Какой церковный праздник 4 декабря года. Церковный Православный праздник декабря

В этот день, 4 декабря, когда до наступления Нового года остаётся менее месяца, мир отмечает ряд праздников, которые уже давно стали любимыми.

День заказов подарков Деду Морозу

Это очень необычное событие, которое дарит много радости и счастья маленьким ребятишкам, ждущим прихода Деда Мороза в грядущую новогоднюю ночь. Он посвящён всем людям, которые верят в существование этого добродушного старичка, раздающего подарки. Примечательно, что в различных городах мира почтамты начинают оказывать услуги по отправке посланий доброму дедушке или открываются учреждения, где все детишки могут отправить письма с просьбой о подарке, которые непременно будут отосланы адресату.

День военно-морского флота Индии

Флот после проведения спецоперации «Трезубец», сыграл роковую роль в бомбардировке порта в Карачи во время индо-пакистанской войны. Его празднуют длительное время (до нескольких дней), во время них происходят ярчайшие мероприятия, парады, демонстрация мощи индийского флота.

День информатики в России

В далёком 1948 году 4 декабря Госкомитетом СССР по введению техники в пользование различными структурами было зарегистрировано изобретение — цифровая вычислительная машина.

День ремесленников в Мексике

Главнейшим предлогом празднования этого дня в далёко и солнечной Мексике является способ доказать, какое же внушительное значение для государства имеют обычные работники, занимающиеся созданием прекраснейших сувениров, отражающих быт и культуру населения. Они выставляют на продажу всё, что успели соорудить за уходящий год, а туристы скупают эту продукцию.

День юриста в Беларуси

Он был внедрён для личностей, каждый день стоящих на страже прав белорусов. Это еще одна возможность признать достижения тех, кто посвятил жизнь этой важной для любого государства, юридической деятельности.

День сетевика в России

Это праздник всех российских участников сетевого маркетинга. Этим видом деятельности занимается внушительное количество граждан страны. Сетевой маркетинг стал привычным явлением и важной частью современной жизни.

Церковный праздник

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Какой сегодня церковный праздник знают все православные христиане. Сегодня празднуется Введение (вход) во храм Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый непереходящий праздник Православной Церкви.
Существует церковное предание, которое повествует о том, что святые Иоаким и Анна - будущие родители Девы Марии, молясь о разрешении у них неплодства, дали обет Богу, что если у них родится ребенок, то посвятят его служению Богу. Родившуюся дочь Пречистую Марию - будущую Богоматерь в трехлетнем возрасте, по своему обету родители торжественно с пениями священных песен и зажженными в руках свечами ввели в Иерусалимский храм. Богоотроковицу в храме встретил первосвященник со священниками.
В Иерусалимский храм вела лестница с пятнадцатью высокими ступеньками. Маленькая Мария, укрепленная силой Божией, быстро преодолела все ступеньки и взошла на самую верхнюю. По внушению свыше первосвященник Захария ввел маленькую Пресвятую Деву в самое святое святых, туда, куда он входил с очистительной жертвенной кровью только один раз в году. Присутствовавшие в храме сильно удивились этому необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна оставили свою дочь Марию на воспитание в Иерусалимский храм до 15-летнего возраста, то есть до ее совершеннолетия. Здесь Мария изучала прилежно Священное Писание, занималась усердно рукоделием и воспитывалась вместе с другими благочестивыми девушками. Все свое свободное время Она проводила в молитвах. Земная жизнь Богородицы с самого ее младенчества и до вознесения на Небеса покрыта глубокой тайной. По преданию, Марию в храме посещали ангелы, которые подавали ей пищу и беседовали с ней.
После возвращения из храма домой, Богородица была вскоре выдана замуж за Иосифа - пожилого благочестивого плотника вдовца.
Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы установился в православии еще на заре христианства, но только в 9 веке получил свое широкое распространение.
Полное название этого праздника в народе было сокращено до одного первого слова - «введение». Теперь этот праздник стал ассоциироваться с понятием начала настоящей зимы.
С праздником Введенья на Руси начинались зимние торги, так называемые Введенские ярмарки. Главным товаром на ярмарках были сани. На Введенье делались пробные выезды на зимнем транспорте. Молодожены в этот день усаживались в расписные сани и начинали гулянье. Молодой муж, подпоясанный ярким кушаком, правил лошадьми, жена его тоже наряжалась в лучшие одежды.
В народе говорили – «Введенье пришло - зиму привело» или «Сильная зима - готовь закрома». Наши предки верили, что на тройке лошадей в белоснежной шубе, в этот день по улицам проезжает сама Зима. Она своими дыханием морозит воздух и рисует на окнах снежные узора.
Хорошим знаком в этот день, предвещающим следующим летом добрый урожай хлеба являлся мороз и солнце. Пасмурная и теплая погода в этот день не давала надежды на следующий плодородный год.

