Культура стран Европы в XVI-XVII веках. Культура эпохи Возрождения в Европе (XVI-XVII) Культура европы 16 17 века кратко

ВОПРОСЫ

1. Назовите предпосылки возникновения культуры Возрождения. Какие идеи лежали в основе творчества великих писателей и художников Возрождения?

Предпосылками возникновения культуры возрождения стали:

Расцвет итальянских городов-республик,

Возникновение новых сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух,

Появление культуры гуманизма, прославлявшей человека-творца, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность,

Развитие книгопечатания,

Деятельность университетов и развитие светского образования.

В основе творчества писателей и художников Возрождения лежала идея человека – как высшего творения природы, как центра мироздания. Философия гуманизма утверждала идею, что мерилом всего сущего является человек с его земными радостями и горестями

2. Как искусство итальянского Возрождения повлияло на культуру других европейских стран?

Искусство итальянского Возрождения в значительной степени повлияло на культуру других европейских стран. Идеи гуманизма, художественные принципы культуры Возрождения пересекли границы Италии и распространились во многих странах Западной Европы. Благодаря воплощению в творчестве великих мастеров Возрождения, гуманистическое видение мира проникло во дворцы правителей, в стены университетов, в среду образованных горожан.

3. Назовите характерные черты барокко, рококо и классицизма. Приведите примеры художественных произведений этих стилей.

Для стиля барокко (название произошло от итальянского слова, означающего «причудливый», «странный») была характерна грандиозностью, пышностью и вычурностью форм, создание пространственной иллюзии, оптических эффектов. Примеры стиля барокко:

в живописи: Сикстинская мадонна художника Рафаэля, работы фламандского художника П.П.Рубенс, работы голландского художника Рембрандта («Возращение блудного сына», «Святое семейство», «Ночной дозор» и др.);

в архитектуре и скульптуре – колоннада на площади перед собором Св. Петра Риме архитектора Дж.Л. Бернини, скульптура «Экстаз Св. Терезы»;

литература и театр – работы У. Шекспира.

Новое направление, утвердившееся в католических странах, явилось своеобразным эстетическим ответом на Реформацию. Архитектура и живопись барокко должны были прославлять величие Бога и утверждать могущество римской церкви. Однако искусство барокко не ограничивалось исключительно религиозными мотивами.

Для стиля рококо (в пер. с французского означает «украшение в форме раковины») характерна вычурность, декоративность, великолепие и роскошь. Но в отличие от барокко рококо более легковесно, камерно, аристократично. Особенно характерно в этом плане убранство интерьеров дворцов французской знати. Изящная, легкая мебель с искривленными ножками, диваны, кресла, столики, шкафы, кровати под балдахинами украшалась лепными асимметричными деталями, инкрустацией. Диваны и кресла обивались нарядными гобеленами. Искусство рококо отражало вкусы версальской аристократии.

«Галантный век» нашел свое отражение и во французской живописи XVIII в. Для нее характерно бегство от действительности, обращение к чувствам человека, эротика. Эти темы присутствуют в творчестве художников Антуана Ватто и Франсуа Буше.

Для стиля классицизм главным было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством. В подражание древним грекам и римлянам деятели культуры должно были изображать прекрасное и возвышенное.

художественное искусство – работы Никола Пуссена. Он долгое время жил в

литература – Пьер Корнел, великий поэт и создател французского театра.

архитектура – загородный королевский дворец и парка в Версале

4. Что свидетельствовало о том, что в XVII-XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы?

В XVII–XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы, на что указывает, что именно здесь возникают два стиля – классицизм и рококо. Франция оказал значительное влияние на живопись, архитектуру, моду всей Европы. Примером классического дворцового ансамбля стал Версаль. Французская промышленность специализировалась на производстве предметов роскоши: во все страны Европы из Франции вывозились гобелены, мебель, кружева, перчатки, бижутерия. Ежемесячно в Англию, Италию, Голландию, Россию присылали по две куклы, одетые по последней парижской моде. Именно во Франции появляется первый журнал мод.

ЗАДАНИЯ

1. В чем вы видите различие искусства итальянского Возрождения и искусства Франции XVIII в.?

И итальянское Возрождение и искусство Франции XVIII в. было обращено к античному наследию. Однако главной идеей итальянского Возрождения был гуманизм и изображение христианских и мифологических сюжетов. Искусство Франции XVIII века носило более светский характер. Главным для художника было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством.

На конец Средневековья приходится одна из самых ярких страниц европейской культуры - Возрождение (по-французски -Ренессáнс ). Термин означает как бывозрождение традиций античной культуры, в первую очередь - интереса к человеку.

Родиной Возрождения в кон. 13 в. становится Флоренция в Италии, затем в 14 в. культура Возрождения распространяется по всей Италии, а с 15 в.- и в других странах Европы.

Главными чертами Ренессанса являются:

    возрождение и переосмысление наследия античной культуры;

    вера в могущество и красоту человека, который стоял в центре внимания как античных художников и мыслителей (антропоцентризм) , так и деятелей эпохи Возрождения;

    доминирование гуманизма во всех сферах духовной жизни;

    рост светской образованности и науки.

Деятелями Возрождения были: Данте (последний поэт Средневековья и первый - Возрождения), Петрарка, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и др.

Шедеврами Возрождения стали «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Джоконда» и «Тайная вéчеря» Леонардо да Винчи, «Рождение Венеры» Боттичелли, колоннада площади собора Св. Петра в Риме (арх. Бернини), «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо и др.

Гуманистическая культура Возрождения создала базу для реформации католической церкви и развития культуры барокко и классицизма. Без Возрождения не было бы и Просвещения в Европе.

Но эпоха Возрождения озарена кострами инквизиции. Были сожжены Джордано Бруно и многие другие ученые, философы, писатели. Широко распространились суеверия и лженауки: алхимия, астрология, магия.

