Как найти инвестора для стартапа.

Развивая «Кнопку жизни», мы глубоко погрузились в венчурный рынок России, узнали о нем много интересного и думаем, что наш опыт будет полезен всем, кто затевает стартап. Я хочу представить вам типологию главных участников рынка стартапов: тех, кто дает деньги; тех, кому они нужны; тех, кто знает, как их правильно тратить; тех, кто сводит всех остальных друг с другом. (О стартапе «Кнопка жизни» читайте .)

Предприниматели

Статистической нормой предпринимателей в обществе считается 3-5% населения. Но в нашей стране их примерно втрое меньше. Нынешние выпускники вузов не хотят становиться предпринимателями, и это логично: ведь предприниматель — это конъюнктурщик и оппортунист, а сейчас особенность нашего рынка такова, что больше возможностей заработать представляется в госструктурах — туда-то потенциальные предприниматели и идут. Среди тех, кто все-таки решается завести свое дело, я выделяю следующие категории:

1. Студенты последних курсов вузов — самая представительная категория стартаперов. Они узнают о стартаперском движении от преподавателей и сверстников, с воодушевлением ходят на стартап-тусовки. Они быстро загораются идеями — и так же быстро остывают: малая доля из них становятся владельцами своего бизнеса.

2. Программисты, часть из которых хотят стать новыми цукербергами и ищут идею или единомышленников для существующей идеи, а вторая, менее амбициозная часть, хочет примкнуть к интересной команде и помочь ей достичь фантастических успехов.

3. Офисные сотрудники, которые ищут новые возможности развлечься или, начитавшись красивых историй успеха, отправляются в рискованное плавание по морю стартапов.

4. Внутрикорпоративные стартапы — быстрорастущее и модное направление, успешно развиваемое в корпорациях предпринимательского типа.

Инвесторы

Источники финансирования я расположил по простоте получения от них денег.

1. Три F — family, friends & fools. В переводе на русский они превращаются в три «Д» — домашние, друзья и дураки.

3. Бизнес-ангелы. Это физические лица, которые профессионально или любительски (мода, авантюризм, желание получить опыт, быть причастным к великому) вкладываются в стартапы. Инвестировать в стартапы становится модным. Но профессиональных «ангелов» в России мало. Думаю, их можно перечесть по пальцам двух рук.

С одной стороны, появление большого числа ангелов-любителей — это хорошо, денег на рынке становится больше. С другой — эти деньги не такие «умные», как у профессионалов. С инвестором-любителем на самом деле сложно: как правило, у него нет четких правил игры, иммунитета и толерантности к провалам.

«Ангелы» бывают добрыми и злыми. Мотивация доброго — помочь стартапу (нравится идея, команда, хочется потешить собственные амбиции), а если получится, обогатиться. Добрым «ангелам» не особенно принципиален размер доли, которую они получат. Поэтому они с легкостью соглашаются на условия конвертируемого долга (convertible note). Они не будут делить шкуру неубитого мамонта. От злых «ангелов» уже на первой встрече можно услышать что-то типа: «Я не жадный, и мне все равно, какая у меня будет доля, лишь бы проект выстрелил. Но специфика бизнеса такова, что я рискую реальным кэшем, а вы вкладываете всего лишь талант и время. Короче, давайте так: Я даю $100 000 взамен на 51% и еще 25% в залоге — для вашей же мотивации. Если достигните KPI, они вам возвращаются, если нет, значит плохо работали». Мой вам совет: бегите от таких инвесторов. Что будет после нескольких раундов инвестиций — будете ли вы чувствовать, что это ваша компания? В конечном итоге наемный менеджер может получить опцион больший, чем ваша доля.

4. приносят не только финансовые поступления и PR, но и позволяют ощутить вкус победы, которая повышает мотивацию команды на этапе, когда продукт еще в разработке и продажи не радуют. К тому же это мини-тест идеи и возможность получить обратную связь от экспертов и инвесторов.

5. Бизнес-акселераторы — это микс конкурса и венчурного фонда. Победители конкурса получают посевное финансирование и всевозможную поддержку (офис, менторов, контакты, выходы на каналы продаж и партнеров) в обмен на долю, которую получает фонд/акселератор, предоставивший финансирование.

6. Венчурные фонды делятся на фонды посевного и более позднего финансирования. Первых в России очень мало. До недавнего времени был вообще один — AdVenture, да и тот перешел во вторую категорию. 2011 год был очень благосклонен к стартап-сообществу: появилось аж четыре акселератора (Главстарт, TexDrive, InCubeAccelarator и Farminers), которые по сути являются фондами посевного финансирования.

Фонды более позднего финансирования, на мой взгляд, ближе к private equity фондам, так как ожидают от стартапов не только НИОКРов, альфа- или бета-продукта, но и стабильно восходящей динамики продаж.