НАЧАЛО МЕСЯЦА САФАР

Сегодня в календарь памятных дат и мусульманских праздников вступает в Сафар (Safar) – второй месяц года, следующий за месяцем Мухаррам. Для всех верующих мусульман месяц Сафар является месяцем спокойствия и ритуалов, его связывают с двумя гипотезами, одна из которых предполагает, что Сафар, как название месяца, было связано с желтым цветом - разгаром осеннего сезон. По другой гипотезе это название месяца произошло из-за опустения - isfaar - Мекки. Литературный перевод слова Сафар (Safar) дословно означает «свистящее дыхание ветра» и подсказывает какая погода обычно в этом месяце.
Сложилось в народе так, что все ошибочно считают наступление Сафар с разными нежелательными событиями - с болезнями, с проклятиями, с проявлением дьявольщины и с другими несчастьями. Люди в дни Сафара, согласно поверьям, ошибочно ограждали свои семьи от приближения всякого зла и бед, в этот месяц старались не вступать в брак. Исторические события, связанные с мусульманским обществом, опровергают эти представления о месяце Сафар. Так, например, Фатима – самая любимая дочь Пророка Мухаммеда, именно в этом месяце Сафар вышла замуж за Али.
Именины 4 декабря у: Марии

Введение - один из 12 великих (двунадесятых) православных праздников. О событиях, которым он посвящен, рассказывают апркрифы - "Протоевангелие Иакова" (вторая половина II века), латинское "Евангелие псевдо-Матфея" (IV век) и Минологий Василия II - древнейший сохранившийся иллюстрированный византийский манускрипт в жанре житийной литературы (конец X века).

По этим источникам, когда перед зачатием Богородицы ее матери, святой Анне, явился ангел, возвестивший предстоящее рождение ребенка, она дала обет отдать его в Храм, чтобы он посвятил всю свою жизнь служению Богу. И когда Деве Марии исполнилось 3 года, родители привели ее к Иерусалимскому Храму и поставили на первую ступень лестницы, которую ребенку предстояло одолеть самостоятельно. В Храме ее встретил первосвященник Захария, отец Иоанна Предтечи, и по внушению свыше ввел в Святая святых, куда дозволялось входить только первосвященнику с очистительной жертвенной кровью, да и то только раз в году, а после оставил до 12 лет воспитываться при Храме, вокруг которого по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, было много жилых помещений, где обитали люди, посвятившие себя служению Богу.

Праздник в честь этого события появился в христианской церкви довольно поздно — по версии некоторых исследователей, после 543 года. Первые упоминания о нем встречаются в мясецесловах VIII века, а более широко он распространился с IX века, но до XIV-го не входил в число двунадесятых, хотя и отмечался так же торжественно.

На Западе его с IX века отмечали в Сицилии, где жило много православных греков, оттуда захватившие остров норманны принесли его в Англию, но широко праздновать его в Европе начали лишь во второй половине XIV века. А в общий календарь Римско-католической церкви праздник Введения включил папа Сикст V в 1585 году.

