Классификация организаций. Классификация предприятий (организаций) по различным признакам

а) по цели деятельности предприятия бывают коммерческими и некоммерческими. Основной целью коммерческих предприятий является получение прибыли, в то время как некоммерческие организации имеют иные цели и выполняют другие уставные задачи (благотворительные, пацифистские, религиозные, природоохранные организации);

б) по форме собственности предприятия могут быть частные и государственные (общественные).

Если учредителем предприятия является частное лицо или группа частных совладельцев, то такое предприятие будет частным. В том случае, когда в качестве его владельца выступает общество в целом или преимущественно общество, то такое предприятие будет государственным (общественным). Разновидностями государственной собственности в Республике Беларусь являются коммунальная и республиканская собственность. Кроме того, различают предприятия смешанной формы собственности, т.е. с долей частной и государственной собственности в его активах;

в) По виду экономической деятельности предприятия делятся на организации, производящие материальные блага и оказывающие услуги.

1). По размерам: малые, средние и крупные.

2). По участию иностранного капитала: совместные, зарубежные и иностранные. Совместное предприятие расположено на территории страны и имеет в уставном капитале долю, принадлежащую хотя бы одному иностранному инвестору. Зарубежное предприятие находится за пределами страны, но его уставный капитал принадлежит отечественным инвесторам. Иностранное предприятие расположено на территории страны, однако его уставный капитал, полностью принадлежит иностранным инвесторам.

Еще по теме 2.Классификация организаций по различным признакам:

  1. 69. Классификация экономических систем. Основные признаки классификации
  2. Классификация страховой терминологии в соответствии с группировочными признаками.
  3. Международный кредит и его классификация по базовым признакам
  4. Лекция 4 Тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ и модели. отличительные признаки новой экономики

Классификация предприятий:

По формам собственности: государственные; муниципальные; частные; кооперативные предприятия; предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций; организации со смешанной формой собственности.

По отраслевой принадлежности:

Промышленные; транспортные; сельскохозяйственные; торговые и пр.

По размерам: малые; средние; крупные, в т.ч. особо крупные.

По участию иностранного капитала: национальные; иностранные;

Совместные (смешанные).

По организационно-правовым формам:

Хозяйственные товарищества и общества;

Полное товарищество;

Товарищество на вере (коммандитное);

Общество с ограниченной ответственностью (ООО);

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

Акционерное общество (АО);

Производственные кооперативы (артели); унитарное предприятие.

По виду и характеру деятельности: производственной и непроизводственной сферы.

По отношению к прибыли: коммерческие и некоммерческие.

По самостоятельности принятия решений:

Головные; дочерние; зависимые.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 6.Классификация организаций по различным признакам: по формам собственности, отраслевой принадлежности, размерам, участию иностранного капитала, организационно-правовым формам.:

  1. Классификация предприятий по организационно-правовым формам.
  2. Структура научных организаций по формам собственности.
  3. Классификация методов контроля качества: по организационным формам, по характеру контрольных операций, по стадиям процесса.
  4. 81. К правовым формам организации труда в коммерческих организациях сельского хозяйства относятся:
  5. Построение комбинационных схем (КС) по минимальным нормальным формам в различных базисах.
  6. 54. Учет капитала. Учет уставного капитала в орг-х различных организационно-правовых форм.
  7. 46 Схемы документооборота по всем формам безналичных расчетов и определить положительные стороны и недостатки различных форм расчетов.
  8. 32. Правовой режим земель коммерческих сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм.
  9. 5. Дайте понятие собственного капитала банка. Назовите основные элементы собственного капитала банка. Приведите отличия понятий собственных средств банка и собственного капитала банка. Охарактеризуйте капитал-нетто и капитал-брутто.
  10. 37.Предприятие как основное звено экономики: понятие, признаки предприятия, организационно-правовые формы, условия функционирования, отраслевые особенности.
  11. 1. Понятие предпринимательского права. Отраслевая принадлежность правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

а) по цели деятельности предприятия бывают коммерческими и некоммерческими. Основной целью коммерческих предприятий является получение прибыли, в то время как некоммерческие организации имеют иные цели и выполняют другие уставные задачи (благотворительные, пацифистские, религиозные, природоохранные организации);

б) по форме собственности предприятия могут быть частные и государственные (общественные).

