Максим Горький: биография, личная жизнь. Литературно-исторические заметки юного техника

Максим Горький родился в 1868 году. Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Этот человек был не только великим российским поэтом, но также знаменитым публицистом и общественным деятелем.

Родился Максим в городе Нижний Новгород. Его отец был столяром-краснодеревщиком. Отца писатель лишился в раннем возрасте, и все свое детство провел со своим дедом, который владел одной из местных красильных мастерских.

Практически всю свою сознательную жизнь писатель провел в нищете и сменил немало профессий. Будучи молодым парнем, он всячески пытался поступить в один из университетов Казани, но сделать это Максиму так и не удалось. Со временем он вошел в состав революционного движения и начал активную просветительскую деятельность. Попасть в литературные круги ему помог знаменитый В.Г. Короленко. Только в 1892 году Максим издал свой первый рассказ «Макар Чудра», который пришелся по душе читателям. Именно с того момента Горький и приступил к активной литературной деятельности. Огромной популярности достиг его сборник «Очерки и рассказы». В своем романе под названием «Мать» он с огромным сочувствием отнесся к революционному движению, которое происходило в России, что и передал в романе.

Большое количество писательских произведений произвели большой фурор и стали самой настоящей сенсацией. Одна только пьеса «Егор Булычев и другие» заслуживает огромного внимания и почитания, не говоря уже о иных его шедеврах, таких как: «Детство», «Мои университеты» и много другого.

Будучи за пределами родины, а это были 1921-1931 годы, и после возвращения в родную Россию, Максим оказывал огромное влияние в сторону формирования идейно-эстетических принципов литературы Советского Союза. Это касается и общепринятой теории социалистического реализма.

Умер писатель в 1936 году.

3, 7, 8 класс

Биография Максима Горького о главном

Максим Горький появился на свет в 1868 году в городе Канавино. Отец – Максим Пешков, мать – Варвара Пешкова (в девичестве Каширина). Отец по профессии – столяр. Когда Максиму было 3 года, его отец тяжело заболевает холерой и впоследствии умирает. Что интересно, болезнь Максим подхватил от сына. Настоящее имя Горького – Алексей Максимович Пешков. Вероятно, псевдоним был взят в честь умершего отца. Спустя 8 лет после смерти отца, умирает и мать, от чахотки. Таким образом, в 11 лет мальчик становится сиротой. Родителей Алексею заменяет бабушка. Осиротев, Горькому приходится идти на заработки. Пробует обучаться в приходской школе, однако, заболев оспой, прекращает обучение. Позже проводит 2 года в Канавинской школе. По заявлению учителей, в школе был проблемным учеником. Во время обучения живет с матерью и отчимом, отношения с последним не складываются, после очередной сильной ссоры возвращается к деду.

Жизнь у деда не заладилась, Каширин бедствовал и не мог обеспечить постоянного присмотра за юным Алексеем. Как итог, Горький проводил много времени на улице, без присмотра, в компании таких же беспризорных детей как он. Некоторое время учился в приходском училище для неимущих. Плохая компания и нужда сильно повлияли на Алексея, он воровал и занимался собирательством. Подобное поведение не прошло незамеченным для других учеников, и Горький подвергался насмешкам и издевательствам. По этой причине Алексей бросает училище. Несмотря на подобные проблемы, Алексей умел учиться. Он очень много читал и обладал незаурядной памятью, но при этом был безграмотен.

В 1884 году Горький уезжает в Казань и предпринимает попытку поступить в университет. Попытка оканчивается неудачей, это неудивительно, ведь у Алексея не было даже среднего образования. Решает остаться в Казани. Работает, параллельно знакомится с марксизмом. В 1887 году узнает о смерти бабушки и дедушки. В том же году пытается дважды совершить самоубийство, но оба раз неудачно.