Венчурные фонды сейчас не создает только ленивый.Это очень модное направление. Попадаются представители венчурных фондов, которые еще не начали бриться. Встретил я одного представителя, который даже не знал, что такое break even, — умный парнишка, выходец из «большой четверки», просто совсем без опыта в венчуре. Индустрия молодая, динамично растет, а кадры не успевают созревать.

7. Стратегические инвесторы — птицы на рынке венчурного капитала России пока редкие. Прилетают они, когда стартапы уже фактически не являются стартапами.

Инвестиционные брокеры

Привлечение инвестиций — это важная часть деятельности стартапа, иногда на этот процесс уходит больше времени и ресурсов, чем на развитие самого бизнеса, и зачастую бизнес невозможно развивать без привлечения инвестиций. Хорошо, если у вас в команде есть человек, который может с инвестором общаться на одном языке. В ином случае придется учиться на ошибках и деньги будет привлечь сложно.Чтобы ускорить процесс, у вас есть выбор:либо привлечь в команду человека с опытом и знаниями, который захочет долю не менее 10%, либо привлечь в проект инвестиционного брокера, для которого привлечение денег в стартапы — ремесло. И здесь вас ожидает приятный сюрприз — аппетиты инвест-брокера гораздо меньше, чем у отдельного человека: справедливый диапазон их вознаграждения — 3-5% от привлеченной суммы.

Консультанты/эксперты/менторы

На старте, когда внутренняя экспертиза команды ограничена, консультанты, эксперты и менторы очень полезны. С ними можно познакомиться в бизнес-инкубаторах, на стартап-тусовках, на конкурсах. Часто именно эти люди помогают стартапам выжить. При этом их помощь, как правило, бесплатна. Но если вы видите, что влияние эксперта на проект существенно, его потенциал не исчерпан, хотите его более глубокого участия, можно договориться о success fee или даже доле в проекте.

Среднерыночный success fee за привлечение финансирования — до 5% от привлеченной суммы. Если эксперт помогает с развитием каналов продаж, стоит договариваться о вознаграждении с тех контрактов, которые он самолично принес проекту. Как правило, оно считается как процент от выручки.

На мой взгляд, договариваться о прямом проценте от выручки опасно. Ведь нужно учитывать, что в зависимости от объема сделки маржинальность продукта будет меняться (скидки при объеме). Если вы будете продавать большой объем с маржой, скажем, в 5%, то вознаграждение «помощника» в 10% приведет сделку к убытку. Здесь лучше сделать матрицу зависимости вознаграждения эксперта от маржи продукта или цены.

Ну а если ваш эксперт крут и его вклад настолько велик, что его невозможно отнести к какой-то части денежного потока, то нужно давать долю. Здесь все зависит от ресурсов эксперта. Я знаю, что эксперты, которые приносят связи и проработанные каналы продаж, получают до четверти компании.

Бизнес-инкубаторы

Бизнес-инкубатор предоставляет стартапам офисные помещения и услуги первой необходимости, консалтинг, бухгалтерское обслуживание и т. д. бесплатно или на льготных условиях. Важным элементом инкубатора является существование в среде себе подобных с общими проблемами и заботами, обмен данными и идеями и, наконец, соревновательный дух.

Нубар Афеян, уважаемый венчурный капиталист из Штатов, преподаватель MIT Sloan и бизнес-школы «Сколково», однажды сказал, что инкубаторы — это для слабеньких детей (Incubators are for sick babies), имея в виду, что сильный стартап и сам выживет. Но мне кажется, инкубаторы очень полезны для любых новорожденных стартапов. А если стартап сильный и может выжить сам, то с инкубатором он выстрелит еще быстрее и сильнее.

Сейчас существует много бизнес-инкубаторов. Мне особенно мил инкубатор InCube , ставший самым передовым и активным благодаря команде Greenfield project . Они сами являются одним из основных элеметов стартап-тусовки — собственно, ее организатором.

Стартап-тусовки

Стартап-тусовки — это мероприятия различных форматов, целью которых является обмен идеями, поиск единомышленников, членов команд и т. д. Существует три основных формата таких тусовок:

Формат уик-энда — люди собираются вместе, чтобы обменяться идеями, объединиться в команды и за выходные проработать бизнес-модель и сделать ее прототип. Такой формат есть у Greenfield project, называется он Harvest. У «Главстарта» он называется Startup Weekend, в этом формате работает и движение «Начинай».

Формат питч-презентации — когда уже более зрелые проекты делают питч перед экспертами, а те дают им обратную связь и рекомендации. Greenfield project проводит такие мероприятия под названием Feedback.

Формат вечерних встреч и обсуждения волнующих вопросов. Вам в голову пришла сумасшедшая идея и вы хотите узнать мнение окружающих или протестировать реакцию потенциального пользователя? Тогда вам на poSEEDelki от Greenfieldproject.

