День славянской письменности и культуры (24 мая). Сценарий концерта

По страницам Великой книги

Ко Дню славянской письменности и культуры.

Действующие лица: Б и б л и о т е к а р ь, Д е в о ч к и, Г р а м м а т и к а.
Сцена оформлена как волшебная библиотека. В центре находится большая книга «История славянской письменности».

Звучит музыка. Выходит Библиотекарь. Музыка становится тише.

Библиотекарь (зрителям) . Добрый день! Я хочу вам представить мое самое любимое место на свете. Как вы думаете, где мы находимся?

После ответа «В библиотеке» звучит фонограмма шелеста страниц.

Слышите, это шуршат страницы! Здесь много-много книг, которые мы с удовольствием читаем. Трудно даже себе представить, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. А ведь когда-то люди жили без нее.

Звук шагов и детский смех, появляются Девочки.

Девочки. Здравствуйте!
Библиотекарь. Здравствуйте!
Девочки. У вас есть азбука?
Библиотекарь. Азбука? Вы не умеете читать?
Девочка 1. Что вы, умеем! Просто нам нужно все про азбуку узнать.
Девочка 2. Что это такое…
Девочка 1. Кто ее придумал…
Девочка 2. И какие бывают буквари.
Библиотекарь. Вот теперь все понятно. Я покажу вам самую интересную книгу в библиотеке. Это «История славянской письменности».

Подходят к книге. Музыкальный акцент на открытие книги. На первой странице написана дата «24 мая» и нарисованы славянские буквы.

Девочка 1. Что это за дата?
Библиотекарь. Каждый год весной к нам приходит праздник - День славянской письменности и культуры. Он одновременно юный и древний.
Девочка 2. Как это может быть?
Библиотекарь. Праздник славянской письменности в нашей стране стал отмечаться недавно. Но в этот день люди вспоминают создателей славянской грамоты. (Берет с полки книгу, читает.) В 863 году просвещенные братья Кирилл и Мефодий прибыли из Византии в земли славян, чтобы научить народ грамоте. (Передает книгу Девочке 1.)
Девочка 1 (читает) . Оба хорошо знали славянский язык… (Передает книгу Девочке 2.)
Девочка 2 (читает) . И придумали славянскую азбуку, отличную от греческой и латинской. Названа она была в честь одного из братьев - «кириллица».
Библиотекарь. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро… А вот и они, славянские буквы!

Звучит русская музыка. На сцене появляются славянские Буквы. Танец Букв.

Вот какие буквы придумали братья славянам. (Переворачивает страницу, на которой написано «Славяне» и размещены русские и украинские орнаменты.)
Девочка 1. Интересно, кто такие славяне?
Девочка 2. Это наши предки.Библиотекарь. Совершенно верно! Восточные славяне - это предки современных русских, украинцев и белорусов. Все они говорили на одном древнерусском языке. Но постепенно время привело к разделению древнерусского языка на три новых: русский, украинский и белорусский. Они мало отличаются друг от друга. И сейчас мы это услышим.

Приветственные слова и поздравления с праздником на украинском языке. Блок номеров украинской тематики.

Девочка 1. Что же было дальше?
Девочка 2 (переворачивая страницу) . На этой странице нарисованы не буквы, а книга.
Библиотекарь. Много веков успешно развивалась славянская письменная культура после создания азбуки.
Девочка 1. Аз, буки - букв или азбуки-книги?

Музыкальный акцент на появление Грамматики.

Грамматика (появляясь) . Совершенно верно подмечено!
Девочка 2. Кто вы?
Грамматика. Я - Грамматика. Я появляюсь там, где без моей помощи не обойтись. Я вижу, вы в затруднительном положении. У слова «азбука» два значения. Во-первых, азбука - это набор букв, алфавит, а во-вторых, это книга, по которой изучают буквы.
Девочка 1. Все ясно. А кто же тогда придумал первую русскую азбуку-книгу?
Грамматика. Началом русского книгопечатания считается 1564 год. Русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали первую книгу. А позже ими была издана первая российская печатная азбука. Она имела небольшой формат, содержала 79 страниц, включала алфавит, грамматику и материалы для чтения.
Девочка 1. А дальше?
Грамматика. Позже появился букварь, который издал Василий Бурцев. В нем впервые появились картинки. А в начале были написаны стихи. (Читает.) Сия зримая книжица,
По реченому алфавитица,
Напечатана бысть
По царскому велению.
Вам, малым детям, к научению.
Девочки. Здорово!
Библиотекарь. И учились по этому букварю ребятишки в русских городах и селах.