В 1888 занимается пропагандой, и попадает под арест. Находится под неустанным надзором полиции. Продолжает путешествовать и перебиваться случайной работой. Первая публикация выходит 12 сентября 1892 года. Годом позже, продолжает публиковаться и первый раз женится. Брак просуществовал недолго и спустя 2 года писатель покинул Каменскую. В 1896 году венчается с Екатериной Волжиной.

В начале XX века увлекается драматургией, пишет пьесы. В браке у писателя появляется двое детей. В 1902 году с женой и детьми поселяется в Нижнем Новгороде. К тому времени Максим уже является довольно известным издателем и драматургом. Здесь же дописывает пьесу “На дне”, которая весьма хорошо принимается в России и Европе.

В 1903 писатель сходится с актрисой Марией Андреевой. Бросает семью и уезжает из Нижнего Новгорода. В 1905 году вновь попадает под арест, однако чуть позже выходит под залог. Преследуемый Горький покидает Россию и отправляется в США. Там по поручению Ленина, занимается сбором денег на нужды революции. В 1906 поселяется в Италии и в течение 7 лет живет и работает на острове Капри.

Возвращается в Россию, некоторое время продолжает писать, занимается издательской деятельностью. Революцию не принимает и отправляется в 1921 году в эмиграцию. Продолжает творить вдали от родины. Спустя 7 лет первый раз посещает СССР. Вскоре, окончательно возвращается на родину. Последние годы пишет ”Жизнь Клима Самгина”, работа над произведением продолжается в течение 11 лет. В 1934 году умирает сын Горького – Максим, однако реакция отца на смерть сына была весьма вялой, если не сказать безразличной.

В мае 1936 года заболевает гриппом. Болезнь прогрессирует и к середине июня становится ясно, что поэт с ней не справится, 18 июня он умирает. На момент смерти Горькому было 69 лет.

3 класс, 7 класс, 8 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

- (АНТ 20) отечественный 8 моторный агитационный самолет. Построен в 1 экземпляре в 1934; в то время самый большой самолет в мире. Главный конструктор А. Н. Туполев. Размах крыльев 63 м, масса 42 т. 72 пассажира и 8 человек экипажа. Потерпел… … Большой Энциклопедический словарь

Советский восьмимоторный агитационный самолёт конструкции А. И. Туполева (см. в статье Ту). Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 … Энциклопедия техники

- (Алексей Максимович Пешков) (1868 1936 гг.) писатель, литературный критик и публицист Всё в Человеке всё для Человека! Нет людей чисто беленьких или совершенно черненьких; люди все пестрые. Один, если он и велик, все таки мал. Все относительно на … Сводная энциклопедия афоризмов

- «МАКСИМ ГОРЬКИЙ» (АНТ 20), отечественный 8 моторный агитационный самолет. Построен в единственном экземпляре в 1934; в то время самый большой самолет в мире. Главный конструктор А. Н. Туполев (см. ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич) . Размах крыльев 63 м … Энциклопедический словарь

МАКСИМ ГОРЬКИЙ - Русский писатель, основоположник концепции социалистического реализма в литературе. Максим Горький псевдоним. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Алексей Максимович Пешков родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде*. В девятилетнем возрасте… … Лингвострановедческий словарь

«МАКСИМ ГОРЬКИЙ» - 1) АНТ 20, сов. агитац. самолёт конструкции А.Н. Туполева. Построен в 1934 в 1 экз., в то время самый большой самолёт в мире. «М. Г.» цельнометаллич. моноплан с 8 двигателями по 662 кВт (ок. 900 л.с.), шасси неубираемое. Дл. 32,5 м,… … Военный энциклопедический словарь

Максим Горький - 393697, Тамбовской, Жердевского …

Максим Горький (2) - 453032, Башкортостан Республики, Архангельского … Населённые пункты и индексы России

«Максим Горький» Энциклопедия «Авиация»

«Максим Горький» - «Максим Горький» — советский восьмимоторный агитационный самолёт конструкции А. И. Туполева (см. в статье Ту) … Энциклопедия «Авиация»

