Как завоевать уважение одноклассников в школе. Как сделать, чтобы тебя уважали

Молодой специалист, получая руководящий пост, сталкивается с массой проблем. Главная из них - недостаток авторитета. А ежели в подчинение к "молодому и перспективному" попадают люди намного старше него, ситуация усугубляется. Так как же начальнику завоевать уважение у старожилов компании и сохранить здоровую атмосферу в коллективе.

Руководитель финансового департамента производственного предприятия Михаил Петренко однажды чуть не ушел с руководящего поста, потому что не мог найти общий язык с подчиненными намного старше него.

"Это случилось в конце 90-х, мне тогда было чуть больше 30 лет. Я уже добился кое-каких успехов и получил предложение возглавить финансовый отдел одного завода", - вспоминает г-н Петренко. Коллектив состоял из четырех человек, все они были старше начальника минимум на 15 лет и работали на заводе почти всю свою жизнь.

Естественно, подчиненные восприняли новое руководство насторожено. Главной проблемой стало неприятие новых методов работы, ведь задачей Михаила была компьютеризация рабочего процесса.

Сотрудники игнорировали компьютеры и продолжали составлять отчеты в бумажной форме. А Михаилу приходилось самостоятельно вводить данные в программу. При этом коллектив, казалось, пытался вставлять палки в колеса начальнику отдела.

Через три месяца упорного противостояния молодой начальник сдался и отправился писать заявление. Директор выслушал Михаила, но бумагу не подписал. Вместо этого он поставил сотрудникам финансового отдела жесткое условие - либо они выполняют все требования начальника, либо увольняются "по собственному желанию".

Некоторые действительно ушли - их места заняли молодые сотрудники. Оставшиеся старожилы научились работать на компьютере и смирились с положением вещей.

Пример Михаила весьма типичен. Ведь основной проблемой молодого руководителя является недостаток авторитета, особенно у подчиненных старше него.

Бизнес-консультант Core Business School, эксперт по развитию управленческих компетенций Татьяна Громова считает, что избежать этого можно, проведя правильную презентацию молодого руководителя. "Оптимальным является вариант, когда нового руководителя представляет его подчиненным начальник более высокого уровня, кратко излагая его сильные стороны как руководителя и специалиста", - говорит она. Тем самым, объясняет г-жа Громова, вышестоящее руководство словно передает молодому начальнику часть своего авторитета. Кроме того, сотрудники получают объяснение, почему назначен именно этот человек.

Если бы директор сразу правильно представил сотрудникам их нового начальника, возможно, сложную ситуацию можно было предупредить. А Михаил не "ябедничал" бы ему на подчиненных.

Без суеты

Руководитель отдела сбыта предприятия легкой промышленности Валерия Тернопольская была представлена сотрудникам по всем правилам. Руководство возлагало на нее большие надежды. Продукция предприятия - постельное белье - не пользовалась большим спросом, и Валерии предстояло разработать новую концепцию продвижения товара и наладить каналы сбыта.

"Подчиненные смотрят на меня как на сумасбродку. Тормозят все мои проекты и постоянно находят отговорки, чтобы не выполнять поручения", - возмущается Валерия.

Классической ошибкой молодых руководителей является то, что они начинают суетиться, имитировать бурную управленческую деятельность и оценивать состояние дел без глубокого изучения ситуации, считает Татьяна Громова. Что, естественно, раздражает подчиненных, особенно если те имеют больше профессионального опыта.

"Главное - не спешить, быть последовательным и обязательным, принимать обоснованные управленческие решения и быть готовым к диалогу с сотрудниками", - говорит бизнес-консультант.

Другой аспект проблемы - неприятие старшим поколением новых методов работы, с которым столкнулся Михаил. Ни для кого не секрет, что если человек привык делать нечто так, а не иначе, переучить его сложно.

Чтобы сотрудники старшего возраста восприняли идеи молодого руководителя всерьез, внедрять новшества следует постепенно, аргументируя каждый шаг. Это уже политика, то есть искусство.

Яйца курицу не учат

Главный бухгалтер сети супермаркетов Галина Середа долго завоевывала авторитет подчиненных. "У меня в отделе был бухгалтер намного старше меня. Она - профессионал, я ее очень уважаю. Но отношения у нас не сложились", - рассказывает девушка.

Бухгалтер считала, что Галина получила свою должность незаслуженно и всячески акцентировала на своем богатом профессиональном опыте. "Она постоянно со мной спорила, все пыталась делать наперекор", - сетует Галина.

