Бытовой жанр в искусстве. Бытовая (жанровая) живопись

БЫТОВОЙ ЖАНР

Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но нередко их можно увидеть и на листах станковой графики, и в скульптуре. Очень привлекательны небольшие скульптурные группы, исполненные мастерами народного искусства, например резные деревянные игрушки деревни Богородское близ Загорска в Московской области или глиняные лепные расписанные фигурки бывшей слободы Дымково (г. Киров). Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времен. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

Первый расцвет бытового жанра начался в Голландии в XVII в. Это время формирования буржуазного общества, утверждавшего свое право на личную и общественную жизнь, свое мировоззрение. Именно тогда изображение бытовых сцен выделяется в самостоятельный жанр в искусстве. В античную эпоху и в средние века известны лишь отдельные изображения повседневной жизни, в большинстве случаев служившие назидательным, поучительным целям. Голландские живописцы любовно воссоздают жизнь самых разнообразных слоев общества. На картинах Г. Терборха («Урок музыки», ГМИИ ) мы видим богатые аристократические семейства, дам в пышных атласных платьях, беседующих с галантными кавалерами. В обстановке скромных и уютных бюргерских домов разыгрываются бытовые сценки в картинах Г. Метсю («Больная и врач», ГЭ ). Своеобразная поэзия рядового бюргерского быта уловлена Я. Вермером Делфтским («Кружевница», Лувр, Париж) и П. де Хохом («Хозяйка и служанка», ГЭ). А каким искрящимся буйным народным весельем проникнуты сцены крестьянских празднеств их великого предшественника Питера Брейгеля Старшего или их современника фламандца Я. Я. Рубенса!


П. Брейгель Старший. Крестьянский танец.
Ок. 1568. Дерево, масло.
Музей истории искусства. Вена.

П. Брейгель Старший. Крестьянский танец.
Ок. 1568. Дерево, масло.
Музей истории искусства. Вена.

Все последующие периоды расцвета бытового жанра связаны с ростом демократических и реалистических тенденций в искусстве. От простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию глубокого внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина - самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). В XVIII в. Ж. Б. С. Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ).


Ж. Б. С. Шарден. Прачка.
1737. Холст, масло.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Ж. Б. С. Шарден. Прачка.
1737. Холст, масло.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Новый расцвет бытового жанра наступает в XIX в. Художники стремятся дать ответ на острые социальные вопросы, порожденные современной действительностью. В их произведениях начинает преобладать критическая оценка, разоблачение существующих социальных отношений и сложившихся моральных норм, они отстаивают права угнетенных слоев населения. Важная роль здесь принадлежит социально-критической сатире О. Домье, показавшего подлинную изнанку благоденствия буржуазного общества, с большой теплотой изобразившего представителей трудового народа, с которыми он связывал будущее своей страны. Высокое представление о человеке труда отразилось в творчестве и других французских живописцев, и прежде всего Ф. Милле и Г. Курбе. В бытовой жанр проникают картины из жизни самых различных слоев общества, эпизоды баррикадных боев. Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Художники словно убеждают зрителя, что сеять хлеб, строить дороги столь же достойно, сколь и совершать героические подвиги.

Бытовой жанр занял важное место в русском искусстве первой половины XIX в. А. Г. Венецианов и художники его школы воспевают кработу сельского труда и природы, идеализируя образы крестьян, создают поэтические картины крестьянской жизни («На жатве. Лето», 1820-е гг., ГТГ ; и др.). Сатирические картины и рисунки П. А. Федотова подняли целый пласт жизни русского общества николаевской эпохи, способствовали разоблачению крепостнических порядков.


П. А. Федотов. Сватовство майора.
1848. Холст, масло.

П. А. Федотов. Сватовство майора.
1848. Холст, масло.