Книги

  • Максим Горький. Малое собрание сочинений , Максим Горький. Максим Горький одна из ключевых фигур советской литературы, основоположник метода социалистического реализма. Он прошел путь от начинающего автора романтических произведений до писателя с…
  • Максим Горький. Книга о русских людях , Максим Горький. Пожалуй, только Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчестве историю, быт и культуру России первой трети ХХ века. Это относится не только к его прозе и…

Алексей Максимович Пешков родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. Рано лишился родителей, жил в семье деда, испытал много бед и лишений с раннего детства. Этим объясняют его псевдоним - Горький , который он взял в 1892 году, подписав им рассказ «Макар Чудра», напечатанный в газете. Это не столько псевдоним-френоним - псевдоним, указывающий на главную черту характера автора или главную особенность его творчества. Зная доподлинно о тяжелой жизни, писатель описывал горькую участь обездоленных. Впечатления начала своей жизни Горький описал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Творческая деятельность

С 1892 года начинающий писатель публиковал в газетах фельетоны, обозрения. В 1898 году вышел его двухтомник «Очерки и рассказы», сделавший Максима Горького известным автором-революционером и привлекшие к нему внимание властей. Этот период в жизни писателя характерен поиском героического в жизни. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» были восторженно встречены передовой молодежью.

В начале ХХ века Горький окончательно подчинил свое творчество служению революции. За участие в революционном движении в 1905 гшоду писатель был заключен в Петропавловскую крепость, однако под влиянием мировой общественности властям пришлось освободить его. Чтобы избежать преследований партия послала Горького в 1906 году в Америку. Впечатления о стране и о том времени описаны в очерках «Город желтого дьявола», «Прекрасная Франция», «Мои интервью». Первый раз за границей Горький пробыл недолго.

Эмиграция и возвращение в СССР

Октябрьскую революцию Горький встретил без особого восторга, но продолжал свою творческую деятельность и написал множество патриотических произведений. В 1921 году он был вынужден эмигрировать за границу, по одной версии - по настоянию В.И.Ленина, для лечения туберкулеза, по другой - из-за идеологических разногласий с установившейся властью. И только в 1928 году приезжает в Россию по личному приглашению Сталина. Окончательно возвращается на Родину писатель в 1932 году, и надолго остается «главой советской литературы», создает новые журналы и серии книг, становится инициатором создания «Союза советских писателей». Несмотря на большую общественную работу, продолжает творческую деятельность.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя была так же насыщена, как и творческая, но не настолько счастливая. В разное время у него было несколько длительных романов, но женат он был на одной женщине - Е.П.Пешковой (Волжиной). У них было двое детей, но дочь умерла во младенчестве, остался единственный сын Максим. В 1934 году Максим трагически погиб.

Скончался Алексей Максимович Горький в 1936 году, кремирован и похоронен в Москве, на Красной площади. Вокруг его смерти, как и гибели сына, до сих пор ходят противоречивые слухи.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Горький Максим Го́рький Максим

настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков (1868-1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник «Очерки и рассказы» (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, «свободной» морали были изображены (не без влияния ницшеанства) так называемые босяки. В романе «Мать» (1906-07) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса «На дне», 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека. В «окуровском» цикле (роман «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910-11) - пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в неё революционных настроений. Проблема русского национального характера в цикле рассказов «По Руси» (1912-17). В публицистической книге «Несвоевременные мысли» (отдельное изд. - 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал её преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-1916), «Мои университеты» (1922). Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах («Егор Булычов и другие», 1932), в незавершённом романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (т. 1-4, 1925-36). За границей (1921-31) и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы (в том числе теории социалистического реализма).