Так продолжалось до тех пор, пока строптивая подчиненная не допустила серьезный промах, из-за чего компания потеряла крупную сумму денег. "Эта ситуация значительно облегчила мне жизнь. После нее моя противница успокоилась и перестала трепать мне нервы, возможно, она чувствовала себя виноватой", - рассказывает г-жа Середа. А через год бухгалтер и вовсе решила уволиться.

Действительно, сотрудникам старшего поколения очень сложно принимать советы и наставления руководителя, который младше их на десятки лет, особенно если они амбициозны. Играет уязвленное самолюбие - "почему эта пигалица, а не я?!"

Директор департамента личных видов страхования СК Allianz Оксана Руденко не видит большой проблемы в управлении теми, кто старше нее. Когда она устроилась на предыдущее место работы, во вверенном ей коллективе было немало сотрудников в возрасте. И многие из прежнего коллектива даже перешли за ней в СК Allianz.

Секрет успеха, считает г-жа Руденко, заключается в уважении к профессионализму старожилов. Ни в коем случае нельзя говорить "Вы этого не знаете" или категорично отстаивать свою точку зрения.

"В некоторых случаях, если риск небольшой, я готова пойти навстречу коллеге, хотя уверена, что его решение не оптимально. А когда ситуация начнет развиваться по моему сценарию, он сам поймет, что я была права", - делится опытом директор департамента.

Уважать - не значит бояться

Некоторым людям психологически некомфортно руководить сотрудниками старше них. Начальник отдела розничных продуктов коммерческого банка Сергей Мельник (27 лет) настолько уважительно относится к своим немолодым подчиненным, что они из него веревки вьют.

"У меня в отделе есть женщина, которой уже за 50. Она часто отпрашивается с работы, отдает мне отчеты с кучей ошибок, а я ничего не могу ей возразить. Мне неудобно", - жалуется Сергей. Кроме того, сотрудница позволяет себе называть начальника Сереженька:), в то время как для остальных подчиненных он давно Сергей Викторович.

В таких ситуациях необходимо разделить желания получить профессиональное и личностное уважение, говорит менеджер по развитию и подбору персонала группы предприятий ВВН Украина Анна Улитич.

Руководитель имеет полное моральное право обратить внимание подчиненного на совершенные ошибки и заставить переделать отчет. Но критика должна быть аргументированной и высказываться в мягкой вежливой форме.

"Вы можете быть умнее, образованнее и "подкованнее" в современном бизнесе, чем ваши старшие коллеги. Но при этом не забывайте, что они старше!", - предупреждает г-жа Улитич.

Некоторые молодые управленцы впадают в другую крайность - начинают сразу демонстрировать наличие рычагов власти. "Это тоже неправильно. Политика "я начальник, значит, все будет по-моему" - заведомо проигрышная. Такой подход настроит против руководителя любого подчиненного, независимо от возраста", - предупреждает психолог Ольга Антоненко.

Озимое поколение

Руководители "молодеют" с каждым годом, и уже не редкость, когда начальнический пост занимают в 24-25 лет. При этом возраст подчиненных может быть 40, а то и 50 лет.

Эти люди начинали свою карьеру еще в советское время, когда представления, например, о конкуренции или финансовом учете были совсем другими. Безусловно, старожилы имеют неоценимый опыт в своей сфере. Однако именно молодые специалисты хорошо понимают важность маркетинга, особенностей международных стандартов учета и так далее.

То есть молодежь и люди в возрасте мыслят по-разному. Поэтому справляться со "стариками" бывает нелегко: у них свое виденье решения рабочих проблем, они не любят нововведений и, что абсолютно понятно, их задевает сам факт подчинения тому, кто младше их по возрасту.

Но если молодой руководитель выберет правильную тактику поведения, ему удастся не только завоевать авторитет, но и заручиться поддержкой профессионалов.

ИТОГО: Найти общий язык с подчиненными, которые старше по возрасту, молодому руководителю поможет высказанное вслух уважение к их профессиональному опыту. А заработать авторитет удастся со временем, когда управленческие успехи станут очевидны.

Новая работа — новая жизнь. А это значит, что придется снова завоевывать авторитет в коллективе. Уважение сотрудников само собой не дается. Нужно постараться, чтобы коллектив принял новичка — или, что еще сложнее, чтобы признал в нем негласного лидера.

