Роман карьеры: "Красное и черное" Стендаля. Психологический анализ в романе Фредерика Стендаля «Красное и черное

И он жалеет, что родился слишком поздно, уже во времена Реставрации. Жюльен Сорель одарён умом, жаждой знаний, разными способностями. В маленьком городке он страдает от того, что ему себя не реализовать. Отец и братья смотрят на него как на бездельника. Священник рекомендует Жюльена как гувернёра местному богачу де Реналю, которому важно доказать превосходство над другими.

Мадам де Реналь автор ставит очень высоко. И вместе с тем она очень несчастна, обделена жизнью. Она красива, неглупа. Замуж вышла рано, не узнав жизнь сердца. Она искренне верующая, а также заботливая мать. Появление Жюльена оказывается крутым поворотом в её жизни. Она присутствует на уроках. Для Жюльена встреча с г-жой де Реналь – успех, расценённый его самолюбием как удостоверение его достоинств. Он позволяет ей любить себя.

Служанка доносит духовнику на связь де Реналь и Жюльена. Жюльен покидает городок и отправляется в Безонскую семинарию. Это вторая ступень. Там его ставят на место. Жюльен овладевает наукой лицемерия. Его путь наверх, который идёт успешно, продвигается. Значимый переворот – окончание семинарии. Начальник Семинарии рекомендует его маркизу де Ламо (легитимист, т. е. за короля). Дом светский. Сын служит в полку. Дочь Матильда – своенравная, своевольная. Жюльен знакомится с русским князем и получает от него записки. Жюльен становится известным в короткий срок. Матильда решает покорить Жюльена. Приглашает его на свидание к себе в комнату. Жюльен становится женихом Матильды.

Слухи доходят до его города. Г-жа де Реналь пишет письмо о его прошлом. Жюльен читает письмо и летит в городок. Он стреляет в г-жу де Реналь в церкви. Его тут же арестовывают. Жюльен становится жертвой общественных отношений. Финал очень сжат. Казнь не описана. Искренняя де Реналь и себялюбивая Матильда. Матильда приезжает в тюрьму, чтобы выкрасть Жюльена. Ей не удаётся это сделать. Тогда подобно Марго она выкупает голову любимого и хоронит её собственными руками. Автор сообщает о том, что все сложности, возникшие в судьбе Матильды были решены. Она родила вдали. Де Реналь тоже приезжала в тюрьму. Она просила у Жюльена прощение. Жюльен понимает, что она – единственная, кто ему дорога и достойна его любви. Для неё всё перестаёт существовать. В любви она обретает внутреннюю свободу. Жюльен просит её отказаться от мысли о самоубийстве. Она держит слово.

Название. Название истолковывают по-разному:

1) красное – революция, преобразование, чёрное – политическая реакция.

2) красное – жизнь и любовь, чёрное – смерть.

3) красный и чёрный – цвета рулетки, а рулетка – символ случая: выигрыш/проигрыш.

В наиболее полной мере реализм и психологизм писателя проявился в романе «Красное и черное». Замысел произведения возник под впечатлением газетных публикаций об осуждении и казни учителя Антуана Берте, стрелявшего в мать своих учеников. В частном случае увидел драму целого поколения молодых французов, вошедших в жизнь после окончания героической эпохи революции и наполеоновских войн.

Стендаль разрабатывает форму центростремительного романа, Эта центростремительность определяет систему образов (центральный образ молодого человека Жюльена Сореля, вокруг которого располагаются все герои романа, описанные тем подробнее, чем они ближе к Жюльену), географию (роман построен как движение Жюльена из выдуманного провинциального городка Верьера через более крупный город Безансон в столицу - Париж), сюжет, выстроенный по музыкальному принципу крещендо (от мелких событий в начале романа до катастрофических событий - Жюльен стреляет в церкви в любимую им госпожу де Реналь и после суда погибает на гильотине - в конце романа).

Центростремительность романа входит в противоречие с пронизывающей его двойственностью, намеченной в названии. Существует множество трактовок этого названия: красное и черное - поля рулетки (В. В.Виноградов), революция и реакция (М. Е.Елизарова), кровь и смерть (Б. Г.Реизов) и т. д. Ясно лишь, что в названии содержится указание на двойственность, существование каких-то двух планов, которые сплетаются («и», а не «или»).

Возможно, что таких двойственностей несколько, но одна очвидна: противоречие между внешней и внутренней жизнью Жюльена Сореля. Поэтому в романе два рассказа, соответственно - две завязки и две развязки. Узел, имеющий отношение к внешней жизни героя, возникает тогда, когда мэр Верьера г-н Реналь решает назло местному богачу Вально взять в свой дом гувернера (завязка), и разрубается гильотиной, прерывающей жизнь Жюльена (развязка). Второй узел возникает после знакомства 14-летнего Жюльена с книгой отставного лекаря (начало создания внутренней системы - завязка) и завершается выстрелом в церкви (развязка).

Цель системы, которую создает Жюльен в своей душе, - слава и за истинные заслуги, как у Наполеона. Жюльен видит ключ к достижению этой цели в непобедимой воле и вырабатывает механизм приведения ее в действие во всех случаях без исключения. Заметив, что госпожа Реналь инстинктивно отдернула руку, которой он случайно коснулся, Жюльен добивается того, чтобы в следующий раз она не отдергивала руку, и иначе поступить он не может: желание, раз возникнув, каким бы оно ни было, должно быть реализовано во что бы то ни стало, даже в ущерб себе, иначе рухнет вся система, механизм воли.

