Национальный музей прадо. Музей Прадо: История Сообщение на тему музей прадо

Но размеры его гораздо меньше, чем у музейных коллег. Но это ничуть не минус, по концентрации шедевров мировой живописи он вне конкуренции.

Общая площадь с новыми залами — 53 тысячи квадратных метров , всего выставлено 1300 полотен живописи , остальное хранится в запасниках музея (около 7000 невыставленных полотен).

Коллекция музея Прадо славится полным собранием картин европейских школ живописи. Среди них испанские, фламандские, мюнхенские, голландские школы. В выставочных залах максимально полно представлены собрания картин Босха, Эль Греко, Веласкеса, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Мурильо и многих других мастеров с мировым именем.

Не смотря на высокую концентрацию шедевров в стенах музея, знакомство с ним проходит легко и безболезненно: вы не устанете от прогулок по выставочным залам.

Благодаря грамотному размещению картин ваша прогулка станет познавательной и вдохновляющей. Ежегодно взглянуть на прекрасное сюда съезжаются два миллиона туристов.

История музея Прадо в Мадриде

Но роскошная коллекция музея сформировалась значительно раньше, в XVI веке в годы правления Карла V. Именно он был первым монархом, который коллекционировал предметы искусства и передавать их по наследству.

Для широкой публики в те времена доступно лишь религиозное искусство, а остальную живопись моги созерцать только монаршие семьи. В 1775 году проектируется здание музея известным испанским архитектором Хуаном де Вильянуэва.

Для публичного посещения музей был открыт в 1819 году Изабеллой Браганской, супругой короля Фердинанда VII.

Помимо монарших собраний его коллекцию помогали формировать многочисленные пожертвования, национализация в Испании (частные коллекции перешли в собственность страны), завещания частных коллекционеров.

Что посмотреть

Вам может хватить и одного дня, чтобы обойти ключевые полотна и скульптуры мастеров мировой живописи. Входной билет действителен до закрытия музея с правом вернуться.

Если вы устали, но хотите прийти и посмотреть что-то еще, поставьте на билете штамп у охранника, тогда в этот же день можно вернуться еще.

Самые знаменитые картины Прадо в Мадриде — «Портрет Кардинала» Рафаэля Санти, «Три грации» Рубенса, «Триумф смерти» Брейгеля-Старшего, «Воз сена» Босха, «Рыцарь с рукой на груди» Эль Греко. Еще вас ждет много эллинистических и античных скульптур, вывезенных из Рима.

Помимо художественного искусства, вас ждут драгоценности, посуда, декоративно-прикладное творчество. В здании музея есть кафетерий, где вы можете отдохнуть и перекусить.

В музее хороший сувенирный магазин: есть книжные издания на русском языке, стильные сувениры и многое другое.

Полотно размещены очень грамотно и спокойно. Во время посещения галереи Прадо (Мадрид) нет чувства, что тебя заваливают шедеврами.

Если есть время — разделите первый и второй этажи на разные дни.

За дополнительную плату можно взять аудиогид на русском языке. Но по утверждениям туристов информации в нем недостаточно. Если владеете английским, лучше возьмите аудиогид на нем: информации больше, она систематизирована и интересна.

15 шедевров музея Прадо

Контактная информация

Входной билет для взрослых стоит 14 евро. За 23 евро можно купить билет вместе с официальным проспектом музея. Очень грамотный и хорошо издан.
Каждый день с 18:00 до 20:00 (кроме праздников) действует свободный вход.

Время работы: с понедельника по воскресение с 10:00 до 20:00, в воскресение (и праздничные дни) с 10:00 до 19:00.

Адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid, Spain
Официальный сайт: https://www.museodelprado.es/en/


Официальное видео музея

Схема музея на русском языке

В таком музее хочется посмотреть абсолютно все, но на это можно потратить годы. Предлагаем вам планы музея с маршрутами и основными экспонатами, посмотреть на которые приезжают со всего мира:

Список картин музея Прадо

  • Албани, Франческо. Суд Париса
  • Албани, Франческо. Туалет Венеры
  • Алонсо Кано. Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом. 1646-1652.
  • Алонсо Санчес Коэльо. Портрет инфант Изабеллы Клары Эухении и Каталины Микаэлы.1575.
  • Альбрехт Дюрер. Портрет неизвестного. Около 1521.
  • Альфаро, Хуан де. Успение Пресвятой Богородицы
  • Амигони, Якопо. Зенон де Сомодевилья
  • Амигони, Якопо. Спас Нерукотворный
  • Ангишола, Лючия. Петр Манна, врач из Кремоны
  • Анджелико, Фра Беато. Благовещение
  • Андреа дель Сарто. Мадонна с младенцем
  • Андреа дель Сарто. Портрет женщины
  • Андреа ди Лионе. Путешествие Иакова
  • Андреа ди Лионе. Слоны в цирке
  • Анишола Софонисба. Портрет короля Филиппа II. 1565-1573.
  • Аноним. Аллегория воздуха
  • Аноним. Диего Уртадо де Мендоса
  • Аноним. Кормящая Мадонна
  • Аноним. Коррида
  • Аноним. Мадонна с младенцем и св Анна
  • Аноним. Пейзаж
  • Аноним. Портрет ребенка
  • Аноним. Распятие
  • Аноним. Св Екатерина
  • Аноним. Святая Троица
  • Аноним. Святой Себастьян
  • Аноним. Тайная вечеря
  • Антон Рафаэль Менгс. Портрет Карлоса де Бурбон, принца Астурийского. 1766.
  • Антон Рафаэль Менгс. Портрет короля Карлоса III. 1767.
  • Антон Рафаэль Менгс. Портрет Марии Луизы Пармской, принцессы Астурийской. 1766.
  • Антонелло да Мессина. Мертвый Христос
  • Антонио де Переда-и-Сальгадо. Святой Иероним. 1643.
  • Антонио Йоли. Отплытие Карлоса III
  • Антонио Каринсеро. Подъем шара Монгольефа в Аранхуэсе. 1784.
  • Антонис Ван Дейк. Портрет мужчины с лютней. 1622-1632.
  • Антонис Мор. Портрет Пехерона, шута графа Бенавенто. 1559-1561.
  • Ареллано, Хуан де. Корзина с цветами
  • Бадиле, Джованни Антонио. Портрет дамы
  • Бартоломе Эстебан Мурильо. Богоматерь с четками. 1650-1655.
  • Бартоломе Эстебан Мурильо. Добрый пастырь. 1655-1660.
  • Бассано, Леандро. Отплытие венецианского дожа
  • Бассано, Леандро. Увенчание тернием
  • Бассано, Леандро. Якопо Бассано старший
  • Бассано, Франческо и Якопо. Грехопадение Адама
  • Бассано, Франческо. Изгнание торговцев из храма
  • Бассано, Франческо. Тайная вечеря
  • Бассано, Якопо. Вход животных в Ноев ковчег
  • Бассано. Весна
  • Бассано. Ной после потопа
  • Бассано. Поклонение пастухов
  • Батони, Помпео Джироламо. Джордж Ледж
  • Батони, Помпео Джироламо. Фрэнсис Бассет
  • Беллини, Джованни. Мадонна с младенцем
  • Беньямин Герритс Кейп. Поклонение пастухов
  • Берругете, Педро. Два волхва
  • Берругете, Педро. Поклонение волхвов
  • Берругете, Педро. Св Павел
  • Берругете, Педро. Св Петр
  • Бонито, Джузеппе. Посольство Турции в Неаполе