  • Первое правило - нужно всегда выглядеть хорошо. Встречают, как говориться по одежке, только провожают по уму. Поэтому важно все - прическа, обувь, макияж. На работу вы должны собираться так же тщательно, как и на свидание. Ведь каждый знает, что приятнее работать с опрятными и хорошо одетыми людьми, чем с неряшливыми грязнулями.
  • Старайтесь держаться уверенно. Говорите громко и четко. Не бубните и не тараторьте. Ваша речь должна быть спокойной и уверенной. И обязательно улыбайтесь людям!
  • При разговоре с новыми коллегами смотрите им в глаза — это подчеркивает вашу заинтересованность в общении и говорит о том, что вы не робеете перед ними. Если этого вы сделать не можете, то смотрите в точку между бровями или на переносице. А собеседнику будет казаться, что вы смотрите прямо в глаза.
  • Старайтесь запоминать имена. Обращайтесь сразу по имени или имени отчеству. Ведь давно известно, что самыми приятными звуками для человека являются звуки его имени.

  • Будьте доброжелательны и общительны. Включайтесь в разговоры, делитесь своими знаниями и мнением.
  • Не позволяйте себе грубости и хамства. Некоторым людям для поддержания чувства уверенности необходимо проявлять дерзость по отношению к другим людям. Это вредная привычка испортила жизнь не одному человеку. Если таковая имеется и у вас, то боритесь с ней.
  • Занимайте больше места. Неуверенного человека выдает его скромное расположение в пространстве. Он сидит на краешке стула, старается никому не мешать, локти прижаты, ноги скрещены под стулом. Вспомните как вы ведете себя в приятном вам обществе. И старайтесь принимать те же позы.
  • Держите осанку, меньше жестикулируйте. Если вы руководитель, то это должно быть вашим первыми правилом. Ведь начальник должен и выглядеть, как начальник - серьезно, представительно и смело.

  • Будьте искренними. Даже если для того, чтобы произвести нужное впечатление нужно что-то приукрасить, не делайте этого. Это создаст для вас плохую репутацию.
  • Не обещайте того, чего не сможете выполнить. Держите слово всегда и везде. В противном случае можно прослыть трепачом.
  • В любом рабочем процессе возникают такие моменты, когда может потребоваться ваша помощь. Это нормально. Но, помогая коллегам, не делайте это слишком эмоционально . Такая полная отдача для одних людей может выглядеть, как подхалимство. А другим может показаться, что вы считаете их некомпетентными работниками или просто глупыми людьми. Ведь только маленьким детишкам, которые ничего не умеют, так радостно помогают.
  • Научитесь тактично отказывать — так чтобы не обидеть человека. Ведь из-за того, что неудобно сказать «нет», можно не успеть выполнить поставленную перед вами задачу. Вежливо извинитесь или предложите помощь после того, как сделаете то, что поручено вам начальством. Читайте также: Как научиться говорить «нет» — учимся отказывать правильно.
  • Если Вы руководитель, очень важно научиться защищать своих подчиненных и отстаивать их интересы. Это вовсе не значит, что вы будете им постоянно потакать. А значит то, что вы думаете о них, создаете им лучшие условия труда.Проявляйте свою заботу с первого рабочего дня!
  • Добросовестно работайте. Если новичок - лентяй, то весь коллектив понимает, что невыполненные объемы лягут на их плечи. А никто не хочет перенапрягаться.

