Мемориальный музей мастерская с т коненкова история. Мемориальный музей-мастерская Коненкова

Адрес: ул. Тверская, строение 17.

Как добраться: рекомендуем воспользоваться услугами столичного метрополитена, чтобы без лишних трудностей достаться к музею, и проехать к станции «Тверская», «Пушкинская» или «Чеховская» в зависимости от того, по которой ветке Вы будете ехать.

Время работы: каждый день с 11:00 до 19:00, кроме выходных. Выходные – понедельник, вторник и последняя пятница месяца.


Мастерская С.Т. Коненкова является одним из филиалов Российской Академии художеств. Свою историю ведет с 1974 года, когда в честь столетнего юбилея Сергею Коненкову был открыт музей по распоряжению правительства.
Здесь представлена крупнейшая коллекция скульптур Коненкова и составляет более 5 тысяч единиц хранения. Посетив музей, Вы увидите само помещение мастерской, а также жилые помещения на втором этаже, гостиную и холл. В мастерской находятся произведения скульптура, которые были созданы в 1890-1910 годах.


Кроме скульптур Коненков создавал и прекрасные портреты, доказательством которых являются портреты Альберта Эйнштейна, Ивана Павлова, Максима Горького и других знаменитых личностей. Портрет Альберта Эйнштейна был создан в 1935 году и с тех пор считается самым лучшим изображением великого ученого всех времен.
Наиболее уникальными экспозициями выставочной композиции мемориального музея-мастерской С.Т. Коненкова, на которые советуем обратить внимание, являются портрет Баха, совершено гармоничная женская фигура «Магнолия». Также особого внимания заслуживают еще два рисунка – космогония «Самсон» и «Апокалипсис». В этих рисунках создана собственная версия Коненкова мифа о том, как была создана Вселенная.


В общем, мемориальный музей-мастерская С.Т. Коненкова не очень большая, но здесь представлена наиболее полная выставочная экспозиция, которая равномерно отражает этапы творческой деятельности великого скульптора отечества ХХ века.
Вблизи от музея находится прекрасно оформленный сад Эрмитаж , который обладает чрезвычайной красотой.

Музей Коненкова (скульптора) расположен в Москве, по адресу: ул. Тверская, д. 17. В этой статье вы узнаете о том, что можно увидеть сегодня в этом здании. Нас также интересует все, что связано с таким известным человеком, как С. Коненков: мемориальный музей-мастерская, творчество скульптора и его биография.

Церковь св. Дмитрия Солунского

Здание, в котором находится Мемориальный музей Коненкова, - объект культурного наследия нашей страны, памятник культуры и истории. На этом месте раньше располагалась церковь св. Дмитрия Солунского. В 1625 году был основан этот храм и перестроен был в стиле ампир в начале XIX века. Он задавал архитектурный облик всей Страстной площади, которая называется сегодня Пушкинской. Рядом с церковью находилось в 1920-е годы известное литературное кафе "Стойло Пегаса", которое посещали имажинисты. Часто сюда заходили А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Дункан, А. Таиров и другие.

Жилой комплекс на месте церкви

Церковь в 1934 году была разобрана. В 1939-1941 гг. на ее месте построили жилой дом по проекту А.Г. Мордвинова, известного архитектора. Он является также автором целого ряда зданий, расположенных на Тверской. Из светлого кирпича выполнены массивные стены здания. Фасад был украшен балконами, затейливыми рельефами, башенками восточного типа и эркерами. Статуя балерины венчала угловую башню. Автор ее - скульптор Мотовилов. Из-за плохой сохранности в конце 1950 года было принято решение демонтировать статую.

Чем знаменит дом по проекту Мордвинова?

Дом интересен, кроме архитектурных особенностей, и знаменитыми людьми, которые жили в нем. В разное время его обитателями являлись А.Б. Гольденвейзер, музыкант, квартира которого является сегодня филиалом музея им. Глинки, М.И. Гудков, авиаконструктор, Г.И. Горин, сатирик и драматург.

До 1950 года памятник А.С. Пушкину находился в начале Тверского бульвара. Он был создан А.М. Опекушиным, знаменитым скульптором, в 1880 году. Этот памятник нравился Сергею Тимофеевичу. Очень был рад тому, что может видеть его из окон мастерской, и скульптор Коненков.

Музей-мастерская, расположенная сейчас на месте жилого дома, имеет свою историю. Расскажем о том, как он был создан.