Если учредителем предприятия является частное лицо или группа частных совладельцев, то такое предприятие будет частным. В том случае, когда в качестве его владельца выступает общество в целом или преимущественно общество, то такое предприятие будет государственным (общественным). Разновидностями государственной собственности в Республике Беларусь являются коммунальная и республиканская собственность. Кроме того, различают предприятия смешанной формы собственности, т.е. с долей частной и государственной собственности в его активах;

в) По виду экономической деятельности предприятия делятся на организации, производящие материальные блага и оказывающие услуги.

1). По размерам: малые, средние и крупные.

2). По участию иностранного капитала: совместные, зарубежные и иностранные. Совместное предприятие расположено на территории страны и имеет в уставном капитале долю, принадлежащую хотя бы одному иностранному инвестору. Зарубежное предприятие находится за пределами страны, но его уставный капитал принадлежит отечественным инвесторам. Иностранное предприятие расположено на территории страны, однако его уставный капитал, полностью принадлежит иностранным инвесторам.

12.Внутренняя среда организации и ее основные элементы.

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Кадровый срез охватывает: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовыйсрез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации.

Внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой, она может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Для организаций с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней. Представление об организационной культуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах.

Деятельность организации осуществляется под действием множества факторов, которые существуют внутри и снаружи организации.

Внутренние факторы называются переменными внутренней среды, которая является регулируемой и контролируемой со стороны менеджмента.

Главные элементы внутренней среды:

1) цели - конкретное конечное состояние или желаемый результат, на достижение которого направлены усилия организации. Общая или генеральная цель называется миссией, которой организация заявляет о себе на рынке. Цели устанавливаются в процессе планирования.

2) структура - количество и состав ее подразделений, ступеней управления в единой системе. Её назначение в обеспечении эффективного достижения целей организации. Она включает каналы коммуникации, по которым передается информация для принятия решений. С помощью принятых решений обеспечивается координация и контроль за отдельными структурными подразделениями организации.

3) задача - работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в установленные сроки. Задачи делятся на 3 группы: работа с людьми , работа с информацией , работа с предметами .

4) технология - принятый порядок связей между отдельными видами работ.

5) люди - коллектив организации.

6) организационная культура - система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, оказывающая влияние на поведение отдельных работников, а так же на результаты работы.

Все отмеченные переменные взаимодействуют между собой и позволяют обеспечить достижение поставленных целей организации.

13.Цели и миссия организации.

Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач:

§ выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;

§ определить основные принципы конкурентной борьбы;

§ выработать общую базу для разработки целей организации;

§ выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.

Цели миссии - это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).

При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:

1. История возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.

2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.

3. Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.

4. Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.

5. Отличительные достоинства, которыми обладает организация.

Например, миссия гостиничной компании "Марриот" формулируется следующим образом: "Мы стремимся быть лучшими в мире по обеспечению пребывания и пищей наших клиентов путем поощрения персонала предоставлять клиентам необыкновенные услуги и соблюдать интересы акционеров".

Следование приведенным выше правилам - весьма сложная задача. Это является одной из главных причин того, что далеко не все организации имеют четко сформулированные миссии, а некоторые их просто не имеют.

Цели организации

Главная исходная база для формирования целей организации - маркетинг и нововведения. Именно в данных областях находятся те ценности организации, за которые готов платить потребитель. Если организация не в состоянии на хорошем уровне сегодня и завтра удовлетворить запросы потребителей, то у нее не будет и прибыли. В других областях деятельности (производстве, кадрах и др.) цели представляют ценность только в той мере, в какой они улучшают возможности организации удовлетворять запросы потребителей и осуществлять нововведения (инновации).