  • Постоянно учитесь, развивайтесь как специалист, руководитель и просто, как личность . Нет предела совершенству, а ваше стремление расти будет оценено по достоинству.
  • В первые дни займитесь разведкой — присмотритесь к коллективу. Кто с кем дружит, о чем идут беседы, какие люди здесь находятся.
  • В каждом коллективе есть сплетники. Не стоит к ним приобщаться, но и не стоит вести с ними войну. Потому что в любом случае вы проиграете. Лучший вариант — выслушать человека и удалиться под уважительным предлогом. Ни в коем случае и ни с кем не обсуждать услышанные новости. Ведь идеальное средство борьбы со сплетнями - это полное игнорирование.
  • Участвуйте в коллективной жизни - это укрепляет коллектив. Если все собрались в ресторан, в театр, в кино, на субботник идите с ними.
  • Не старайтесь понравиться всем — это невозможно . Будьте собой. Потому что личностей со своим мнением и образом мыслей ценят везде.
  • Умейте радоваться успехам других людей. Это подчеркивает вашу доброжелательность.
  • Адекватно воспринимайте критику . Ее нужно выслушать, и если вы не согласны спокойно выразить свое мнение. Но не кричать, не переходить на личности и не обижаться.
  • Принимайте людей такими, какие они есть . Не стоит навязывать свое мнение, свои пути решения проблем и организацию рабочих моментов. Каждый решает для себя сам как жить и как работать.
  • Сразу определите, кому вы подчиняетесь. И выполнять указания только вышестоящих людей. Так как практически в любом коллективе есть любители покомандовать новичками.
  • Старайтесь не показывать волнение - дышите глубоко.
  • Не стройте из себя зануду — всезнайку. Первые дни простота не помешает.
  • Не раскрывайтесь полностью перед коллегами. И это правило касается не только новичков. Не всем надо знать, какие у вас проблемы дома, какие отношения с мужем и детьми. Зачем выносить сор из избы? Есть мир, в который нет входа посторонним. Пусть коллеги знают только о вашем семейном положении.
  • Не занимайтесь пустой болтовней на рабочем месте. Печальный факт: вместо того, чтобы выполнять поставленные задачи, болтуны приходят на работу просто пообщаться. Этих сотрудников стараются как можно скорее уволить. Их не любит ни начальство, ни коллеги.

Все мы мечтаем о собственном деле, но так везёт далеко не каждому. И если вы не один из этих счастливчиков, то наверняка у вас есть начальник, который в чём-то вас не устраивает. Это закон жанра. Если вам хоть немного повезло и ваш босс не исчадие ада, то существует немало способов, чтобы завоевать его благосклонность. И вот некоторые из них.

Будьте приятным человеком

Сделайте себя незаменимым

Эта фраза, которую вы слышали не раз, - абсолютная правда: если вы тот человек, без которого работа стоит, тогда вы находитесь гораздо ближе к повышениям, премиям и другим крутым штукам, чем остальные. Подумайте и скажите, являетесь ли вы незаменимым работником? Если нет, то самое время двигаться в эту сторону. Работайте над самыми важными проектами, обучитесь тому, что выделяет вас на фоне остальных. Дополнительное обучение ещё никому не навредило.

Приоритеты руководства - ваши приоритеты

Сделайте для себя важным всё то, что значимо для вашего босса. Беседуйте с ним о работе, узнавайте его мнение и дайте ему почувствовать, что ваши рабочие интересы совпадают. Они не должны быть одинаковыми, но будьте уверены в том, что вы знаете приоритеты начальства и вам известно, как их осуществить.

Держите его в курсе

Стоит ли упоминать о том, что вашему боссу не понравится, если вы не будете показываться ему хоть изредка и держать его в курсе всех событий. Возможно, даже стоит посылать ему регулярную отчётность о проделанной работе. Это нужно не только для того, чтобы потешить его самолюбие, но и для того, чтобы показать, насколько вы продуктивны.

Решите проблему, пока ею не занялся ваш босс

Никто не идеален, и ваше начальство, скорее всего, это понимает. Но если вы можете решить проблему, не беспокоя вашего босса, вы будете выглядеть гораздо лучше в его глазах. Верный способ достичь этого - вести рабочий журнал, в котором будут записи обо всём, над чем работаете, и после оценивать себя со стороны начальства. Чуточку удачи - и вы увидите проблему и сможете решить её раньше, чем это потревожит стоящих выше.

Будьте готовы принести извинения за свои ошибки

Все ошибаются, и вы не исключение. Если это всё-таки случилось, будьте готовы извиниться. .

«Я был неправ. Я виноват. Я исправлюсь. Я допустил ошибку». Всё это примеры неправильных извинений.

В этих случаях вы делайте центром себя. Куда более правильным вариантом будет сместить фокус на собеседника, точнее на того, кто пострадал из-за вашей ошибки. Задайте себе вопрос: «С кем я разговариваю и что этот человек хочет от меня услышать?» Дав на него ответ, вы поймёте, как нужно построить своё извинение.

Заслужите уважение

Многие почему-то считают, что быть грушей для битья - это лучший способ понравиться руководству. Надеюсь, вы понимаете, что это не так. В каких-то случаях это может сработать (если у вашего босса было тяжёлое детство), но лучший способ обрести любовь начальства - заслужить настоящее уважение. Это означает трудиться, избегать офисных сплетен и разговоров ни о чём, а также принимать адекватную критику. Быть приятным человеком (первый пункт) тоже правильно, но это два фундаментально разных подхода. Если вы не даёте в обиду и уважаете себя, то ваше начальство сделает то же самое.

