготовлены акварельные картинки величиной в почтовую открытку. Возможно, их написали его ученики. Они изображали морской пейзаж с берегом и кустами на переднем плане. Нисский раздавал их знакомым как автографы, но перед этим делал несколько мазков черной кистью, то ли гуашью, то ли тушью: подъярчал прутики кустов и камешки на переднем плане, ставил птичек над водой. И на ваших глазах происходило чудо: пейзаж приобретал объемность, уходил вдаль.



1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В пути»



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер. Подмосковье»



1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Причал»



1966 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Набережная»


1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Яхты у берега»


1964 (?) Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»



1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Натюрморт с вятской игрушкой»

Нисский был влюблен в русскую старину. Он побывал в Ростове, Владимире, Новгороде, Пскове. Однажды с Михаилом Петровичем Кончаловским Нисский приехал на этюды в Суздаль. Кончаловский тут же сел писать, а Георгий Григорьевич по привычке пошел бродить.

На склоне одного из окрестных холмов развалился на траве парень в начищенных сапогах и розовой шелковой рубашке, он бросил наземь велосипед и положил на раму вихрастую русую голову. Рядом с ним смиренно сидела девушка в белом платье. Козы у подножия холма обнюхивали кем-то оставленный мотороллер. В небе, как будто мелом, реактивный самолет вычерчивал сложную параболу. Жизнь шла своим чередом.

Когда Нисский в мастерской в Москве пробовал все это писать, получалось что-то не то. Детали мешали воспринимать целое.

И вот тогда случилось чудо. Сперва из пейзажа Суздаля улетел самолет и забрал с собой белый след, потом за ним уехал с холста мотороллер, а последним нехотя ушел красавец парень, уводя с собой велосипед и девушку. Остались только козы, да молодые женщины, да холмы. А в конце еще появилась на дневном небе луна.



1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Суздаль»



1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На лодке. Вечер»


1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Покров на Нерли»

Владимир Воробьев : «Однажды с Нисским произошла история, которая повлияла на него так сильно, что у него полностью изменился творческий стиль. 22 декабря 1959 года художник Кокорекин (1906-1959) привез из Индии в Москву чуму. Заболеваний было немного, но шум был большой. Кокорекин жил в одном доме с Нисским, и они были большие друзья. Наутро после приезда Кокорекин вышел из дома, а в это время во дворе Нисский делал профилактику своему «Москвичу». Они уже были готовы по старой привычке обняться и расцеловаться, но у Жоры руки были в нигроле, и они лишь договорившись увидеться вечером. Днем Кокорекина увезли в больницу, откуда он уже не вышел. Несколько человек все же заразилось. Жора очень переживал эту потерю и то, что его самого спасла только невероятная случайность. Некоторое время он, говорят, даже очень попивал, а когда вернулся к картинам, это был уже совсем другой художник. Его картины стали более стилизованы, в них как бы появилось дыхание чего-то космического...»


Чебаков Никита Никанорович (Россия, 1916-1968) «Портрет художника Георгия Григорьевича Нисского» 1962

В конце жизни Георгий Георгиевич долго и тяжело болел. Семьи у него не было, и последние годы он провел
в доме престарелых. Скончался живописец 18 июня 1987 года; похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Наследников у Георгия Григорьевича не было. Значительная часть его работ исчезла, и судьба их ныне неизвестна...

Георгий Григорьевич Нисский (1903-1987) - прославленный советский живописец, график, Действительный член АХ СССР, Народный художник РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, иллюстратор, художник в «Окнах ТАСС». Георгий Нисский - яркая личность и неутомимый искатель нового. Об этом говорят не только глубокие картины, но и жизненный путь этого человека.

14 сентября в Институте русского реалистического искусства открывается самая большая выставка, посвященная творчеству художника «Нисский. Горизонт». ИРРИ - уникальный по своей открытости людям музей, на наши вопросы отвечала его арт-директор и куратор выставки Надежда Степанова.

