Как православные священники выбирают себе жен. — Кто был Вашим духовником? Может ли священник отказать

Семья_Родители__Братья и сестры_Тети и дяди__Брак__Дети__Деньги__Работа__Жизнь_

Здравствуйте! Больше не знаю к кому обратиться, решила написать Вам. Моя жизнь превратилась в ад и не знаю, что с этим делать. Зовут меня Любовь, мне 45 лет, я живу с мамой, я никогда не была замужем и у меня нет детей. Хотя я всю жизнь мечтаю иметь дружную семью и детей. Папа мой погиб, когда мне было 21 год и моя мама все обязанности, которые выполнял мой папа, она переложила на меня, то есть я зарабатываю деньги, я ремонтирую квартиру, водопровод, электрику. То есть все что раньше делал мой папа, с тех пор как его не стало, мама требует чтобы все эти проблемы и заботы все делала я, всю мужскую работу. Это одно из зол. Второе - это у мамы 4 сестры и два брата и у каждой из ее сестер дети. Мама старшая из сестер и ей сейчас 78 лет. И моя мама всю жизнь их так сильно любит, что просто уничтожила меня и мою жизнь. Моей маме нет дела до моей жизни, что я одинокая и несчастная, а зато она всю жизнь бегает за своими сестрами и их детьми, хочет весь мир спасти, только не своими руками, а моими. Она им тоже очень много помогала, но в основном в глобальном масштабе использовала меня, а раньше, когда был жив мой папа и я была маленькая, то помню, мама всегда тоже моего папу просила также каждый раз решать проблемы ее сестер и также работать на ее сестер и так же за бесплатно. Папа строил одной из маминой сестре дачу и гараж и надорвался, что ему оперировали потом грыжу. Моей маме всех ее родственников жалка, а меня (родную дочь) ей не жалко. То есть как только у какого -либо родственника случается какая-нибудь проблема или беда, то моя мама, зная что я ее очень люблю и не могу отказать, а она и родственники этим пользовались всю жизнь, моя мама давила мне на психику и со словами:"Люба, ну помоги им. Если ты им не поможешь, то никто им не поможет". И я на протяжении 24 лет всем помогаю, всех спасаю, на всех них (маминых многочисленных любимых родственников) работаю и не просто работаю, а работаю до изнеможения. А они мной пользуются, они мне никогда ни копейки не заплатили, хотя я сделала им работы на сотни тысяч рублей (а точнее примерно на сумму около миллиона рублей). Например, я 1,5 года делала работу адвоката, спасая тетку и двоюродную сестру (хотя когда у них все было хорошо, то они меня вообще знать не хотели и за человека меня не считали, а когда попали в беду, то прибежали, чтобы я их спасла). Я их спасла, трудилась я до изнеможения. А когда я их спасла, то они ни копейки мне не заплатили, хотя мы с ними изначально договаривались, что они мне заплатят и сколько заплатят, (благодаря мне они получили почти 1,5 миллиона рублей, они эти деньги потеряли своими необдуманными поступками, я им эти деньги помогла вернуть через суд, мне это стоила даже никто не может себе представить каких очень больших усилий и нервотрепки и любая работа должна быть оплачена, ведь я же не могу питаться святым духом, мне и еда и одежда нужна и деньги на другие нужды, а родственники считают, что если я им родственница, то должна работать на них за бесплатно и питаться святым духом, то есть им деньги нужны, а мне деньги не нужны), а в качестве оплаты я от них получила проклятья. И так со мной поступают почти все родственники, которым я помогала, сначала они пользуются мной за бесплатно, потому что чужим людям за такую работу они бы сотни тысяч рублей бы заплатили, а потом проклинают меня, чтобы не платить. Они(родственники) уже все силы, все соки с меня высосали. У меня нет здоровья, я вся больная, и надорвалась и множество хронических у меня болезней и все нервы они мне измотали. В итоге у меня нет ни денег, ни здоровья, ни сил и сейчас я живу в полной нищете, еле еле свожу концы с концами. А когда я им сказала, что больше не буду на них батрачить и чтобы они заплатили мне хотя бы часть денег. То от них посыпались в мой адрес проклятья. А после визита одной маминой сестры (моей тетки), когда она онкологически больная (у нее уже 4 степень болезни и она еле-еле передвигается) не спрашивая разрешения просто приехала к нам домой (ее привезли соседи на машине) и она поселилась у нас, сказав, что она будет жить у нас до смерти. У нее есть дочь, сын, взрослые внучка и внук и даже уже есть правнуки и квартира большая 3х комнатная, в которой она живет с сыном и 10и летней внучкой. (Расскажу еще предисторию: дочь этой тетки 25 лет тому назад отняла у меня мой бизнес, предала меня в трудную минуту, когда у меня умер мой папа. Я начинала с нуля этот бизнес, потом взяла эту дочь этой тетки (мне она двоюродная сестра) я взяла ее к себе в бизнес. А она в трудную для меня минуту просто предала меня и вытолкнула меня из моего же бизнеса, а мой бизнес присвоила себе. А 10 лет назад у меня был жених, но дочь этой моей двоюродной сестры и внучка этой моей больной тетки, моя двоюродная племянница, она украла (отбила) у меня этого жениха и вышла за него замуж и родила ребенка.) А у меня никого нет, ни мужа, ни детей, потому что мне некогда было заниматься своей личной жизнью, я всю жизнь решаю чужие проблемы (а точнее проблемы родственников).И эта тетка меня тоже часто использовала, тоже я на нее батрачила за бесплатно, а она прибыль получала. И всю жизнь она меня порочила на фоне своей дочери и внучки, унижала и оскорбляла меня.Говорила такие гадости про меня, что я даже не хочу здесь писать об этом. А теперь без зазрения совести приехала умирающая жить ко мне. Я сказала тетке об этом, что у нее есть дети и внуки, и чтобы она шла жить к ним, потому что у меня нет своей личной жизни и я всю жизнь решаю чужие проблемы. Мне нужно свою жизнь устраивать, ее детям и внукам она не нужна, потому что они своей жизнью живут. А у меня нет своей жизни из-за вот таких наглых и бесстыжих родственников. То она начала тоже проклинать меня и сказала, что сделает колдовство, чтобы у меня не было ничего хорошего в жизни. А скорее всего она сделала колдовство мне на смерть. А я знаю, что она умеет это делать. И после этого моя жизнь вообще превратилась в ад. Я мою маму вообще не узнаю. В нее как будто вселился сатана. Она полностью изменилась, как внешне, так и внутренне. Она просто высохла, похудела наполовину от того, какая она была. И с ней вообще стало невозможно находиться вместе и общаться. Она стала говорить мне такие вещи, например, что она больна раком (хотя она даже не проверялась в больнице) и она заразит меня раком. Она просто ни за что стала ежедневно меня проклинать. Эти слова проклятия стали сыпаться из нее мне, как будто так и надо, вместо присказки. Стоит мне сказать хоть слово, которое ей не понравится, она сразу начинает меня проклинать, желать мне, чтобы меня убили или чтобы я сдохла или чтобы я пропала пропадом. Но иногда у нее проскакивают просветления и она говорит, что она же очень меня любит и ближе и родней меня у нее никого нет. И потом опять немного погодя опять начинает меня проклинать. У меня итак всю жизнь из-за нее нет жизни, а теперь она мне еще и желает смерти. И я не знаю, что мне с этим делать. Она меня уже достала с этими проклятьями, что я уже готова ее убить. Я ей говорила:"Мама, ну что ты творишь? Ведь проклятье матери ничем не смоешь и не снимешь". Но все повторяется по кругу. Она говорит, что очень любит меня. А потом опять проклинает. И так она ведет себя только со мной. И личная жизнь у меня никак не складывается, с кем бы я не познакомилась из мужчин, у меня ничего хорошего не складывается, хотя я очень привлекательная, стройная, образованная, добрая и вообще (есть такое понятие- синдром отличницы), у меня этот синдром, то есть я все делаю на отлично, то есть я очень ответственная. Что мне делать с мамой? И как мне избавиться ото всех этих проклятий, которые мне напосылали люди за мое добро? Помогите, пожалуйста, если можете.