Создание музея

На Тверской улице, в доме №17, с 1947 по 1971 год жил После его смерти вышло постановление правительства, по которому решено было создать в квартире-мастерской, где жил и работал Коненков (скульптор), мемориальный музей. Академия художеств СССР и Министерство культуры проводили работу по формированию его коллекции, экспозиции. К столетнему юбилею скульптора, в 1974 году, был открыт этот музей. Творчество скульптора С. Коненкова представлено в нем максимально полно.

Что представляет собой музей Коненкова?

Он включает в себя помещение мастерской, а также мемориальную часть: кабинет, расположенные на втором этаже жилые комнаты, гостиную и холл. Удалось сохранить до сегодняшних дней все особенности интерьера, который был выполнен по личному проекту Коненкова. На сегодняшний день представленная здесь экспозиция является наиболее значительным и крупным собранием работ этого мастера. Она представляет наиболее полно все этапы его творческой биографии. Большую ценность имеет обширная библиотека, рукописи книг и статей, записные книжки Коненкова, фонд фотографий, которые включают в себя изображение произведений мастера, оставшихся в США.

Музей сегодня сотрудничает с галереями и выставочными залами страны. В его стенах проходят выставки работ не только самого Коненкова, но и его учеников, а также произведений молодых художников и скульпторов.

Вестибюль

Знаменитый автопортрет Коненкова, выполненный из гипса (1954 год), расположен в вестибюле. Он был отмечен Ленинской премией. Также здесь находится один из самых поэтических и утонченных женских образов - портрет супруги скульптора, созданный в 1918 году из дерева. В вестибюле представлена оригинальная мебель работы мастера, выполненная из корней и пней (кресла "Удав", "Сова", "Лебедь" и др.), в которой образы и формы заимствованы из природы. Одной из интереснейших достопримечательностей собрания является этот уникальный гарнитур.

Помещение мастерской

В помещении мастерской размещена основная экспозиция. Здесь представлены ранние произведения, относящиеся к ученическому периоду: "Камнебоец" (1897 год), "Читающий татарин" (1893 год), работы "серебряного века", в частности, произведения, вошедшие в сокровищницу скульптуры нашей страны. Это, например, "Бах" - жемчужина интересующего нас музея, работа, в которой автор поднялся до монументального синтетического образа, необычайного по силе обобщения; несколько композиций на тему "Самсона", "Паганини".

"Лесная серия" и женские портреты

Знаменитая "Лесная серия" вызывает неизменный интерес многих посетителей этого музея. Творчество скульптора С. Коненкова раскрывает национальный русский характер и демонстрирует высокое мастерство его в обработке дерева. К этой серии принадлежат такие работы, как рельеф "Пиршество" (1910 год), "Мы - ельнинские" (1942), "Лесовик" (1909), "Старенький старичок" (1909), а также созданная в 1916 году работа "Вакх с малахитовыми глазами". Стоит заметить, что дерево являлось не только материалом для сказочных и фантастических образов в творчестве Коненкова. Скульптор, мастерски используя пластические свойства этого материала, создал в 1918 году портрет М.И. Коненковой, полный обаяния, а также гармонически совершенную фигуру женщины "Магнолия" в 1934 году.

Портреты современников

Сергей Тимофеевич за долгую творческую жизнь создал прекрасную галерею портретов различных его современников, выдающихся деятелей науки и культуры, в которых проявился его уникальный дар тонко чувствовать особенности духовного богатства и характера личности, ее индивидуальность. Среди них можно отметить Альберта Эйнштейна, Ивана Павлова, Чарльза Гильдера, Сергея Рахманинова, Надежды Плевицкой, Николая Фешина, Максима Горького, а также известные портреты внучки этого писателя, Пешковой Марфы Максимовны, и Ниночки, ее дочери - произведения, которые характеризуются богатством эмоциональных нюансов. Все они полны состояния внутреннего покоя и чистоты.

В 1935 году Сергей Коненков, скульптор, без сомнения, талантливый, создал портрет Альберта Эйнштейна. Он считается и до сегодняшнего дня одним из самых удачных изображений этого великого ученого. Выполненный в 1933 году портрет Федора Достоевского считается вершиной творчества Коненкова. В нем мастеру удалось передать всю сложную гамму различных и создать полный внутреннего психологизма и трагизма образ.

Религиозная тематика в творчестве Коненкова

В творчестве Коненкова в конце 1920-х годов появляются совершенно новые пластические и сюжетные мотивы - скульптор обращается к религиозной тематике. Евангельский цикл является всеобъемлющим и единственно полным выражением религиозных поисков Коненкова в скульптуре. В музее представлены следующие работы: созданный из гипса в 1928 году "Пророк", из терракоты в 1928 - "Иоанн" и "Иаков", а также изображения Христа в гипсе и дереве.