Выступление фольклорного коллектива с русскими народными песней и пляской.

Грамматика. В Белоруссии книгопечатание началось еще раньше. Франциск Скорина - белорусский просветитель, печатник - в 1519 году выпустил впервые на славянском языке «Псалтырь» и основал типографию.

Приветственные слова и поздравления с праздником на белорусском языке. Выступление фольклорного коллектива. Исполняются одна-две песни на белорусском языке.

Девочка 1. Можно мне теперь перевернуть страницу?
Библиотекарь. Конечно можно.
Девочка 2. На этой странице снова буквы. Но уже похожие на современные.
Девочка 1. Это они и есть. Вот, смотри!
(Читает.) Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
Девочка 2. Тридцать три? Но ведь в славянской азбуке их было гораздо больше!Библиотекарь. Все правильно! Раньше азбука состояла из 43 букв.
Грамматика. Реформу русской азбуки осуществил в 1708 году царь Петр I. К этому времени некоторые буквы устарели. Они существовали в алфавите только по традиции, но и без них можно было обойтись. Еще позже, в 1918 году, из русского алфавита ушли другие устаревшие буквы - ять, фита и ижица. Надобность в них отпала, потому что те же звуки изображались буквами - «е», «ф», «и».
Библиотекарь. И вот тогда-то осталось у нас тридцать три буквы, которые вы найдете в любом современном букваре или азбуке.

Татьяна Тихомирова
Сценарий праздника «День славянской письменности»

Сценарий праздника

«» .

Цель : познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки , рассказать о зарождении письменности , об истоках русской письменности , о славянской азбуке , о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры , способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.

Оснащение : Мультимедийная презентация, книжная экспозиция, березта, писало, перо, чернила, бумага, восковая дощечка.

Ход праздника:

I. Выходит ведущий.

Гой, вы славные наши гостюшки , разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать . И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из государства Византия и славянской земли - города Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке , а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам , а для этого нужно было придумать славянские буквы . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги , чтобы славянам было что читать . Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.

Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности . Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах , в Болгарии, например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично .

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым!

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности . Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры . Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация , народ, государство.

Чтец :

Тома в обложке синей,

Знакомые тома,

В них бьётся пульс России,

В них вечна жизнь сама.

Страница за страницей…

На всё найдёшь ответ.

Нет, им не запылиться

И через много лет.

Ведущий :

Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. (рисунок №1)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности . Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (рисунок №2)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма » на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность .

Вы видите (рисунок 3) изображение двух братьев в монашеском одеянии – Кирилл и Мефодий. Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей» – учащих и учащихся. С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры . Но это не только сегодняшняя традиция, и сто лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год.

Звучит колокольный звон, выходят чтецы.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые, Кирилл и Мефодий,

За труды свои прославляются .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных ,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими ,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные ,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы? Мы - славяне !

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы? Мы - славяне !

Ведущий :

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира . Они говорили : разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Богом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Чтец :

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

(Н. Кончаловская)

Ведущий : (указывая на плакаты с азбуками)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки . Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь» . А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. Всего 43 буквы-сестрицы, именно они стали основой современной русской азбуки.

Чтец :

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины ,

Мы и сейчас, славяне-братья ,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века !

Ведущий :

В настоящее время старославянский язык мертвый – на нем не говорят и не пишут.

Заглянем вглубь веков и посмотрим, что же было до появления кириллицы.

Буквица - это алфавит славян , применявшийся на обширной территории, принадлежавшей русам. Также существовали руница (жреческое письмо , глаголица (торговое письмо , черты и резы (простейшие из письмен ) . Самой большой была Всеясветная грамота - 147 символов.

Буквица известна нам лучше всего - под именем Кириллицы, обрезанная и подчищенная от лишних букв, звуков.

Древнеславянская Буквица имела 49 Буквиц. Современная - только 33.

Для перевода Библии на наш язык византийские монахи Кирилл и Мефодий переделали нашу древнеславянскую буквицу , а непонятные им буквы убрали (те, которых не было в греческом) . Непонятными эти буквы были ещё и потому, что звуки, ими обозначаемые, в греческих словах не встречались. У греков и поныне всего 24 буквы.

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя : веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя : «добро» , «живете» , «земля» , «люди» , «покой» .

«Аз» и «Буки» . Получилось слово «АЗБУКА» .