А вообще российский венчурный рынок, на мой взгляд, может быть охарактеризован принципом «много, но мало»:

Много денег, но мало реального финансирования; много идей, но мало толковых стартапов; много умных и талантливых людей, но мало команд.

Инвесторы жалуются на отсутствие хорошо проработанных идей и сбалансированных команд. Говорят, что идеи ничего не стоят, а главное — команды: хорошая команда даже из плохой идеи сделает хороший проект, а плохая команда загубит что угодно. А стартаперы сетуют, что перевелись инвесторы на земле русской. Мол, идея у нас супер и сами мы не лыком шиты, а инвесторы почему-то не спешат денег давать — требуют более глубокой проработки, прототипов, первых продаж... А для этого как раз и нужны инвестиции. Вот и получается замкнутый круг.

Мне кажется, у нас не хватает венчурных инвесторов посевной стадии. Большинство фондов ищут зрелые проекты, готовые принять существенные инвестиции. Мой прогноз: в 2012-м российский венчурный рынок покажет существенный рост благодаря появившимся сильным игрокам - таким, как «Главстарт», TexDrive, InCubeAccelеrator, Farminers, . На наших глазах формируется живое пространство новых идей и рынка венчурного финансирования. Как всякий молодой рынок, он имеет свои слабые стороны. Но там, где другие находят лишь трудности, оппортунисты-предприниматели видят возможности. И это жутко интересно.

Одна из возможностей получить финансирование – запустить проект на сервисе коллективного финансирования

Краудфандинг (от англ. сrowd - «толпа», funding - «финансирование») – коллективная финансовая поддержка какого-либо проекта или идеи. Сбор средств может быть организован для выпуска альбома любимой группы, релиза фильма или книги, поддержки социального проекта и т.д. Прибегают к краудфандингу и предприниматели – как правило, по такой схеме пытаются запустить свой проект стартаперы, у которых есть симпатичная идея для бизнеса, но нет средств. Как запустить свой крауд-проект, какие средства на это потребуются и на каких условиях размещаются идеи, нам рассказал один из отцов-основателей крауд-сервиса Boomstarter Евгений Гаврилин.

Евгений Гаврилин , предприниматель, сооснователь краудфандинговой платформы Boomstarter . В 2006 году переехал из Саранска в Москву, запустил ряд успешных бизнес-проектов, учредил интернет-агентство «Нектарин». В 2008 году основал компанию VideoClick, в 2010 - Video Interactive. В 2011 году совместно с партнерами открыл дизайн-студию The Family и создал компанию Otclick. В августе 2012 года с партнером Русланом Тугушевым запустил Boomstarter. По итогам года Boomstarter на премии «Стартап года» был признан победителем в номинации «Лучший социально значимый стартап». За время работы сервиса более 850 проектов собрали сумму свыше 180 млн. рублей. Ежедневно на Boomstarter регистрируется до 100 новых проектов.


Евгений Гаврилин и Руслан Тугушев.

Как появился Boomstarter

Boomstarter мы придумали вместе с моим партнером Русланом Тугушевым. Мы и ранее занимались интернет-проектами; в момент запуска различных сервисов у нас возникала потребность в финансировании. Мы устали ходить по фондам с вытянутой рукой. Подумали: почему бы не создать сайт, где люди смогут засвечивать свои идеи и, если они нравятся людям, то они скидываются на их дальнейшую разработку в обмен на будущие бонусы.

Тогда мы еще не знали, что это называется инвестиционный краудфандинг. Стали изучать заграничный опыт. У стартаперов бытует поговорка «Если ты в России придумал интересную идею, а на Западе она не реализована – это неинтересная идея». Мы приняли решение, что, если сразу идею запустим – столкнемся с множеством проблем. Как минимум, в России нет культуры скидываться.

Поэтому решили для начала познакомить аудиторию с таким понятием как краудфандинг и реализовать успешные кейсы в данном направлении, а потом уже переходить в инвестиционный краудфандинг – когда люди скидываются именно на бизнес. Мы выбрали творческое направление и запустились в августе 2012 года.

За три года в Boomstarter вложено более 40 млн. рублей. На сайт проекта ежемесячно приходит 500 тысяч уникальных посетителей. Штат сотрудников вырос с двух до тридцати человек.

Одним из первых успешных проектов стал альбом музыкальной группы WK. Ребята знали про западные аналоги крауд-платформ и понимали, как нужно подавать свой проект. Они с удовольствием запустились на российской платформе и за месяц собрали около 130 000 рублей.

Как запустить собственный проект на крауд-платформе

Мы рекомендуем авторам проекта устанавливать срок сбора средств в 30 дней. В крайнем случае, его можно будет продлить до 45 или 60 дней. Но мы не рекомендуем собирать деньги слишком долго, так как те люди, которые уже сбросились в начале сборов, начинают скучать в ожидании выхода продукта.