Последние работы Коненкова

Скульптор в последние годы жизни увлекался, прежде всего, пластическими экспериментами. Им были сделаны попытки соединить различные виды искусства, которые выразились в синтезе живописи и скульптуры, стремлении соединить последнюю со звуком и движением. Все это находит воплощение в "Космосе", музыкальном скульптурном инструменте, который можно считать одной из первых в русском искусстве инсталляций периода 1950-х годов.

Коненков до конца жизни оставался смелым экспериментатором и новатором в искусстве, широчайшей эрудиции человеком, мыслителем, который глубоко переживал события того времени. Поэтому можно сказать, что недаром он назвал свой завершающий труд "Мой век".

Краткая биография Коненкова

Итак, мы описали музей Коненкова. Скульптор этот родился в 1874 году, 28 июня, в селе Караковичи (сегодня оно находится в Смоленской области, Ельнинском районе). Ниже представлен его портрет работы Павла Корина.

По национальности он белорус, вырос в крестьянской семье. Коненков учился в МУЖВЗ, после чего - у профессора Беклемишева в Санкт-Петербурге, в Высшем художественном училище. Его дипломная работа ("Самсон, разрывающий узы") была сочтена слишком революционной и уничтожена по распоряжению Академии художеств.

В 1897 году совершает поездки в Германию, Италию и Францию скульптор Коненков. Биография его в это время отмечена тем, что он выступил в конце XIX века с "Камнебойцем", реалистической скульптурой. Коненкова застали в Москве революционные события 1905 г. Он создает под их впечатлением цикл портретов участников столкновений на Пресне. Также в 1905 году он оформляет кафе Филиппова, расположенное на Тверской, а в 1910 создает барельеф "Пиршество".

Скульптор Коненков, работы которого нас интересуют, в 1912 году посетил Египет и Грецию. В это время он трудился над "Лесной серией". В ней широко использовано дерево, представлены различные приемы его обработки. Лес для Коненкова - символ красоты, воплощение стихийных сил природы. Скульптор использует методы народной резьбы, творчески переосмысливает в своих произведениях образы старинных преданий. Параллельно с этим циклом он работает также над "греческим" ("Горус" и "Юноша").

Этот скульптор одним из первых русских мастеров рубежа XIX-XX веков изобразил обнаженное женское тело. Часто его работы выдержаны в традициях деревянной резьбы, народного русского искусства. Отметим здесь "Кариатиду (1918 год), "Жар-птицу" (1915), "Крылатую" (1913).

Коненков Октябрьскую революцию поддержал, участвовал в реализации плана так называемой монументальной пропаганды. Им был создан, в частности, для Красной площади памятник "Степан Разин".

Коненков в 1922 году женился на Воронцовой Маргарите Ивановне и отправился в США. Здесь супруги прожили 22 года (в основном в Нью-Йорке). К этому периоду его творчества относятся работы, связанные с размышлениями на темы "Апокалипсиса", Библии. Это рисунки, на которых изображены апостолы, пророки, Христос, а также эскизы к космогониям.

Похоронен Сергей Коненков на Новодевичьем кладбище в Москве.

Итак, мы рассмотрели мемориальный музей и творчество скульптора С. Коненкова. Его работы сегодня известны не только в нашей стране, но и во всем мире.

Мемориальный музей-мастерская имени С.Т. Коненкова был открыт в 1974 году. Музей является одним из филиалов Российской академии художеств.

Внутри посетителей ждут несколько залов: большой холл, кабинет, квартира и мастерская художника. Интерьер в музее выполнен по проектам самого мастера. Обстановка сохранила тот вид, каким он был при жизни Коненкова — вплоть до расположения мебели, скульптур и деталей интерьера. Посетитель попадет именно в то место, где художник жил свои последние 24 года.

Сама экспозиция размещена в помещении мастерской. Коллекция экспонатов раскрывает как творческую, так и обыденную сторону жизни мастера. В ней представлены работы, которые Коненков создал в США и перевез в СССР после своего возвращения.

Особое место в экспозиции занимает коллекция рисунков, объединенная темой «Космос». В этих работах автор размышлял о сотворении вселенной и о том, какое место в ней занимает человек.


Помимо этого, в музее представлены многочисленные фотографии и документы, рассказывающие о жизни Коненкова. На выставке демонстрируются работы художника — бюсты Достоевского, Эйнштейна, изображение Христа.

Режим работы:

  • вторник, среда, пятница-воскресенье — с 12.00 до 20.00;
  • четверг — с 13.00 до 21.00;
  • понедельник и последняя пятница месяца — выходной.

