Кто такие орки и существовали ли они.

[Внимание! Данная статья посвящена дискуссии измышленных мифологических и умопомрачительных созданий.]

Орки

Орки (англ. Orcs ) - измышленная раса в произведениях жанра фэнтези и в компьютерных играх. Орки имеют огромное сходство с гоблинами и входят в число «стандартных» рас в фэнтези.

В первый раз слово «орк» употреблено Джоном Толкиеном в его произведениях о Средиземье и было синонимично «гоблину». Слово «orc» происходит из староанглийского языка, где значит гиганта либо беса. Сам Толкиен утверждал, что взял его из средневековой поэмы «Беовульф», где оно применяется к огромному чудовищу Гренделю. В поздних письмах и неких неопубликованных работах Толкиен писал это слово как «ork». Также в древнеримской мифологии упоминался бес подземелий по имени Орк (Orcus) .

Орки Средиземья были злостным народом, подчинявшимся Тёмному владыке и составлявшим его орды. Это была низкая смуглокожая раса, сделанная из самых безжалостных животных и замученных эльфов. При их разработке Тёмный владык - Моргот - допустил ошибку, роковую для орков и троллей. Их создание происходило в мгле, потому орки, хоть, в отличие от троллей, и не каменеют, однако очень слабнут на свету. Потом этот недостаток был исправлен Саруманом, создавшим разновидность урук-хай.

В предстоящем орки как отдельная от гоблинов «злая» раса стали популярны в романах фэнтези и играх, построенных на их базе. Обычное описание орка в современных произведениях фэнтези приметно отличается от гоблинов Толкина и происходит, в главном, из правил настольных игр D&D и Warhammer . Орков обрисовывают как больших, сильных, воинственных созданий с оливково-зелёной кожей, большими клыками и плоскими, как у обезьян, носами. Их нередко наделяют варварской культурой и стереотипной атрибутикой викингов либо представителей бродячих народов (к примеру, бедуинов либо монголов), нередко в купе с элементами цивилизации краснокожих, а в игре Warcraft III некие фавориты орков даже напоминают самураев и носят имена, похожие на японские. Средний орк смотрится, как очень сильное существо, противостоять которому может только очень сильный и качественный человеческой воин.

Обычно орки выступают как антагонисты эльфов, им приписываются разные нехорошие свойства: кровожадность, скудоумие, воинственность, коварство, вероломность и т.д. Почти всегда, опасность, исходящая от орков, заключалась в их количестве, силе и ярости, а не в воинском умении. В неких сеттингах, подобных как «Готика», орки - антагонисты людей.

В ближайшее время, как в литературе жанра фэнтези, так и в компьютерных играх, стереотип орков как «монстров» нередко нарушается, и раса стает в более положительном свете. К примеру, в World of Warcraft орки предлагаются игроку в качестве одной из рас, за которые есть возможность играть; в играх серии The Elder Scrolls , Morrowind и Oblivion орки выступают как довольно миролюбивые существа, не отличающиеся нравственно от других рас, за их также есть возможность играть, хотя они по прежнему имеют варварскую культуру и атрибутику. В Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East орки с тюрко-монгольской культурой, стают в виде самых заклятых противников бесов и являются, в целом, положительными персонажами. В литературе орки в первый раз выступили положительными созданиями в орочьем цикле романов Стэна Николса.

Гоблины

Гоблины - чудесные существа в британском фольклоре. Исторически понятие «гоблин» близко славянскому понятию «бес»: это низшие духи природы, из-за экспансии человека обязанные жить в его среде.

Английское слово «goblin» происходит от искажённого германского «kobold» (дух шахты, в российской мифологии стуканец), и вначале меж этими 2-мя созданиями не было различия. Слово «хобгоблин» появилось от соединения «Гоблина» и слова «Хоб», означавшего фею. В Великобритании хобгоблин делает функции домового.

По иной версии слово «гоблин» появилось от греческого слова «гоплит» (древнегреческий тяжеловооруженный пеший воин). Понятное дело, гоплиты и фаланги, образуемые гоплитами, наводили ужас на противника; и в народе слово стало обозначать мифологического персонажа - необыкновенно сильного и ужасного.

