Интересные кляксы. Кляксография техника рисования для дошкольников и школьников

Акварельная техника – одна из самых «богатых» на всевозможные спецэффекты. Акварель очень часто используется в декоративной живописи, например при создании иллюстраций для книг и журналов. Тут фантазия художника не ограничивается наблюдениями из реальной жизни. Четкие, документальные зарисовки могут встречаться с зыбкими размытыми образами, как сон с явью.

Способы создания декоративных работ могут показаться такими же необычными, как и результат. Рисунки посыпают солью, брызгают краской или чистой водой, мнут и царапают бумагу.

Со стороны может показаться, что художник балуется и играет. Но такие игры с акварелью позволяют достичь интересных и даже неожиданных эффектов.

Ставим кляксы

Как известно, рисовать акварелью непросто. Очень уж легко испортить рисунок – случайная капля краски в неудачном месте, и можно начинать работу сначала. А что получится, если ставить кляксы специально? Легкие цветные брызги могут разнообразить фон и даже дополнить композицию картины. Так просто неплохая акварель превращается в неповторимую авторскую работу. Секрет декоративности – в гармонично подобранных цветах.


Впрочем, кляксы можно делать и чистой водой на еще не подсохший рисунок. Останутся характерные размытые следы, которые сделают фактуру предметов интереснее.

Научиться брызгаться несложно. Достаточно набрать краску на кисть, а потом на небольшом расстоянии от бумаги постучать ею по другой кисточке или карандашу.

Полученные капли можно оставить сохнуть, а можно играть с ними дальше. Если приподнять лист с одной стороны, краска начнет стекать, оставляя цветные дорожки. А если сбрызнуть водой из пульверизатора, то расползающиеся пятна будут создавать сложные узоры. Предсказать результат сложно, нужно пробовать.


Лиса, Меган Ашворд

Сыпем соль

Неожиданно, но факт: если посыпать невысохшую акварель солью, то соль будто бы разгоняет краску в разные стороны. Образуются светлые звездочки и цветные подтеки. Эффект тем заметнее, чем крупнее кристаллики соли. Соль имеет смысл сыпать на влажную бумагу, когда краска еще не впиталась. А после высыхания рисунка кристаллы можно осторожно стряхнуть.

Не обязательно посыпать солью всю работу целиком. Иногда этот прием применяют для отдельных фрагментов картины, чтобы сделать на них акцент.

Натираем воском

Воск используют в разных живописных техниках для того, чтобы оставлять часть рабочей поверхности неокрашенной. Часто применяемый в батике, этот прием неплохо подходит и для акварели. Нужно взять кусочек белого воска и потереть им по листу фактурной бумаги. Следом можно смело делать цветную заливку. После высыхания краски воск легко удаляется тупым ножом.

Воском натирают как чистую бумагу, так и предварительно затонированную. Чем фактурнее ее структура, тем интереснее эффект. Рябь на воде, старые и потертые поверхности, легкие облака – все это можно натуралистично изображать с помощью воска.


Мнем бумагу

В школе за мятые рисунки ругали. Но на самом деле рисование на мятом листе – это декоративный художественный прием.

Работа, выполненная таким образом, оказывается покрытой сеточкой мелких трещин, как старая фреска. ?

Как же правильно «испортить» бумагу?

Для этого берут не очень плотный лист, крепко сминают его в комок и расправляют. Появляются желаемые складочки. Чтобы сделать их четче, лист грунтуется подходящим по колориту светлым оттенком. После полного высыхания бумаги ее нужно хорошо разгладить и наклеить на картон, загнув и проклеив края – натянуть лист на картонную основу. Для этого кусок картона должен быть немного меньше, чем подготовленная бумага. А дальше – рисовать акварелью, как обычно.

Процарапываем рисунок

Лист бумаги можно не только мять, но и царапать. Предварительный рисунок чаще всего делается карандашом. Но можно аккуратно продавливать его шилом или макетным ножом. Плохо заметные вначале, нанесенные линии проявятся после заливки краской.

Кора деревьев, прожилки на листьях, перышки и шерстинки животных, детали зданий – все это выглядит изящнее, когда заранее процарапано, а не прорисовано тонкой кистью.

Техника продавливания часто применяется для небольших иллюстраций.

Все эти художественные хитрости объединяет одно – никогда нельзя в точности предсказать, какой получится результат. Главное – смелее пробовать и экспериментировать. А может быть, Вы придумаете свой собственный декоративный прием?

Об этих и других приемах работы с акварелью можно узнать на курсе «Фрукты акварелью».