Институт русского реалистического искусства, фото apelsinka.pro

Арт-директор ИРРИ и куратор выставки Надежда Степанова

Почему вы решили сделать персональную выставку именно Георгия Нисского?

Во-первых, её ещё не было в наше время, в современной России, а художник довольно неординарный и для нас знаковый. Самая дорогая картина в собрании ИРРИ - это его работа «Над снегами», купленная на аукционе Sotheby’s в 2014 году.

«Над снегами»

Во-вторых, это наша персональная любовь, потому что это не только прекрасная живопись, но и очень интересный человек. Готовясь к выставке, мы читали архивы, брали интервью у тех, кто был знаком с Нисским лично. Стало понятно, что он был удивительным человеком, совершенно бесшабашным. Например, во время учебы, помимо занятий у таких мэтров, как Роберт Фальк и Александр Древин, он любил походить на руках по парапету во ВХУТЕМАСе, поиграть в волейбол. На этюдах в Новороссийске и других морских городах знакомился с моряками, просился к ним на борт, много путешествовал, занимался яхтингом и даже выиграл несколько регат.

Фото удостоверение яхтсмена

Грамота Георгия Нисского, выданная за первое место в парусных соревнованиях

Он был один из немногих, кто умел водить автомобиль, что несомненно давало ему огромный простор для творчества. Он гонял по Подмосковью, по небольшим городам недалеко от Москвы, всё зарисовывал и возвращался в мастерскую писать великолепные пейзажи. Личность, безусловно, интересная. Он, на самом деле, мало, на кого похож. Мы искали, на кого он ориентировался, но Нисский - самобытный художник, его ни с кем не спутаешь. Кроме того в 2018 году исполняется 115 лет со дня рождения художника. Так получилось, что всё совпало. Вообще, мы любим персональные выставки, потому что для нас это ещё один повод исследовать коллекцию и собрать материалы по тем художникам, которые представлены в нашем музее.

Почему вы выбрали такое название выставки «Нисский. Горизонт»?

Конечно, это игра слов. На всех картинах горизонт очень важен для художника. Он его специально делал либо низким, либо, в редких случаях, очень высоким, таким образом, создавая определенную геометрию композиции. Художник гениально работал с пространством: как только появлялись прописанные фигуры, деревья и другие детали, картина теряла свою прелесть. Видно, что он тщательно «вычищал» свои работы. Недавно мы сделали рентген и 3D сканирование картины «В пути» и увидели, как Нисский работал с композицией: перемещал диск солнца, закрашивал циферблат, сокращал количество фигур людей на мосту, перемещал их. Интересно наблюдать, как мастер удалял «лишнее». Процесс исследований будет представлен на выставке.

Всё это можно будет увидеть и в каталоге, который выйдет в октябре и будет наиболее полным изданием картин Г. Нисского, как из частных коллекций, так и из государственных музеев.

Мы не любим фантазировать на тему «что хотел сказать художник». Мы берем его воспоминания, материалы его исследователей и делаем выводы.

Сложно ли организовать такую масштабную выставку?

На выставке будет представлены работы из 25 музеев, более 100 источников изображений в каталоге. Это довольно сложно, тем более что в подготовке выставки задействовано не так много людей, в музее небольшой штат. А ещё мы сами устроили себе испытание - над выставкой мы работаем меньше года. Также мы столкнулись с проблемой: многие региональные музеи, видя, что Третьяковская галерея, Русский музей, ИРРИ и другие крупные музеи активно представляют советское искусство, пополнили свои постоянные экспозиции работами Георгия Нисского, и, конечно же, они не стремятся их сразу снять и передать на время нам.