В современную литературу и массовую культуру гоблины пришли через книжку Джона Толкина «Хоббит», где представляют собой низких подземных созданий отталкивающей наружности и брутального нрава. Хотя сам писатель потом отказался от слова «гоблин», и уже во «Властелине Колец» называл этих созданий «орками» (на одну вторую измышленное им слово, ранее бывшее в ходу в древнеанглийском языке), таковой образ гоблинов прижился. В наше время гоблинов в большинстве случаев изображают как «младших родственников» более больших и брутальных орков. Соответствующий образ гоблина в фэнтези - существо малеханького роста, неловкого телосложения, время от времени - с большущим носом, обычно - с зеленой кожей, живущее под землёй. Подобно гномам, гоблинам также время от времени приписывается страсть к сложным машинам и технологиям паровой эпохи. Гоблины так либо по другому находятся в играх серий Warhammer, TES, Gothic, Disciples, R2 Online, Warcraft, Heroes of Might and Magic и других.

Кобольды

Кобольд - в мифологии Северной Европы являлся духом шахты. Описание наружности похоже на гнома, но в отличие от гномов кобольды не занимались горным ремеслом, а только жили в шахтах. Время от времени их именуют стуканцами поэтому как считается что конкретно они стучат ногами, бегая по тонелям.

Обычно кобольды одеты как шахтеры, имеют рыжеватые как огнь (время от времени в прямом смысле светящиеся) бороды. Всегда носят с собой лампу. Могут посодействовать выйти заблудившемуся шахтеру либо напротив завести его в самую черную заброшенную штольню. Сами никогда не покидают шахту, но могут разговаривать с крысами и время от времени могут отправлять их на поверхность. Страшатся солнца и, как большая часть подземных обитателей, преобразуются в камень с первым его лучом.

  • Связь с кобальтом
  • При обжиге содержащих мышьяк кобальтовых минералов выделяется летучий ядовитый оксид мышьяка. Руда, содержащая эти минералы, получила у горняков имя горного духа кобольда. Древнейшие норвежцы причисляли отравления плавильщиков при переплавке серебра выходкам этого злого духа. Возможно, имя злого духа всходит к греческому «кобалос» - дым. Тем же словом греки называли лживых людей.

    В 1735 году шведский минералог Георг Бранд смог выделить из этого минерала неведомый ранее металл, который и именовал кобальтом. Он узнал также, что соединения конкретно данного элемента окрашивают стекло в голубий цвет - этим свойством воспользовались ещё в древних Ассирии и Вавилоне.

  • ru.wikipedia.org - орки;
  • ru.wikipedia.org - орки Средиземья;
  • ru.wikipedia.org - гоблины;
  • ru.wikipedia.org - кобольды;
  • lki.ru - Ричард Псмит (Андрей Ленский). «Орки и гоблины» (статья в журнальчике «Лучшие компьютерные игры» № 3 (64), март 2007 г.;
  • mirf.ru - Петр Тюленев. «Орки, гоблины и различные родственники» (статья в журнальчике «Мир фантастики» № 6, февраль 2004 г.).
  • Дополнительно на сайт:
  • Кто такие гномы?
  • Кто такие эльфы?
  • Кто такие тролли?
  • Кто такие вампиры?
  • Кто такая Баба-Яга?
  • Кто такие орки? Это чрезвычайно агрессивная раса человекоподобных существ. Живут они племенами, охотятся и устраивают набеги на эльфов, гоблинов, людей. Внешность у них не однотипная, так эти существа постоянно скрещиваются с представителями других рас. В целом, они похожи на довольно примитивных людей с бледно-зелёной кожей и грубыми, как у обезьян, волосами. Спина сгорбленная, лоб низкий, черты лица грубые. У орков уши торчат, как у собак или волков. Глаза имеют красноватый оттенок. Рост мужчин варьируется в пределах от 150 см до 180 см. Женщины в среднем на 15 см ниже.

    Эти существа предпочитают носить одежду тёмных цветов. Обычно она тёмно-зелёная, чёрно-коричневая, горчичная, ржаво-красная. Боевые доспехи, как правило, грязные и местами ржавые. В то же время, война является их основным ремеслом, и ей они обучаются с детства. Поэтому мужчины все плечистые и мускулистые. Их средняя продолжительность жизни составляет 40 лет. Беременность у женщин длится 10 месяцев. Каждая рожает 2-х или 3-х младенцев за один раз. Смертность среди новорождённых очень высокая.

