Как называют человека который поет в хоре. Виды хоровых коллективов

(греч. choros),..1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный)…2) Музыкальное произведение для хорового исполнения…3) В древнегреческом театре обязательный коллективный участник, собирательное действующее лицо спектакля. Используется и в современном театре.---в западнохристианских церквах первоначально место перед алтарем, предназначенное для певчих; позже вся восточная (алтарная) часть храма.---река на Дальнем Востоке России, в Хабаровском крае, правый приток Уссури. 453 км, площадь бассейна 24,7 тыс. км2. Средний расход воды 387 м3/с. Сплавная.---см. Гор.


2. мн. хоры, ов. Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения такой группой. Испол-нять х.||Ср. ГИМН , КАНЦОНА , КОНЦЕРТ , ОДА , ХОРАЛ .

3. мн. нет, перен. О голосах, высказываниях множества людей. Х. возмущенных возгласов. Хором (нареч.) - 1) о пении: вместе, группой (петь хором); 2) перен. о высказывании, действиях и т.п.: сооб-ща, вместе (отвечать на вопрос хором).

4. мн. хоры, ов, устар. Скопление, множество кого-нибудь Х. ангелов. "На воздушном океане... тихо плавают в тумане хоры стройные светил" (Лермонтов).

Малый академический словарь русского языка

хор

А, мн. хоры и хоры, м.

1. Ист.

Обязательный коллективный участник древнегреческой трагедии и комедии.

Певческий коллектив, исполняющий вокальные произведения.

Цыганский хор. Дирижировать хором.

Театр располагал образцовым хором и первоклассными солистами. Юрьев, Записки.

Музыкальная пьеса, предназначенная для исполнения певческим коллективом.

Я написал для училищного юбилея не кантату, а просто хор, который на празднике должны петь воспитанники. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 27 сент. 1885.

|| чего.

Совокупность каких-л. звуков, издаваемых, звучащих одновременно.

Птицы грузно шлепнулись на воду, и вскоре их довольное крякание присоединилось к многочисленному хору утиных голосов. Короленко, В пустынных местах.

Минуту царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний. Л. Андреев, Ангелочек.

3. кого или какой. Устар.

Группа музыкантов, играющих на одних и тех же инструментах (в составе оркестра или отдельно).

И дружно загремел с балкона, Средь утешительного звона Тарелок, ложек и ножей, Весь хор уланских трубачей. Лермонтов, Тамбовская казначейша.

|| чего.

Совокупность одинаковых музыкальных инструментов, исполняющих музыкальное произведение, звучащих одновременно.

Хор скрипок.

Вакханки с криками и смехом Свершали виноградный пир, И хор тимпанов, флейт и лир Сливался шумно с дальним эхом. А. К. Толстой, Крымские очерки.

4. перен. ; кого.

Совокупность, группа людей, согласно высказывающих какое-л. суждение, мнение и т. п.

Про одно именье Наследников сердитый хор Заводит непристойный спор. Пушкин, Евгений Онегин.

|| чего.

Множество одинаковых мнений, суждений и т. п., высказываемых одновременно.

Хор насмешек.

Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор. Лермонтов, Смерть Поэта.

5. чего. Трад.-поэт.

Скопление, множество (небесных светил).

Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно. Пушкин, Евгений Онегин.

Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил. Лермонтов, Демон.

6. в знач. нареч. хором .

б) все сразу, одновременно, дружно (о каком-л. высказывании).

Остальные конюхи хором поблагодарили Капитона Аверьяныча. Эртель, Гарденины.

7. Муз.

В струнных музыкальных инструментах - парные, утроенные и т. д. струны.

{Греч. χορός}

Сборный словарь иностранных слов русского языка

хор

(греч. choros). Соединение нескольких певцов с разными голосами, или же инструментов, для исполнения многоголосного произведения. 2) в древних комедиях и трагедиях, известное число певцов, представлявших народ. 3) в органе: одинакового рода трубочки.

На сцене стройными рядами стоят женщины в одинаковых красивых платьях. За ними, поднявшись на небольшие возвышения, мужчины в строгих черных костюмах.