ГОРЬКИЙ Максим

ГО́РЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) , русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. «Серебряного века (см. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК) ») и советской литературы.
Происхождение, образование, мировоззрение
Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и материализма И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) до позитивизма Ж. М. Гюйо (см. ГЮЙО Жан Мари) , романтизма Дж. Рескина (см. РЕСКИН Джон) и пессимизма А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) . В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова (см. ЛАВРОВ Петр Лаврович) стояли книги Э. Гартмана (см. ГАРТМАН Эдуард) , М. Штирнера (см. ШТИРНЕР Макс) и Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих) .
Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и - парадоксальным образом - породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич) , 1912).
Ранний Горький (1892-1905)
Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией - А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко (см. КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович) , опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович) и Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) .
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 - начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным (см. ЛЕНИН Владимир Ильич) . Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» (см. ЗНАНИЕ (книгоиздательское товарищество)) и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского (см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич) в Московском художественном театре (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР) (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов (см. КАЧАЛОВ Василий Иванович) , И. М. Москвин (см. МОСКВИН Иван Михайлович) , О. Л. Книппер-Чехова (см. КНИППЕР-ЧЕХОВА Ольга Леонардовна) и др.). В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
Между двух революций (1905-1917)
После поражения революции 1905-1907 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-1914), «В людях» (1915-1916), цикл рассказов «По Руси» (1912-1917). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич) и А. А. Богдановым (см. БОГДАНОВ Александр Александрович) проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна (см. МАНН Томас) , Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?»
Годы эмиграции (1917-28)
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь» (см. НОВАЯ ЖИЗНЬ (газета меньшевиков)) ; 1917-1918; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин (см. ЗАМЯТИН Евгений Иванович) , А. М. Ремизов (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович) , В. Ф. Ходасевич (см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович) , В. Б. Шкловский (см. ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович) и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература» (см. ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА) , открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш (см. ФОРШ Ольга Дмитриевна) «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина (см. ФЕДИН Константин Александрович) «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 гг. Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым (см. ЛЕОНОВ Леонид Максимович) , В. В. Ивановым (см. ИВАНОВ Всеволод Вячеславович) , А. А. Фадеевым (см. ФАДЕЕВ Александр Александрович) , И. Э. Бабелем (см. БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович) и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 1920-х гг.
Возвращение
В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник, он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia» (см. АКАДЕМИЯ (издательство)) , книжные серии «История фабрик и заводов» (см. ИСТОРИЯ ФАБРИК И ЗАВОДОВ) , «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба» (см. ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЕБА) , а также Литературный институт (см. ) , затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР (см. СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР) , созданный по его инициативе.
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына - Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Горький Максим" в других словарях:

    Псевдоним знаменитого писателя Алексея Максимовича Пешкова (см.). {Брокгауз} Горький, Максим (наст. фам. Пешков, Алексей Максим.), известный беллетрист, р. 14 марта 1869 в Нижн. Новгороде, с. обойщика, подмастерье малярного цеха. {Венгеров} … … Большая биографическая энциклопедия

    Горький, Максим литературное имя известного писателя Алексея Максимовича Пешкова. Родился в Нижнем Новгороде 14 марта 1868 г. По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.… … Биографический словарь

    - (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) , русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник… … Большая советская энциклопедия

    - (наст. имя Пешков Алексей Максимович) (1868 1936) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Горький Максим биография На дне, 1902 *) В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин) Чело век! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че ло век! Надо… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (псевд.; наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868 1936), рус. сов. писатель, основоположник лит ры социалистич. реализма. Был активным пропагандистом творчества Л., содействовал изданию его соч. в изд ве «Всемирная литература». В 1919 Г … Лермонтовская энциклопедия

(Алексей Максимович Пешков) родился в марте 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра. Начальное образование он получил в Слободско-Кунавинском училище, которое окончил в 1878 г. С этого времени началась для Горького трудовая жизнь. В последующие годы он сменил множество профессий, объехал и обошел половину России. В сентябре 1892 г., когда Горький жил в Тифлисе, в газете«Кавказ» был опубликован его первый рассказ «Макар Чудра». Весной 1895 г. Горький, переехав в Самару, стал сотрудником «Самарской газеты», в которой вел отделы ежедневной хроники «Очерки и наброски» и «Между прочим» . В том же году появились такие его известные рассказы, как «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Однажды осенью», «Дело с застежками» и другие, а в одном из номеров «Самарской газеты» была напечатана знаменитая «Песня о Соколе». Фельетоны, очерки и рассказы Горького вскоре обратили на себя внимание. Его имя стало известно читателям, силу и легкость его пера оценили собратья-журналисты.


