Леонид николаевич андреев биография краткая. Биография леонида андреева

    Известный писатель. Род. в Орле в 1871 г.; отец его был землемер. Учился в Орловской гимназии и в университетах С. Петербургском и Московском, по юридическому факультету. Студентом сильно нуждался. Тогда же он написал первый свой рассказ "о… … Большая биографическая энциклопедия

    Русский писатель. Окончил юридический факультет Московского университета (1897). Начал печататься как фельетонист в 1895. Раннее творчество А. выражало демократические… … Большая советская энциклопедия

    Андреев, Леонид Николаевич - Леонид Николаевич Андреев. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871 1919), русский писатель. Экспрессионизм в изображении кризисных ситуаций: испытания веры в повести “Жизнь Василия Фивейского” (1904); безумие и ужас войны в рассказе “Красный смех” (1905) … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1871 1919), рус. писатель. Романтич. природа творчества, ярко выраженное личностное начало, резко субъективный характер мировосприятия обнаруживают типологич. сходство поэтич. миров А. и Л. Органичные для А. проблемы одиночества, социального… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1871 1919) русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер (Баргамот и Гараська, 1898). Сочувствуя революционерам (Рассказ о семи повешенных, 1908), изображал революцию как стихийный бунт (Савва, 1906);… … Большой Энциклопедический словарь

    Андреев, Леонид Николаевич, даровитый писатель. Родился в Орле в 1871 году. Отец его, сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки, был землемером; мать происхождения польского. Детство свое помнит ясным, беззаботным. Учился в… … Биографический словарь

    - (1871 1919), русский писатель. В ранних реалистических рассказах поиски социальной справедливости («Баргамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва»,… … Энциклопедический словарь

    - (1871, Орёл — 1919, деревня Нейвала, близ Мустамяки, Финляндия), писатель. В 1891—92 бывал в Москве проездом. В 1893, исключённый за неуплату из Петербургского университета, перевёлся на юридический факультет. В 1895 в Москву… … Москва (энциклопедия)

    АНДРЕЕВ Леонид Николаевич - (1871—1919), русский писатель. Рассказы «Баргамот и Гараська» (1898), «Большой шлем» (1899), «Рассказ о Сергее Петровиче» (1900), «Мысль» (1902), «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех» (оба — 1904), «Губернатор» (1906), «Рассказ о… … Литературный энциклопедический словарь

    Портрет (1871 1919), русский писатель. Родился 21 августа 1871 в Орле в семье мелкого чиновника. Окончив местную гимназию, поступил в Санкт Петербургский университет. Перевелся на юридический факультет Московского университета, который окончил в… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Л. Н. Андреев. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 13. Статьи 1895-1900 , Андреев Леонид Николаевич. В томе представлены статьи Л. Н. Андреева, написанные в 1895-1900 годах. ISBN:978-5-02-036248-2, 978-5-02-039070-6…
  • Сашка Жегулёв , Андреев Леонид Николаевич. Леонид Андреев (1871-1919) - один из ярких представителей литературы Серебряного века, основоположник русского экспрессионизма, в прозе которого причудливо переплетаются повседневная…

Леонид Николаевич Андреев – русский прозаик, драматург, публицист – родился 9(21) августа 1871 года в Орле. Сын частного землемера. Его семья всегда была достаточно обеспечена. Но когда отец скончался, в биографии Леонида Николаевича Андреева наступил сложный период. Не хватало средств, так что иногда Леонид вынужден был даже голодать. Чтобы содержать семью ему приходилось много работать, сменить несколько мест.

В 1897 году Л. Андреев окончил юридический факультет Московского университета. С этого же года служил помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, одновременно работал судебным репортером в газете «Курьер», где с 1900 года вёл два цикла фельетонов – ежедневный «Впечатления» и воскресный «Москва. Мелочи жизни», а с декабря 1901 года заведовал беллетристическим отделом.