18. Культура Западной Европы от Реформации до классицизма (16–18 вв.)

Реформация. впервой пол. 16 в. начинаетсяРеформация - широкое религиозно-политическое движение (и эпоха) в Европе с требованием реформ католической церкви и санкционированных ею порядков . Она приводит к расколу католической церкви.

Родиной Реформации была Германия, ее лидером и идеологом - Мартин Лютер . Затем реформационное движение охватило другие страны. Крупными представителями и деятелями реформации были также Ян Гус, Цвингли и Кальвин.

Культура Реформации связана с развитием буржуазных отношений, наступлением светского образования и науки на католицизм. Были созданы условия для развития национальных культур (перевод Библии и проповедь на национальных языках, и др.)

В результате Реформации и раскола католической церкви возник протестантизм и его разновидности: лютеранство, кальвинизм, англиканство, реформатская церковь, баптизм и др.

Барокко (кон. 16 – сер. 18 в.) - это художественно-стилевое направление, которое стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей. характеризуется вычурностью, пышностью, торжественностью и многообразием форм.

В архитектуре - пышные украшения: лепнина, скульптура, яркая окраска стен зданий. В живописи - парадный портрет (Караваджо в Италии; Веласкес, Рибера и Сурбаран - в Испании; Рубенс, Ван Дейк, Снайдерс - мастера фламандского барокко; голландское барокко представлено Рембрандтом).

В музыке эпохи барокко формируется новый жанр - опера (композитор Монтеверди и др.).

к лассицизм (17–18 вв.) отличают обращение к строгой величественности греко-римской античности как к норме и идеальному образцу, идеализация и героизация действительности. Термин восходит к эпохе древнегреческой классики.

Для классицизма в архитектуре характерны строгость линий, симметричность, использование древнегреческих ордеров, лаконичность окраски зданий.

Развивается драматургия . Виднейшие драматурги Франции - Расин, Корнéль, Мольéр.

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Владимир 2009


Вариант 15

Введение

1.Развитие науки и философии в Европе в 17 веке. Начало 1 этапа научно- технической революции.

2. Развитие живописи в Нидерландах. Оформление художественных школ

Стиль барокко.

3.Культура Франции 17 века. Оформление стиля классицизм.

4.Английская культура 17 века.

Заключение

Список используемой литературы.

Введение

XVII век — переломная эпоха в развитии человеческого обще-ства: завершается Средневековье и начинается Новое время. Цен-тральные события этого столетия — заключительный этап Великих географических открытий, первая научная революция, а также со-циальная, буржуазная революция в Англии. Результатом этих свершений явилось образование мирового рынка, когда между всеми континентами устанавливаются регулярные экономические связи, в Европе утверждаются капиталистические отношения.

Естественно, что эти процессы повлияли на развитие в XVII в. европейской культуры.

Развитие науки и философии в Европе в 17 веке. Начало 1 этапа научно - технической революции.

Среди различных видов духовной культуры особое место в XVII в. заняла тука, которая не только получила развитие, а со-вершила прорыв, названный в истории человечества первой тучной революцией. Ее результатом стало формирование науки Нового времени.

Важнейшим этапом развития науки стало Новое время — XVI—XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшего-ся капитализма. В этот период было подорвано господство рели-гиозного мышления, и в качестве ведущего метода исследования утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим ос-воением природы, что резко усилило познавательные возможности науки. Это глубокое преобразование науки, произошедшее в XVI— XVII вв., считают первой научной революцией, давшей миру такие имена, как И. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер, У. Гар-вей, Р. Декарт, X. Гюйгенс, И. Ньютон и др.

Экономические потребности, расширение мануфактурной промышленности, торговли способствовали бурному подъему точных и естественных наук. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственнонаучным методам познания действительности. Девизом эпохи можно назвать слова Джордано Бруно, сказанные на ее пороге: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование Это было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики, замечательных достижений научной мысли, заложивших основы последующего развития этих отраслей знания
Галилео Галилей (1564—1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания, основой познания считал опыт. Он опроверг ошибочные положения Аристотеля и заложил основы современной механики: выдвинул идею относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений. Занимался строительной механикой, построил телескоп с 32-кратным увеличением, благодаря чему сделал ряд астрономических открытий, отстаивал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633) и конец жизни провел в изгнании.
Иоганн Кеплер (1871—1630), немецкий астроном, один из зачинателей астрономии нового времени. Открыл законы движения планет, составил планетные таблицы, заложил основы теории затмений, изобрел новый телескоп с бинокулярными линзами.
Исаак Ньютон (1643—1727), английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, разработал теорию света, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Открыл закон всемирного тяготения и создал основы небесной механики.
Готфрид Лейбниц (1646— 1716), немецкий математик, физик, философ, языковед. Один из создателей дифференциального исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих необходимых истин логики и математики.
Христиан Гюйгенс (1629— 1695) — нидерландский ученый, изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического маятника. Создал волновую теорию света Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп (окуляр Гюйгенса), открыл кольцо у Сатурна. Автор одного из первых трактатов по теории вероятности.
Такие ученые, как Гарвей, Мальпиги, Левенгук, внесли вклад во многие разделы биологии.
Уильям Гарвей (1576 —1637), английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения, впервые высказал мысль о происхождении «всего живого из яйца».
Марчелло Мальпиги (1628—1694), итальянский биолог и врач, один из основателей микроанатомии, открыл капиллярное кровообращение.
Антона Левенгук (1632—1723), нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Изготовил линзы со 150—300-кратным увеличением, позволившие изучать микробы, кровяные тельца и др.
Таким образом, трудами ученых-исследователей XVII в. была создана база для технического прогресса.