    Племена орков всегда с кем-нибудь воюют. Даже если надобности в войне нет, то всё равно находят причину, чтобы на кого-нибудь напасть. Это гномы, гоблины, люди. Во время сражения впадают в состояние экстаза. А после успешного боя организуют пир и восхваляют свои подвиги. Однако сражаются они довольно бестолково. У них нет строя, нет команд. Дерутся там, где видят противника. Часто те, кто сражается в первых шеренгах, погибают. Однако погибших никто не считает героями. Оставшиеся в живых восхваляют себя, хотя победа часто достигается, благодаря гибели других членов племени.

    В сражениях часто выбирают тактику засад. Наплевательски относятся к любым правилам войны, если они не выгодны. Могут, к примеру, убить парламентариев, если те говорят неприятные вещи. С эльфами и гоблинами у них историческая вражда. Поэтому и те, и эти тут же стараются убить друг друга, когда встречаются. Из всего вышеперечисленного создаётся более-менее ясное представление, кто такие орки и какова их подлинная суть.

    Такими орков представляют в Голливуде

    Живут они большими и маленькими общинами. При этом жилища у них могут находиться как на земле, так и под землёй. На земле они выглядят как ветхие деревушки, состоящие из деревянных хижин, окружённых рвом и валом.

    К женщинам мужчины относятся чисто потребительски. У слабого пола нет никаких прав. Каждая женщина выполняет столько работы, сколько способна выполнить, то есть ежедневно работает на пределе своих возможностей. В еде слабый пол терпит лишения и ест ровно столько, чтобы только не умереть от голода. Женщины могут насытиться лишь тогда, когда мужчины лопаются от обжорства. Каждый орк может иметь столько жён, сколько способен удержать возле себя. Следует также заметить, что мужская часть населения рассматривает женщин как потенциальный запас мяса в случае проблем с питанием.

    Основная доля рациона питания орков состоит из мяса. Поедается дичь, добытая на охоте, а также домашний скот. Людей и представителей других рас эти существа тоже едят, но только в тех случаях, когда нет другого мяса. Из растительной пищи популярностью пользуются зерновые культуры, а вот фрукты и овощи находятся на самом последнем месте.

    Идеология орков проповедует ненависть и насилие к другим народам и расам. Племена эти чрезвычайно амбициозные. А названия племён внушают страх и отвращение: Кровавые головы, Злой глаз, Сломанные кости, Бешеные псы, Мерзкие убийцы. Названия полностью отвечают сути членов племени.

    Насилие и издевательство над слабыми заложено в этих мерзких существах на генетическом уровне. А вот жалость и сострадание у них полностью отсутствуют. Покорённые народы они безжалостно истребляют, а не порабощают, так как убийства беззащитных доставляют им огромное удовольствие.

    Жестокие и беспощадные орки

    Противостоять им может только безжалостная и жестокая сила. Причём сама по себе такая сила уважения не вызывает. Она порождает у орков почтение и раболепие лишь тогда, когда подкрепляется насилием или угрозой насилия. А взывание к милосердию расценивается этими существами как проявление слабости.

    Теперь каждому ясно, кто такие орки – злобные, глупые и кровожадные существа. И внешне, и внутренне они омерзительны. Некоторые из них не переносят прямых солнечных лучей. А есть такие, которые не любят даже сумерки, предпочитая им темноту. В то же время они искусные кузнецы и неплохие строители. Но это не мешает им убивать и разрушать.

    По отношению друг к другу мужчины часто ведут себя агрессивно, чтобы выяснить, кто из них круче. А командиром становится только тот, кто сильнее каждого из своих подчинённых. При этом лидеру необходимо постоянно доказывать своё превосходство над другими, так как вокруг много желающих занять его место. Это указывает на то, что интеллект в их среде вообще не котируется. Определяющими являются сила, жесткость и безжалостность. Поэтому вступать в контакт с орками категорически не рекомендуется. Лучше держаться от них подальше, а в идеале – вообще не встречаться.