День святой Варвары

В Средние века великомученица Варвара почиталась католической церковью как одна из 14 святых помощников Господних и как небесная посредница "счастливого" смертного часа, избавляющая от внезапной смерти без покаяния.

Согласно церковному преданию, святая Варвара жила в III веке в Илиополе Финикийском. Ее отец — аристократ, приближенный соправителя императора Диоклетиана Максимиана, который, будучи от природы человеком жестким, когда началось Великое гонение на христиан в подчиненных ему областях был склонен доводить меры Диоклетиана до крайних пределов, и там было много мучеников. Узнав, что его родная дочь - христианка, отец Варвары сам ее пытал, и сам обезглавил.

В IV веке мощи великомученицы были перенесены в Константинополь. Потом они попали в Киев. По преданию, в 1108 году дочь императора Алексия Комнина Варвара, просватанная за великого князя Святполка Изяславича, попросила отца передать их в дар Киевскому князю. Впрочем, историки эту версию оспаривают, поскольку у императора Алексия Комнина не было дочери по имени Варвара, а женой Святополка была, скорее всего, дочь чешского князя.

Впрочем, частицы мощей святой Варвары на Руси точно были — в 1644 году одну из них передали в дар канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В 1650 году великий гетман Литовский Януш Радзвилл, взяв приступом Киев, получил две части ее мощей. А в 1656 году Киевский митрополит Сильвестр передал часть мощей святой Варвары Антиохийскому патриарху Макарию.

Большая же часть мощей хранилась в Златоверхом Михайловском монастыре в Киеве. В 1930-х монастырь разрушили, а мощи передали в музей. Теперь они хранятся в киевском Владимирском соборе.

Зула Хурал — Праздник тысячи лампад

Этот праздник праздник посвящен Дже Цонкапе, реформатору тибетского буддизма, основателю школы Гелука, считающемуся земным воплощением Бодхисаттвы Манджушри — вторым Буддой. На рассвете 25-го дня первого зимнего месяца по лунному календарю он начал медитацию на пустоту и ушел в нирвану.

Светильники, которые зажигают в этот день, символизируют свет мудрости, рассекающий тьму неведения и знаменуют свет учения Будды.

Два основных сочинения Дже Цонкапы — "Ламрим" (посвященное общему пути Махаяны) и "Нагрим" (посвященное пути Тайной Мантры) — полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.
Школа Гелука, к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны ("Большой колесницы"), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ. Это самая влиятельная из школ Тибета. Ее глава, он же и настоятель ее главного монастыря Галдан, носит титул гьялва (тиб. — "победитель") и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины XVII века школа Гелука утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день Тысячи лампад или Тысячи свечей верующие приносят в храмы в подношение Учителю молоко, чай, сладости и масло для лампад. А когда стемнеет, внутри и вокруг храмов зажигают множество лампад, которые горят до рассвета. Монахи читают молитвы. В монастырях устраивают торжественные процессии с зажженными факелами.

В честь праздника в Иволгинском дацане — духовной столице буддийской традиционной сангхи (буддийской общины) России, расположенной у подножия хребта Хамар-Дабан в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ, — для верующих открывают доступ к нетленному телу хамбо-ламы Даши-Доржо Итигилова, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации. В 2002 году тело его было найдено в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.

С 2004 года Зула Хурал — национальный праздник Калмыкии. Там с днем ухода в нирвану Дже Цонкапы связано наступление нового года - в этот день калмыки получают свой "новый возраст" (раньше здесь вообще не отмечали дней рождения — в день Зул каждый просто прибавлял себе один год).

Торжественные службы, а также менее значимые стремятся посещать многие глубоко верующие христиане. Все отмечаемые православные праздники в декабре можно найти в церковном календаре. В эти дни в церкви проходят торжественные богослужения. В великие дни, к ним относится Пасха и двунадесятые праздники, совершаются самые значимые службы. В течение года отмечается множество торжеств. В статье рассмотрим подробнее, какие существуют православные праздники в декабре. Менее торжественные службы проходят в дни поминовения святых, но это ничуть не умаляет их значение для верующих.