Взмах руки дирижера, и зазвучало хоровое пение. Словом "хор", которое произошло от греческого choros и латинского chorus , что значит толпа, собрание , называют коллективы людей, исполняющих вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива.

Разумеется, не всякий коллектив можно назвать хором. Бывают вокальные ансамбли, состоящие из нескольких, иногда более десяти, человек. Хор отличается от них значительно большим числом исполнителей.

Все участники хора разделены на несколько групп, чаще всего - на четыре. В детском хоре голоса делятся на высокие и низкие; высокие голоса - сопрано, низкие - альты.

Взрослые хоры могут быть разными по составу: мужскими, женскими и смешанными. В смешанном хоре присутствуют все основные голоса: сопрано (высокие женские), альты (низкие женские), тенора (высокие мужские) и басы (низкие мужские). Иногда, если исполняемое сочинение имеет не четыре разных партии, а большее количество, каждая из групп подразделяется на первые и вторые голоса: первые и вторые сопрано, первые и вторые альты и так далее.

Для хорового пения композиторы сочиняют специальные произведения: песни, хоры, хоровые поэмы. Д. Д. Шостакович написал 10 хоровых поэм на слова поэтов-революционеров.

Хор - одно из главных "действующих лиц" многих опер . Без него не обходится ни одна массовая сцена. Вспомним хотя бы "Сцену под Кромами" из оперы Мусоргского "Борис Годунов", где показана картина народного волнения. Образ восставшего народа передан через хоровую песню "Расходилась, разгулялась...".

М. Мусоргский. Хор "Гайда! Расходилась, разгулялась"
(опера "Борис Годунов" 4 действие, 3 картина)
Скачать

Величественный хор "Славься" звучит в финальной сцене оперы Глинки "Иван Сусанин".

М. И. Глинка. Хор "Славься"
(из эпилога оперы "Иван Сусанин")
Ваш браузер не поддерживает audio элемент.
Скачать

Хор - непременный участник исполнения ораторий и кантат , где ему отводится очень большое место.

Некоторые хоровые произведения пишутся без сопровождения. Такое исполнение принято называть а капелла .

Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все средства музыкальной выразительности: прозрачное пианиссимо и величественное фортиссимо , колоссальные нарастания и мгновенные спады звучности, замедление или ускорение темпа. Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощенные в музыке, способно нарисовать живописные музыкальные картины. Недаром хоровое пение - одна из самых любимых у нас в стране форм художественной самодеятельности.

По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга. Хоры, исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют "прикрытым", "округлым" звуком. Это Ленинградская академическая капелла имени М. И. Глинки, Республиканская капелла имени А. А. Юрлова, Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, хор мальчиков Московского хорового училища имени А. В. Свешникова. Народные хоры поют в особой манере, так называемым открытым звуком. Вспомните, например, звучание Хора имени Пятницкого, Северного народного хора и других подобных музыкальных коллективов.

Что такое хор, а что не является хором, а может называться только собранием поющих? Что является хоровой звучностью, а что лишь звучанием голосов человеческих? Почему один коллектив поет великолепно, а другой - посредственно? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Хор - собрание поющих людей

Прежде чем разбираться в том, что такое хор как понятие, отметим, что это - удивительное и превосходное изобретение человечества. Хоровое движение в последние годы набирает обороты. Огромное количество людей приходят в коллективы, постоянно появляются новые, все чаще проводятся фестивали и всевозможные конкурсы. Пение является самым доступным занятием как для ребенка, так и для пожилого человека, имеющего абсолютный или относительный слух, либо стремящегося обучиться хоровому пению. Существует масса любительских коллективов, где не нужно платить взносы и приобретать дорогой инструмент, надо только беречь свой голос и уметь правильно им пользоваться.

Что такое хор? Определение в словарях Даля, Ожегова и Ушакова

В толковом словаре Владимира Даля - это собрание певчих для согласного пения. Собрание определенного круга музыкантов для коллективной музыки. Бывает женский хор, мужской и смешанный. Хорища - в три сотни голосов. Хоровое пение определяется в словаре Даля как дружное и совместное.

В толковом словаре Ожегова это - ансамбль или некоторая группа певцов. Четырехголосный хор состоит из различных певческих голосов.