Философия
Развитие точных и естественных наук непосредственно послужило толчком для мощного скачка философской мысли. Философия развивалась в тесной связи с науками. Воззрения Бэкона, Гоббса, Локка в Англии, Декарта во Франции, Спинозы в Голландии имели огромное значение в утверждении материализма и формировании передовых общественных идей, в борьбе с идеалистическими течениями и церковной реакцией.
Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626), английский философ, родоначальник английского материализма был лорд-канцлером при короле Якове I. В своем трактате «Новый Органон» (1620) он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой и предложил реформу научного метода познания, основой которого считал обращение к опыту и его обработку посредством индукции. Бэкон написал утопию «Новая Атлантида», в которой изложил проект государственной организации науки.
Философия Бэкона, сложившаяся в атмосфере научного и культурного подъема Европы кануна буржуазных революций, оказала огромное влияние на целую эпоху философского и научного развития; предложенная им классификация знаний была принята французскими энциклопедистами. Его учение заложило материалистическую традицию в философии нового времени, а его индуктивная методология стала основой для разработки индуктивной логики.

Томас Гоббс (1568—1679) продолжал линию Бэкона, рассматривал знание как силу и конечной задачей философии признавал ее практическую пользу. Гоббс создал первую в истории философии систему механистического материализма. Социальное учение Гоббса о государстве и роли государственной власти оказало значительное влияние на развитие европейской общественной мысли.
Идеи Фрэнсиса Бэкона наши свое развитие и у Джона Локка (1632— 1704), английского философа-просветителя и политического мыслителя. Он разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. По словам Маркса, Локк был «...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному». Идеи Локка сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения.
Самым ярким представителем французской философии XVII в. справедливо считают Рене Декарта (1596—1650). Философ, математик, физик и физиолог, он представлял собой универсальный возрожденческий тип личности, живущей в XVII в. и отразившей в научных и философских трудах сложность и противоречивость своего бурного времени. Он заложил основы аналитической геометрии, сформулировал законы и понятия из области механики, создал теорию образования и движения небесных тел благодаря вихревому движению частиц материи. Но особый вклад в мировую культуру принадлежит Декарту-философу. Именно Декарт — автор знаменитого изречения: «Мыслю, следовательно, существую». Декарт — представитель философии дуализма. По Декарту, общая причина движения — бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — это безжизненный телесный механизм плюс душа, обладающая мышлением и волей. Непосредственная достоверность сознания лежит в основе всего знания. Декарт пытался доказать существование бога и реальность внешнего мира. Основные сочинения Декарта — «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе...» (1637), «Начала философии» (1644).
Бенедект Спиноза (1632—1677), нидерландский философ-материалист, пантеист, как и многие его современники, переносил математические законы на философию. Он считал, что мир — закономерная система, которая может быть познана математическим методом. Природа, по Спинозе, это бог, единая, вечная, бесконечная субстанция. Мышление и притяжение — ее неотъемлемые свойства, а вещи и идеи — единичные явления (модусы). Человек — часть природы, его душа — модус мышления, тело — модус протяжения. Воля и разум едины, все действия человека включены в цепь мировой универсальной детерминации. Учение Спинозы оказало большое влияние на развитие атеизма и материализма.

Научная революция XVII в. связана с революцией в естество-знании. Развитие производительных сил требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, знания законов механи-ки, точных приборов для астрономических наблюдений.

Научная революция прошла несколько этапов, и ее становление заняло полтора столетия. Ее начало положено Н. Коперником (1473—1543) и его последователями Бруно, Галилеем, Кеплером. В 1543 г. польский ученый Н. Коперник опубликовал книгу «Об обращениях небесных сфер», в которой утвердил представление о том, что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается во-круг Солнца, являющегося центральным телом Солнечной системы. Коперник установил, что Земля не является исключительным небесным телом. Этим был нанесен удар по антропоцентризму и религиозным легендам, в соответствии с которыми Земля якобы занимает центральное положение во Вселенной. Была отвергнута принятая в течение многих веков геоцентрическая система Птоле-мея. Но сочинение Коперника с 1616 по 1828 гг. было запрещено католической церковью.

Развил учение Коперника в XVI в. итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548—1600), автор новаторских для своего времени сочинений «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О причине, начале и едином». Он считал, что Вселенная бесконечна и безмерна, что она пред-ставляет бесчисленное множество звезд, каждая из которых подоб-на нашему Солнцу и вокруг которых вращаются свои планеты. Мнение Бруно теперь полностью подтверждено наукой. А тогда, в Средние века, за эти смелые взгляды Дж. Бруно был обвинен в ереси и сожжен инквизицией.

Галилею (1564—1642) принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы — движения; огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической системы, открытие четырех са-мых крупных спутников Юпитера из 13 известных в настоящее время; открытие фаз Венеры, необычайного вида планеты Сатурн, создаваемого, как известно теперь, кольцами, представляющими совокупность твердых тел; огромного количества звезд, не види-мых невооруженным взглядом. Галилей одержал успех в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исход-ного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт.

Галилей был первым, кто наблюдал небо в телескоп (телескоп с 32-кратным увеличением был построен самим ученым). Основ-ные труды Галилея — «Звездный вестник», «Диалоги о двух системах мира».

Одним из творцов астрономии Нового времени был И. Кеплер (1571—1630), открывший законы движения планет, которые назва-ны его именем (законы Кеплера). Им составлены так называемые Рудольфовы планетные таблицы. В его активе — закладка основ теории затмений, он изобрел телескоп с двояковыпуклыми линза-ми. Свои теории он опубликовал в книгах «Новая астрономия» и «Краткий обзор астрономии Коперника». Английский врач У. Гарвей (1578—1657) считается основателем современной физиологии и эмбриологии. Его главное сочинение «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Он опи-сал большой и малый круг кровообращения. Его учение опровер-гало бытующие до этого Представления, изложенные древнерим-ским врачом Голеном (ок.130—ок.200). Гарвей впервые высказал мнение о том, что «все живое происходит из яйца». Однако оста-вался открытым вопрос, как кровь, поступающая из сердца по ве-нам, возвращается в него по артериям. Его предположения о су-ществовании крохотных соединяющих сосудов было доказано в 1661 г. итальянским исследователем М. Мольпиджи (1628—1694), который под микроскопом обнаружил капилляры, соединяющие вены и артерии.

