История искусств. Пастернак, леонид осипович

В истории искусства не так много художников, о которых мы можем сказать, что у них была счастливая судьба. К этим немногим можно с полным основанием отнести Леонида Осиповича Пастернака.


Он родился в Одессе в 1862 году. Отец будущего художника содержал постоялый двор на окраине города. Мать, как и большинство еврейских женщин в черте оседлости, была неграмотна, но она была умным и сильным человеком. Леонид - самый младший из шестерых детей в семье и самый любимый.

Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, но родителей это только раздражало: они болели за него душой и хотели, чтобы он вышел в люди - стал аптекарем, доктором или присяжным поверенным. А мальчик вытаскивал остывшие угольки из печи и разрисовывал ими и пол, и стены.

По требованию родителей он год учится на медицинском факультете, потом - на юридическом, но талант и стремление заниматься любимым делом берут верх: Леонид проходит по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и едет в Германию.

Это были два года вдохновенного и напряженного труда, становления его профессионального мастерства.

Закончилась учеба, и в течение года Леонид проходит обязательную военную службу в артиллерийской части, но каждую свободную минуту посвящает рисованию.

После службы он едет домой, в Одессу, и здесь знакомится, влюбляется и удостаивается взаимности замечательной девушки, к тому времени уже известной в России пианистки, Розалии Кауфман. Их свадьба состоялась в Москве в 1889 году. И как свадебный подарок - еще удача: на выставке передвижников, куда Пастернак отдал картину "Письмо с родины", ее покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.

Это дало возможность Пастернаку совершить поездку в Париж, о которой он мечтал всю жизнь. После поездки стиль художника несколько меняется, его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными. Пастернак начинает применять новую технику - сочетание темперы и пастели, много рисует углем. Его произведения становятся более выразительными, естественными и динамичными, они передают настроение изображаемой модели или пейзажа.

Л. О. Пастернак с женой

и сыновьями

Через год в семье Пастернаков родился сын Борис, будущий замечательный российский поэт.

На очередной выставке передвижников картина Леонида Пастернака "Дебютантка" привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом. Многие картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее. Пастернак создал также замечательные иллюстрации к "Войне и миру" и "Воскресению", которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

К этому времени Леонид Пастернак уже профессор прославленного Московского училища живописи, ваяния и зодчества и останется на этом посту более четверти века.

Получение этой должности, как и все перемены в его жизни

Сопровождалось очередным экзаменом на твердость духа. Пастернак знал, что кандидатуры профессоров утверждаются главой совета училища великим князем Сергеем Александровичем, известным юдофобом. Простейший, казалось бы, ход, к которому вынужденно прибегали многие российские евреи - креститься, изменить вере отцов, и тогда препятствие устранено. Но Леонид Пастернак в письме инспектору училища князю Львову заявляет: "Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения". Так Пастернак выдержал экзамен на силу духа и преданности своему народу, и великий князь подписал желанное назначение. Укрепилось материальное положение семьи, где к 1902 году подрастало уже четверо детей.

Когда художнику было 43 года, Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.

"Бетховен".

Л. Пастернак

Дом Пастернаков стал одним из культурных центров Москвы, где часто собирались художники и музыканты. Помимо преподавания, Леонид Осипович пишет портреты деятелей культуры и искусства: Горького, Брюсова, Скрябина, Рахманинова, главного раввина Москвы Мазе. Замечателен групповой портрет детей Пастернака, находящийся в Третьяковской галерее. Портреты эти отличались особой точностью духовной характеристики портретируемых.

В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, в первые послереволюционные годы он участник ряда российских выставок.

В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".

В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.

Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года. Работы художника сегодня представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии. Леониду Осиповичу было многое дано судьбой: любящие родители, жена - добрейшей души человек, преданный его друг и помощник, способные и красивые дети, один из которых - гениальный поэт Борис Пастернак. Художнику выпала счастливая судьба, и он заслужил это счастье.

Леонид (Ицхок-Лейб) стал шестым ребенком в простой еврейской семье. Его мать (как и многие женщины в черте оседлости) была неграмотной.

…Новорождённый угасал. Родители были в отчаянии. Переживал весь одесский дворик. И тогда старый портной-еврей спас ребёнка. Он взял глиняный горшок и разбил его об пол. Чудо свершилось — младенец порозовел и ожил.