В толковом словаре Ушакова - в древнегреческой драме хором называется группа людей, участвующая в представлении с пением или пляской. Также он расшифровывает хор как коллектив певчих, которые исполняют преимущественно вокальную музыку. Разновидности хора по Ушакову:

  • хор оперного театра;
  • хор музыкантов;
  • хор балалаечников;
  • женский;
  • мужской;
  • церковный.

Этим словом называется и музыкальная пьеса, где всякая вокальная партия исполняется несколькими голосами.

Вот что такое хор как определение в толковых словарях маститых знатоков русского языка.

Зачем нужен хор человеку?

Пение в хоре доставляет удовольствие. Поющий человек наименее подвержен воздействию стрессам и депрессиям, так как вокал оказывает на него благотворное влияние и своеобразный психотерапевтическое воздействие.

Качественное хоровое пение во многом зависит от правильного дыхания, что положительно действует и на здоровье певцов. Хоровая музыка улучшает работу сердечно-сосудистой системы, повышает тонус головного мозга. В Австралии квалифицированные специалисты медицины обнаружили, что пение способно поправить здоровье людей, страдающих заболеваниями суставов и позвоночника. Еще один интересный факт заключается в том, что хоровое пение постепенно вводится в программу профилактики и лечения в различных медицинских учреждениях. Так, например, в одной из женских консультаций Саратова практикуются распевки беременными, что положительно влияет как на саму будущую маму, так и на ее плод. Хоровое пение предназначено и для детей - оно развивает их физически и духовно.

Что такое хор в музыке?

Профессиональные музыканты знают, что добиться идеального звучания хора, состав которого порой удивляет своей численностью, не так уж и просто. В музыкальных заведениях III и IV уровней аккредитации существует специальность «Хоровое дирижирование», где изучается одна из важнейших дисциплин для будущего профессионала - «Хороведение». Главная цель - достигнуть целостности и монолитности всех партий, чтобы звучание ансамбля ассоциировалось с единым живым организмом, слаженное и благозвучное звучание которого доставляло бы истинное наслаждение.

Таким образом, хор - это некое собрание поющих людей, идеальная звучность которого достигается за счет ансамблевого единства с выверенным строем и художественно выработанными нюансами. Хоровые коллективы могут состоять из любителей, звучание голоса которых порой ничуть не уступает настоящим профессионалам.

Хора — уникальная практика, ориентированная на укрепление выносливости во всех проявлениях: психической, интеллектуальной и физической.

В нашем мире выносливость является одним из ключевых качеств , позволяющих добиться успеха. Чтобы соответствовать требованиям современного постоянно меняющегося социума, не оказаться в числе аутсайдеров, человек должен эффективно и много работать. Но без выносливости это зачастую путь к выгоранию. Применение практики Хора позволяет делать тот же объём работы, но при этом находиться в активном физическом, интеллектуальном и психическом состоянии , минимизировав свою усталость . Особое внимание в Хора уделяется психической и интеллектуальной выносливости, ведь в современном мире большинство людей заняты трудом, не требующем приложения физических усилий.

В процессе Хора позволяет осуществлять постоянную поддержку, накачку и усиление психофизического и эволюционного природного потенциала.

Ключевой принцип практики Хора — сочетание давления и сопротивления , подобно гармонии, заложенной в восточном философском принципе "инь-ян". Это проявляется в каждом упражнении — взаимодействие мужского и женского начал, силы и податливости. Этот принцип можно обосновать и с точки зрения западной концепции эволюции — виды вынуждены сопротивляться и приспосабливаться к давлению природной среды, так происходит развитие жизни.

С точки зрения физической практики, давление и сопротивление способствуют внутреннему разогреву , что при правильном подключении дыхания, налаживает гармоничный энергетический обмен в теле . Духовное и телесное при этом соединяются воедино: крепко зафиксировавшись в предельно опорной позе или погружаясь в силовое действие, человек достигает состояния цельности .

Овладеть Хора на уровне интеллекта невозможно — ключевую роль играет практика, а в ней всю работу выполняет инстинкт .