Можно выделить шесть типов целей:

1. Достижение определенных значений показателя рыночной доли .

2. Инновационные цели . Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.

3. Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы - за лучшее месторасположение торговых точек. В итоге достижение таких результатов создает предпосылки для выполнения других задач.

4. Цели повышения эффективности деятельности . Когда персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, тогда и потребности потребителей будут удовлетворяться недостаточно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.

5. Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.

6. Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль - это то, что может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса.

14.Уровни управления организацией. Компетенции менеджеров различных уровней.

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. руководители низового звена (downmanagement), или операционные управляющие

· руководители среднего звена (middlemanagement)

· руководители высшего звена (topmanagement).

Руководители нижнего звена

Младшие начальники , которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники (или супервайзеры) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще - это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31

Классификация предприятий (организаций) по различным признакам

Предприятий классифицируются по следующим признакам:

1. По степени предпринимательства (прибыльности):

Коммерческие;

Некоммерческие

2. По форме осуществления предпринимательства :

Коллективное (юридическое лицо):

Индивидуальный предприниматель (физическое лицо)

3. По собственности :

Частные;

Государственные;

Муниципальные;

Смешанные

Собственность реализуется в правах владения, пользования и распоряжения.

4. По организационно-правовой форме :

- Полное товарищество;

- Товарищество на вере;

- Общество с ограниченной ответственностью;

- Общество с дополнительной ответственностью;

- Производственный кооператив;

- Акционерное общество (открытое и закрытое);

- Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения- Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

5. По принадлежности к юридическим лицам:

Юридические лица;

Без права юридического лица

6. По размеру предприятия :

Крупные

Средние

В качестве классификационных признаков размера предприятия выступают:

Число работающих

Объем продаж (оборот, выручка)

Балансовая стоимость активов.

На практике их комбинируют.

Наиболее распространенный критерий, по которому предприятие относится к малому, является численность работающих в промышленности, в строительстве, на транспорте - не более 100 чел., в с/х и научно-технической сфере - не более 60 чел., в оптовой торговле - не более 50 чел., в розничной и в бытовом обслуживании населения - не более 30 чел.

Размеры средних предприятий - в интервале 100 – 300 чел. Крупные предприятия - от 300 чел. И более, но в некоторых отраслях - от 500 чел.

7. По форме объединений :

Ассоциации;

8. По видам международной интеграции (организационно-экономические формы)

Концерн;

Конгломерат;

Консорциум;

Картель;

Синдикат;

Ассоциация;

Стратегический альянс

9. По степени зависимости :

Дочерние;

Зависимые

10. По степени гражданства :

Резидент;

Нерезидент

11. По участию предприятия в различных секторах производства по месту в технологическом цикле:

Добывающие – отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включая предприятия сельского, лесного и рыбного, предприятия угольной промышленности и т.д.

Переработка – отрасли вторичного цикла, в состав которых входят предприятия обрабатывающей промышленности: машиностроение, металлообработка, автомобилестроение и т.д.

Отрасли третичного цикла - организации и предприятия, которые оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов: банки, страховые компании, образовательные учреждения, розничная торговля и т.д.

Все организации и институты, которые занимаются информационными технологиям

12. По форме физического и финансового участия в предприятии :

Единоличные предприятия;

Партнерство, когда не хватает единоличного капитала для производства, тогда приглашают партнеров с их разными возможностями (денежными и т.д.), т.е. происходит объединение капиталов, но также предполагается и физическое участие в трудовой деятельности в работе фирм – сотрудничество;

Корпоративное объединение - в данном случае объединяют только денежный капитал (без физического участия). Типичная форма - акционерное общество, не требуется физического участия.