  • Бонифацио деи Питати. Поклонение пастухов
  • Буонавентура Лильи и Филиппо Пальотта.
  • Ваккаро, Андреа. Святая Агата
  • Веласкес, Диего Родригес де Сильва.
  • Веронезе. Брак в Кане Галилейской
  • Веронезе. Венера и Адонис
  • Веронезе. Иисус и капернаумский сотник
  • Веронезе. Лавиния Вечеллио
  • Веронезе. Ливия Колонна
  • Веронезе. Мученичество Св Мены
  • Веронезе. Сусанна и старцы
  • Виктория, Висенте. Оружие и охотничье снаряжение
  • Виттель, Каспар Адрианс ван. Вид Венеции
  • Вуэ, Симон. Надежда, Любовь и Красота
  • Гальего, Фернандо. Пьета
  • Гверчино. Кающаяся Магдалина
  • Гверчино. Сусанна и старцы
  • Гвидо Рени. Богоматерь с младенцем в кресле. 1624-1625.
  • Гейнсборо, Томас. Роберт Батчер
  • Гойя и Лусиентес, Франсиско де.
  • Гойя и Лусиентес, Франсиско де. Гаспар
  • Гойя и Лусиентес, Франсиско де. Карлос IV
  • Гойя и Лусиентес, Франсиско де. Комедианты
  • Гойя и Лусиентес, Франсиско де. Непорочное зачатие
  • Гойя и Лусиентес, Франсиско де. Хосе Монино
  • Греко, эль. Поклонение пастухов
  • Греко, эль. Св Себастьян
  • Джакинто, Коррадо. Битва при Клавихо
  • Джакинто, Коррадо. Бичевание Христа
  • Джакинто, Коррадо. Восход Солнца и Триумф Вакха
  • Джакинто, Коррадо. Жертвоприношение Ифигении
  • Джакинто, Коррадо. Мир и Порядок
  • Джакинто, Коррадо. Св Лаврентий во славе
  • Джакинто, Коррадо. Святая Троица
  • Джакинто, Коррадо. Снятие с креста
  • Джакинто, Коррадо. Увенчание тернием
  • Джентилески, Орацио. Нахождение Моисея
  • Джентилески, Орацио. Св Франциск
  • Джованни Баттиста Тьеполо. Явление трех ангелов Аврааму. 11768-1769.
  • Джоли, Антонио. Вид на порт Карла де Бурбона
  • Джордано, Лука. Авраам дает Богу обет
  • Джордано, Лука. Авраам и три ангела
  • Джордано, Лука. Битва при Сен-Кантене
  • Джордано, Лука. Благоразумие Авигеи
  • Джордано, Лука. Богородица спасает св Бригитту
  • Джордано, Лука. Вирсавия в купальне
  • Джордано, Лука. Вознесение Девы Марии
  • Джордано, Лука. Геркулес на костре
  • Джордано, Лука. Жертвоприношение Исаака
  • Джордано, Лука. Исаак и Ревекка
  • Джордано, Лука. Карл II, король Испании, верхом
  • Джордано, Лука. Мариана Нойбург, королева Испании
  • Джордано, Лука. Опьяненный Лот с дочерьми
  • Джордано, Лука. Персей с головой Медузы
  • Джордано, Лука. Победа израильтян и Песнь Деворы
  • Джордано, Лука. Поражение Сисары
  • Джордано, Лука. Поцелуй Иуды
  • Джордано, Лука. Путешествие Иакова в Ханаан
  • Джордано, Лука. Рубенс пишет Аллегорию Мира
  • Джордано, Лука. Самсон и лев
  • Джордано, Лука. Святая Розалия
  • Джордано, Лука. Святое семейство
  • Джордано, Лука. Святое семейство со св Иоанном
  • Джордано, Лука. Слезы святого Петра
  • Джордано, Лука. Сон св Иакова
  • Джордано, Лука. Суд Соломона
  • Джордано, Лука. Флора
  • Джордано, Лука. Хвалебная песнь пророчицы Мириам
  • Джордано, Лука. Христос с Крестом
  • Диего Веласкес. Портрет королевы Марианны Австрийской. 1652-1653.
  • Диего Веласкес. Портрет короля Филиппа IV. 1653-1657.