Первое выступление в печати – рассказ «В холоде и золоте» (1892 ), но сам Андреев литературным дебютом считал пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська» («Курьер», 1898, 5 апреля ). Известность получил после первой книги «Рассказы» (1901 ), выпущенной на средства М. Горького; публиковался в редактировавшихся им сборниках реалистичной направленности. Вместе с тем явственные переклички с классической традицией, с темами и мотивами Ф.М. Достоевского, В.М. Гаршина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова уже в ранних рассказах Андреева («Большой шлем», 1899 ; «Молчание», 1900 ; «Стена», 1901 ; «Бездна», «В тумане», «Мысль», 1902 и др.) соединились с модернистской интерпретацией бытия и человека, вниманием к иррациональным и подсознательным пластам существования (обусловленным влиянием философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше). Точность в выборе общественно значимой проблематики, возведение социальной конкретики к метафизическим универсалиям, напряженный психологизм повествования (нередко передающие крайние, «пограничные» состояния персонажей), своеобразие стилевой манеры Андреева-прозаика («Жизнь Василия Фивейского», 1904 ; «Красный смех», «Вор», 1905 ; «Губернатор», 1906 ; «Иуда Искариот и другие», 1907 ; «Рассказ о семи повешенных», «Мои записки», 1908 и др.), во многом предвещающих поэтику экспрессионизма, делали его новаторское творчество в 1900-х – начале 1910-х гг . барометром социокультурных и интеллектуально-эстетических настроений России.

В 1907 писатель стал лауреатом литературной премии им. Грибоедова в Санкт-Петербурге.

В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: «Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю».

В литературе Андреев занимал обособленную позицию, находясь как бы в промежутке между реализмом и модернизмом. В своих мировоззренческих исканиях он (как свидетельствуют биографические материалы – неосознанно) сближался с экзистенциалистской философией Л. Шестова и Н.А. Бердяева. Ярко выраженные в этот период мотивы тотального отчуждения человека от враждебного ему бытия сменяются в первой половине 1910-х гг. надеждами на возможность примирения с мирозданием (например, рассказ «Полёт», 1914 ), но в конце жизни вновь усиливаются настроением пессимизма (неоконченный роман «Дневник Сатаны», опубликованный посмертно в 1921 ).

В области драматургии новаторство Андреева выразилось в попытках создать пьесы, в которых традиционное жизнеподобие заменялось бы символически насыщенным условным сюжетом, сочетавшимся с экспрессионистическим стилем и способным вместить в себя все этапы существования индивида («Жизнь Человека», 1907 ), обобщенные образы социальных катаклизмов («Царь-Голод», 1908 ), фантомы подсознания («Чёрные маски», 1908 ). В своей концепции «театра панпсихизма» (1912-1914 ) Андреев утверждает приоритет интеллектуальных начал в грядущей эволюции театра. Отчасти эта концепция была реализована в его поздних пьесах («Тот, кто получает пощёчины», 1915 ; «Реквием», 1917 ; «Собачий вальс», 1922 ), в которых особенно остро звучит тема трагедийности индивидуального существования. Пьесы Андреева, как экспериментальные («Жизнь Человека», «Анатэма», 1908 ), так и более традиционные («Дни нашей жизни», 1908 ; «Анфиса», 1909 ; «Екатерина Ивановна», 1912 ), ставили крупнейшие режиссеры (К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд); они с успехом шли во многих российских и европейских театрах.

Когда началась Первая Русская революция, Андреев активно участвовал в общественной жизни. Попал в тюрьму, но вскоре был выпущен под залог. А в ноябре 1905 покинул страну. Вначале отправился в Германию, затем в Италию, Финляндию. Первая мировая война в биографии писателя Леонида Андреева наложила отпечаток на его жизнь и творчество. Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.