Мы часто слышим истории разной степени драматичности о том, как священника, много лет трудившегося на приходе, созидавшего общину, внезапно и без всяких объяснений переводят на другое место. Это может вызывать и у него самого, и у прихожан ощущение полного бесправия. А какую стратегию поведения в такой ситуации может посоветовать психолог: священнику, прихожанам и - даже - гипотетическому архиерею? Об этом мы беседуем с опытным психологом, много лет помогающим священнослужителям, .

Худший вариант - начать войну

Наталья Скуратовская:

Понятно, что у всех шок. Этот шок надо пережить и по возможности слишком не драматизировать. Слава Богу, все живы-здоровы. Прихожане могут продолжать общаться со священником, он может оставаться их духовником, они могут ему чем-то помогать на новом приходе, если их связывают близкие давние отношения. Родство духовное и душевное не разрывается от того, что кого-то куда-то перевели. И с нашими кровными родственниками, близкими друзьями мы тоже не всегда живем под одной крышей, но от этого не становимся менее родными. Когда запретили о. Зинона (Теодора) и отправили его в дальний скит в Гверстонь, то там вскоре построили прекрасный храм, в котором служили приезжавшие к нему в гости священники. Приезжали и бывшие прихожане, помогали достроить храм, он оставался их духовником - это продолжалось, пока он не уехал за границу.

Сейчас средства коммуникации развились по сравнению с девяностыми, и изолировать священника от общины невозможно - что бы там священноначалие себе ни фантазировало.

Наталья Скуратовская

Стоит здраво обдумать реальное положение, которое сложилось - и у священника на его новом месте, и у общины. Как изменились условия его служения, финансовое положение - редко переводят туда, где это положение улучшается, если речь идет не о «карьерном росте», а о внезапном, без предупреждения, переводе.

Пережив первый шок, надо направить свои силы на то, чтобы стабилизировать ситуацию. Община в таких случаях скорбит, и есть порыв идти добиваться правды, причем у людей бывают какие-то фантастические иллюзии по этому поводу: «Архиерей не знает, какой у нас батюшка хороший, а вот если мы скажем архиерею об этом, то он тут же раскается и заберет назад свое решение».

- И что прихожане делают?

Добиваются встречи с архиереем, еще с кем-то из церковного начальства, начинают писать обращения и выкладывать их в интернете в открытом доступе, пытаются не пускать нового священника в храм. Если говорить о том, чего нельзя делать, то самый худший вариант, когда священник со своей общиной объединяется и начинает воевать. «Это наш храм, мы в него не пустим этого назначенца». А новый священник часто - подневольный человек, которым просто заткнули дыру. Бывает, конечно, что это чей-то ставленник, карьерист. В любом случае начать физическую войну - это худший вариант.

- Часто такое бывает?

Я знаю несколько десятков таких случаев.

- Чем они заканчиваются?

А заканчиваются они почти всегда одинаково - батюшка отправляется либо в запрет, либо в такое место, где община до него не доедет, в условный «магадан».

- Если община все-таки хочет за своего настоятеля воевать - законными методами, то что делать? Или лучше сразу смириться и понять, что все бесполезно?

К сожалению, законных методов нет. Наше каноническое право так устроено, что любое решение архиерея, любой указ, подписанный им, кто бы на самом деле ни принимал это решение, считается по умолчанию обязательным к исполнению. Архиерей, конечно, может изменить свое решение, но он никогда не сделает это под давлением. Так устроена церковная иерархия - чем сильнее народ будет давить на архиерея, тем больше у него будет стимулов подавить восстание.

- А как же декларируемый принцип, что владыка - отец, а паства - дети, к нуждам и просьбам которых папочка вроде бы должен прислушиваться?

Он не «папочка» абсолютно. В такие моменты священноначалие как раз любит напоминать другую метафору - про армию, что Церковь - как армия. Генералу виднее, куда послать командира, а вы, рядовые, сидите, где сказали. И никакие семейные метафоры в таких случаях обычно не используются.

Как это бывает - на конкретном примере

Совсем недавно я была на приходском собрании по аналогичному поводу. Община лишилась своего настоятеля, который привел большинство из них в церковь, они здесь воцерковлялись, многие приезжали издалека именно на этот приход. При этом священник не замыкал их на себе, просто он такой человек, которому могли доверять даже люди, обиженные церковью. И на этом собрании как раз происходило противостояние этих двух картин мира: прихожане говорили, что у них отца отняли, а благочинный, который присутствовал на собрании, больше говорил про армию.

- А в качестве кого вы присутствовали на этом собрании?

В качестве друга прихода и психолога. Я поехала, чтобы поддержать, меня пригласили люди из активных прихожан и из оставшихся клириков. В каком-то смысле - в качестве модератора, чтобы помочь не скатиться к скандалу и вбросить что-то такое в обсуждение, что даст больше шансов построить нормальные отношения с новым настоятелем.

- Предполагалась какая-то умиротворяющая роль?

И умиротворяющая, и сказать что-то такое, что пригодится потом в практическом плане. Например, я предложила - и это было принято начальством, - чтобы новый настоятель раз в месяц устраивал неформальные встречи с приходом. У них изменилась богослужебная практика, вся система отношений, у людей был шок. Настоятель молодой и неопытный. Это первое его назначение настоятелем, он вообще себя в этом качестве не представляет. Он боится сделать что-то такое, что будет расценено как непривычное, не одобряемое священноначалием. А на этом приходе традиционно по благословению настоятеля проповедь на евангельское чтение мог произносить мирянин - катехизатор, миссионер, первый помощник настоятеля.