Ханжество оказывается превосходным путем достижения цели, и Жюльен пользуется этим средством виртуозно. Он избирает путь священника, при этом демонстрирует выдающиеся способности в запоминании священных текстов и их церковном толковании. Но выбор ханжества как средства, кажущийся циничным, скрывает отказ Жюльена от другого предоставляющегося ему выбора (пути друга Жюльена, молодого лесоторговца Фуке - через обогащение). А именно этот иторой путь стал основой жизни современного общества, утратившего героические идеалы: в нем все определяют не способности, не культура, а деньги, что воплощено в победе Вально над Реналем.

Моральная проблематика, связывавшая два плана романного повествования, переходит в социальную. Жюльен совершает свой поступок (выстрел в госпожу де Реналь), следуя своей системе, в очередной раз запустив свой механизм воли (он, как и прежде, не в состоянии не следовать возникшему желанию, хотя оно идет вразрез с его конечной великой целью), но сам этот поступок отнюдь не героичен, а пошл, вполне в духе общества. Отсюда общий смысл произведения: это роман о победе нового, послереволюционного, негероического общества над незаурядной личностью, мечтавшей подняться над ним.

Текст романа предстает в окружении сразу нескольких мистификаций. Он подписан не подлинным именем автора - Анри Бейль - а одним из многочисленных его псевдонимов, название его загадочно, подзаголовок «Хроника XIX века» не вяжется с содержащимся в романе описанием пяти лет жизни отдельного человека, достигшего незаметного поста секретаря маркиза де ля Моля. Роман начинается с короткой заметки «К читателю», где упоминаются события Июльской революции 1830 г., которые «дали всем умам направление, мало благоприятное для игры фантазии», и утверждается, что «нижеследующие страницы были написаны в 1827 году», хотя казнь Берте, с которым современники легко ассоциировали Сореля, произошла только в 1828 г. Далее следует эпиграф первой части романа: «Правда, горькая правда. Дантон». Он противоречит только что высказанному определению текста как «игры фантазии». Более того, Дантон не произносил такой фразы. За этим эпиграфом идет эпиграф к первой главе, написанный по-английски: «Посадите вместе тысячи людей, получше этих, в клетке станет еще хуже. Гоббс». Но Гоббс не писал этих слов. Первая строка романа: «Городок Верьер, пожалуй, один из самых живописных во всем Франш-Конте». Но Верьера не существует, он придуман автором. Мистификация на мистификации!

Стендаль хочет привлечь к ним особое внимание, заканчивая роман «Примечанием автора», последние слова которого: «Чтобы не задевать частной жизни, автор выдумал городок Верьер, а когда ему понадобились епископ, судья, присяжные и судебная процедура, он перенес все это в Безансон, где сам он никогда не бывал».

Но самая большая мистификация тщательно скрыта от читателей. Французский исследователь А. Мартино на основании только одной даты - 25 февраля 1830 г., премьера «Эрнани» в Ко-меди Франсез (упоминание которой уже противоречит названному Стендалем году создания романа) - рассчитал все основные даты событий романа: они начинаются в сентябре 1826 г., а заканчиваются 25 июля 1831 г. (казнь Жюльена), т. е. через 8 месяцев после публикации романа (4 ноября в «Газетт литтерер» были опубликованы главы романа, а 14 ноября 1830 г. вышло в свет его двухтомное издание с ложной датой 1831).

Следовательно, роман изначально задуман как роман-пророчество, истинная всего XIX в., его не только нынешних, но и будущих проблем, конфликтов. Судьбы героев романа, при всей их индивидуальности, изначально рассматривались автором как типичные, что соответствует реалистическому подходу к воссозданию образа человека в литературе.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Замысел произведения «Красное и черное» . И в закладках появилось готовое сочинение.

«Красное и черное» («Le rouge et le noir») — роман Стендаля. Роман вышел в 1830 году, в год Июльской революции. Его подзаголовок — «Хроника XIX века». Большая часть действия романа происходит в последние годы правления Бурбонов, суд и казнь главного героя должны были состояться до «славных трех дней». Это следовало из задачи Стендаля: предсказание гибели легитимистского и клерикального режима предполагало создание обширной картины нравов именно этого времени. Иначе трагический финал Жюльена Сореля лишился бы всякого смысла.

Заглавие романа — многозначно. Но любое толкование замыкается на слове «борьба»: революции и реакции, красного гвардейского мундира или черной сутаны священника; двух миров — мира Реналя, Вально и мира Жюльена Сореля; цвета стола, за которым играют в рулетку, намекающий на меркантильный дух времени, где даже «невольное неуважение к деньгам» считалось оскорбительным. Деньги, доказывает Стендаль, становятся той единственной ценностью общества, ради которых обуржуазился провинциальный аристократ де Реналь: он занимается торговлей, владеет фабрикой; его состояние — «заслуженная награда... за его глубокие познания в скобяном деле». Но знатному человеку, монархисту, не пристало быть только фабрикантом, поэтому «1815 год сделал его мэром города Верьера». Буржуа Вально, смотритель тюрьмы, разбогатевший во времена Революции и Империи, теперь соперничает с де Реналем.