Решающую роль в развитии русского бытового жанра сыграли живописцы 1860-х гг., показавшие широкую картину жизни пореформенной России (В. Г. Перов и др.). С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Перед зрителем предстала развернутая типизированная картина жизни всех слоев русского общества. В работах передвижников, и прежде всего И. Е. Репина, широко и многогранно отображена российская действительность 1870-1890 гг. («Бурлаки на Волге», 1870-1873, ГРМ ; «Не ждали», 1884-1888; «Арест пропагандиста», 1880- 1892, обе в ГТГ). Репин сумел показать не только угнетенное состояние простого народа, но и могучие народные жизненные силы, героизм и стойкость борцов за народное освобождение. На рубеже XIX-XX вв. в русском искусстве - в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) - появились представители нового класса - пролетариата.


И. Е. Репин. Бурлаки на Волге.
1872-1873. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. Е. Репин. Бурлаки на Волге.
1872-1873. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Очень сложными путями идет развитие бытового жанра в искусстве XX в. Необычайно обострившиеся противоречия буржуазной действительности сообщили произведениям ведущих мастеров бытового жанра, таким, как Т. Стейнлен во Франции, К. Кольвиц в Германии, Р. Гуттузо в Италии, Ф. Мазерель в Бельгии, боевой характер, во многом обусловленный их связью с революционным движением.

Принципиально новым этапом в развитии бытового жанра стало искусство социалистического реализма. Советские художники утверждали исторический оптимизм строителей коммунистического общества, радость свободного творческого труда и человеческих отношений. Уже в 1920-1930-е гг. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее - А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания.


А. И. Лактионов. Письмо с фронта.
1947. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

А. И. Лактионов. Письмо с фронта.
1947. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но нередко их можно увидеть и на листах станковой графики, и в скульптуре. Очень привлекательны небольшие скульптурные группы, исполненные мастерами народного искусства, например резные деревянные игрушки деревни Богородское близ Загорска в Московской области или глиняные лепные расписанные фигурки бывшей слободы Дымково (г. Киров). Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором.

Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времен. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

Первый расцвет бытового жанра начался в Голландии в XVII в. Это время формирования буржуазного общества, утверждавшего свое право на личную и общественную жизнь, свое мировоззрение. Именно тогда изображение бытовых сцен выделяется в самостоятельный жанр в искусстве. В античную эпоху и в средние века известны лишь отдельные изображения повседневной жизни, в большинстве случаев служившие назидательным, поучительным целям. Голландские живописцы любовно воссоздают жизнь самых разнообразных слоев общества. На картинах Г. Терборха («Урок музыки», ГМИИ) мы видим богатые аристократические семейства, дам в пышных атласных платьях, беседующих с галантными кавалерами. В обстановке скромных и уютных бюргерских домов разыгрываются бытовые сценки в картинах Г. Метсю («Больная и врач», ГЭ). Своеобразная поэзия рядового бюргерского быта уловлена Я. Вермером Делфтским («Кружевница», Лувр, Париж) и П. де Хохом («Хозяйка и служанка», ГЭ). А каким искрящимся буйным народным весельем проникнуты сцены крестьянских празднеств их великого предшественника Питера Брейгеля Старшего или их современника фламандца П. П. Рубенса !

П. Брейгель Старший. Крестьянский танец. Ок. 1568. Дерево, масло. Музей истории искусства. Вена.

Все последующие периоды расцвета бытового жанра связаны с ростом демократических и реалистических тенденций в искусстве. От простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию глубокого внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина - самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). В XVIII в. Ж. Б. С. Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ).


Ж. Б. С. Шарден. Прачка. 1737. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Ленинград.