В народе так и говорят : «Сначала «аз» да «буки» , потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, вы знаете пословицы о пользе учения?

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

А вы знаете, что означает - "Аз-Буки-Веди"? "Я буквы знаю", говорит нам азбука. Представляете - три буквы скрывают в себе целую фразу! Для наших предков-славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мира в слове.

1 чтец :

Так вот они - наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь .

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

2 чтец :

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

Ведущий :

В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг , потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь .

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.

Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи .

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды. Знакомство с экспозицией.

Книги были очень дорогими. Изготовление древних рукописных книг было делом трудоемким. Материалом для них служил пергамен (рисунок 4) - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день . Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже 14-15 вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств 11-12 вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. (рисунок 5)

Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь, образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до 19 в . сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях. (рисунок 6)

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком - титло - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - силу.

Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской письменности . Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В 15-16 вв. письменность усложнилась . В книгах появились, например, запятые - для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - инициал- писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - писать с красной строки. Завершался раздел - концовкой - небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов.

1чтец :

Из колодезной, синей такой глубины

Вырастает мой Китеж, четыре стены,

Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…

Розовеет восток. Озаряется Рось.

Деревянная сказка, озёрный покой,

Для чего мне твой берег, ажурный такой?

В прихотливых изгибах узорочья крыш?

Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?

2 чтец :

Видно, память архивная стала болеть,

Если нечего в дебрях бетонных жалеть –

Так хотя бы тебя поманить из глубин,

Из кириллицей сотканных песен-былин.

Деревянная сказка, забытая Рось,

Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.

И не знаю, зачем так бывает нужна,

Как вода из колодца, твоя старина….

Историк : (в мантии и конфедератке)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту (рисунок 7) . Береста - очень удобный материал для письма , хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - писалом - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

(восковые дощечки +береста)

Чтец :

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Ведущий :

Сегодня, думаю, стоит поговорить еще и о нотном письме , так как многие из вам занимаются музыкой. Во многом появление нот обязано потребностью человека хранить информацию о придуманной им мелодии и передавать ее следующим поколениям.

История нот насчитывает не одно тысячелетие со времен возникновения первых музыкальных инструментов. Правда в те времена нотной грамоты не было и звуки, издаваемые музыкальными инструментами, записывались в виде обозначений, придуманных самим музыкантом : черточки, точки, различные завитушки. Древние сборники писались крюками – безлинейными нотами. Такие крюки еще называли «топориками» или «кондакарные» ноты (от слова КОНДАК – стих) (листки с нотами и книга) . Этот вид нотного письма исчез в 13 веке . Позднее, эти символы стали записывать на горизонтальных линиях. Но различное обозначение нот у каждого музыканта вносило хаос в музыкальный мир – это и стало предпосылкой появления нот похожих на современные. Они должны были внести порядок в процесс записи музыкальных композиций и сделать их легко читаемыми для других людей.

Инсценировка «АЗБУКА»

Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей

Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.

Буква «А» :

Беда, беда!

Ведущий :

Что случилось?

Буква «А» :

Пропало слово, слово пропало!

Ведущий :

Какое слово?

Буква «А» :

Жило-было слово.

Играло, училось, ходило в школу

И вообще жило замечательно.

Ведущий :

Но вот, что было в нем примечательно,

Слушало учителей своих оно невнимательно,

И никак не могло запомнить, что же оно означает.

И, вот как, ребята, в жизни бывает :

Однажды слово, проснувшись рано,

Оделось, умылось, взяло корзину,

И пошло в лес – за грибами,

Не далеко тут - рядышком с нами.

Долго ходило, проголодалось,

Село на пенечек - съело пирожочек,

Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!

Буквы растерялись, перемешались и потерялись.

И осталась у нас одна - буковка «А» .

А слово-то не знало, что оно означает,

И как слову собраться снова – буква «А» не знает.

А пока буковка «А» плачет –

Наша с Вами основная задача – помочь ей!

Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!

А в каждом задании – есть свои правила.

Мы, ребята, с вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам стихотворения, а мы с вами постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача : внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных. Ну, как вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня слово? Поможем нашей букве «А» ?

Дети отвечают.

Вдруг вбегает вторая буква «А» .

Ведущий :

А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве, помнишь свое стихотворение.

2-я буква «А» :

Ведущий :

Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя отгадать.

2-я буква «А» :

Александра и две Али

Астры в садике сажали,

А Артур и два Алёшки

Алфавит читали кошке.

Ведущий :

Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?