Овладейте искусством выглядеть занятым

Иногда, для того чтобы быть впереди, нужно приложить немного хитрости. И в нашем случае это означает стать мастером в искусстве выглядеть занятым, даже когда это не так. Мы не говорим об отлынивании от работы или о вранье. Но вы должны дать своему боссу понять, что вы занятой человек и постоянно над чем-то работаете.

Давайте полезную обратную связь

Опять же, если ваш босс не исчадие ада, то он будет только рад честному . Но когда вас спрашивают об этом, не старайтесь вылить все свои жалобы. Выясните, что именно нужно вашему боссу. Не подстраивайтесь под него и не говорите того, что он хочет услышать. Если ему нужно узнать, как поживает новый проект, не старайтесь рассказать о том, что его команда проводит слишком много времени за обедом. Вы же не ябеда?

Делайте работу на 100%. Даже если вы ненавидите своего босса

Иногда неважно, как вы делаете свою работу. Плохой начальник не станет от этого лучше. Если у вас такая ситуация, вас действительно жаль. В таком случае лучшим советом будет нарастить броню и не слишком обращать внимание на истерики, неоправданную критику и атаки начальства.

И самое главное! Не давайте лезть в вашу личную жизнь. Не переносите работу домой и не срывайтесь на окружающих людях. Лучше подумайте о том, как вы можете улучшить свою ситуацию. А может, вообще ну её?

Наверное, каждый человек достоин уважения независимо от возраста, пола и социального статуса. Все имеют какие-то свои качества, особенности, достижения, которые достойны высокой оценки окружающих. Однако нельзя сказать, что абсолютно все пользуются уважением. Почему так происходит? Может, люди просто не видят или не знают о выдающихся способностях другого, или сам человек держится особняком, не позволяя окружающим лучше узнать себя.

А как это происходит с вами? Вы довольны тем, как к вам относятся коллеги, партнеры, знакомые и друзья? Или хотите узнать, как вести себя, чтобы добиться большего уважения в обществе? Если вы действительно к этому стремитесь – приготовьтесь стать человеком, который у всех на виду и на которого буду равняться другие люди.

Как сделать, чтобы тебя уважали? Стать тем, кого уважают

Некоторые стараются угождать всем, делая лишь то, чего от них ожидают – им кажется, что так они могут заслужить всеобщее одобрение и почет. Но такими поступками они скорее теряют уважение окружающих, а не зарабатывают его. Потому что уважают того, кто не пытается под кого-то подстроиться, а является самодостаточной зрелой личностью. Кто твердо знает, чего хочет, и может поддержать других советом и своими знаниями. Кому можно верить и на кого можно положиться.

Помните, что нельзя заставить окружающих людей уважать себя, так же как нельзя заставить другого человека полюбить. Но можно стать тем, кого любят, и тем, кого уважают.

Вот как вы можете добиться уважения:

  1. Уважайте с себя. Демонстрируйте уверенность, самостоятельность и твердость, имейте свое мнение и отстаивайте его. Цените себя. Иначе как вы заставите людей уважать себя, если сами будете относиться к себе с недостаточным уважением и любовью?
  2. Уважайте других. Вас не смогут уважать другие, если вы о них низкого мнения. Открывайте в людях лучшие качества, радуйтесь их успехам вместе с ними. слушайте их и будьте доброжелательны, внимательны и откровенны в общении. Не говорите о людях плохо у них за спиной.
  3. Будьте сильным и совершайте большие поступки. Берите на себя инициативу и ответственность. Упорно работайте над трудными задачами, умейте находить выход из самых непростых ситуаций. Подкрепляйте свои слова делом и идите от одного достижения к другому – люди захотят учиться вашему успеху и, несомненно, начнут уважать вас.
  4. Признавайте ошибки. Если вы правы – отстаивайте свою правоту, но если ошиблись – признайте это. На такое способны лишь сильные люди, и только они бывают достойны уважения.
  5. Следите за своей внешностью. Для того, что о вас думают и как к вам относятся окружающие, важно они как вас воспринимают. Поэтому ваш внешний вид – уже не просто ваше личное дело. Одежда, аксессуары, манера держаться – все должно говорить о самоуважении и личном достоинстве.

Как добиться уважения в коллективе?