Эта статья завершает серию статей об акварели. Предыдущие публикации:

Мастер - класс по рисованию (изучение различных техник рисования с детьми дошкольного возраста)

Мастер-класс. Нетрадиционная техника рисования - кляксография «Волшебные кляксы»

Мастер - класс рассчитан для родителей и воспитателей, а также детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет.

Назначение мастер - класса: Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!

Цель : Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности

Задачи:

Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном;

Развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.

Материалы для работы:

Альбомные листы;

Гуашь или акварель;

Крупная кисть;

Трубочка для напитков или можно использовать пипетку;

Вода в баночке;

Влажная тряпочка - вытирать руки, если запачкаются;

Ватные палочки;

Пластилин.

Кляксографию можно совмещать с разными техниками изобразительного искусства, такими как монотипия, аппликация и другими. Некоторые из них и представлены в данном мастер - классе.

Этот способ рисования «кляксами» можно использовать в работе с детьми 3-4 лет и старше.

Макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается.

Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать - кляксы получаются ещё интереснее!

Кляксография с использованием ватных палочек

С помощью крупной кисти ставим кляксу в уголке листа.

С помощью трубочки раздуваем краску в разных направлениях. Получилось вот такое дерево!

Немного подумав, это дерево мне напомнило рябину, одиноко растущую на склоне. С помощью ватных палочек подрисовываем ягоды и листья.

Оформляем рамку также с помощью ватной палочки. Именно о такой рябине, возможно, и написала стихотворение «Рябина» Ирина Токмакова.

Красненькую ягоду

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

То ли эта ягодка

Просто недозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

Кляксография с использованием фломастера

Также как и в предыдущих работах ставим кляксу и выдуваем с помощью трубочки ствол и ветки. А это что за дерево получилось? Конечно же, сосна!

С помощью зеленого фломастера дорисовываем иголки.

Сосна

Над жёлтой осыпью обрыва

Склонилась старая сосна,

Корнями голыми пугливо

Поводит по ветру она. (Тимофей Белозеров)

Украсив все веточки пышными иголочками, приступаем к оформлению полянки вокруг сосны. Наносим кляксы зеленого цвета и раздуваем с помощью трубочки. Получились стебельки цветов!

Дорисовываем на стебельках листья и цветы - одуванчики. Теперь одинокой сосне вовсе не скучно!

Кляксография + пластилинография

С помощью пластилина создаем морское дно: лепим ярких рыбок, морскую звезду, камешки.

Но чего - то не хватает в этом рисунке? Конечно же, морских водорослей! С помощью волшебных клякс и трубочки появляется и морская трава! Кляксы располагаются между камешек, и если краска слегка зайдет на пластилин, ничего страшного, его с легкостью можно подтереть тряпочкой и работа не будет испорчена.

Ну чем не морское дно! Дорисовываем пузырьки и рисунок готов!

Рыбка рыбку догоняла,

Рыбка хвостиком виляла,

Ткнулась в брюшко - Догнала!

- Эй, подружка! Как дела? (Т. Второва)

А этот способ рисования подойдёт для детей более старшего возраста (5 - 7 лет). Набираем краску на кисточку и сбрызгиваем на лист бумаги. С помощью трубочки выдуваем волшебные кляксы. А теперь самый ответственный момент - нужно включить своё воображение!

В каждой кляксе

Кто-то есть,

Если в кляксу

Кистью влезть.

В этой кляксе -

Кот с хвостом,

Под хвостом -

Река с мостом,

На мосту -

Чудак с чудачкой.

Под мостом -

Судак с судачкой.

Рисунок нужно рассмотреть с разных сторон и только потом дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем.

Кляксография + монотопия

Заранее готовится фон с помощью техники - монотопия. На высохший слой наносятся кляксы разного цвета и выдуваются с помощью трубочки.

За рощею в речку упала Звезда.

Бегом я отправилась сразу туда!

Она не разбилась - лежала на дне!

А, может быть, это привиделось мне? (Т. Гетте)

Вот лишь малая часть того, что можно выполнить с помощью « волшебных клякс» - кляксографии. А с какими ещё техниками изобразительного искусства можно совмещать Кляксографию - это подскажет Ваша фантазия!

Фантазию малышей безгранична, а вот владение техникой рисования чаще всего хромает. Именно кляксография может помочь детям рисовать даже то, что они рисовать совершенно не умеют. Малыши смогут дать волю своей фантазии и рисовать все, что подскажет им воображение. Детки смогут познакомиться с тем, что такое кляксография обычная, а еще бывает кляксография с трубочкой и кляксография с ниточкой.