Дети отвечают и говорят как эта буква звучит на кириллице.

Ведущий :

Ну вот, ребята, у нас с вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова.

«К» ).

Буква «К» :

Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась (вздыхает) .

Ведущий :

Здравствуй! А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?

Буква «К» :

Ведущий :

Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее, читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!

Буква «К» :

Куклу Катеньку Камилла

Кашей манною кормила :

«Кушай, Катя, кушай, детка,

К чаю есть у нас конфетка»

Ведущий : Ну что, ребята, это за буква, догадались?

Дети отвечают.

Входит ребенок с табличкой (буква «З» ).

Ведущий : Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее стихотворение и постараемся угадать!

Буква «З» :

«Зоя, Зиночка, Захар!

Закипает самовар!

Земляника нынче к чаю.

Заходите - угощаю!»

Историк : Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?

Дети отвечают.

Историк :

Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «У» )

Ведущий :

А вот и еще одна буква. Ну что же, читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно слушать – и постараются тебя отгадать.

Буква «У» :

У Ульянки день рожденья .

Ух, какое угощенье :

Утка, устрицы, урюк –

Угощайтесь, все вокруг!

Ведущий :

Так что же, ребята, это за буква?

Дети отвечают.

Ведущий :

Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она называется «УК» . Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу вам по секрету, нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с вами сможем составить все слово целиком!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б» )

Ведущий :

А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем стихотворение, и угадаем ее!

Буква «Б» :

Бэлла, Боря и Булат

Бублики весь день едят .

Бобик крутится у ног :

Бобик бублик съесть не смог.

Дети отвечают.

Ведущий :

Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б» , а в славянском алфавите она называется «БУКИ» .

Ну что же - все буквы мы с вам отгадали - остается теперь из них составить слово целиком.

Все буквы встают в ряд, дети с помощью ведущего составляют слово «Азбука» .

Звон колокольчика. Входит буква Глаголь.

Глаголь :

Здравствуйте! Я буква «Глаголь» .

Ведущий :

Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?

Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили : «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь» . Много пословиц сложено о пользе учения. Некоторые из них я вам сейчас зачитаю, а последнее слово в них вы назовете сами.

(Называет начало пословицы, ученики договаривают)

1. Аз, буки, веди, страшны как… медведи.

2. Что написано пером, не вырубишь… топором.

Звон колокольчика. Входит буква :

Добрый день ! Меня зовут «Добро» .

Какое у тебя доброе имя!

Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

К нам из азбуки спешит новая гостья!

Звон колокольчика. Заходит буква :

Я буква «Люди» .

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети поют Песню : «Вот что значит настоящий добрый друг….»

Звон колокольчика. Входит буква :

Здравствуйте! Меня зовут «Мыслите» .

Какая мудрая буква к нам явилась!

Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

1) Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова.)

2) Носила меня мать,

Уронила меня мать,

Подняли меня люди,

Понесли в торг торговать,

Отрезали мне голову, стал я пить

И ясно говорить. (Гусиное перо) .

Наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье.

Гусиные перья подвергали особой обработке : втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки.

3)Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга) .

Ведущий :

В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.

Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.

Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить : «Книжное слово в жемчугах ходит» . Такая книга стоила больших денег.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них –

Буква рычащая.

Звенит колокольчик. Входит буква.

Здравствуйте! Я - буква "Рцы".

Недаром я собой горжусь,

Ведь - я начало слова "Русь".

Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Гимн “Слава вам , братья, славян просветители” .

(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача) .

Слава Вам , братья, славян просветители ,

Церкви Славянской Святые Отцы !

Слава Вам , правды Христовой учители,

Слава Вам , грамоты нашей творцы! / 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения ,

Братья святые : Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза

Ведущий :

43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.

Звучит музыка.

Выходит русский алфавит.

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём :

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий :

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым,

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

10.00 – организационные мероприятия.

10.30 – Анонс мероприятия.

Диктор: 24 мая отмечается день российского просвещения День славянской письменности и культуры. Сегодня, мы отмечаем национальный праздник силы русского слова, мощи великой культуры объединяющей светские и православные традиции. Наши торжества предваряет выставка библиотечного фонда района и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Православная церковь 24 мая празднуя религиозный праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия, проводя в храмах торжества. Прямо сейчас, прихожане следуют Крестным ходом к главному месту события, после чего, состоится праздничный молебен.

  • По прибытию, участники Крестного хода, занимают свои отведенные места у сцены площади;
  • готовится праздничный молебен.