    Орки - кто они? Бесчисленные орды уродливых дикарей, которые убивают людей, жгут их дома, уничтожают посевы и воруют рогатый скот. Орки Средиземья, фото которых можно увидеть не только на страницах комиксов, уже давно завоевали добрую половину всего фэнтезийного мира. Они побывали повсюду, и даже в космосе.

    Происхождение слова

    Дословно слово «орк» означает - «чужеземец», «демон, несущий зло и смерть». Во времена Древнего Рима «Оркус» было одним из имен Аида, бога смерти. В итальянской мифологии встречается слово «орча» - великан, который любит есть человеческих детей. Забавный факт, что в английском языке правильны оба варианта - orc и ork. В русском языке это слово читается одинаково.

    Откуда же тогда взялось слово? И почему орками стали называть этих серо-зеленых дикарей. Все очень просто, причиной стал Толкин Джон Рональд Руэл. Именно он - первый человек, назвавших этих дикарей орками, после него все и завертелось. Назвал он их так еще до «Властелина колец», а не по окончании одноименного фильма.

    В книге под названием «Хоббит, или Туда и обратно» в 1937 году впервые появилось это название. Данное слово автор взял из средневековой поэмы «Беовульф», где встречается слово orcnez, что означает - «подводные монстры». Позже он сам замечал, как это слово похоже с одним из имен Аида.

    Воинственные народы Средиземья - орки - стали главными героями мира фэнтези и нашли свое место в книгах, фильмах, играх и других жанрах.

    Создание Средиземья

    С чего началась история Средиземья? Эру Илуватар - творец, обладающий могуществом мысли и воплощающий эти мысли своей волей. Он создал айнуров, первый народ Средиземья. Айнуры - провидцы, сплетают Песнь и могут предсказывать судьбу мира.

    Народ айнуров раскололся, в нем появился храбрец Мелькор, который желал возвыситься над своим народом подобно Илуватару. Это темное желание повлияло на дальнейшую судьбу Средиземья и привело к разрушению мира, разрушало Песнь. Мелькор мечтал захватить мир в свои руки, за ним пошли многие из племени Айнур, которые и стали творцами Средиземья: они создали сушу и водные просторы, воздух, новую землю.

    В ней жили старшие духи - Валар и Майар. Они вели бесконечную войну с Мелькором, пытаясь нарушить его планы захвата. Но Мелькор тоже не сдавал своих позиций. Это стало причиной множества катастроф и катаклизмов, которые оказали влияние на дальнейшую жизнь мифического мира.

    Население

    Кто такие орки Средиземья? Народы и расы, населяющие фэнтезийный мир, имели свою иерархию, отличались способом жизни и взаимодействовали между собой.

    Среди них выделяют гномов, эльфов, хоббитов, людей, орков, троллей и прочих сказочных персонажей.

    Гномы - свободный народ, прирожденные ремесленники и исследователи сокровищ земных глубин. Живут около 500 лет, а после смерти превращаются в камни.

    Эльфы - бессмертные всевидящие существа. Их сущности тесно связаны с природой, они грациозны, разумны и обладают хорошо развитым чувством прекрасного.

    Хоббиты - невысокие существа, но при этом достаточно сильные, умеют управляться с оружием.

    Люди - самая многочисленная раса. Они имеют разную национальную принадлежность, собственные обычаи, работают строителями или торговцами. Живут около 65 лет.

    Племена орков в Средиземье - это целая раса, которая характеризуется особой злобностью и воинственностью.

    Орки Толкина

    Любой фанат этого автора знает, что в фэнтезийном мире Толкина орки - это уродливые потомки первых эльфов. Об этом писалось в книге «Сильмариллиона» в 1977 году и говорилось в фильме «Властелин колец». Орки Средиземья были ужасными существами и подчинялись темному властелину Марготу. Он отлавливал эльфов Мелькора, при помощи темной магии извращал их, изменял и пытал до тех пор, пока они не становились уродливыми орками. Это были темнокожие существа с черной кровью, ростом как среднестатистический мужчина. Однако Темный Властелин, Маргот, допустил ошибку, роковую для орков. Ведь их создание происходило в темноте, поэтому они сильно слабели при свете.