Среди заслуг Р. Декарта (1596—1650) — французского ученого (математика, физика, филолога, философа) — введение оси коор-динат, способствовавшее объединению алгебры и геометрии. Им введено понятие переменной величины, что легло в основу диф-ференциального и интегрального исчисления Ньютона и Лейбни-ца. Философские позиции Декарта дуалистичны, он признавал душу и тело, из которых душа — «мыслящая» субстанция, а тело — «протяженная» субстанция. Он считал, что бог существует, что бог сотворил материю, движение и покой. Главные сочинения Декарта — «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Начала философии».

Нидерландский ученый X. Гюйгенс (1629—1695) изобрел маят-никовые часы, установил законы маятникового движения, заложил основы теории удара, волновой теории света, объяснил двойное лучепреломление. Занимался астрономией — им открыты кольцо у Сатурна и его спутник Титан. Им подготовлен один из первых трудов по теории вероятности.

Один из величайших ученых в истории человечества — англи-чанин И. Ньютон (1643—1727). Он написал огромное количество научных трудов по самым разным областям науки («Математические начала натуральной философии», «Оптика» и др.). С его именем связаны важнейшие этапы в развитии оптики, астрономии, математики. Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяго-тения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. Это научное открытие прославило Ньютона навечно. Ему принад-лежат такие открытия в области механики, как понятия силы, энергии, формулировка трех законов механики; в области оптики — открытие рефракции, дисперсии, интерференции, дифракции света; в области математики — алгебра, геометрия, интерполяция, дифференциальное и интегральное исчисления.

В XVIII в. революционные открытия были совершены в астро-номии И. Кантом и П. Лапласом, а также в химии — ее начало связано с именем АЛ. Лавуазье.

Немецким философом, родоначальником немецкой классиче-ской философии И. Кантом (1724—1804) разработана космогони-ческая гипотеза происхождения Солнечной системы из первона-чальной туманности (трактат «Всеобщая естественная история и теория неба»).

П. Лаплас (1749—1827) — французский астроном, математик, физик, автор классического труда по теории вероятности и небес-ной механике (рассматривал динамику Солнечной системы в це-лом и ее устойчивость). Лаплас написал «Трактат о небесной механике» и «Аналитическая теория вероятности». Так же, как и Кант, он предло-жил космогоническую гипотезу, она получила название по его имени (гипотеза Лапласа).

Французский химик А.Л. Лавуазье (1743—1794) считается од-
ним из основоположников современной химии. В исследованиях
он применял количественные методы. Выяснил роль кислорода в
процессах горения, обжигания металлов и дыхания. Один из основателей термохимии. Автор классического курса «Начальный учебник
химии», а также сочинения «Методы наименования химических элементов».

Развитие живописи в Нидерландах. Оформление художественных школ

Стиль барокко.

17век— золотой век для нидерландской живопись вописи: национальные художественные школы не знали придворного искусства, не вмешива-лась в творчество живописцев и церковь. Несколько иными путя-ми развивалось фламандское искусство. После раздела Нидерлан-дов на Голландию и Фландрию основными заказчиками на произ-ведения искусства во Фландрии были дворяне, высшее бюргерство и католическая церковь. Социальный заказ предопределил назна-чение художественного творчества — украшать замки, дома патри-циата и культовых сооружений. Поэтому преобладающим жанром светской живописи были портреты знатных и богатых заказчиков, охотничьи сцены, огромных размеров натюрморты.

Выдающиеся художники Фландрии этого времени — Рубенс, Ван Дейк, Йордане и Снейдерс.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640) обладал универсальным талан-том. Разнообразны сюжеты его полотен (религиозные, мифологи-ческие, аллегорические, пейзажи, сцены крестьянской жизни, портреты), но все они проникнуты огромным жизнеутверждаю-щим началом. Для мастера характерно сочетание реалистических наблюдений и чувственной красоты образов, драматизм. В карти-нах, выполненных в стиле барокко, приподнятость, патетика, бур-ное движение. Полотна полны декоративного блеска и колорита. Самые известные полотна Рубенса — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Персей и Андромеда», «История Марии Медичи», «Возвращение жне-цов», «Вирсавия», портреты — «Камеристка», «Шубка», автопортреты.

Рубенс создал свой мир — мир богов и героев подстать гипер-болическим образам «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле. Колорит его полотен строится на контрасте тонов обнаженного тела с яр-кими одеяниями и благородным сдержанным тоном.

В историю изобразительного искусства вошел самый знамени-тый ученик Рубенса — блестящий портретист Антонио Ван Дейк (1599—1641). Он автор парадных портретов аристократов, полити-ческих деятелей, прелатов церкви, богатых бюргеров, местных красавиц, собратьев-художников. Им написано много портретов и членов королевской семьи. Несмотря на парадность портретов, ху-дожнику удается уловить в каждом индивидуальные особенности

модели и проявить блестящее мастерство. Его персонажи непри-нужденны и изящны, а окружающая их обстановка подчеркнуто декоративна. Есть у Ван Дейка полотна на мифологические и хри-стианские сюжеты, проникнутые лиризмом («Сусанна и старцы», «Св. Иероним», «Мадонна с куропатками»).

Один из выдающихся художников Фландрии — Якоб Йордане (1593—1678). Его крупномасштабные полотна изображают мифо-логические, аллегорические сцены из крестьянской жизни. Люби-мый жанр — бытовые картины («Бобовый король», «Поклонение пасту-хов», «Сатире гостях у крестьянина»). Йордане с наибольшей полнотой выразил национальный колорит и национальный тип.