10.45 Прибытие Крестного хода.

Диктор. Уважаемые данковчане, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и День славянской письменности и культуры, в соборах церковного округа совершилась Божественная литургия.

Сюда прибыл общегородской Крестный ход за мир с чудотворными образами, святынями храмов Данкова.
Через несколько минут к празднику присоединятся духовенство храмов данковского церковного округа и прихожане, воспитанники воскресной школы. Будет совершен праздничный молебен святым равноапостольным Кириллу и Мифодию.

Диктор. Уважаемые горожане, совершается праздничный молебен равноапостольным Кириллу и Мефодию, который проводят духовенство данковских храмов, во главе с благочинным церковного округа. Сегодня, молитвы жителей прихожан преисполнены надеждой, что Всемилостивый Господь пошлет всем мир, спокойствие и благополучие.

Праздничный молебен равноапостольным Кириллу и Мефодию

11.00 Торжественное открытие праздника Кирилла и Мифодия

Колокольный звон

Диктор: По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Выход ведущих.
Выход участников литературно-музыкальной композиции

Ведущий: Здравствуйте, все кто пришел соприкоснуться с великим культурным наследием.

Ведущая: Здравствуйте, все кто вместе с нами желает припасть к своей вере, к священному роднику знаний и единства народов.

Ведущий: 24 мая – День славянской письменности и культуры, свидетельство духовного возрождения и возвращения к этнокультурным истокам всех славян.

Ведущая: Сотни лет назад, равноапостольные Кирилл и Мефодий неразрывно связали нашу историю и самобытность, положив начало величию Российского государства.

Ведущий: Этот год объединяет всю силу и мощь нашей культуры, это литература и юбилей Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне.

Ведущая: Русское слово, которое звучало в стихах, прозе, статьях военных корреспондентов и песнях и молитвах, помогало громить врага и вселять в людей веру в правое дело.

Ведущий: Наш праздник открывают духовное песнопение. Исполняют священнослужители благочиния.

1. Духовное песнопение в исполнении духовенства церковного округа

Ведущая: Литературно-музыкальная композиция «Сила русского слова», исполняют учащиеся лицея №4.

2. Литературно- музыкальная композиция

(Составлена из стихов местных поэтов и композиторов)

Официальная часть

Ведущий: Святые братья Кирилл и Мефодий снова напоминают нам о том, кто мы есть, где наши корни, какова сила русского слова и единства славянских народов.

Ведущая: Мы хорошо знаем, какова цена исторической памяти. Величие культуры нашего народа всегда рождается большими испытаниями и жертвами, через которые прошли многие поколения.

Ведущий: Именно поэтому, этот яркий праздник отмечается совместными мероприятиями светского общества и Русской Православной Церковью.

Ведущая: Из год в год растет интерес к нашему историческому прошлому, мы заново даем оценку важным моментам, связанных с историей государства, своего родного края.

Ведущий: На нашем мероприятии руководство района, города и благочиния. Вас приветствуют: (озвучиваются имена отчества, фамилии и должности, руководители проходят на сцену)

Выступления руководителей.

Церемония награждения

Ведущая: Многие талантливые люди нашей земли вносят значительный вклад в культуру нашего края. Сегодня, мы чувствуем лучших представителей образования и культурной сферы.

Ведущий: Благодарственным письмом администрации области награждается:(озвучиваются имена отчества, фамилии и должности, награждаемые проходят на сцену)

Ведущая: Благодарственным письмом и ценным подарком администрации района награждаются: (озвучиваются имена отчества, фамилии и должности, награждаемые проходят на сцену)

Награждения.

Ведущий: Праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия отмечается в Русской православной церковью с 1863 года. Светский праздник - День славянской письменности и культуры был установлен в 1991 году, и стал одним из первых праздников Новой России.

Ведущая: Ежегодно, 24 мая упреждения культуры и образования проводят массу мероприятий приуроченных к этому торжеству. Артисты и творческие коллективы готовят интересные номера для концертных программ. Мы с большим удовольствием уступаем сцену народному фольклорному коллективу.

3. Выступление фольклорного коллектива

Ведущий: Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки дали огромные нашим поэтам, писателям, мастерам словесности, ученым и народным талантам, которые создали большой пласт величайших произведений, ставшие лучшими образцами мировой культуры.