- А ведь в этом нет ничего странного, и удивительно, что это кажется необычным.

Для меня это совершенно нормально, и я тоже радовалась, познакомившись с этим приходом. Не случайно я стала другом прихода. Сначала я попала к ним на фестиваль, потом они меня пригласили пообщаться с прихожанами, мы начинали с темы церковных манипуляций. Первая встреча была, когда они меня пригласили в Неделю Торжества православия, и мы с настоятелем так сформулировали тему беседы: «Искренность и манипуляция в Церкви. Как выжить в современной церкви и не повредиться рассудком».

В данном случае ситуация развивалась нетипично. Настоятель попросил не устраивать революций - потому что некоторые горячие головы хотели перекрывать шоссе - а это небольшой подмосковный город - чтобы вернуть настоятеля. Настоятель просил всех принять его перевод как волю Божию - и услали-то его не так далеко, за 35 км, ну деревня, ну вторым священником. Он пытался до них донести, что все живы-здоровы, не надо устраивать войну. А мне некоторым уже приватно пришлось говорить то, что отцу настоятелю было сказать неудобно: что их «революционная активность» может привести к его запрету. Люди жили немножко в «заповеднике»: любовь, семья, все братья и сестры во Христе, отцы. Пришлось им сказать «добро пожаловать в реальный мир», рассказать, как устроена система церковного управления. Чего на этом собрании объективно добились: во-первых, благочинный признал, что перевод настоятеля не означает разрыва духовных связей, что они могут ездить ему помогать, он может оставаться их духовником.

- А что, он мог это запретить?

С точки зрения канонического права запретить он это не мог. Но в таких случаях бывает, что священника обвиняют в том, что он собрал вокруг себя секту, что он младостарец, ну и дальше на этом основании его можно отправить в запрет до покаяния, которое будет выражаться в том, что все его духовные чада рассеются. Таких случаев тоже бывало немало, поэтому тут важно было официальное поощрение того, чтобы не разрывать духовных связей, оставаться одной семьей. Помогать ему на новом месте служения, в то же время не обижать новенького.

- Удалось на собрании как-то людей успокоить?

На собрании у людей была возможность выплеснуть совсем уж негативные эмоции в формате «не могу молчать», но удалось удержать эти эмоции в рамках цивилизованного обсуждения, у людей появилось пусть смутное, но понимание как жить дальше. Обдумывание и обсуждение потом продолжилось уже неформально, в соцсетях и приватных беседах. Стало выкристаллизовываться какое-то будущее. В таких случаях переживания людей развиваются по тем же стадиям, как при любой утрате. Шок, потом признание факта, потом гнев, вина либо торг, в данном случае однозначно торг. Потом плохо-грустно, депрессия, потом принятие. Если говорить о нашем современном церковном контексте, то такие собрания полезны только для того, чтобы люди могли выплеснуть эмоции и попробовать договориться, а церковная кадровая политика определяется совсем другими соображениями.

- На собрании был благочинный, насколько это необычно?

Уникальность ситуации заключалась в том, что это община устроила собрание и пригласила на него нового настоятеля и благочинного. Настоятель пытался говорить, что приходское собрание должно собираться по его благословению, а он не благословлял, на что ему было сказано, что это собрание членов прихода и друзей прихода, которые ждут разъяснений: «Вы можете прийти, но мы и без вас соберемся, если не придете». Такое же приглашение было отправлено и благочинному. Допускали вариант, что он не приедет, ситуация нетипичная. Это было под Вербное воскресенье, он пытался перенести собрание на дни после Пасхи. Но в результате благочинный приехал послужить всенощную в храм и потом как бы заодно пошел на приходское собрание.

- Он объяснил прихожанам причину перевода?

Нет. Он намекал, что батюшка хороший священник, духовник, но не очень хороший администратор. Все, конечно, посмеялись вслух, потому что этот не очень хороший администратор принял приход, на котором было человек 50 и полуразрушенная церковь. За 14 лет там отреставрирована церковь, построен четырехэтажный приходской дом, чего там только нет - это и культурный центр, и гимназия, и гостиница, где могут переночевать приглашенные люди, то есть там крепкое хозяйство, несмотря на то, что сам батюшка бессребреник. В силу своей общительности и энергичности он привлек спонсоров, которым было просто интересно в этом участвовать, такой вот живой приход.

Кто-то на собрании высказал сомнения, что тот молодой священник, которого назначили - хороший хозяйственник и организатор.

Потом была озвучена версия, что это за то, что бывший настоятель отпел одного пожилого священника и не сообщил о его смерти в епархию. Якобы владыка Ювеналий обиделся, что не дали попрощаться, они были знакомы еще с семинарии вроде бы. Приход об этом священнике заботился, его навещали, поддерживали финансово, в то время как епархия о нем забыла. Я предполагаю, что владыка Ювеналий может быть и не в курсе, что есть такая версия. Благочинный, конечно, говорил: «я не знаю, чем руководствовался владыка, я не могу обсуждать его решения». На что прихожане сказали, что вообще-то за все эти 14 лет владыка ни разу не был в этом храме, значит, знает о ситуации с чьих-то слов. Это, конечно, понятно, Московская область - это 2000 священников, правящему архиерею жизни не хватит, чтобы посетить хотя бы по разу все приходы. Начали наседать на благочинного: «может вы до него донесете?» Людям свойственно верить в доброго царя-батюшку, который не знает, что творят злые бояре, а если ему рассказать, он поможет и спасет. Благочинный не взялся, конечно.

- Просто отказался передавать слова прихожан?

Он сказал: «Я не думаю, что наш архиерей принимает необоснованные решения, руководствуясь недостоверной информацией, надо уважать церковную иерархию, надо уважать промысл Божий».

Бороться, унывать или найти что-то хорошее?

- Как священнику справиться с чувством несправедливости происходящего?

Я знаю случаи, когда разрушали приходские дела, сиротский приют при приходе, например, мы это помним по историям о. и о. . Когда деятельность прихода связана с людьми, которые не могут за себя постоять - это трагично вдвойне. Когда обычный приход - да, это больно, обидно, потому что столько лет, сил, души вложено и в общину, и в храм, и есть ощущение, что все это отобрали и это ужасно несправедливо. Обычно я советую - в личном разговоре это звучит менее пафосно - вспомнить о том, что на земле мы пришельцы и странники. Ну да, отобрали большой хороший приход, отослали в деревню. Но в этом есть и хорошие стороны - наконец-то можно отдохнуть, собраться с мыслями, прийти в себя, остановиться, наладить свою внутреннюю жизнь, возможно, семейную. Не секрет, что у активных батюшек, которые всем уделяют внимание, в семье довольно часто сложно, потому что свои собственные дети папу могут и не видеть неделями, он уходит, когда они спят, приходит, когда уже спят.