    Возраст

    В мире Средиземья орки и гоблины - одна раса. Просто гоблинами принято называть мелких орков, а более крупных - просто орками. О долговечности орков мало что известно. Одни считают, что они бессмертны, а другие, что они просто долгоживущие создания. Но одно известно точно - ни один орк никогда не умирал от старости. Например, вождь марийских орков Поль в расцвете своих лет убил предводителя гномов Найна, и только через 150 лет погиб в битве Пяти Армий. Его отец, Азок, по некоторым данным, прожил более 300 лет, прежде чем также был убит.

    Орки Средиземья и их имена плавно перекочевали из книги Толкина в комиксы, мультфильмы, настольные и компьютерные игры, стали героями множества фэнтезийных миров и цивилизаций.

    Быт

    Как жили орки Средиземья? Размножение происходило очень быстро. Однако об их женщинах известно ровно столько же, сколько и о женщинах гномов. Они есть, но их никто никогда не видел.

    Живут и строят свои города чаще всего в горных подземельях, подальше от солнечного света. Однако большинство орков все равно предпочитает вечную тьму Мортера.

    Язык

    Собственного языка у орков не было. Каждое племя говорило на своем диалекте, тем не менее все понимали друг друга. Они были объединены одним языком Вестрона. Но Саруман разработал для них особое темное наречие, которым те изредка пользовались, чтобы достичь мирных соглашений с Варгами, Гномами и людьми. Между собой племена орков очень часто враждовали.

    Основные занятия

    Орки Средиземья, кроме войны, занимались ремеслами и овладели ими достаточно хорошо. Но специфика этих занятий была направлена на ведение военных действий и уничтожение противников. Они изготавливали не только орудия убийств, но и машины пыток.

    Они научились рыть тоннели и разрабатывать рудники. Что касается еды, то они могут есть все, но наибольшим деликатесом для них является мясо дичи, которую они сами поймали. Это могут быть люди или звери. Военные операции они, как правило, проводят в темное время суток. Но есть исключение: урук-хаи - потомки людей и орков, которые могут беспрепятственно находиться на солнечном свету.

    Орки Толкина - это всем оркам орки. Средиземье, фильм о котором стал культовым, - не просто среда обитания гномов и эльфов. Это целый мир, в котором есть место даже любви и состраданию. Можно сказать, они прародители всех орков фэнтези. Именно Толкин - первый человек, который их придумал, после этого появились все остальные орки.

    Список орков Средиземья не ограничивается только толкиновскими существами, ведь с течением времени этот прототип оброс новыми усовершенствованными возможностями.

    Орки Грейхока

    1974 год. Великобритания. Именно здесь была создана настольная ролевая игра в жанре фэнтези, разработанная Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном. Dungeons of Dragons является очень популярной настольной игрой. Игрок перемещался по столу, выполнял миссии и прокачивался. И именно там, в настольных и других играх, впервые появились орки Средиземья.

    В отличие от Толкина, в D&D орки и гоблины являются разными биологическими видами, но, несмотря на это, часто действуют сообща. Внешне орки похожи на людей, отличает их только темно-серая кожа, заостренные торчащие уши и выглядывающие из пасти клыки. Если в мире Толкина орки являются бывшими потомками эльфов, то в мире D&D они дальние родственники людей. Подтверждение тому - немалое число полуорков, которые могут жить с орками и считаться изгоями в землях людей, или же, наоборот, объединяться в отдельные племена. Кстати, в одной из редакций Dungeons of Dragons полуорк - одна из доступных рас.

    Особенности настольных орков

    Каждый орк очень любит войну. Если он не сражается, то он либо думает о войне, либо уже умер. Поэтому обучение владению оружием у орков в обязательной программе. Несмотря на то что владеть оружием, как и следить за ним, они зачастую не умеют. Орки с неприязнью относятся к людям и чужакам, но, заметив эльфа или гнома, без раздумий кидаются в бой, даже если преимущества у них никакого перед врагом нет. Они также не любят свет, но только потому, что им просто некомфортно находиться под солнечными лучами.