Ведущая: Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, Лев Толстой и Антон Чехов, Михаил Шолохов и Анна Ахматова, имена которые знает вся планета. На нашей земле творили известные поэты России, это Алексей Хомяков, Степан Жихарев, Василий Ряховский, Василий Кудашев и другие талантливые писатели. Нынешнее поколение жителей, нашей богатой на таланты земли продолжают радовать нас своими творениями.

Ведущий: В исполнении ансамбля русской песни прозвучат произведения на стихи и музыку местных авторов.

4. Выступление ансамбля русской песни

Ведущая: Люди, которые начинают понимать великую силу слова, совершенствуют себя и дают невероятный толчок в духовном росте общества. Книги, кино, театр и другие виды искусства возвышают нас и делают лучше.

Ведущий: Простые песни, но вних вножена мошь и эмоциональный заряд. Эта сила русского слова не раз воодушевляла на труд и подкиг десятки поколений России. Наша концертная программа, посвященная Дню славянской письменности и культуры, святым равноапостольным Кириллу и Мефодию продолжается замечательными талантливыми людьми, которые готовы вас окунуть в красивый и неповторимый мир русской культуры.

Концертная программа

Концертная программа, посвященная Дню славянской письменности и культуры, святым равноапостольным Кириллу и Мефодию включает в себя номера, составленные на основе местного материала и классических произведений поэтов, писателей и композиторов.

Эпилог

Ведущая: Работу, которую проделали святые равноапостольные Кирилл Мефодий сложно переоценить, их труд огромен. Они смогли объединить сотни миллионов представителей славянских народов, которые продолжили совершенствовать свои языки, свои национальные традиции.

Ведущий: Язык - основа культуры любого государства, он дает свободу мысли, развитию науки и искусства, язык способен объединить народ и страны, язык, это политика и духовный рост общества. Благодаря развитию культуры речи мы становимся единой нацией, единым народом, стоим и созидаем, становимся лучше и нравственно богаче.

Ведущая: Наш праздник завершен, мы благодарим вас за внимание и желаем счастья, мира и добра!

Ведущий: Берегите родную речь, всего вам самого доброго, до новых встреч!

Хоровой концерт ко Дню славянской письменности и культуры

Учитель : Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. 24 мая отмечается важный праздник, тесно связанный с историей и культурой России - День славянской письменности и культуры. Сегодня мы расскажем о рождении букв, слов, родного языка, который мы слышим, на котором мы пишем и читаем. Без этого языка не было бы нашей нации – русского народа, не было бы истории, великих дат и имён.

Хор исполняет песню «С чего начинается Родина» (муз. В.Баснера, ст. М.Матусовского)

Ведущий1: Вначале было слово. Человек на заре своего развития учился говорить: жестами, звуками, криками. У многих народов есть мифы, помогающие понять значение слова, - что сказано, что осуществляется. Отсюда магическая сила слов. Но человеческая память несовершенна. Жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение, искажался, забывался. Необходимо было донести информацию в зримой форме. Так появилось письмо. Наши предки - славяне – язычники – считали и писали посредством некоторых видов древнейшего письма.

Ведущий 2: Один из видов письма – предметный. Славяне делали зарубки на деревянных «памятных» дощечках или, как говорили, « на носу». «Зарубить себе на носу» означало запомнить. Также у славян было принято «узелковое» письмо. Узелки завязывались по–особому, чтобы вспомнить о чём–то. Не правда ли, и мы сейчас нередко завязываем «узелок на память»? Но такое письмо не могло стать «памятью» человечества.

Ведущий 1 : Одна из самых главных загадок русской письменности – так называемые «черты и резы», которыми, возможно, писали в Древней Руси. Об этом сообщал в своей книге «Сказание о письменах» болгарский учёный монах Черноризец Храбр. Письмо с помощью «черт и резов» могло быть первым славянским древнейшим письмом, очень примитивным, включающим простейшие счётные и прописные знаки в форме чёрточек и зарубок, знаков для гадания, календарных дат и др.

Ведущий 2 : С зарождением первых славянских государств такое письмо стало непригодным. От «черт и резов» славяне к VIII веку переходят к использованию греческих и латинских букв. Букв чужих, малопонятных, но единственно возможных для церковного богослужения, государственных записей.

Ведущий 1: О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи - «Повести временных лет». Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: « Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их» .

Ведущий 2: Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев - Константина (в монашестве Кирилла) и Мефодия, и « уговорил их царь и послал их в славянскую землю». Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. 24 мая 863 года в городе Плиске(в те времена столица Болгарии) первоучители словенские огласили изобретение славянского алфавита.

(Звучит колокольный звон).