Если промо-кампания подготовлена правильно, если составлен грамотный медиа-план, то деньги будут собираться с первого дня. Поэтому, на мой взгляд, тянуть больше 30 дней нет необходимости. У нас работает принцип «все или ничего»: если за это время проект не набрал 100% заявленной суммы – все деньги возвращаются спонсорам.


Процесс запуска компании автоматизированный. Автор заходит на сайт, публикует свою идею. После чего проект проходит модерацию. Наши менеджеры проверяют соответствие проекта правилам Boomstarter (например, мы не пропускаем политические проекты, производство медицинских товаров и т.д.). После того, как проверка прошла, у автора появляется кнопка «запустить проект», и начинается сбор средств. Если же идея не прошла модерацию, то приходит оповещение – рекомендации о том, что нужно поправить.

Мы берем плату только в случае успеха – это 5% от суммы сбора. Если проект был неуспешный – комиссии не будет.

Отчетов о том, как используются деньги, мы юридически требовать не можем. Это вопрос доверия между спонсорами и авторами проекта. Если предприниматель, музыкант или разработчик игр не выполнит обязательств и просто заберет деньги – он обретет плохую репутацию, и вероятность того, что он будет и дальше позитивно двигаться, мала.

Какой должна быть потенциально успешная идея

Всего на платформе около сорока тематических направлений. Самые успешные сборы - в категориях: «Книги», «Путешествия», «Кино и видео», «Музыка», «Компьютерные игры и просто игры». Результативны проекты с различными разработками, гаджетами, техническими решениями. Также я бы выделил выставки и ивент-мероприятия.

Наш проект-рекордсмен – фильм «28 панфиловцев», он собрал 3,2 млн. рублей. Еще мне запомнился проект от видеоблогера Жени Якута - это бомж, которому люди скинулись на лечение зубов, собрали 150 тысяч рублей за несколько дней. Недавно было собрано более 1,5 млн. рублей за 30 дней на интерактивный спутник для Луны. Смысл в том, что этот спутник отправят в космос, и он будет летать и фотографировать. Вырисовывается тенденция, что есть много блогеров, у которых есть читатели. И эти ребята умеют монетизировать свою аудиторию.

По статистике, каждый пятый краудфандиновый проект становится успешным, а остальные четыре не набирают нужной суммы.

Что нужно для того, чтобы проект «выстрелил»? Первое - идея. Если она неинтересная – проект провален. Очень важно оформление проекта. Мы рекомендуем делать видеообращения, так аудитория понимает, что они дают деньги живому человеку. Также крайне важно грамотно продумать вознаграждения. Чаще всего люди просто так деньги не дают, за свои деньги они хотят что-то получить.

Конечно, важно быть активным в продвижении своего проекта. Обязательно подключите свои социальные сети. Необходимо ежедневно работать со своей аудиторией. Люди, которые уже скинулись деньгами, нередко выступают как гаранты качества товара или идеи. Именно они рассказывают о них в социальных сетях. Краудфандинговую программу нужно начинать с ближайшей аудитории: родственники, друзья.

Что касается предпринимателей, то, на мой взгляд, им очень полезно использовать краудфандинг. Во-первых, вы сможете протестировать идею. Если люди начнут голосовать рублем – проект неплох. Очень важно грамотно продумать систему бонусов. Например, вы хотите сделать итальянский ресторанчик. Предложите аудитории вывесить на видном месте список всех жертвователей, а фото самых щедрых спонсоров поместить на почетном месте на стене. Можно придумать «именной» стул. Можно назвать блюда в честь спонсоров. В общем, аудитории нужны интересные «фишки».

Отношениям между инвесторами и стартаперами посвящены гигабайты текста в интернете, но практических советов во всем этом многообразии крайне мало. Кроме того, обычно в подобных материалах идет речь о США или, на худой конец, о Европе. Но мы-то знаем, что в России необходимо делать поправку на местные реалии, а значит, большой объем доступной по теме информации просто неприменим в нашей стране.

Что в итоге делать российскому стартаперу - непонятно. Как найти инвестора, нужно ли это вообще, и кто те люди, что здесь дают деньги на развитие интернет-проектов? Вопросов очень много, а конкретики мало. В результате все выкручиваются, как могут, и даже добиваются каких-то результатов, но сложностей по-прежнему масса.

Недавно на сервисе для стартаперов "Спарк" как раз обсуждалась тема привлечения инвестиций российскими компаниями. Дискуссия включала в себя довольно много интересных примеров из личного опыта фаундеров многих проектов, так что мы собрали все лучшее из неё в отдельный пост.