Показывая противостояние старой аристократии и новой наполеоновской знати, Стендаль отмечает схожесть взглядов тех, кто стремится к власти и деньгам. Поэтому конфликт аристократа и буржуа неглубок. Для взаимопонимания им достаточно одного слова: «Великое слово, которое все решает в Верьере, — приносить доход». Оттого так комичен страх великосветского общества перед призраком якобинства. Этот страх породил заговор, центром которого стал салон маркиза де Ла-Моля. Но Стендаль показывает, сколь бессмысленны стремления аристократической молодежи, неспособной к малейшему действию. Даже незаурядный маркиз де Ла-Моль, человек старой закалки, вынужден уступить дорогу социальному метису де Реналю. Аристократия — «источенная червями реликвия», вызывает возмущение и осуждение со стороны Жюльена Сореля. «Возмущенный плебей» ее ненавидит. Он называет Матильду и ее друзей своими врагами. Он понимает немощность этого класса: «Что стало бы этой знатью, если мы смогли бы сразиться с нею на равных условиях?» Если ему и хочется чувствовать себя аристократом, то только из отвращения к буржуазии, ее невежественности и грубости. Жюльен ненавидит их всех за богатство и знатность, особенно за богатство, не раз повторяя: «Вот каковы они, богатые люди... Вот таковы эти богачи, нажившиеся на счастье бедных. — Чудовища!»

Хотя Жюльен, как и Стендаль, был учеником Гельвеция, который утверждал, что счастье одного человека должно вытекать из счастья всех людей, он всегда надеялся на свой собственный успех. Он трезво оценивал возможности плебея в эпоху Реставрации, которая препятствовала продвижению личности, поэтому с такой ностальгией он вспоминал о героических временах; замирая от восторга, слушал рассказы о сражениях, «бредил военной службой». Жюльен завидует Наполеону, его судьбе «небогатого лейтенанта низкого происхождения, благодаря своей шпаге сделавшимся повелителем мира». Раз он родился в такое время, когда талант, ум, храбрость бессильны и не способствуют достижению желаемого — карьеры, денег, успеха, то необходима иная тактика и стратегия. Красноречие заменит действие, и Жюльен Сорель выбирает черную сутану. Правда, пребывание его в безансонской семинарии не принесло должного успеха: в этом подлом и лицемерном мире Жюльен удержаться не смог, хотя он и делал превосходные успехи на поприще честолюбия, лицемерия, житейской смекалки. Жюльен Сорель укреплял и чувство долга, которое должно было быть направленным к социальному преуспеванию, поэтому для него все средства были хороши, лишь бы достичь своей цели. В борьбе против несправедливых законов и привилегий он считает наиболее постыдным для себя «не добиться успеха». Его честолюбие не знает границ («Честолюбие воспламенило мое сердце, стало моей страстью»), но оно только вызывает уважение в обществе: Матильда де Ла-Моль признает, что Жюльен человек с характером, что с ним она «не боится безвестности»; Жюльен-выскочка вызывает уважение у г-жи де Фервак, когда он осмелился за ней ухаживать; влюбленная в него, деликатная г-жа де Реналь оправдывает честолюбие своего юного любовника тем, что у него ничего нет. Черная сутана Тартюфа пригодилась Сорелю в XIX веке: искусство лицемерия помогает ему быть осмотрительным во вражеском стане: «Увы! Это единственное мое оружие! Будь это другое время, я бы зарабатывал своей хлеб делами». И тем не менее лицемерие не суть его характера. Это его роль (а он много играет, особенно когда покоряет женщин), его маска (она способствует тому, что он становится шевалье, офицером, женихом Матильды де Ла-Моль). Выстрел в г-жу де Реналь — непростительная небрежность для честолюбца и лицемера. Но зато снята маска, мешавшая оценить его благородное сердце, стремящееся к благородному, героическому. Свободный Сорель обретает искренность и естественность: он может спокойно любить г-жу де Реналь и не обманывать Матильду, не стремиться быть помилованным, отказываясь, тем самым, от своей роли в комедии нравов. Осудив в своей речи общество, Жюльен сам наказал себя, но его поражение — это и победа в то же время. Поэтому абсолютно свободного Жюльена Сореля общество не потерпело.

В методе писателя обнаруживаются такие традиционно романтические приемы, как, например, композиция, держащаяся на образе «единого героя», рассказе о его жизни; характеры героев — незаурядные, пылкие, находящиеся в борьбе с самими собой и со своим окружением; тщательная психологическая разработка характеров на материале интимной сферы человеческой жизни. Но картины социальной и политической жизни эпохи Реставрации делают повествование насквозь аналитичным. В романе нет ни живописности «на манер» В. Скотта, ни загадочности («тайна» Сореля имеет социальное объяснение), ни «роковых» страстей; все просто и ясно в развитии действия, непрерывно следуют сцены-эпизоды, поясняющие внутреннее состояние героев, их чувства, мысли, поступки; лаконичны портретные зарисовки — все это создает неповторимый стендалевский стиль, естественно воспринимаемый современным читателем, на что надеялся и автор, когда писал, что его книги будут читать и через пятьдесят лет, «потому что в них нет аффектации и потому что они правдивы».

