Икона крещение господне рублев. Описание святого образа

Иконы Крещения Господня


Нестеренко Василий Игоревич
Крещение Господне
Северный Тимпан Храма Спасителя

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Богоявление, со сценами жития
Малыганов Иван Анисимович (ок. 1760 - после 1840)
Частное собрание Ю. М. и Л. Д. Рязановых, Екатеринбург, Россия

Синайский диптих из монастыря Св. Екатерины. Фрагмент

Крещение. (Мф 3:13-17 и паралл.) В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и ты ли приходишь ко мне?". Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

Вторая половина XI века.
Церковь Успения Богоматери, Дафни.
Мозаика в тромпе

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, разверзлись над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря.
Середина XIV века.
Национальный музей, Белград.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей. Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления.


XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас

Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.
отсюда


Коптские иконы

Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». Во многих памятниках, в том числе и знаменитых мозаиках главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI века), книжных миниатюрах и иконах изображается благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи», глас с небес.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» - поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16).


Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг... правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела... наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Миниатюра
Минология Василия II.
Константинополь. 985 г

Более поздние тексты дают описание подробнее: “Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.


В русских памятниках XVI – XVII веков, несмотря на запрещение церковными соборами изображать Бога-Отца, в Богоявлении, в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. Так, на иконе начала XVII века мастера Михаила Саваоф в белых одеждах изображен сидящим на престоле, по сторонам от Него шестикрылые серафимы. Из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. В поздней иконописи XVIII – XIX веков Бог-Отец часто изображался сидящим на облаке со свитком в руках. Этот свиток с текстом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», - выполнял ту же функцию, что и в древних памятниках символ руки в небе.

Крещение Господне. Коптская икона.


Икона Богоявление (Крещение Господне)
Удалов И. (рубеж XIX–XX вв)

Cледуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке вместе с персонификацией моря, в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять… (Пс. 113, 3). Н.В. Покровский объяснял причину соединения иллюстрации на этот текст псалма с изображением Крещения тем, что данные слова указывают на ветхозаветный переход евреев через Красное море, а это событие в Новом Завете (1 Кор.10,1–2) и святоотеческой литературе понималось как пророческое указание на Крещение. Сообразно этому толкованию названный стих псалма был перенесен в гимнографию праздника
отсюда


Киево-Печерская Лавра. Фреска

Christ"s Baptism in the Jordan

Арианский баптистерий в Равенне (Италия)
493-526 гг. Мозаика купола

Армянская икона

Икона конца XV в.
Музей Рублева

Крещение Господне (Богоявление) Греция XVII в.
место нахождения: Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта
33.6 x 42.2 см. дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные
техника: золочение, темпера яичная

Крещение Господне
Андрей Рублев (?)
первая половина XV века
81 x 62 см доска липовая, ковчег, неглубокая лузга.
Паволока, левкас, темпера
Благовещенский собор Московского Кремля

Крещение Господне Северная Греция. Поздний XVI в.

Крещение. Икона. Мастер Михаил.
Начало XVII века.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Миниатюра из Евангелия
Монастырь Дионисиат, Афон, XI в.

Миниатюра
Императорский менологий (cod. Walters 521), XI в.

Мистра. Церковь Богоматери
Перивлепты, XIV в.

Мозаика кафоликон монастыря Хора. 1316–1321 гг.
Стамбул

Мозаика собора Сан Марко, XIII век, Венеция

Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Метохия, XIV в.

Около 1497 г.
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Первая половина XIV в., Галерея икон в Охриде

Первая половина XVI в., Псковский музей-заповедник

Псков, середина XIV века, Эрмитаж

Роспись придела св. Иоанна Предтечи, 1668 г.
Троицкий собор Переславля-Залесского.

Роспись ц.Спаса на Нередице, 1198 г.
Новгород (утрачена)

Шитая пелена, 1580-е
Государственный Русский Музей

Армянская икона. Крещение

Равеннская мозаика

Во-вторых, при разных оттенках мнений надо признать, что в непосредственном создании иконостасных произведений Андрей как живописец участвовал мало. Из праздничных икон почти определенно ему может быть приписано только «Крещение».

