Сообщение на тему современный благотворитель. Крупнейшие меценаты современной россии

Все в нашей жизни рано или поздно приобретает свое значение и название. Вот и такое явление, как безвозмездная помощь, покровительство и содействие развитию, современный человек называет меценатством, благотворительностью или спонсорством.

Все эти понятия объеденены единым смыслом, но все же есть особенности, которые различают их. В России с давних времен и по сей день присутствует каждое из этих направлений. Спонсор, благотворитель, меценат - это люди, оказывающие помощь, но можно ли назвать её абсолютно безвозмездной? Давайте разбираться вместе...

Терминология - луч света в дебрях понятий

Итак, есть люди, готовые отдавать свои «кровные денежки», чтобы поддержать и содействовать развитию литературы, музыки, другого искусства и просто людей, нуждающихся в помощи. Почему бы не объединить героев под одним названием? В чем тут нюансы?

Благотворитель - человек, оказывающий бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся. Человек сам решает, где, как, кому и чем он может помочь. Взамен благотворители ничего не просят и часто оказывают помощь анонимно. Создаются целые благотворительные фонды, где неравнодушные люди могут внести свой вклад в беду (или развитие) посторонних людей: детей, беженцев, больных и т. д. Нередко благотворительные сборы идут на поддержку природы или животных. Кстати, не только деньги относятся к благотворительной помощи.

Меценат - это человек, добровольно и безвозмездно оказывающий содействие развитию науки и культуры. Привлекает он для этого благородного дела свои личные финансовые средства.

Спонсор - вкладывающий денежные средства в развитие и процветание кого-либо или чего-либо. Спонсором может выступать как человек, так и целая организация. Спонсорскую помощь также может получить конкретное лицо, компания, направление, идея или любая другая деятельность. Схоже по смыслу понятие «инвестор», но спонсор, в отличие от инвестора, не получает материальной выгоды от вложенных средств. Хотя свой интерес у него присутствует. Чаще всего спонсоры выделяют финансирование, чтобы «засветиться» в СМИ.

Так или иначе, оказывая безвозмездную помощь, каждый человек рассчитывает что-то получить взамен: благодарность, внимание, собственное душевное спокойствие или благоговейную радость от совершенного доброго дела.

История меценатства в России

В Риме при правлении Октавиана Августа помощником и доверенным лицом императора был Гай Меценат. Ему было многое дозволено, Август прислушивался к его мнению. Гай всячески помогал творческим людям, попавшим в немилость политической власти. Имя Мецената вошло в историю как нарицательное, обозначающее помощь, покровительство, финансовую поддержку деятелей науки и искусства.

Меценатство в России зарождалось еще в XIII веке как направление благотворительности. Меценаты России - богатые люди, достигшие успеха в разных областях. Но известность они получили в основном благодаря меценатству.

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели - обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят вглубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из "Поучения Владимира Мономаха": "Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека". В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне.

Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на "помощь бедным" объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати "отличиться" в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров.

Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметьевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж. Кваренги и Е.Н азаровым, Вдовий дом (архитектор И. Жилярди), Голицынская больница (архитектор М. Казаков) и многие другие.

В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза".

Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.

Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина - гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Высоко оценивали Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства - не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь, прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - художник, собиратель икон. Родился в семье священника. Учился в Вятской духовной семинарии, но с последнего курса ушел. В 1867г. юноша отправился в Петербург. Вначале учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского, а с 1868г. в Академии художеств. В апреле 1878 г. он уже был в Москве и с тех пор не разлучался с этим городом. Стремясь к созданию произведений в истинно национальном стиле, Виктор Михайлович обращался к событиям прошлого, образам былин и русских сказок. Широкую известность получили монументальные росписи, выполненные Васнецовым в православных храмах. Особенно большой успех сопутствовал его работе во Владимирском соборе в Киеве в 1885г. Виктор Михайлович стал не только ценителем, но и собирателем русской старины. В начале XX века коллекция икон В.М. Васнецова была уже столь значительной, что, будучи показанной на выставке Первого съезда русских художников, обратила на себя внимание. После смерти художника его дом и все художественные собрания перешли дочери Татьяне Викторовне Васнецовой. Благодаря ей, в 1953 г. был открыт Мемориальный музей В.М. Васнецова, существующий и поныне. Сегодня в доме-музее Виктора Михайловича Васнецова хранится 25 тысяч экспонатов, которые позволяют познакомиться с биографией и творчеством знаменитого художника.

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904): художник, очеркист, собиратель памятников этнографии и декоративно-прикладного искусства, родился в дворянской семье. Окончил Петербургский морской кадетский корпус.

Тогда же проявил наклонности к искусству и стал посещать рисовальную школу художников. Отказавшись от военной карьеры, Верещагин поступил в Академию художеств. Собирать он начал довольно рано в шестидесятые годы XIX века.

И уже из первого путешествия по Кавказу и Дунаю привез немало разного рода "трофеев". В его собрание входили предметы, чуть ли, не со всего света. С 1892 г. Жизнь Верещагина была тесно связана с Москвой.

Московский дом художника напоминал самый настоящий музей. Прямо в мастерской находилась большая библиотека.

В 1895 и 1898гг. В.В. Верещагин принес в дар Императорскому Историческому музею отдельные предметы из своего собрания. В.В. Верещагин погиб 31 марта 1904 г. при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт - Артуре.

Коллекционер, издатель, благотворитель Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) родом из купеческой семьи. В детстве не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провел в "мальчиках" за прилавком своего богатого отца. Имя Солдатёнкова в истории культуры связывается с издательской деятельностью в России второй половины позапрошлого столетия, с коллекционированием отечественной живописи: издания Солдатёнкова имели в стране большой общественный резонанс, а собрание картин могло быть сопоставимо с галереей П.М. Третьякова. В его домашней галерее были такие известные вещи, как "Пасечник" И.Н. Крамского, "Весна - большая вода" И.И. Левитана, "Чаепитие в Мытищах" и "Проводы покойника" В.Г. Перова, "Завтрак аристократа" П.А. Федотова, этюд "Явление Христа народу" и первоначальный эскиз знаменитой картины.

Археолог, коллекционер Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884) - из старинной и знатной семьи, сын президента Академии наук графа С.С. Уварова. По инициативе Уварова в 1864 году создаётся Московское археологическое Общество, ставившее широкие задачи в сбережении и изучении памятников искусства и старины. Алексей Сергеевич Уваров участвовал в создании Российского Исторического музея. Лучшие экспонаты, добытые трудами членов Общества, были принесены в дар Императорскому музею для его первой экспозиции. После смерти отца Алексей Сергеевич унаследовал богатейшее фамильное собрание произведений искусства и древностей в усадьбе Поречье Московской губернии. Своеобразным продолжением музея служил прекрасный ботанический сад - до тридцати тысяч "отборного вида растений", привезённых в Подмосковье со всех концов света. После смерти Уварова А.С. его вдова, Прасковья Сергеевна Уварова, продолжила работу, начатую мужем.

Прасковья Сергеевна Уварова (1840-1924), урождённая Щербатова, из знатного княжеского рода. Уварова получила разностороннее домашнее образование: в числе её наставников были профессор Ф.И. Буслаев, занимавшийся с ней русской литературой и историей искусства, Н.Г. Рубинштейн, у которого она брала уроки музыки. А.К. Саврасов, занимался рисунком и живописью. Коллекционер, библиофил Василий Николаевич Баснин (1799-1876) много времени и стараний отдавал общественному труду, историко-краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годы предметом его увлечений стали гравюры .

Помимо гравюр в собрание Баснина входили: акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалось около двенадцати тысяч книг - это было крупнейшее частное собрание тех лет. После смерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве - в гравюрном кабинете государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Одной из самых известных благотворительниц в Москве в XIX веке была Варвара Алексеевна Морозова.

Она основала и финансировала целую сеть благотворительных учреждений: больницу и родильный приют, аптеку, "санаторию", приют для сирот, колыбельную (так назывались тогда ясли), богадельню, убежище для хроников, дом призрения, училище, школу рукоделия, библиотеку.