Роман был экранизирован во Франции с участием Жерара Филипа (1954 г.). В России фильм «Красное и черное» в 1976 г. снял С.А. Герасимов.

Стендаль (настоящее имя — Анри Бейль, 1783-1842 гг.) принадлежал к первому этапу французского реализма. Его творчество — прямое связующее звено между Просвещением и реализмом XIX века. Печататься он начал в 1815 году, когда жил в Италии в качестве отставного офицера наполеоновской армии, и в двадцатые годы, вернувшись во Францию, опубликовал трактаты "О любви" (1822 г.), "Расин и Шекспир" (1823-1825 гг.), в которых ратовал за "истинный романтизм", то есть реализм. Стендаль — уникальный пример писателя, разработавшего творческую лабораторию еще до создания своих главных романов, которые последовали в тридцатые годы: "Красное и черное" (1830 г.), "Красное и белое, или Люсьен Левен" (1837 г.) — не завершен и при жизни не опубликован, "Пармская обитель" (1839 г.). Эти романы настолько обогнали свое время, что не были по достоинству оценены современниками, и история полностью подтвердила правоту Стендаля, считавшего, что признание придет к нему только в ХХ веке.

История реализма XIX столетия начинается с публикации сразу после Июльской революции 1830 года романа "Красное и черное" . Подзаголовок романа — "Хроника XIX столетия", и это "хроника" прежде всего в смысле принципов организации повествования, которое развивается стремительно, без ретроспективных сцен, при почти полном отсутствии описаний. Кроме того, что, подобно средневековой хронике, Стендаль сосредоточивается лишь на важнейших событиях в жизни своих героев, термин "хроника" подчеркивает и документальную основу романа. Сюжет его автор заимствовал из действительности. Во французских газетах двадцатых годов широко освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения, которые пытались войти в общество, женившись на богатых невестах. Так, сын крестьянина Антуан Берте стал воспитателем детей состоятельного господина Мишу и влюбился в госпожу Мишу; вскоре ему пришлось покинуть это место, и в другом доме ему удалось стать женихом дочери дворянина. Когда отец невесты запросил рекомендации от его прежних хозяев, госпожа Мишу написала письмо, следствием которого стало изгнание Берте, за что он и выстрелил в свою прежнюю возлюбленную в церкви. Аналогичная история произошла с краснодеревщиком Лафаргом. Хотя в своем герое Стендаль, разумеется, не рисует портретов этих злосчастных молодых людей, сюжет романа типизирует события действительности.

Эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: "Правда, горькая правда". Стендаль подчеркивает этим эпиграфом и новую, небывалую прежде степень правдивости, нелицеприятности своего произведения, и связь его проблематики с революционной эпохой.

Очень показательно для реалистического романа XIX века начало "Красного и черного". Стендаль как будто не спешит ввести читателя в гущу изображаемых событий, сразу познакомить с героями романа. Неспешно, постепенно автор ткет основу реалистического повествования, сочетая общеизвестные географические, экономические факты с вымышленными. На карте Франции нет городка Верьер, где начинается действие романа, но неотразима его убедительность у Стендаля. На первой же странице автор рисует красоту окрестных мест, к которой слепы жители Верьера, зачумленного атмосферой мелкого барышничества. Никогда раньше предметом художественной литературы не становилось описание промышленного производства; Стендаль же называет источники доходов жителей городка: лесопилки, производство популярных тканей, "мюлузских набоек" и гвоздильная фабрика, принадлежащая мэру, г-ну де Реналю. Всей жизнью Верьера руководит один принцип — "приносить доход", и в этом городке чужим для всех кажется главный герой романа Жюльен Сорель.

Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне — вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.

Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою: он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. В нем — романтически предельное развитие всех черт и качеств, но изображен он не как романтический герой. Эта концентрация природных способностей в образе Жюльена объяснена бытовыми, историческими и политическими обстоятельствами. У Стендаля, в отличие от романтиков, чисто аналитический подход к чувствам, и в образе Жюльена он показывает, какая огромная энергия была высвобождена в "низших" классах Французской революцией: "он был сделан из того же материала, что титаны 93 года". Все остальные герои смотрят на него как на потенциального революционера: г-жа де Реналь умоляет его не оставить в случае революции ее детей, чувство Матильды пробуждается вопросом "уж не Дантон ли это", и она мечтает играть при Жюльене роль г-жи Дантон в грядущей революции. И сам Жюльен ощущает в себе эти силы, его кумир — Наполеон, сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Но действие романа разворачивается во Франции эпохи Реставрации; для человека с происхождением Жюльена возможности карьеры наполеоновских маршалов закрыты, и, остро ощущая несоответствие между своими способностями и своим положением, он решает проложить себе дорогу наверх любой ценой. Он верит, что один против всего враждебного мира он добьется высокого положения в обществе.

Честолюбие становится руководящей страстью Жюльена; само по себе честолюбие — качество, в котором проявляется живость, пыл души, но герой поставлен в такие условия, что честолюбие толкает его на низкие поступки. Презирая свое окружение, он заставляет себя поступать в угоду ему, выполняет все, что ожидают от него сильные мира сего: в семинарии он, неверующий, разыгрывает набожность, у маркиза де ла Моля он, республиканец, выполняет поручения ультрамонархической партии. День за днем он убивает в себе честность, великодушие и воспитывает те качества, которые необходимы, чтобы преуспеть в его мире, — эгоизм, лицемерие, недоверие к людям, умение подчинить их своим интересам. Вот основное противоречие в образе героя и основной психологический конфликт романа — борьба природного благородства с чертами, обусловленными временем, с тем, что ему диктует в существующих условиях честолюбие.