Занятия по системе Хора проходят в режиме тренингов, каждый из которых длится от полутора до двух часов . При этом наработка устойчивых изменений и результатов проходит в комфортном и постепенном темпе . Практиковать Хора можно как в группе, так и индивидуально — под контролем ведущего , который может максимально учесть особенности практикующего и оптимизировать нагрузки. Работа в технике Хора производится в парах . Выполнение упражнений не требует специальной спортивной подготовки, но ими можно заниматься только под присмотром специалиста. Самостоятельно практиковать Хора нельзя.

Преимущества Хора перед другими методами можно кратко сформулировать следующим образом:

  • Адаптация под современного человека;
  • Ясность и прагматизм;
  • Естественность;
  • Единство покоя и действия;
  • Уникальность;
  • Эволюционный потенциал.

К базовым принципам Хора относятся:

  • Инстинктивно-эволюционная опорность;
  • Инстинктивно-эволюционный тип дыхания;
  • Инстинктивно-эволюционная концентрация внимания.

Кроме общей программы занятий, в Хора есть модификации, в частности женская программа , ориентированная на сексапильность.

Хора позволяет не только добиться оптимального психического состояния, но и избавиться от ряда заболеваний . В частности данная практика хорошо зарекомендовала себя при восстановлении позвоночника, позволяя процессу излечения проходить естественно и целостно.

Основные вопросы.

I .1) Определение хора видными мастерами хорового искусства.

2) Направления в хоровом исполнительстве.

3) Вид хора.

4) Численность состава хоров.

II . Типы хора.

III . Расстановка хорового коллектива.

Цель: Определить значение расстановки хорового коллектива для наиболее благоприятного звучания хорового произведения, в связи с типом и видом хора.

Определение хора видными мастерами хорового искусства

А. А. Егоров («Теория и практика работы с хором»): «Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющих вокально-хоровое произведение. При этом каждая партия поется несколькими однородными голосами. Этим хоровой коллектив, как вокальная организация, значительно отличается от камерного вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета и т.д.), в котором каждая отдельная партия всегда поручается только одному исполнителю. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a cappella, т.е.коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Другой вид хорового коллектива – хоровой коллектив с сопровождением фортепиано, ансамбля инструментов или же оркестра – является уже не вполне самостоятельным: он делит свои исполнительские задачи с инструментальным сопровождением.

Хоровой коллектив a cappella - это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза звука и слова передает своими богатыми красками художественные образы музыкального произведения».

В. Г. Соколов («Работа с хором»): «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении».

П. Г. Чесноков («Хор и управление им»): «Хор a cappella представляет собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении. Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенной ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы».

Заметим, что Чесноков относит нюансы к элементам хоровой звучности, трактуя это понятие шире, чем подвижная динамическая шкала. Нюансы, по Чеснокову, охватывают средства музыкально-хоровой выразительности – особенности ритма, темпа, агогики, дикции и д.р., в связи с их динамическими изменениями.

Хор – понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор – вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора. Хор – это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии – унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения – звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор – это ансамбль вокальных унисонов. Хоровое исполнительство выражении двумя формами музицирования – пение без сопровождения (a cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования – в натуральном или темперированном строе – повышается роль интонации. Точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре – основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде. Строй в хоре зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, а также от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта. Строй в хоре всегда сопряжен с выполнением множества различных взаимосвязанных задач – от организации певческо-хорового процесса и воспитания (обучения) певцов до встраивания собственно хоровой звучности с выявлением проблем ансамблирования и строя. При этом важные задачи в процессе выстраивания хора – создание ансамбля вокальных унисонов, высотное единообразие исполняемых звуков, тембровое их единство – решаются при условии правильно организованной вокально-хоровой работы с певцами. В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств – музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художестванно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.

Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии.

Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело статус профессионального искусства. Отсюда происходят две основные формы хоровой деятельности – профессиональная и любительская, отсюда и собственные названия – хор профессиональный и хор любительский (народный, самодеятельный). Под первым понимают хор, состоящий из специально обученных певцов, под вторым – хор, в котором принимают участие все желающие в нем петь. Занятия в любительских хорах не столь регламентированы, как в профессиональных.