Там, в Одессе, на захолустном дворе, под вечные крики, смех и слёзы, маленький Пастернак делал свои первые рисунки углём на стенах. Свой первый гонорар, 15 копеек, он получил от дворника, после того как нарисовал несколько картин об охоте. Оба — заказчик и автор — были очень довольны.

Картины и портреты детства, безотчётно фиксирующего всё… Картины и портреты, навеки канувшие в Лету.

Его университеты


Родители отнюдь не одобряли решение сына стать художником. Разве это профессия? «Красильщик» какой-то! Разве она даёт средства достойно жить и быть уважаемым членом общества?

А посему в 1881 году Леонид поступил в Московский университет и два года прозанимался на медицинском факультете. Когда настал черёд патологоанатомии, он не выдержал и оставил медицину. Правда, в дальнейшем знание пропорций человеческого тела и головы сослужило ему неоценимую пользу в живописи.

Пастернак поступает в Новороссийский (Одесский) университет на юридический факультет. В этом университете разрешалось учиться параллельно ещё где-либо. И он поступает в Королевскую Мюнхенскую художественную школу, два года спустя блестяще, с медалью, оканчивает её.


Пастернак рисовал портреты эпохи. Вот, с привкусом горечи, картина «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902), то есть того совета, что не принял его в стены училища в 1881-м. Вот «Ночь накануне экзамена». Кто из студентов не знавал таких ночей?

Леонид учился не формально для дипломов и степеней, он учился всю жизнь, он бесконечно искал свой стиль, единственный и неповторимый, он оттачивал мастерство среди изменчивых и непостижимых ликов фантасмагорической эпохи, в которую жил и творил.

«Уроки музыки»


Они познакомились на молодёжной вечеринке, в Одессе — он, 23-летний, голубоглазый и стройный красавец, ещё безвестный художник, и она, 18-летняя, мечтательная, бледная после тяжкой, чуть не смертельной болезни, уже известная пианистка.

Леонид Пастернак, приехавший в 1885 в Одессу получить диплом юриста, и его будущая жена Роза Кауфман, ученица великих мастеров Европы. Её, четырнадцатилетней девочки, игрой в Петербурге был восхищён сам Антон Рубинштейн. Любовь с первого взгляда.

Но Пастернак был в отчаянии. Что мог предложить он, полунищий художник, ей, уже профессору Одесской консерватории. Он мог только рисовать и верить в свою счастливую звезду. И эпоха похлопотала о своём портретисте.

Третьяковка

Вольноопределяющийся Пастернак отдаёт воинский долг Отчизне, прослужив год в артиллерии. Тонкая душевная связь с его любимой не рвётся. Он замышляет написать крупное полотно на Выставку передвижников — «Вести с Родины», навеянное его армейской службой. И вот оно — чудо! Сам Третьяков покупает картину для своей галереи!

Окрылённый художник переезжает в Москву и там женится на своей возлюбленной пианистке. Шёл 1889 год.

Жизнь была холодна и нежна. В тихой Москве, вдали от столицы. В 1890-м рождается первенец, будущий великий русский поэт — Борис Пастернак. Но жизнь была дьявольски бедна. Заказов было архимало. И жена с сынишкой вынужденно уезжали в Одессу, к родственникам, куда наезжал летом и Леонид Осипович.

Автопортет профессора

Он активно участвует в выставках передвижников, принимает участие в «Мире искусства». В 1894-м, выдвинутый на соискание должности профессора Московского училища живописи, он впадает в глубокую печаль. Дело в том, что попечитель училища, московский градоначальник великий князь Сергей Александрович, считался юдофобом.

Пастернак написал письмо, в котором заявил, что не откажется ради престижного места от веры своих отцов. И снова чудо. Он утверждён на должность! И четверть века профессор Пастернак преподавал в училище, куда, по иронии судьбы, его не приняли когда-то.

Зеркало русского мира


В 1900-м на выставке передвижников работу художника «Дебютантка» заметил и высоко оценил сам граф Толстой, Лев Николаевич. Знаменитейший тогда, культовый, как говорят ныне, писатель пригласил автора к себе, в Ясную Поляну. Так Леонид Пастернак стал зеркалом Толстого, его внешнего облика, его внутреннего мира и мира его бессмертных произведений, в иллюстрациях к книгам классика. Только в одном Музее Толстого хранится сейчас 200 работ его портретиста и иллюстратора. Из них 36 — портреты графа.