Честолюбие толкает его на путь лицемерия и подлости; своим учителем Жюльен выбирает Тартюфа. Как Тартюф, он вслух произносит только то, во что сам не верит, и запрещает себе высказывать свои истинные мысли. Он последовательно вытравляет в себе все лучшее, возвышенное, на каждом шагу изменяет самому себе.

Таков он и в любви. Он вступает в связь с г-жой де Реналь исключительно по честолюбивым соображениям, чтобы доказать самому себе возможность победы над аристократкой. Поначалу это чувство он осмысляет в терминологии военной схватки, боя, и далеко не сразу начинает отвечать на искреннее чувство Луизы. В истории с г-жой де Реналь Стендаль дает иллюстрацию своей концепции истинной страсти; на короткое время истинная страсть покоряет Жюльена. Но эта возвышенная страсть не имеет силы в особняке де ла Моль, где в истории Жюльена и Матильды Стендаль описывает любовь-тщеславие. Здесь у обоих любящих любовь идет от головы, она построена на расчете, и их взаимоотношения строятся на том, чтобы как можно глубже уязвить гордость друг друга и тем самым привязать друг друга к себе покрепче.

По мере того, как Жюльен успешно делает карьеру, все выше поднимается по социальной лестнице, все больше черствеет его душа. Когда неблагоприятное письмо, написанное г-жой де Реналь по указке ее духовника, лишает его возможности жениться на Матильде, он в холодной ярости скачет в Верьер и в церкви стреляет в женщину, которая разрушила его карьеру.

Этот святотатственный выстрел в церкви возвращает Жюльену способность морального суждения о себе самом. В безансонской тюрьме он переживает духовное очищение, просветление, возвращение к самому себе. Любовь к г-же де Реналь вспыхивает в нем с новой силой, и время накануне казни, когда во время свиданий с ней он вспоминает их любовь, — самое спокойное и счастливое время его жизни. Жюльен по сути сам отказывается от жизни, на суде бросая вызов своим обвинителям. Он не пытается оправдаться, он теперь прямо высказывает свои взгляды: в нем судят плебея, посмевшего взбунтоваться против установленного общественного порядка, и после такого политического заявления все усилия Матильды, направленные на спасение Жюльена, пропадают втуне. Жюльен мужественно ведет себя на процессе и спокойно принимает смертный приговор: та жизнь, которая для него возможна в качестве мужа Матильды, утратила для него всякую привлекательность, он уже сполна доказал себе свои возможности и пришел к признанию собственных границ. Смерть для него — и искупление собственной вины, и отказ от дальнейшего участия в схватке амбиций, признание своей непримиримости с законами этого мира.

История Жюльена Сореля могла произойти только во Франции эпохи Реставрации; специфика его столкновения со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает всю концепцию, все сцены романа. В "Красном и черном" три основных места действия — дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной. "Красное и черное" вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества.

Однако было бы неверным акцентировать интерес Стендаля к общественному устройству в целом. Как он писал в своем дневнике: "Мне важно одно — картина человеческого сердца. Вне этого я нуль". Главный художнический интерес Стендаля и его главная сила лежат в сфере психологии, и для трех центральных героев романа — Жюльена, г-жи де Реналь и Матильды де ла Моль — автор использует особый прием создания образов: совмещение авторской точки зрения на события и персонажей с изображением тех же вещей через восприятие героев. Проникновение в мысли и чувства героев приближает их к читателю, а автор корректирует их восприятие, наделяет читателя способностью приподниматься над героями. Такая авторская позиция называется позицией "всеведающего автора", при которой автор ведет читателя повсюду и показывает ему все тайники души своих персонажей.

Если у Стендаля рассказана карьера исключительного героя, не удавшаяся именно в силу его исключительности, то вклад Бальзака в "роман карьеры" в обращении к более типичным случаям, в более универсальной постановке проблемы.

Творческая работа

по литературе

«Тщеславие в романе Стендаля «Красное и Черное»


ученицы 10-Б класса,

гимназии №5


г. Мелитополь

"Роман - это зеркало, с которым идешь по

большой дороге. То оно отражает лазурь

небосвода, то грязные лужи и ухабы.

Идет человек, взвалив на себя это

зеркало..."

Стендаль "Красное и черное".

стендаль роман конфликт тщеславие

Как ни парадоксально, но один из наиболее выдающихся писателей ХIХ века, Стендаль (настоящее имя - Анри Бейль), при жизни никогда не был признан ни критиками, ни широким кругом читателей. Он написал великое множество произведений исторического, критического, художественного характера. Почти все они прошли практически незаметно для публики. Единственное, чего удостоились сочинения Стендаля - редкие и не самые благожелательные рецензии.

Однако если Стендаль не вызывал восторга у обывателей, то такие небезызвестные личности как Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Александр Пушкин, Иоганн Вольфганг Гете были верными почитателями его таланта.