В процессе подготовки мы выяснили, что Нисский абсолютно музейный художник. Как только он что-то писал, работы сразу попадали в музеи от Архангельска, Нижнего Тагила до Сочи. Именно поэтому выставка сложная, дорогая и по логистике, и по страховке. Непросто оформить документацию: от каждого регионального музея нужно получить разрешение местного Министерства культуры и хранителя, согласовать всё с их выставочными отделами. Несколько работ из-за этого к нам не попадают. Например, позже приедет работа «Подмосковье. Февраль» (Третьяковская галерея), она задерживается на выставке в Казани. Также не попадает к нам картина «Октябрь. Семафоры», потому что она сейчас находится в «Зарядье», две большие работы по техническим причинам не смогли привезти из Сочи и из Архангельска. Но все картины будут включены в каталог.

«Подмосковье. Февраль»


«Октябрь. Семафоры»

Всего на выставке будет более 60 работ: картины Нисского, его вдохновителей и последователей.

На выставке будут не только картины Нисского? Расскажите, что ещё увидят посетители?

Огромное количество документов. Будет целая комната с условным таймлайном. У Нисского была очень интересная жизнь. Он родился в семье фельдшера на железнодорожной станции в белорусском местечке Новобелица недалеко от Гомеля, потом переехал в Москву и учился у известных мастеров, дружил с Александром Дейнекой. Его работа «Октябрь. Семафоры» понравилась французскому художнику Альберу Марке. Когда он похвалил картину, коллеги Нисского придумали шутку, что у Марке вкус «нисский».

Будет представлен бюст художника, шаржи на самого себя и иллюстрации для книг (из Литературного музея), мы нашли несколько экземпляров книг с этими иллюстрациями - Джек Лондон, Агния Барто. Ещё буду различные документы: письма, телеграммы, большое количество очень забавных фотографий: путешествия на машине с собакой Редькой, лыжные прогулки, участие в регатах.

Там же мы представим модель автомобиля Нисского, а на открытие выставки постараемся поставить у входа именно такой же автомобиль.

Выставочное пространство оформляет наше любимое бюро «Проект Одиннадцать», за графику и каталог отвечают Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева, дизайнеры с мировым именем. Это будет дико красиво, мне кажется.

Кто, по-вашему, в большей мере повлиял на стиль живописи художника?

Мы не любим фантазировать на тему «что хотел сказать художник». Мы берем его воспоминания, материалы его исследователей и делаем выводы. Нисский не скрывал, что его любимые русские художники - это Аркадий Рылов, Архип Куинджи и Александр Дейнека, с которыми они познакомились в юности, дружили и влияли друг на друга. Мы показываем картины Альбера Марке, Аркадия Рылова, Николая Рериха и Александра Дейнеки рядом с работами Георгия Нисског. Нисский также писал, что ему очень нравится Исаак Левитан, но он не представлял себе, как можно писать в его дни, как Левитан, то есть вообразить, что на одном из пейзажей знаменитого передвижника может появиться самолёт.

Работая с архивами, нашли интересную мысль художника о том, что для современных художников нет выставочных пространств. И если бы у художников были бы, условно, свои Лужники, как у спортсменов, возможно, они бы иначе мыслили и развивались.

Мы искали, на кого он ориентировался, но Нисский - самобытный художник, его ни с кем не спутаешь.

Является ли стиль Нисского уникальным? Менялся ли стиль художника со временем?

Я считаю, да. Мы искали похожих художников, но не нашли. Стиль, конечно же, менялся. Первое время, Нисский находился под мощным влиянием объединения ОСТ, куда входили его друзья Александр Дейнека, Сергей Лучишкин, Константин Вялов. Это влияние очевидно в его дипломной работе «Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году».

«Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году»

Потом у него был период увлечения морем, и это уже совершенно другие краски и другая манера.

Следующий этап - это увлечение индустриальным пейзажем.

Стиль менялся, но оставался узнаваемым. Исследователи пишут, и сам Георгий Нисский признавал, что ему не удавалось изображать людей. При этом мы показываем студенческие рисунки и книжную графику - там всё с людьми нормально. На картинах большого формата художник стремился к минимализму.