3 декабря

Какой отмечают 3 декабря праздник православный? Этот день считается предпразднеством Введения во храм Пресвятой Богородицы. 3 декабря же почитают Преподобного Григория Декаполита, а также Святого Прокла, архиепископа Константинопольского.

Преподобный Григорий Декаполит

Родился и жил преподобный Григорий в VIII веке. Родом он из Декаполя Исаврийского. С самого детства почитал церковные службы и храм Божий. Святой рано ушел из дома родителей, так как хотел избежать неугодной ему женитьбы. Долго он странствовал по свету: был в Риме, Константинополе, Солуни, Коринфе, какое-то время жил в пещерах Олимпа. В то время еретики вели сильное гонение на православных. Григорий всюду проповедовал Слово Божие, обличал ересь и укреплял силы и веру христиан. Своей нелегкой жизнью, молитвами, подвигами Григорий стяжал благодатный дар чудотворения и пророчества. Его чистота сердечная позволила услышать ему пение Ангелов во славу Святой Троицы. Долгое время преподобный Григорий подвизался в монастыре святого Мины. Покинул он его и отправился в Константинополь для противодействия ереси. В этом городе и скончался святой Григорий в 816 году, силы его подточила тяжелая болезнь.

Святой Прокл - Архиепископ Константинопольский

Отмечается еще один 3 декабря праздник православный - день поминовения Святого Прокла. Жил он в V веке. Молодой Прокл был в свое время учеником Святителя Ионна Златоуста. Всю свою жизнь он изучал Священное Писание и все время посвящал молитве. Учитель передал Святому Проклу глубокие познания Священного Писания, научил его грамотно излагать мысли. После смерти Иоанна Златоуста Святым патриархом Константинопольским он был рукоположен в сан епископа Кизяка. Злочестивые еретики изгнали Святителя, и он вернулся в столицу. После смерти патриарха Сисиния Прокла возвели в сан архиепископа Константинопольского.

На протяжении 12 лет управлял он церковью. Его стараниями в город были перенесены из Комар мощи Иоанна Златоуста. Всеобщее уважение снискал Прокл, устраивая благочиния. В мир иной он отошел уже в преклонном возрасте, окружный почетом и любовью своих прихожан.

4 декабря

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря. Православный праздник этот празднуют все христиане: и стар, и млад.

Родители Девы Марии Иоаким и Анна долго молили Господа, чтобы наградил он их ребенком. Когда молитвы их были услышаны, и родилась в их семье девочка, они дали обет Богу, что дитя свое отдадут в услужение церкви и Господу. И вот, когда девочке исполнилось три года, приготовились старики выполнить свой обет. Марию одели в лучшие одежды, созвали на торжество всех родственников, ее сверстниц. Воспевая Господа, вся процессия направилась в Иерусалимский храм, дабы посвятить Деву Марию Богу. Шли они все, как и сама Мария, со свечами в руках. Из храма навстречу им вышли священники, возглавлял их первосвященник.

Все православные праздники в декабре почитает церковь, но этот день считается наиболее значимым.

Перед маленькой девочкой предстала огромная лестница, ведущая в храм. Родители поставили Деву на первую ступень. По числу псалмов (пятнадцать), которые пели в это время священники, было и количество ступеней. По этим высоким ступеням безо всякой помощи трехлетняя Мария поднялась к храму. Первосвященник встретил девочку и благословил, как делалось это со всеми, кто посвящался Богу. Святым Духом было внушение первосвященнику, чтобы ввести Деву Марию во Святое Святых. Вход в это священное место открывали только раз в год исключительно для самого первосвященника. Святой Дух поведал, что Мария является избранницей Божьей, предназначено ей стать матерью Спасителя, который откроет вход в Царство Небесное всем людям.