Настоящая слава пришла к Стендалю посмертно, благодаря его другу и душеприказчику Ромену Коломбу, который в 1850-е годы полностью переиздал все написанное Стендалем: художественные произведения, журнальные статьи и переписку. После этого Анри Бейль прочно вошел в лигу классиков, а школа французских реалистов 50-х годов назвала его своим учителем. Спустя несколько лет его романы были переведены на множество языков.

В России талант Стендаля разглядели и оценили гораздо раньше, чем на его родине. Лев Толстой, Максим Горький не раз упоминали о своих приятных впечатлениях от прочтения произведений Стендаля. Особенно поразили Льва Николаевича военные сцены из романа «Пармская обитель». Пушкину больше всего приглянулся роман «Красное и черное».

«Красное и черное» - это роман из жизни в прямом смысле слова. В его основу лег напечатанный в газете случай из судебной хроники о молодом человеке, представителе наинизшего сословия, сыне плотника - вчерашнего крестьянина.

Молодой парень, желая сделать карьеру и стать состоятельным человеком, пошел работать гувернером в дом местного богача, но вскоре потерял место, так как стало известно о его любовной связи с женой работодателя. Дальнейшая жизнь молодого человека была полна неудач, несчастий и потерь, что и привело к самоубийству.

Эта история послужила началом сюжетной линии произведения, и благодаря гению Стендаля была углублена, расширена и усовершенствована, что позволило появиться на свет Жюльену Сорелю - неоднозначной и неординарной личности. Это были хроники того времени, собственно как и написано в подзаголовке книги - «Хроники ХIХ века». Стендаль создал «энциклопедию тщеславия», вся трагедия которой в самой трагичности тогдашнего общества.

В романе подняты непростые и глубокие темы. По сей день они актуальны и обсуждаемы. В нем есть извечное, одинаковое во все времена: тщеславие и любовь.

Главный герой романа - Жюльен Сорель - весьма честолюбив (в отличие от своих туповатых братьев). Несмотря на свое простое происхождение, он "жадно ищет славы мирской или суетной, стремится к почету, к похвалам, требует признания мнимых достоинств своих, делает добро не ради добра, а ради похвалы, почету и внешних знаков, почестей".

Жюльен умен, он восхищается Наполеоном и зачитывается его мемуарами, мечтает о его величии, силе духа, военных успехах. Его расстраивает, что в обществе нет ходу людям из простонародья, которые при Наполеоне могли добиться успеха благодаря личным качествам. Он живет в эпоху Реставрации, когда всем заправляют аристократы. Это - времена лицемерия, лжи и лести.

Сорель восхищается Наполеоном и с силой ненавидит хитроватого и необразованного плотника, отца, увальней-братьев, семейную лесопилку и все, что его окружает и делает таким непохожим на Наполеона.

Судьба преподносит юноше шанс реализовать свои амбиции: мэр города (местный богач) господин де Реналь берет его на должность гувернера для своих детей. По мнению Жюльена, это его шанс попасть в высшее общество, шанс достичь наполеоновской славы.

В душе у Жюльена бурлят нешуточные страсти, он одержим тщеславием особого рода - это «наполеоновский комплекс», суть которого заключается в стремлении человека претворить в жизнь любую свою идею или желание.

Амбиции Жюльена настолько захлестнули его, что их реализация стала для него вопросом жизни и смерти, для него не существует компромисса. Это его крест! Юноша проявляет чудовищную силу воли, чтобы быть достойным своего кумира. Жюльен панически боится упустить хотя бы малейший шанс на пути к самосовершенствованию и достижению своих целей. Это стремление и является основой, на которой построен сюжет романа.

С самых первых строк Стендаль подробно описывает душевные переживания главного героя, борьбу Добра и Зла в его сердце. Писатель показывает, с какой поразительной витиеватостью в душе героя переплелись противоположные качества. С одной стороны, юноша стремится к высокому, пытается соответствовать своему кумиру Наполеону, его благородству, чести, отваге, достоинству.

С другой стороны, способы, к которым прибегает честолюбец, вряд ли бы одобрил Наполеон: Жюльен пробивает себе дорогу лицемерием и хитростью. Он двуличен, обманывает недалеких провинциальных жителей, священников и аристократов. В его душе борется хорошее и плохое, «красное и черное». Ему свойственны благородные цели, порожденные добрыми порывами сердца - но и самая черная ненависть, тщеславное желание властвовать и порабощать толпу буржуа, незаслуженно оказавшихся богаче и знатнее его, Жюльена Сореля.

Именно таким девятнадцатилетним юношей, в душе которого бурлят нешуточные страсти, Жюльен и приходит работать в дом мэра. Ласковый и добрый прием госпожи де Реналь впервые в жизни пробуждает в молодом человеке симпатию к человеческому существу. Он покорен красотой этой женщины. Жюльен поражен: дама такого высокого положения общается с ним учтиво и с уважением.

Благородство и простота этой женщины пробуждают в душе Сореля самые высокие чувства. Однако пробуждение этих чувств еще больше подталкивает его идти к достижению своих целей путем лицемерия и ненависти, мерить людей той невысокой меркой, которую он избрал.

Словно злой демон подталкивает его к решительным действиям. «И вдруг ему пришла в голову дерзкая мысль - поцеловать у нее руку. Он тут же испугался этой мысли, но в следующее же мгновение сказал себе: "Это будет трусость с моей стороны, если я не совершу того, что может принести мне пользу и сбить немножко презрительное высокомерие, с каким, должно быть, относится эта прекрасная дама к бедному мастеровому, только что оставившему пилу".