  • Диего Веласкес. Портрет шута Дона Диего де Аседо (Эль Примо). 1644.
  • Доменикино. Жертвоприношение Исаака
  • Доменикино. Похороны римского императора
  • Досси, Доссо. Дама в зеленом тюрбане
  • Дюге, Гаспар. Буря
  • Дюге, Гаспар. Пейзаж с пастухом
  • Дюге, Гаспар. Пейзаж с путниками
  • Жан Ранн. Портрет Карлоса III в детстве. 1723.
  • Жорж де Латур. Слепой музыкант с колесной лирой. 1625-1630.
  • Иероним Босх. Извлечение камня глупости. После 1490.
  • Кавароцци, Бартоломео. Святое семейство
  • Кальяри, Карло. Святая Агата
  • Камбьязо, Лука. Смерть Лукреции
  • Камило, Франсиско. Лежащий Христос
  • Камило, Франсиско. Святой Иоахим
  • Кано, Алонсо. Св Бернард и Дева Мария
  • Кантарини, Симоне. Святое семейство
  • Караваджо, Микеланджело Меризи да.
  • Кардучо, Висенте. История св Жана де Мата
  • Карраччи, Аннибале. Пейзаж с купальщиками
  • Карраччи, Агостино. Тайная вечеря
  • Карраччи, Лодовико. Моление о чаше
  • Карреньо де Миранда, Хуан. Пир Ирода
  • Кастильо, Хосе дель. Два музыцирующих мальчика
  • Кастильо, Хосе дель. Игра мальчиков
  • Кастильо, Хосе дель. Коршун с добычей
  • Кастильоне, Джованни Бенедетто. Диоген в поисках
  • Кахес, Еухенио. Легенда о Леде
  • Кахес, Еухенио. Поклонение волхвов
  • Кей, Адриан Томас. Семейный портрет
  • Клаудио Коэльо. Святой Доминик де Гусман. 1675.
  • Клод Лоррен. Пейзаж с отшельником. 1638.
  • Кольянтес, Франсиско. Святой Онофрий
  • Конча, Себастьяно. Александр Великий в Иерусалиме
  • Конча, Себастьяно. Идолопоклонство Соломона
  • Коррадо Джакунито. Рождение Солнца и триумф Вакха. 1761.
  • Корреджо. Мадонна с младенцем и святой Иоанн
  • Корреджо. Не прикасайся ко Мне
  • Корте, Хуан де ла. Похищение Елены
  • Корте, Хуан де ла. Сожжение Трои
  • Коэльо, Клаудио. Непорочное зачатие
  • Крайер, Каспар де. Римское Милосердие
  • Креспи, Даниэле. Бичевание Христа
  • Ланфранко, Джованни ди Стефано. Навмахия
  • Ланфранко, Джованни ди Стефано. Похороны
  • Ланфранко, Джованни ди Стефано. Речь римского императора
  • Леонардо да Винчи, Джоконда или Мона Лиза
  • Личинио, Бернардино. Женский портрет
  • Лопес и Портана, Висенте. Мария Пилар
  • Лопес и Портана, Висенте. Освобождение св Петра
  • Лопес и Портана, Висенте. Сеньора Делисадо
  • Лопес и Портана, Висенте. Хосе Гутьеррес
  • Лотто, Лоренцо. Кающийся св Иероним
  • Лоуренс, Томас сэр. Джон Фейн, 10-й граф
  • Лоуренс, Томас сэр. Мисс Марта Карр
  • Луи Мишель Ванлоо. Портрет короля Филиппа V. 1732-1742.
  • Луини, Бернардино. Саломея получает голову
  • Луини, Бернардино. Святое семейство
  • Луис Мелендес. Натюрморт с коробкой слдостей, кренделем и другими предметами. 1770.
  • Луис Мелендес. Натюрморт с куском лосося, лимоном и тремя сосудами. 1772.
  • Лука Джордано. Конный портрет короля Карлоса II.
  • Лука Джордано. Конный портрет Марианны Нойбургской королевы Испании.
  • Льянос, Фернандо. Мадонна с младенцем
  • Мадрасо и Гаррета, Раймундо де.
