Готическая живопись: витражи и книжная миниатюра. Американская Готика __ Грант вуд американская готика 1930



Готическая живопись: картины, витражи и книжная миниатюра XIII-XV в.в.


112 jpg | 770 ~ 2539 pix | 138,05 mb

Готика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

Происхождение термина


Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. "Прозрачная" структура готического собора, в которой плоскость стены уступала место ажурным орнаментам и огромным окнам, исключила возможность обильного живописного декора. Зарождение готического собора совпало с периодом наивысшего расцвета романской живописи, в особенности фресковой. Но вскоре господствующую роль в отделке храмовых зданий стали играть другие виды изобразительного искусства, и живопись была оттеснена на вторые роли.

Готический витраж


Замена в готических соборах глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве XI и XII вв. Фреску заменил витраж - своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Возникли витражи, по-видимому, в каролингскую эпоху, но полное развитие и распространение они получили лишь при переходе от романского к готическому искусству.

Витражи Кентерберийского собора.

Огромные поверхности окон заполняли витражные композиции, которые воспроизводили традиционные религиозные сюжеты, исторические события, сцены труда, литературные сюжеты. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Техника витража, позволяющая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям особую эмоциональность. Алые, желтые, зеленые, голубые стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма. Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности - дало краске наивысшую звучность чистого цвета. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы также отличались яркостью красок.

В середине XIII в. в красочную гамму вводят сложные цвета, которые образуются путем дублирования стекол (Сент Шапель, 1250). Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы носили плоскостной характер.

Готический стиль в книжной миниатюре


Высокого расцвета достигает во Франции XIII-XIV вв. искусство книжной миниатюры, в которой проявляется светское начало.

В готической рукописи изменился вид страницы. В иллюстрации, звучные по чистым краскам, включаются реалистические детали, наряду с растительной орнаментикой - религиозные и бытовые сцены. Употребление остроугольного письма, полностью сформировавшегося к концу XII века, придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы. Лист готической рукописи с рассыпаннымим сюжетными инициалами и малыми буквицами, имевшими орнаментальные ответвления в виде усиков, производил впечатление филиграни со вставками из драгоценных камней и эмалей.


Апрель. Иллюстрация братьев Лимбургов к часослову герцога Беррийского.

В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа. На завитках орнамента, вынесенного на поля, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали небольшие фигурки и сцены назидательного, комического или жанрового характера. Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название "дролери" - забавы. Свободные от условностей иконографического канона, эти фигурки начали стремительно двигаться и оживлённо жестикулировать. Щедрой фантазией отличаются дролери в рукописях, дан оформлением которых работал парижский мастер Жан Пюссель (вт. чтв. XIV века). Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.

В позднеготической книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен. В миниатюрах «Богатейшего часослова герцога Беррийского» (ок. 1411-16), который оформляли братья Лимбурги, поэтично и достоверно изображены сцены светской жизни, крестьянского труда, пейзажи, предвосхитившие искусство Северного Возрождения.

Готическое искусство - важное звено в общем процессе культуры; произведения готики, полные одухотворенности, величия, обладают неповторимым эстетическим обаянием. Реалистические завоевания готики подготовляют переход к искусству эпохи Возрождения.










«Американская готика» (American gothic) — знаменитая картина американского художника Гранта Вуда (Grant DeVolson Wood), созданная в 1930 году. Один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, наравне с «Джокондой» Леонардо да Винчи и «Криком» Эдварда Мунка, и, по совместительству, объект колоссального количества пародий и проекций, известнейший художественный мем XX и XXI столетий. В России, как ни странно, не так популярен, как во всем мире.

(Залогиньтесь, чтобы почистить страницу. )

Сюжет картины и история создания

На картине изображены фермеры, мужчина и девушка, на фоне дома, построенного в стиле плотницкой готики (раняя неоготика). В руке у фермера вилы, которые он держит в сжатом кулаке как оружие. У него также плотно сжатые губы и тяжелый взгляд, швы на одежде повторяют контрур вил, тот же контур можно увидеть и в окнах дома на заднем плане. Его локоть выставлен перед девушкой — возможно, женой, но, скорее, дочерью, голова которой повернута в сторону отца, а на хмуром лице застыло выражение обиды и возмущения. Очень непривлекательная парочка, в непоколебимости и пуританской сдержанности которой угадывается скрытая угроза и драматичность отношений.

Картина была написана в 1930 году в городе Элдон штата Айова — Вуд однажды заметил маленький белый домик и захотел изобразить его и людей, которые могли бы в нём жить. Моделью для дочери фермера послужила сестра художника Нэн, а «фермер» — зубной врач Вуда, Байрон МакКиби (Byron McKeeby). Вуд писал дом и людей по отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.