Материальное покровительство В.А. Морозова оказывала и городу, ежегодно она ассигновала 760 руб. на пособие Мариинской женской гимназии. Часто обращался к Морозовой с просьбой о пожертвованиях на благотворительные цели Лев Николаевич Толстой. Пятьдесят тысяч рублей В.А. Морозова пожертвовала на строительство в Москве на Миусской площади народного университета, основные средства, на создание которого завещал другой меценат - А.Л. Шанявский.

В Москве В.А. Морозова построила ремесленное училище, начальную школу, была членом "Общества пособий несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения". Одним из ее главных благотворительных начинаний было создание так называемых Пречистенских курсов для рабочих, которые сыграли большую роль в просвещении московских рабочих масс. Курсы были открыты в арендованном В.А. Морозовой здании на Пречистенке в 1897 году и пользовались большой популярностью.

Благодаря пожертвованиям В.А. Морозовой (около 50 тыс. руб.) стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева, которая была открыта в 1885 году.

Вообще Варвара Алексеевна не была безоглядной филантропкой, она умела считать деньги и оказывала материальные благодеяния с разбором.

Выводы. Этап, начавшийся в 1861 г. и продолжавшийся до начала столетия ХХ, можно охарактеризовать как период общественного, частного призрения, которое восприняло опыт общественного призрения предшествующего этапа. В пореформенный период, в годы активного утверждения капиталистических отношений, общество потребовало новых форм и методов социальной политики и практики, его не устраивали жесткие бюрократические установления, ограничивавшие самодеятельность, новаторство в социальной сфере.

К середине XIX в. идеи гуманизма находили отклик среди либерально настроенных и прогрессивно мыслящих россиян, стремившихся своим конкретным вкладом облегчить страдания наименее социально защищенных соотечественников - убогих и престарелых, нищих, больных, сирот. Благодаря их инициативам в России создавались новые благотворительные общества, увеличивалось число учреждений общественного призрения, совершенствовались содержание и формы их работы, методы управления. Реформы 60-70-х годов XIX в. оказали значительное влияние на судьбу общественного и частного призрения России, способствовали их последующему развитию.

Из данной работы можно сделать вывод, частная благотворительность отвечает требованию совести, требованию настоятельному и благодетельному. Она оказывает воздействие, в отличии от общественной, не только на тело, но в первую очередь, на дух человека. Частная благотворительность закрывает собой проблемы общественной, а так же частная благотворительность есть выражение сострадания, порыв сердца. Общественная благотворительность возникла из частной, как более сложная из простой. Она более совершенна, но коренится в частной и из нее вырастает. Общественная благотворительность более формальна в своих действиях, и влияет в основном на тело, а не на дух человека.

Так же хотелось бы отметить тех людей, которые не были ни великими художниками, ни гениальными артистами, но вошли в историю Отечества потому, что способствовали ее развитию, обогащению. Это люди - представители богатейших промышленных и торговых династий страны. Их огромные состояния были нажиты отцами и дедами - в большинстве своем предприимчивыми, смекалистыми русскими мужиками.

В числе их сыновей и внуков было немало тех, кто использовал семейный капитал для благотворительных целей, для развития культуры и науки, кто стал покровителем искусств.

Среди этих людей были яркие, самобытные личности, отдавшие на алтарь искусства не только большие деньги, но и свою энергию и жар души. С их именами связаны многие достопримечательности культурной жизни России, многие добрые дела.

Правильная ссылка на статью:

Кеня И.А. — Женская благотворительность как особый элемент российской благотворительности в XIX - н. XX // Genesis: исторические исследования. - 2014. - № 5. - С. 53 - 77. DOI: 10.7256/2306-420X.2014.5.12462 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12462

Женская благотворительность как особый элемент российской благотворительности в XIX - н. XX

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом исследования являются мотивы, особенности, основные направления женской благотворительной деятельности в России в XIX - н. XX вв. Деятельность женских благотворительных обществ изучена на примере благотворительных обществ императрицы Марии Федоровны и деятельности общества "Дамского призрения бедных" С.С.Щербатовой. Приведены примеры благотворительной деятельности жен губернаторов, купцов, предпринимателей. Рассмотрена благотворительная деятельность графини А.Д.Блудовой и С.В.Паниной. Особое место в статье уделено благотворительной, просветительской и меценатской деятельности княгини М.К.Тенишевой. Использованы методы исследования: сравнительно-исторический, анализа и синтеза, индукции и дедукции. С помощью методов психологии определены мотивы женской и мужской благотворительности. Научная новизна исследования заключается в выявлении ценностных установок и синтезе мотивов женской благотворительности в России в XIX - н. XX вв. Выявлена разница мотивов и проявлений женской и мужской благотворительности. Одним из выводов является представление женской благотворительности как самореализации духовного мира женщины. Этот вывод подтвержден конкретными примерами деятельности известных благотворительниц С.В.Паниной, М.К.Тенишевой и др.


Ключевые слова: благотворительность, мотивы, особенности, благотворительные общества, история, ценностные установки, женская благотворительность, Тенишева, Панина, Вяльцева

10.7256/2306-420X.2014.5.12462


Дата направления в редакцию:

25-06-2014

Дата рецензирования:

26-06-2014

Дата публикации:

06-11-2014

Abstract.

Object of research are motives, features, the main directions of female charity in Russia in XIX - N of the XX centuries. Activity of women"s charitable societies is studied on the example of charitable societies of the empress Maria Fiodorovna and activity of society "Ladies" contempt poor" S. S. Shcherbatova. Examples of charity of wives of governors, merchants, businessmen are given. Charity of the countess A.D.Bludova and S.V.Panina is considered. In article it is featured charitable, educational and philanthropic activity of the princess M.K.Tenisheva. Research methods are used: comparative-historical, analysis and synthesis, induction and deduction. Motives of female and man"s charity are defined by methods of psychology. Scientific novelty of research consists in identification of valuable installations and synthesis of motives of female charity in Russia in XIX - N of the XX centuries. The difference of motives and manifestations of female and man"s charity is revealed. One of conclusions is representation of female charity as self-realization of an inner world of the woman. This conclusion is confirmed with concrete examples of activity of famous philanthropists of S.V.Panina, M. K. Tenisheva, etc.

Мотивы, особенности, направления женской благотворительной деятельности

Благотворительность - состоявшееся явление в жизни российского общества, особого расцвета она достигла во второй половине XIX в., когда беспрецедентная поддержка российским предпринимательством деятелей искусства и науки стала нравственным украшением истории культуры дореволюционной России. Одной из особенностей в развитии благотворительности этого периода является тот факт, что благотворительность становится одной из немногих разрешенных государством сфер проявления общественной активности граждан. Личное участие в деятельности благотворительных организаций и пожертвование крупных сумм на больницы, школы и богадельни способствовало повышению социального статуса предпринимателей, к тому же социально-экономические условия развития страны располагали к активной предпринимательской деятельности.

Благотворительность - этическая и социальная норма. Каноны мировых религий включают ее в число основных заповедей. Поэтому одним из мотивов пожертвований является их обусловленность христианскими побуждениями. Среди мотивов благотворительной деятельности оказались и особенности российского менталитета: милосердие, сострадание, помощь ближнему.

Женская благотворительность одна из мало изученных проблем в российской истории. Еще С.М.Соловьев выделял такие типичные черты русской женщины как трудолюбие, послушание, религиозность и милосердие. О женском милосердии говорили Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.В.Розанов. Мужская благотворительность рационально обоснована, ее базовые мотивы - гражданский долг, необходимость социальных изменений. Женская благотворительность более эмоциональна, а ее основным базовым мотивом является милосердие.

Женская благотворительность в России отличалась вариативностью, многоаспектностью и разноплановостью. На ценностные установки женщин влияли экономические и социальные обстоятельства. Для женщин долгое время был ограничен доступ к профессиональной реализации, поэтому их активность находила выход в социальной сфере. Наибольшую благотворительную активность проявляли представительницы элитарных групп и слоев российского общества. Благотворительность женщин данной социальной группы обуславливалась синтезом духовных, рациональных, религиозных, социально-статусных мотивов. Исследователи женского участия в благотворительной деятельности отмечали, что церковь всегда поощряла людей, подающих милостыню, но для глубоко набожных и благочестивых женщин подача милостыни считалась недостаточной. В любом российском регионе мы найдем примеры, когда женщины на свои средства строили церкви. Так Д.И.Голенищева-Кутузова строит Никольскую церковь в Матюшкине Псковской губернии, помещица В.Н. Безобразова строит церковь Преображения в селе Творишичи Брянского уезда Орловской губернии.