Направление обсуждению задал вопрос от фаундера, которому предложили на развитие проекта $20к с обязательным условием в виде переезда в Киев всей командой. В такой ситуации возникают сомнения в целесообразности таких инвестиций, ведь команда из нескольких человек за пару месяцев может только на жилье и пропитание истратить довольно значительную часть привлеченных денег. Такие предложения сразу же проливают свет на сложную ситуацию с инвестициями на венчурном рынке постсоветсткого пространства.

Мнение о том, что "заниматься поиском" инвестиций вообще не нужно, пользуется определенной популярностью - ничто же не мешает стартаперу продать машину или взять кредит для развития собственного бизнеса.

К вопросу о кредитах:

С другой стороны - денег родителей или родственников может не хватить, да и банки не жалуют тех, кто ушел с работы, чтобы пилить свой проект. Проблема решается, если деньги вам нужны на запуск нового стартапа, но при этом имеется и старый, который генерирует прибыль.

Идея финансировать стартап самостоятельно, опираясь на предыдущие успешные проекты, вообще выглядит как одна из немногих стопроцентно рабочих. Проблемы начинаются, если такой успешной компании за вашими плечами еще нет - общение с фондами часто вызывает у стартаперов только негативные эмоции.

Хотя некоторым удается решить вопрос с инвестициями именно с их помощью.

Есть и удачные кейсы привлечения финансирования по итогам выступлений на различных стартап-тусовках.

Важным моментом является и правильный выбор времени для поиска инвесторов - в России редко кто готов давать денег под идею, обычно фаундеров просят показать работающий прототип и первых платящих клиентов, или хотя бы продемонстрировать звездную команду. Если ничего этого нет, рассчитывать особенно не на что.

В целом, российские стартаперы, как и многие их соотечественники, привыкли в этой жизни полагаться исключительно на собственные силы и не искать поддержки у государства, фондов и ангелов.

Да и прежде чем задумываться о поиске денег, не мешало бы сначала побольше времени уделить развитию самого проекта, а там, кто знает, может и деньги придут.

А где и как ищете инвесторов вы?

Пошаговая инструкция и подводные камни

Мы уже делали обстоятельные подборки о том, куда податься стартаперу с голой идеей и где взять деньги на бизнес в различных нишах, но это не остановило поток вопросов от новичков. На этот раз мы объединили обучающие материалы Rusbase в единую логическую цепочку, чтобы сориентировать самых начинающих.

С чего начать поиск инвестиций? Люди, которые задают нам этот вопрос, обычно находятся на стадии идеи. Чтобы привлечь инвестиции, им придется проделать долгий и трудоемкий путь: хорошо проработать идею, изучить конкурентов, собрать команду, создать работающий прототип продукта, сделать грамотную презентацию, зарегистрироваться в онлайн-сервисах для поиска инвестора, прокачаться в акселераторе, поучаствовать в конкурсах, обрасти знакомствами на мероприятиях, найти потенциальных инвесторов и написать им много писем, читать профильную прессу и попытаться попасть на ее страницы.

Некоторые пункты здесь опциональны, кое-кто обходится без них, но общий алгоритм такой. Само по себе его прохождение не гарантирует привлечения инвестиций - все зависит от вас и вашего продукта. Но без презентации и понимания рынка инвестиций вам точно не видать.

Что делать с идеей?

Прорабатывать! Ваша гениальная идея ничего не стоит, пока не начала привлекать аудиторию и приносить деньги. Без работающего прототипа и команды инвесторы вас и слушать не станут - если, конечно, вы уже не известны на рынке как успешный серийный предприниматель. Вкладываясь в идею, инвестор рискует не только деньгами, но и репутацией. Чтобы доказать свою способность заниматься бизнесом, вам нужно самостоятельно найти хотя бы минимальные ресурсы для создания продукта.

Зачастую стартаперы боятся рассказывать экспертам о своей гениальной идее, думая, что ее украдут. На самом деле идея ничего не стоит, пока не реализована. Эта простая истина отражена в пятом пункте 1259 статьи Гражданского кодекса РФ: авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Закрепить интеллектуальные права вы можете только на технологию, уникальный дизайн и софт. Подробнее о вариантах защиты авторского права .

Более того, идея почти всегда оказывается не нова, если основательно изучить рынок. Даже если продукт уникален, обычно можно найти товары-субституты, пусть и с другими свойствами. Инвестор ни за что не поверит, что у вас совсем нет конкурентов. Он сочтет, что вы плохо прозондировали почву и денег вам давать нельзя.

Прежде чем обращаться к венчурным инвесторам, нужно понять разницу между стартапом и малым бизнесом . В массовом сознании слово «стартап» часто означает начальную стадию развития бизнеса. На самом деле это особый тип предприятия, который подразумевает инновационность продукта, глобальные амбиции и быстрый рост. Если вы хотите открыть традиционный бизнес (например, ателье или цветочный ларек), то у вас будут другие инвесторы и другая стратегия . Венчурные инвесторы все-таки больше любят проекты, связанные с ИТ и инновациями.

