Готический стиль и тонкости его воплощения. Неоготика в россии Описание здания в неоготическом стиле

Здравствуйте уважаемое сообщество и гости ресурса!
A вы никогда не задумывались, чему обязана викторианская эпоха своим обаянием? Безусловно, тут много факторов, и безудержный прогресс и новые способы изучения мира и появление философий отрицающих мораль церкви, на фоне религиозного фанатизма и первые протесты против закоренелых норм поведения в обществе…да много всего. Правда, мне кажется, львиной доле этого обаяния викторианская эпоха обязана своей архитектуре. Итак, давайте поговорим о…… НЕОГОТИКЕ!

Этот удивительный стиль неразрывно связывают именно с викторианской эпохой, и не мудрено, учитывая, что именно Британская империя 18-19 веков положила начало триумфального шествия неоготики по миру, как и то, что именно в Британской империи этот стиль был особенно распространен. Происходило это в два этапа: ранняя британская неоготика и викторианская неоготика. Я не буду проводить детальный анализ викторианской архитектуры, это скорее статья-обзор, хотя я постаралась взглянуть на причину расцвета столь необычного стиля. Начнем по-порядку.
Появление собственно сформировавшегося стиля «неоготика» связывают с именем четвертого графа Орфорд, Хораса Уолпола.

Хорас Уолпол.

Этот английский писатель стал первым автором издавшим «готический» роман в 1764 году, действие, которого происходит в замке Оранто в эпоху первого крестового похода. Сюжет этого произведения, ставшего бестселлером, Хоресу навеяли постройки имения Строберри-Хилл, которое он приобрел в 1747 (в некоторых источниках упоминается и 1746 и 1748) году. Именно тогда он решил превратить имение в свой собственный «средневековый» замок, в котором, помимо прочего, был даже рыцарский зал.

Строберри-Хилл.

Сейчас мы уже, строго говоря, не можем отнести этот замок к неоготическому, так как часть его была построена в стиле рококо, но именно затея Уолпола дала толчок развитию неоготического стиля. Впрочем, сам писатель признавался, что и не стремился к строгому готическому стилю, дабы не лишать себя удобства, поместье должно было удовлетворять его фантазию и не более того. Именно со Строберри-Хилла пошло увлечение готическим декором поместий. Это стало модной «фишкой».
А герцог Аргайл, например, даже привлек к постройке своего «средневекового» замка в шотландском поместье Инверари, брата самого модного в то время архитектора, основателя «адамомого стиля» Роберта Адама, Уильяма.

Инверари.



Одним из наиболее ярких примеров такого рода чудачества стало строительство внушительного поместья Фонтхилл-эбби, сыном богатого английского плантатора, Уильяма Бекфорда, который после смерти жены, решил построить грандиозное здание, напоминающие готический собор.

Уильям Бекфорд.

Фонтхилл-эбби.

Великолепие этого здания может сравниться только с его печальной судьбой. Его архитектором был Джеймс Уайет, который, не был, особенно, знаком с техникой постройки подобных сооружений. Главной особенностью стала восьмиугольная башня, достигавшая при первоначальной постройке, девяноста метров. Первый ее вариант был изготовлен из дерева и цемента. Он рухнул через несколько месяцев, и Бекфорд искренне сожалел, что не видел собственными глазами это грандиозное зрелище. Вторая башня, из того же материала строилась шесть лет, она тоже рухнула, ну а третий, каменный, вариант, строившийся семь лет, окончательно разрушился в 1825 году, спустя 12 лет, после окончания строительства всего замка. В 1822 году Бекфорд разорился, потеряв свои ямайские плантации, и продал здание Джону Фарквхару. Постепенно разрушились остальные части постройки и замок снесли, оставив только небольшую часть северного крыла.

Уцелевшее северное крыло.

Менее обеспеченные англичане использовали в строительстве лишь характерные, для готики, элементы, как то, стрельчатые арки, бойницы и т.д.

Отправной точкой для следующего этапа распространения неоготики стал пожар 1834 года Вестминстерского дворца, принадлежащего британскому парламенту.
Строительство нового здания поручили Огастесу Пьюжену и Чарльзу Барри. Был разыгран конкурс и из девяноста семи (!) конкурсантов выбрали именно существующий поныне проект. По иронии судьбы, Пьюжен, с пятнадцати лет очарованный готической архитектурой Нормандии, и принявший католицизм, являлся активным сторонником римско-католической готики в архитектуре Англии. Он считал, что все полезные элементы постройки должны не скрываться, а украшаться. Свои взгляды Пьюжен выразил в работе «Апология возрождения христианской архитектуры в Англии». Барри же, после посещения Османской империи, в возрасте 22 лет, находился под впечатлением итальянского зодчества эпохи возраждения. Именно это путешествие и увиденные в нем великолепные крепости времен первых крестовых походов, заставили его заниматься архитектурой.

Огастес Пьюжен.

Чарльз Барри.

Эти два энтузиаста неоготики от первоначального средневекового дворца оставили только Вестминстерский зал приемов (1097 год) и башню Драгоценностей (для казны Эдуарда III). Созданное ими великолепие стало визитной карточкой всего неоготического стиля, шутка ли, дворцовая часовая башня, Биг Бен - символ всей Великобритании, хотя, строго говоря, такое название изначально носил колокол на башне, а сам дворец в 1987 году включен в список наследия ЮНЕСКО.

Вестминстерский дворец.

Еще одной яркой работой Пьюжена, является Ноттингемский собор, посвещенный святому Варнаве.

Собор св. Варнавы.

А Чарльз Барри, в числе прочих работ, занимался реконструкцией Трафальгарской площади.

Трафальгарская площадь.