Нет худа без добра - это первое, о чем стоит подумать. Сказать себе: «да, несправедливость, да, обида, я имею право это чувствовать, но давайте посмотрим, вместо того чтобы себя растравлять, что из этой ситуации можно выжать хорошего», и во-вторых - как компенсировать самые очевидные минусы.

- Какие бывают типичные реакции российских священников, из тех вариантов, которые вы лично знаете?

Первый вариант я уже обозначила - восстать против несправедливости. Священники тоже порой бывают наивные, думают, что если весь приход станет за них горой, то архиерей убоится и передумает. Вариант - организовать чуть ли не вооруженное сопротивление, поднять общину, или ту часть ее, которая за батюшку, - и это часто приводит к расколу в общине.

Второй тип реакции - впасть в уныние. «Ну вот, я так и знал, что в этой церкви…» Соответственно - обесценивание церкви, церковности, иногда себя как пастыря, защитный цинизм.

Третий тип реакции - найти что-то хорошее. Так бывает, если у человека это уже не первая потеря в жизни, либо - легкий характер. «В деревню отправляют? Отлично! Годами не успевал съездить на дачу, а тут на свежем воздухе, много свободного времени, буду ходить на речку рыбу ловить, наслаждаться простой сельской жизнью».

Еще важно понимать, что все перемены в нашей жизни не навсегда: был один период жизни, сейчас другой.

В конце концов, если условия совсем невыносимы - и в наше время священники к этому стали относиться легче, - есть вариант, что можно подумать: а так ли необходимо оставаться священником, ему самому. Это его свободное решение. Священники любят говорить, что они «крепостные» - да, с точки зрения церковного права это так, но с точки зрения человеческого достоинства - нет. И любой священник может сказать: нет, по таким правилам я жить не буду, об этом мы не договаривались.

- А какая реакция в последние годы чаще всего встречается?

Первая реакция встречается реже. Благодаря интернету, о таких историях знают, знают о том, что такие действия в большинстве случаев бесполезны. Поэтому либо уныние, либо обесценивание, либо поиск чего-то хорошего, либо уход из церкви. Но тут много зависит и от ситуации, и от причины произошедшего, и от отношений на приходе - есть ли там община или это просто приход, где отношения хорошие, но не такие, чтобы за батюшкой в ссылку отправились.

Зависит и от мотивации самого священника. В наше время намного менее драматично воспринимается добровольное снятие священником сана, или когда священник без всяких формальностей перестает служить. Лет 15–20 назад это воспринималось как «ужас, ужас», сам священник воспринимал это так, что, мол, чуть ли не в ад себя приговорил. Но по моим наблюдениям, последние лет восемь ситуация меняется, лет пять-шесть об этом открыто говорят и пишут, и ситуация начинает восприниматься как данность - не очень нормальная с точки зрения церковного права и жизни самого священника, но не дискредитирующая священника, который так поступил. Раньше священник боялся оказаться изгоем - хотя есть, конечно, ревнители православия, для которых и монах, ушедший из монастыря, уже не человек, их бог - это Типикон. Но в целом в современной среде отношение стало более терпимое, понимающее, даже поддерживающее.

- Иногда бывают ситуации, когда священник при несправедливом переводе обращается к общественности, или его прихожане пишут коллективные письма - есть ли случаи, когда это помогло?

Да, есть, но это бывает тогда, когда виден явный архиерейский произвол, нарушающий каноническое право. Известен случай с отцом Игорем Прекупом, который защитил свою прихожанку и ее детей от мужа-педофила, тот был из влиятельной в административных и церковных кругах семьи. И дело кончилось запретом в служении отца Игоря, его самого обвинили, что он чуть ли не в каких-то отношениях с этой женщиной. Тогда православная общественность подключилась и помогла, было это лет 6–7 назад. Церковный суд восстановил отца Игоря, хотя и велели примириться с архиереем, и перевели на другой приход.

Но тут важно, чтобы это был архиерейский произвол, который можно доказать фактами, а не просто ощущениями. Также нужно, чтобы если общественность взялась, то чтобы она уже не отступала - месяцами, а то и годами. Можно биться, если рассчитывать на такую поддержку. Но, как правило, это относилось не к переводам, а к запретам.

Новому настоятелю: быть открытым и ничего не менять

- Что вы посоветуете тому новому священнику, которого перевели на место батюшки, к которому была привязана община?

В большинстве случаев для нового священника это тоже очень жесткая ситуация, если это, конечно, не архиерейский любимчик, которому просто «освободили» приход - тогда у него не возникает особых вопросов, как себя вести, налаживание отношений с приходом не входит в круг его приоритетов.

Иногда спрашивают: а почему перевели? А нипочему - чтобы и священники воспринимали себя временщиками, не строили отношений с общиной, и чтобы община воспринимала их как чиновников, а не как отцов.

Новому настоятелю стоит устроить собрание - достаточно неформальное, выслушать то, что хотят сказать прихожане, быть готовым к тому, что они будут говорить, как это все ужасно, несправедливо, да «кто ты такой, кого нам навязали». Надо не обижаться, понимать, что у людей шоковая реакция, что они могут в такой ситуации наговорить лишнего. Надо рассказать о себе.

Очень важно, принципиально - ничего не менять на приходе хотя бы первые три-четыре месяца, ни в укладе приходской жизни, ни в назначениях. Стараться поладить с теми людьми, которые есть, поддерживать имеющиеся традиции. Это помогает плавно выстроить отношения.

Но обычно бывает наоборот: приходит новый настоятель, там какие-то волнения, сопротивления, он думает: зачем мне это все терпеть? Приводит своих людей, а прежних убирает. Но даже если есть желание привести свою проверенную команду, то надо приводить не вместо, а вместе.

- Обычно архиереи, приходя в чужую епархию, приводят свою команду…

Да, а старую разгоняют. Я четверть века занималась консалтингом, поэтому могу сказать, что это ошибочное решение с точки зрения управления процессами, и тем более пагубно с точки зрения духовной жизни - когда разрушаются те связи, которые выстраивались годами. Да, люди могут по-другому рассуждать - но их же надо переубеждать.

Некоторым новоназначенным настоятелям я напоминала анекдот: цыган смотрит на десяток своих грязных детей, роющихся в канаве, и говорит: «Ну что, жена, этих отмоем или новых родим?»