В мотивах благотворительной деятельности у российских женщин доминировали духовно-нравственные ценности, желание не просто жертвовать имея на это возможность, но и заниматься просвещением народа, а материальная поддержка нуждающихся строилась, прежде всего, на мотивах сострадания. Участие женщин в благотворительности, если они не принадлежали к высшему слою общества измерялось не тем, сколько они пожертвовали на благотворительность, а тем, сколько времени они потратили на заботу об обездоленных. Следует отметить тот факт, что женская благотворительность в своей основе была гуманной и представляла собой самореализацию богатого духовного мира женщины.

Можно выделить два основных направления женской благотворительной деятельности: общественная, осуществляемая через женские благотворительные организации и частная (индивидуальная).

Женские благотворительные общества

Женские благотворительные общества учитывали интересы и потребности женского населения России. Их деятельность была разноплановой, но в основном это была социально-реабилитационная помощь нуждающимся слоям населения (пособия, бесплатное питание, уход за больными) и нравственно-просветительская деятельность, связанная с распространением среди женщин полезных знаний. Женские благотворительные общества подвергались строгой правовой регламентации.

Яркий пример женской общественной благотворительности представляет благотворительное общество императрицы Марии Федоровны. Деятельность которого начавшись с попечения о воспитательных домах и институтах благородных девиц, распространилась на нуждающихся всех видов: детей, стариков, калек. Помощь осуществлялась предоставлением пропитания, проживания, обучения или денежного пособия. Помощь детям становится приоритетным направлением этого общества. К 1901 г. общее число всех детских приютов, принадлежавших ведомству Марии Федоровны, составило 428, из них в Москве и Петербурге 219. Помимо воспитательных домов и детских приютов, Мария Федоровна много внимания уделяла развитию женского образования, особенно специальным средним учебных заведений для девушек из небогатых семей. Эти заведения должны были давать одновременно общее и профессиональное образование. Такие учреждения получили название Мариинские училища и к концу XIX в. их в Российской империи было более 70. Мария Федоровна сама подавала пример подданным, жертвуя в пользу ряда учреждений из собственных средств, оплачивала обучение учениц, лишившихся отцов, поддерживала материально вдов. Главную цель в своей благотворительной деятельности видела в следовании христианской заповеди - помочь ближнему, оказавшемуся в тяжелых жизненных условиях.

Мария Федоровна учредила целый ряд стипендий. Стипендия на содержание учениц в школе для бедных девочек в Павловске, для беднейших выпускников Императорской Академии художеств. Благодаря денежной помощи императрицы 102 человека смогли обучаться в таких престижных заведениях как: Царскосельское женское училище духовного ведомства, Александровский лицей, Училище правоведения, Гатчинский сиротский институт, гимназии и начальные училища в Петербурге и Москве. Как меценат, она поддерживала науку и культуру: выделяла пособия нуждающимся ученым, литераторам и публицистам. Ежегодная помощь оказывалась общинам сестер милосердия, больницам, лечебницам, родильным приютам.

В годы Первой мировой войны Марии Федоровны стала вдохновителем организации общественной помощи. На средства ее благотворительного общества содержались одиннадцать военно-санитарных заведений: госпитали, лазареты, санаторий, лечебница. Высокая нравственная репутация императрицы объединила вокруг ее личности активистов российской благотворительности. Многие филантропические учреждения стремились попасть под ее патронат. Мария Федоровна никогда не отказывала тем, кто нуждался в милосердии: к 1916 г. под ее покровительством состояли 134 благотворительных общества и заведения по всей России. Мария Федоровна, занимаясь благотворительностью как общественной, так и частной, внесла огромный вклад в дело гуманизации общественной жизни в России. Благодаря ее неутомимой энергии сфера благотворительности в Российской империи в пореформенный период достигла расцвета и стала выражением гражданского самосознания.

Еще одно из старейших женских благотворительных обществ - «Дамское призрение бедных» было создано в Москве. У его истоков стояла известная московская благотворительница София Степановна Щербатова. Цель этого общества она видела в том, чтобы «открывать людей, которые поистине нуждаются в помощи, стесняются просить подаяние, и оказывать им по возможности такой помощи, которые приносили бы им существенную пользу». Собрав вокруг себя многих дам московского общества, С. С. Щербатова развернула активную деятельность. В ведении общества находились Мариинское училище для девушек, школ, приютов, богаделен, два приюта - для неизлечимо больных и для слепых детей, больницы, ясли и Александровский дом престарелых классных дам. Конец XIX века стал временем бурного развития женской инициативы во всех сферах жизни, в том числе и на ниве благотворительности. К началу XX века только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывалось более 40 женских благотворительных организаций.

Благотворительность по статусу и состоянию души

Частная женская благотворительность проявлялось в деятельности представительниц высокопоставленных групп и слоев российского общества, это, прежде всего, благотворительность жен губернаторов, князей, графов, купеческих и предпринимательских жен.

Жена московского генерал-губернатора Голицына, - Татьяна Васильевна завоевала народную любовь своей благотворительной деятельностью. Сначала Голицына загорелась идеей женского образования. Системы общеобразовательных школ еще не существовало, а Смольный институт был рассчитан на очень небольшое число воспитанниц. По ее инициативе в 1825 году в Москве появляется Дом трудолюбия, который был преобразован в Елизаветинский институт благородных девиц. Позднее Татьяна Васильевна Голицына основывает Благотворительное общество, которое занимается устройством школ рукоделия для девочек по всей Москве. Княгиня считала, что каждая девочка должна не только обеспечивать своим мастерством собственную семью, но и иметь гарантированный приработок. Та же мысль побуждает Голицыну организовать в своем родовом имении Большие Вяземы кустарный промысел плетения корзин ракитника

Супруга купца Т.С.Морозова Марья Федоровна пожертвовала г. Москве более 150 тысяч рублей. В перечне ее пожертвований, такие общественные учреждения как: МГУ, Строгановское училище, Общество поощрения трудолюбия, Иверская община сестер милосердия, богадельни. Она единственная среди российских купчих была награждена Мариинским знаком отличия за 25 лет беспорочной службы в благотворительных заведениях.

Жена крупнейшего текстильного фабриканта И.А.Лямина Елизавета Семеновна в память о своем супруге сделала несколько больших пожертвований: 1895 г - украсила южный придел храма Николая в Пыжах, пожертвовала 600 тысяч рублей на создание приюта для неизлечимо больных им. митрополита Сергия.

Еще одной известной благотворительницей была певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева. Родилась она в 1871 г. в слободе Алтухово Орловской губернии. Став известной певицей, она ступила стезю благотворительницы, когда началась русско-японская война часть денег от своих выступлений она отдает в пользу раненых. Узнав, что царское правительство отказало в помощи лейтенанту Седову, организовавшему экспедицию к Северному полюсу, Вяльцева вместе с Шаляпиным и Собиновым организовала ряд благотворительных концертов в пользу экспедиции и способствовала началу всероссийского сбора пожертвований для этой цели. Не забывала она и о своей малой Родине, в Алтухово на свои средства Анастасия Дмитриевна оборудовала приют для рожениц. В Виленской губернии восстановила две сгоревшие деревни. В Петербургском университете несколько талантливых студентов учились на ее средства. В 1907 г. Всероссийское братское общество избрало ее своим почетным членом, Вяльцева активно участвовала в его работе, жертвовала средства для пострадавших. В своем завещании она жертвовала Петербургу два собственных дома с обстановкой на набережной реки Карповки д. 22 и 24, с прилегающими земельными наделами. Просила в одном организовать женскую больницу для малоимущих а в другом - приют для детей, которых оставили родители. Населению Петербурга Вяльцева завещала 567 636 тыс. рублей. Особенностью феномена благотворительности Вяльцевой было ее простое происхождение, отсутствие богатого мужа и необходимость самой зарабатывать на жизнь и щедро делиться заработанным.