Франс Снейдерс (1579—1657) прославился натюрмортами и сце-нами охот. Его натюрморты монументальны, декоративны, кра-сочны. Снайдерс великолепно рисовал дары природы — рыбу, мя-со, фрукты (серия «Лавки»), меха, перья, схватки животных.

Стиль барокко.

Художественные Господствующими художественными стилями стили XVII этого столетия были барокко и классицизм. столетия Барочный стиль, барокко, просуществовал в Европе с 1600 по 1750 гг. Ему присущи вырази-тельность, пышность, динамика. Направленное на поддержку ка-толической церкви в ее борьбе с Реформацией искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей. Образцом высшего выражения чувств считается скульптура Берни-ны «Экстаз св. Терезы». Живопись, скульптура, декор, архитектура создают целостный драматический эффект. Первоначально воз-никший в римских церквях стиль завоевывает всю Европу, обретая при этом новые черты.

Искусство барокко развивалось в феодально-абсолютистских государствах, находящихся под сильным воздействием католицизма (Италия, Испания, Фландрия). Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с архитектурой. Архитектура, соединяющая в себе утилитарные и художественные факторы в большей мере, чем другие виды искусства, сопряжена с материальным прогрессом и находится в большей зависимости от господствующей идеологии (храмовое зодчество и градостроительство осуществляется на деньги церкви и богатых людей, но в то же время она обслуживает общество в целом). В барочных культовых постройках все богатейшие возможности синтеза архитектуры, скульптуры, декоративного искусства и живописи призваны поразить воображение зрителя, проникнутые религиозным чувством. В той же Италии воздвигаются светские сооружения, представляющие важный этап в развитии мировой архитектуры. Разрабатываются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, строятся дворцово-парковые комплексы, в которых открываются новые принципы связи архитектуры с природным окружением.
Для барокко характерны большая эмоциональная приподнятость и патетический характер образов, что достигается за счет масштабности построек, преувеличенной монументализации форм, динамики пространственного построения, повышенной пластической выразительности объемов. Отсюда криволинейность планов, изгибы стен, на которых как бы вырастают карнизы, фронтоны, пилястры; изобилуют малые формы архитектурного декора: окна украшаются разнообразными наличниками, ниши — статуями. Общее впечатление бурного движения и богатства дополняется скульптурой, росписями, лепниной, отделкой цветными мраморами и бронзой. К этому следует добавить живописные контрасты светотени, перспективные и иллюзионистические эффекты.
Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны (Рим) объединяются в целостный художественный образ. То же можно сказать о дворцово-парковых комплексах остальных областей Италии эпохи барокко, отличающихся исключительно мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами — павильонами, оградами, фонтанами, статуями и скульптурными группами.
Ярче всего черты барокко воплотились в монументальной скульптуре, в творчестве Лоренцо Бернини (идеи торжества мистики над реальностью, экстатическая выразительность образов, бурная динамика форы).
В живописи вклад в искусство барокко внесли болонские академисты братья Карраччи, Гвидо, Рени, Гверчино. Своего полного развития барочная концепция достигает у Пьетро да Нортона, Бачиччо и др. В их насыщенных сильным движением многофигурных композициях персонажи как будто бы увлекаются куда-то неведомой силой. В живописи барокко господствовали монументально-декоративные росписи, в основном плафоны, алтарные картины с изображениями апофеозов святых, сцен чудес, мученичеств, огромные исторические и аллегорические композиции, народный портрет (большой стиль). В искусстве барокко, в частности в монументальной пластике Бернини, нашли свое отражение не только религиозные идеи, но и острый кризис и непримиримые противоречия в Италии XVII в.
Барочное искусство Фландрии имеет свою специфику. У Рубенса, Йорданса и других мастеров характерная для барочной концепции антитеза земного и мистического, реального и иллюзорного выражается скорее внешне, не переходя в трагический диссонанс. У Рубенса во многих алтарных композициях, также как и в картинах на темы античной мифологии, прославляются человек и реальное бытие.
В Испании XVII в. барокко развивалось в своеобразных национальных формах в архитектуре, скульптуре, живописи с ярко выраженной поляризацией.
Во Франции стиль барокко не занимал ведущего положения, но зато Франция XVII в. — это историческая арена развития классицизма.

Культура Франции 17 века. Оформление стиля классицизм.

Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образовакия в 1635 г. в Париже Академии литературы.

В XVII в., когда во Франции установилась неограниченная власть монарха, которая достигла апогея при Людовике XIV, сформировалось классицистическое направление, охватившее все виды художественного творчества — классицизм. Классицизм, ос-нованный на следовании принципам античного искусства: рацио-нализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и стро-гом соответствии содержания произведения его форме, стремился выразить возвышенное, героическое и нравственные идеалы, соз-дать ясные, органичные образы. В то же время классицизм нес в себе черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.

Классицизм установил иерархию художественных жанров — высоких и низких. Так, в живописи высокими жанрами признава-лись исторические картины, мифические, религиозные. К низким относились пейзаж, портрет, натюрморт, такая же соподчинен-ность жанров соблюдалась в литературе. Высокими считались трагедия, эпопея, ода, а низкими — комедия, сатира, басня. Чет-кая разграниченность планов и сглаженность форм устанавлива-лись для произведений скульптуры и живописи. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарное га, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов ис-пользовался локальный цвет: для ближнего — коричневый, для среднего — зеленый, для дальнего плана — голубой.

Родоначальником классицизма в литературе стал Пьер Корнель (1606—1684), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Эдип» и др., прославлявших силу воли, управляемой разумом. Корнель считается создателем французского театра. Стержень пьес Корнеля — трагический конфликт страсти и долга, в них действу-ют героические характеры, великий поэт обличает деспотизм.