Где искать команду?

Чтобы получить хотя бы малую толику внимания инвестора, вам нужны работающий прототип и команда. В одиночку продукт создавать сложно, поэтому нужно постараться заразить своей идеей кого-то еще.

Опытные предприниматели советуют привлекать единомышленников на стартаперских мероприятиях. Особенно на хакатонах, где можно увидеть человека в деле. Можно искать компетентных сооснователей с помощью специальных сервисов - например, на сайте CoFoundIt.ru, который недавно запустил ФРИИ (база формируется из выпускников акселератора). Также всегда можно навести справки у знакомых или бросить клич в соцсетях, но в этом случае меньше шансов отхватить опытного спеца.

Другую информацию о формировании команды можно почерпнуть здесь:

Если уже есть MVP

Работающий прототип - это вам не лендинг с пустыми формами. На этапе поиска инвестиций он должен уже быть протестирован потенциальными клиентами . Также нужно придумать и уметь внятно объяснить бизнес-модель - то, как вы будете зарабатывать на единице продукта.

Если теоретические знания не помогли вам разобраться с идеей, MVP и стратегией монетизации, вы можете обратиться к специалистам по продуктовой разработке. Например, этим занимается компания Create , услуги которой обойдутся вам от 150 тысяч до 1 млн рублей в зависимости от объема работ.

Ну а если есть рабочий прототип, вы можете приступить к поиску инвестора. Для этого вам понадобится продуманная, убедительная презентация, которая станет базисом для вашего питча .

Но прежде чем погрузиться в тонкости создания совершенных слайдов, стоит крепко задуматься: так ли уж нужен вам инвестор? Важно понимать, что инвестиции - не панацея. Бизнес строится не на них, а на клиентах и продажах. Если этого нет, то никакой инвестор вам не поможет. Правильнее всего привлекать инвестиции для увеличения продаж, потому что суть стартапа - в быстром росте. Если вы будете хорошо развиваться, инвесторы придут к вам сами, вот увидите.

Так что иногда инвестор вам просто не нужен. Некоторые стартаперы вообще умудряются развивать компанию только на свои кровные - это называется бутстрэппинг , что переводится с английского как затягивание поясов. И у этого подхода есть куча плюсов - например, полная свобода принятия решений и серьезная прокачка предпринимательских навыков.

Кроме того, в интернете есть сотни бесплатных или дешевых сервисов , которые сэкономят вам деньги, силы и время при решении разных бизнес-задач.

Как сделать презентацию для стартапа?

Инвесторы обречены просматривать сотни презентаций в год - уважайте их время. Презентация должна быть краткой и хорошо структурированной, то есть содержать наглядные сведения о команде, продукте, рынке, аудитории, бизнес-модели и капитализации.

О правилах создания успешной презентации читайте здесь:

Если вы все-таки не сможете соединить эти советы и наши бесплатные шаблоны в качественную презентацию, ее можно .

Но одних красивых и внятных слайдов инвесторам мало - они хотят услышать о деньгах и своей прибыли. Чтобы заранее подготовиться к каверзным вопросам, для начала прочитайте вот эти материалы:

Поиск инвестиций через базы стартапов

Когда у вас уже есть продукт и четкие очертания проекта (которые изложены в презентации), вы можете зарегистрироваться на онлайн-сервисах по поиску инвестиций. Инвесторы ищут там проекты в нужных им нишах. Размещение в базах стартапов обычно бесплатно, но проекты проходят модерацию, строгость которой зависит от политики ресурса.

  • Rusbase Pipeline добавляет стартапы только при наличии работающего прототипа и признаков востребованности (сейчас у нас в базе около 350 проектов), инвесторов - только при готовности вложить в один проект не менее $50 тысяч (их список превышает 200 имен).
  • StartTrack - краудинвестинговая площадка от ФРИИ, которая помогает инвесторам заключать совместные сделки. Стартапу за привлечение инвестиций нужно заплатить комиссию. Сейчас в базе StartTrack 725 инвесторов и 37 проектов. Это соотношение намекает, что требования площадки к стартапам весьма высоки.
  • Spark - сервис для поиска инвестора, который переквалифицировался в тусовку технологических проектов (аналог Хабра), где можно делиться опытом и выкладывать вакансии. В базе 4249 проектов, 1329 из которых ищут инвестиции.
  • Napartner - одна из первых бирж стартапов на российском рынке. Как указано на сайте, там зарегистрировано 1139 инвесторов, 9892 «новатора» и 456 проектов, находящихся в поиске инвестиций. Также там есть раздел для продажи готового бизнеса и раздел вакансий.
  • Askcap - пожалуй, крупнейшая российская база стартапов. По собственной информации проекта, на сайте размещены профили 5 410 проектов, большая часть которых доступна только авторизованным пользователям. С Askcap работают 163 партнера - венчурные фонды, инкубаторы, акселераторы и технопарки.
  • AngelList - главный мировой сервис для поиска стартапов и инвестиций, породивший множество клонов (наши перечислены выше). В его базе находятся 1589 стартапов и 378 инвесторов из России. AngelList дает возможности соинвестирования в проекты, размещения вакансий и резюме.