  • Мадрасо и Гаррета, Раймундо де. Мануэла
  • Маино, Фра Хуан Батиста. Пейзаж со св Иоанном
  • Маино, Фра Хуан Батиста. Пейзаж со святым
  • Маино, Фра Хуан Батиста. Пятидесятница
  • Маломбра, Пьетро. Зал Совета во дворце Дожей
  • Мантенья, Андреа. Смерть Девы Марии
  • Маратти, Карло. Мадонна с младенцем во славе
  • Мартинес дель Масо, Хуан Батиста. Диана
  • Массейс, Квентин. Старуха, рвущая на себе волосы
  • Мастер из Авилы. Голгофа
  • Маэлья, Мариано Сальвадор. Богиня Земли Кибела
  • Микеланджело да Караваджо. Давид, победитель Голиафа. 1596-1600.
  • Миревельт, Михиль Янс ван. Портрет дамы
  • Моралес, Луис де. Поклонение волхвов
  • Морони, Джованни Баттиста. Военный
  • Мостарт, Ян. Портрет молодого человека
  • Мурильо, Бартоломе Эстебан. Николас Омасур
  • Нани, Мариано. Охотничьи трофеи: заяц и две куропатки
  • Нани, Мариано. Охотничьи трофеи: куропатка, утка
  • Никола Пуссен. Святая Цецилия. 1628-1629.
  • Новелли, Пьетро. Воскресение Христово
  • Нуньес дель Валье, Педро. Поклонение волхвов
  • Нуцци, Марио. Серебряная ваза на драпировке
  • Орренте, Педро. Автопортрет
  • Орренте, Педро. Св. Иоанн Златоуст
  • Падованино. Орфей и животные
  • Паломино и Веласко, Асисло Антонио. Аллегория
  • Паломино и Веласко, Асисло Антонио. Пятидесятница
  • Пальма иль Джоване. Обращение Павла
  • Пальма иль Джоване. Пьета
  • Пальма иль Джоване. Триумф Давида
  • Панель из Сен-Жиль
  • Панини, Джованни Паоло. Изгнание торговцев из храма
  • Панини, Джованни Паоло. Руины с людьми
  • Панини, Джованни Паоло. Руины с пирамидой
  • Панини, Джованни Паоло. Христос среди книжников
  • Паоло Веронезе. Кающаяся Мария Магдалина. 1583.
  • Парет и Алькасар, Луис. Микаэла Мария де лас
  • Пармиджанино. Амур
  • Пармиджанино. Камилла Гонзага
  • Пармиджанино. Пьетро Мария Росси
  • Пармиджанино. Святая Варвара
  • Пармиджанино. Святое семейство с ангелами
  • Паррасио, Микеле. Поклонение Христу Святого Папы
  • Пенни, Джованни Франческо. Преображение Господне
  • Питер Пауль Рубенс. Конный портрет короля Филиппа II. 1630-1640.
  • Питер Пауль Рубенс. Персей, освобождающий Андромеду. 1639-1640.
  • Питер Пауль Рубенс. Портрет Марии Медичи, королевы Франции. 1622.
  • Питер Пауль Рубенс. Смерть Сенеки
  • Пьерр, Жан-Батист-Мари. Диана и Каллисто
  • Пьерр, Жан-Батист-Мари. Юпитер и Антиопа
  • Пьетро да Кортона. Рождество
  • Пьетро делла Веккиа. Сократ и два ученика
  • Рафаэль и Джулио Романо. Святая Родня
  • Рафаэль Санти. Святое семейство с ягненком. 1507.
  • Рафаэль. Андреа Наваджеро
  • Рафаэль. Встреча Марии и Елизаветы
  • Рафаэль. Кардинал
  • Рафаэль. Мадонна с младенцем с архангелом
  • Рафаэль. Падение Христа на пути к Голгофе
  • Рафаэль. Святое семейство
  • Рафаэль. Святое Семейство по дубом
  • Рафаэль. Святое семейство с ягненком
  • Рейнольдс, сэр Джошуа. Г-н Джеймс Бурдье
  • Рени, Гвидо. Амур
  • Рени, Гвидо. Гипомен и Аталанта
  • Рени, Гвидо. Девушка с розой
  • Рени, Гвидо. Клеопатра
  • Рени, Гвидо. Мадонна на троне