Правда, произведение это очень сильно утрачено, сохранность живописи здесь одна из самых худших; красочная поверхность повсеместно повреждена, много выпадов до грунта, потертостей. В сущности, целиком сохранился лишь первоначальный рисунок. Бесчисленны мелкие утраты, поэтому и не сразу можно воспринять ясное гармоническое звучание присущих Рублеву красок; чистых синих и с зеленоватым оттенком, золотисто-охряных, лиловато-розовых, красных, темно-зеленых в одеждах, синеватых в воде Иордана, серебристо-зеленых на горках.

Не один раз в своей жизни Андрей писал это изображение, выводил сверху киноварью, окончив все до последнего мазка, надпись: «Богоявление Господне». Краткий рассказ гласит, что взрослый уже Иисус незадолго до того, как он сам начнет проповедовать свое учение, услышал, что в Палестине явился пустынник и учитель, которого народ почитал за пророка. Имя ему Иоанн. Страстно и вдохновенно призывает он к нравственному очищению и всеобщему покаянию, пророчествует о наступлении на земле иной эпохи, о пришествии мессии. В знак очищения Иоанн совершает обряд омовения в водах Иордана. При этом Иоанн сообщает пожелавшим принять его учение, что он лишь предшественник (по-славянски «предтеча») того, кто послан совершить подлинное, духовное очищение. Вместе с другими приходит креститься к Иоанну никому не известный еще Иисус. Событие этого крещения издавна, по крайней мере с IV века, изображалось на мозаиках, фресках, иконах. И не одно столетие после Рублева художники будут обращаться к этой теме - от средневековых иконописцев до великого русского живописца XIX века Александра Иванова.

Праздник приходится на 6 января, на двенадцатый день после Рождества. На Руси глубокая зима, самые крепкие трескучие морозы. Двенадцать дней между двумя большими праздниками назывались Святки - время веселое, не рабочее. Хаживали друг к другу в гости, отменены были все посты. Как и перед Рождеством, день перед самым праздником назывался Сочельником. На сей раз ему название крещенский. Ранним утром праздника по всей Руси стар и млад с иконами и хоругвями по скрипучему снегу шли крестным ходом на реки, озера, пруды, колодцы. В особо устроенные, украшенные проруби - иордани опускали священники крест, пели и читали молитвы на освящение воды.

А на иконе было иное - серебристо-зеленая земля, почти обнаженный Иисус в теплых голубоватых струях Иордана, легкие, античные одеяния предстоящих. Невиданный неземной свет как бы изнутри озаряет, звучит в этих переливах синих, зеленых, алых, лиловых, розовых цветов. Это праздник света.

…Склонялся над иконой Андрей, точными быстрыми мазками заставлял загораться, светиться все изображаемое. Высокий и стройный стоит только что написанный в середине иконы Христос. Синие струи Иордана лишь прикасаются к его ногам. Широкоплечий, крепкий, он слегка приподнял голову, как бы прислушивается. Во всем облике его видны мощь, крепость. Левая рука опущена на бедро, он придерживает ослепительно белую повязку на чреслах.

Рублев не случайно позволил себе положить здесь чистый белый цвет, без примесей, без подцветок. На одеждах, на горках свет как бы пробивается, изображается высветлениями, мазками пробелов. Андрей, наверное, помнил читанное в одном из древних «слов» на этот праздник: там говорилось, что в совсем давние времена, на заре христианства Крещение считалось праздником света - просвещения…

Тонкой кистью, голубой с белилами краской нужно провести сверху иконы к голове Христа по золотому свету две линии - луч и в нем тем же цветом изобразить малую птицу, подобную трепещущему голубю, - образ нисходящего духа, «дух в виде голубине». По давно установленному правилу Рублев пишет ангелов. Вестники горнего мира преклоняются перед совершаемым. Лишь один из них поднял голову к небу. Он будто бы следит за лучом света. Но и его руки в знак благоговения изображены покровенными. А справа - Иоанн в глубоком смиренном поклоне. Заботливо и трепетно простирает он благословляющую руку к Христу. Трепетным светом пронизаны горки, сияют одежды, легко светят золотые поверхности нимбов. Округлые, с широко распахнутыми глазами почти детские ангельские лица. Сдержанная радость в лице Иоанна…

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

Учение об иконопочитании окончательно установлено Святыми отцами VII Вселенского собора. Кроме догматического значения, иконы помогают нам понять смысл написанного в Священном Писании.