Участие в конкурсах и других мероприятиях

Конкурсы помогают получить ценный опыт конкуренции, а в случае выигрыша - грант и внимание инвесторов (в том числе благодаря отчетным публикациям в СМИ). В России и за рубежом регулярно устраивают конкурсы, хакатоны и бесплатные образовательные программы для стартаперов - следить за этим потоком возможностей удобно у нас по тегу .

Еще бывает полезно походить на отраслевые мероприятия , особенно если вы новичок в венчурной среде. Там можно послушать успешных технологических предпринимателей, познакомиться с потенциальными инвесторами, уловить основные тренды, рассказать о своем проекте и получить обратную связь. Разумеется, во всем нужна мера - одними связями и тусовками проект не раскрутишь. Главные мероприятия стартап-индустрии мы собираем в разделе «Календарь предпринимателя» .

Активный поиск инвестора

Если вы не нашли инвестора на мероприятиях, можно попробовать написать венчурным фондам. Попробовать - потому что холодные и теплые контакты в таких делах работают плохо, самым эффективным средством всегда было и будет личное знакомство.

Перед сочинением письма инвестору критически важно убедиться, что ваш проект соответствует его предпочтениям. Фонды обычно указывают на своих сайтах, стартапы в каких нишах и стадиях им интересны. Если нет, то об этом все равно можно догадаться по списку портфельных компаний (который надо изучить в любом случае). Чтобы составить список фондов, которым можно отправить свой проект на рассмотрение, вы можете воспользоваться нашей базой данных об инвесторах - там есть удобные фильтры по нишам и стадиям.

Что писать инвестору? Перед тем, как садиться за письмо, нужно тщательно изучить сайт фонда. Веерные рассылки по инвесторам никогда не работали. Также ни в коем случае нельзя писать с чужого ящика. Чтобы не остаться без ответа, нужно точно сформулировать тему письма, адекватно представить себя и проект (и да, попросите знакомого грамотея вычитать текст на ошибки) и объяснить, чем ваш стартап релевантен фонду (например, похож или дополняет один из портфельных проектов). Если же письмо будет состоять только из отсылки к вложенной презентации - ее просто не откроют.

Подробнее об этом читайте здесь:

Зачем идти в акселераторы?

Акселераторы - это интенсивные очные образовательные программы (обычно длятся несколько месяцев), которые помогают проектам на ранних стадиях вырасти до получения первых инвестиций. Это отличный вариант для тех, кто никак не может найти инвестора сам.

За свои услуги акселераторы обычно берут 3–7% компании, поэтому они заинтересованы найти им инвесторов, чтобы окупить свои затраты успешным выходом. Акселераторов в России достаточно; чтобы выбрать оптимальный, нужно смотреть на его требования по стадиям и нишам, а также на судьбу выпускников.

На рынке наиболее активны:

  • Акселератор ФРИИ отбирает опытные команды не менее 2 человек, с юрлицом, бизнес-моделью, объемом рынка не менее $10 млн и возможностью монетизации во время акселерации. Список выпускников можно посмотреть .

PR стартапа в СМИ

Чтобы лучше понимать рынок, однозначно стоит подписаться на тематические медиа - Rusbase, vc.ru , Firrma , Roem и «Секрет фирмы» . Когда вы хорошенько вникнете в их рубрики и форматы, можно попытаться попасть на страницы этих СМИ. При грамотной реализации это хороший способ привлечь внимание инвесторов и аудитории.

Но есть и подводные камни - например, не стоит соваться в прессу с сырым продуктом или недостатком компетенций (читатели это сразу заметят). Зато когда вы вырастете, журналисты придут к вам сами (как и инвесторы).

О том, как достучаться до журналиста и не сесть в лужу, читайте здесь:

Только, пожалуйста, не забывайте, что никакой пиар и инвестиции не заменят вашему бизнесу качественный продукт, который нужен людям.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

У вас есть гениальная идея для стартапа. Вы даже нашли команду, которая готова за вами в огонь и в воду, чтобы добиться общей цели.

Все это прекрасно, но с одной проблемой вы столкнетесь сразу же – это стартовый капитал. Если вы не миллионер, у вас нет богатого дяди в Америке, и вы не успели накопить достаточно средств – нужно будет где-то взять деньги. Причем часто это крупная сумма, необходимая для закупки нужного оборудования, материалов, рекламы и т.п.