    В племенах орков царит полный патриархат. Орочьи женщины считаются собственностью своих мужчин. А их количество - один из показателей, по которому оценивается положение орка на социальной лестнице. Не брезгуют орки и рабством. В племени часто имеется шаман, власть которого сравнима с властью вождя. Если между этими двумя орками возникает вражда, племя может расколоться.

    Наиболее крупные племена орков живут в больших городах, построенных как на поверхности земли, так и под ней. Здесь они уже стали приобретать хорошо знакомый нам вид.

    Игра стала настолько популярной, что в 1980 году Майкл Мурмак создал нового героя, которого в 1983 году купила компания Games Workshop. Незначительно измененный герой был назван Warhammer, и именно он подарил миру тех самых зеленых орков.

    Орки Старого Света

    Неизвестно, почему орки в Вархамере зеленые. Однако некоторые фанаты игры уверены, что разработчики хотели придать им визуально запоминающийся образ. И в этом они не прогадали. Однако зеленый цвет - не единственное, чем орки Вархамера выделяются на фоне других. Если во всех других произведениях они по умолчанию были злобной расой и убивали людей, эльфов, гномов, которых только могли встретить, то здесь они убивают, потому что война - это вся их жизнь и часть их культуры. И возможно, в душе они не такие плохие сущности.

    Откуда пришли орки? Средиземье, фильм о котором сняли спустя много лет после написания книги, не всегда было их домом. Они не имеют пола, но размножаются очень быстро через споры, как грибы. Живут племенами, которые возглавляют самые здоровые и сильные представители. Обычно их называют вожаками или военачальниками. Чем успешнее военачальник, тем больше орков присоединяется к его племени, ведь сильный управитель принесет им гораздо больше побед и трофеев.

    В качестве валюты используют зубы, которые у тех растут и выпадают на протяжении всей жизни. Сколько они живут неизвестно, ибо ровно, как и толкиновские орки, ни один орк Вархамера никогда не умирал от старости. В расовую принадлежность вернулись гоблины и добавились снотлинги. Это самые маленькие из зеленокожих, а еще самые глупые. Они считаются самым низшим сословием, орки поручают им самые легкие задания. Гоблины слабее орков, но гораздо хитрее и изворотливее.

    Черные орки

    Чем отличались между собой орки Средиземья? Расы этих существ существенно разнились. Это были гоблины - маленькие орки, урук-хаи - полуорки, еще известны черные орки.

    Самые зеленые и крупные особи были созданы колдунами гномов Хаоса в качестве дешевой и покорной рабочей силы. Гномы и раньше использовали орков в качестве рабов, но зеленокожие воинственные создания вместо работы предпочитали разбивать друг другу морды. Поэтому колдуны и вывели новую породу - черных орков. Они были умнее, здоровее и сильнее, но у них был и минус для гномов Хаоса - они сплотились против своих хозяев и сбросили с себя рабские оковы.

    Обычно именно черные орки возглавляют племена и ведут других в бой. Они являются элитой орков и подходят к вопросу войны основательно. Они с презрением смотрят на остальных орков, особенно на гоблинов, ведь те часто сбегают с поля боя. Они всегда носят лучшее оружие и доспехи.

    У орков есть свои боги - Горк и Морк. Один сильный и глупый, а другой - умный, но менее сильный. Они любят и почитают своих богов и всюду, где только можно, строят им памятники и тотемы. Орки любят рассказывать друг другу о том, как Горк или Морк избивают Корна.

    Именно для Games Workshop придумали зеленых орков, но стали они популярными благодаря другой игре.

    Орки Дренора

    В 1994 году вышел первый релиз легендарной игры. Изначально орки не были зелеными в мире Warcraft, но, после того как их обманул демон Кел Дже Ден и заставил их выпить кровь монорота, они стали зелеными и пошли войной против своих бывших союзников. Позже в Дреноре открылся портал, орки перебрались в Новый Мир, где и живут до сих пор.

    Какие еще жанры освоили фантазийные персонажи? "Средиземье: Тени Мордора (Орки)" - еще одна компьютерная игра, но уже последнего поколения, с интересным сюжетом и новыми героями. Игрок может воплотиться в доброго героя и спасти вымышленный мир от катастрофы.