Новый расцвет бытового жанра наступает в XIX в. Художники стремятся дать ответ на острые социальные вопросы, порожденные современной действительностью. В их произведениях начинает преобладать критическая оценка, разоблачение существующих социальных отношений и сложившихся моральных норм, они отстаивают права угнетенных слоев населения. Важная роль здесь принадлежит социально-критической сатире О. Домье , показавшего подлинную изнанку благоденствия буржуазного общества, с большой теплотой изобразившего представителей трудового народа, с которыми он связывал будущее своей страны. Высокое представление о человеке труда отразилось в творчестве и других французских живописцев, и прежде всего Ф. Милле и Г. Курбе . В бытовой жанр проникают картины из жизни самых различных слоев общества, эпизоды баррикадных боев. Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Художники словно убеждают зрителя, что сеять хлеб, строить дороги столь же достойно, сколь и совершать героические подвиги.

Бытовой жанр занял важное место в русском искусстве первой половины XIX в. А. Г. Венецианов и художники его школы воспевают кработу сельского труда и природы, идеализируя образы крестьян, создают поэтические картины крестьянской жизни («На жатве. Лето», 1820-е гг., ГТГ; и др.). Сатирические картины и рисунки П. А. Федотова подняли целый пласт жизни русского общества николаевской эпохи, способствовали разоблачению крепостнических порядков.

Решающую роль в развитии русского бытового жанра сыграли живописцы 1860-х гг., показавшие широкую картину жизни пореформенной России (В. Г. Перов и др.). С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Перед зрителем предстала развернутая типизированная картина жизни всех слоев русского общества. В работах передвижников , и прежде всего И. Е. Репина , широко и многогранно отображена российская действительность 1870-1890 гг. («Бурлаки на Волге», 1870-1873, ГРМ; «Не ждали», 1884-1888; «Арест пропагандиста», 1880- 1892, обе в ГТГ). Репин сумел показать не только угнетенное состояние народных масс, но и могучие народные жизненные силы, героизм и стойкость борцов за народное освобождение. На рубеже XIX-XX вв. в русском искусстве - в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова , А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ)- появились представители нового класса - пролетариата.


А. И. Лактионов. Письмо с фронта. 1947. Холст, масло. Государственная Третьяковекая галерея. Москва.

Очень сложными путями идет развитие бытового жанра в искусстве XX в. Необычайно обострившиеся противоречия буржуазной действительности сообщили произведениям ведущих мастеров бытового жанра, таким, как Т. Стейнлен во Франции, К. Кольвиц в Германии, Р. Гуттузо в Италии, Ф. Мазерель в Бельгии, боевой характер, во многом обусловленный их связью с революционным движением. Прогрессивные мастера капиталистических стран показывают не только невзгоды и страдания масс, но и их готовность к решительной борьбе с эксплуататорами.

Принципиально новым этапом в развитии бытового жанра стало искусство социалистического реализма . Советские художники утверждают исторический оптимизм строителей коммунистического общества, радость свободного творческого труда, нового, социалистического быта и человеческих отношений, раскрывают богатый духовный мир советского человека. Уже в 1920-1930-е гг. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее - А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты нового, советского быта, героики созидания. Пафос строителей коммунистического общества утверждается в произведениях современных мастеров советского многонационального искусства .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Бытовой жанр в искусстве 19 века. Урок ИЗО 7класс. Разработал педагог изобразительного искусства МБОУ «Экономическая гимназия»

2 слайд

Описание слайда:

Бытовой жанр. Бытовой жанр в искусстве-изображение сцен и событий,почерпнутых в повседневности,отражающих этапы жизни человека от рождения до смерти,его труд, отдых,развлечения.Термин происходит от французского слова –род, порода,стиль.