Житие в храме

С той поры и отмечают христиане 4 декабря православный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Исполнив обет, родители Марии возвратились домой, а девочка осталась при храме. Воспитывалась она в строгости, много молилась, обучалась Закону Божию, изучала Священное Писание, строго соблюдала посты. Прожила там Дева Мария одиннадцать лет. Выросла полностью покорной Богу, трудолюбивой, скромной, благочестивой девушкой. Всю свою жизнь она решила посвятить Богу, дала обет навсегда оставаться девственницей. Святые Ангелы и Дух Божий на протяжении жизни оберегали и защищали деву Марию, даже после того, как она исполнила свое предназначение и подарила миру Спасителя Иисуса Христа.

Церковь всегда напоминает, что чудо, воплотившееся Сыном Божьим, потому стало возможным, что родители пречистой Богородицы ввели свою дочь в храм и посвятили ее Богу. Священники всегда призывают родителей воспитывать детей своих с самого раннего возраста в вере и любви к Всевышнему.

4 декабря, православный праздник: приметы, пословицы

Народные приметы связывают праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы с наступление зимы. Проезжает зима-хозяйка в белой шубе по улицам и надувает на стекла своим ледяным дыханием причудливые узоры. День, по приметам, мог быть разным. Бывало, что от введенской оттепели раскисали дороги, а бывало, что случались крепкие морозы. "Введенские морозы зиму не определяют". Вот такой он, день 4 декабря, православный праздник, приметы которого гласят следующее: "Введение считается воротами в зиму", "Введенье - крутое леденье" (то есть морозно), "Введенье - отступит леденье" (то есть оттепель), "Если в этот день морозно, то лето будет знойным", "Зарумянилась в этот день пшенная каша в печи - к большому снегу".

6 декабря

Святого благоверного князя Александра Невского вспоминает церковь 6 декабря. Православный праздник этот чтят и помнят все верующие. В день этот в далеком 1263 году князь Александр преставился ко Господу и принял монашеский постриг. Родился князь Александр в 1220 году в городе Переяславль-Залесский. Родители его были именитыми князьями. В 1227 году семья переезжает на княжение в Великий Новгород.

В 1240 году молодой, но опытный в военном деле князь Александр разбивает на Неве крестоносцев. С того времени и стали величать его «Невским». В 1242 году на Чудском озере войска Александра Невского окончательно разбивают рыцарей Тевтонского ордена.

Как мудрый политик и дипломат, князь Александр долгое время мог удерживать взаимовыгодные отношения с Золотой Ордой. Однажды, после очередных переговоров с ханом, возвращаясь домой, князь Александр заболел. В пути он умер. Тело погребли в Рождественском монастыре. Долгие годы оставалось оно нетленным.

Нетленные мощи открыли перед Куликовской битвой в 1380 году. Было установлено тогда же местное празднование. В 1547 году состоялось прославление церковное Святого Александра. Теперь 6 декабря - православный праздник, день поминовения Великого князя. В 1724 году, по указу царя Петра I, в Александро-Невский монастырь Санкт-Петербурга были перенесены мощи Великого святого.

7 декабря

7 декабря - праздник православный, посвященный Святой великомученице Екатерине. Родилась дева в знатной семье, отцом ее был правитель Александрии. Обладая редкой красотой и одновременно умом, Екатерина получила лучшее образование. Когда пришло время искать жениха, она заявила родителям, что избранником ее станет только тот, кто превзойдет ее в мудрости, красоте и учености.

Мать Екатерины являлась тайной христианкой, она то и повела деву к своему духовнику за советом. Старец, выслушав ее, сказал, что знает такого юношу. Екатерина горячо возжелала увидеть образ того, чья красота светлее Солнца, мудрость управляет созданием, а высота рода - неизреченна. Духовник дал девушке икону Божьей Матери с младенцем Иисусом и велел страстно молиться. В первое видение Иисус не захотел поворотить свой лик на девицу, так как она не была омыта крещенскими водами. Утром расстроенная Екатерина направилась к старцу. Он наставил ее на путь истинный, помог обратиться в веру Христову и совершил таинство Крещения. В ту же ночь Екатерина увидела во сне Иисуса, он ласково смотрел на нее, подарил ей перстень, обручив ее себе. Проснувшись, дева обнаружила подарок на пальце.