Жюльен считает, что единственное достоинство и оружие, которым он обладает, - это его незаурядный ум и необыкновенная память. Бедность и простое происхождение обостряют его гордость и заостряют щепетильность в отношении своего человеческого достоинства.

Проходит время. Мадам де Реналь все больше увлекается выспренней натурой Жюльена Сореля. Стендаль показывает читателю любовь определенного сорта: «любовь-тщеславие», когда госпожа де Реналь, испытывая необыкновенный душевный подъем и счастье, принуждала свою служанку Элизу вновь и вновь рассказывать о том, как Жюльен отказался на ней жениться. Более того, мадам де Реналь под предлогом убедить гувернера жениться на служанке, отправляется к Жюльену чтобы самолично услышать отказ юноши, и еще больше потешить свое самолюбие.

Женщина начинает носить новые платья, более откровенные чем обычно. "Она была очень хорошо сложена, и такие наряды шли ей как нельзя лучше".

В то же время Жюльен, перечитав в очередной раз Наполеона, и заострив свое внимание на его суждение о женщинах, решает, "что он должен добиться, чтобы впредь эта ручка не отдергивалась, когда он ее коснется".

Жюльен настолько поглощен собственным стремлением к славе, что принимает его за силу воли и продолжает его лелеять, что в его понимании является «закалением духа». Он готов убить себя, лишь бы не сойти с намеченного «героического долга», который он сам себе и придумал. "Как только часы пробьют десять, я сделаю то, что обещал себе, - иначе иду к себе, и пулю в лоб".

Наконец он одерживает победу, которая не приносит ему никакого удовольствия. Он засыпает "мертвым сном, совершенно изможденный той борьбой, которую в течение целого дня вели в его сердце застенчивость и гордость".

Юноша убеждается в том, что жена мэра в него влюблена. В его душе сначала пробуждается далеко не любовь: "...если я не хочу потерять уважение к самому себе, я должен стать ее возлюбленным... Я еще потому должен добиться успеха у этой женщины, - продолжало нашептывать Жюльену его мелкое тщеславие, - что, если потом кому-нибудь вздумается попрекнуть меня жалким званием гувернера, я смогу намекнуть, что меня на это толкнула любовь".

Сорель идет к намеченной цели в соответствии с собственными представлениями об отношениях мужчины с женщиной, построенных на наполеоновском марш-рывке и кавалерийской атаке. Едва ли не приказным тоном сообщает госпоже де Реналь, что ждет ее в своей комнате в два часа ночи.

В то же время ожидание назначенного часа делает юношу совершенно несчастным - он не хочет этой встречи и этой интрижки, но когда наступает назначенного время он берет себя в руки и решает: "...я могу быть невеждой и грубияном, как оно, конечно, и полагается крестьянскому сыну, но я, по крайней мере, докажу что я не ничтожество".

Только со временем, поработив госпожу де Реналь, Жюльен начинает по настоящему влюбляться в женщину, но "любовь его в значительной мере все еще питалась тщеславием: его радовало, что он, нищий, ничтожное презренное существо, обладает такой красивой женщиной". Ее ответная страсть "сладостно льстила его самолюбию".

В течение всего романа Стендаль открывает все больше и больше видов тщеславия. Он показывает «тщеславие-самолюбие», разновидностей которого великое множество, ведь у каждого человека собственное самолюбие.

Судьба преподносит юноше новое испытание: он случайно становится свидетелем того, как Агдский епископ (по возрасту священник ненамного старше Жюльена), репетирует перед зеркалом свою встречу с верующими. Во время богослужения этот молодой епископ ухитряется казаться благородным и умудренным опытом старцем.

Жюльен делает вывод, что «всего можно добиться умением и хитростью", и совсем необязательно честно и праведно на протяжении многих лет служить в церкви. Так автор открывает новое тщеславие - способность создавать образ мудрого и святого старца, истинного слугу божьего.

Следующий этап на пути в высший свет к политикам, министрам, знати и епископам - это семинария. В семинарии Жюльен ведет борьбу своего тщеславия с тщеславием трехсот семинаристов, которые стремятся его погубить, ненавидят и пытаются свергнуть. Жюльен считает семинаристов низкими людьми, которые мечтают только о том, чтобы вдоволь поесть и с помощью лживых наставлений и проповедей обобрать свою паству. Такие мелкие цели и недостойное тщеславие противно «высоким» идеалам Сореля.

Стендаль раскрывает устои общества того времени - это мир подлых и низких людей. На их фоне он и показывает Жюльена Сореля, который своей гордостью и самолюбием бросает вызов всему этому миру. Выжить Жульену помогает исключительно ум и вера в собственную значимость.

Новое тщеславие, которое открывается читателем - тщеславие, которым одержим патрон Жюльена маркиз де Ла-Моль. Его тщеславие кроется в утонченной вежливости и предельной учтивости. Он мечтает стать министром (эта его мечта все-таки осуществляется), а также жениться на дочери герцога де Реца. Прямое доказательство охватившего его тщеславия - голубая лента через плечо. Маркиз ненавидит низкие классы, от этой ненависти питается его тщеславие и толкает его на участие в роялистском заговоре, суть которого - утвердить власть короля, вернуть все привилегии и преимущества родовой аристократии, отстранить буржуазию от власти. Жюльен также принимает участие в этом заговоре.