Символизм икон

Несмотря на всё разнообразие, иконы Крещения Господня имеют общие детали. Так, на иконах Господь Иисус Христос изображён полностью в воде реки Иордан. Это указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого из нас. Несмотря на то, что Иисус Христос крестится у Иоанна Предтечи, именно Господь является главным в действии. На это показывает движение Христа в сторону Предтечи, а не наоборот.

Крещение Господне, древняя мозаика

Также при Крещении Господь благословляет правой рукой воды Иордана. Теперь вода — символ жизни, а не смерти, как это было при потопе. Как видим, в древней традиции Иисус Христос на иконах изображается обнажённым, что свидетельствует об уничижении Господа. В Крещении Спаситель берёт на себя наготу Адама, становясь новым Адамом и одевая всё человечество в одежды нетления.


Греческая икона, XVII век

В верхней части икон Крещения Господня, как правило, изображается круг с лучами и Духом Святым в виде голубя, следующими к Иисусу Христу. Эти лучи символизируют присутствие Бога-Отца, Которого, согласно православным канонам, прямо изображать нельзя. В ногах Спасителя часто плавают рыбы вокруг мужской и женских фигур, которые символизируют реку Иордан и переход евреев через Чёрмное море.

Также на иконах Крещения Господня традиционно нарисованы ангелы. Об их присутствии во время Крещения Господня мы знаем из богослужебных текстов. Нам доподлинно неизвестна роль ангелов, поэтому они изображаются иконописцами согласно духовного понимания каждого из них.


Крещение Господне, современная русская икона

Первые иконы

Одним из главнейших событий новозаветной истории является Крещение Господне или Богоявление. Этот праздник почитался ещё первыми христианами, о чём свидетельствует самое древнее изображение Крещения Иисуса Христа. Первая икона известная Крещения Господня датируется предположительно III веком и найдена в римских катакомбах.


Фреска римских катакомб III века

Учитывая, что в доконстантиновскую эпоху осуществлялись массовые гонения христиан, не удивительно, что до нас сохранилась только левая половина иконы. Интересно, что на иконе Господь Иисус Христос изображён юношей, что для нас является довольно странным. Однако традиция III-IV вв. подразумевала изображение Бога-Слово в виде отрока. Молодость на иконе подразумевает вечность Божественного Спасителя. Кроме того, в те времена праздник Рождества Христова и Богоявления отмечался в один день. Икон конкретно для праздника Рождества Христова ещё не было написано. Поэтому молодость Иисуса прикровенно указывает на Его Рождество.

Современная традиция написания икон Крещения Господня, кроме непосредственно художественного стиля, отличается от древней тем, что сейчас Иисуса Христа принято изображать препоясанным и в возрасте 30-33 лет.


Фреска Михаила Нестерова во Владимирском соборе, Киев

Одно из самых знаменитых изображений Крещения Господня находится в современной Италии. Замечательное изобразительное произведение Равенская Мозаика датируется примерно V-VI вв., и расположено на куполе баптистерия (места для крещения).

Равенский баптистерий был построен по приказу короля остготов Теодориха. Сам король был приверженцем арианской ереси, осуждённой ещё на I Вселенском соборе в Никее, и с помощью этого баптистерия пытался уводить христиан от истинной веры. Равенская мозаика интересна тем, что в ней мы видим продолжение древней традиции иконописи. Господь Иисус Христос вновь изображён юношей, и в обнажённом виде. Как мы знаем, позднее художники стали применять препоясание. Однако нагота Иисуса Христа здесь символизирует параллель с Адамом. Подчёркивается, что на землю пришёл новый Адам, который спасёт падшее человечество.


Равенская Мозаика

Несмотря на ценность Равенской мозаики, икону не обошло языческое влияние, которое ещё недавно было распространено на территориях Римской империи. Слева на иконе изображён полуобнажённый седой старец, который, словно Нептун или Посейдон, символизирует реку Иордан. В дальнейшем подобные символы не имели места в христианской иконографии.

Но первым изображением иконы Крещения Господня на доске является сцена, нарисованная на крышке реликвария в римской капелле Санкта Санкторум.


Реликварий капеллы Санкта Санкторум, VI век

Учёные считают, что икона выполнена палестинским мастером предположительно в конце VI века. Интересной деталью является присутствие на иконе, кроме Иоанна Предтечи и ангелов, апостолов Иоанна и Андрея.