Годы жизни: с 09.08.1871 по 12.09.1919
Русский писатель и драматург. В своем творчестве использовал многие импрессионистические приемы, считается родоначальником экзистенциализма в России. В драматургии во многом предвосхитил театр Брехта.
Биография
Л.Н.Андреев родился в городе Орле 9 августа 1871 года.
Леонид был старшим сыном в семье, мать его очень любила и баловала. Воспоминания о дружбе, теплых отношениях с матерью Андреев пронес через всю жизнь.
Отец был строг с детьми, старался держать их в строгих рамках. Однако Андреев-старший имел один недостаток – так же как и все другие жители улицы, он часто уходил в запои и в это время контроля за детьми не было. Андреев унаследовал от отца склонность к алкоголю, однако всю жизнь боролся с этой привычкой.
Картины и нравы улицы, на которой жили Андреевы, ярко были изображены в первом опубликованном рассказе Леонида Николаевича – «Баргамот и Гараська».
Начальное образование Леонид Андреев получил дома, затем поступил в Орловскую гимназию. Учеником Андреев был нерадивым, редкий учитель мог его заинтересовать, да и учителя к этому в то время не стремились. Андреев оставался на второй год, часто пропускал занятия, на уроках писал стихи и рисовал карикатуры на учителей и учеников.
В гимназии Андреев увлекся философией Шопенгауэра и Гартмана. Прочтя трактат Шопенгауэра «Мир как воля и представление», Андреев буквально преследовал своих товарищей вопросами, на которые они не могли ответить. Философия Шопенгауэра оказала значительное влияние на мировоззрение Андреева и его творческий метод. Именно отсюда идет пессимизм писателя, неверие в торжество разума, сомнение в торжестве добродетели и уверенность в непреодолимости рока.
В 1891 году Андреев заканчивает гимназию и едет в Петербург, чтобы продолжить образование. Живет очень бедно, так как отец его уже умер к этому времени, и материально семья ему помочь не могла. Из университета Андреева отчисляют за неуплату, и он поступает на юридический факультет Московского университета, где его учеба оплачивается Обществом пособия нуждающимся.
В этот период Андреев испытывает глубокое чувство любви, но взаимность длится недолго – на предложение руки и сердца его избранница отвечает отказом, и писатель совершает попытку самоубийства. Ее результатом стала болезнь сердца, от которой впоследствии Андреев и умирает.
В 1897 году Андреев заканчивает университет, причем достаточно успешно, и начинает службу в качестве помощника присяжного поверенного, однако юридической практикой Андрееву не пришлось заниматься долго – уже в 1898 году он публикует свой первый рассказ в газете «Курьер». Рассказ «Баргамот и Гараська» был написан на заказ к пасхальному выпуску газеты и сразу стал объектом бурных обсуждений и похвал. В частности рассказ был замечен Горьким, с которым у Андреева завязалась переписка, и писатели стали едва ли не лучшими друзьями.
Надо отметить, что Андреев печатался в «Курьере» и до этого. Но он выступал простым корреспондентом, который писал обзоры судебных разбирательств и фельетоны. Его псевдонимом было James Lynch.
В 1900 году Андреев, наконец, лично знакомится с Горьким, который тут же вводит его в реалистический литературный кружок «Среда», где начинающего писателя очень хорошо принимают и прочат ему большое будущее. На собраниях общества встречались самые видные деятели искусства того времени, причем не только литераторы (Бунин, Серафимович, Чехов, Короленко, Куприн), но также художники (Васнецов, Левитан), а также деятели сцены (Шаляпин). Таким образом, Андреев попадает в лучшее интеллектуальное общество, где писатели читали свои произведения, слушали мнение профессионалов о них, учились друг у друга.
Когда кружок решает организовать собственное издательство, у Андреева появляется возможность издать свой первый сборник рассказов. Так, в 1901 году под собственным именем – Леонид Андреев – писатель выпускает свой первый сборник – «Рассказы».
Те 10 произведений, которые были в нем опубликованы, произвели самое благоприятное впечатление на читателей и критику. Многие ведущие критики страны написали похвальные статьи, и сам Андреев, шутя, говорил, что объем хвалебных статей превышает объем самого сборника. Так к Андрееву сразу пришла слава.
В 1902 году Андреев счастливо женится на Александре Михайловне Велигорской, очень кроткой и терпеливой женщине.
В 1905 году в России происходит одно важнейших событий, и Андреев, естественно, не остается в стороне. Как и большинство передовых людей своего времени, он приветствует Первую русскую революцию, видя в ней возможность для дальнейшего развития России.
Однако, революция терпит поражение, и Андреев вынужденно покидает Россию и в ноябре едет в Германию, где в родовой горячке умирает его жена.
В жуткой депрессии, которую усугубили запои, Андреев едет в имение Горького на острове Капри, где живет вплоть до 1908 года.
В 1907 году Андреев разочаровывается в идеях революции, что служит причиной охлаждения дружеских отношений с Горьким.
В 1908 году, вновь женившись (на Анне Ильиничне Денисевич), Андреев уезжает в свою усадьбу в Финляндии – «Аванс», названную так, потому что построена она была на аванс, полученный от издателя. Там Андреев проживет большую часть оставшейся жизни, изредка выезжая в столицы по делам своих публикаций.
Начало ПМВ Андреев встретил с воодушевлением, веря в победу русской армии над Германией, однако скоро понимает бездушность войны, и отказывается от военно-патриотических настроений.
Февральскую революцию 1917 года Андреев также встречает радостно, но осознав, сколько крови проливается большевиками во имя благого дела, отказывает принять их сторону и Октябрьскую революцию уже осуждает.
Невольно – после провозглашения независимости Финляндии, где Андреев продолжал жить на своей даче, - он оказался в эмиграции. Писатель чувствовал себя «изгнанником трижды: из дома, из России и из творчества».
Так, не принимая революции, но и не становясь на сторону белых, Андреев живет в Финляндии вплоть до 1919 года.
Осенью, в середине сентября, Леонид Николаевич Андреев умирает от паралича сердца – сказалась давняя попытка самоубийства.