  • Рени, Гвидо. Святая Каталина
  • Рени, Гвидо. Святой Иаков Старший
  • Рени, Гвидо. Святой Петр
  • Рени, Гвидо. Святой Себастьян
  • Реччо, Джузеппе. Натюрморт с цветами
  • Риси, Франсиско. Св Антоний Аббат
  • Рогир ван дер Вейден. Оплакивание. 1450.
  • Романелли, Джованни Франческо. Римские гладиаторы
  • Ромни, Джордж. Мастер Уорд
  • Рубенс, Питер Пауль. Конный портрет герцога
  • Сакки, Андреа. Художник Франческо Альбани
  • Санчес Котан, Хуан. Бригита дель Рио
  • Санчес, Рамон Мариано. Мост Бадахос
  • Сассоферрато. Мадонна в молитве
  • Сассоферрато. Мадонна со спящим младенцем
  • Сваневельт, Херман ван. Пейзаж с путешественника
  • Себастьяно дель Пьомбо. Иисус с крестом
  • Себастьяно дель Пьомбо. Христос с Крестом
  • Сересо, Матео. Стигматизация Святого Франциска
  • Серодине, Джованни. Св Маргарита воскрешает маль…
  • Серра, Хайме. История Иоанна Крестителя
  • Серра, Хайме. История Марии Магдалины
  • Солимена, Франческо. Автопортрет
  • Солимена, Франческо. Иоанн Креститель
  • Станционе, Массимо. Жертвоприношение Вакху
  • Станционе, Массимо. Усекновение главы Иоанна
  • Строцци, Бернардо. Святая Вероника
  • Сурбаран, Франсиско де. Непорочное зачатие
  • Сурбаран, Франсиско де. Святая Евфимия
  • Сурбаран, Франсиско де. Фрай Диего де Деса
  • Техео Диас, Рафаэль. Сидящая девушка
  • Тинторетто, Доменико. Женщина с обнаженной грудью
  • Тинторетто, Доменико. Крещение Господне
  • Тинторетто, Доменико. Молодая венецианка
  • Тинторетто. Венецианский адмирал
  • Тинторетто. Венецианский магистрат
  • Тинторетто. Иосиф и жена Потифара
  • Тинторетто. Марко Гримани
  • Тинторетто. Нахождение Моисея
  • Тинторетто. Похищение Елены
  • Тинторетто. Рыцарь с золотой цепью
  • Тинторетто. Сусанна и старцы
  • Тинторетто. Царица Савская перед Соломоном
  • Тинторетто. Эсфирь перед Артаксерксом
  • Тинторетто. Юдифь и Олоферн
  • Тинторетто. Юдифь и Олоферн
  • Тициан Вечеллио. Венера с Амуром и органист. 1555.
  • Тициан Вечеллио. Портрет императора Карла V с собакой. 1533.
  • Тициан. Ecce Homo
  • Тициан. Автопортрет
  • Тициан. Адам и Ева
  • Тициан. Аллегория Войны и Религии
  • Тициан. Вакханалия
  • Тициан. Великан Титий
  • Тициан. Венера и Адонис
  • Тициан. Венера с Купидоном и органистом
  • Тициан. Венера, наслаждающаяся органной музыкой
  • Тициан. Даная
  • Тициан. Даниэле Барбаро, кардинал Аквилеи
  • Тициан. Императрица Изабелла Португальская
  • Тициан. Карл V в битве при Мюльберге
  • Тициан. Карл V с собакой
  • Тициан. Мадонна с младенцем и свв Георгием
  • Тициан. Мадонна с младенцем со свв Антонием
  • Тициан. Моление о чаше
  • Тициан. Мужчина с горностаевой накидкой
  • Тициан. Обращение маркиза дель Васто
  • Тициан. Отдых на пути в Египет
  • Тициан. Падение Христа на пути к Голгофе
  • Тициан. Погребение Христа
  • Тициан. Погребение Христа
  • Тициан. Поклонение волхвов
  • Тициан. Праздник Венеры
  • Тициан. Рыцарь с часами
  • Тициан. Саломея с головой Иоанна Крестителя