Нэн и Байрон МакКиби

Картину вскоре приобрел Вуд Чикагский Институт Искусств (там она храниться и по сей день), а после появления репродукции в газете последовала негативная реакция общественности. Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо. Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда, оскорблённая, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой, начала утверждать, что «Американская готика» изображает отца с дочерью, однако этот момент сам Вуд никак не комментировал.


Одна из первых пародий, работа фотографа Гордона Паркса

Фотожабы

Произведение талантливое, многогранное и неоднозначное, по числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре с «Американская готика» может мало что сравниться.

Хотя бы однажды, ты видел эту картинку. И первое о чем ты подумал было: - «Хм… что здесь происходит?».

Картина «Американская готика» производит на зрителя неоднозначное впечатление. Давайте попробуем понять, почему так происходит.
Картина была создана в 1930 году, художником Грантом Вудом. Однажды, он увидел маленький белый дом в стиле плотницкой готики. Дом приглянулся художнику, и он решил написать картину, рассказывающую историю жителей дома, которые могли бы в нем жить. В качестве моделей он выбрал свою сестру Нэн и зубного врача Байрона МакКиби. Вуд писал людей и дом по отдельности, сцена которую мы видим на картине, никогда не происходила.

Фотография на которой запечатлены сестра художника Нэн и Байрон МакКиби, которые стали героями «Американской готики».

Закончив, Вуд решил представить свою картину на конкурсе в Чикагском институте искусств. Судьи восприняли картину как «юмористическую валентинку», демонстрирующую отношения двух супругов с жизненным «багажом». Но хранитель музея увидел в картине нечто иное и уговорил судей вручить Вуду приз в 300 долларов и приобрести картину для института. Там она, кстати, остается до сих пор.

После приобретения картины, изображение решили напечатать в нескольких городских газетах. Случилось неожиданное, жители штата Айова, где была написана картина были разгневаны сатирическим изображением жителей штата. Одна дама даже угрожала откусить ухо художнику.

Грант Вуд в своё оправдание говорил, что хотел создать собирательный портрет американцев и ничем не хотел задеть чувства жителей штата. Сестра художника также разглядела в картине унизительное отношение, правда, к ней самой. Она говорила брату, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой. После публичной демонстрации картины, Нэн утверждала, что на картине изображены отец и дочь. Однако сам художник не давал комментариев по этому поводу.

Некоторые критики уверены в том, что картина представляет собой сатиру на жизнь маленьких американских городов. В период 1930-х годов «Американская готика» стала частью нарастающего критического взгляда на жизнь и ценности сельской Америки.

А теперь обратим внимание на некоторые факты. Вуд был художником регионалистом, не очень известным за пределами своего штата. Сам он вырос на ферме, в сельской местности, любил природу и пейзажи маленьких городков. Так зачем же художнику смеяться над тем, что он любит?

Работая с Байроном МакКиби над образом мужчины, Вуд говорил, что ему приятно лицо Байрона. На картине мужчина изображен в круглых очках, но МакКиби носил очки с линзами восьмиугольной формы. А вот отец Вуда, носил круглые очки, популярные в XIX веке.

Образ женщины был списан с сестры. В жизни Нэн была яркой и позитивной девушкой, но на картине она выглядит намного старше. Несмотря на то, что картина была написана в XX веке, одежда героев взята из викторианской эпохи, это подтверждает передник хозяйки дома, (который Нэн пришлось отпороть с платья матери, так как в магазинах такие уже не продавали), а также камея, которая была популярна в то время.

Возможно, что Вуд создавал картину-воспоминание, в которой герои и вещи напоминали ему о детстве и том времени, когда он жил на ферме. К тому же во времена Великой депрессии картина стала рассматриваться, как изображение мужественности американских первопроходцев.

Но, несмотря на всё это, картина всё же оставляет странное загадочное впечатление. Возможно, дело в атрибутике и «поведении» героев. Если внимательно присмотреться к героям, мы увидим, что мужчина стоит на переднем плане, женщина чуть сзади. Своим локтем он как бы сдерживает её, не давая подойти ближе. В руках он держит вилы, но держит их в кулаке, что придает жесту слегка угрожающий вид.

Над домом можно увидеть шпиль церкви. Это отсылка к наследию пуритан-первопоселенцев, которые придерживались строгих правил и не любили, когда вторгаются в их тихую жизнь. За спиной мужчины можно разглядеть красный амбар, который указывает на род деятельности хозяев, как и цветы на веранде. Но особо впечатлительные зрители видят в картине сюжет фильма ужасов. Благодаря чему, картина сотни, а может быть и тысячи раз подвергалась насмешкам. В интернете можно найти массу коллажей на совершенно разные темы, начиная от фильмов ужасов, заканчивая пародией на известных персонажей, музыкантов, политических деятелей.