И тут, как говорится понеслась. Вместо термина «неоготика» тогда пользовались словом «возрождение» (англ. Revival). Стиль стал исконно-британским, в этом стиле отстраивают ратуши, университеты, школы и вокзалы. В неоготическом стиле отстроили Королевский судный двор, суд высшей инстанции Англии и Уэльса., возведенный по проекту Джорджа Эдмунда Стрита.

Королевский судный двор.

Здание вокзала Сент-Панкрас, названный в честь близлежащей церкви св. Панкратия. Возведен в 1865-68 годах, архитектором Георгом Гилбертом Скоттом.

Сент-Панкрас.

Этот же архитектор спроектировал мемориал принца Альберта, в Кенсингтонском парке Лондона, открытый в 1875 году Королевой Викторией в честь своего мужа.

Мемориал.

Колледж Святого Стефана. 1876 год.

Колледж Харриса Манчестера. 1889 год.

Тауэрский мост над рекой Темзой, неподалеку от Лондонского Тауэра. Спроектирован Хорасом Джонсом, открыт в 1894 году.

Тауэрский мост.

Этот стиль перенимали и другие страны. Готическая архитектура, в первую очередь, затронула колонии, правда в Америке прижилась слабо. Там пользовался большой популярностью античный стиль и неогрек. В странах немецко-говорящей Европы неоготика претерпевала некоторые изменения, связанные с острой конкуренцией стилей неоренессанс и необароко. И в большей степени, возраждение готического стиля там восприняли как завершение средневековых долгостроев, вроде Кельнского собора.

Кельнский собор.

Однако баварский король Людвиг II развернул строительство замка Нойшванштайн в 1869 году, ставшего одним из символов мировой неоготики.

Нойшванштайн.

В романских странах увлекались преимущественно наследием античности и ренессанса. Во Францию неоготика пришла довольно поздно и слабо укоренилась. Легкомысленным французам была чужда монументальная величественность неоготики. Но надо признать, что роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1830 года) заставил французов задуматься о сохранении наследия средневековой архитектуры.

Величайший испанский архитектор, Антонио Гауди, на чьем счету множество причудливых работ, создал, возможно, самое монументальное призведение неоготики, Искупительный Храм Святого Семейства.

Антонио Гауди.

Искупительный Храм Святого Семейства.

По причине нехватки средств, испанское правительство не может его достроить с 1882 года.

И все же почему именно такой стиль? Возможно из-за увлечения романтическими сюжетами средневековой эпохи в творчестве писателей того времени, возрождением интереса к Спенсеру, Мильтону, Шекспиру, презираемым в эпоху господства классических форм; возможно из-за роста патриотических настроений на фоне могущества Британской империи и как следствие, отказ от французского стиля в архитектуре и поиск собственного; возможно «все новое – это хорошо забытое старое». А может все это вместе взятое и еще несколько факторов, которые я здесь не указываю, но не оспорим тот факт, что отчасти именно такой необычной и величественной архитектуре мы обязаны великолепию викторианской эпохи и как следствие, культуре стимпанка. Безусловно, в архитектуре ушедшей эпохи присутствовал и грегорианский стиль и неоренессанс и поздний колониальный, но согласитесь, при воспоминании о сюжетах Конан Дойла, Диккенса и Уальда, воображение рисует именно неоготическую Англию, со стрельчатыми арками, башнями, мнимыми бойницами, Тауэрским мостом и Биг Беном.

Надеюсь, вам было не скучно!:-)

Список источников.

Как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн » и Тауэрский мост .

«Римской» эстетике классицизма уже в конце XIX века патриотически и националистически настроенные романтики стали противопоставлять художественные вкусы «варварской», германско-кельтской Европы. В своём роде это было противопоставление разума и чувств, рационализма и иррационализма . Эта несовместимость римской эстетики и эстетики «варварской», то есть не римской, вызвала к жизни само название «готики». Как известно, название «готический» возникло в эпоху Ренессанса для обозначения архитектурного стиля, противоположенного в своей эстетике рациональному римскому строю. Готы , разрушившие Древний Рим , были для деятелей Ренессанса воплощением всего «варварского», что и определило выбор названия «варварского», не римского архитектурного стиля.

Возвращаясь к древнеримским идеалам, Ренессанс упорно видел во всем неримском печать «варварства», хотя с инженерной точки зрения готические соборы, несомненно, представляли большой шаг вперёд по сравнению с романскими соборами . Поэтому на рубеже XIX века, когда вслед за крахом Французской революции по Европе прокатилась волна разочарования классицистическим рационализмом и идеалами Просвещения, востребованной оказалась естественная (в руссоистском понимании), «природная» архитектура, предположительно сохранившая под покровом христианской догматики дух Европы, существовавшей до прихода на север Европы римлян.

Распространению неоготики в Европе способствовали сочинения писателей-романтиков. Шатобриан посвятил немало вдохновенных страниц готическим руинам, доказывая, что именно средневековое храмовое зодчество наиболее полным образом запечатлело «гений христианства». Местом действия и главным героем первого исторического романа на французском языке является готическое сооружение - Собор Парижской Богоматери . В викторианской Англии Джон Рёскин взволнованной, цветистой прозой обосновывал «нравственное превосходство» готики над прочими архитектурными стилями. Для него «центральным зданием мира» являлся Дворец дожей в Венеции , а наиболее совершенным из всех стилей - итальянская готика. Взгляды Рёскина разделяли художники-прерафаэлиты , черпавшие вдохновение в искусстве средних веков.