    Начнем с того, что гоблины фигурируют, главным образом, в повести «Хоббит, или Туда и обратно» (1937), а орки – в трилогии «Властелин колец» (1954-55). Поэтому разница, можно сказать, скорее стилистическая. Для детской сказки (а «Хоббит» изначально создавался именно в этом жанре) нужно было использовать знакомое юным читателям слово. Любопытно, что в некоторых предисловиях к «Хоббиту» сам Толкин подчеркивал, что слово «орк» не является английским.

    Само слово «гоблин» намного привычней английскому уху. Гоблин имеет своим прототипом закрепившееся в средневерхненемецком языке слово «кобольд». В английском же «гоблин» зафиксирован впервые в XIV веке и, вполне вероятно, своим появлением обязан т.н. среднефранцузскому языку.

    Тем не менее, в «Хоббите» дважды упомянуты и орки, причем подчеркнута разница в размерах между ними. Подразумевается, что орки гораздо крупнее и злобнее, чем гоблины.

    Так что будем откровенны, между мультипликационным Шреком и толкиновскими орками существует как минимум лингвистическое родство.

    Возникает вопрос – почему во «Властелине колец» Толкин решает использовать именно слово «орк», хотя в ранних черновиках еще фигурируют гоблины и хобгоблины? Скорее всего, ему необходимо было вывести культурное пространство трилогии за грань детской (и комнаты, и сказки).

    Автор писал не формальное продолжение «Хоббита», как ему заказывали издатели, а совершенно новый текст, основанный на созданных ранее сюжетах «Сильмариллиона». Эта область толкиновской вселенной подчиняется иной внутренней логике, и поэтому требовалось закрепить это различие даже на уровне лексики.

    Если же говорить о происхождении орков, то здесь Толкин предлагает нам лишь отдельные намеки. Его основная мысль такова: зло не может сотворить ничего нового, оно лишь может искажать до неузнаваемости уже существующее. Именно поэтому по одной из версий (упомянутых во «Властелине Колец») орки – это бывшие эльфы, душа и тело которых были изуродованы Морготом под покровом Тьмы. Именно поэтому они «множатся» по приказу того или иного темного владыки – Моргота и позже Саурона – и не выносят солнечного света.

    Саруман идет даже дальше и создает «полуорков» - некий генетический гибрид между орками и людьми, которые не боятся солнца и испытывают особую, гипертрофированную ненависть к природе. Все они в итоге погибают – большая часть от разгневанных оживших деревьев Фангорна, а меньшая (отряд побежденного Сарумана, который пытался укрыться в Хоббитании) – от рук хоббитов, освобождающих в финале свою страну.

    Иными словами, сила и мощь орков напрямую зависит от могущества их господина. С гибелью Саурона и Сарумана орки (они же гоблины) навсегда исчезают из Средиземья.

    >>С точки зрения этимологии, слово «орк» происходит от латинского Оркус (бог смерти в римской мифологии). В английском языке оно закрепилось благодаря французским сказкам XVII века, где довольно часто встречалось слово ogre (куда оно, в свою очередь, перекочевало из итальянского).

    Слово "orc-neas" - содержится в "Беовульфе", написанном на древне-английском языке.

    "eotenas ond ylfe ond orcneas" - гиганты (те самые что и ogres) и эльфы и орки?

    форма Orc есть и еще в одном памятнике 10 века.

    Ответить

    >>С точки зрения этимологии, слово «орк» происходит от латинского Оркус (бог смерти в римской мифологии). В английском языке оно закрепилось благодаря французским сказкам XVII века, где довольно часто встречалось слово ogre (куда оно, в свою очередь, перекочевало из итальянского).

    Даже если вы не читали книгу, в фильме дается весьма емкое объяснение происходящему, причем устами самого Сарумана: он получил отряд орков из Мордора и провел над ними некий магический обряд, создав урук-хай: полуорков-полулюдей. Урук-хай бессмертны (их можно только убить), выносливы и свирепы, но при этом лишены недостатков орков и гоблинов в виде болезненного отношения к солнечному свету.

    Ямы отношения к урук-хаям никакого не имеют: в ямах дрессировали варгов, ковали оружие и доспехи, а так же получали пар для вращения всевозможных механизмов.