Графини благотворительницы

Графиня Антонина Дмитриевна Блудова (1812-1891 гг.) вошла в историю российской благотворительности как создательница общества взаимопомощи Кирилло-Мефодиевского братства в Остроге. На строительство церкви святых Кирилла и Мефодия большие пожертвования кроме нее внесли императрица Мария Александровна, графиня А.Г.Шереметева и княгиня Д.А.Голицына. При братстве была открыта начальная школа и женское высшее училище. Главная цель училища - научить быть человеком, следуя христианским заповедям. При братстве была небольшая библиотека, а вскоре еще и открылся крестьянский пансион для мальчиков, лечебница и странноприимный дом. На протяжении 10 лет все школы братства содержались на личные деньги графини Блудовой. Примеры её единомышленниц - Н.Д. Протасовой, Н.Б. Шаховской, М.С. Сабининой, П.А. Соболевой, М.М. Киселёвой, А.Ф. Аксаковой (Тютчевой) - показывают нам впечатляющую картину женской благотворительности России XIX столетия. Каждый из этих примеров достоин нашей благодарной памяти.

Другой яркий пример женской благотворительности графиня - Софья Владимировна Панина (1871-1957 гг.), внучка С.И.Мальцова. Усвоенные с раннего детства от матери Анастасии Сергеевны демократические убеждения, составляли основные жизненные принципы этой замечательной русской женщины. Войдя в среду, где смысл жизни искали в идеалах служения народу, Софья воспитывалась в самой что ни есть спартанской обстановке и с детства была приучена бегать "по мужицким избам берегов Волги". В 1890 г. по настоянию бабушки единственная наследница несметного состояния, молодая графиня выходит замуж. По этому случаю, бабушка невесты решила преподнести ей подарок и уговорила родственников мужа продать имение Гаспра в Крыму. После недолгого замужества и развода, не имея ни детей, ни иных прямых наследников, Софья Владимировна значительную долю своих капиталов отдает на благотворительные учреждения.

Получив прекрасное образование в привилегированном Екатерининском институте, графиня Софья в девятнадцать лет познакомилась с Александрой Пошехоновой, школьной учительницей из рабочего района, пришедшей просить ее о бесплатной столовой для нуждающихся учеников. В 1890 г. вместе с учительницей А.В.Пошехоновой в Александро-Невском районе Санкт-Петербурга на свои средства Софья Владимировна организовала столовую и библиотеку, затем детский сад для малышей. Позднее появились ремесленные и рукодельные классы для подростков, общеобразовательные для их родителей.

4 апреля 1903 года состоялось торжественное открытие Лиговского Народного Дома графини С.В.Паниной, ставшего известным на всю Россию. В нем были мастерские для мальчиков, читальня, библиотека, зоологический музей, ресторан, театр с превосходной труппой, гастролировавшей в летнее время с большим успехом по всей России. В актовом зале проводились научно-популярные лекции, был создан первый в стране подвижной музей учебных пособий, первая в стране общественная обсерватория. Вслед за Лиговским народным домом Панина открывает народные дома в г. Валуйки Воронежской губернии с ботанической станцией и в с. Марьино Московской губернии. Софья Владимировна оказывает поддержку многим высшим и специальным учебным заведениям, особенно женским и учреждает множество стипендий. Главное направление в ее деятельности - принести пользу народу, нести просвещение в народ. В 1901 году, городская Дума официально засвидетельствовала графине глубокую признательность «за труды и пожертвования на пользу народного образования в Петербурге».

В 1912 году Народный дом графини Паниной стал методическим центром для всех подобных домов России, а их к тому времени было 316. В 1914 году, с началом войны, большую часть Народного дома на улице Тамбовской занимает лазарет, тут же происходит распределение помощи семьям мобилизованных. В 1917 году начинается ее политическая карьера: Софья Владимировна избирается в число гласных Петроградской думы, в мае становится товарищем министра государственного призрения, а в августе - товарищем министра народного просвещения, на этом посту и застала ее Октябрьская революция. Вынужденная эмигрировать из России, находясь вдали от Родины она продолжает заниматься благотворительной деятельностью.

Мария Тенишева: благотворительница, просветительница и меценат

Особое имя в женскую благотворительность вписала Мария Клавдиевна Тенишева, деятельность которой охватывала Россию, Италию, Францию, Смоленский и Брянский края, Москву и Петербург. Круг ее деятельности с течением времени расширялся, включая в себя просвещение, искусство и искусствоведение, науку, продвижение российской культуры за границей. Как меценат она не только вкладывала свои материальные средства в поддержку творческой элиты России, создание и развитие социокультурных учреждений и музеев, одновременно она занималась пропагандой русского искусства и культуры за рубежом, вкладывая в этот процесс свои духовные силы. Широта души, желание принести пользу своему Отечеству, продемонстрировать Европе лучшие достижения российской культуры, вот, что двигало Марией Тенишевой в ее устремлениях.

В ее благотворительности не было ничего показного, рассчитанного на внешние эффекты, все шло от сердца. Щедрость и жертвенность - ее главные жизненные постулаты. «Русскими Афинами» назовут современники Талашкино, имение князей Тенишевых под Смоленском, а саму княгиню Марию Клавдиевну — «Периклом русских крестьян», ведь строила она свои «Афины» для простых людей. Судьба не дарила ей легких путей, ей много раз приходилось начинать все сначала, что стоило ей многих душевных и физических сил, но она никогда не предавала своих идеалов, в них ее вера была безгранична, ибо основана на знании сердца.

Благотворительная деятельность Марии Клавдиевны началась на Смоленской земле, задолго до того, как она стала княгиней Тенишевой. Марию Николаеву смоленское общество знало как оперную певицу, обладательницу прекрасного голоса, благотворительные концерты которой пользовались большим успехом. «Директор Смоленского отделения Императорского русского музыкального общества господин Кротков и певица госпожа Николаева отправляются на днях в Париж, где предполагают дать концерт в пользу фонда школы имени М. И. Глинки», - писал журнал «Баян» в 1888 году.

После второго замужества Тенишева с 1892 по 1896 гг. прожила в Бежице, где находились заводы ее мужа князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Бежица стала для нее поистине «местом боевого крещения». Ее поразило тяжелое положение рабочих, их беспросветная нужда, полное бесправие, темнота и безграмотность. Она стремится улучшить их жизнь, организовала народную столовую с обедами за умеренную плату, хлопотала о выделении для рабочих во временное пользование пустующих земель, учредила благотворительное общество для оказания помощи сиротам и вдовам.

Тенишеву интересовала и проблема досуга рабочих, она организовывает в Бежице театр, открывает Дом общественного собрания с театральным и читальным залом, комнатами для кружковой работы. В парке были оборудованы площадки для тенниса, эстрада для концертов.

Вспоминая о годах, проведенных в Бежице, в книге «Впечатления моей жизни» Тенишева называла ее местом своего крещения, где ей «удалось стяжать славу, развернуться, выполнить все заветные мечты».

Тенишева живо отзывалась на все события, происходившие в России. В 1904 году во время русско-японской войны Тенишева и ее подруга Святополк-Четвертинская открыли в Талашкино первый лазарет. Во время Первой мировой войны лазарет был открыт уже в Смоленске, по оснащению и уровню медицинского обслуживания он не имел себе равных в городе. Мария Клавдиевна сама заведовала лазаретом, на свои средства оборудовала его всем необходимым вплоть до рентгеновского аппарата.

20 ноября 1914 года лазарет посетил Император Николай II. Тенишева писала: «Оставшись им (лазаретом) очень доволен, он (Император) благодарил меня, милостиво обласкал и наградил медалями моих раненых». Это только большие дела, а сколько было «малых»: пожертвований учебным заведениям, музеям и издательствам. Да просто участие в каждой конкретной судьбе: от крестьянского сироты до художника и ученого.

Высоко оценили деятельность Тенишевой ее соратники. Рерих писал: «Оглядываюсь с чувством радости на деятельность Марии Клавдиевны. Вспомним все школы, мастерские, заботы о просвещении, воодушевляющие спектакли, сказочные малютинские теремки, выставки, и в России, и за границей… Большой человек - настоящая Марфа Посадница. И теперь я вижу признательную память народа около имени Марии Клавдиевны. Много легенд сложится на Тенишевской улице, и имя княгини Тенишевой запечатлеется среди имен истинных созидателей».