Следуйте всем предыдущим рекомендациям и всегда помните, что рядом с вами работают люди, которые имеют свои проблемы, желания и тайны. Поэтому умейте видеть в них не только коллег или подчиненных – и вы станете пользоваться их признанием и уважением. Кроме того, будьте профессионалом – это лучший способ сделать так, чтобы вас уважали как в своем коллективе, так и в широкой среде компетентных специалистов.

И самое главное: не стремитесь заставить всех вокруг уважать себя, так как нельзя быть одинаково достойным человеком в глазах каждого. Одни ценят силу и напор, другие – деликатность и сдержанность, третьи – ум и сообразительность. Поэтому будьте собой, а не тем, кого хотят в вас видеть, и вы завоюете уважение и признание.

Всем нам хочется, чтобы нас ценили и считали незаменимыми на работе. Но уважение не является данностью - его нужно заработать. Независимо от того, насколько давно (или недавно) вы работаете под началом своего руководителя, что можно сделать, чтобы он ценил ваш вклад в работу? Как лучше всего заслужить его или ее доверие? И как завоевать уважение, если вам кажется, что его недостает?

Что говорят эксперты

Свежее исследование HBR, в котором приняло участие около 20 тысяч сотрудников по всему миру, выявило, что самое важное, чего подчиненные хотят от руководителей, - это уважение. «Если вы не чувствуете уважения, вы не будете вкладывать свою душу в работу», - говорит Линда Хилл, профессор Гарвардской школы бизнеса и соавтор книги «Трудно быть боссом. Модели успешного лидерства». По мнению Майкла Уоткинса, председателя Genesis Advisers и профессора IMD, уважение менеджера-управленца проявляется в разных формах. Оно начинается с того, что вас рассматривают как «человека, которого стоит обязательно удержать в своей команде». Затем о вас думают как о сотруднике, заслуживающем «интересных и сложных заданий», и, наконец, как подчиненного, которого руководитель «хочет продвигать и развивать, поскольку уверен в его блестящем будущем». Хотеть уважения - это одно, а получить - совсем другое. Вот несколько возможных стратегий.

Четко уясните свои обязанности

Первый шаг при «наборе очков» у своего начальника - это, разумеется, выполнять свою работу и выполнять ее хорошо. Чтобы добиться этого, вы должны «четко понимать, каковы ваши самые важные» задания и «как они вписываются в повестку дня вашего босса», - говорит Уоткинс. В первые дни и недели на новой работе он предлагает спрашивать своего руководителя: «Чему мне нужно научиться и как сделать это быстрее всего?». Затем вам необходимо сделать все, что в вашей власти, «чтобы показать, что вы быстро набираете обороты, - говорит он. - Когда о вас думают, что вы легко обучаемы, это может быть большим плюсом к вашему кредиту доверия». Даже если вы уже давно занимаете свою должность, следует регулярно уяснять для себя свою роль и основные обязанности, говорит Хилл. «Ваша цель - оставаться «на одной волне» с вашим боссом, чтобы вы знали, на чем сосредоточить свое время и внимание», - заявляет она.

Приспосабливайтесь

Чтобы стать ценным и облеченным доверием сотрудником, нужно «выяснить, каков самый лучший способ поддерживать связь с руководителем, - говорит Уоткинс. - Именно на вас лежит ответственность подстроить свой стиль к его». Спросите своего менеджера, какой вид коммуникации он предпочитает. Что лучше: электронная почта, текстовые сообщения или встречи лицом к лицу? Как часто он хочет общаться с вами? Раз в неделю? Раз в день? Только по мере необходимости? Поинтересуйтесь, насколько он хочет вдаваться в детали. Хочет ли он, чтобы вы прежде всего руководствовались аналитикой или интуицией? Если вы с боссом не совпадаете по стилю (вы проверяете почтовый ящик каждый час, а она не открывает его по несколько дней), вам следует инициировать «откровенный разговор, при котором каждая сторона объяснит свое поведение, - считает Хилл. - Помогите руководителю понять вашу точку зрения и сложности, связанные с изменением стиля» - в той мере, в которой это касается вашей способности продуктивно трудиться. «Обсудите ситуацию и примите совместное решение о том, что вы будете с этим делать», - говорит она.