В англоязычной литературе неоготику называют «воскрешённой готикой» (Gothic Revival ). Сравнительно недавно историки искусства стали задаваться вопросом, насколько правильно вообще говорить о воскрешении средневекового искусства в XIX веке, учитывая, что традиция готического зодчества в отдельных уголках Европы продолжала развиваться на протяжении XVII и XVIII вв. Более того, такие «продвинутые» архитекторы эпохи барокко , как Карло Райнальди в Риме , Гварино Гварини в Турине и Ян Блажей Сантини в Праге , питали глубокий интерес к т. н. «готическому ордеру архитектуры» и при достройке старинных монастырей умело воспроизводили готические своды. В интересах ансамблевости к готике прибегали и английские зодчие XVII века, напр., Кристофер Рен , построивший в оксфордском колледже Крайст Чёрч знаменитую «башню Тома».

Ранняя британская неоготика

Фонтхилл-эбби подводит черту под периодом, когда неоготика была лишь данью моде со стороны узкого круга аристократов, а элементы готического декора (как, например, стрельчатые арки) наносились на палладианские по сути здания вопреки структурной логике. Зодчие эпохи Регентства обращали пристальное внимание на архитектуру английских готических соборов. Освоение полученных знаний позволило мастерам викторианской эпохи превратить неоготику в универсальный архитектурный стиль, в котором возводились не только церкви, но и здания самой разной функциональной направленности - ратуши , университеты , школы и вокзалы . В этом т. н. «викторианском стиле » застраивались в XIX веке целые города.

Викторианская неоготика

Неоготика была «официально» признана национальным стилем викторианской Англии, когда после разрушительного пожара здание Британского парламента было в 1834 г. поручено отстроить известному знатоку и энтузиасту неоготики, Огастесу Пьюджину. Возведённый Пьюджином в содружестве с Чарльзом Барри новый Вестминстерский дворец стал визитной карточкой стиля. Вслед за резиденцией парламента неоготический облик стали приобретать Королевский судный двор и другие общественные здания, ратуши, вокзалы, мосты и даже скульптурные мемориалы, как, напр., Мемориал принца Альберта . В 1870-е гг. обилие неоготических построек в Британии уже позволяло публиковать увесистые обзоры по истории этого стиля.

Победное шествие неоготики по колониям Британской империи раскидало здания в этом стиле по всему Земному шару. Неоготическими храмами, в частности, изобилуют Австралия и Новая Зеландия .

Во II-й половине XIX века Общество искусств и ремесел и Общество в защиту древних зданий, возглавляемые видным прерафаэлитом Уильямом Моррисом , поставили на повестку дня вопросы о возрождении свойственной средневековью целостности художественного восприятия. Моррис и его сторонники стремились воскресить не только и не столько внешний вид средневековых зданий, сколько их любовное наполнение предметами декоративно-прикладного искусства ручной работы («Красный дом» Морриса, 1859). Как раз этого единства и не хватало крупным викторианским проектам вроде вокзалов и торговых центров: «колпак» из дробного готического декора, как правило, надевался на современные стальные конструкции. За средневековым фасадом часто скрывалась ультрасовременная «начинка» из продуктов промышленной революции , причём этот диссонанс характеризует период эклектизма не только в Англии (ср. перекрытия В. Г. Шухова в московском ГУМе).

Неоготика в Северной Америке

Аналогичные по стилю деревянные здания (жилые дома и церкви) также встречаются в Австралии и Новой Зеландии , хотя в этих странах термин «плотницкая готика», как правило, не употребляется .

В стиле плотницкой готики строились в основном индивидуальные дома и небольшие церкви. Характер стиля большей частью выражался такими элементами, как стрельчатые окна и острые щипцы крыш. Здания в стиле плотницкой готики также часто отличаются асимметричным планом .

Неоготика в Центральной Европе

Раньше, чем в других странах континентальной Европы, неоготику «распробовали» англоманы в различных государствах, составивших впоследствии Германию . Князь крошечного Анхальт-Дессау повелел в качестве каприза построить в своём «парковом королевстве» близ Вёрлица готический домик и церковь. Ещё раньше, при строительстве Потсдама , прусский король Фридрих II распорядился придать монументальный средневековый облик Науэнским воротам (1755). Однако, как и в Британии, эти примеры немецкой неоготики XVIII века единичны.

По примеру англичан немецкие правители бережно восстанавливали разрушенные средневековые замки. В некоторых случаях инициатива исходила от частных лиц. Значительных реставрационных работ потребовал главный замок Тевтонского ордена - Мариенбург . Немецкие государи не скупились на финансирование строительства новых замков, которые были призваны превзойти все средневековые образцы. Так, прусское правительство профинансировало возведение грандиозного замка Гогенцоллерн в Швабии (1850-67), однако и он померк перед словно вышедшим из волшебной сказки замком Нойшванштайн , строительство которого развернул в Альпах в 1869 году баварский король Людвиг II .

Формы, ранее свойственные исключительно церковной архитектуре, немецкие архитекторы с успехом применяли при строительстве сугубо светских зданий, каковы ратуши в Вене , Мюнхене и Берлине , а также протяжённый и в своём роде уникальный комплекс гамбургских верфей - Шпейхерштадт. В связи с превращением Гамбурга в главный порт Германской империи в этом городе велось особенно масштабное неоготическое строительство, включавшее возведение самой высокой в мире церкви - Николайкирхе (разрушена во время Второй мировой войны). Новые храмы нередко сооружались из неоштукатуренного кирпича в традициях кирпичной готики - таковы висбаденская Маркткирхе и Фридрихсвердерская церковь в Берлине.