Поражают масштабы общественной деятельности М. К. Тенишевой, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано ремесленное училище в Бежице, носившее имя своей основательницы; открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей; и, наконец, здесь, в Талашкино создан центр русского народного искусства и народных промыслов, о чем образно писал Н. К. Рерих: «В Кривичах Смоленских на великом пути в Греки этот родник. Там многое своеобычно. Дело широко открыто всему одаренному, всем хорошим поискам».

В 1911 году Смоленск стал обладателем уникального музея «Русская старина», созданного на средства княгини Тенишевой и насчитывающего почти 12000 единиц хранения. Первый в России общедоступный музея русского народного искусства обладал чрезвычайно ценной коллекцией предметов, отражающих историю, культуру, быт и искусство русского народа. Стоимость коллекции музея согласно официальным документам составляла 3 000 000 рублей. На базе музея был открыт филиал Московского археологического института. Тенишева финансировала институт, собирала книги для библиотеки, учредила стипендии. На торжествах по поводу передачи княгиней Тенишевой музея «Русская старина» в дар Московскому археологическому институту его директор Александр Иванович Успенский закончил свою речь словами: «Если музей есть гордость Смоленска, то женщина, проявившая такую любовь к просвещению, - есть гордость всей России». В благодарственном адресе от имени Смоленской Думы выражена признательность за великодушный дар, признание факта как великого события в истории города Смоленска и характеристика дарительницы как «воплощения русской женщины в самом лучшем значении слова, интеллигентной работницы, отдавшей свою несокрушимую энергию, любовь и знание отечественной старины на пользу дорогой родины...». 18 августа 1911 г. по повелению императора Николая II Тенишевой было присвоено звание Почетной гражданина г. Смоленска «за пожертвование Московскому археологическому институту музея древностей, с тем, чтобы музей оставался на вечные времена в г. Смоленске.». А улица на которой он находился получила название Тенишевской. 28 сентября 1911 г. в Петербурге нотариусом был заверен акт передачи музея Смоленску.

Важной областью ее благотворительной деятельности была деятельность в сфере народного образования. Еще в 1887 г. она предприняла первую попытку создания школы в Смоленской губернии, в Талашкино, совместно со своей подругой Е. К. Святополк-Четвертинской.

В Бежице в 1892 г. Тенишева открыла при заводе ремесленное училище на 60 человек в здании бывшего детского сада. В короткие сроки было куплено необходимое оборудование, открыты вечерние классы черчения. Для престижа учебного заведения были приглашены лучшие преподаватели из Смоленска. М. К. Тенишева выхлопотала в Петербурге в акционерном обществе завода 100 тысяч рублей на материальные нужды училища, а князь В.Н. Тенишев выделил 200 тысяч рублей для строительства здания. Новое двухэтажное здание было построено в короткий срок; машины и станки выписывались из Англии и Америки; электричество, водопровод - все было по последнему слову техники. Князь В.Н. Тенишев всячески поддерживал данное начинание, так как идея жены вполне отвечала его устремлению видеть рабочего более грамотного, приобщенного к технике, а это способствовало росту производительности труда на заводе. После того, как было построено новое двухэтажное здание училища, на первый курс уже было принято не 60, а 200 учащихся. Княгиня М.К. Тенишева с директором школы А.М. Смирновым разработали программу и устав училища, которое потом было преобразовано в школу ремесленных учеников с 3-х летним курсом обучения. По настоянию родителей и учеников училище стало носить имя М. К. Тенишевой. После окончания школы ученики поступали на Брянский завод.

Впоследствии она вспоминала: «главное, что удовлетворяло мое самолюбие, - это сознание того, что, придя туда последнею, после двадцатилетнего существования завода, мне удалось создать то, что уже давно должно было сделать». Появились индивидуальности, личный вкус, заговорили человеческие потребности в уютной, чистой обстановке. В этом проявились истинные пружины меценатства Марии Клавдиевны: сделать максимум возможного именно для того, чтобы «заговорили человеческие потребности». Просветительская и общественная деятельность приносила огромное удовлетворение самой Тенишевой.

В мае 1896 года учебное заведение отпраздновало первый выпуск. В этом же году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде «детище» Тенишевой ремесленная школа в Бежице удостоена высочайшей благодарности императора Николая II. Высокие знания выпускников Бежицкой школы ремесленных учеников были оценены быстро. Из разных уголков Российской империи посыпались заявки на знающих своё дело мастеров.

Деятельность княгини М. К. Тенишевой в создании школы ремесленных учеников сыграла важную роль в становлении низшего технического образования в Бежице. Поставив перед собой задачу по подготовке специалистов - практиков, на которых возлагалась задача повышения эффективности различных отраслей производства, М. К. Тенишева заложила основы профессионально-технического обучения рабочих, что является ярким примером богатого опыта подготовки молодых кадров дореволюционной России. Кроме ремесленной школы М.К. Тенишева оставила шесть благоустроенных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят. Таким образом, заметная часть детского населения поселка получала образование. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых, а Мария Клавдиевна являлась их попечительницей. В селе Хотылево, где она часто бывала в своем имении, она также создала школу для сельских детей.

Фамилия и княжеский титул, состояние, которое ей принес брак с Тенишевым расширили возможности приложения сил и знаний. Оттолкнувшись от опыта, полученного при создании ремесленного училища в Бежице, Тенишева приступила к формированию собственной педагогической системы.

Талашкинская сельскохозяйственная школа под Смоленском реализовывала план М.К. Тенишевой по организации разумного образовательного процесса. В школу принимались ученики всех сословий, дети-сироты и бесприютные принимались на полное обеспечение княгини. Здесь не просто получали знания, все было направлено на облагораживание души маленького человека, развитие в нем скрытых дарований и талантов.

В учебных целях были устроены опытное поле, лаборатория, метеорологическая станция, сад с огородом и образцовая пасека. Таким образом, в образовательных учреждениях изучались технологии, которые могли пригодиться ученикам в будущем.

В 1894 году Тенишевы покупают соседний с Талашкиным хутор Фленово и переводят сюда школу из Талашкина, которая предназначалось в первую очередь для сиротских и крестьянских детей. Программа школы целиком отражала уклад крестьянской жизни, помимо общей грамотности, дети получали образование по сельскохозяйственным наукам и ремесленным дисциплинам. Школа стала своеобразным экспериментом, моделью государственного устройства страны с колоссальными земельными ресурсами. Одновременно школа стала культурным центром для всех местных крестьян и с точки зрения сельскохозяйственных знаний, и с позиции устройства быта. Творческое развитие детей осуществлялось и через участие в театральной деятельности. Организатором театра и режиссером многих спектаклей стала сама княгиня.

Уникальным проектом Марии Клавдиевны стали учебные художественные мастерские в Талашкине: столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания, в которых возрождались русские ремесла. Все эти традиционные народные ремесла входили в программу школьного обучения. В мастерских ученики работали рядом с С. Малютиным, И. Барщевским, Н. Рерихом. Ученики выполняли изделия по эскизам художников, многие вещи были разработаны самой Марией Клавдиевной. Изготовленные в мастерских изделия выставлялись на различных выставках.

Тенишевские школы решали задачу сохранения и продолжения национальных традиций в земледелии, народном искусстве при воспитании в учениках «национального духовного характера». Спасение России Мария Тенишева видела в сохранении целостности русской деревни как ядра национального уклада, православного миропонимания и духовного здоровья. Она не мыслила народной культуры без православных традиций, именно поэтому тенишевские школы становились живым и притягательным центром.

Педагогическую деятельность М.К.Тенишевой разделял с ней ее муж Вячеслав Николаевич. Вместе им удалось создать стройную педагогическую систему, которая была воплощена в программах самых различных учебных заведений, открытых в Петербурге, Брянске, Смоленске. Анализ сохранившихся архивных документов от Устава и расписания уроков до бухгалтерских и педагогических отчётов, даёт возможность выделить четыре основных принципа педагогической системы князей Тенишевых: жизнь человека богатой и счастливой может сделать только хорошее образование; индивидуальный характер образования проявляется в учете личных способностей и интересов ученика, выявлении его природного таланта; любое знание должно носить прикладной характер; образование должно быть доступно любому человеку, желающему учиться.Учебные заведения, устроенные ими, являлись передовыми для своего времени.