В студенческие годы Андреев занимается живописью – рисует на заказ портреты по 3–5 рублей за штуку. Его любительские работы были положительно оценены такими мастерами кисти, как Н.Рерих и И.Репин.

В 1905 году Андреев укрывает у себя революционеров, предоставляет свою квартиру для собраний ЦК РСДРП, за что в феврале 1905 года будет посажен в тюрьму. Пробыв в крепости около месяца, Андреев выходит под залог, внесенный Саввой Морозовым. Причем выходит вполне довольный собой, о чем говорит Горькому – заключение помогает почувствовать жизнь полнее, развернуться во всю ширь.

Леонид Николаевич Андреев, известный писатель, родился в Орле в 1871 г. Учился в Орловской гимназии и в университетах С.-Петербургском и Московском на юридических факультетах.

В студенчески годы написал первый свой рассказ. В 1894 г. Л. Н. Андреев "покушался на самоубийство; последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и болезнь сердца, неопасная, но упрямая и надоедливая". Попытки попасть в печать долго ему не удавались.

В 1897 г. Л. Н. Андреев записался в число московских помощников присяжных поверенных, но практикой почти не занимался. Тогда же ему предложили давать отчеты в только что основанную московскую газету "Курьер". Несколько рассказов Л. Н. Андреева, напечатанных в этой газете, обратили на себя внимание Максима Горького. Молодые писатели сблизились и вместе с несколькими другими начинающими писателями — Скитальцем, Буниным, Телешовым — и знаменитым певцом Шаляпиным образовали тесное литературно-артистическое содружество.

Внимание большой публики Л. Н. Андреев обратил на себя в "Жизни" рассказом "Жили-были". Затем появилось несколько других его рассказов в "Жизни", "Журнале для всех" и "Курьере". Первый сборник рассказов Л. Н. Андреева вышел в 1901 г. и в короткое время разошелся в нескольких десятках тысяч экземпляров. Критики самых разнообразных направлений, в том числе Михайловский, отнеслись к нему как к литературному явлению серьезного значения.

Одним из главных элементов трагедии человеческого существования Л. Н. Андреев считает взаимное непонимание, отчужденность, ужас одиночества. Этой любимой теме новоевропейской литературы посвящены рассказы "У окна", "Молчание" и "В темную даль". В "Молчании" драма разыгрывается среди людей, в сущности, любящих друг друга, которые могли бы облегчить друг другу страдания. Но отчуждение — и то, которое зависит от людей, и то, которое от них не зависит, — неумолимо и неотвратимо гонит к роковой развязке.

Пред нами дочь, отвечающая упорным молчанием на мольбы родителей сказать им, в чем ее горе, и, наконец, бросающаяся под поезд. На ее могиле осиротелый отец громко зовет ее, но ответом ему служит какое-то сознательное, грозное, "гулкое молчание". Его окружает "страшное море" молчания, которое "ледяными волнами перекатывается через его голову". А дома его ждет живой труп — разбитая после смерти дочери параличом жена, которая своим стеклянным, остановившимся взором не может ему дать никакого отклика.

Почти всеобщее благожелательное отношение к Л. Н. Андрееву после появления его первых рассказов и сборника было резко нарушено рассказом "В тумане", напечатанном в конце 1902 г. в "Журнале для всех" (№ 12). Его связали с другим рассказом Л. Н. Андреева - "Бездна" - незадолго до того напечатанным в "Курьере" и включенным в позднейшие "тысячи" собрания его рассказов; создалось обвинение в порнографии.