В хоровом исполнительстве различают два основных направления – академическое и народное, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.

Академический хор (или капелла) опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы – академическую манеру пения. В рассмотрении проблематики вокально-хорового пения мы будем отталкиваться от понятия академической манеры пения.

Народный хор – вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе.

Хоровые произведения могут быть охарактеризованы по количеству самостоятельных хоровых партий в них, что определяется понятием вид хора. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трех-, четырех- и более. Принципы применения divisi (разделения) в хоровых партиях связаны с высотными соотношениями певческих голосов, а также с их гармоническими и темброво-колористическими сочетаниями. Известно, что divisi гармонически насыщает хоровое изложение, но в то же время заметно ослабляет силу звучания хоровых голосов.

Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия, представляющая собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в общих своих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Именно с хоровой партии (группа певцов) начинается строительство хоровой звучности во множестве аспектов: хоровая партия представляет собой начальный объект работы дирижера в установлении ансамбля и строй, в художественной отделке произведения. В связи с этим обнаруживается проблема наименьшего количества певцов (голосов) в хоровой партии – 3-4 певца, а также их тембровое и динамическое равновесие.

Теоретически, согласно определению П. Г. Чеснокова, однородный двухголосный детский, женский или мужской хор может составлять как минимум 6 певцов, например 3 сопрано (дисканта) + 3 альта, 3 тенора + 3 баса. Однако в современной исполнительской практике подобный по численности хор называют вокальным ансамблем. Более полнозвучным считается удвоенный состав хора, где каждая партия насчитывает два минимальных состава: 6 первых сопрано + 6 вторых сопрано + 6 первых альтов + 6 вторых альтов, в сумме получается 24 певца. Здесь также возможно деление (divisi) каждой партии на две группы.

Численность певцов в партиях хора должна быть одинакова. Недопустимо, чтобы женский или детский коллектив певцов в 30 человек состоял, например, из 11 первых сопрано, 9 вторых сопрано, 6 первых альтов и 4 вторых альтов. Рекомендуется несколько увеличивать численность певцов в партиях первых сопрано и вторых альтов в женском (детском) четырехголосном хоре, что связано как с динамическим выделением хоровой партии, исполняющей верхний мелодический голос (С I), так и с более компактным звучанием основы аккорда (А II), например:

сопрано первые – 8 чел.;

сопрано вторые – 7 чел.;

альты первые – 7 чел.;

альты вторые – 8 чел.

Всего: 30 чел.

Плотность звучания унисонов партий камерного хора, количество которых не превышает 10 певцов, несоизмерима со звучанием хоровых партий большого хора, где численность поющих в хоровых партиях составляет 20-25 певцов.

В теории хороведения принято количественные составы хоров классифицировать на три основных вида – малый (камерный), средний и большой хоры. В современной исполнительской практике камерный хор с примерным числом поющих – 20-30 человек. Средний смешанный хор, насчитывающий до 40 человек, предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Численность большого смешанного хора обычно колеблется в пределах 80-120 человек (изредка больше).

При благоприятных условиях могут быть созданы массовые и сводные хоры в несколько сот и даже тысяч человек. В хоровой литературе имеются примеры многохорных композиций, в целом насчитывающих свыше полутора десятков самостоятельных хоровых партий.

Существующее понятие двойной хор означает хор, разделенный на две чести, каждая из которых относительно самостоятельна; обе части двойного хор могут представлять собой как смешанный (полный и неполный), так и однородный состав. Тройной хор соответственно состоит из трех частей.

Для любого исполнительского состава хоров существует специальная хоровая литература, которая, безусловно, учитывает тембро-котолистические особенности и численность состава хора. Так, произведения, написанные для камерного хора, следовательно ориентированные на малочисленный коллектив, густо и тяжело будут звучать в большом хоре, насчитывающем около 100 певцов. И наоборот, партитура для большого хора с divisi в разных голосах в звучании хора малого состава теряет образную красочность.

Типы хора

Состав исполнительского коллектива по группам характеризуется термином тип хора. Певческие голоса делятся на три группы: женские, мужские и детские. Хор, состоящий из голосов одной группы, называется однородным, а хор, состоящий из женских (или детских) и мужских голосов или из певческих голосов всех трех групп, называется смешанным. В настоящее время встречается четыре типа хоров: женский, мужской, детский и смешанный.