Мария Клавдиевна создает художественную студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую в доме на Английской набережной в Петербурге. Обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии были И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, Е.В. Честняков и многие другие прославившиеся в будущем художники.

Образовательные проекты М.К. Тенишевой остаются примером реализации педагогических идей на практике и для современной России. Основа просветительской и меценатской деятельности Тенишевой «природный талант, блестящие организаторские способности, огромное желание внести лепту в просвещение своего народа и капиталы мужа.»

Благотворительность князей Тенишевых приносила фамилии известность, почетное положение в обществе и, можно сказать, европейское признание. Чета Тенишевых занималась благотворительностью по разным направлениям, имея разную программу, разные методы и принципы. Усилия Марии Клавдиевны в чем-то можно сопоставить с деятельностью С. И. Мамонтова, С. П. Дягилева: она осуществлялась в определенных, уже выработанных и опробованных культурой рамках. Тенишева отдавала свои силы коллекционированию, образованию и просвещению народа, поддержке начинающих художников, финансировала археологические изыскания и журнал «Мир искусства». Творческие силы и духовные запросы княгини реализовались в особом подходе к общественной и благотворительной деятельности, умении придать традиционным вещам новый оригинальный оттенок, довести развитие проблем до какой-то новой точки, открывающей в жизни уже другие перспективы и более высокие духовные цели. Энергия князя была направлена на практические, реальные задачи, связанные с воспитанием молодого поколения, сумевшего достойно применить свои знания в практической деятельности.

Пережив горечь разочарований и утрат, Тенишева напишет: «Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы». Устремленность в будущее, умение опередить свое время - характерная черта Марии Клавдиевны Тенишевой, оставившей нам в наследство коллекции и музеи, которыми мы восхищаемся до сих пор.

Яркие и социально активные женщины, занимавшиеся благотворительностью по зову сердца и велению души - неотъемлемая, но к сожалению почти неизвестная часть нашего исторического и культурного наследия. Историческая справедливость требует восстановить имена русских женщин - общественных деятельниц на ниве меценатства, благотворительности и просвещения как достойного примера для нынешних поколений. Нравственный завет М.К.Тенишевой для потомков «Придите и владейте, мудрые! И созидайте на благо России!» - очень актуален в наши дни.

Библиография

.

Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. – М., 1988,-Кн. 2 т. 3 с. 605

.

Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX века. М., 2005. С.210.

.

Ульянова Г.Н. Императрица Мария Федоровна в российской благотворительности: материнское попечение о страждущих // Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба. СПб., 2006. С.104.

.

ЦГИАМ Ф. 357 Оп. 1 Д. 11 Л. 175-176

.

Предпринимательство и городская культура в России 1861-1914 гг. М., 2002 с. 92

.

Жинжикова И.Н., Кеня И.А. Сергей Мальцов – благотворитель земли брянской. Брянск, 2010 С. 17

.

Кеня И.А. Лупоядова Л.А. М.К.Тенишева: Созидание на благо России. Брянск, 2013 С. 5

.

М.Заблоцкая. Я люблю свой народ. К 150-летию со дня рождения М.К.Тенишевой// http://www.newacropol.ru/activity/center/exibitions/maria-tenisheva/tenisheva-150/

.

Талашкино. Сборник документов. Смоленск, 1995. С. 23

.

М.К. Тенишева Впечатления моей жизни. М., 2006. С. 148

.

Смоленские ведомости. 1914. № 184.

.

Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М., 2006. С. 385.

.

Рерих Н.К. Памяти М.К.Тенишевой // Н.К.Рерих. Из литературного наследия. М., 1974. С. 17.

.

Рерих Н.К.. Записные листки художника. Талашкино. //Весы,1904.№ 9. С.36

.

РГИА. Ф. 472. Оп.43. Д. 137. Л. 57

.

Смоленские ведомости. 1911. № 118.

.

РГИА Ф. 1288 Оп. 5-1-1911. Д. 1А Л. 190

.

РГИА Ф.225. Оп.11. Д.796. Л.1-3

.

Тенишева М.К. Ук.соч. С. 140.

.

Тенишева М.К. Ук.соч. С. 148.

.

Смоленский вестник. 1896. № 270.

.

Городков А.В., Дубровский А.М., Кеня И.А. Мария Тенишева: духовное наследие в Брянском крае. Брянск, 2008. С.20.

.

Пономарева Н. Становление школ традиционной культуры в Талашкино и СПб// Край Смоленский. 2013. № 6. С. 85.

.

Дубровский А.М., Исаченко Т.В., Кеня И.А. В.Тенишев – предприниматель, ученый, меценат. Б., 2011. С.10

.

Склеенова В.И. История музея «Русская старина». Смоленск, 2012 С. 6

.

Тенишева М.К. Ук.соч. С. 257.

.

Кеня И.А. Благотворительность в России: традиции и современность // NB: Культуры и искусства.-2012.-1.-C. 258-275. URL: http://www..html

Богатство обязывает
(поговорка, переделанная П.П. Рябушинским с французского – "знатность обязывает" – на русский лад)

Истоки русской благотворительности

История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания ХVII века, в которых когда-то находились лечебницы.

Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена. Самым распространенным деянием благотворительности в то время была милостыня, сопутствующая молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи, будь то вклад царственной особы в монастырь или копейка юродивому, главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего.

К концу XVII века государственная политика постепенно стала заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся.

Важной вехой этого периода явилось открытие при Петре I (в 1715 г.) первых воспитательных домов для детей-подкидышей.

При Екатерине II для открытого ею в 1764 году Воспитательного дома в Москве была уже разработана специальная воспитательная программа, впитавшая лучшие идеи Просвещения. Императрица выделила на новое заведение 100 000 руб. личного капитала, остальные деньги поступали от добровольных пожертвователей. Воспитательный дом стал первым коллективным делом состоятельных москвичей.

Супруга императора Павла I Мария Федоровна ведала уже всеми воспитательными домами России, управляя ими более 30 лет. Она была признана современниками самой щедрой и радеющей благодетельницей. Пяти столичным институтам императрица пожертвовала при жизни и оставила по завещанию до 4 млн. руб. При ней детей в Воспитательном доме обучали ремеслам, готовили из них учителей и даже актеров. А в 1806 году появилось первое в России учебное заведение для детей-инвалидов – училище глухонемых.

В начале XIX века Мария Федоровна открыла в Петербурге Вдовий дом для вдов офицеров, чиновников и дам, служащих в придворном ведомстве и казенных учебных заведениях. Вдовьих детей отдавали учиться в различные учебные заведения в зависимости от их происхождения. Дом этот приобрел особую популярность после отмены крепостного права, когда поступило много заявлений от разорившихся помещиц. Просуществовал он вплоть до 1917 года. Особенно много сделала императрица для женского воспитания и образования.

До конца XIX века в России дело попечения о нуждающихся было сосредоточено в руках самого государства или императорской фамилии, которая в глазах народа была главной заступницей.

Среди членов царских семей встречалось немало людей, творящих добро от чистого сердца, отдающих делу попечения огромную часть души. Так супруга Александра I Елизавета Алексеевна из 200 тыс. руб. личного содержания использовала лишь 15 тыс. руб., отдавая все остальное на пособия для нуждающихся. Причем о многих ее благих деяниях стало известно лишь после ее смерти.

В России в период между 1860 и 1914 годом движение благотворительности приобрело поистине грандиозный размах, какого не знало ни одно европейское государство. Великие реформы Александра II дали толчок внутренней активности всего общества.

Стремительный рост населения городов за счет пришлых крестьян, увеличение количества бедных и безработных становились серьезными социально-экономическими и психологическими проблемами, с которыми государство уже не справлялось.

К этому времени наиболее платежеспособным слоем населения оказалось купечество, постепенно выходившее на историческую арену.

Все шло от бизнеса

Известный русский историк М.Н. Погодин в своем выступлении в Москве в 1856 г. говорил о московском купечестве: "…оно служит верно Отечеству своими трудами… Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа".

Обращаясь к истории благотворительности в России, мы находим множество подтверждений тому, что путь к благотворительности лежит через предпринимательство. Эти два вида деятельности неразрывно связаны.