Полезные советы гипотетическому архиерею

- Мы понимаем, что архиереи нас вряд ли читают, и советы ваши вряд ли услышат, но допустим. Священника переводят из-за срочной необходимости, без этого нельзя, но при этом община бунтует, народ волнуется. Почему в таких ситуациях архиерей сам лично не приезжает на приход и не пытается поговорить с людьми?

Да, это было бы самое разумное решение, которое сняло бы половину вопросов, но, видимо, архиереи, во-первых, считают, что не княжеское это дело (они же «князья церкви»), а во-вторых, зачем? - я же приказал, а они должны исполнять.

- Когда разделяли епархии, нас убеждали, что это для того, чтобы епископ был ближе к народу. Вот, казалось бы, способ быть ближе к народу…

Положа руку на сердце - нас в этом и не убеждали, нас поставили перед фактом.

- И все-таки, что можно посоветовать гипотетическому архиерею?

Ну, для начала подумать, действительно ли есть церковная необходимость этого перевода, нельзя ли решить проблему другим способом. С точки зрения канонов, которые никто не отменял, но которые вышли из употребления явочным порядком, - ни священника, ни епископа без нужды не должны переводить.

Архиерею стоит подумать, правда ли это решение, которое ему кажется эффективным с точки зрения процессов, будет эффективно с точки зрения человеческих отношений.

Знаю такие случаи, когда по-другому поступить нельзя, кроме как перевести священника ради острой нужды. Вот пример: провинциальная епархия, все удалены друг от друга, а вокруг реального младостарца формируется секта, учение внутри начинают уклоняться от православного, местами вполне заметно. Этого священника предупреждают раз, два, в конце концов его запрещают, но он остается в том же селе. Понятно, что кого попало в такой ситуации в этот приход не назначишь. Священник должен быть опытным пастырем и дипломатически тонким. Поэтому такого священника в епархии находят и переводят, и понятно, что на прежнем приходе его любили.

Тут и сам священник понимал ситуацию, это не была закрытая информация в епархии. С батюшкой прихожанам было жалко расставаться, но была даже некоторая гордость за него - что, мол, только он способен справиться с этой ситуацией.

Итак, если есть объективная необходимость именно этого священника перевести. Во-первых - полная информационная открытость. Это мой первый нереальный совет архиерею. Чем прозрачнее принимаемые решения, чем более они обоснованы объективно, чем меньше они зависят от настроения епископа, тем проще о них рассказать людям - и люди поймут. Не просто указ о переводе, а подробное разъяснение. Возможно, какая-то благодарность священнику, награждение, чтобы показать, что это не репрессия. Мы предполагаем, что наш теоретический разумный архиерей переводит не потому, что ему просто хочется унизить кого-то из подведомственных ему клириков.

Надо донести до прихода, что ситуация вот такова, приходится на это пойти. Что епархия понимает, что на какой-то период жизнь священника осложнилась, что архиерей готов поддерживать.

Если ситуация такова, что приход ропщет и бунтует, то стоит разок съездить - люди это ценят. И съездить не для того, чтобы сказать: вы все свиньи непокорные, забыли, что главная добродетель у нас - послушание, как некоторые архиереи говорят. Нет - объяснить причины, выслушать вопросы, предложения, пусть и бредовые, объяснить, почему так не получится, как люди предлагают - не унижая их, а учитывая, что прихожане совершенно не обязаны разбираться в церковном управлении.

Второе: стараться поддерживать возможность общения общины со своим бывшим настоятелем. Но тут тонкий момент: чтобы это было не в ущерб авторитету нового настоятеля.

Нормальные люди в этой ситуации договорятся: прежний священник будет приезжать в гости и служить с новым настоятелем, новый батюшка будет ездить в гости на тот приход, возможны межприходские проекты.

Эта та ситуация, которую я упоминала: когда священника перевели вторым в село, а на его место назначили из другого села молодого, который настоятелем не был. И еще пару-тройку священников в благочинии подвинули.

Конкретно в этой общине, которая упоминалась, новый настоятель мог бы налаживать отношения не только с общиной, но и с прежним настоятелем, тем более, что там нет никакой враждебности, они знакомы, все всё понимают, это не та ситуация, когда кто-то кого-то подсидел.

Совет архиерею: развивать братские отношения между клириками в своей епархии, чтобы перевод не становился трагедией, не воспринимался как санкция.

- Теоретический архиерей, которому мы даем советы, - это некий сферический конь в вакууме. А почему это так, почему практически нет таких архиереев?

Некоторое количество таких архиереев есть, но они в большинстве своем в местах отдаленных и не особо богатых. На Дальнем Востоке парочка есть.

***

- Если вернуться к рядовому духовенству, то как принимать понижение в должности - из настоятеля в простого клирика?

Перевод из настоятелей во вторые священники тоже должен восприниматься не как репрессия: быть настоятелем в нашей РПЦ - это огромное количество административных, строительных и других обязанностей, которые собственно с пастырством не связаны. Я знаю некоторых настоятелей, которые отслужили не один десяток лет, и которые говорят: уйти бы в простые попы! В деньгах, конечно, потерять не хочется, но сил уже нет, глаза не глядят на епархиальные отчеты, все это взаимодействие со спонсорами, с тем же архиереем - священники морально устают.

Знакомый священник рассказал необычный случай из его пастырской практики. Он принимал исповедь и хотел что-то уточнить или сказать исповедующемуся, но получил твёрдый отпор: «батюшка, я не с Вами разговариваю, а исповедуюсь Богу, Вы лишь свидетель, как только что произнесли в молитве, поэтому прошу не мешать мне». Также некоторые бывают удивлены, когда священник отказывает в совершении Таинств Крещения и Венчания без подготовки, сравнивая храм с магазином – «я пришёл получить «услугу» и готов её оплатить, на каком основании мне препятствуют сделать это? Тем более что я пришёл к Богу». Возникают вопросы: какова роль священника в храме и на каком основании он может препятствовать людям принимать божественную благодать? С другой стороны, уместно ли потребительское отношение к жизни духовной, в которой действуют иные законы и правила.

Сам Бог избрал священнослужителей – Его посредников: «Кому простите грехи, тому про­стят­ся; на ком оставите, на том останутся» () . Власть священнослужителей в Церкви проистекает от её Основателя – Богочеловека Иисуса Христа и даруется Им в (посвящения в священный сан). Священник может быть посвящён в сан только епископом; таким образом соблюдается – генеалогическое древо посвящений, в корне каждого из которых находится один из 12 апостолов.

Миссия священства — священнодействие, учительство и управление. Отказ священнослужителя в Таинствах Церкви совершается либо на основе канонов и правил церковных Соборов, либо на основе традиции и практики, которые строятся не на пустом капризе, а на основе духовного опыта Церкви.