На протяжении всей своей недолгой жизни Екатерина противостояла язычникам. Сам император Максимин добивался ее руки, заставлял отказаться от веры христовой. В муках и пытках провела Святая дева долгие дни. Так ничего и не добившись от молодой христианки, император велел казнить ее.

Мощи Святой Екатерины были перенесены ангелами на Синайскую гору. Много позже там был выстроен Синайский монастырь. И теперь паломники могут приложиться к раке с мощами святой Екатерины, которые там хранятся (глава и левая рука). Церковь отмечает 7 декабря праздник православный - поминовение Святой Великомученицы Екатерины.

10 декабря

Православные праздники в декабре включают в свой список и день почитания иконы Божьей Матери «Знамение». Находится список с этой чудотворной иконы, обрамленный серебряным окладом в свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в одной из Ризниц. На иконе изображена сидящая Пресвятая Богородица с поднятыми в молитве руками. На фоне сферы (или круглого щита) - младенец Спас-Эммануил. Изображение это относится к самым первым иконописным образам. Православный праздник 10 декабря - иконы Божьей Матери «Знамение» - имеет многовековую историю. «Знамением» икона стала называться после чудесного случая под Новгородом.

В 1170 году враг подошел к стенам города. Новгородцы уповали только на Божью помощь. День и ночь молились они о спасении. Архиепископ Илия услышал голос, который велел на стены города принести из храма икону пресвятой Богородицы. В то время, когда несли образ, куча вражеских стрел вонзилась в лик Богородицы. Слезы потекли из ее глаз, и повернулась она к городу. В то же время врагов обуял неизъяснимый ужас. Новгородцы, исполненные боевым духом, победили в бою.

До нынешних времен не забыт православный праздник 10 декабря. В честь знамения Богородицы архиепископ и установил его в ту далекую пору.

19 декабря

19 декабря - праздник православный Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийского, Чудотворца. В христианстве это один из самых почитаемых святых. Родился и жил Николай в III веке в области Ликии городе Патары. Родители его почитали господа и воспитывали сына в христианской вере, дядя его был епископом.

Смолоду Николай вел уединенный образ жизни, предавался молитвам. Рано остался без родителей. Все наследство раздал страждущим. Уже в молодости Николай рукоположен священным саном. Пастве он подавал горячий пример своими праведными делами.

Позже был избран Мир Ликийским епископом. Ежечасно заботился о своей пастве. Во времена гонения христиан стойко вынес все тяготы заключения в темницу. И там он поддерживал силы и дух своих пасомых. Заботился он не только о душе, всячески поддерживал телесное благополучие. Одним из чудес считается то, как Святой Николай во сне явился одному из купцов, дал три монеты и велел отвезти провизию голодным. Проснувшись, этот купец действительно обнаружил эти три монетки и, конечно, выполнил просьбу Святого.

Святой Николай дожил до глубокой старости, на протяжении жизни совершив немало чудес. Вставал на защиту невиновных, всегда являлся нуждающимся, оказывал помощь. Особо почитается Святой Николай на Руси. После Божьей матери его лику посвящено, пожалуй, больше всего икон. Многие из них имеют даже русские добавления к имени: Никола Великорецкий, Никола Можайский, Никола Липенский и другие.Церковь христианская отмечает 19 декабря праздник православный, почитающий Николая Святителя.

Церковный календарь. 4 декабря (21 ноября ст. стиль).

Продолжается Рождественский пост.

Сегодня, в воскресный день, Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник -

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Мы поздравляем всех с этим прекрасным праздником и желаем заступничества Пресвятой Богородицы!