Какие основные темы живописи Нисского вы могли бы выделить?

Все работы Нисского коррелируются с нашей недавней выставкой «Россия в пути. Самолётом, поездом, автомобилем», потому что мы, действительно, условно можем разделить творчество художника на темы. Это морские пейзажи - Нисский был замечательным маринистом. Железнодорожная тема - художник даже писал в своих воспоминаниях о неизгладимом впечатлении, которое на него произвели в детстве виды железнодорожных путей на станции, около которой он родился и вырос. Он всё время рисовал рельсы и шпалы - как в тетрадках, так и в своих зрелых картинах. К тому же он был очень современным человеком, восхищался техническим прогрессом, много путешествовал на самолёте и водил автомобиль. Это тоже отразилось в его творчестве. Ещё одна важная тема - пейзажи, изображение российской природы, но с элементами современной жизни: кораблями, автомобилями и самолётами.

Можно ли назвать лирического героя картин Нисского бунтарём, «героем своего времени» или «певцом индустриализации и социалистической стройки»?

Социалистическую стройку Нисский не отобразил на своих картинах. И как такового лирического героя на картинах нет, но сам художник любил прогресс, стремился всё осовременивать, поэтому по сути был «героем своего времени».

Могли бы вы назвать знаковые, самые важные картины Нисского?

Для нас самые знаковые картины - это, конечно же, «Над снегами» и «В пути» из нашего собрания. Работа «Набережная», эту картину мы выставляем вместе с работой Марке. Важны ранние работы - графика с железнодорожными путями. Нельзя не упомянуть картину, которая приедет из Третьяковской галереи, «Февраль», совершенно необыкновенная по свету и цвету. И, основываясь на воспоминаниях современников и исследователей, мы собрали по разным городам его триптих «Аэродром», «Коломенское» и «Подмосковная ночь».

«Аэродром»

«Коломенское» и «Подмосковная ночь»

Мы выяснили, что эти три работы выставлялись на одной из экспозиций в 1960-е годы как триптих. Воля художника показывать эти картины именно так. Важными мы также считаем картины «У могилы друга» (из Третьяковской галереи) и «Колхоз «Загорье» (из Русского музея).

«У могилы друга»

«Колхоз Загорье»

Является ли, на ваш взгляд, творчество Нисского актуальным в наши дни? Для кого?

Мне кажется, да. Судить можно даже по сувенирной продукции, которую мы выпускаем. Дождевики, свитшоты, открытки с принтами работ Нисского «Прыжок с парашютом» и «Над снегами» были распроданы очень быстро, можно сделать вывод, что людям нравится. Работы Нисского очень хотели видеть наши римские коллеги, потому что все картины выглядят очень современно. Мы давно работаем и дружим с художником Павлом Отдельновым, которому очень нравится творчество Нисского. Их работы, на первый взгляд не похожи, но если посмотреть внимательно, прочитать комментарии, влияние очевидно. Так же мы показываем работы Таира Салахова, признававшего влияние Нисского. Стиль Салахова называют «суровым стилем», прародителями которого считались художники объединения «ОСТ» и Нисский.

Мы знаем, что в ИРРИ проводится много образовательным программ для детей от 4-5 лет до 18 и старше. Планируются ли экскурсионные программы для самых маленьких на это выставке?

Конечно, каждая наша образовательная программа сопряжена с нашими временными выставками. Обязательно будет серия «Арт-ланчей», на которых мы рассказываем о каком-либо экспонате - это пятнадцатиминутные еженедельные бесплатные лекции по средам, своеобразные «культурные инъекции», как мы их называем. С октября начнется новая образовательная программа «Умные четверги» - с 19:00 до 21:00 пройдут открытые лекции, посвященные, в том числе, и этой выставке. Детские программы по субботам для разных возрастов всегда начинаются с посещения выставки, поиска вдохновения, а потом малыши переходят к самостоятельному творчеству.