Данная статья не претендует на уникальность, а лишь показывает на основании каких канонов, правил и традиции священнослужитель может отказать в Таинстве.

Может ли священник отказать в крещении?

Неповторяемость Крещения

Правильно совершенное Крещение предполагает оставить в принявшем его неизгладимую печать (Послание восточных патриархов, чл. 16), и потому никогда не может быть повторено, даже в том случае, если крещенный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в . Основание этого правила содержится в той догматической истине, что Крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо, и что оно совершается во образ Крестной Смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа (), последовавших лишь однажды. Священник же повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит извержению из сана (47-е Апостольское правило).

Однако, в случае неизвестности о том, было ли совершено крещение над каким-либо лицом (например, над подкинутым младенцем), церковные правила, ввиду безусловной необходимости этого Таинства для спасения, повелевают крестить это лицо без всяких сомнений особым чином (84-е правило Трульского Собора; 83-е правило Карфагенского Собора).

Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).

Убеждения оглашенного несовместимые с основными христианскими догматами .

Человек не может быть крещен, если он сознательно держится за «нецерковные» мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры:

Которые не имеют истинной и священной веры, и так приступают к крещению, (таких Бог) не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда… совершенства веры не имел .

Принимают напрасный труд крещаемые, если имеют сомнение в воскресении, так как крещением и погружением в воду купели и восхождением из нее они возвещают смерть и воскресение, а своими словами показывают неверие оному .

Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения несовместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви . Поэтому такой человек не может быть допущен к вхождению в .

Отсутствие желания участвовать в церковной жизни.

Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.

Человек, знающий, что после крещения будет иметь малое отношение к Церкви, и крестящийся «на всякий случай», не может быть допущен к Крещению.

Нежелание оставить греховные привычки или совершение поступков, несовместимых с высоким званием христианина.

Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. ) .

Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями:

Купель дает отпущение грехов соделанных, а не содеваемых (не тех, которые еще господствуют в душе) .

Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия – «вода остается водою» (свт. ) , так как Дух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека .

— все формы оккультизма: ношение амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, «бабкам», целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы .

Перед принятием Крещения оглашенный обязан принести покаяние и выразить желание бороться со своими страстями:

Ко крещению же надобно приступать, отказавшись наперед от своих грехов и осудив их .

Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и значительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает .

Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является препятствием к принятию им Крещения:

Нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Но даже если кто блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, грабитель, корыстолюбец, пьяница, идолослужитель, столько велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей .

Однако в случае совершения оглашенным тяжкого греха во время оглашения, его Крещение необходимо отсрочить на период исправления и принесения плодов покаяния .

Неверные мотивы.

Стремящийся к Крещению с неверными мотивами человек возьмет на себя обязательства, которые не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу:

твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным – и по крещении не дается (преп. ).

Поэтому без покаяния, а лишь с благодушным порывом «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному» креститься нельзя:

Смотри, не приходи к крещающим (к священникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить .

О недопустимости Крещения человека, лишившегося рассудка или пребывающего в бессознательном состоянии

Недопустимо совершать Таинство Крещения над человеком, потерявшим рассудок или пребывающим без сознания, который перед этим не выражал твердое желание принять Крещение:

Если даже для составления завещаний по человеческому закону требуется пребывать в полном сознании, так что завещания начинают словами: «Я, при жизни, находясь в полном и здравом уме, делаю распоряжение о своем имуществе», то возможно ли быть посвященным в таинство тому, кто потерял сознание и не может произнести ни слова?

Ведь когда тот, кому предстоит просветиться, уже не узнает ближних, не слышит голоса, не может ответить на те слова, которыми заключается этот блаженный договор с общим всем нам Владыкой, но лежит, ничем не отличаясь от мертвеца, какая польза будет от принятия таинства в таком бесчувственном состоянии? .

Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии (например, в коме) лишь в том случае, если такой человек безусловно твердо выражал намерение в ближайшем времени креститься и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь. Не полутонами («может быть, крещусь», «хорошо бы креститься…»), а с несомненностью .

При Крещении оглашенных в бессознательном состоянии за них поручаются восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за них обеты и Символ веры .

Решение о недопущении к Крещению может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в Таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.

Особые случаи

Крещение тяжелобольных

Лиц, болезнь которых представляет опасность для их жизни, разрешается крестить немедленно (без оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после своего выздоровления. Но при этом священник должен быть убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти .

Случаи одержимости

Бесноватые или одержимые злым духом (и, стало быть, отвращающиеся от святыни и хулящие ее, хотя и бессознательно) не могут быть крещены до момента их выздоровления, исключая ситуацию смертельной опасности .

Крещение беременных женщин

26-е правило Неокесарийского Собора предписывает «имеющую во чреве крестить, если захочет ».

О пребывающих в женской нечистоте

Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения (кроме исключительных случаев смертельной опасности).

Крещение лиц, которым по их желанию изменили пол

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных случаях:

Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден .

О крещении новорожденных «странного вида»

Если у женщины родится «некто странного вида и чуждой природы» (т.е. если родившегося нельзя назвать человеком), и если он не имеет человеческого образа, да не будет крещен. Если же в этом будет сомнение, да будет крещен с такой оговоркой:

Если это человек, крещается раб Божий (имя) во имя Отца…

Может ли священник отказать в исповеди и отпущении грехов?

Не может совершаться таинство исповеди над не крещенными людьми, потому что в церковных таинствах (кроме Крещения) могут участвовать только члены Церкви. Также нельзя совершать исповедь, если человек не отдает себе отчета в своих действиях (например, находится без сознания, или если у человека помрачен рассудок, или он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т. п.). Во время исповеди священник может не прочитать разрешительную молитву, если пришедший на исповедь человек не кается в грехах, не имеет намерения прекратить тяжкие, смертные грехи.

Может ли священник отказать в Причастии? (более подробно ).

Требования подготовки ко Святому Причащению:

1. Практика приуготовительного поста. (Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни). В установившейся традиции Р.П.Ц. пост составляет 3 дня для верных.

2. Евхаристический пост - полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен (41-е правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническимизаболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

3. Воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения (5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия),может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.

4. Отказ от табакокурения , тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности - и с вечера в канун причащения, может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.

5. В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов , однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» .На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).

6. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила. (Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Молитвенное правило может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.

7. Участие за Божественной Литургией, присутствие на предваряющих ее службах - в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) - является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.(Если причащающийся не участвовал в полной мере за Богослужением или не выполним в полной мере молитвенное правило, священнослужитель должен его к сему побуждать и поставить вопрос о недопущении к Таинству).

8. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию , особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.

9. Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния .

Причины отказа:

А) Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» ().

Б) При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд.

В) Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого , 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.

Г) Обязательность гражданского брака и необходимости церковного брака .

Согласно предписаниям Требника (13 канон IВселенского Собора), умирающего можно причащать во всякое время, даже если он находится под епитимией т.е. отлучён от общения церковного (7 Правило Карфагенского Собора, 2 и 5 Правило ), по сокращенному чину, при этом нет необходимости соблюдать все те условия, которые установлены для причащения здоровых лиц. Однако по самому характеру Таинства Причащения его не может удостоиться лицо, находящееся в беспамятстве, или упорный грешник, который не желает примириться с Церковью. Наконец, совершенно недопустимо и безумно имитировать Таинство Причащения с останками тех, кто уже испустил дух и отошел на суд Небесного Судии. Как гласит 83-е правило Трулльского Собора, «никто телам умерших Евхаристии да не преподает. Ибо писано есть: приимите, ядите. Но тела мертвых ни приимати, ни ясти не могут».

Евхаристия - центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ().

Может ли священник отказать в венчании?

«Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» Модестин (III в., римский юрист).

Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определенного лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определенными лицами из-за их родственных отношений. Кроме того, различаются препятствия, в силу которых брак считается недействительным с момента его заключения и потому подлежащим расторжению. Могут быть также некоторые препятствия, обнаружение которых не влечет за собой расторжения брака, однако подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям.

  1. Абсолютные препятствия:

А) Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный;

Б) Что касается священного сана, то 26-е Апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Согласно 6-му правилу Трулльского Собора, вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам;

В) Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого , монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов;

Г) Неокончательно расторгнутый или неаннулированный брак, а так же в соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920 г.), изданному Патриаршим Синодом при Патриархе Константинопольском Николае (901-907; 912-925), «никто не должен дерзать вступлением в 4-й брак.» А если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим;

Д) Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравственного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отражена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; Кормчая,» гл. 48; «Прохирон,» гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий).

Е) Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Уставу Духовных Консисторий (ст. 205, 208);

Ё) Для вступления в брак существуют определенные возрастные границы. С тех пор в России установилось два совершеннолетия для брака: гражданское — 18 и 16 лет и церковное — 15 и 13 лет. Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом († 1700 г.), запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разрешение архиерея.

2) Условные:

А) Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой — необходимое условие при вступлении в брак;

Б) Препятствием к браку служат отношения свойства, они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять (Трулл.Соб. Прав. 54; Кормчая гл. 54);

В) Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. В указе Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым и между восприемником и воспринятым. Синод находит препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и восприемником, а также родителями последнего;

Г) Препятствие к браку возникает из отношений так называемого гражданского родства – усыновления;

Д) Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака;

Е) Важное условие для признания действительности брака — единство религии:

«В отношении смешанных браков православных с инославными или нехристианами было принято решение:

а) брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора). Он может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви.

б) брак между православными и нехристианами категорически запрещается по канонической акривии» .

Так же христиане вступают в брак и через церковное благословение, и через принятую в государстве регистрацию брака.

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Может ли священник отказать в соборовании?

Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.

Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания ?

– Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Можно ли соборовать младенцев ?

– Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Может ли священник отказать в отпевании?

В чине отпевания священник именует усопшего «Чадо моё духовное». Как заметил один священник: какое же это чадо, если я его первый раз в жизни вижу, и то в гробу…

Весь чин отпевания ориентирован на то, что провожается в последний путь член церкви, человек воцерковлённый.

Умерших Церковь напутствует молитвами, над ними совершается чин отпевания, их погребают в особо освященном месте. Это место называется кладбищем. В древности запрещено было погребать усопших в церквах, потому что в них хранились мощи мучеников. Запрещено отпевать:

  1. Неверующих;
  2. Иноверных;
  3. Инославных;
  4. Нераскаянных грешников (люди которые являлись явными безбожниками и не принесли в этом покояния);
  5. Отпевание самоубийц запрещено в Церковном Предании, но имея в виду правило патриарха Тимофея Александрийского 14-ое, что в отношении лиц, окончивших жизнь самоубийством в состоянии психического расстройства, может быть совершено заочное отпевание, в том случае, если это расстройство будет подтверждено соответствующими медицинскими свидетельствами.

Но при этом есть «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго» , который не имеет молитвенного ходатайства за самоубиенного, а являет собой чин,который может быть совершаем многократно, всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священнику за утешением в постигшем их горе.

В случае обращения к священнику родственников лица, окончившего жизнь самоубийством, с просьбой о поминовении, священник может совершать таковое в своей келейной молитве словами преподобного .

Но при всех этих правилах в конечном счёте, «Церковь может, конечно, отпевать лишь тех, кто принадлежит к ней» , следуя из того, что усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит о них свои молитвы как и о живых своих членах, и поминовение о них совершается за Божественной Литургией и панихидой.

Может ли священник назначить епитимью без желания кающегося? Кто может снять епитимью?

«Епитимия́ [греч. ἐπιτίμιον], церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян» .Главная цель епитимии состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых, а в исцелении болезненных состояний души грешников. В правилах Святых Отцов покаяние рассматривается как «врачевание» (Вас. Вел. 3; Григ. Нис. 8; Трул. 102).

«Сущность церковных наказаний… состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении церкви. Отсюда и общее название этих церковных наказаний: «отлучение» (ἀφορισμός, excommunicatio). Оно может быть или полное, состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов церкви (ἀνάθεμα, excommunicatiomajor), или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении» .

Может ли священник назначить епитимью без желания кающегося?

В настоящее время древняя практика епитимий не применяется во всей строгости, но, однако у духовника остается право выбора между более мягким наказанием и строгими предписаниями, если это послужит врачеванию души согрешившего.

Так «епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера «Священник может налагать епитимию только в виде поклонов, раздачи милостыни, особо усердных покаянных молитв» и неформальному отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола» Альберт БОНДАЧ, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ.

При этом сам вопрос о праве наложения епитимии и снятии должен исходить из правильного понимания самой духовной жизни самого верующего, но если священник этого не видит, то должен растолковать и донести до понимания верующего нормы церковной жизни.

Кто может снять епитимью?

Нет правила, по которому разрешить от епитимии может только священник, наложивший её.

В настоящее время большинство прихожан не связаны при храме общинной жизнью, в связи с чем сама практика церковных прещений утратила свою систему и практику. В настоящее же время главная задача пастырского попечения показать, как сказано в настольной книге священнослужителя, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии.

И главное что должен понять человек, что епитимия это не средство связывания, а получение необходимых рекомендаций по пути духовной жизни. Таким образом, в жизни духовной епитимия это «крылья», а не «узда».