Развивающие занятия для детей 3-5 лет (Кляксография)

Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще к Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ в технике кляксографии. Такой была история возникновения такой техники рисования как кляксографии.

Но еще интересней, чем история кляксографии, являются занятия, где используется именно такая нетрадиционная техника рисования. Кляксография поможет детям поэкспериментировать с красками и весело провести время. Техника кляксографии состоит в использовании обычной капельки краски, в простонародье известной как кляксы. В процессе рисования у детей будут получаться очень неожиданные изображения, к которым можно будет нарисовать детали.

В процессе занятия в детском саду и рисования картинки, в которой используется техника кляксография, у детей:

  • развивается глазомер и координация рук
  • развивается фантазия, творческое виденье и воображение,
  • отрабатываются навыки работы с красками, кистями,
  • дети учат передавать силуэты людей, растений и животных,
  • развивается старательность, внимательность, аккуратность.

Акварель

Приведем в пример мастер-класс занятия, где будет использоваться кляксография для

рисования. Такой мастер-класс можно легко устроить для детей в детском саду, а рисунки малышей украсят группу или выставку.

Рисунок «Бабочка» при помощи акварели и кляксографии будет нарисовать очень просто. Просто согните листочек пополам и нанесите два крупных пятна акварельной краски на одну сторону листа около линии сгиба. Теперь согните листочек пополам. Когда вы раскроете листочек, у вас получатся очень красивые крылья бабочки с причудливыми узорами. Можно теперь дорисовать детали, такие как туловище, усики и рисунок готов. Такой мастер-класс легко использовать при проведении занятия для маленьких детей, так как такой способ рисования будет очень прост.

Карандаш

Конечно же, можно рисовать при помощи кляксографии и используя одновременно и краски и карандаши. Мы расскажем вам технику рисования при помощи трубочки. А этот раз мастер-класс будет посвящен тому, как нарисовать дерево.

Возьмите крупную кисточку и поставьте в уголке большую кляксу из коричневой акварельной краски. Теперь, возьмите полую трубочку для воды и начните раздувать краску в разных направлениях. У вас получатся веточки дерева. Пусть веточки просохнут, и тогда вы сможете взять карандаш и им дорисовать веточкам листья. Так дерево получится очень реалистичным.

Если у вас есть задумка нарисовать конкретное дерево, например, рябину, то есть хороший способ продолжить наш мастер-класс. Возьмите на занятия обычные палочки для ушей, они пригодятся для рисования ягодок рябины. Обмакните палочку в краску и нанесите аккуратную точку на бумагу. Это и будет ваша рябина, надеемся, вы помните, что дерево имеет плоды, которые растут кистями.

Мастер-класс. Выпуск 21 (Кляксография)

Брызги

Мы расскажем вам про еще один не менее интересный мастер-класс, которым можно разнообразить занятия для детей в детском саду. Научите детей кляксографии к технике брызг. Это будет очень красиво и весело.

Занятия и мастер-класс с использованием такой техники рисования нужно проводить, используя акварельную краску. Нужен чистый лист бумаги и краски с кисточкой. Наберите на кисть нужную краску и начните разбрызгивать краску, ударяя кисть о палец руки. На бумаге начнут опечатываться капли. При желании можно добавить несколько больших капель при помощи кисти. Рисунок будет готов тогда, когда вы сочтете это нужным.

Кляксография

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию

Мастер-класс по рисованию.

Название. Кляксография обычная.
Автор. Генчева Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования, МОУ ДО «Днестровский детско-юношеский центр», Приднестровская Молдавская Республика.
Данный мастер – класс рассчитан на работу в детском творческом объединении, уроки рисования с детьми в возрасте с 5 лет и старше, для педагогов, воспитателей, родителей.
Назначение: изготовление рисунков необычным способом.
Цель. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «кляксографией обычной ».
Задачи. Учить новым способам получения изображений, опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать внимание, мышление, художественное воображение от абстрактного к конкретному. Воспитывать аккуратность при работе.
Материал: бумага, краски, кисти, баночки с водой, влажные салфетки, карандаши.
Изложение материала . Ребята я получила письмо из разноцветной страны, от нашего друга, художника Раскраскина. Послушайте, что он пишет.
Здравствуйте, ребята! Хочу вам рассказать, что со мной приключилось.
Вчера
Принесла мне в подарок сестра
Бутылочку
Чёрных-чёрных чернил.
Я стал рисовать,
Но сразу с пера
Кляксу огромную уронил.
И расплылось
На листе пятно,
Стало помалу расти оно:
Слева - хобот, А справа - хвост, Ноги - как тумбы, Высокий рост...
Я немедленно
К чёрной туше пририсовал Огромные уши,
И получился,
Конечно, он, - Вы угадали - Индийский... (слон).
(стихотворение Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы») Посылаю Вам несколько своих новых работ, выполненных необычным способом рисования кляксографией обычной. Надеюсь, вам они понравится. До встречи. Ваш Раскраскин.