Переломный этап в судьбе писателя Горького

Переломным в судьбе Горького стал 1898 г., когда отдельным изданием вышли два тома его сочинений. Рассказы и очерки, печатавшиеся до этого в различных провинциальных газетах и журналах, впервые были собраны вместе и стали доступны массовому читателю. Издание имело чрезвычайный успех и мгновенно разошлось. В 1899 г. точно так же разошлось новое издание в трех томах. В следующем году начали печататься собрания сочинений Горького. В 1899 г. появилась его первая повесть «Фома Гордеев», также встреченная с необычайным воодушевлением. Это был настоящий бум. За считанные годы Горький превратился из никому неведомого писателя в живого классика, в звезду первой величины на небосклоне русской литературы. В Германии сразу шесть издательских фирм взялись переводить и издавать его сочинения. В 1901 г. появились роман «Трое» и «Песня о Буревестнике ». Последняя была немедленно запрещена цензурой, однако это нисколько не помешало ее распространению. По свидетельству современников, «Буревестника» перепечатывали в каждом городе на гектографе, на пишущих машинках, переписывали от руки, читали на вечерах среди молодежи и в рабочих кружках. Многие люди знали ее наизусть. Но подлинно мировая слава пришла к Горькому после того, как он обратился к театру . Первая его пьеса «Мещане» (1901), поставленная в 1902 г. Художественным театром, шла потом во многих городах. В декабре 1902 г. состоялась премьера новой пьесы «На дне », которая имела у зрителей совершенно фантастический, невероятный успех. Постановка ее МХАТом вызвала целую лавину восторженных откликов. В 1903 г. началось шествие пьесы по сценам театров Европы. С триумфальным успехом она шла в Англии, Италии, Австрии, Голландии, Норвегии, Болгарии и Японии. Горячо встретили «На дне» в Германии. Только театр Рейнгардта в Берлине при полном аншлаге сыграл ее более 500 раз!

Секрет успеха молодого Горького

Секрет исключительного успеха молодого Горького объяснялся прежде всего его особым мироощущением. Как и все великие писатели, он ставил и решал «проклятые» вопросы своего века, но делал это по-своему, не так, как другие. Главное различие заключалось даже не столько в содержании, сколь­ко в эмоциональной окраске его сочинений. Горький пришел в литературу в тот момент, когда обозначился кризис старого критического реализма и начали изживать себя темы и сюжеты великой литературы XIX в. Трагическая нота, всегда присутствовавшая в произведениях знаменитых русских классиков и придававшая их творчеству особый - скорбный, страдальческий привкус, уже не пробуждала в обществе прежнего подъема, а вызывала лишь пессимизм. Русскому (да и не только русскому) читателю приелось переходящее со страниц одного произведения в другое изображение Страдающего Человека, Униженного Человека, Человека, Которого Надо Жалеть. Ощущалась настоятельная потребность в новом положительном герое, и Горький был первым, кто откликнулся на нее - вывел на страницах своих рассказов, повестей и пьес Человека-Борца , Человека, способного Одолеть Зло Мира . Его бодрый, вселяющий надежду голос громко и уверенно зазвучал в спертой атмосфере российского безвременья и скуки, общую тональность которой определяли произведения вроде «Палаты № 6» Чехова или «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина. Неудивительно, что героический пафос таких вещей, как «Старуха Изергиль» или «Песня о Буревестнике», был подобен для современников глотку свежего воздуха.