Русские иконы

Из отечественных икон, написанных в честь Крещения Господня, выделяется красивейшая работа Мастера Михаила начала XVII века. Интересно, что данная икона находится в Государственном русском музее Санкт-Петербурга. Причина, по которой икона не возвращена в один из православных храмов, печальна. На иконе, в нарушение канонов церковных соборов, изображён Бог-Отец. Именно Господь Саваоф, сидящий на престолах и опирающийся на серафимов, выполняет главенствующую роль на данном изображении.


«Крещение Господне» мастера Михаила, Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Однако существуют и канонические написания икон Крещения Господня. Одна из известнейших русских икон «Крещение Господне» написана Андреем Рублёвым, который знаменит по творению «Троица». Икону к празднику Богоявления Рублёв изобразил в 1405 году.


Икона работы Андрея Рублёва

Согласно отечественной традиции Господь Иисус Христос стоит на реке Иордан препоясанным. По движениям Господа видно, что Он уже собирается выходить из воды на служение людям. Слева от Иисуса Христа изображён пророк Иоанн Креститель, который возливает воду на главу Спасителя дабы «совершить всякую правду». Справа от Господа находятся ангелы.

Икона Андрея Рублева обладает многими скрытыми смыслами. Правая рука Иисуса согнута и указывает на место человека рядом с Богом. Горы склоняются перед Христом, повторяя поклон пророка Иоанна. Река Иордан направлена строго вверх, к небу. Ущелье реки символизирует Ад, в который спустился Спаситель, чтобы вывести из него Адама и ветхозаветных праведников. Креститель Иоанн и три ангела созерцают Крещение Господа, в то время, как взгляд четвертого ангела напревлен вверх, к Богу-Отцу, возвещающему о Богоявлении. У ног Спасителя можно увидеть человеческие фигуры — они означают переход евреев через Красное море.

Эта икона является первым известным изображением Крещения Господня на Руси. До этого православные на нашей земле пользовались византийскими иконами. Например, Минологией Василия II, написанной в 985 году в Константинополе.


Минологий императора Василия II, X век

Также концом XV века датируется написание иконы-таблетки из Собора Святой Софии в Новгороде. На данной иконе по правую руку с Господом стоит Иоанн Креститель, который свидетельствует о пришествии Того, Кто спасёт мир. С левой стороны от Иисуса Христа склонились ангелы в безмолвном приветствии Превечного. Вверху изображения виден образ голубя и гласа Бога-Отца.


Новгородская икона собора Святой Софии

Название иконы «Богоявление Господне» само по себе свидетельствует о Пресвятой Троице, ведь именно в этот момент на Иордане, как когда-то у дубравы Мамре Моисею, является Господь. Но уже не Моисею и богоизбранному народу, а всему миру. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение...

Перед нами икона XV века «Крещение Господне », принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева. Икона очень лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не только само Крещение, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился Един в трех Лицах:

Бог-Сын – Иисус Христос, Бог-Дух Святой – в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…»,

— так поется в тропаре праздника. Иисус Христос впервые явился как один из числа Троицы. Потому праздник правильно называется не Крещением, а Богоявлением.

Особенность иконы и ее завораживающая красота – в плавности и особой нежности, с которыми обволакивают Спасителя и вода, и горы; и то, как Иоанн Предтеча глубоко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом Ангелы ждут Его на берегу, приготовив пелены как восприемники, и как нежно кладет краски и про белы иконописец, делая образ Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Теплота, исходящая от иконы, передается и молящимся.

Икона имеет подчеркнуто вертикальное измерение. Оно создается за счет реки устремленной вверх, и гор, вершины которых наклонены в право, повторяя поклон Иоанна.

Усиливается вертикаль двойным диагональным движением снизу вверх. Одна диагональ — с нижнего левого угла в верхний правый — заканчивается уходящей в горы рекой.

Другая — с нижнего правого угла в верхний левый — проходит от нижнего выступа горы, на котором стоит нога Ангела, через фигуру Иоанна Крестителя. Эти диагонали пересекаются в центре – на фигуре Иисуса Христа, делая его средоточием и сердцем образа.

Вертикаль сильно подчеркивается лучом, в центре которого голубь. Тройной луч голубого цвета исходит из полукруга в верхней части иконы, который символизирует Небеса. Он сосредоточивает внимание на Иисусе. Это Бог-Дух Святой нисходит на Сына-Бога и в этот же момент раздается глас Бога-Отца:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Образ Иисуса Христа – центральный. Его фигура, хоть и хрупкая и вытянутая вертикально, но полна сил: все члены ее – грудь, плечи, руки, ноги — округлые и мягкие. Чресла препоясаны, хотя в других изводах Иисус изображается обнаженным. Мягкость создается плавными изгибами реки, ритмически повторяющими рисунок фигуры Спасителя, омывая ее и любовно неся над водами. Фигура как бы парит в воздухе, не касаясь воды.