3 слайд

Описание слайда:

О чём рассказывает бытовая картина? О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА? Если исторический жанр обращен к прошлому, то бытовой жанр – к настоящему, к повседневной жизни, современной художнику. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. Казалось бы, что может быть интересного в изображении обычной, ничем не примечательной жизни? Но, во-первых, то, что обычно для художника XVII века, может быть любопытным для зрителя XXI века – мы получаем возможность наблюдать жизнь давно ушедших эпох. А во-вторых, тебе, конечно, уже давно стало ясно, что сюжет и рассказ – не самое главное в картине. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. Бытовой жанр появился в Голландии, где в XVII веке люди вели тихую, размеренную жизнь, и им вовсе не интересно было украшать свои скромные жилища портретами королей или мифологическими картинами. Им приятно было видеть собственную жизнь, свои комнаты, свои занятия и досуг изображенными в картине – так они любовались собой и своим бытом, как мы сегодня любуемся, например, мастерски сделанной фотографией нашей комнаты, или любимого кота в кресле, или приятелей, собравшихся поболтать за чашкой чая.

4 слайд

Описание слайда:

передвижники. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. Идейную поддержку передвижники получали в лице теоретика и критика В.В.Стасова, значительную материальную – в лице П.И.Третьякова. Каждое из этих направлений живописи 19 века имело значительное влияние на культуру Европы в дальнейшем, некоторые имели значение только для развития искусства, иные стали определённым социальным фактором формирования общественного мнения и даже мировоззрения конца 19 – начала 20 века.

5 слайд

Описание слайда:

Алексей Венецианов. В русской живописи первым мастером бытового жанра стал Венецианов. Он изображал хорошо знакомую ему крестьянскую жизнь. Часто в картинах Венецианова человека окружает природа. В картине «На пашне. Весна» женщина ведет под уздцы двух лошадей, запряженных в борону – большущие грабли, разрыхляющие землю. А на краю поля сидит ребенок, занятый игрой. Алексей Венецианов. На пашне. Весна. 1820-е. Холст, масло. 51,2х65,5. Государственная Третьяковская галерея В этой композиции есть одна несоразмерность: крестьянка выше лошадей, а ведь это настоящие, большие рабочие лошади, а вовсе не пони. Что же, получается, художник не умел правдиво изобразить человеческую фигуру или лошадь? Вовсе нет. Посмотри, как ступает наша героиня босыми ногами по вспаханной земле – плавно, легко, словно танцуя. Но разве работающие крестьянки ходят по пашне босиком? И ребенок играет с летними цветами, васильками, которых не бывает весной. Это – поэтический мир, где крестьянка подобна богине, она ступает по земле, как по мягкому облаку. И обычный русский пейзаж с полем и высоким небом словно преображается и приобретает величественные черты.

6 слайд

Описание слайда:

Картина Чаепитие в Мытищах, Краткое описание Картина Чаепитие в Мытищах была написана Перовым в 1862 году, заказанная художнику администрацией города Мытищи. В мае месяце 1775 года царица Екатерина 2 решившая в то время посетить Свято-Сергиеву лавру, по дороге шествия царского эскорта в районе Мытищ, ей предложили утолить жажду в одном из многих родников, Екатерине вода показалась очень вкусной, что побудило императрицу издать указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы. Пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном из необычайно вкусной воды в источниках на территории Мытищ. Сюжетом Чаепитие в Мытищах послужили реальные события, которые Перов часто наблюдал в разных подмосковных окраинах важных и самодовольных монахов за чаепитием, не раз видел художник оборванных калек попрошайничавших на улицах около усадеб, которых обычно прогоняли служанки. Картина Чаепитие в Мытищах Перова это обличительно жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и зажравшуюся публику крепостной России. Пытаясь уйти от академической живописи, Перов отразил картину Чаепитие в серо коричневых оттенках, как бы показывая эту серость обыденной жизни своими живописными средствами. Чаепитие в Мытищах произвели огромное впечатление на прогрессивную публику того времени на выставках в Москве и Петербурге, современники называли Перова сатириком-жанристом, глубоко понимающим русскую

7 слайд

Описание слайда:

Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу. Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.