Неоготика во Франции и Италии

В романских странах на протяжении XIX века господствовали стили, укоренённые в классической традиции, - неоренессанс, необарокко и боз-ар . В престижной Школе изящных искусств преподавателям академической выучки было чуждо преклонение перед средневековым искусством, поэтому будущие архитекторы изучали преимущественно наследие античности и Ренессанса . По причине отсутствия собственных специалистов по неоготике для стилизации под готические соборы вновь возводимых зданий - напр., парижской базилики Святой Клотильды (1827-57) - архитекторов приходилось приглашать из-за рубежа.

Неоготика в России

В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, особенно в ранний период, редко перенимали каркасную систему готической архитектуры , ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко . В храмовом строительстве также преобладала традиционная для православия крестово-купольность . О глубоком понимании языка готических архитектурных форм говорить тут не приходится ввиду большой временной и пространственной дистанции, разделяющей новые постройки с их средневековыми прототипами.

Со второй половины XIX века псевдоготические фантазии уступают место усвоенным по западной литературе формам «интернациональной» неоготики, основным полем для применения которых в России становится строительство католических костёлов для прихожан польского происхождения. Таких храмов было построено множество на всём протяжении Российской империи от Красноярска до Киева . Как и в Скандинавии , архитекторы восточноевропейских костёлов предпочитали следовать традициям кирпичной готики. По заказам частных лиц иногда возводились сказочные фантазии с готическими элементами вроде декоративных башенок и машикулей - такие, как Ласточкино гнездо . В таких сооружениях верность средневековой традиции уступала место соответствию здания ожиданиям дилетанта-заказчика.

Закат неоготики

Вслед за завершением в 1906 году мюнхенской Паульскирхе увлечение неоготикой в Германии и Австро-Венгрии резко пошло на спад. Помимо прочих, для этого были идеологические причины: после долгих дебатов стало ясно, что готический стиль берет своё начало во враждебной Франции и национальным германским стилем считаться не может. Дробному до избыточности готическому декору пришло на смену

Готическая архитектура началось с базилики Сен-Дени под Парижем и собора в г. Санс в 1140 году и закончилась в начале XVI века c последним расцветом таких зданий, как Часовня Генриха VII в Вестминстере. Однако готическая архитектура не исчезла полностью в XVI веке, она сохранилась в текущих проектах по строительству соборов и церквей в более изолированных сельских районах Англии, Франции, Испании, Германии и Речи Посполитой.

Неоготическая архитектура (также называемая викторианской готикой) – это архитектурное движение, появившееся в конце 1740-х годов в Англии. Его популярность быстро росла в начале XIX века, когда все более серьезные и ученые поклонники неоготического стиля стремились возродить средневековую готическую архитектуру в противоположность неоклассическому стилю, который был распространен в то время.

Известные неоготические здания:

Наверху: Вестминстерский дворец, Лондон;
Слева: Собор обучения, Питтсбург;
Справа: Церковь Святых Петра и Павла, Остенде, Бельгия.

В Англии – центре этого возрождения – неоготика была связана с глубоко философскими движениями, связанными с вновь пробуждающейся Высокой церковью или англокатолической верой в себя (а также с новообращенным католиком Огастесом Уэлби Пьюджином) и обеспокоенными ростом религиозного нонконформизма. В конечном счете, данный стиль стал широко распространенным из-за его внутренней привлекательности в третьей четверти XIX века. Неоготическая архитектура значительно различались в своей верности орнаментальному стилю и принципам строительства оригинальных средневековых, иногда немного больших по размеру, чем нужно, заостренных оконных рам. Отличие также состояло в нескольких штрихах готических украшений на здании, которое в противном случае было бы полностью зданием XIX века, для которого использовались современные материалы и методы строительства.

Параллельно с властью неоготического стиля в XIX веке в Англии интерес к нему быстро распространился на остальной европейский континент, в Австралию, Южную Африку и Южную Америку; в действительности количество зданий в стиле неоготики и плотницкой готики (ранняя неоготика Англии), построенных в XIX и XX веках, может превышать количество подлинных готических зданий, построенных ранее.

Возрождение готики шло параллельно и при поддержке возрождения средневекового искусства, которое уходит своими корнями в антикварные вопросы с их пережитками и курьезами. По мере прогресса индустриализации росли и протесты против производства машин и появления заводов. Сторонники всего живописного, такие как Томас Карлейль и Огастес Пьюджин, критически оценивали индустриальное общество и изображали доиндустриальное средневековое общество как золотой век. Для Пьюджина готическая архитектура была проникнута христианскими ценностями, которые позже вытеснил классицизм и уничтожила индустриализация.

Неоготика имела также политическую подоплеку; тогда как «рациональный» и «радикальный» неоклассический стиль связывали с республиканством и либерализмом (о чем свидетельствует его использование в США и в меньшей степени в республиканской Франции), более «духовная» и «традиционная» неоготика стала ассоциироваться с монархизмом и консерватизмом, что нашло свое отражение в выборе стиля для перестроенного Вестминстерского дворца в Лондоне и Парламентского холма в Оттаве.

В середине XVIII века с появлением романтизма повышенный интерес и осведомленность о средних веках среди некоторых влиятельных знатоков обеспечили более правильный подход к отобранному средневековому искусству, начиная с церковной архитектуры, надгробных памятников королям и знати, витражей и манускриптов поздней готики. В то же время другие виды готического искусства продолжали восприниматься как варварские и грубые, например, это были гобелены и изделия из металла.