Скалистые берега расступаются в самой нижней части фигуры — у ног — и сужаются в самой широкой ее части, как бы поддерживая ее вместе с Ангелами, придавая фигуре устойчивость. Потом они снова расширяются на уровне плеч, сужаясь у нимба и устремляясь вверх, смыкаясь над Его головой, полностью скрывая фигуру как в ущелье.

Нежные изгибы, в музыкальном ритме повторяющие и объемлющие фигуру Спасителя, словно исполняют любовный танец, осторожно сопровождая каждый изгиб тела Иисуса Христа. Ущелье, в которое заключается фигура Господа, символизирует собой ад, гроб и смерть одновременно.

Это не случайные образы. В Таинстве Крещения при погружении в воду умирает ветхий человек, а по выходе из нее — рождается новый, отрекающийся от сатаны и всех дел его и дающий клятву служить отныне и вовеки веков уже не дьяволу, а Богу.

Иконописец, помещая Иисуса во время Крещения в пещеру, как в гроб, показывает именно этот смысл и образ Таинства Крещения. Ущелье – это также и образ ада, в который спускается Иисус, чтобы вывести из него Адама и всех ветхозаветных праведников.

Голова и лик Иисуса повторяют образ Господа на иконе Рублева «Спас»: та же мощная шея, взгляд спокойный, мягкий, волосы густые, словно образующие нимб. Теплые светло-коричневые цвета тела Спасителя подчеркивают нежность образа.

Слева мы видим низко склоненную фигуру Иоанна Крестителя. Уступчатые скалы ставят его высоко над Спасителем и он вынужден низко склониться перед Ним в благословляющем жесте.

Эта согбенность подчеркивает, что раб, недостойный даже развязать ремень у ног Хозяина, крестит Своего Господина, перед Которым он низко склоняется как недостойный.

Фигура Иоанна вообще очень странная: слишком длинная правая рука, крестящая Иисуса, и слишком маленькая, словно укороченная, левая, спина тоже очень длинная.

Если бы Иоанн выпрямился, то вся несуразность фигуры была бы сразу видна. Странно выписаны его ноги: они словно перекрещены. Правая нога выписана так, как должна быть выписана левая и наоборот.

Эта несуразность фигуры Иоанна на фоне стройной и изящной фигуры Спасителя, подчеркивает рабство одного и Божественное достоинство другого. За Иоанном видно деревцо, которое придает ему устойчивость, т.к. он настолько сильно склонен над Иисусом, что, кажется, вот-вот упадет. Поклонению Иоанна вторят вершины гор: они тоже склоняются в ту же сторону и с тем же наклоном.

На противоположном берегу – прекрасная празднично-цветистая группа ангелов, хотя в Евангелии о них не сказано ничего. На разных иконах их количество разное. На данной иконе их четверо и это отличительная особенность данного извода, наполненная глубокого богословского и философского смыслов. На всех ангелах сине-голубые хитоны.

Впереди — два Ангела в низком поклоне, на их руках пышная одежда, словно полотенца, в которые будет принят Крещаемый. Они — восприемники, готовые Его принять, как только Он выйдет из воды. Эти два Ангела особенно чувствуют торжественность момента. Третий Ангел, который едва виден за спинами первых двух, тоже с покровенной одеждой, но в позе, не такой торжественной, как первых два.

Но особенно выделяется четвертый Ангел. Руки у него покровенные, но он воздел их к небу в молитвенной позе и глядит на голубой луч, указывающий на Спасителя, на голубя, нисходящего в этом луче — Духа Святого, и словно прислушивается к гласу Бога-Отца, исходящего из Небесного облака.

Все Богоявление и богословский смысл праздника заключается в образе этого Ангела. В то время, как все остальные – Иоанн Креститель и трое ангелов — заняты непосредственно действием Таинства Крещения, четвертый, единственный из них, созерцает Богоявление – Троицу Триипостасную.

Этот Ангел выписан в Божественных голубых тонах, подчеркивающих его особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с человеческими фигурами.