Черты многих великих людей тех великих времён русского искусства схватила кисть или карандаш Пастернака. Всех не перечесть. Так, по памяти: портреты Горького, Рубинштейна, Ге, Гершензона, Шестова, Рахманинова, Рильке… В картинах он бесконечно глубоко отражал русский мир во всей его неподражаемой красе: скромной природы, строгих храмов, живых лицах людей в тени грядущих катастроф безжалостной эпохи.

Когда настало Смутное время и появились новые хозяева жизни — он отражал в зеркале творчества, всё что мог отобразить. Художник имеет лишь одно право — творить, отражая.

Мастер и его прощальный приют

1921 год. Германия, куда он приехал на лечение. Он творит. Он уже творит импрессионистски. Разве подвластно ощущение безумной эпохи реализму передвижников? Разве не безумие эпохи гонит его из Германии в 1938-м из лап штурмовиков?

Он вывозит картины, что смог, в тихий Оксфорд, куда не долетают бомбы, крошащие Лондон.

Леонид Осипович Пастернак скончался в 1945-м на заре новой людской надежды. Возможно, он обрёл покой в конце своих дней, рассеяв по свету сотни своих отражений переменчивого мира. Сколько их сгорело в огнях пожарищ, сколько исчезло без вести?

Великий русский импрессионист, разве не создал он портрет своей эпохи?





Пастернак Леонид Осипович (1862-1945)

Начальное художественное образование Л. О. Пастернак получил в Одесской рисовальной школе. Позднее он успешно совмещал занятия на юридическом факультете Одесского университета и в классах мюнхенской Королевской академии художеств.

Первая серьезная картина "Письмо с родины" (1889) принесла ему известность и была приобретена П. М. Третьяковым. В этом же году Пастернак женился, а в 1890 г. в семье родился сын Борис (в будущем известный русский писатель).

Участие в выставках, портретирование заказчиков создали художнику устойчивую репутацию хорошего рисовальщика. Он открыл в 1889 г. частную школу рисования, одну из первых в Москве, а спустя пять лет был приглашен в качестве преподавателя в МУЖВЗ.

В основе творческого метода мастера лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие "самую суть изображаемого", он называл их школой "настоящего импрессионизма". Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах - за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ ("Перед экзаменами", 1897; "Л. Н. Толстой в семье", 1901; "Студентка", "За чтением", обе 1900-е, и др.).

В 1890-е гг. Пастернаком были выполнены лучшие работы в области книжной графики: рисунки к Собранию сочинений М. Ю. Лермонтова (1891); четыре акварели к роману "Война и мир" (1893). По личному приглашению Л. Н. Толстого, в постоянном дружеском общении с великим писателем художник создавал в 1898-99 гг. иллюстрации к роману "Воскресение", остающиеся до сих пор непревзойденными.

Уже к началу века Пастернак - признанный портретист и иллюстратор, член-учредитель СРХ, с 1905 г. - академик. В ближайшие десятилетия его моделями были Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, М. Горький, после 1917 г. - Ленин, члены правительства. В 1921 г. Пастернак уехал в Германию. Здесь им были выполнены портреты А. Эйнштейна, Р. М. Рильке, Д. Осборна. Последние годы жизни (после 1939) художник провел в Англии.

Картины художника

В гримёрной


Л. Н. Толстой с семьей


Лев Толстой


Ночь накануне экзамена


Пастернак Л.О. Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества


Пастернак Л.О. К родным


Пастернак Л.О. Портрет историка В.О.Ключевского

Портрет Е. Левиной

Искать по имени художника

Пастернак Леонид Осипович
1862–1945

ПАСТЕРНАК Леонид Осипович

Живописец, график.

Происходил из небогатой еврейской семьи. Первоначальное художественное образование получил в Одесской школе рисования Общества изящных искусств (1879–1881), где занимался у А. Бауера. Окончил школу с серебряной медалью. В 1881 поступил на медицинский факультет Московского университета, в 1883 перешел на юридический факультет, который оканчивал уже в Новороссийском университете в Одессе. Параллельно продолжал художественное образование. В 1881–1882 посещал частную мастерскую профессора МУЖВиЗ Е. С. Сорокина, в 1882–1885 учился в натурном классе Мюнхенской Академии художеств у Л. Гетериха и И. Лиценмейера (окончил с золотой медалью) и живописной мастерской (курса обучения не окончил).