Можно сказать, что крупное предпринимательство является основой благотворительности. Сначала наживается немалый капитал, а затем уже появляется возможность жертвовать.

Не противопоставляя добро и выгоду, следует все же подчеркнуть, что благотворительность часто помогала развитию и укреплению дела. Построив фабрики и заводы, их владельцы вынуждены были строить жилье для рабочих. От работника, прошедшего до фабрики с утра 5 – 6 км, толку было меньше; заболел – нужна больница; женщина, имеющая детей, могла работать только при наличии яслей.

Крупные предприниматели вели большую социальную работу. Это была и выгода и нравственный долг. На вопрос о том, почему жилые казармы для рабочих бесплатны, владельцы отвечали, что в состоянии покрыть расходы из прибыли от продажи товара, не трогая и без того маленькую зарплату своего персонала. Строили дома для рабочих, артельные столовые, родильные дома, ясли для детей, богадельни для престарелых и увечных рабочих и т.д. Так появлялись целые промышленные городки, где были даже театры и библиотеки, не говоря о начальных школах и ремесленных учебных заведений для рабочих и их детей. Городки были у Коноваловых, Красильщиковых, Морозовых, Рябушинских и других промышленников. Капиталистам нужно было создать условия для своего дела, у которого в то время не было никакой базы. Для получения прибыли им нужны были здоровые, грамотные, непьющие работники. Расчет был точным – улучшая условия их труда и жизни, капиталисты способствовали возникновению рабочих династий, дети работающих шли на ту же самую фабрику.

К концу XIX века в России возникли сотни городков при фабриках, ставших промышленными центрами с развитой инфраструктурой: это Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск, Егорьевск, Кострома и многие другие. Кстати, современная Пресня – бывшее фабричное поселение известной Прохоровской мануфактуры, называемой и сейчас Трехгорной. С таких рабочих городков, ставших образцом благотворительной деятельности, начиналась индустриализация России.

Многие промышленники посредством благотворительности приобретали как в своих кругах, так и в обществе широкую известность и хорошую репутацию. Десятки, сотни тысяч и даже миллионы рублей, истраченные на благие цели были крепким свидетельством процветания дела. При этом происхождением капитала интересовались – в Москве, например, не любили ни ростовщиков, ни откупщиков. Почетным считалось состояние, нажитое собственным трудом.

Благотворительные дела велись бережливо и экономно. Все вклады шли через бухгалтерию фирмы и тщательно контролировались.

Замечательной чертой предпринимателей прошлого было отношение к объекту своей благотворительности. Строя новое заведение, они считали его как бы еще одним цехом собственной фабрики, учитывая при этом отсутствие будущей прибыли. А в самом строительстве принимали непосредственное участие – находили проектировщиков, покупали оборудование, обустраивали внутренние помещения. После открытия учреждения промышленники пожизненно входили в его попечительский совет, чувствуя свою ответственность за жизнь нового детища.

Люди особых нравственных качеств

Крупные российские предприниматели из купечества, активно занимающиеся благотворительностью на рубеже XIX – XX веков, были людьми особой породы, особых нравственных качеств. Прежде всего, многие из них были выходцами из крестьян и проповедовали старообрядчество.

Строгое воспитание в семье требовало неукоснительного соблюдения воли родителя, который приобщал детей мужского пола к делу с самого раннего детства, не делая им никаких поблажек. Лет с 7 – 8 мальчики уже помогали в лавке, не только делая черную работу по уборке, мелкому ремонту, разносу товара, но и вели учетные записи в амбарных книгах. Быстро вникая в тонкости технологии и бухгалтерии, уже в 16 – 17 лет молодые люди могли занимать в семейном предприятии достаточно серьезные посты. Так, сын фабриканта В.И. Прохорова Тимофей принял на себя руководство отцовской фабрикой в 16 лет. За 2 года он сумел увеличить капитал в 10 раз. Крепко встав на ноги, Тимофей начал заниматься благотворительностью.

Каждое поколение также старалось воспитать в детях умеренность в потребностях, скромность и рачительное отношение к капиталу, нажитому в семье. Дети знали, что сверх отпущенного они должны будут заработать сами.

Следующие поколения предпринимателей были уже людьми высокообразованными. Внук крепостного крестьянина Савва Тимофеевич Морозов, один из самых известных представителей династии благотворителей Морозовых, в 13 лет владел тремя иностранными языками, впоследствии помогая отцу вести заграничные переговоры и составлять контракты. Высшее образование получил в Московском университете, а в 25 лет защитил диссертацию в Кембридже, получив патенты на изобретения в области лаков и красителей. Сын известного московского купца А.В. Бурышкина – П.А. Бурышкин получил блестящее образование, окончив Катковский лицей, юридический факультет Московского университета и Московский коммерческий институт, в 25 лет занял пост директора в Правлении семейной фирмы.

Смекалистые, хваткие, восприимчивые ко всему новому, русские купцы вели свои дела с размахом, но рачительно. Ставя своей целью увеличение потомственного состояния, предприниматели чувствовали огромную ответственность за нажитый капитал. Страстно желали они, чтобы капитал работал и после их смерти. Честность и порядочность, уважение к делу конкурента, крепкое купеческое слово, имеющее силу документа, помогали предпринимателям находить общий язык и в социальной работе. Работая в попечительских советах благотворительных организаций, они всячески стимулировали друг друга к осуществлению пожертвований на добрые дела.

Воспитанные в христианстве, предприниматели считали для себя благотворительность естественной и необходимой. Стремительно увеличиваясь, благотворительный капитал часто играл решающую роль в решении проблем государства.

Широкая благотворительная деятельность принесла государству галереи и театры, школы и библиотеки, университеты и научные учреждения, больницы и приюты. Вспоминается знаменитое высказывание главного идеолога этого движения Павла Михайловича Третьякова. Он писал, что с юных лет мечтал, чтобы "нажитое от общества (народа) вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях".

Сложность натуры и особое мышление демонстрирует нам ярчайший представитель российских благотворителей Гаврила Гаврилович Солодовников (1826 – 1901). Купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, крупный домовладелец, землевладелец, банкир заработал свои миллионы благодаря необыкновенному таланту и деловой хватке.

О его скупости в повседневной жизни ходили легенды и анекдоты. Поговаривали, что он экономит на питании и дает копеечные чаевые. Зато на благотворительность Солодовников денег не жалел. Немеркнущая слава пришла к нему уже после смерти. По духовному завещанию он оставил Москве на благотворительные нужды свыше 20 млн. руб. Родственники получили из его наследства чуть больше 800 тыс. руб.

Благотворительность в своих проявлениях и по своей природе чрезвычайно многолика.

Мотивами благотворительности могли быть самые различные обстоятельства, например, семейные. Тяжелая болезнь или смерть близких вызывали желание жертвовать на добрые дела. Так появлялись санатории, больницы, приюты, учреждались учебные заведения.

Толчком к проявлению благодеяния для русского человека могло стать сильное эмоциональное впечатление.

В 1862 году дом городского головы, купца-обувщика Михаила Леонтьевича Королева посетил государь Александр II с супругой Марией Александровной. Впечатление от события было столь сильным, что братья Михаил и Иван Королевы пожелали ознаменовать его пожертвованием в 8000 руб. на стипендии в Мещанские училища. Московское же купеческое общество увековечило память о посещении венценосных особ открытием Александро-Мариинского Замоскворецкого училища за Москвой-рекой для обучения бедных детей обоего пола. В попечительский совет заведения вошли влиятельнейшие лица Москвы. Впоследствии М.Л. Королев завещал на усиление средств училища капитал в 50 000 руб.

Вклады делались и по случаю знаменательных дат или событий в царской семье. Так, например, по случаю рождения дочерей Николая II Татьяны и Ольги было учреждено по 25 дополнительных стипендий в женских учебных заведениях. А в 1907 году – 50 стипендий имени наследника государя Алексея в мужском учебных заведениях. 300-летие дома Романовых было отмечено ассигнованием на благотворительные цели 300 000руб.