Толкование Вальсамона на 11-е правило Иппонского Собора,преп. Слово 4. О крещении» (47-е правило Лаодикийского Собора)

Прот. Церковное право.

Православная Энциклопедия. Т 18. М, 2013. С. 533.

Курс церковного права. СПб., 2002. С. 296.

Православная Энциклопедия. Т 18. М, 2013. С. 535.

Личная жизнь священнослужителей всегда была тайной за семью печатями для мирян. А им всегда хотелось знать: сколько раз батюшкам можно вступать в брак и по каким критериям они выбирают себе жену?

Корреспондент «Комсомольской правды в Украине» побеседовал с протоиереем Вадимом Шапраном, благочинным Чудновского района Житомирской области.

ВЫБОР НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО 30 ЛЕТ

— Правда ли, что православный священнослужитель может жениться только один раз в жизни?

— Если у католиков целибат (то есть безбрачие) — явление обязательное, то у православных это, скорее, редкое исключение из правил. Ведь священники — обычные люди, которые постоянно находятся среди прихожан, общаются, в том числе и с молодыми женщинами. Чтобы оградить их от искушения, церковь благословила брак. Это было закреплено на Первом Никейском Вселенском соборе еще в 325 году. Священнослужитель должен для себя решить: либо избрать монашеский путь, либо жениться. Но сделать это он должен до 30 лет — к этому возрасту, по существующим церковным канонам, принимают сан. То есть времени вполне достаточно. Сначала нужно создать семью, то есть малую церковь, а затем уже приниматься за создание своего прихода…

— Какими обязательными качествами должна обладать претендентка на руку и сердце?

— Прежде всего девушка должна быть православной и обязательно девицей. И для священника, вступающего в брак, эта женщина должна быть первой и единственной в жизни. Понятно, что женщина с ребенком, разводная либо вдова не может стать женой священника. А что касается профессии, то здесь каких-либо четких ограничений не существует. Претендентка не должна быть стриптизершей, торговать водкой и сигаретами… Проще говоря, невеста никак не должна компрометировать будущего мужа.

В старинных церковных правилах оговаривалось, что невеста священника не должна быть актрисой, однако в те далекие времена профессия актрисы приравнивалась к проституции. Сейчас профессия актера весьма уважаема, поэтому такого запрета не существует.

— Кто по специальности матушки ваших знакомых священников?

— Среди них есть врач, медсестра, учитель, повар… Моя жена — юрист. Некоторые матушки работают по специальности, но в основном занимаются воспитанием детей и ведут домашнее хозяйство, поскольку семьи священников, как правило, многодетные.

ЖЕНИТЬСЯ ПОВТОРНО ЗАПРЕЩЕНО

— А если матушка, скажем, не оправдала надежд и ведет себя недостойно, как должен поступить священник? Может ли расторгнуть неудавшийся брак и жениться вторично?

— Священник должен уметь справиться со своей женой. А если матушка ему изменяет, то он с ней однозначно не должен жить как с женой. Хотя и выгонять из дому недостойную не обязательно. Для священника не существует понятия расторжения брака и тем более вторичного бракосочетания. Ни при каких обстоятельствах священник не может повторно жениться. Даже если его жена умирает. Во времена Древней Руси овдовевший священник был обязан уйти в монастырь. Сейчас вопрос так жестко не ставится, однако священник на всю оставшуюся жизнь остается один.

— А если такой одинокий священник вдруг по-настоящему полюбит женщину, как ему быть?

— В таком случае придется выбирать: либо служение Богу, либо новая семья. Если выбирает второй брак, то лишается священного сана. Недавно один монах оставил монашество, женился и переквалифицировался на работника банковской сферы…

— Бытует мнение, что лучшая жена для священника — девушка из семьи священнослужителя…

— В дореволюционной России были своего рода поставщики невест для священников — епархиальные женские училища (епархиалки), где учились дочери священнослужителей. Чаще всего они действительно становились матушками. Но сейчас таких традиций не существует. Я глубоко убежден, что крепким будет только брак по любви.

— Где же можно встретить подходящую кандидатуру? Среди своей паствы во время службы?

— Я, например, встретил свою будущую невесту на свадьбе у общих друзей. Ситуации в жизни бывают самые разные.

МАШИНА, ИНТЕРНЕТ, БРЮКИ — ПОЖАЛУЙСТА

— В какой одежде должна ходить матушка? Обязательно носить длинное платье и платок?

— Платок — это, конечно, неплохо. Но матушка вовсе не обязана быть «серой мышкой». Главное — не одежда, а внутренний мир человека, его духовность, отношение к жизни и окружающим. Хочу отметить, что современная матушка — это женщина, которая может занимать активную жизненную позицию, водить машину, работать в светском учреждении, пользоваться Интернетом и так далее.

— Но какие-то сложности испытывает обычная мирская девушка, выйдя замуж за священника?

— Она приобретает публичность, которую далеко не все переносят спокойно. Например, когда матушка приходит на церковную службу в приход своего мужа, ей вряд ли удастся спокойно помолиться и уйти. На нее сразу устремляются взоры прихожан. Люди начинают живо обсуждать: в чем она одета, какая прическа, обувь, как выглядят ее дети. Подходят, начинают о чем-то спрашивать, что-то рассказывать, о чем-то просить. Поэтому если семья священника живет в крупном городе, а приход находится где-то в районе, матушки предпочитают посещать церковь именно в городе, где их мало кто знает. Так спокойнее и комфортнее. То же касается и совместного отдыха. Например, мы с женой можем спокойно отдыхать только на море или в малолюдном месте.

Еще такой немаловажный нюанс: в любой момент священника могут направить в другой приход, в другой город или село. Причем на новом месте, возможно, придется начинать практически с нуля, поскольку жилье отнюдь не гарантируется. Поэтому многие священники предпочитают жить в областном центре и ездить оттуда в свои приходы. Объективные трудности вызывают и ненормированный рабочий день священнослужителя, отсутствие совместных выходных… Да и небогато живут семьи большинства священников. Разве что в очень крупных городах. Если в городских соборах и церквях священники получают зарплату, то в сельских приходах их главный доход — средства прихожан, которые люди дают священнику в качестве благодарности за крещение, венчание, отпевание и тому подобное.

— Как проводите досуг? Посещение ночных клубов и дискотек исключено?

— В такие места не ходит ни один нормальный христианин, не говоря уже о священнослужителях. Священник с женой могут ходить на театральные спектакли, посмотреть в кинотеатре хороший фильм. Есть рестораны, где по вечерам звучит фортепиано. При наличии средств было бы интересно провести там вечер и послушать хорошую музыку. Иными словами, наша жизнь не сильно отличается от жизни обычного христианина, но мы несем большую ответственность за каждое сказанное слово, каждый сделанный шаг и поступок.