Обвинение это несправедливо. Насквозь проникнутый сознанием ужаса жизни, Л. Н. Андреев из этого ужаса не исключает любовь и половое чувство. Он убежден, что и под наружною красотою цветов любви скрыта ядовитая змея темных и роковых сил жизни. В "Бездне" он явно задался целью изобразить ужасное и непреодолимое по дикой силе своей пробуждение зоологической основы чувства, влекущего мужчину к женщине. Ничего, кроме ужаса, не может внушить и "В тумане".

В 1904 г. написал рассказ "Призраки" ("Правда", 1904, № 11), в 1905 г. - "Красный смех". В "Призраках" действие уже прямо происходит в сумасшедшем доме и трудно установить, где "призраки" играют большую роль — в жизни призреваемых душевных больных или в жизни тех, кто за ними наблюдает. Сумасшедшие на этот раз веселые и забавные, но веселье в такой степени чуждо Л. Н. Андрееву, что рассказ, хотя и написанный с блеском большого таланта, лишен обычной андреевской силы. "Красный смех" — это злорадный смех проливаемой красной крови. "Безумие и ужас" — этою формулою начинается рассказ, и она проходит красною нитью чрез все собрание намеренно бессвязных "отрывков" из каких-то рассказов и дневников.

Леонид Николаевич Андреев умер в 1919 г.


Леонид Николаевич Андреев - выдающийся русский писатель. Родился 21 августа 1871 года в Орле в семье землемера, который (по семейным преданиям) был внебрачным сыном помещика. Мать тоже была из знатного рода, поэтому можно утверждать, что явившийся в этот мир человек был аристократом как по духу, так и по крови.

В 1882 году его отдали в орловскую гимназию, в которой Леонид, по собственному признанию, «учился скверно». Зато много читал: Жюля Верна , Эдгара По , Чарльза Диккенса, Дмитрия Ивановича Писарева, Льва Николаевича Толстого, Эдуарда Гартмана, Артура Шопенгауэра. Последний оказал на мировоззрение будущего писателя особенно сильное влияние: шопенгауэровские мотивы пронизывают многие его произведения.

В 1889 году юноша тяжело переживает потерю отца. В этом же году его поджидает еще одно испытание - тяжелейший душевный кризис из-за несчастной любви. Психика впечатлительного молодого человека не выдержала, и он попытался даже покончить с собой: чтобы испытать судьбу, лег под поезд между рельсов. К счастью, все обошлось, и отечественная литература обогатилась еще одним великим именем.

В 1891 году, окончив гимназию, Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета, откуда в 1893 году был отчислен за неуплату. Ему удалось перевестись в Московский университет, за обучение в котором плату внесло Общество пособия нуждающимся. В это же время Андреев начинает печататься: в 1892 в журнале «Звезда» выходит его рассказ «В холоде и золоте», повествующий о голодном студенте. Однако жизненные неурядицы снова доводят начинающего писателя до самоубийства, но попытка опять неудачна. (Еще раз он испытает судьбу в 1894 году. И вновь остается жив.)

Все это время бедный студент влачит полуголодное существование, живет частными уроками, рисует портреты на заказ. Вдобавок, в 1895 году Леонид Андреев попадает под полицейский надзор за участие в делах Орловского студенческого землячества в Москве, так как деятельность подобных организаций была под запретом.

Тем не менее, он продолжает печататься в «Орловском вестнике». А в 1896 году он знакомится с будущей женой - Александрой Михайловной Велигорской.

В 1897 году Леонид Андреев окончил университет кандидатом права. Он начал служить помощником присяжного поверенного, выступая в суде в качестве защитника. Может быть, из своей практики он и вынес сюжет произведения, которое считается началом его литературной карьеры: 5 апреля 1898 года в газете «Курьер» (в которой в ближайшие годы будут также публиковаться - под псевдонимами Джеймс Линч и Л.-ев - фельетоны Андреева) выходит рассказ «Баргамот и Гараська». Дебют этот не остался незамеченным - первый рассказ Андреева был одобрен М. Горьким, получил высокую оценку тогдашних влиятельных критиков. Окрыленный успехом, начинающий писатель ощутил в себе необыкновенный прилив творческой энергии. С 1898 по 1904 год он написал свыше пятидесяти рассказов, а в 1901 году издательство «Знание» выпустило одно за другим восемь изданий первого тома его сочинений. Перед молодым писателем, быстро снискавшим у своего поколения репутацию «властителя дум», широко распахнулись двери редакций лучших журналов, его талант признали Толстой, Чехов, Короленко, не говоря уже о Горьком, с которым у него завязались тесные дружеские отношения (переросшие со временем в «дружбу-вражду» и завершившиеся разрывом).