13. По ответственности :

Неограниченная или солидарная ответственность, она установлена для учредителей полного товарищества. В случае банкротства в погашении долга конфискуется даже личное имущество и, во-вторых, действует принцип «один за всех и все за одного», т.е. 1 учредитель должен покрыть долги всех остальных несостоятельных учредителей.

В экономике функционирует огромное количество предприятий. Они отличаются друг от друга по целому ряду признаков.

Классификация позволяет из всей совокупности предприятий выделить группы однородных по тем или иным признакам. Для каждой однородной группы разрабатываются свои методы организации производства, управления и планирования.

К основным признакам классификации относятся: отраслевая принадлежность предприятия, его размеры, специализация и масштабы выпуска однотипной продукции, методы организации, степень механизации и автоматизации, формы собственности и др.

Признаками отраслевой принадлежности являются:

  • характер используемого сырья. По этому признаку предприятия подразделяются на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности;
  • назначение и характер готовой продукции. По этому признаку все предприятия делятся на 2 группы: производящие средства производства и производящие предметы потребления;
  • техническая и технологическая общность производства. По этому признаку выделяются предприятия: с непрерывным и дискретным процессами производства; с преобладанием механических, физических, химических производственных процессов;
  • по времени работы в течение года выделяются круглогодичные и сезонные предприятия.

Наибольшее распространение имеет деление предприятий по размеру, по этому признаку предприятия делятся на крупные, средние и мелкие (в том числе малые со статусом). Главным критерием отнесения предприятия к одной из групп являются показатели объема деятельности, численности работников и стоимость капитала с учетом отраслевых особенностей. Статус малых предприятия получают в соответствии с действующим законодательством .

По специализации производства и масштабу выпуска однотипной продукции делятся на:

  • узкоспециализированные с массовым типом организации производства;
  • специализированные с серийным типом организации производства;
  • универсальные (диверсифицированные) с единичным типом организации.

Также выделяют комбинированные предприятия, где присутствуют для различных видов продукции несколько признаков специализации и масштаба производства однотипных изделий.

По методам организации производства предприятия подразделяются на группы с преобладанием поточного, партионного и единичного методов организации.

По степени механизации производственных процессов выделяются предприятия:

  • комплексно и частично автоматизированные;
  • комплексно и частично механизированные;
  • с преобладанием ручных и машинно-ручных производственных процессов.

По формам собственности определяют организационно-правовую форму предприятий. Различаются предприятия:

  • частной формы собственности: личные (семейные);
  • предприятия коллективной формы собственности.

Отдельно выделяют предприятия государственной (муниципальной) формы собственности. Государственные (муниципальные) предприятия основаны на праве хозяйственного ведения. Такие предприятия имеют определенную самостоятельность в своей хозяйственной деятельности. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - это федеральные казенные предприятия. Деятельность таких предприятий полностью регулируется государством: доводится план-заказ, утверждаются цены на продукцию, распределение прибыли и производимой продукции. Государство утверждает Устав предприятия и назначает руководителя. Казенные предприятия находятся в подчинении министерств (ведомств).

На базе двух форм собственности могут создаваться предприятия смешанной формы собственности, такие как:

  • государственные акционерные общества (акционерное общество со 100%-ным пакетом акций, являющихся государственной собственностью);
  • акционерные общества с контрольным пакетом акций, находящимся в распоряжении предприятия;
  • акционерные общества с определенной долей акций, находящихся в распоряжении государства;
  • предприятия совместной (с иностранным инвестором) собственности - совместные предприятия.

К предприятиям общественной формы собственности относятся ассоциации, союзы.

Анализ распределения предприятий по формам собственности свидетельствует о преобладании в России предприятий с частной формой собственности и незначительной доле государственных и муниципальных унитарных предприятий. Если сравнить эти данные с 1996 г., то количество государственных предприятий сократилось в 3 раза, муниципальных - на 27,2%. Зато доля частных предприятий за счет процессов разгосударствления и приватизации выросла на 17%.

  • Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».