В старом споре о Человеке и его месте в мире Горький выступил как горячий романтик. Никто в русской литературе до него не создавал такого страстного и возвышенного гимна во славу Человека. Ибо во Вселенной Горького совсем нет Бога, всю ее занимает Человек, разросшийся до кос­мических масштабов. Человек, по Горькому, это - Абсолютный дух, кото­рому следует поклоняться, в которого уходят и из которого берут начало все проявления бытия. («Человек - вот правда! - восклицает один из его героев. - ...Это огромно! В этом - все начала и концы... Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!») Впрочем, изображая в ранних своих творениях «выламывающегося» Человека, Человека, порывающего с мещанской средой, Горький еще не до конца сознавал ко­нечную цель этого самоутверждения. Напряженно размышляя над смыслом жизни, он поначалу отдал дань учению Ницше с его прославлением «сильной личности», но ницшеанство не могло всерьез удовлетворить его. От прославления Человека Горький пришел к идее Человечества. Под этим он понимал не просто идеальное, благоустроенное общество, объединяю­щее всех людей Земли на пути к новым свершениям; Человечество представлялось ему как единое надличностное существо, как «коллективный разум», новое Божество, в котором окажутся интегрированы способности многих отдельных людей. Это была мечта о далеком будущем, начало которому надо было положить уже сегодня. Наиболее полное ее воплощение Горький нашел в социалистических теориях.

Увлечение Горького революцией

Увлечение Горького революцией логично вытекало как из его убеждений, так и из отношений его с российскими властями, которые не могли оставаться хорошими. Произведения Горького революционизировали общество силь­нее любых зажигательных прокламаций. Поэтому не удивительно, что у него было много недоразумений с полицией. События Кровавого воскресенья, происходившие на глазах писателя, побудили его написать гневное обраще­ние «Ко всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств». «Мы заявляем, - говорилось в нем, - что далее подобный порядок не должен быть терпим, и приглашаем всех граждан России к немедленной и упорной борьбе с самодержавием». 11 января 1905 г. Горький был арестован, а на следующий день заключен в Петропавловскую крепость. Но известие об аресте писателя вызвало такую бурю протестов в России и за рубежом, что игнорировать их было никак нельзя. Через месяц Горького отпустили под крупный денежный залог. Осенью того же года он вступил в члены РСДРП, каковым оставался до 1917 г.

Горький в эмиграции

После подавления декабрьского вооруженного восстания, которому Горький открыто сочувствовал, ему пришлось эмигрировать из России. По заданию ЦК партии он отправился в Америку для сбора путем агитации денег в кассу большевиков. В США он закончил «Врагов» - самую революционную из своих пьес. Здесь же в основном был написан роман «Мать», задумывавшийся Горьким как своего рода Евангелие социализма. (Роман этот, имеющий центральной идеей воскресение из мрака человеческой души, наполнен христианской символикой: по ходу действия многократно обыгрывается аналогия между революционерами и апостолами первоначального христианства; друзья Павла Власова сливаются в грезах его матери в образ коллективного Христа, причем сын оказывается в центре, сам Павел ассоциируется с Христом, а Ниловна - с Богоматерью, которая жертвует сыном ради спасения мира. Центральный эпизод романа - первомайская демонстрация в глазах одного из героев превращается в «в крестный ход во имя Бога Нового, Бога света и правды, Бога разума и добра». Путь Павла, как известно, кончается крестной жертвой. Все эти моменты были глубоко продуманы Горьким. Он был уверен, что в приобщении народа к социалистическим идеям очень важен элемент веры (в статьях 1906 г. «О евреях» и «О Бунде» он прямо писал, что социализм - это «религия масс»). Один из важных моментов мировоззрения Горького состоял в том, что Бог создается людьми, придумывается, конструируется ими, чтобы заполнить пустоту сердца. Таким образом, старые боги, как это неоднократно бывало в мировой истории, могут умереть и уступить место новым, если народ поверит в них. Мотив богоискательства был повторен Горьким в написанной в 1908 г. повести «Исповедь». Ее герой, разочаровавшись в официальной религии, мучительно ищет Бога и находит его в слиянии с рабочим народом, который и оказывается, таким образом, истинным «коллективным Богом».