В 1885–1886 отбывал воинскую повинность. С 1886 по 1889 жил в Одессе. С 1888 (по 1901) - постоянный экспонент ТПХВ. В 1889 переехал в Москву. В том же году женился на пианистке Р. И. Кауфман, имел четверых детей: Жозефину, Лидию, Александра (в будущем известного архитектора), Бориса (поэта).

В Москве вошел в «поленовский кружок», познакомился с В. Д. и Е. Д. Поленовыми, И. И. Левитаном, В. А. Серовым, А. Е. Архиповым, С. А. Виноградовым, М. В. Нестеровым и другими. Картину «Вести с родины», экспонировавшуюся на 17-й выставке Товарищества передвижников, приобрел в свое собрание П. М. Третьяков. В конце 1880-х - начале 1890-х давал частные уроки рисования, преподавал в классах изящных искусств художника-архитектора О. А. Гунста. В 1889–1894 руководил собственной школой рисования. С 1894 (по 1921) преподавал в МУЖВиЗ (после революции переименовано во Вторые Государственные свободные художественные мастерские, затем - во ВХУТЕМАС), руководил сначала натурным, затем фигурным классами.

В 1892 познакомился с Л. Н. Толстым, часто гостил в его доме в Хамовниках (Москва) и в имении Ясная Поляна. Выполнил графические портреты писателя и членов его семьи. Создал иллюстрации к романам «Война и мир» (1892) и «Воскресение» (1898–1899). Сотрудничал с журналами «Маяк», «Пчелка», «Будильник», «Осада», «Свет и тени». Работал художественным редактором журнала «Артист».

В 1894 за картину «Накануне экзаменов» был награжден Второй золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, в 1900 за иллюстрации к роману Толстого «Воскресение» отмечен малой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.

В 1900 посетил Париж, в 1904–1906 и 1912 совершил путешествия по Италии и Германии, в 1907 побывал в Голландии, Бельгии, Англии.

В 1903 стал одним из членов-учредителей Союза русских художников. В 1903–1905 принимал участие в выставках «Мира искусства». В 1907 был среди организаторов объединения «Свободная эстетика». В 1905 удостоен звания академика.

После революции работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1921 вместе с женой и двумя дочерьми переехал в Берлин. В 1924 по предложению парижского издателя А. Э. Когана отправился в историко-этнографическую экспедицию в Палестину, итогом которой стала обширная монография с репродукциями выполненных там рисунков Пастернака. В 1927–1928 и 1932 в галерее В. Хартберга в Берлине состоялись персональные выставки художника.

В эмиграции много занимался литографией, выполнил серию портретов известных деятелей культуры. После прихода к власти в Германии национал-социалистической партии Пастернаку было запрещено заниматься живописью. Художник начал в советском полпредстве переговоры о возвращении в СССР, но они не имели успеха. В 1938, после смерти жены, он переселился к дочерям в Англию. Последние годы жизни почти безвыездно жил в Оксфорде.

Мемориальные выставки Пастернака прошли в 1958 в Пушкинском клубе в Лондоне, в 1959 - в Музее Эшмолиан в Оксфорде. Ретроспективы произведений художника были организованы в 1962 в Бристоле (Городской музей) и Мюнхене (Городская галерея), 1969, 1979, 2001 в Москве (Государственная Третьяковская галерея), 1975 - Дюссельдорфе и Базеле, 1982 - Оксфорде (Музей современного искусства), 1987 - Вашингтоне.

Пастернак имел репутацию одного из лучших рисовальщиков и портретистов своего времени. Творчество мастера сложно причислить к какому-либо конкретному художественному направлению. И хотя его часто называют русским импрессионистом, это более верно в отношении манеры художника, чем его метода и стиля. Так, пастели больше тяготеют к импрессионизму, в то время как парадные портреты обнаруживают черты стиля модерн.

Творчество Пастернака представлено во многих музейных собраниях в России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее Орсэ в Париже, Музее Эшмолиан в Оксфорде.