Братья и сестры, чтобы полнее ощутить суть этого торжества и разрешить некоторые вопросы, вызывающие недоумение, обратимся к «Православной энциклопедии». Там мы находим пояснения к происхождению праздника: «Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических греческого “Протоевангелия Иакова” (написанного во 2-ой половине II века) и латинского “Евангелия Псевдо-Матфея” (IX века), которые отражают устное предание, но в соответствии с традициями литературного жанра дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение, а также из евангельской истории Сретения».

Согласно упомянутым источникам, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около входа в храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками для того, чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева была встречена и благословлена первосвященником, по преданию Захарией - будущим отцом Иоанна Крестителя.

Также, по позднему преданию, Она, как одушевленный кивот Божий, была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год - этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы - пребывание при Иерусалимском храме продолжалось до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, по закону отцов, поручена заботам престарелого Иосифа, Ее Обручника.

Напомню, апокрифическое евангелие, на основании которого возник праздник, было написано уже во второй половине II века, то есть после разрушения Иерусалима, и, скорее всего, автор книги не был доподлинно знаком с еврейскими обычаями времен, которые он описывал. Предание же о введении Богородицы во Святая святых возникло многими веками позже.

Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Есть праздники, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, историческая обстановка которых не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически, в древнем Иерусалиме, действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне — едва ли возможно».

А протоиерей Константин Пархоменко поясняет: «Потому что если бы такое событие на самом деле произошло, если бы девочку ввели во Святая Святых, то иудеи устроили бы такое, что девочка и в живых-то не осталась бы. Могли бы убить и первосвященника, который дерзнул это сделать. И уж в любом случае, скандал был бы таким, что нашел бы отражение в исторических хрониках. Однако о таком событии не сказано нигде и ничего».

Иудеи так оберегали святое место, что, когда однажды в год первосвященник в день Йом-Кипур входил во Святая святых, ему к ноге привязывали веревку, чтобы, если он умрет, вытащить его оттуда за нее, но никто туда не входил. Даже более того, если бы он вошел без ритуальной надобности во святилище, то есть на большую территорию, предваряющую Святая святых, то его должны были бы отдать на порку плетями. Что же касается женщин, то они могли находиться только в так называемом женском притворе.

Доцент Минской духовной академии, кандидат исторических наук и богословия Юрий Иванович Рубан так пишет в своей статье «Одушевленный храм»: «[…] о великом предназначении этой скромной Девочки никому не было известно, в противном случае Ее жизнь оказалась бы под угрозой…»

Заметим, что Введение во храм - один из самых поздних двунадесятых праздников Восточной Церкви, в число таковых он попал после XIV века, хотя без особой торжественности отмечался с VIII века. А на Западе он называется «Представление (Богу) Благословенной Девы Марии».

И все это не так важно. Важно то, что подчеркнул протопресвитер Александр Шмеман: «Если Своим Храмом Бог отныне избрал Человека, то в особом и самом буквальном смысле таким храмом Бога была Дева Мария: “ибо рожденное от Нее Свято есть”… Она, Ее тело есть Храм, воздвигнутый самим же Ветхим Заветом, всей его святостью, ожиданием спасения, верностью Богу — сделавшей возможным соединение Бога с Человеком и в этом смысле — Она есть плод Ветхозаветного Храма: той связи с Богом, которая осуществилась через него».

Однажды Дева Мария пришла в Иерусалимский храм, и разве принципиально: входила Она во Святая святых или нет? Важно то, что Господь избрал Ее и предопределил стать Богородицей. Житийной традиции присуще некоторое приукрашение. Но если мы посмотрим на важнейшие события евангельской истории — они происходили тихо и смиренно. На вечерне мы поем: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе...» И, конечно же, события жизни Богородицы тоже были освящены этим «Светом Тихим», Она смиренно и сокровенно несла Свое служение избранного сосуда человеческого рода, избранницы, перенявшей от Ветхозаветного храма благодатную роль соединения Бога и человека, человека и Бога.