Из Америки Горький отправился в Италию и поселился на острове Капри. В годы эмиграции он написал «Лето» (1909), «Городок Окуров» (1909), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910), пьесу «Васса Железнова», «Сказки об Италии» (1911), «Хозяин» (1913), автобиографическую повесть «Детство» (1913).

Возвращение Горького в Россию

В конце декабря 1913 г., воспользовавшись всеобщей амнистией, объявленной по случаю 300-летия Романовых, Горький вернулся в Россию и поселился в Петербурге. В 1914 г. он основал свой журнал «Летопись» и издательство «Парус». Здесь в 1916 г. была опубликована его автобиографическая повесть «В людях» и цикл очерков «По Руси».

Февральскую революцию 1917 г. Горький принял всей душой, но к дальнейшим событиям, и в особенности к октябрьскому перевороту, его отношение было очень неоднозначным. Вообще мироощущение Горького после революции 1905 г. претерпело эволюцию и стало более скептическим. При всем том, что его вера в Человека и вера в социализм осталась неизменной, он испытывал сомнение в отношении того, что современный русский рабочий и современный русский крестьянин способны воспринять светлые социалистические идеи так, как должно. Уже в 1905 г. его поразил рев разбуженной народной стихии, вырвавшийся наружу сквозь все социальные запреты и грозивший потопить жалкие островки материальной культуры. Позже появилось несколько статей, определяющих отношение Горького к русскому народу. Большое впечатление на современников произвела его статья «Две души», появившаяся в «Летописях» в конце 1915 г. Отдавая в ней должное богатству души русского народа, Горький все же относился к его историческим возможностям с большим скепсисом. Русский народ, писал он, мечтателен, ленив, его бессильная душа может вспыхнуть красиво и ярко, но горит она недолго и быстро угасает. Посему русской нации обязательно необходим «внешний рычаг», способный сдвинуть ее с мертвой точки. Однажды роль «рычага» сыграл . Теперь пришла пора новых свершений, и роль «рычага» в них должна выполнить интеллигенция, прежде всего революционная, но также научно-техническая и творческая. Она должна принести в народ западную культуру и привить ему активность, которая убьет в его душе «ленивого азиата». Культура и наука были, по мысли Горького, как раз той силой (а интеллигенция - носителем этой силы), которая «позволит нам преодолеть мерзость жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости, к красоте жизни, к свободе» .

Эту тему Горький развил в 1917-1918 гг. в своей газете «Новая жизнь», в которой опубликовал около 80 статей, объединенных потом в две книги «Революция и культура» и «Несвоевременные мысли». Суть его взглядов заключалась в том, что революция (разумное преобразование общества) должна в корне отличаться от «русского бунта» (бессмысленно его разрушающего). Горький был убежден, что страна сейчас не готова к созидательной социалистической революции, что сначала народ «должен быть прокален и очищен от рабства, вскормленного в нем, медленным огнем культуры».

Отношение Горького к революции 1917 года

Когда Временное правительство все-таки было свергнуто, Горький резко выступает против большевиков. В первые месяцы после октябрьского переворота, когда разнузданная толпа громила дворцовые погреба, когда совершались налеты и грабежи, Горький с гневом писал о разгуле анархии, об уничтожении культуры, о жестокости террора. В эти трудные месяцы отношения его с обострились до крайности. Последовавшие затем кровавые ужасы Гражданской войны произвели на Горького угнетающее впечатление и избавили его от последних иллюзий по отношению к русскому мужику. В книгу «О русском крестьянстве» (1922), вышедшую в Берлине, Горький включил много горьких, но трезвых и ценных наблюдений над отрицательными сторонами русского характера. Глядя правде в глаза, он писал: «Жестокость форм революции я объясняю исключительно жестокостью русского народа». Но из всех социальных слоев русского общества наиболее повинным в ней он считал крестьянство. Именно в крестьянстве писатель увидел источник всех исторических бед России.