Так был создан первый общеславянский литературный язык. А первой книгой, переведённой братьями на славянский язык стало «Евангелие»: « Вначале было слово, и слово было Бог…».

Ведущий 1: Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа Римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

(Звучит тропарь святым Кириллу и Мефодию)

Ведущий 2: Через двести лет после принятия христианства Русь уже имела богатую и разнообразную письменную литературу. Это были первые исторические сочинения – летописи. По каждому году велись записи о событиях в стране, о том, кто и где построил новый город, кто в нём княжил, с кем воевал, удачно ли. Имелись сведения о солнечных затмениях, наводнениях, землетрясениях, пожарах, эпидемиях чумы, холере, о голоде. До нас дошла такая летопись, написанная монахом Киево–Печёрской лавры Нестором, называется она «Повесть временных лет». Эта первая история нашей страны была написана от руки, писал ее монах Нестор в течении 5-7 лет.

(Стромов Алексей читает стихотворение «Старославянский язык» О. Дмитриева)

А все же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков –

Для нас неудобный язык.

Пускай не во всем он понятен

И мудрым ученым порой,

И белых в нем более пятен,

Чем даже на карте земной,-

Но вслушайтесь в давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой

В словах легковесности нету,

Поспешности нет никакой!

Над лунным челом летописца

Татарские кони храпят.

И все ж принимает страница

Не каждое слово подряд:

Когда они слабы и мелки,

Негоже и браться за труд,

Над ним не секундные стрелки,

Смертельные стрелы поют.

И долгий подсказывал опыт,

Что выразить может верней

Коней несмолкающий топот,

Звон лат, и монет, и церквей,

Набата отверстое горло,

Рев рога и дробь топора,-

Не наше ленивое «ОРО»,

А страшное грозное «РА»!

Великих высот достигали

Два слога в звучанье стальном,

Двумя оставаясь слогами

В воинственном слоге одном.

И с краткостью – признаком силы

Слова обретали тогда

Летящую тяжесть секиры.

Спокойною грузность плода …

Да здравствует старославянский!

В нем кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжелый, как сотовый мед!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые,

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы.

До наших времен донесли

Значительность каждого слова

В начале российской земли.

Ведущий1: Кирилл создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку. Сегодня весь славянский мир пишет, пользуясь кириллицей. Праславянская Азбука - это первый в истории современной цивилизации учебник.

Звучит песня «Наш букварь» муз. А. Пахмутовой, ст. Н. Добронравова

Читают стихи первоклассники

О Русском языке (

Русский язык- достоянье народа,

Силище духа российского рода.

Тысячу лет развиваясь, живет,

Как и великий российский народ.

Чрез тернии к звездам пути проходили,

Язык и народ чашу горя делили.

Победы справляли врагов победив,

Пиры хлебосолья затмили весь мир.

Поныне могучий язык процветает,

И славы своей с каждым днем прибавляет.

Братья славяне - русые кудри,

Славный, весёлый, забавный народ.

Весь колорит многогранной культуры

Он для потомков хранил и берёг.

Помнить, беречь и хранить,

Чтобы «спасибо» сказать предкам нашим,

Память святую почтить,

Нам дорогой есть один праздник,

Он отражает суть нашей натуры.

Праздник зовется «День славянской

Письменности и культуры»!

Славянская культура - сила

Древнейших поколений,

Имеющих так много

Различных ответвлений.

Если славянской давней речи

Зерно на свет прорвалось,

Значит, у нации есть дух

И предков власть осталась.

Пусть слово это сильное

И весь славянский мир навек

Цельным и дружным остается.

Много веков тому назад

Равноапостольные братья

Кирилл с Мефодием под стать

Открыли письменность с печатью.

По новым книгам - электронным,

И в Интернете зависать,

Его безбрежьем покорённы.

Истоки помним, свято чтим,

И головы свои склоняем,

Потомкам передать хотим

Культуру нашу сохраняя.

Пусть процветает наш народ,

И развивается культура,

Наука движется вперед,

И будет жить литература!

Звучит песня «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского, ст. М Матусовского

Ведущий 2: От старославянского и древнерусского языка до современного русского языка – долгий путь. Историческая справка: « В IX и X веках основные книги были церковнославянские. Когда русские переписчики их переписывали, то они добавляли в них ещё и черты родного языка». Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, на котором написано немало летописей.

(Маняхина Ираида читает стихотворение «Русский язык» К. Алтайского)

Издревле,

Когда ещё чтилась рогатина,

Богатствами славилась наша земля.