Проявляйте наблюдательность и эмпатию

Чтобы заработать уважение начальника, «вам нужно понимать, что для него важно», - объясняет Хилл. Она рекомендует уделять серьезное внимание «приоритетам и заботам своего босса». И сделать их своими приоритетами не из угодливости, а проявляя эмпатию. Также вам важно помнить, что «ваш руководитель ищет свидетельств того, что вам можно доверять - что он может положиться на ваc», - говорит Хилл. Постарайтесь понять, как заработать его доверие «и создайте условия для своего успеха», делая тщательные наблюдения. Развивайте свое понимание «приоритетов, ограничений и внутренней политики» своей организации, выясняя, кому босс доверяет, кого он слушает и где возникает напряжение. Ваша цель не в том, чтобы ввязываться в подковерные игры, а в том, чтобы «понимать политические моменты».

Выстраивайте отношения с другими людьми

Высказывайте несогласие (вежливо и один на один)

«Избегая конфликтов с руководителем, уважения не заработаешь, - говорит Хилл. - Босс должен быть уверен, что вы за него горой», но в то же время ему необходимо знать, когда «король-то голый». Например, если вы убеждены, что ваша команда не справится с проектом в предложенные начальником сроки, скажите ему об этом - в личной беседе и вежливо. Не обрушивайте эти новости на менеджера при всех - это может выглядеть как нелояльность. Хилл советует рассматривать ваши взаимоотношения как партнерство. «Если мы с вами - партнеры, вы удержите меня от ошибки». В конце концов, «у вас есть доступ к информации, отличной от той, которая есть у босса», что делает ваше мнение и точку зрения весьма ценными. «Вам необходимо быть достаточно смелым, чтобы донести до руководителя свое несогласие».

Просите об обратной связи

Независимо от того, насколько прекрасны ваши результаты, вы не можете заставить начальника признать ваши достижения. По мнению Уоткинса, некоторые руководители просто не склонны этого делать. «Признание, которое вы получите, будет точным произведением качества вашего труда и склонности вашего босса признавать достижения», - говорит он. Но все же, даже если вашему руководителю скорее свойственны сдержанные оценки, есть разница между «публичным признанием ваших достижений» и «честной и откровенной обратной связью о том, насколько продуктивно вы работаете». Вы обязаны спросить своего босса «Как мои дела? Чего мне делать больше, а чего - меньше?». Уоткинс утверждает, что в особенности новые сотрудники «часто получают меньше обратной связи поначалу, поскольку есть некоторое нежелание» критиковать того, кто лишь «встает на ноги». «В результате люди могут легко оказаться на ложном пути».

Задумайтесь

«Не очень-то приятно, когда вас не уважают, - говорит Хилл. - Если вам кажется, что ваши права ущемляют и ваш руководитель не уважает вас как человека», - это проблема, которую нужно донести до отдела кадров. Но не стоит делать поспешных выводов, советует она. Возможно, что начальник спорит с вами и сомневается не из недостатка уважения, но «потому что не полностью понимает то, с чем вам приходится сталкиваться». В этом случае, говорит она, именно на вас лежит обязанность «обучить своего босса» и «раскрыть перед ним все карты» по поводу особенностей вашей работы и сложностей, с ней связанных. «Ваш начальник не умеет читать мысли. Вы оба ответственны за то, чтобы ваши взаимоотношения сработали, - заключает Уоткинс. - Вам не следует запускать ситуацию, чтобы не дошло до того, когда вы уже стучите кулаком по столу и требуете уважения». Но если вы не чувствуете, что вас ценят, он советует спросить самого себя, почему. «Спросите себя: достаточно ли хорошо я работаю? Может, я веду себя подобострастно? Поставил ли я необходимые границы? Все начинается с вас».

Принципы для запоминания

Что делать:

  • Подстройте свой стиль работы и общения к стилю своего руководителя.
  • Протяните руку помощи своим коллегам. Самый полезный вопрос, который вы можете задать, это «Чем я могу помочь?».
  • Выстройте партнерство со своим боссом. У вас есть общая ответственность за то, чтобы отношения сработали.

Чего не делать:

  • Не унывайте, если начальник не оказывает вам прилюдного признания. Вместо этого попросите об обратной связи с помощи вопроса «Чего мне стоит делать больше, а чего меньше?».
  • Не пренебрегайте внутренней политикой и культурой своей организации; выясните, кому босс доверяет, кого он слушает и где случаются основные трения.
  • Не избегайте конфликта с руководителем. Если вы не согласны, скажите об этом - в личной беседе и вежливо.

Кейс № 1. Вникните в приоритеты своего босса и подстройтесь под его стиль общения

Когда Уитни Маккарти начала работать менеджером по коммуникации в Rizepoint, компании-поставщике ПО для управлений по соблюдению нормативных требований из Солт-Лейк-Сити, она была настроена хорошо трудиться и заработать уважение начальницы, которую мы назовем Люси.