Ангелы, хотя их и четверо, не искажают равновесия иконы, потому что фигура Иоанна Крестителя, уравновешивает правую и левую стороны реки. А их руки встречаются над головой Господа, заключая Его в свои объятия.

Поклонение человеческих фигур и движение природы вверх и ввысь следуют движению рук Господа: правая рука Спасителя согнута в локте, словно бы указывая человеку на его место перед Богом, чуть согнутая левая соответствует движению Иордана и гор.

Икона наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже образами античности.

Так, в реке мы видим в самом низу седовласого старца. Это образ реки Иордан. А справа внизу – еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это образ моря. А вместе тот и другой – видимые образы псалма:

«Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…»,

указывающие на пророческие изображение перехода сквозь Красное море, и прообраз Крещения в Новом завете. Сами фигурки – античное наследие, т.к. у евреев изображение человека запрещалось. Это и олицетворение двух потоков Иора и Дана, из которых при слиянии образовалась река Иордан.

В целом впечатление, которое оставляет икона, можно было бы назвать любовной песней. И этим она выделяется из всех остальных изводов, изображающих Крещение Господа.

Гайкова Алевтина Александровна

Икона В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно - христианской традиции- канонам. В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно - христианской традиции- канонам. Икона: от ср.-греч. εκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εκών «образ», «изображение» Икона: от ср.-греч. εκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εκών «образ», «изображение» Хорошая икона это икона, написанная по канонам, со знанием и богословия, и иконографии. Хорошая икона это икона, написанная по канонам, со знанием и богословия, и иконографии. В иконе воспринимается не реальность, а ее духовное содержание, заключенное в символах. В иконе воспринимается не реальность, а ее духовное содержание, заключенное в символах. Канон - это содержательная форма в которую входит: Канон - это содержательная форма в которую входит: Техника иконописи, Техника иконописи, Пропорции фигур, Пропорции фигур, Тип лица и выражение, Тип лица и выражение, Внешность и поза, Внешность и поза, «Уплощение», игнорирование линейной перспективы, «Уплощение», игнорирование линейной перспективы, Паллета цветов, игнорирование светотени. Паллета цветов, игнорирование светотени.




Язык символов Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону, кроме хорошего знания Библии и других религиозных сказаний, надо знать язык символов, потому что в икон описной живописи едва ли не каждый персонаж выражает, помимо самого себя, еще и какую-то другую, а иногда и не одну, сущность. Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону, кроме хорошего знания Библии и других религиозных сказаний, надо знать язык символов, потому что в икон описной живописи едва ли не каждый персонаж выражает, помимо самого себя, еще и какую-то другую, а иногда и не одну, сущность. Для того чтобы прочитать икону, важно также знать язык жестов. Если на иконе кто-нибудь изображен с рукой, прижатой к щеке, это знак печали. А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность. Для того чтобы прочитать икону, важно также знать язык жестов. Если на иконе кто-нибудь изображен с рукой, прижатой к щеке, это знак печали. А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность. У Бога- О тца нимб звездчатый, у Христа крестчатый, у Б огоматери, ангелов и святых нимбы круглые. Причем звезда означает обоготворение, а круг вечность, вечную жизнь. У Бога- О тца нимб звездчатый, у Христа крестчатый, у Б огоматери, ангелов и святых нимбы круглые. Причем звезда означает обоготворение, а круг вечность, вечную жизнь. Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных. Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных.


Крещение Господне. Богоявление Когда Спасителю, по человеческому естеству, исполнилось 30 лет, Он пришёл на Иордан, где Иоанн Предтеча призывал к покаянию и исповеданию грехов и крестил в водах Иордана. Будучи безгрешен, Господь Иисус Христос, конечно, не имел нужды в таком покаянии, но Своим Крещением от Иоанна Он положил начало Таинству Крещения, являющемуся обязательным условием принадлежности верующих к Церкви. При Крещении Спасителя было особое явление миру всех Трёх Лиц Святой Троицы: Бог Сын крестился в водах Иорданских, Бог Дух Святой сходил на Него с Небес в виде голубя, Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал, возглашая: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Поэтому праздник Крещения называется ещё и Богоявлением.


Бог Отец, Сын и Дух Святой «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф. 3,16-17) В верхней части иконы изображается часть круга (символ разводящихся небес, которые, как некогда и Рай, были затворены для людей Адамовым грехом), из которого исходят на Спасителя лучи с опускающимся Духом святым в виде голубя.