В слоенье хребтов – изумруды да платина,

В реках – осетры,

В лесах – соболя.

Недаром повсюду молвою крылатою

Так взысканы, радуя всех красотой,

Московский наш Кремль с Оружейной палатою,

Василья Блаженного купол витой.

Но, всех самоцветов стократ драгоценнее,

Во мгле лихолетий смогли мы сберечь

Созданье народного светлого гения

Могучую,

Звучную,

Сочную речь.

О русское слово! Ни лязгами цепи,

Ни визгами розги, ни свистом кнута

Твоё не шелохнуто великолепие,

Твоя чистота и твоя простота.

Веками тебя шлифовали без устали

В изустном реченье и в строе строки

Поэты с неведомыми златоустами,

Купцы,

Академики

И мужики.

Прошел ты сквозь мрак исторической полночи

К сиянью кремлевских негаснущих звезд,

Правдив по-толстовки,

По- пушикински солнечен,

По-горьковски ясен, прозрачен и прост.

Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык.

Исполняется песня «Дорогою добра» муз. М Минкова, ст. Ю Энтина.

Стихотворение о Родине (читает Шарипова Лиза)

Самой лучшей, самой звонкой песней

Я славить Родину хочу.

В целом мире нет её чудесней,

Ей любое дело по плечу.

В Сочи -жаркий день,

В Норильске – вьюга, --

Вот такой страны моей размах!

Но – она от севера до юга-

В наших умещается сердцах.

И недаром видит вся планета,

И недаром видит вся земля,

Сколько людям праздничного света

Дарят звёзды древнего Кремля.

Будем Родиной своей гордиться,

Будем ей одной всегда верны.

Солнечные, яркие страницы

Впишем в биографию страны.

Песня «Зачарованная даль» муз. А. Пахмутовой, ст. Н. Добронравова

Учитель : Вот и закончился наш концерт. Надеемся, что вы осознали, с каким удивительным явлением мы встречаемся каждый день – удивительным, чудесным является наш алфавит, наше русское слово и наш русский язык. Хочу напомнить вам и слова Н.В.Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи». Давайте же бережно относиться к нашему русскому языку, подаренному нам нашими предками. Из поколения в поколение трепетно, с любовью, передавалось великое русское слово. И нам его хранить и обогащать.

Звучит стихотворение И. Бунина « Слово» на фоне органной музыки Баха

Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Этот праздник неразрывно связан с именами двух христианских святых - равноапостольных Кирилла и Мефодия. Неизвестно, каким бы был сегодня славянский мир, если бы не эти братья: блестяще образованный Кирилл, владеющий шестью языками, и Мефодий, продолживший дело брата после его смерти. Именно этим величайшим просветителям мы обязаны появлением в 863 году славянского алфавита, для создания которого они адаптировали греческий, добавив к 24 знакам ещё 14. В честь одного из братьев азбука была названа «кириллицей». Подвергшись значительным изменениям во времена Петра I, и, претерпев ряд преобразований в XXвеке, она дошла до наших дней. Но заслуга братьев не только в том, что они изобрели алфавит и впервые перевели Евангелие на славянский язык: они сделали главное - объединили славян «буквой и словом». Именно с момента создания азбуки славяне стали воспринимать себя единым народом с собственной письменностью и языком, ставшими основой развития государственности и цивилизации.

Память Кирилла и Мефодия чтят все славянские народы. Церковный праздник в их честь зародился в Болгарии ещё в X-XI веках, и лишь в XIX столетии стал отмечаться как День славянской письменности и культуры. В России церковный праздник был учреждён в 1863 году - в год 1000-летия создания славянской азбуки, и указом Святейшего Синода назначен на 24 мая, а спустя 100 с небольшим лет, в 1985-м, был объявлен «Праздником славянской письменности и культуры».

Праздник является единственным в России, имеющим статус церковно-государственного. К нему приурочены самые разнообразные светские и церковные мероприятия, которые не ограничиваются только 24 мая: по всей стране проходят концерты и фестивали, конференции и симпозиумы, выставки и книжные ярмарки, литургии и Крестные ходы.

Главное торжество развернётся в Москве. 24 мая на Красной площади состоится грандиозный праздничный концерт, в котором примут участие крупнейшие хоровые коллективы, ансамбли, ведущие солисты музыкальных театров, известные эстрадные исполнители, актёры театра и кино. В концерте прозвучат популярные песни отечественных композиторов, народные песни, сочинения русской духовной музыки, оперные шедевры.