Обязательно будет аудиогид и квест (как детские, так и взрослые группы), для тех, кто не любит классические экскурсии.

После такого увлекательно и подробного рассказа, невозможно не посетить Институт русского реалистического искусства и особенно предстоящую выставку. Мы уже планируем свой сентябрь! А вы?

» Нисский Георгий Григорьевич

Творчество и биография - Нисский Георгий Григорьевич

Нисский Георгий Григорьевич – русский живописец.

Детство художника прошло на маленькой железнодорожной станции близ Гомеля. Местный живописец В. Зорин, увидевший рисунки юноши, посоветовал ему продолжить занятия изобразительным искусством. Вняв совету, Нисский поступил в гомельскую Студию изобразительных искусств имени М. Врубеля. Его способности заметили и в 1921 г. направили в Москву на подготовительные курсы при Высших художественно-технических мастерских В 1923 г. Нисский перешел на живописное отделение, где его учителями были А. Д. Древин и Р. Р. Фальк.

В эти годы художник сблизился с Обществом станковистов. Его представители пропагандировали новые формы живописи, с помощью которых можно было бы создать обобщенный образ современного города.

Художники-станковисты оказали большое влияние на формирование живописного стиля Нисского, именно от них идет лаконичность и динамика его композиций. Художник увлекается морской тематикой, его притягивают бескрайние морские просторы, гладкие и чистые воды каналов, в которых отражаются белые паруса. Многочисленные марины Нисского посвящены героической романтике жизни военных моряков («Маневры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949).

Нисский - замечательный иллюстратор, и в этом жанре он остается верен морской тематике. Он создает прекрасные иллюстрации к произведениям писателей-маринистов (к «Цусиме» Новикова-Прибоя, «Морской душе» Соболева).

Кроме марин, Нисский пишет заснеженные леса, ландшафты, пересеченные железнодорожными линиями и автомагистралями («Осень. Семафоры», 1932, Третьяковская галерея, Москва; «Белорусский пейзаж», 1947, Московский государственный университет; «Подмосковье. Февраль», 1957, Третьяковская галерея, Москва). Прекрасный спормен, ходивший под парусом на подмосковных водохранилищах, он с убедительной достоверностью изображает спортивные состязания. Природа в его картинах преображена деятельностью человека, даже в тех пейзажах, где нет фигур людей, присутствие их незримо ощущается.

Нисский много путешествует по стране, впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств. Пейзажи и марины Нисского отмечены тонким лиризмом («Подводная лодка», 1938; «У берегов Дальнего Востока»; «Порт Одесса»; «Пейзаж с маяком»; «Под Москвой» - все 1950), состояния природы удивительно точно передают чувства и переживания человека. Многие марины Нисского навеяны романтическими мотивами произведений Александра Грина. Прекрасны легкие и воздушные парусники, качающиеся в голубых волнах, величественны скалы, теснящие к водам морского залива белые городские постройки, напоминающие своими силуэтами гриновский Лисе.

Кажущаяся фантастичность образов не мешает им быть реальными и осязаемыми: Нисский пишет современную ему жизнь, далекую от романтических приключений, обыденную и простую. В картинах заметно восхищение художника мощью морской стихии, но его море не безлюдно, в нем чувствуется присутствие воли и энергии человека (триптих «Порт на севере», 1956-1957).

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета им. М. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923-1930). Перешёл на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин . Параллельно с учёбой работал в типографии, много внимания уделял спорту, в частности - волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой . В это время, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки и Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей. В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ).

Конец 1930 и 1931 провел в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. В 1936 совместно с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах и на подводной лодке.

Сюжеты первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы - морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остаётся верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах всё чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой), он по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз место моря занимают подмосковные водоёмы.

Нисский много путешествует по стране; впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956-1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка в Москве.

Когда в 1934 году во время своего визита в СССР французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».