Первым приоритетом Уитни было четко уяснить, в чем состоят ее обязанности. В первый рабочий день Люси выдала Уитни длинный список, который объяснял шесть главных пунктов ее работы и действия, которые ей следовало предпринять немедленно. «Эта записка была моей путеводной звездой и каждый месяц я с помощью Люси обновляю ее - в том же самом формате «шести пунктов», - говорит Уитни.

Также Люси провела встречу с Уитни и остальными членами команды. «Целью было обсудить, за какую сферу отвечает каждый из нас, чтобы избежать путаницы по поводу бюджета и ожидаемых результатов», - рассказывает она.

Вторым приоритетом Уитни стало быстро «набрать высоту» в приоритетных областях - что включало в себя связь с общественностью, в которой у нее было очень мало опыта. Уитни было чему поучиться, и она хотела показать, насколько быстро схватывает информацию. Она подписалась на онлайн-журнал о связи с общественностью, скачала государственные акты по теме, а также внимательно изучила PR-стратегии других компаний, занимающихся ПО.

«Моя цель была в том, чтобы не задавать Люси множество вопросов, - говорит она. - Я продемонстрировала свои новые знания: создала пресс-релиз через несколько недель после прихода и представила гендиректору готовый план по связям с общественностью в свой первый месяц».

Еще одним пунктом плана Уитни было выяснить, как лучше работать с Люси. Она спросила Люси о предпочтительном для нее стиле общения и о том, какую информацию она хочет узнать о работе Уитни. Затем Уитни постаралась подстроиться под своего начальника. «Те детали, в которые Люси не хотела вникать (например, посты в соцсетях), я старалась обязательно включать в еженедельный отчет о продуктивности, чтобы у нее было общее представление о результатах моей работы», - рассказывает она.

Чтобы узнать о том, какой стиль общения с Люси является предпочтительным, Уитни расспросила коллег, которые давно работали с начальницей. «Они дали мне несколько полезных советов - например, такой: если приходишь к ней обсудить проблему, лучше уже иметь на руках предложение по ее решению».

Уитни уверена, что заработала уважение Люси. Три раза начальница отметила в письме, как ей приятна совместная работа; Уитни всегда получает максимальную премию (что зависит от решения Люси), а также завоевала звание «самый ценный игрок» в свой первый квартал в компании.

Кейс № 2. Покажите руководителю, что он может на вас положиться, и будьте открыты к обратной связи

Карен Шнайдер, менеджер проектов в алкогольной индустрии, рассказывает, что всегда зарабатывает уважение своего начальника, находя как можно больше способов быть полезной. «Моя работа - облегчать жизнь своего босса, разумеется, прежде всего с помощью хорошей работы, но также снимая напряжение там, где это возможно».

На прошлой работе начальница Карен, Сюзан, проводила с подчиненными еженедельные личные встречи. Карен всегда знала, когда у Сюзан какие-то проблемы, которые Карен может помочь решить, то есть руководитель была уверена, что всегда может на нее рассчитывать. Очень часто ответом босса было «да». «И даже если поручений не было, я знаю, что мое желание помочь высоко ценилось, - говорит она. - Сюзан знала, что может на меня рассчитывать, что я жажду многому научиться».

Также Карен активно искала от Сюзан обратной связи. «В первые две-три недели на новом месте я просила об этом в конце каждой недели, а с течением времени мы стали встречаться раз в месяц, - объясняет она. - Мой успех в моих руках, и я чувствовала, что Сюзан нравится мой задор и что она еще больше уважает меня за это».

Однажды Сюзан подвергла Карен конструктивной критике по поводу организации работы над проектом. «Это было сделано по-доброму, что позволило мне увидеть потенциальную возможность в будущем сделать работу лучше», - говорит она.

Карен была благодарна Сюзан и старалась учитывать ее мнение в следующем проекте. «Важно воспринимать критику с такой же открытостью, как и похвалу, и именно этим, как мне кажется, я заработала признание со стороны Сюзан».

Карен рассказывает, что Сюзан часто лично благодарила ее за труд над конкретными проектами, а однажды даже сделала ей подарок за особенно хорошую работу. «Не то чтобы обо мне трубили на всю организацию, но признание моих заслуг имело для меня большое значение», - говорит она.

Ребекка Найт