Некоторые британцы, а вскоре и некоторые немецкие романтики (философ и писатель Иоганн Вольфганг Гете и архитектор Карл Фридрих Шинкель) начали ценить живописный характер руин – термин «живописный» становится новым эстетическим качеством – и то смягчающее воздействие времени, которым Хорас Уолпол, английский писатель и основатель готического романа, восхищался, лукаво называя «истинной ржавчиной баронских войн». «Готические» детали виллы Уолпола Strawberry Hill House в г. Туикенхем импонируют вкусам рококо того времени. К началу 1770-х годов совершенно неоклассические архитекторы, такие как Роберт Адам и Джеймс Уайетт, были готовы предоставить готические детали в гостиных, библиотеках и часовнях для создания романтического образа готического аббатства, аббатства Фонтхилл в Уилтшире. Это одно из самых ранних свидетельств возрождения готической архитектуры в Шотландии. Замок Инверари, построенный с 1746 года, со вкладом в дизайн от Уильяма Адама, являет собой совокупность сторожевых башенок.

В основном неоготику представляли обычные дома в стиле Палладио, который включал в себя некоторые внешние черты шотландского баронского стиля. Дома в этом стиле по проектам Роберта Адама включают в себя Меллерстайн и Уэддерберн в Беруикшире и дом Сетон в Восточном Лотиане, но наиболее ярко этот стиль проявился в замке Калзин, Эйршир, перестроенном Адамом с 1777 года. Эксцентричный ландшафтный дизайнер Бэтти Лэнгли даже пытался «улучшить» готические формы, придавая им классические пропорции.

Романтизм и национализм. Неоготика в Европе

Корни французской неоготики лежат во французской средневековой готической архитектуре, созданной в XII веке. Готическую архитектуру в средние века иногда называли Opus Francigenum – «Искусство Франции». Французский ученый Александр де Лаборд в 1816 году написал, что «готическая архитектура имеет свою прелесть», что положило начало развитию неоготики во Франции. Начиная с 1828 года Александр Броньяр, директор фарфорового завода Севре, производит картины из обожженной эмали на больших панелях листового стекла для Королевской часовни Луи-Филиппа в Дре. Было бы трудно найти большие, значительные заказы в готическом вкусе, которые предшествовали этому, за исключением нескольких готических черт в некоторых садах.

Между тем, в Германии стал проявляться интерес к Кельнскому собору, строительство которого было начато в 1248 году, и который был все еще не завершен на момент возрождения готики. Романтическое движение 1820-х годов вернуло интерес к нему, и работа снова началась в 1842 году, выразительно обозначив возвращение германской готической архитектуры.

Благодаря движению романтического национализма в начале XIX века немцы французы и англичане заявляли, что готическая архитектура XII века возникла в их собственной стране. Англичане смело ввели термин «ранняя английская» для готики, который подразумевал, что готика являлась английским творением. В романе «Собор Парижской Богоматери» 1832 года издания Виктор Гюго сказал: «Давайте поощрять в этой стране, если это возможно, любовь к национальной архитектуре», подразумевая, что готика являлась национальным наследием Франции. В Германии с завершением строительства Кельнского собора в 1880 году, в то время самого высокого здания в мире, данный собор стали рассматривать как вершину готической архитектуры. Другими крупными готическими соборами были Регенсбургский собор (с двумя шпилями, 1869-1872 гг.), собор Мюнстера в Ульме (с 161 метровой башней, 1890 г.) и собор Святого Вита (1844-1929 гг.).

Оценка


К 1872 году неоготика в Соединенном Королевстве была уже достаточно зрелой, поэтому Чарльз Локк Истлейк, влиятельный профессор в области дизайна, написал «Историю неоготики», но первое расширенное эссе об этом направлении, написанное в рамках развивающейся области истории искусства, – это «Неоготика» Кеннета Кларка. Данное эссе появилось в 1928 году.

Характерные здания

Готический фасад Парламента Руана во Франции, построенный между 1499 и 1508 годами, который позже вдохновил неоготическое возрождение в XIX веке, фото Goldorak73,

Кельнский собор, завершенный в 1880 году (хотя строительство началось в 1248 году), с фасадом 157 метров в высоту и нефом 43 метра в высоту, фото Thomas Wolf,

Неоготика в США

В Соединенных Штатах первой церковью в «готическим стиле» (в отличие от церквей с элементами готики) была епископальная церковь Троицы в Грин, Нью-Хейвен, штат Коннектикут. Она была спроектирована известным американским архитектором Ифиилом Тауном между 1812 и 1814 годами, но даже в то время он строил другую церковь в федералистском стиле в Нью-Хейвене рядом с этой радикально новой церковью в «готическом стиле». Ее краеугольный камень был заложен в 1814 году, освящена она была в 1816 году. Таким образом, данная церковь была построена на десятилетие раньше церкви Святого Луки в Челси, Лондон, которую часто называют первой неоготической церковью в Лондоне. Хотя церковь была построена из траппа (горной породы) с арочными окнами и дверями, часть ее готической башни и зубцы были из древесины.

Епископальные общины впоследствии построили в штате Коннектикут другие неоготические здания: собор Св. Иоанна в Солсбери (1823), собор Св. Иоанна в графстве Кент (1823-26) , собор Сент-Эндрю в Марбл Дейл (1821-23) . Далее последовал дизайн для собора Церкви Христовой (Хартфорд, штат Коннектикут) 1827 года, в который были включены готические элементы, такие как контрфорсы. Епископальная церковь Святого Павла в г. Трой, Нью-Йорк была построена в 1827-1828 годах как точная копия дизайна архитектора Тауна для Троицкой церкви, Нью-Хейвен, но с использованием местного камня; в связи с изменениями в оригинале церковь Святого Павла была ближе к первоначальному проекту Тауна, чем сама Троицкая церковь. В 1830-х годах архитекторы начали копировать конкретные английские готические и неоготические церкви, и из-за этих зданий в стиле «зрелой неоготики» внутренний готический архитектурный стиль, который им предшествовал, стал казаться примитивным и старомодным. С тех пор неоготическая архитектура распространилась на тысячи церквей и неоготических зданий по всей Америке.