Тщеславие охватывало и дочь маркиза де Ла-Моль Матильду, она была одержима «родовым тщеславием». Его суть заключалась вот в чем: она была названа Матильдой-Маргаритой в честь королевы Марго, у которой был любовник Бонифас де Ла-Моль - предок семьи маркиза. Бонифас был осужден за заговоры и обезглавлен на Гревской площаде 30 апреля 1574 года. Голову Бонифаса выкупила его возлюбленная - королева Марго - и лично похоронила. Узнав историю семьи, Матильда стала ежегодно носить траур по Бонифасу де Ла-Моль.

Влюбленность Матильды в Сореля также продиктована тщеславием - она делает ее необычной. Жюльен - представитель черни, но в то же время необычайно горд и умен, и совершенно не похож на ту безликую толпу аристократов, которые ее окружают. Она часто размышляет о вероятных последствиях буржуазной революции и того, что будет с ее аристократическим окружением: "...какую роль придется тогда играть Круазенуа и моему брату? Она уже предопределена заранее: величественная покорность судьбе. Это будут героические бараны, которые дадут перерезать себя без малейшего сопротивления. А мой маленький Жюльен, если у него будет хоть какая-нибудь надежда спастись, всадит пулю в лоб первому якобинцу, который явится его арестовать". Это тешит ее самолюбие, и она стремится одержать победу над сердцем Жюльена.

И вот - новое тщеславие, которое заключается в любви Матильды к Жюльену Сорелю, оно основано на его нелюбви к ней. Эти отношения становятся борьбой тщеславий Матильды и Жюльена. Матильда то пылает любовью к молодому человеку, то - руководствуясь мыслями о том, что почти королевского происхождения, и этот «первый встречный простолюдин» не достоин ее - отталкивает его с холодной презрительностью. Жюльена же на эти отношения толкает опасение прослыть "в ее глазах презреннейшим трусом", чего никак не может позволить его самолюбие и гордость.

В эти отношения вплетается тщеславие русского князя Коразова, который весьма обеспокоен соответствию каждого представителя своего пола понятию «настоящего мужчины». Он советуют Сорелю ухаживать за вдовой маршал де Фервак на глазах у Матильды. И это уже новый уровень борьбы - это битва мужского и женского самолюбия и тщеславия. Победа за Жюльеном, который невероятно горд собой, так как Матильда сама предлагает жениться на ней. Это вынуждает ее отца обеспокоится достойным положением в обществе для жениха дочери, и он отправляет Жюльена служить в элитный полк. Тщеславие Сореля ликует - его стремления исполняются.

И тут в дело вмешивается судьба: маркиз де Ла-Моль получает уличительное письмо от бывшей возлюбленной Сореля госпожи де Реналь. Это письмо рушит все планы Жюльена. Он едет в свой городок дабы разобраться с мадам де Реналь. Разворачивается извечная борьба в душе человека, борьба «красного и черного». «Красное» - чувства, настоящее, истинное - побеждает: он убивает бывшую возлюбленную. В этот раз «черное» - тщеславие - уступило, позволив Жюльену поступить как живой и чувствующий человек, а не холодная и расчетливая машина по достижению власти. Едва ли не впервые в жизни Сорель совершил необдуманный поступок - он дал волю чувствам, он не обдумал и не рассчитал свой поступок и лично сломал собственноручно построенную лестницу на пути к успеху.

Даже в этот переломный момент, когда ее жених Жюльен находится в тюрьме и ждет исполнения приговора (его должны обезглавить), Матильда находит способ потешить свое тщеславие. Она проводит параллель между ее родовой историей о любви королевы Марго и Бонифаса де Ла-Моля и своей собственной, и решает спасти Сореля. Она мечтает об этом, мечтает о том, как все будут восхищаться ее поступком, силой ее любви и теми невероятными жертвами, которые она для этого принесет, как люди будут пересказывать ее историю десятилетиями, а она сама станет легендой для своих потомков.

Наступает день казни, палач исполняет приговор и Матильда, чувствуя себя королевой Марго, забирает голову Жюльена, целует ее и хоронит в пещере. Потом выйдя в толпу народа, она в знак своей любви разбрасывает тысячи монет. Тщеславие Матильды ликует - она все-таки нашла способ остаться в памяти людей надолго.

В конце романа Жюльену Сорелю наконец-то открывается истина. Перед лицом смерти он все видит по-другому, его тщеславие отступает - уже нет смысла в борьбе и бороться уже не за что. Сорель понимает, что все это время любил мадам де Реналь, и что все то, к чему его толкало тщеславие, было ошибкой. Он ясно осознает, что с гораздо большим удовольствием посвятил бы свою жизнь любви к госпоже де Реналь. Жюльен осмыслил, что в тщеславии нет ничего хорошего и оно отобрало единственное ценное, что было в его жизни - любовь к женщине и мгновения счастья с ней.

Описание жизни Жюльена Сореля и есть самая настоящая энциклопедия тщеславия. Именно поэтому роман Стендаля всегда будет актуален, ведь изменилась эпоха, но люди не поменялись, изменились формы тщеславия - но оно осталось.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.