Сильнейшим мотивом пожертвований была забота о счастье детей. Ярчайший пример родительской благотворительности оставил в истории Василий Федорович Аршанов. Поняв, что ни один из его сыновей не сможет продолжить торговое дело по велению души, он решил дать им возможность заниматься любимым делом. Для сына, увлекавшегося музыкой, в Саратове была построена консерватория. Здание ее до сих пор поражает своей красотой, а сама она считается одной из лучших в мире. Другому сыну, занимавшемуся геологией, был подарен Научно-исследовательский институт для изучения горных пород и минералов. Сегодня это Научно-исследовательский институт минерального сырья в Старомонетном переулке в Москве.

Стимулом к благотворительности были даже наука и технический прогресс. Д.П. Рябушинский в 1904 году в возрасте 20 – лет в родительском подмосковном имении Кучино (ныне пос. Железнодорожный) построил первую в мире аэродинамическую лабораторию для разработки вопросов воздухоплавания и гидродинамическую лабораторию, преобразованную затем в Аэродинамический институт, и приобрел широкую известность работами по теории воздухоплавания.

Ф.П. Рябушинский, имея склонность к естественно-историческим и географическим знаниям, стал инициатором и организатором научной экспедиции по изучению Камчатки в 1908 году.

На камчатскую экспедицию он выделил 200 тыс. руб. – значительную часть своего состояния. Он был воодушевлен самым искренним желанием – принести пользу Отечеству. Экспедиция увенчалась успехом, наука и Русское географическое общество получили богатейшие данные большой Камчатской экспедиции.

Благотворительное движение в России на рубеже XIX-XX веков развивалось по двум направлениям – поддержка социальной сферы, культуры для широких народных масс и покровительство наукам и высокому искусству.

Представители разных сословий – имущие и бедные – отдавали нуждающимся то, что имели: одни – состояние, другие – силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему Отечеству через человеколюбие. Наша задача – помнить о них и следовать их примеру.

К началу ХХ века в Москве существовало 628 благотворительных заведений, из них 427 для взрослых, 201 для детей, в том числе богаделен, приютов 239.

Добрые дела может творить каждый человек вне зависимости от финансового достатка.

Но многие знаменитости сделали благотворительность вторым, а то и первым, занятием своей жизни, чем, конечно, очень вдохновляют своих поклонников. Сегодня мы расскажем про людей, которые не просто прославились, но и сумели немного изменить этот мир к лучшему.

Чулпан Хаматова и Дина Корзун

Чулпан Хаматову, наверное, можно назвать лицом российской благотворительности, ведь именно она и актриса Дина Корзун стали основателями фонда «Подари жизнь!», о котором слышали все. Началось все с того, что Чулпан заинтересовала проблема московского гематологического центра, которому нужно было собрать 200 тысяч долларов на аппарат по облучению крови. Актриса заинтересовалась проблемой, рассказала об этом своей подруге Дине Корзун, и они решили устроить благотворительный концерт . В итоге «точечная» помощь приобрела масштабный характер - Чулпан и Дина решили, что в их силах помочь самым маленьким пациентам, страдающим от рака.

«Я сама мама , и у меня двое детей. Когда я вижу больного ребенка - ровесника моим девочкам, первая реакция: «Господи, спасибо Тебе, что это прошло мимо меня». Потому что я с трудом себе представляю, как бы я с этим справилась, - поделилась Чулпан в одном из интервью. Потом я думаю, а как же чувствует себя эта мама, и как она находит в себе силы улыбаться? И где гарантия, что это на самом деле пройдет мимо меня? А потом приходит вера в медицину и в силу духа родителей и детей. И проходит испуг, и понимаешь, что очень многие проблемы можно абсолютно спокойно решить. Просто нужны какие-то поступки, движения, действия».

Звезды, у которых еще нет своих благотворительных фондов, участвуют в разовых акциях и благотворительных проектах (что тоже делает им честь), как правило, совместно с известными марками. Кстати, не всегда косметическими. Например, Меган Фокс выступает против домашнего насилия при поддержке косметического бренда Avon, а компания LG привлекает таких звезд спорта, как Татьяна Навка, Алексей Немов и Светлана Хоркина, для популяризации донорства крови в России. Также совсем недавно актриса Нонна Гришаева стала лицом благотворительной программы банка ВТБ «Мир без слез», занимающейся проблемами детского развития и здоровья.

Наталья Водянова стала настоящим послом добрых дел – супермодель организовала свой фонд «Обнаженные сердца», который занимается строительством детских площадок, также Наталья очень поддерживает детей с ограниченными возможностями и пытается помочь таким малышам расти наравне с другими сверстниками. Звезда ездила в Крымск после страшного наводнения, несла огонь Паралимпиады, устраивала благотворительные аукционы и забеги

Эпатажная поп-дива Леди Гага львиную долю своих доходов тратит на благотворительность. В 2011 году певица отдала $1 млн долларов из собственного кармана в фонд, который занимается помощью бездомной молодежи в Нью-Йорке. Затем Гага «созрела» и до собственной организации BornThisWayFoundation – ее целью является борьба с хулиганством и воспитание толерантных подростков. Звезда считает, что именно злоба и нетерпимость – главные проблемы современности

Константин Хабенский – человек очень скромный, долгое время он скрывал тот факт, что сделал много добрых дел. Он основал фонд помощи детям, больным раком, а также студии творческого развития по всей России, дав простым детям возможность прикоснуться к миру кино. К слову, именно подопечные Константина Хабенского играли в фильме «Географ глобус пропил». А еще Хабенский активно выступает за права детей-сирот и против «закона Димы Яковлева»


Элтон Джон является одним из самых известных борцов со СПИДом. В одном из интервью артист признался: «Мне очень стыдно, что я не делал больше для борьбы со СПИДом тогда, когда рядом умирали мои друзья, включая Райана. У меня просто не было сил или трезвости, чтобы что-то с этим сделать». Сейчас сэр Элтон Джон – основатель крупнейшего фонда Aids Foundation. Также музыкант пытался усыновить ВИЧ-положительного мальчика из украинского детского дома, но это ему не удалось

Мадонна не оставлась равнодушной к проблемам голодающей Африки, и в частности страны Малави, где она и нашла своего приемного сына. Певица основала фонд Rising Malawi («Возрождение Малави») и пытается бороться с нищетой в этом государстве. Мадонна открывает там школы, помогает детям-сиротам и людям с ВИЧ-инфекцией. На свои личные деньги Мэдж построила в Малави академию для девочек – звезду возмущает тот факт, что у женщин в этой стране получать образование вообще не принято

Несколько лет назад жизнь Шона Пенна резко изменилась – актер побывал на Гаити после разрушительного землетрясения и решил начать помогать этому бедному острову. Сначала Пенн провел несколько акций под названием «Помогите нам. Помогите Гаити», а потом основал фонд Sean Penn and Friends Help Haiti, который теперь постоянно оказывает помощь гаитянам. Кстати, его бывшая жена Мадонна тоже периодически наведывается на Гаити, чтобы поддержать фонд Шона

Джастин Бибер часто слышит оскорбления в свой адрес, хотя и похвалить 19-летнего певца есть за что. Например, Джастин регулярно навещает фонд благотворительности Make A Wish, созданный для того, чтобы у ребят, страдающих ужасными недугами, осуществлялись мечты. Он сам общается со своими маленькими поклонниками, приезжая в больницы. Бибер также основал фонд Believe Charity Drive, в который поступает часть денег от всех продаж его альбомов

Модель Жизель Бундхен после землетрясения на Гаити пожертвовала свои личные драгоценности на сумму $1,5 миллиона, побывала в Кении в качестве посла ООН. Жизель также неравнодушна к проблемам экологии и защиты природы. В частности, модель выступала против рака кожи, призывая женщин не шутить с солярием и солнцем. Заодно Жизель помогает собирать средства для детского фонда ЮНИСЕФ. Словом, Бундхен старается успеть везде и сразу

Свой благотворительный фонд Fundación Pies Descalzos (дословно «Фонд босых ног») Шакира открыла еще в 1997 году. За это время ее организация успела сделать много доброго - Шакира поддерживает детей из малоимущих семей в ее родной Колумбии. Фонд собирает средства для больных детей, а также помогает тем, кто хочет получить образование, детям военных и трудным подросткам. В одном из интервью Шакира призналась, что государство толкает детей на преступность, не давая им образования