Смешанный хор (полный состав)

Диапазон смешанного хора более 4-ех октав соль-ля контр октавы до 3 октавы. Смешанный хор обладает большой динамикой силы звука от еле слышного рр до ff, способного соперничать с симфоническим оркестром.

Мужской хор

Диапазон ля контр октавы – до 2 октавы. Мужской хор обладает большой динамичностью звучания, яркими тембровыми красками. Партия теноров является ведущим мелодическим голосом и поет более плотным грудным звуком.

Женский хор

Диапазон от фа талой октавы до до 3 октавы. Крайние звуки встречаются редко. Наиболее часто встречается смешанное и тесное расположение голосов. Много оригинальных сочинений и обработок народных песен для женского хора создали русские и зарубежные композиторы.

Детский хор

Выразительные и технические возможности детского хора тесно связаны с возрастными особенностями состава.

Детскому голосу характерны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Звучание детского хора отличается непосредственностью, искренностью исполнения. Детский хор обладает большими исполнительскими возможностями.

Расстановка хорового коллектива

Расстановка хора – эта определенная система расположения певцов с целью их совместной исполнительской деятельности. Отечественная хоровая культура накопила богатый опыт по вопросу расстановки хора. Теоретическое осмысление данного опыта нашло отражение в работах П.Г.Чеснокова, Г.А.Дмитревского, А.А.Егорова, С.В.Попова, К.К. Пирогова, В.Г.Соколова и др. Так, В.Г.Соколов отмечает, что «для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий во время репетиций и концертного выступления, привычная как для руководителя, так и для певцов».

Одним из самых важных в этом вопросе является художественно-исполнительский аспект. Известно, что расстановка должна обеспечить певцам партий максимально выгодные условия для ансамблирования. В связи с этим А.А.Егоров пишет: «Последовательно переставляя голоса внутри группы и тщательно подбирая один голос к другому по признаку однородности и тембров, можно установить полное слияние и мет самым положить начало хоровой партии».

Правильная расстановка должна обеспечивать возможность слухового контакта и между певцами различных хоровых парий, ибо «хорошая взаимослышимость хоровых партий создает наиболее благоприятные условия для возникновения ансамбля и строя, что является основой слаженности хора».

Обычно в размещении хора ни эстраде руководствуются устоявшимися традициями. Родственные партии стоят в одной группе. Голоса каждой партии соответствуют друг другу по тембру, звуковому диапазону и т.д. Хоровой коллектив располагается с таким расчетом, чтобы по левую руку от дирижера находились высокие голоса, по правую – низкие. В смешанном хоре слева от дирижера размещаются сопрано, за ними тенора; справа – альты, за ними басы.

Среди многих вариантов расположения однородных хоров популярен такой, где каждая партия расположена группой, подобно сектору. В женском или детском хоре (слева направо): вторые сопрано, первые сопрано, альты первые, альты вторые. В мужском хоре: вторые тенора, первые тенора, басы вторые, басы первые, октависты находятся в центре. Считается, что помещение первых высоких голосов (I сопрано или I теноров) в середину хора улучшает звучность, а расположение вторых высоких голосов (II сопрано или II теноров) в некоторой степени «прикрывает» звучание первых.

Женский (детский) хор

Мужской хор

Октависты

Тенора II

Тенора II

Тенора II

Тенора II

Такой расстановкой хора пользуются обычно при звукозаписи. В этом случае перед каждой хоровой парией ставится отдельный микрофон. Размещение смешанного хора при записи звука происходит с учетом направленности звучания каждой хоровой партии на отдельно выставленный микрофон.

Кроме указанной, применяются и другие варианты расстановки групп хорового коллектива, например:

Женский (детский) хор

Сопрано I

Сопрано II

На репетициях хор следует располагать так же, как и во время выступления. Не рекомендуется размещать хоровой коллектив в одной горизонтальной плоскости, так как при этом теряется должный визуальный контакт певцов с дирижером. Кроме того, участники хора будут вынуждены петь «в спину» впереди стоящих хористов. В смешанном хоре принято мужские партии располагать несколько выше женских.