Образцом французской прозы стали произведения Франсуа де Ларошфуко (1613—1680) и Мари Мадлен де Лафайет (1634—1693). В сборнике афоризмов и сентенций «Размышления, или Моральные изрече-ния», содержащем краткие, острые и циничные наблюдения за жизнью и людьми, Ларошфуко подвергает критике современное ему аристократическое общество. Марк Лафайет — автор первого во Франции психологического романа «Принцесса Клевская», который пользовался огромным успехом у читателей. Все персонажи рома-на — реально существовавшие люди, но выведенные под другими именами.

Теоретиком классицизма выступил Никола Буало (1636—1711). Правила и нормы классицизма изложены им в трактате «Поэтическое искусство» (в форме поэмы). Он автор остроумных «Сатир», в ко-торых высмеял религию, государственных деятелей. Его поэтиче-ское дарование высоко ценил А.С. Пушкин.

Величайший драматург Франции — Жан Расин (1639—1699), автор трагедий «Андромаха», «Британии», «Береника», «Митридата», «Ифи-гения», «Федра», «Афапия» и др. Расин заимствовал сюжеты из грече-ской мифологии и создавал свои произведения по всем канонам классической греческой драмы. В его пьесах при исключительной музыкальности и гармоничности стиха, уравновешенности внеш-ней формы изображены остро драматические конфликты, душев-ная трагедия людей, вынужденных приносить свои чувства в жерт-ву требованиям общественного долга.

Огромное влияние на развитие мировой драматургии оказало творчество Мольера (наст, имя Жан Батист Поклен, 1622—1673), реформатора сценического искусства, комедиографа, актера. Важ-нейший источник вдохновения для него — фарсовая драматургия. На основе сочетания классицизма и традиций народного театра Мольер создал жанр социально-бытовой комедии. В его произве-дениях «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Мнимый больной», «Смешные жеманницы», «Урок женам», «Брак поневоле», «Скупой» обличаются, как писал Бальзак, вероломство, постыдная любовь стариков, человеконенавистничество, злословие, фатовст-во, неравные браки, скупость, продажность, распутство судей, тщеславие.

Большую эмоциональность, социальную остроту и реалистиче-скую конкретность приобрела сатира в баснях крупнейшего поэти-ческого дарования Франции — Жана Лафонтена (1621—1695), в своем творчестве опирающегося на античные образцы и народные традиции (басни Эзопа), так называемого животного эпоса. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общест-во сравниваются с царством кровожадных и хищных зверей; осуж-дается церковь, скептически оценивается религия и в то же время раскрывается подлинная человечность людей из народа («Сапожник и откупщик», «Крестьянин с Дуная», «Купец, дворянин, пастух и сын короля» и др.).

Во второй половине XVII в. передовым представителем фран-цузской литературы был Антуан Фюретьер (1620—1688). Его глав-ное произведение — «Буржуазный роман» — важный шаг в развитии реализма.

В это время жил и писал свои знаменитые сказки Шарль Перро (1628—1703). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах» и др. В некоторых из них писатель использовал европейские народные сюжеты (так, сюжет «Золушки» имеет около 700 вариантов).

Основоположник классицизма в живописи — Никола Пуссен (1594—1665), писавший картины на мифологические и литератур-ные темы. Строгая уравновешенность композиций, культ природы и преклонение перед античностью — характерные черты творчест-ва художника («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Спящая Венера», «Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года», «Аркадские пастухи»). Пуссен изготавливал маленькие восковые модели фигур для своих картин, экспериментируя с различными композициями и освещением.

Мастером лирического пейзажа был художник Клод Лоррен (1600—1682). Его ясная светлая живопись в классическом стиле оказала сильное влияние на вкусы XVII—XVIII вв. Персонажи его полотен (как правило, мифологические или исторические) чаще всего затеряны в окружении поэтического пейзажа («Заколдованный замок»). Тонкими эффектами освещения Лоррен сумел выразить разное ощущение природы в зависимости от времени суток (серия «Времена суток»).

Хотя в архитектуре еще сохранялись элементы готики и Ренес-санса, но уже появились и элементы классицизма, например, фа-сад здания Люксембургского дворца (архитектор С. де Брос) рас-членен ордером, который станет обязательным для этого стиля; ко-лоннада восточного фасада Лувра (архитектор Перро) характеризу-ется простотой ордера, равновесием масс, статичностью, чем дос-тигается чувство покоя и величия.

Крупнейшим дворцовым архитектурным сооружением XVII в. является Версаль. Здесь достигнута стройность, соразмерность всего грандиозного ансамбля в целом. Дворец строили архитекто-ры Л.Лево (1612—1670) и Ж.Ардуэн-Мансар (1646—1708). Ардуэн-Мансар возводил также величавые торжественные сооружения: Дворец Большой Трианон, Дом Инвалидов, Вандомскую площадь, а Лево проектировал дворец Тюильри.

Создатель парков Версаля и Тюильри — архитектор, мастер са-дово-паркового искусства Андре Ленотр (1613—1700). Парк в Вер-сале замечательно сочетался с архитектурой фасада дворца, обра-щенного к парку, симметрия фасада как бы продолжается в про-сторных «партерах» (садах, клумбы и дорожки которых составляют рисунок), радиально расходящихся аллеях, открытых перспективах.

В XVII в. во Франции на первое место выдвигается светская музыка, она начинает преобладать над духовной. Развиваются опе-ра и балет. Первые национальные оперы — «Триумф любви», «Пас-тораль». Основоположник национальной оперной школы — компо-зитор, танцовщик Ж.Б. Люлли (1632—1687), автор опер «Альцеста», «Тезей», а также оперной увертюры, музыки к спектаклям Мольера.

Развивались в это время и инструментальные школы — лютне-вая, клавесинная, виольная.

Английская культура 17 века.