XX век

Готический стиль предписывает использование элементов конструкции в сжатом виде, в результате чего получаются высокие укрепленные здания с внутренними колоннами несущей кладки и высокими узкими окнами. Но к началу XX века такие технологические разработки, как стальные рамы, лампы накаливания и лифты, привели к тому, что данный стиль архитектуры стал считаться устаревшим. Стальные каркасы вытеснили недекоративные функции арочных сводов и контрфорсов, создавая возможность для строительства широких открытых интерьеров с меньшим количеством колонн, мешающих глазу.

Некоторые архитекторы настойчиво продолжали использовать неоготический ажурный орнамент применительно к железным каркасам, например, в Небоскребе Вулворт-билдинг по проекту Касса Гилберта 1913 года в Нью-Йорке и небоскребе Трибьюн тауэр по проекту Раймонда Гуда 1922 года в Чикаго. Однако в течение первой половины XX века неоготический стиль стал вытесняться модернизмом. Некоторые модернисты видели готическую традицию архитектурной формы исключительно через призму «честного выражения» текущих технологий и считали себя законными наследниками этой традиции, с ее прямоугольными рамками и выставленными напоказ железными балками.

Несмотря на это, неоготика продолжала оказывать свое влияние, просто потому, что многие из проектов в этом стиле все еще строились во второй половине XX века, например Ливерпульский собор по проекту Джайлса Гилберта Скотта и Вашингтонский кафедральный собор (1907 -1990). Ральф Адамс Крам стал ведущей силой в американской готике со своим самым амбициозным проектом собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке (утверждается, что это самый большой англиканский собор в мире), а также с проектами студенческих готических зданий в Принстонском университете. Крам говорил, что этот «стиль, высеченный и усовершенствованный нашими предками, является нашим бесспорным наследством».

Хотя число новых неоготических зданий резко сократилась после 1930-х годов, их по-прежнему продолжали строить. Собор в Бери-Сент-Эдмендс (Великобритания) был построен в период с конца 1950-х по 2005 год. Новая церковь в готическом стиле запланирована для прихода Святого Жан Вианнея в г. Фишерс, Индиана.

Характерные здания

Элевадор-ди-Санта-Жушта (лифт), 1901г, Лиссабон, Португалия

по теме:



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

В вашей корзине В корзине нет ни одного товара

Неоготика в архитектуре. Церковь Александра Невского в Петергофе (1831-1834 гг., арх. К. Ф. Шинкель).

Неоготика (новая готика, псевдоготика) - направление в архитектуре, которое стилистически напоминает . Неоготика возникла в конце 18 - начале 19 веков в Англии, где сохранились древние соборы и замки, созданные в , считавшиеся элементом национальной культуры. Интерес к готике в Британии не угасал на протяжении длительного времени, даже несмотря на отход от католицизма (готическая архитектура стала отражением идеологии католицизма) и формирование протестантства. Писатель Хорас Уоппол*, поклонник готической эпохи, стилизовал в 1748 году свое жилище в поместье Строберри-хилл недалеко от Лондона под древний средневековый замок.

Уолпол Хорас (1717 - 1797гг.) Horace Walpole. Английский писатель, политик, историк и антиквар. Настоящее имя - Гораций (Horatio).

В 1747 г. Уолпол купил имение на берегу Темзы, около города Туикнам, под Лондоном и стал его перестраивать, назвав свою усадьбу Strawberry Hill ("Земляничный холм"). Своим друзьям писатель сообщил, что собирается построить в Строберри Хилл готический замок, и просил найти для него старинные цветные стекла, антикварное оружие. Строительство шло до 1770 г. В 1774 г. Уолпол издал описание своего замка, второе издание было в 1784 г., затем оно снова было издано в 1798 г. с иллюстрациями и чертежами в полном собрании сочинений («The Works of Horatio Walpole, Earl of Orford», 1798, vol. 2). В неоготической архитектуре замкового комплекса использовался основной конструктивный элемент исторической готики: каркасный свод. В декоре присутствовали витражи, скульптуры, лепнина. Несмотря на то, что «готический» замок вызывал восхищение современников, которые находили в нем «истинные» приметы стиля готика, на самом деле неоготическая архитектура дома отличалась пестротой, характерной для "готического возрождения" 18 века. В ней было заметно смешение архитектурных стилей и направлений разных стран и эпох, смешанных приемов храмового зодчества и замкового строительства. Например, двери напоминали порталы соборов, а комнаты были похожи средневековые гробницы (в галерее резьба на потолке повторяла рисунки, создававшиеся в надгробных часовнях, а прототипом камина послужила гробница Вестминстерского аббатства). Однако, и сам писатель, описывая свое жилище, подчеркивал сознательное использование самых разных приемов и элементов готики в фасадах и интерьерах, и при этом не возвращаться к быту тех времен, оставляя для себя возможность жить в комфортном пространстве.

Земляничный холм писателя Уолпола Хораса. Архитектор Джон Чьют (John Chute) и чертежник Ричард Бентли (Richard Bentley)1747-1770 гг.

Замок писателя послужил образцом для "возрождения готики" в архитектуре 18 века в Англии, а затем и во всей Европе. Считается, что возвращение к готике было связано с разочарованием, которое испытали британцы в связи с событиями во Франции в 18 веке, и возвратом национального стиля. Готический стиль воспринимался англичанами, как традиционный, поэтому и возврат к ней воспринимался, как возвращение к национальной культуре. Еще один пример британской неоготической архитектуры Фонтхилл - эби (Fonthill Abbey). В 1795 году сын лондонского мэра Уильям Бефорд начал строить усадьбу Фонтхилл-эби (Fonthill Abbey) на манер готического аббатства.