В 1900 году Горький ввел его молодого писателя в литературный кружок «Среда». Вот как сам Горький описывает встречу с Леонидом: «Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы. Красивое лицо его мне показалось малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом, простуженно кашляя, немножко захлебываясь словами и однообразно размахивая рукой, - точно дирижировал. Мне показалось, что это здоровый, неизменно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия».

Горький привлек Андреева к работе в «Журнале для всех» и литературно-политическом журнале «Жизнь». Но из-за этой работы (а также сбора денег для нелегальных студенческих касс) писатель вновь попал в поле зрения полиции. И он сам, и его произведения широко обсуждались литературными критиками. Розанов, например, писал: «Господин Арцыбашев и господа Леонид Андреев и Максим Горький сорвали покров фантазии с действительности и показали ее, как она есть».

10 января 1902 года в газете «Курьер» вышел рассказ «Бездна», всколыхнувший читающую публику. В нем человек представлен рабом низменных, животных инстинктов. Вокруг этого произведения Л. Андреева сразу развернулась широкая полемика, характер которой носил уже не литературоведческий, а, скорее, философский характер. (Позже писатель даже замыслил «Антибездну», где хотел изобразить лучшие стороны человека, но так и не осуществил задуманное.)

После женитьбы на Александре Михайловне Велигорской 10 февраля 1902 года начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева, продолжавшийся, однако, недолго. В январе 1903 года его избрали членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Он продолжил литературную деятельность, причем теперь в его творчестве появлялось все больше бунтарских мотивов. В январе 1904 года в «Курьере» был опубликован рассказ «Нет прощения», направленный против агентов царской охранки. Из-за него газета была закрыта.

Важным событием - не только литературным, но и общественным - стала антивоенная повесть «Красный смех». Писатель с восторгом приветствует первую русскую революцию, пытается активно содействовать ей: работает в большевистской газете «Борьба», участвует в секретном совещании финской Красной Гвардии. Он снова вступает в конфликт с властями, и в феврале 1905 года за предоставление квартиры для заседаний ЦК РСДРП его заключают в одиночную камеру. Благодаря залогу, внесенному Саввой Морозовым, ему удается выйти из тюрьмы. Несмотря ни на что, Андреев не прекращает революционную деятельность: в июле 1905 года он вместе с Горьким выступает на литературно-музыкальном вечере, сбор от которого идет в пользу Петербургского комитета РСДРП и семей бастующих рабочих Путиловского завода. От преследований властей теперь ему приходится скрываться за границей: в конце 1905 года писатель выезжает в Германию.

Там он пережил одну из самых страшных трагедий своей жизни - смерть любимой супруги при рождении второго сына. В это время он работал над пьесой «Жизнь человека», о которой впоследствии написал Вере Фигнер: «за Ваш отзыв о «Жизни человека» спасибо. Вещь эта очень мне дорога; а уже теперь я вижу, что ее не поймут. И это очень больно обижает меня, не как автора (самолюбия у меня нету), а как «Человека». Ведь эта вещь была последней мыслью, последним чувством и гордостью моей жены - и когда разбирают ее холодно, бранят, то мне чувствуется в этом какое-то огромное оскорбление. Конечно, какое дело критикам до того, что «жена человека» умерла, - но мне больно. Вчера и сегодня пьеса ставится в Спб., и мне тошно об этом подумать». В декабре 1907 года Л. Андреев встретился с М. Горьким на Капри, а в мае 1908-го, кое-как оправившись от горя, вернулся в Россию.

Он продолжает содействовать революции: поддерживает нелегальный фонд узников Шлиссельбургской крепости, укрывает революционеров в своем доме.

Писатель работает редактором в альманахе «Шиповник» и сборнике «Знание». Приглашает в «Знание» А. Блока, которого высоко ценит. Блок, в свою очередь, так отзывается об Андрееве: «В нем находят нечто общее с Эдгаром По . Это до известной степени верно, но огромная разница в том, что в рассказах г. Андреева нет ничего «необыкновенного», «странного», «фантастического», «таинственного». Все простые житейские случаи».