Английский философ Томас Гоббс (1588 — культура 1679)считается создателем первой законченной системы механистического материализма Гоббс - один из представителей теории возникновения государства по общественному договору, или контрактной теории государства. Согласно этой теории государство — результат своеобразного до-говора, который заключили суверенный властитель и подданные. По мнению Гоббса, побуждением к заключению такого договора являлся страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Появление государства по-ложило конец естественному состоянию «войны всех против всех», которая имела место, по мнению Гоббса, в догосударственный пе-риод. Гоббс первым выступил против божественного происхожде-ния королевской власти. Свою теорию он изложил в главном про-изведении «Левиафан». Его философские труды — «Основы философии» («Отеле», «Очеловеке», «Огражданине»).

Крупнейший поэт Англии этого времени — Джон Мильтон (1608—1674). В поэмах «Потерянный Рай» и «Возвращенный Рай» в биб-лейских аллегорических образах он отразил события Английской революции. Мильтон — автор поэмы «История Британии» и впечат-ляющей, но неудобной для постановки трагедии «Самсон —борец», в которых затрагивал проблему тираноборчества.

Мильтон — прогрессивный общественный деятель, блестящий публицист — отстаивал суверенитет Английской республики, за-щищал свободу революционной печати (памфлет «Зашита английско-го народа», «Ареопагитика»).

После реставрации династии Стюартов в Англии возродилось светское искусство, осуществлялись попытки утвердить в английском театре и литературе каноны классицизма, но трагедийного стиля соз-дать здесь не удалось. Из комедиографов выделялись Вильям Утерли (1640—1716) и Вильям Конгрив (1670—1729). Комедии Конгрива «Двойная игра», «Любовью за любовь» и другие высмеивают светское при-творство, их отличают изящный юмор и игра слов, запутанность интриги.

В XVII в. в Англии формируется музыкальный театр. Круп-нейший английский композитор столетия — Г.Пёрселл (ок. 1659— 1695), автор первых английских опер «Дидона и Эней», «Король Артур». В его музыке высокая техничность сочетается со сдержанной экс-прессивностью мелодии.

Заключение:

В эпоху Нового времени утвердилось представление о законе как исходной управляющей силе в природе и обществе. Познать и сформулировать законы природы призвана наука. Наука как общественный институт, сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всеобщий смысл - впервые сложился в эпоху Нового времени. Искусство (живопись, театр, литература, музыка) в эпоху Нового времени впервые освободилось от воплощения устоявшихся религиозных представлений и стало независимым средством познания и образного воплощения господствующих общественных закономерностей, средством воспитания в людях норм морали, которая признавалась «естественной», присущей самой человеческой природе. В эпоху Нового времени впервые была выработана общественно значимая система образования и воспитания. Учебники по основным отраслям знаний - тоже новшество этой эпохи. Политические формы, опробованные в эпоху Нового времени, частью сохранились до наших дней. Ценнейшим из наследия Нового времени является выработанное тогда представление о человеке как самоответственном деятеле (монархе, вельможе, политике, ученом, собственнике и т. п.), свобода которого ограничена лишь естественным моральным законом.

Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

эпоха классицизм барокко европейский

XVI-XVII вв. принято называть временем рождения буржуазной цивилизации, объясняя тем самым дикости и жестокости этой эпохи необходимостью накопления первичного капитала. На самом же деле формирование этой цивилизации началось гораздо раньше и первоначально несло людям не нищету и рабство, а развитие мануфактур и ремесел, создание университетов и школ и, что особенно важно, рост свободы, проявившейся в образовании различных институтов самоуправления, а также представительных учреждений - парламентов.

XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и положивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя. К середине XVII века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в XVI веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия». Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба». Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России, Польше и ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.

В XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе - центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.

Однако в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции - странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В XVIII веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.

Абсолютистская Испания - в XVI веке одно из могущественных государств Европы - в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века частично утратившая свою национальную независимость.

Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640-1660 гг.) и французской (1789-1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране - Италии, Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Развивая во многом традиции эпохи Возрождения, художники XVII века значительно расширили круг своих интересов и углубили познавательный диапазон искусства.

Стремление к широкому показу действительности привело в 17 столетии к многообразию жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. Сложные взаимоотношения и борьба социальных сил порождают и разнообразие художественно-идейных течений. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение).

Прорыв Европы был обусловлен изменениями производственных отношений в Нидерландах и Англии благодаря буржуазным революциям, которые совершились здесь значительно раньше, чем в остальных странах.

В 1566 г. вспыхнуло народное восстание, в Нидерландах началась буржуазная революция. Попытки Филиппа II казнями и зверствами пресечь сопротивление нидерландского народа не сломили его волю к борьбе. Основные вехи революционных событий: народное иконоборческое восстание 1566 г. в южных провинциях; всеобщее восстание 1572 г. в северных провинциях; восстание в 1576 г. в южных провинциях; создание Утрехтской унии в 1579 г.

Завершилась Нидерландская буржуазная революция освобождением от испанского господства северных провинций и образованием буржуазной республики Соединенных провинций

Семь провинций объединились в одно государство с общим правительством, казной и армией. Во главе республики Соединенных провинций стала Голландия как наиболее развитая в экономическом отношении провинция.

К середине XVII в. Англия достигла значительных успехов в развитии промышленности и торговли. Основой экономического прогресса страны являлось развитие новых форм производства - капиталистической мануфактуры (главным образом в виде рассеянной мануфактуры).

Одна из важнейших особенностей Английской буржуазной революции - своеобразная идеология, драпировка её классовых и политических целей. Штурм абсолютизма в Англии начался со штурма его идеологии, этики и морали, которые воплотились в доктрине полукатолической государственной англиканской церкви. Английская революция дала мощный толчок процессу первоначального накопления капитала («раскрестьянивание» деревни, превращение крестьян в наёмных рабочих, усиление огораживаний, замена крестьянских держаний крупными фермами капиталистического типа); она обеспечила полную свободу действий восходящему классу буржуазии, проложила дорогу промышленной революции XVIII в. точно так же, как пуританизм взрыхлил почву для английского Просвещения. В области политической революционная борьба народных масс в середине XVII в. обеспечила переход от феодальной монархии средних веков к буржуазной монархии нового времени.