Аналогия с потопом мира. Жертвенная птица С одной стороны, напрашивается аналогия с потопом. Как тогда мир был очищен от своих беззаконий водами потопа и масличная ветвь в клюве у голубя, выпущенного Ноем с ковчега, возвещала о прекращении потопа и о возвращении мира земле. Так и теперь нисхождение Святого Духа в виде голубя служило указанием на прощ ение грехов и милости Божьей для всей вселенной. С другой стороны, голубь являлся жертвенной птицей в Израиле, чем подчеркивался характер будущего служения Иисуса Христа. Вот почему изображение Святого Духа в виде голубя уместно лишь на иконе Крещения Господня.


Христос Смысловым и композиционным центром иконы является фигура Христа. Обнаженный Иисус Христос принимает крещение омовением в Иордане. Крещение Иисуса раскрывает Его Божественную природу: миру явился воплотившийся в человеческом облике Сын Божий. Это Богоявление. Два естества, одна сущность. Бог и человек.


Истинно Сущий На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали Греческие буквы ОΩН, означающие истинно Сущий, потому что Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх. 3; 14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.


Помазанник Иисус начал свое учение. "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение..." (Лк. 4, 18) С этого момента Иисус выступает как Мессия (от евр. машиах "помазанник", по-гречески- Христос). Начинается Его великое служение.




Крещение – погребение со Христом к новой жизни Христос изображен стоящим на фоне воды, словно в пещере. Такое изображение свидетельствует о том, что при Крещении в воду погружалась не часть, а все тело про образ погребения Христа, так как Крещение знаменует собой смерть и возрождение к вечной жизни. Символический язык иконы также передает мысль, что Взявший на себя грехи мира «покрывается водами Иордана».


Новый Адам Сама фигура Спасителя может быть изображена в полоборота к Иоанну, обнаженной, что характерно для ранних икон праздника, или стоящей фронтально, но уже с повязкой (перепоясанием) на чреслах. Христос надевает наготу Адамову, а с ним и всего человечества в одежды славы и нетления.


Восприемники крещения На правом берегу изображаются три или четыре ангела, олицетворяющие "восприемников", принимающих окрещенных из воды, обязанность которых принимать "крещаемых" из воды. Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции.






Фигурки во воде Эти фигурки удивительные изображения языческой античности, проникшие и закрепившиеся в иконографии православного образа "Богоявление". В глубокой древности в ранних изображениях Крещения Господня это было сделано традиционным и привычным для античности способом: море и реку обозначили антропоморфными фигурками. Их "убегание" и "обращение вспять" стушевалось.


Река Иордан и море Интересны фигурки под ногами Спасителя: мужская фигура - персонификация реки Иордан, женская же олицетворяет море. Они иллюстрируют слова псалма 114, 3: "Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять". Иногда там же изображен и змей, отвечающий стиху 13 псалма 74: "Ты сокрушил головы змиев в воде". Интересны фигурки под ногами Спасителя: мужская фигура - персонификация реки Иордан, женская же олицетворяет море. Они иллюстрируют слова псалма 114, 3: "Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять". Иногда там же изображен и змей, отвечающий стиху 13 псалма 74: "Ты сокрушил головы змиев в воде".


Горы Резкие и острые пробела ы на красно-коричневом фоне берегов создают иллюзию отдаленности поднимающихся в небо гор здесь можно усмотреть редкую удачную попытку передать пространственную глубину. Река Иордан заключена между двух высоких горок. Одним из назначений изображения горок на иконах, помимо того, что они символизируют ступени духовного восхождения, является то, что они показывают действие, происходящее на открытом пространстве.


Канон Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: Спас наг... правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела... наклонены к Господу, а Предтеча на колена преклонился. Более поздние тексты дают описание подробнее: Господь наш Христос стоит в Иордане реке, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета). Икона написана не по канону!


Иоанн Креститель Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснулся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единого от Свят ой Троицы. На Предтече риза от в о л о с верблюжьих и пояс усмен о чреслах его, а риза мохнатая -дикая (коричнево-оливковая).


Ризы Ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.


Цвет риз Белый цвет риз Господних, знаменующий не созданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий днями в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Белый цвет риз Господних, знаменующий не созданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий днями в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет лазоревый с бели м ы, Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет лазоревый с бели м ы, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного. цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.