8 слайд

Описание слайда:

Бурлаки на Волге.Илья Репин. Бурлаки на Волге описание картины Репина 1870-1873 г Знаменитая картина Илья Ефимович Репин Бурлаки на Волге, художник написал ее в течении 1870-1873 г. К написанию картины Бурлаки на Волге Илью Ефимовича сподвигла его поездка на этюды по Неве, в окрестностях Усть-Ижоры еще в 1869 году. Насладившись красотами природы, художника очень тронула жизнь простых людей, бурлаков тянущих тяжелую барку. Усталые, грязные в оборванных одеждах бурлаки очень контрастировали перед богатой и пышно разодетой публикой стоящей обычно не подалеку на берегу. Вся эта сцена очень поразила живописца, вызывая в душе сочувствие и жалость к этим людям. А почему бы не воплотить этот сюжет на холсте, Бурлаки идущие в брод подумал Илья Ефимович, заранее осознавая, что критиков у этой картины будет множество, тем более, что замысел картины, мог вызвать у зрителя сочувствие и жалость к этим обездоленным

9 слайд

Описание слайда:

Крепостное право уже в прошлом, но для обычного русского человека ничего не меняется. Картина Маковского Свидание - написана в 1883 году, и является ярким примером русской живописи. Как большинство других работ художника, она посвящена нелегкой жизни крестьян времен той эпохи. Крестьянам все так же приходится работать на помещиков за копейки, а своих сыновей они отдают на обучение в городские мастерские. Но, попав в чужую семью, детям живется крайне трудно. Оторванные от семьи, и все так же нищие – они едва перебиваются со дня на день, работают до изнеможения, и постоянно недоедают. Именно эти аспекты жизни и описывает Маковский. На небольшом холсте творец изображает целую эпоху. Мы видим двух безымянных персонажей: ребенка-подростка, и его маму, которая пришла навестить сына. Мы не знаем, кто эти персонажи, но понимаем: в них можно узнать большинство семей того времени. Герои въедаются в память, оставляя след в душе зрителя: мы переживаем за судьбу этих людей, но понимаем, что ничем не можем помочь. И от этого становится так грустно…

10 слайд

Посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Бытовые ("жанровые") сцены, известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). Периоды расцвета бытового жанра нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к изображению труда и народной жизни. Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая , позже Кореи , Японии).

В бытовом жанре русского критического реализма разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета. Эти черты, чётко проявившиеся в середине XIX в. в полных жгучей насмешки и боли картинах П. А. Федотова , в рисунках А. А. Агина и Т. Г. Шевченко, были восприняты в 1860-х гг. жанристами-демократами - В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты. На этой основе вырос бытовой жанр передвижников , который сыграл ведущую роль в их искусстве, исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в., напряжённо осмыслявшем её социальные закономерности. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов , В. М. Максимов , К. А. Савицкий , В. Е. Маковский , и - с особой глубиной и размахом - И. Е. Репин , показавший не только варварское угнетение народа, но и борцов за его освобождение, таящиеся в народе могучие жизненные силы. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. В картинах Н. А. Ярошенко , Н. А. Касаткина, С. В. Иванова , А. Е. Архипова в конце XIX - начале XX вв. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. бытовой жанр передвижников нашёл широкий отклик в искусстве Украины (Н. К. Пимоненко , К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. М. Пэн), Латвии (Я. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. М. Татевосян) и др. Успехи демократического реализма в бытовом жанре XIX в. были связаны со становлением и подъёмом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение (М. Мункачи в Венгрии , К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии , Д. Скутецкий в Словакии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии , Л. Романьяч на Кубе). Жанрово-бытовые черты проявляются также в портрететном пейзаже , исторической и батальной живописи. В то же время бытовой жанр порой проникается религиозно-патриархальной или буржуазной моралью, чертами идилличности или развлекательности. Ослаблением социально- критических тенденций отмечено творчество ряда крупных жанристов (Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России). Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Мане, Э. Дега , О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. утверждали новый тип жанровой картины, в котором стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды. Эти тенденции дали толчок к более свободному толкованию бытового жанра, непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, Э. Вереншёлль, К. Крог в Норвегии, А. Цорн, Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании , Т. Эйкинс в США, В. А. Серов , Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон в России).