Рассматривание рисунков


Обсуждение. Рассуждения детей о способах получения изображения.
Хотите научиться так рисовать? Ответы детей.
Демонстрация способов рисования педагогом.
Для работы понадобится: бумага, краски, кисть, вода, фломастеры или карандаши.


Приготовим краски - добавим по несколько капель воды в каждый цвет акварели, лист бумаги свернем пополам и развернем.


На одну сторону ближе к середине капнем несколько жирных капель - клякс. Можно использовать краску разного цвета.


Затем сложим по линии сгиба лист пополам и ладошкой проведем несколько раз вверх, вниз, чтобы краска растеклась по листу. Для «превращения» кляксы скажем волшебные слова.



Осторожно развернем лист. Вы видите причудливое пятно.


Подумайте, на что это похоже? Пофантазируйте. «Оживите» кляксы - превратите их в живые существа или предметы. Внимательно рассмотрите кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны. Можно подрисовать карандашом какие-то детали.



Вопросы к детям о последовательности рисования.
С чего начнем работу?
Куда будем капать краску?
Сколько капель будем капать?
Когда сложим листик вместе, что сделаем?
Что надо сделать дальше?
Когда придумали на что это похоже надо карандашами ……..
Самостоятельная практическая работа детей.
Дети осваивают технику кляксография обычная. Педагог работает индивидуально. Дает указания, помогает получить изображение необычным способом. Поощряет самостоятельность. Советует внимательно рассмат¬ривать кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны. Показывает для примера: это моя клякса, если на неё посмотреть так, она похожа на бабочку, только нужно дорисовать усики. А в кого превратятся ваши кляксы? Педагог тихо, на ушко спрашивает у каждого ребёнка о его замыслах и ассоциациях, нерешительным детям помогает советами или косвенными вопросами. Педагог проводит работу с более активными, способными детьми. Дает им дополнительные задания. Анализ детских работ. В конце занятия устраивается общая выставка «живых» клякс.

Техника рисования Кляксография (рисунок кляксами, выдувая их через соломинку) - это очередное волшебство среди наших уроков рисования. На первый взгляд - она непонятно и вроде браться за нее не хочется, но стоит только начать Творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно сам рождается! Да, капельки краски расставляет Художник, по своему замыслу, но раздувая их - он уже не может точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Рисуя, Вы будете наслаждаться красотой этого Действа! Вы научитесь использовать случайные эффекты в качестве основы для творчества!

Такое занатие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, для детей с задержкой в развитии речи (как артикуляционная гимнастика). Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Урок рисования: Кляксография - выдувание краски через соломинку

Нам потребуется:

Альбомные листы,

Гуашь или акварель,

Крупная кисть,

Трубочка для напитков,

Остальное: вода в баночке, влажная тряпочка - вытирать руки, если запачкаются.

Ход работы:



Шаг 1. Макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается.

Шаг 2. Берем трубочку, и дуем через нее на капли краски, они превращаются в кляксы.

Получается примерно так:

Фишка! Получатся очень красивые эффекты перехода, если капли краски будут разных цветов.

Пример рисунка с кляксографией - Научная лаборатория:

Здесь использованы кляксография выдуванием через соломинку , в сочетании с рисованием черным фломастером (контуры лабораторной посуды), а также еще два эффекта:

1) Разбрызгивание с кисти (нужна кисть с твердой и короткой щетинкой).

2) Отпечатки с трубочки - обмакиваем трубочку в густую краску и печатаем ею на бумагу.

Посмотрите, как кляксографию можно сочетать с другими приемами рисования:

Все три рисунка - рисование пейзажей с деревьями, с помощью приема кляксографии:

1-ый рисунок: рисование деревьев разного цвета, выдуванием через трубочку - на уже нарисованном акварелью и высохшем слое.

2-ой рисунок: Сначала "выдули" деревья, а когда рисунок подсох, раскрасили пространства между "ветвями" цветными карандашами разных цветов. Такой рисунок отдаленно напоминает витраж.

3-ий рисунок: Кляксография по высохшему слою акварельной монотипии. Подробнее о том, как рисовать монотипию, Вы можете узнать в нашем