В XVI-XVII вв. европейская наука вышла на новые рубежи. Передовые мыслители, исследовав Вселенную с помощью научных приборов, нарисовали совершенно новую картину мироздания и места человечества в нем. Научная революция стала возможной благодаря динамичному развитию общества, уже достигшего значительного технологического прогресса. Огнестрельное оружие, порох и корабли, способные пересекать океаны, позволили европейцам открыть, исследовать и нанести на карту значительную часть мира, а изобретение книгопечатания означало, что любая задокументированная информация быстро становилась доступной ученым всего континента. Начиная с XVI века, взаимосвязь между обществом, наукой и техникой становилась все более тесной, поскольку прогресс в одной из областей знания подталкивал к развитию других.

В это время интерес к науке проявлялся повсеместно, а научные знания были еще не настолько специализированными, чтобы любой образованный человек не мог совершить открытие.

Создавались научные общества, такие как Лондонское королевское общество (учреждено в 1662) и Французская королевская Академия наук (1666), и издавались научные журналы, ускорившие развитие научного прогресса. В результате этой «революции» в XVI-XVII веках, наука стала одним из ярчайших примеров успешного сотрудничества во благо человека.

Если до недавнего времени историки искусства рассматривали Возрождение как качественно своеобразный тип культуры, противопоставляя его, с одной стороны, средневековой готике, а с другой - семнадцативековому барокко, то А.Ф. Лосев, автор этих строк и ряд других культурологов пришли к выводу, что Возрождение является переходным типом культуры - переходным от феодального ее качества к буржуазному, что объясняет основные его особенности и кладет конец многим малопродуктивным дискуссиям. Однако дальнейшие размышления показали, что этот переход не завершился кризисом Возрождения, но в новых формах продолжался и в ХVII, и даже в ХVIII веках. Действительная победа капитализма была отмечена политически Великой французской революцией, а духовно - самоутверждением Романтизма и Позитивизма, родство и соперничество которых определило всю историю европейской культуры ХIХ столетия и было унаследовано ХХ веком. Таким образом, особенности культуры ХVII века могут быть поняты, если рассматривать его трехступенчатом процессе, в котором она является его средним звеном, осуществляя « переход в переходе» - переход от ренессансной гармоничной уравновешенности противоположных потенциалов культуры: аристократического и демократического, мифологического и светского, чувственного и духовного, эмпирического и рационального, этического и эстетического, традиционалистского и новаторского, классицистического и реалистического и т.д., через их конфронтацию и противоборство в ХVII веке к завоеванию безусловного превосходства одним из этих потенциалов, многообразие проявлений которого в разных областях культуры соответствовало содержанию понятия Просвещение. Поэтому основной эстетической «краской» XVII века стал драматизм, что резко отличило его от лиро-эпического Возрождения и привлекло внимание деятелей культуры ХIХ - ХХ веков (начиная с романтиков) к позднему Шекспиру, Сервантесу, Рембрандту, Рубенсу, Бернини, Калло, к драматическому по своей природе барокко в целом, а в философском наследии этого столетия - к Гоббсу и Паскалю.

Ответ оставил Гость

XVII в. - значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран неравнозначно. В Голландии и Англии - победа буржуазных революций; во Франции и Испании - победа абсолютизма, в Италии и Германии - мелко державный деспотизм. Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущей силой были народные массы.

Наука

Экономические потребности, расширение мануфактурной промышленности, торговли способствовали бурному подъему точных и естественных наук. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственнонаучным методам познания действительности. Девизом эпохи можно назвать слова Джордано Бруно, сказанные на ее пороге: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование Это было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики, замечательных достижений научной мысли, заложивших основы последующего развития этих отраслей знания.

Философия

Развитие точных и естественных наук непосредственно послужило толчком для мощного скачка философской мысли. Философия развивалась в тесной связи с науками. Воззрения Бэкона, Гоббса, Локка в Англии, Декарта во Франции, Спинозы в Голландии имели огромное значение в утверждении материализма и формировании передовых общественных идей, в борьбе с идеалистическими течениями и церковной реакцией.

Литература

Художественную литературу XVII в. отличает широкий охват действительности и многообразие жанровых форм: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая драма и лирический сюжет, ода и сатира - в каждом из этих жанров были созданы непреходящие художественные ценности. Начало века связано с именами Шекспира и Сервантеса. Корифеи литературы следующего поколения - это Мильтон в Англии, Кальдерой в Испании и великие французские драматурги Корнель, Расин и Мольер.

Музыка

XVII в. - это период постепенного освобождения музыки от культовых форм и широкого проникновения в нее светских элементов. Это время зарождения и формирования новых музыкальных жанров: оперы, оратории, инструментальной музыки, - и разработки соответствующих им художественных средств.

Изобразительное искусство.
В соответствии со сложением национальных государств в Западной Европе складываются национальные художественные школы. В Англии пуританское движение не благоприятствовало развитию изобразительного искусства. В Германии после поражения крестьянских революций практически на два века наступает застой в художественной жизни. Италия, несмотря на раздробленность, благодаря сильным художественным традициям Возрождения продолжает оставаться ведущим, а вернее одним из ведущих Европейских государств в области художественной культуры. Высшие достижения западноевропейского искусства XVII в. связаны с искусством Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Можно говорить о национальных особенностях искусства каждой из стран, и в то же время о взаимной общности, позволяющей считать XVII столетие определенным целостным этапом в история западноевропейского искусства.