В эпоху реформации многие монастырские и религиозные здания были отданы дворянским семьям, и таким образом культовые сооружения становились жильем английских семейств. Слово «Abbey» нередко присутствовало в названии дворянских усадеб британцев. Реформация - период борьбы с засильем католической церкви и влиянием римского папы в Англии. Британский парламент в 1532—33 гг. издал вердикт, по которому Англия определялась как самостоятельное королевство, при этом король является главой государства в светских вопросах, а английское духовенство не подчиняется диктату Рима.

При возведении Фонтхилл - эби строители попытались воспроизвести внешние приметы готики (90-метровая восьмиугольная башня должна была символизировать вертикальную составляющую, характерную для готической архитектуры), не будучи знакомы с конструктивными особенностями готического зодчества. В результате башня в процессе строительства несколько раз обрушивалась и снова восстанавливалась, но после очередного обрушения (уже после смерти хозяина), усадьба была снесена.

Усадьба Фонтхилл-эби (Fonthill Abbey) до разрушения.

Постепенно архитекторы выработали универсальный подход к неоготическому стилю, в котором начали строить церкви, ратуши, вокзалы и другие общественные здания разного назначения. Появилась неоготика в архитектуре домов английских аристократов. В середине 19 века неоготика была официально признана правительством Англии как национальный стиль. С 1870-х в Англии появились теоретические работы по истории неоготики. В правление королевы Виктории в этом стиле были застроены поселения метрополий и колоний. Были построены неоготические университеты Британии и Америки. После того, как Британский парламент сгорел в пожаре, архитекторами Огастесом Пьюджином и Чарльзом Барри в 1834 году был выстроен Вестминстерский дворец - яркий пример неоготической архитектуры. Архитектурная и строительная школа англичан заняла ведущие позиции в Европе, предлагая использовать новые инженерные достижения в строительстве зданий в неоготическом стиле.

Неоготика в архитектуре Европы и России

Из Англии неоготика попала в Европу. Распространению неоготики в архитектуре во многом способствовали и литературные произведения. Например, Шатобриан писал, что средневековая готика более всего отразила христианскую идею. Виктор Гюго написал роман «Собор Парижской Богоматери», который привлек внимание к готическому искусству. В Европе распространение неоготики в архитектуре началось с Германии. Уставшие от национальных восстаний 1848-1849 гг. немцы хотели вернуться к старине, усматривая в ней большую стабильность. В Германии достраивали Кёльнский собор, восстанавливали развалины Гейдельбергского замка, Рейнской крепости. Из новых строений в стиле неоготики самыми известными являются королевские замки в Швангау (Schwangau). Эти сооружение были созданы членами династии Виттельсбахов (Haus Wittelsbach). Один из замков - Хоэншвангау - был создан Максимилианом II. (1832 -1837 гг.) Здание возведено архитектором Доменико Квальо II (Johann Dominicus Quaglio) на месте развалин старой крепости Шванштайн (12 в.) в окрестностях городка Фюссен (Füssen) около озера Альпзее (Alpsee). До настоящего времени принадлежит членам королевского дома Баварии семье Виттельсбах.

Замок Хоэншвангау (Hohenschwangau) около города Фюссен (Füssen) рядом с озером Альпзее (Alpsee) 1832 -1837 гг.

Замок Нойшванштайн (Schloß Neuschwanstein) построен в честь легендарного рыцаря Лоэнгрина, кумира короля Людвига II (1845-1886 гг.). Замок находится в 1,5 км от замка Хоэншвангау на месте разрушенной древней сторожевой башни. Первый камень основного здания - Паласа - был заложен в 1869 г. Планы и чертежи Нойшванштайна разработали архитекторы Эдуард Ридель и Георг Дольман с участием мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. Строительство велось 17 лет.

Замок Нойшванштайн (Schloß Neuschwanstein) недалеко от замка Хоэншвангау 1845-1886 гг.

Во второй половине 18 века неоготика в архитектуре распространяется в России. На российских зодчих оказало большое влияние творчество английских архитекторов. А к 19 веку выделилось два направления неоготики в архитектуре России. Одно из них выразилось в строительстве католических церквей и при этом зодчие воспроизводили формы средневековой архитектуры с большой точностью. В основном это направление было развито в западных областях России, где проживало большинство католиков. Фасады сооружений в стиле новой готики отличались большим разнообразием: встречались однобашенные, двухбашенные фасады и фасады с пинаклями, а также без башен или со шпилями.

Пина́кль (pinacle)— декоративная башенка с остроконечным шпилем

Ярким примером неоготики в архитектуре России является костел Непорочного зачатия девы Марии в Москве (1901-1917 гг.). Храм представляет собой крестовидную псевдобазилику. Считается, что прообразом фасада костела послужил фасад собора в Вестминстерском аббатстве, а крыша создавалась по подобию Миланского кафедрального собора. Стрельчатые окна украшены витражами.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва. 1901-1917гг. Арх. Ф.И. Богданович.

В неоготическом стиле возводились не только храмовые сооружения для католиков, вторым направлением архитектуры этого стиля стали частные и доходные дома. Отражение возродившейся моды на готику было заметно и в российских имениях: в Гатчине, Павловске, Шувалове. Неоготика в архитектуре доходных домов подчеркивалась роскошными парадными подъездами, стрельчатыми оконными проемами, декорированными фронтонами, шпилями и башнями. Примером может служить «Замок Ричарда Львиное Сердце» (1902-1904 гг.), созданного по заказу киевского промышленника Дмитрия Орлова (в этот период Украина входила в состав Российской Империи).