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля "модерн " намечается разрыв с традицией бытового жанра XIX в. Бытовые сцены трактуются как вневременные символы; жизненная конкретность изображения уступает место монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов в России).

Традиции реалистического бытового жанра XIX в. были подхвачены в XX в. художниками, стремившимися вскрыть противоречия капитализма, показать стойкость, внутреннюю силу и духовную красоту людей из народа (Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Д. Ривера в Мексике, Дж. Беллоуз в США, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии, Н. Балканский в Болгарии, Ш. Лукьян в Румынии, М. Галанда в Словакии и др.). После Второй мировой войны 1939-45 это направление было продолжено мастерами неореализма - Р. Гуттузо, А. Пиццинато и др. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций. В освобождающихся и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщенному отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии , М. Сабри в Ираке , А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы Кофи Антубам в Гане, Ф. Идубор в Нигерии). К бытовым сценам иногда обращаются художники модернистских течений - поп-арта и гиперреализма , однако их работы не идут дальше пассивной фиксации вырванных из контекста реальной жизни фрагментов действительности.

После Октябрьской революции 1917 бытовой жанр приобрёл в Советской России новые черты, обусловленные становлением и развитием социалистического общества, - исторический оптимизм, утверждение самоотверженного свободного труда и нового быта, основанного на единстве общественных и личных начал. Этим единством порождена тесная связь часто переплетающихся между собой бытового жанра и исторического жанра . Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении советского искусства, многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, формирование духовного мира советских людей. С первых лет Советской власти художники (Б. М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть перемены, внесённые революцией в жизнь страны. В 20-х гг. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. М. Чепцов, Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типических образов, показывающих новые взаимоотношения людей. Художники объединения ОСТ (А. А. Дейнека , Ю. И. Пименов) создали особый тип картин, посвященных строительству, труду, спорту, в которых обобщённо выражали новые черты облика и жизни советских людей; поэтические картины традиционного и нового быта выполнили П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский , К. С. Петров-Водкин . Бытовой жанр 30-х гг. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). В советском бытовом жанре отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-45 (Ю. М. Непринцев, Б. М. Неменский, А. И. Лактионов, В. Н. Костецкий, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис), энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, Ф. П. Решетников, С. А. Григорьев, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калнынь, Л. А. Ильина). Со второй половины 50-х гг. в картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, В. Е. Попкова, Т. Т. Салахова, Д. Д. Жилинского, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, Н. И. Андронова, А. П. и С. П. Ткачёвых, Т. Р. Мирзашвили, С. М. Мурадяна, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. Произведения бытового жанра 60-80-х гг. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.

Важный вклад в развитие реалистического бытового жанра внесли художники социалистических стран, ярко отразившие становление новых общественных отношений в жизни своих народов, показавшие характерные черты национального быта (К. Баба в Румынии, С. Венев в Болгарии, В. Вомака в ГДР, М. Бенка, Л. Фулла в Чехословакии, Нгуен Дык Нунг во Вьетнаме , Ким Ёнджун в КНДР, Цзян Чжаохэ в КНР).

Лит.: Н. Апраксина, Бытовая живопись, Л., 1959; Б. М. Никифоров, Жанровая живопись, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX в. [Альбом репродукций, М., 1961]; Русская жанровая живопись XIX - начала XX в., М., 1964; [Е. Ю. Фехнер], Голландская жанровая живопись XVII в. в Гос. Эрмитаже , М., 1979; Brieger L., Das Genrebild. Eine Entwicklung der bьrgerlichen Malerei, Mьnch., ; Hьtt W., Das Genrebild, Dresden, .

Расширять кругозор, учить видеть прекрасное в обычных людях и событиях повседневной жизни.