Стоимость билетов:

  • полный — 80 рублей;
  • льготный — 40 рублей;
  • экскурсионный — 150 рублей.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

В настоящее время Музей скульптора С.Т. Конёнкова насчитывает около сотни потрясающих произведений. Сергей Тимофеевич был неординарной и очень разносторонней личностью, всегда действовал согласно своему настроению и вдохновению, от этого и его работы были совершенно разными и неожиданными. Все скульптуры в музее размещены по темам: революционная, религиозная темы, портреты деятелей литературы, искусства и науки, образы детей и простых рабочих людей. Материалами для работ Конёнкова были гипс, мрамор, дерево и бронза.

1. На первом этаже при входе разместился знаменитый автопортрет, за который Конёнков был удостоен в 1957 году Ленинской премии.

2. В зале первого этажа - скульптуры писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.В. Маяковского, А.М. Горького, Ф.М. Достоевского; портреты ученых: Ч.Дарвина, И.П. Павлова, В.Ф. Купревича и многих других; скульптурные фигуры известных библейских героев, главным из которых является "Сын человеческий".

3. Христианская тема - одна из ведущих в творчестве С.Т. Конёнкова. Христианство привлекало его как человека и как художника. Иисус Христос - одно из самых прекрасных творений мастера.


Сын человеческий (1933)

4. В Италии в 1928 году Конёнков создал образы апостолов веры. Главенствующей фигурой этой сюиты стал Пророк - предвестник трагических событий, развернувшихся в стране, где к власти пришёл фашизм.


Пророк (1928)

5. К образу библейского героя Самсона Конёнков обращался и в скульптуре, и в графике. Самсон был для него олицетворением русского народа. "Весь мир насилья мы разрушим" - название произведения скульптор взял из пролетарского гимна "Интернационал". В скульптурной композиции аллегорически выражены революционные идеи XX века.


Самсон (1957)

6. Сергей Тимофеевич очень любил русских писателей и музыкантов. Он зачитывался до поздней ночи, вдохновляясь на очередной шедевр, и слушал классическую музыку с упоением. Благодаря этому сегодня мы можем видеть скульптуры с изображением таких великих людей, как В.В. Маяковский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Д.Д. Шостакович, М.П. Мусоргский.

7. Работая над образами деятелей культуры, Конёнков часто на укладывался в рамки портрета и обращался к фигуре в рост (М.Е. Салтыков-Щедрин, В.В. Маяковский, В.И. Суриков), изображая человека в движении, что сейчас создаёт ощущение присутствия этих людей среди нас.

9. Один из вариантов надгробной плиты архитектору А.В. Щусеву.

10. Портрет Ф.М. Достоевского - это самое значительное произведение С.Т. Конёнкова, удостоенное Гран-при в Брюсселе в 1958 году. Образ Достоевского не покидал скульптора в годы его зарубежной жизни. "Я думал о Достоевском как о могучем мыслителе, находящимся рядом со мной. Кто ещё, как он, понимал и ненавидел зло, кто, как он, мог проникнуться людскими страданиями".


Ф.М. Достоевский (1933)

11. У Конёнкова было три встречи с Львом Толстым в студенческие годы. Скульптора всегда привлекало величие натуры писателя. После посещения музея-усадьбы "Ясная поляна" С.Т. Конёнков создал мраморный бюст Толстого.


Л.Н. Толстой (1953)


А.С. Пушкин (1950)

13. Скульптор писал: "В голове закружились пушкинские строфы. Я вылепил Пушкина. Не знаю, хорош ли он вышел. но это был мой Пушкин".

14. Портрет Максима Горького был создан с натуры в 1928 году в Сорренто (Италия). Это самое правдивое и глубокое изображение писателя в скульптуре. "Все, кто видел бюст, находят его сделанным великолепно и очень похожим на оригинал," - писал А.М. Горький.


А.М. Горький (1928)

15. С Маяковским Конёнков встречался в первые годы революции на митингах, выставках, вечерах. "Я лепил своего Маяковского - человека большого сердца", - писал скульптор.


В.В. Маяковский (1947, 1956)

16. К революционной теме относятся варианты голов к памятнику "Степан Разин с ватагою". Выполненный в дереве памятник выставлялся на лобном месте в Москве и носил временный характер. В 60-е годы С.Т. Конёнков создал монументальную группу "Степан Разин", установленную в Ростове-на-Дону.


Бурлак и Степан Разин (1919)

17. Барельеф, эскиз которого представлен в экспозиции, был установлен на Сенатской башне Кремля у могил революционеров, погибших в дни Октября.


Эскиз мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" (1918 год)

18. Скульптурный портрет в рост художника Сурикова.