«Замок Ричарда Львиное Сердце» - здание, созданное под готический английский замок. По проекту Р.Р. Марфельда (1902-1904 гг.)

Особняк З.Г. Морозовой (1893-1898 гг.), арх. Ф.О. Шехтель. В оформлении особняка использованы элементы готической и мавританской архитектуры, что напоминает готические строения Испании.

В каждой стране развивалось собственное направление неоготики в архитектуре. Этот стиль в разных странах отражал местную культуру, исторический опыт общества. Неоготика выражалась либо в копировании элементов известных готических сооружений или их элементов, либо в ее эклектическом проявлении, интерпретирующем средневековые формы, сочетающиеся с другими стилями.

Стиль неоготика в архитектуре (также известен как псевдоготика) – это архитектурный стиль, вобравший в себя элементы готики и классических композиций. Этот стиль появился в 40-е годы XVIII века. Именно тогда были построены такие известные здания, как Вестминстерский дворец в Лондоне, замок Нойшванштайн в Германии. В чем же основные черты неоготики?

Чем отличается готика от неоготики?


Неоготика апеллировала к традициям традиционной средневековой готики. В неоготическом стиле строились многочисленные католические соборы в различных городах – в Нью-Йорке, в Мельбурне и т.д.

По своему внешнему виду неоготика практически схожа с традиционной готикой – те же самые патетические колонны, массивные своды, шпили. Однако современники решили взглянуть на них по-новому, видоизменить их, вследствие чего и появилась неоготика.

Возрождение готической архитектуры произошло благодаря английским магнатам и аристократам. В те времена в Британии существовало множество разнообразных соборов, замков, построенных в стиле готики, которые относились к культурному наследию страны. Новые постройки также нередко повторяли черты готического стиля.

Такая намеренная изоляция от многочисленных европейских стилевых нововведений (к примеру, барокко) привела к тому, что многие видные деятели искусства стали привносить готические формы даже в отделку своих усадеб. Впервые моду на готический декор установил Хорас Уолпол, который стилизовал свое поместье под замок из средних веков. Эту тенденцию поддержали многочисленные аристократы.

Основные черты неоготического стиля:

  • каркасный свод в основе,
  • зубчатые стены,
  • витражи в окнах, стекло в которых выполнено в витражной технике,
  • резные лепнины,
  • ажурные детали (от железных оград до внутреннего убранства),
  • вытянутые вверх конструкции,
  • колонны, держащие своды и арки.

Английская неоготика достигла своего пика в 1795 году, когда сын лондонского мэра Уильям Бэкфорд решил построить свою усадьбу в Уилтшире под названием Фонтхилл-Эбби. «Сердце» проекта Фонтхилл-Эбби – восьмиугольная башня 90 метров в высоту. Вид неоготического замка напоминал настоящее аббатство, однако сама усадьба не дожила до наших дней: она трижды рушилась за свою тридцатилетнюю историю.


После смерти Уильяма Бэкфорда усадьбу было решено окончательно сравнять с землей. Однако слава этой усадьбы дала дополнительный толчок к активному развитию и внедрению неоготики в различные архитектурные формы. Неоготика в английской архитекутре 18–19 века оформляется в устойчивый стиль, а в середине XIX века он становится официально признанным национальным стилем Великобритании. Огастес Пьюджин, известный архитектор, поклонник неоготики, возводит совместно с Чарльзом Барри известный на весь мир Вестминстерский дворец, построенный именно в неоготическом стиле и являющийся настоящей его иконой.

В неоготическом стиле архитектуры были реконструированы железнодорожные вокзалы, ратуши, мосты, а также некоторые государственные сооружения Британии. При королеве Виктории новый Парламент был также построен в рамках этого направления. Это здание тут же стало визитной карточкой Лондона. Оно было отмечено на многочисленных изображениях. Университеты также стали строиться в стиле новой готики, причем это направление стало популярно не только в Британии, но и в Соединенных Штатах. Неоготика тесно переплеталась с классицизмом, заимствовала у него различные формы, стили, идеи, доводила их до совершенства.

Неоготика в XX веке

Здания в готическом стиле были довольно высокими, имели узкие окна и отличались внутренними несущими колоннами. Стальные рамы, лифты и другие технологические элементы, открытые в XX веке, постепенно привели к тому, что стиль утратил свою актуальность. Здания в стиле неоготика вместо арочных сводов и контрфорсов стали использоваться стальные остовы, что позволяло осваивать широкие пространства в интерьере без использования многочисленных колонн. Неоготика в архитектуре 19 века сменилась новым осмыслением века XX.



Неоготический орнамент применялся некоторыми архитекторами даже в железных каркасах. К примеру, отдельные черты неоготики можно найти в небоскребах Трибьюн-Тауэр и Вулворт-Билдинг. В первой половине XX века место неоготики занял модернизм. Модернисты считали себя наследниками неоготической традиции.

После 1930-х годов количество строений в неоготическом стиле резко снизилось, однако полностью строительство не остановилось. К примеру, в 2005 году собор St. Edmundsbury Cathedral (Великобритания) обзавелся башней в неоготическом стиле, которая строилась с 2000 года.

Неоготика в России

Русская неоготика отличается от европейской. Дома в неоготическом стиле принадлежат В, И. Баженову -царицынские простройки. Церкви, соборы и храмы использовали характерные черты стиля, но также смешивались с русским барокко.

В двух столицах, в Москве и Санкт-Петербурге, неоготика также появлялась в более классическом, западном стиле. Это, например, особняк Г. И. Морозовой.