  • Расширять кругозор, учить видеть прекрасное в обычных людях и событиях повседневной жизни.
  • Дать понятие «бытовой жанр».
  • Познакомить с работами русских живописцев Федотова П.А. и Перова В.Г., Решетникова П. и Пластова А.
  • Вести нравственное воспитание через восприятие картин бытового жанра.
  • Активизировать мыслительные процессы и умение вести беседу.
В изобразительном искусстве на основе предмета изображения выделяют –
  • В изобразительном искусстве на основе предмета изображения выделяют –
  • портрет, натюрморт, пейзаж.
БЫТОВОЙ ЖАНР изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.
  • БЫТОВОЙ ЖАНР изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.
Какой художественный образ хотел передать Перов в своих картинах?
  • Какой художественный образ хотел передать Перов в своих картинах?
  • Какая основная идея этих 2 картин?
  • Именно через композиционную завязку художник выстраивает правильный сюжет так как в сюжете находится композиционный центр (который направляет взгляд зрителя на главное событие, в последствии выражая в нём идею композиции) и дополняющие части способствующие определение композиционному центру.
  • Закон подчинения второстепенного главному требует от художника такого расположения предметов в картине, чтобы один предмет привлекал внимание к себе через другие, чтобы все предметы были обращены к главному.
Перед нами – типичная квартирка послевоенного времени. Это может происходить и в Москве, и во Владивостоке. Обстановка небогатая, наверняка перед нами все члены семьи – война оставила их без отца, главного кормильца, и вся забота о содержании трех детей легла на плечи матери – молодой женщины, изрядно измученной жизнью.
  • Перед нами – типичная квартирка послевоенного времени. Это может происходить и в Москве, и во Владивостоке. Обстановка небогатая, наверняка перед нами все члены семьи – война оставила их без отца, главного кормильца, и вся забота о содержании трех детей легла на плечи матери – молодой женщины, изрядно измученной жизнью.
  • Центром внимания является сам мальчик, и к нему как бы направлены три «луча», три разных к нему отношения. Конечно, самым большим «агрессором», если можно так сказать, является сестра-отличница. Она прилежная ученица, она пионерка, она очень ответственно относится к учебе и ко всему, что с ней связано. Мы можем видеть, как она аккуратно одета, как аккуратно она кладет учебники, все на своих местах. В ее взгляде четко виден укор, недовольство. Сестра относится к мальчику, скорее, не как к брату, а как к ученику, который не исполняет свои обязанности.
Рядом с мамой как бы на контрасте изображен младший сын на велосипеде. Жизнерадостный, полный сил, он с усмешкой, с ехидством смотрит на брата. Собака. Она прибежала к мальчику и дружелюбно прыгнула на него, она рада его приходу, она его любит, и ей невдомек, что он там получил. Все еще можно исправить, главное, чтобы было желание. Если мы посмотрим на лицо мальчика, то мы увидим, что оно выражает печаль, горечь, стыд, он стоит, опустив плечи, и ему даже стыдно посмотреть в глаза семье.
  • Рядом с мамой как бы на контрасте изображен младший сын на велосипеде. Жизнерадостный, полный сил, он с усмешкой, с ехидством смотрит на брата. Собака. Она прибежала к мальчику и дружелюбно прыгнула на него, она рада его приходу, она его любит, и ей невдомек, что он там получил. Все еще можно исправить, главное, чтобы было желание. Если мы посмотрим на лицо мальчика, то мы увидим, что оно выражает печаль, горечь, стыд, он стоит, опустив плечи, и ему даже стыдно посмотреть в глаза семье.
Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
  • Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
О каком жанре изобразительного искусства мы говорили?
  • О каком жанре изобразительного искусства мы говорили?
  • Объясните понятие «бытовой жанр».
  • Назовите художников которые работали в этом жанре?
  • Назовите картину которая произвела на вас большее впечатление и объясните почему.