Вы можете пойти разными путями:

Попробовать насобирать денег с помощью (короче говоря, собрать с миру по нитке, рассказав о своей замечательной идее на специализированных площадках). Работает это неплохо, если провести хорошую подготовительную работу. Как правило, в соцсетях создается паблик, в котором вы рассказываете о себе. Ищете сочувствующих людей, которым можете понравится, и которые могут потом пожаловать вам денежку, когда вы откроете проект на Кикстартере.

Взять кредит в банке. Банальное решение, сопряженное с рисками… Но если вы уверены, что ваш бизнес скоро начнет приносить прибыль, и вам будет чем отдавать – дерзайте.

Продать дом, машину, дачу… Если вы настолько горите идеей, что готовы продать что-то ненужное, тоже вариант. Только постарайтесь сделать так, чтобы потом не ночевать в коробке, если дело не выгорит. Без машины еще можно обойтись, а вот без крыши над головой… А если у вас семья – то не забудьте посоветоваться с ними, готовы ли они терпеть лишения ради вашего нового дела.

Не забывайте, что это всегда риск. Новое дело – это тайна за семью печатями. Никогда не знаешь, пойдет ли оно хорошо, даже если изучил рынок от и до.

Где найти инвестора?

И часто стартаперы – люди, свободные от условностей и денег…особенно от последнего. Потому часто идеальный вариант для запуска своего дела – это поиск инвестора

Это нормально. На самом деле огромная часть стартапов сегодня запускается не на личные деньги бизнесмена, а с помощью инвестиций.

Инвестировать в ваш проект может частное лицо или фирма.

Где же найти того самого богатого дядьку, который может дать вам денег, чтобы вы запустили свое дело?

Вариантов несколько:

Завести полезные знакомства . Для этого вам нужно немного покрутиться в нужных кругах, и заняться нетворкингом (почитайте здесь, что за слово и как внедрять). Как писал один из известных предпринимателей, что если бы у меня было немного денег в свое время, я бы купил на них костюм и ходил бы по деловым встречам и вечеринкам, где тусуются бизнесмены. Неплохой ход на самом деле, хоть и кажется абсурдным. Измените круг общения, попытайтесь спозиционировать себя как начинающего бизнесмена, и заводите связи. Рассказывайте о своем деле много и с увлечением – рано или поздно кто-то загорится им и предложит инвестировать в ваш проект.

Найдите партнеров. Запустить свой проект можно и «в складчину». У вас есть какой-то капитал (его недостаточно), ваш друг готов работать с вами и тоже вложить какие-то свои деньги, еще кто-то из партнеров готов войти в долю. Потом вы регистрируете ООО (если вас до 5 человек), и делите прибыль поровну между собой.

Хороший вариант, если вы уверены в своих партнерах. Только не делайте глупости – не заключайте сделки на словах. Все документируйте. Там где деньги – нет условностей и дружбы. Все нужно юридически заверять, только так.

Краудфандинг. Я уже упомянула этот вариант в начале статьи. Это реально на сегодня неплохой способ получить деньги на запуск своего дела. Но нужно понимать, что просто прийти на Киктсартер или другую площадку и написать: «Дайте денег, хорошее дело сделать хочу», не получится. Вы должны не только хорошо рассказать о своем проекте, но и провести хорошую подготовительную работу. Рассказать кто вы (помогут соцсети и специальные площадки для стартаперов, их пруд пруди), познакомиться с людьми. Донести свою идею. Если к вашему проекту потянутся люди, они потом могут и дать несколько рублей на запуск, выход на рынок. Да и вы сами сразу поймете, интересен ли людям ваш продукт.

Обратиться напрямую. Может, для кого-то это похоже на попрошайничество… Но иногда все средства хороши. Вы можете услышать, что какая-то компания или благотворительная организация в вашем регионе выступает меценатом, поддерживает финансово определенный ряд проектов. Если ваш проект подпадает под эти параметры – обратитесь напрямую. Расскажите о себе и попросите помочь. Ничего плохого в этом на самом деле нет – это не под церковью стоять. Вы можете получить хорошую и финансовую, и информационную поддержку.

Самопиар . Рассказывайте о себе везде, куда дотянутся руки – на городских формах, в соцсетях, в СМИ (если есть выходы). Пусть люди обращают на вас побольше внимания! Вскользь упомянув, что вы ищете инвестора, вы можете реально привлечь к себе людей, которые захотят помочь.

Стартап – это всегда доля везения, кроме рвения и таланта. Если вам повезет – вы сделаете шикарнейший проект с мощной финансовой поддержкой. Только придется покрутиться.

Тему так просто не раскроешь, потому я продолжу. В следующий раз расскажу о некоторых нюансах, и еще о нескольких вариантах получения денег на свое дело.