Отъезд Горького на Капри

Между тем переутомление и дурной климат вызвали у Горького обострение туберкулеза. Летом 1921 г. он принужден был вновь уехать на Капри. Следующие годы были заполнены для него напряженным трудом. Горький пишет завершающую часть автобиографической трилогии «Мои Университеты» (1923), роман «Дело Артамоновых» (1925), несколько рассказов и первые два тома эпопеи «Жизнь Клима Самгина» (1927-1928) - поразительной по своему охвату картины интеллектуальной и социальной жизни России последних десятилетий перед революцией 1917 г.

Принятие Горьким социалистической действительности

В мае 1928 г. Горький вернулся в Советский Союз. Страна поразила его. На одном из собраний он признался: «Мне так кажется, что я в России не был не шесть лет, а по крайней мере двадцать». Он жадно стремился узнать эту незнакомую ему страну и тотчас начал ездить по Советскому Союзу. Итогом этих путешествий стала серия очерков «По Союзу Советов».

Работоспособность Горького в эти годы была поразительна. Кроме многосторонней редакторской и общественной работы, он много времени отдает публицистике (за последние восемь лет жизни им опубликовано около 300 статей) и пишет новые художественные произведения. В 1930 г. Горький задумал драматическую трилогию о революции 1917 г. Закончить он успел только две пьесы: «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933). Также неоконченным остался четвертый том «Самгина» (третий вышел в 1931 г.), над которым Горький работал в последние годы. Роман этот важен тем, что Горький прощается в нем со своими иллюзиями по отношению к русской интеллигенции. Жизненная катастрофа Самгина - это катастрофа всей русской интеллигенции, которая в переломный момент русской истории оказалась не готовой к тому, чтобы стать во главе народа и сделаться организующей силой нации. В более общем, философском, смысле это означало поражение Разума перед темной стихией Масс. Справедливое социалистическое общество, увы, не развилось (и не могло развиться - в этом Горький теперь был уверен) само собой из старого русского общества, так же как из старого Московского царства не могла родиться Российская империя. Для торжества идеалов социализма следовало применить насилие . Поэтому нужен был новый Петр.

Надо думать, сознание этих истин во многом примирило Горького с социалистической действительностью. Известно, что ему не очень нравился - с гораздо большей симпатией он относился к Бухарину и Каменеву . Однако отношения его с генсеком оставались ровными до самой смерти и не были омрачены ни одной крупной ссорой. Более того, Горький поставил на службу сталинскому режиму свой огромный авторитет. В 1929 г. вместе с некоторыми другими писателями он объехал сталинские лагеря, посетил и самый страшный из них на Соловках. Итогом этой поездки стала книга, впервые в истории русской литературы прославившая подневольный труд. Горький без колебания приветствовал коллективизацию и писал в 1930 г. Сталину: «...социалистическая революция принимает подлинно социалистический характер. Это - переворот почти геологический и это больше, неизмеримо больше и глубже всего, что было сделано партией. Уничтожается строй жизни, существовавший тысячелетия, строй, который создал человека крайне уродливо своеобразного и способного ужаснуть своим животным консерватизмом, своим инстинктом собственника ». В 1931 г. под впечатлением процесса «Промпартии» Горький пишет пьесу «Сомов и другие», в которой выводит инженеров-вредителей.

Надо, впрочем, помнить, что в последние годы жизни Горький был тяжело болен и многого из того, что творилось в стране, он не знал. Начиная с 1935 г. под предлогом болезни к Горькому не пускали неудобных людей, не передавали ему их письма, специально для него печатали номера газет, в которых отсутствовали наиболее одиозные материалы. Горький тяготился этой опекой и говорил, что «его обложили», но ничего поделать уже не мог. Умер он 18 июня 1936 г.