    Теперь придется немного обратиться к книге и сопутствующим материалам. Орки - это "искаженные" эльфы, которые в свое время последовали за Морготом, и которых коснулась Пустота. Арда (мир Средиземья) не приняла Орков. Земля не плодоносила там, где они обитали, звери покидали свои насиженные места, да и сама природа начинала "выживать" их оттуда. Еще одним недостатком орков было их неконтролируемое размножение. Если у бессмертных эльфов дети рождались крайне редко, то у бессмертных орков дети могли рождаться каждый год. Цикл деторождения у людей нам с вами известен.
    Так вот. Естественным путем гибриды вроде урук-хай размножаться не могли, скрещивать их с людьми или орками означало ослаблять "исходный генетический код", созданный Саруманом, да и контролировать в этом случае у него вряд ли бы получилось (даже у Моргота в свое время не получилось контролировать рождаемость орков). В книге про появление урук-хаев открыто ничего не сказано, поэтому "коконы" в качестве инкубаторов для формирования урук-хаев - это скорее выдумка авторов трилогии фильма. Но надо признать, выдумка весьма неплохая. Именно благодаря инкубаторному способу выращивания, Саруман смог в короткие сроки создать большую армию (при естественном способе размножения ему пришлось бы ждать минимум 15-20 лет, прежде, чем "созреют" первые урук-хаи).

    Теперь к последнему вопросу. Саруман, как я уже говорил, получил первых орков именно из Мордора, и отправил часть первых урук-хаев обратно в качестве оплаты союзного договора. Но, как и при любом союзном договоре, у сторон были разные цели, для которых требовались независимые армии. Как мы видим (в фильме, к сожалению, показаны далеко не все эпизоды Войны Кольца - в частности, в книге Гендальф упоминает так же битву у Эребора, в которой погибли Бард Лучник и Даин Железная Пята, и которая не позволила племенам северных гоблинов прорваться на помощь армии Саурона под Минас-Тиритом), было как минимум 2 задачи: захватить Рохан и Гондар - 2 королевства Средиземья, не желавших склониться перед Сауроном. При этом, если бы Саурон отправил значительные силы на захват Рохана (в помощь Саруману), был бы потерян эффект неожиданности, на который благодаря стараниям Гнилоуста, так рассчитывал Саруман: армия орков, шествующая по равнинам Гондора и пересекающая горы не осталась бы без внимания, и коневоды, скорее всего, собрали бы те 12 тысяч копий, на которые рассчитывал Теоден после битвы в Хельмовой Пади, собираясь на помощь Гондару. Разграбление урук-хаями Вестфольда и удаленность некоторых других провинций не позволили собрать всех всадников в столь короткие сроки, которые были у Рохана, чтобы не опоздать на Пеленорские поля. Да и у самого Саурона были серьезные опасения на счет тех сил, что он бросил на Гондор. Сам факт того, что за Черными вратами сидела не многим меньшая армия, чем вел Король-Чародей, говорит о том, что Саурон предполагал неудачу под стенами Минас-Тирита в случае, если наследник Исилдура овладеет силой кольца, или кто-то из других людей/магов сможет использовать его силу (кстати, такой вариант тоже был, ведь в книге упоминаются 2 синих мага, помощники белого мага, руководителя экспедиции майяр в Средиземье - у них могло хватить сил обуздать кольцо, но упомянув о них пару раз, Толкиен не развивает эту нить). Отдавать свои войска в подчинение тому, кто мнил себя равным тебе, и в случае обнаружения Кольца Всевластия, мог бы попытаться использовать его против тебя - не самая удачная затея, правда?

    Если немного пофантазировать, то самым оптимальным для Саурона вариантом был бы следующий: Саруман захватывает Рохан и спешит к стенам Минас-Тирита, где погибает вместе с армией Короля-Чародея, поверженный силой кольца, попавшего в руки Денетора, Боромира или Фарамира. В крайнем случае - в руки Арагорна. Далее следует уверенность нового владельца кольца в своих безграничных возможностях, и самоубийственный поход к Черным Вратам, где оставшиеся силы Саурона и бессмертные Назгулы забрали бы кольцо и вернули хозяина к жизни.