19. С.Т. Конёнков создал интереснейшую галерею портретов учёных. Чарльз Дарвин был выполнен по заказу Академии наук.


Чарльз Дарвин (1954)

20. Одна из самых ранних работ - "Читающий татарин", была создана в годы учения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.


Читающий татарин (1895)

21. Собирательный образ текстильщицы был выполнен Конёнковым после посещения текстильного комбината в Твери.


Текстильщица (1959)

22. Экспозиция на втором этаже представляет в основном ранние работы мастера, сказочных персонажей, фантазийную мебель и фигуры, сделанные С.Т. Конёнковым из пней, коряг и ветвей деревьев.

23. При входе на второй этаж находится необычный автопортрет в образе "Ваятеля". С.Т. Конёнков создал его за год до своего 90-летия. Он изобразил себя сказочным богатырём, применив для этого стволы, корни и сучки дерева. Когда Коненков отправлял "Ваятеля" в Смоленск, трогательно простился с этой скульптурой.

24. Зал второго этажа украшают прекрасные женские образы. Они наполняют пространство зала чувством красоты и гармонии, а "Пан, играющий на дудочке", сопровождает их потрясающий танец.

25. Конёнковская мебель возникла не случайно. Поводом послужил странный. с точки зрения скульптора, обычай американцев избавляться под Новый год от старой, часто добротной мебели. Это так поразило мастера. что он решил создать свою вечную мебель, которая не будет зависеть ни от какой моды. Вековые деревья парка Нью-Йорка, упавшие во время бури, послужили материалом для сказочной мебели.

26. На первом плане слева - скульптура "Примитив" (1915). Она выполнена в манере греческой архаики: формы обобщены, лицо тронуто подцветкой.

27. Эта работа Конёнкова - его отклик от встреч с античной скульптурой Греции.

28. Каждая из скульптур Конёнкова - часть жизни мастера, его представление о красоте мира и людей. В центре скульптурной группы - один из ранних шедевров Конёнкова. Это Айседора Дункан - выдающаяся американская танцовщица. Скульптор был восхищён её искусством и отразил в скульптуре вдохновенный порыв, стремительное движение тела в танце. На втором плане - две женские фигуры, воплощённые в прекрасной пластической форме - "Девушка" (1915) и "Девушка с кукурузой" (1962).


Айседора Дункан (1916)

29. Мастер просто обожал тему сказки, волшебства и мифологии, и множество потрясающих работ доказывают это. Здесь есть сказочные животные и птицы, сделанные из дерева, и прекрасная Наяда - водная царица и дочь самого Зевса.

30. Неразрывная связь с родной природой, преданиями вдохновила мастера на создание совы-ведьмы, одной из ранних сказочных скульптур. Сергей Тимофеевич часто наблюдал этих занятных птиц, зарисовывал их, а фантазия скульптора соединила облик совы с колдовским образом ведьмы.


Сова-ведьма (1909)

31. Птица Сирин в русской мифологии - птица счастья. На могиле М.М. Пришвина стоит изваянная из камня Птица Сирин. Когда я думал о памятнике поэту природы, то ясно представлял себе: ведь каждая строчка Пришвина будет дарить людям счастье.


Птица Сирин (1956)

32. Жена и друг скульптора, его модель и муза - Маргарита Конёнкова. Об этой необыкновенной женщине - русской Мата Хари, я рассказывала .


М.И. Конёнкова (1936)

33. В студенческие годы скульптор декламировал бунтарские стихи Тараса Шевченко, распевал "Заповит". В 60-е годы посетил Канев, родину поэта.


Т.Г. Шевченко в ссылке (1957)

36. Ещё один прекрасный образ - "Крылатая".


Крылатая (30-е годы)

37. В Москве Конёнков жил на Тверской в одном доме с известными музыкантами. Многих он запечатлел в запоминающихся и выразительных образах.


Д.Д. Шостакович (1949)

38. Н.В. Плевицкая - звезда русской эстрады начала XX века, исполнительница русских народных песен, была известна Конёнкову по личным встречам, концертам в Москве и Нью-Йорке в десятые и двадцатые годы прошлого века.


Н.В. Плевицкая (1925)

39. В мире всего два музея скульптора С.Т. Конёнкова: один - в Москве, а другой - в Смоленске. Хочу заметить, что смоленский музей произвёл очень приятное впечатление. Он нисколько не уступает московскому, а в в чём-то и значительно превосходит его, а именно - в удачном освещении, в том, как сгруппированы скульптуры, в подаче информации о работах и жизни скульптора.


При подготовке публикации использована информация, представленная в музее.