Квартетная расстановка хора создает наилучшие условия для слухового самоконтроля певцов, учитывает индивидуальнвые певческие возможности каждого участника коллектива и используется в камерных хорах.

Размещение хорового коллектива на сцене зависит от акустических свойств ревербации. Ревербация – это акустическое свойство помещения благодаря отражательной способности их внутренних поверхностей увеличивать силу и продолжительность звуков (эффект «эхо»). При недостаточной ревербации звучание становится «сухим», при чрезмерном – исполнение будет «неразборчивым, грязным». Исходя из этого, в настоящее время в Петербургской государственной певческой капелле им. М.И.Глинки (рук. В.А.Чернушенко) применяется расстановка хора, при которой женские голоса составляют третий и четвертый ряды, а мужские голоса занимают первый и второй ряды. При этом руководитель данного коллектива использует широкую расстановку хора.

Располагать хоровой коллектив лучше в виде небольшого полукруга (веерообразно) или же в крайнем случае по прямой линии с небольшими закруглениями на краях. Расположение хора исключительно по прямой линии менее целесообразно.

При исполнении хоровых произведений с сопровождением фортепиано инструмент ставится перед хором по центру или справа (от дирижера); при исполнении с оркестром или ансамблевым сопровождением оркестр или ансамбль помещается впереди, а хор ставится небольшим полукругом за ним. Например, при исполнении «Трех русских песен» С.Рахманинова, написанных для неполного смешанного хора (альтов и басов) и оркестра, хоровые голоса обычно располагаются слева (альты) и справа (басы) от дирижера за оркестром на специальном возвышении (хоровых станках). В этом случае звучность каждой отдельной партии становится более компактной и монолитной. Длительное по времени использование одной хоровой партии, как, например, в указанном произведении, позволяет характеризовать хоровую партию весьма редким термином – хор альтов или же хор басов.

Проведенные современные научные исследования о влиянии акустических закономерностей и расположения певцов позволили внести коррективы в расстановку хора и разработать ряд практических рекомендаций, направленных на обеспечение надлежащих условий слухового самоконтроля певцов:

    не ставить в соседстве сильные и слабые голоса;

    использовать смешанный вариант широкой расстановки с чередованием родственных и разнородных голосов.

Представленный вариант расстановки имеет следующие преимущества:

    Создает условия для достижения художественного ансамблирования не на основе нивелировки тембров, а путем выявления природных тембровых возможностей каждого голоса, что отражает тенденцию прогрессивной вокально-хоровой методики и способствует успешному развитию и совершенствованию певческих способностей.

    Создает более эффективные условия для организации хора как сообщества индивидуальностей (ансамбль солистов).

    Способствует формированию у каждого певца более высокой степени ответственности за качество своей «вокальной продукции». Музицирование в такой расстановке требует от певца максимального проявления инициативы и самостоятельности.

    Способствует выявлению индивидуальных тембровых особенностей каждого голоса и таким образом оказывает весьма существенное влияние на качество звучания хора, которое становится более богатым по тембру, более насыщенным и объемным.

К л ю ч е в ы е с л о в а

Хор; тип; вид; численность; хоровые партии; женский; мужской; смешанный; детский; расстановка; исполнение; тембры.

Короткие выводы

Вокально-методический аспект расстановки хора затронут в работах по детскому музыкальному воспитанию. Так, М.Ф.Заринская отмечает значение расстановки певцов для организации влияния одних голосов на другие в процессе вокального воспитания в хоре. Она рекомендует размещать в последнем ряду и по краям хора «поющих наиболее красивым тембром и естественно, также опытных хористов, впереди – детей, поющих более тускло или имеющих те или иные недостатки в пении».

Контрольные вопросы

1.Что такое хор?

2.Дайте характеристику смешанного хора.

3.Какие вы знаете варианты расстановки хора?

4.Какие факторы влияют на расположение певцов хора на сцене?

Литература

    Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М. 2003

    Кеериг О. П. Хороведение - С.-П. 2004

    Соколов Вл. Работа с хором - М., «Музыка» 1983г.