Но из «Знания» писателю пришлось уйти: Горький решительно восстал против публикаций Блока и Сологуба. Порвал Андреев и с «Шиповником», который напечатал романы Б. Савинова и Ф. Сологуба после того, как он их отклонил.

Однако работа, большая и плодотворная, продолжается. Самым, пожалуй, значительным произведением этого периода стал «Иуда Искариот», где подвергается переосмыслению известный всем библейский сюжет. Ученики Христа предстают трусливыми обывателями, а Иуда - посредником между Христом и людьми. Образ Иуды двойствен: формально - предатель, а по сути - единственно преданный Христу человек. Предает же Христа он, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать собой ради спасения учителя. Он приносит апостолам оружие, предупреждает их о грозящей Христу опасности, а после смерти Учителя следует за ним. В уста Иуды автор вкладывает весьма глубокий этический постулат: «Жертва - это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?». Сам автор охарактеризовал это произведение как «нечто по психологии, этике и практике предательства».

Леонид Андреев постоянно занят поисками стиля. Он разрабатывает приемы и принципы не изобразительного, а выразительного письма. В это время рождаются такие произведения, как «Рассказ о семи повешенных» (1908), повествующий о правительственных репрессиях, пьесы «Дни нашей жизни» (1908), «Анатэма» (1910), «Екатерина Ивановна» (1913), роман «Сашка Жегулев» (1911).

Первую мировую войну Л. Андреев приветствовал как «борьбу демократии всего мира с цезаризмом и деспотией, представителем каковой является Германия». Того же он ждал от всех деятелей русской культуры. В начале 1914 года писатель даже поехал к Горькому на Капри, чтобы убедить его отказаться от «пораженческой» позиции и заодно восстановить пошатнувшиеся дружеские отношения. Вернувшись в Россию, он начал работать в газете «Утро России», органе либеральной буржуазии, а в 1916 году стал редактором газеты «Русская воля».

Восторженно приветствовал Андреев и Февральскую революцию. Он даже допускал насилие, если оно применялось ради достижения «высоких целей» и служило народному благу и торжеству свободы.

Однако эйфория его убывала по мере того, как большевики укрепляли свои позиции. Уже в сентябре 1917 года он писал, что «завоеватель Ленин» ступает «по лужам крови». Противник любой диктатуры, он не смог смириться и с диктатурой большевистской. В октябре 1917 года он уехал в Финляндию, что стало фактически началом эмиграции (на самом деле, благодаря печальному курьезу: когда по реке Сестре установилась граница между Советской Россией и Финляндией, Андреев с семьей жил на даче и волей-неволей оказался «за границей»).

22 марта 1919 года в парижской газете «Общее дело» вышла его статья «S.O.S!», в которой он обратился к «благородным» гражданам за помощью и призвал их к объединению, чтобы спасти Россию от «дикарей Европы, восставших против ее культуры, законов и морали», превративших ее «в пепел, огонь, убийство, разрушение, кладбище, темницы и сумасшедшие дома».

Неспокойное душевное состояние писателя сказалось и на его физическом самочувствии. 9 декабря Леонид Андреев скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии на даче у друга, писателя Ф. Н. Вальковского. Тело его было временно захоронено в местной церкви.

Этот «временный» период продолжался до 1956 года, когда его прах перезахоронили в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Идеи и сюжеты Леонида Андреева оказались плохо совместимыми с идеологией советского государства, и на долгие годы имя писателя было позабыто. Первой ласточкой возрождения стал сборник рассказов и повестей, выпущенный Государственным издательством художественной литературы в 1957 году. Через два года за ним последовал сборник пьес. Состав этих книг подчеркнуто нейтрален; «опасные» произведения вроде «Бездны» и «Мысли» в них не вошли.

Первое и единственное на сегодняшний день (если не считать двухтомника 1971 года) посмертное собрание сочинений Леонида Андреева вышло в издательстве Художественная литература (Москва) в 1990-1996 годах.

В последние годы историческая справедливость восстановлена: сборники Андреева выходят из года в год и переиздаются, отдельные рассказы и повести писателя включены в школьную программу.