Какими бы не были предположения критиков и общественности, какое впечатление производит эта картина решать только нам. В Чикаго, например, посчитали хорошей идеей установить героям картины памятник, как бы выпустив их в большой город с чемоданом.

«Американская готика» - картина американского художника Гранта Вуда(1891-1942гг), известного в основном картинами, посвящёнными сельской жизни американского Среднего Запада.Картина создана в 1930 году. Она стала одной из самых узнаваемых и известных картин в американском искусстве XX века.
По числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре «Американская готика» стоит наряду с такими шедеврами как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и «Крик» Эдварда Мунка.

На картине изображён фермер с дочерью на фоне дома, построенного в стиле плотницкой готики. В правой руке у фермера вилы, которые он держит в крепко сжатом кулаке так, как держат оружие.
Вуду удалось передать непривлекательность отца и дочери - плотно сжатые губы и тяжёлый вызывающий взгляд отца, его локоть, выставленный перед дочерью, её стянутые волосы лишь с одним свободным локоном, чуть повёрнутая в сторону отца голова и глаза, полные обиды или возмущения. Дочь одета в уже вышедший из моды передник.

По воспоминаниям сестры художника, она по его просьбе нашила характерную окантовку на передник, споров её со старой одежды матери. Передник с такой же окантовкой встречается на другой картине Вуда - «Женщина с растениями» - портрете матери художника
Швы на одежде фермера напоминают вилы в его руке. Контур вил можно увидеть и в окнах дома на заднем плане. За спиной женщины видны горшки с цветами и шпиль церкви вдалеке, а позади мужчины стоит амбар. Композиция картины напоминает американские фотографии конца XIX века.
Пуританская сдержанность персонажей во многом соответствуют реализму, характерному для европейского течения 1920-х годов «Новая вещественность» , с которым Вуд познакомился во время поездки в Мюнхен.

В 1930 году в городе Элдон штата Айова Грант Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики. Он захотел изобразить этот дом и людей, которые по его мнению могли бы в нём жить. Сестра художника Нэн послужила моделью для дочери фермера, а моделью для самого фермера стал Байрон МакКиби зубной врач художника из города Сидар-Рэпидз в штате Айова. Вуд писал дом и людей по отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.

Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском Институте Искусств. Судьи оценили её как «юмористическую валентинку», но хранитель музея убедил их выдать автору приз суммой в 300 долларов и убедил Институт Искусств приобрести картину, где она остаётся и по сей день. Вскоре картину напечатали в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити и Индианаполиса.

Однако после публикации в газете города Седар-Рэпидз последовала негативная реакция. Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо. Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда, оскорблённая, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой, начала утверждать, что «Американская готика» изображает отца с дочерью, однако этот момент сам Вуд никак не комментировал.

Такие критики, как Гертруда Штайн и Кристофер Морли, считали, что картина представляет собой сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков. «Американская готика» являлась частью нараставшей в то время тенденции критического изображения сельской Америки, нашедшей отражение также в книгах «Уайнсбург, Огайо» Шервуда Андерсона, «Главная улица» Синклера Льюиса и др. С другой стороны, Вуда обвиняли и в идеализации антипатии к цивилизации и отрицании прогресса, урбанизации.

Однако во времена Великой депрессии отношение к картине изменилось. Она стала рассматриваться как изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.
"Все мои картины изначально возникают как абстракции. Когда в моей голове возникает подходящая конструкция, я осторожно приступаю к приданию задуманной модели сходства с природой. Однако я так боюсь фотографичности, что, видимо, останавливаюсь слишком рано»Г.ВУД.

Вуд - один из ведущих представителей движения в американской живописи под названием "регионализм". Художники-регионалисты стремились создать подлинно американское искусство в противовес европейским авангардистским течениям, продвигая идею национальной независимости и самобытности культуры Америки.

Текст с иллюстрациями http://maxpark.com/community/6782/content/1914271

Рецензии

Картина очень и очень двусмысленная, и то, что американцы её вполне искренне любят - проявление этого. На первый взгляд это карикатура ("идиотические" лица пары итп.). Но: карикатура на кого? На фермеров? Но ведь фермерский класс - костяк, стержень американского общества. Над фермером американцы смеяться не будут. Накануне Гражданской войны плантаторы-рабовладельцы Юга гордились тем, что они умеют сами пахать и делать остальные полевые работы.

Наверное поэтому она и стала символом американцев.Возможно для нас это и не совсем понятно.Но в каждой страны есть своя история и свои приоритеты.Она стала в своё время отражением непобедимого духа американцев.Иногда картину критикуют,а потом она становится популярной.