И в завершение хочется привести отрывок из слова святителя Луки Крымского на сегодняшний праздник: «Так неизмеримо надежнее всех доступных людям ограждений была хранима Духом Святым Пречистая Отроковица Мария от всех скверн и соблазнов мира. Так подготовлялась Она к величайшему таинству воплощения Сына Божия. Приводите в храмы Божии детей, чтобы они дышали его святым воздухом, насыщенным не только дымом фимиама, но и таинственной благодатью совершаемых в нем великих Таинств и молитвами множества людей».

Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед!

Диакон Михаил Кудрявцев

04.12.2015

Какой церковный праздник отмечают 4 декабря ? Ежегодно 4 декабря отмечается Введение во храм Пресвятой Богородицы .

Современная православная церковь, следуя традициям, пришедшим из глубины времен, отмечает множество праздников, посвященным тем или иным событиям из жизни Святых. Очень много торжеств связано с именем Девы Марии и проводятся в ее честь. Одним из двунадесятых празднеств, то есть тех, которые не меняют ежегодно свои даты, является Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Отмечать его начали еще в восьмом веке после Рождества Христова. Данные об этом можно найти в некоторых месяцесловах, которые сохранились до наших дней. Считается, что первые проповеди или гомилии в честь славного события читал константинопольский патриарх, которого звали Герман. Почти столетие спустя новые гомилии создал патриарх Тарасий. Лишь в девятом веке праздник получил распространение и начал почитаться повсеместно.

По современному летоисчислению торжество приходится на 4 декабря и считается очень важным. А храмы, которые были освящены в честь данного события, носят название Введенские.


История праздника уходит своими корнями к дням детства будущей Богоматери. Родители Марии, которых звали Иоаким и Анна, очень долго не могли зачать малыша. Они молились Богу о том, чтобы Он подарил им такое счастье и обещали, что если у них родится дитя, они целиком и полностью посвятят его служению Всевышнему. Когда будущая Богоматерь появилась на свет, ее родители не отказались от своего обещания и не позабыли о нем. Ровно в три года они решили привести девочку в храм, расположенный в Иерусалиме. В честь знаменательного события они позвали всех своих близких, одели лучшие одежды и отправились в путь, распевая священные песни.

Семья была встречена очень тепло. Буквально все местные священники пришли засвидетельствовать свое почтение Святым. Марии помогли преодолеть первую из пятнадцати ступеней, которые вели к центральному входу в храм. И тут произошло первое изумительное событие. Малышка, укрепленная и словно окрыленная посланными ей свыше силами, абсолютно самостоятельно поднялась наверх. Там находился первосвященник, носивший имя Захарий. Повинуясь порыву и явно получив просветление свыше, он подхватил ребенка на руки и отнес туда, куда и сам заходил всего раз в год. В святая святых Иерусалимского храма, закрытую абсолютно для всех кроме главного священника, который мог находиться там лишь в определенный день и с очистительной кровью, он вошел вместе с Марией, удивив прихожан своим необычным, буквально выходящим из ряда вон поступком.

Иоаким и Анна, растроганные и счастливые, перепоручили заботу о дочери священнику и возвратились домой. С того момента Дева Мария постоянно жила в храме. Лишь после совершеннолетия, которое в то время наступало в возрасте пятнадцати лет, она покинула стены святой обители, которая служила ей домом целых двенадцать лет, и вышла замуж за мужчину, которого ей сосватали. В супруги ей достался человек по имени Иосиф. Он был уже не молод, успел овдоветь и работал плотником.

Жизнь, которую вела Богородица на Земле, никогда не была достоянием гласности. Если говорить точнее, о ней практически ничего неизвестно. Период, проведенный юной Марией в Иерусалимском храме, не стал исключением. Лишь немногие сведения можно почерпнуть из Церковного Предания. Так известно, что воспитывалась Богоматерь в обществе других дев, чистых сердцем и душой. Она очень серьезно относилась ко всему, что ей говорили, и охотно предавалась молитвам и читала Святое Писание. С каждым новым днем Мария становилась все ближе к Богу. Кроме того, ей хорошо давалась рукоделие, которому она уделяла немало времени.