  • Тициан. Святая Каталина
  • Тициан. Сизиф
  • Тициан. Слава
  • Тициан. Федерико II Гонзага, герцог мантуанский
  • Тициан. Филипп II
  • Тициан. Филипп II, после победы при Лепанто
  • Тициан. Христос в образе Садовника
  • Тициан. Христос с Крестом
  • Траини, Франческо. Мадонна с младенцем
  • Тристан, Луис. Св Петр из Алькантары
  • Тьеполо, Джованни Баттиста. Видение св Пасхалия
  • Тьеполо, Джованни Баттиста. Королева Зенобия
  • Тьеполо, Джованни Баттиста. Непорочное зачатие
  • Тьеполо, Джованни Баттиста. Олимп
  • Тьеполо, Джованни Баттиста. Св Антоний Падуански…
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Бичевание Христа
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Моление о чаше
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Падение на пути
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Погребение Христа
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Распятие
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Снятие одежд с Христа
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Снятие с креста
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Увенчание тернием
  • Фальконе, Аньелло. Гладиаторы
  • Фальконе, Аньелло. Изгнание торговцев из храма
  • Фальконе, Аньелло. Концерт
  • Финсон, Луи. Благовещение
  • Фортуни и Марсаль, Мариано. Сыновья художника
  • Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Осень (сбор винограда). 1786-1787.
  • Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Портрет генерала Хосе де Уррутис. 1798.
  • Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Портрет короля Фердинанда VII в королеской мантии. 1814-1815.
  • Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Портрет маркизы де Санта Крус. 1805.
  • Франциско де Сурбаран. Агнец божий. 1635.
  • Франциско де Сурбаран. Распятие с донатором. 1640.
  • Франческо Джованни Гверчино. Кающаяся Мария Магдалина. 1645-1649.
  • Фурини, Франческо. Лот и его дочери
  • Хиепес, Томас. Натюрморт
  • Хуан Баутиста Майно. Поклонение пастухов. 1612-1614.
  • Хуан Баутиста Мартинес дель Масо. Портрет Маргариты Австрийской. 1665-1666.
  • Хуан ван дер Хамен и Леон. Портрет карлика. 1625-1630.
  • Хуан де Арельяно. Корзина цветов. 1670.
  • Хуан Карреньо де Миранда. Портрет русского посла Петра Потемкина. 1681.
  • Хуан Пантох де ла Крус. Портрет королевы Изабеллы Валуа. 1604-1608.
  • Хуан Санчес Котан. Натюрморт с дичью, овощами и фруктами.1602.
  • Хуан Фландрский. Вознесение Господне
  • Хуан Фландрский. Воскрешение Лазаря
  • Хуан Фландрский. Моление о чаше
  • Хусепе де Рибера. Исаак, благославляющий Иакова. 1657.
  • Хусепе де Рибера. Святой Рох. 1631.
  • Черрини, Джованни Доменико. Время
  • Ши, сэр Мартин Арчер. Г-н Сторер
  • Эль Греко. Портрет неизвестного с рукой на груди. 1580.
  • Эль Греко. Святое семейство со святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем. 1600-1605.
  • Эль Греко. Христос, обнимающий крест. 1600-1605.
  • Эскивель и Суарес де Урбина, Антонио Мария.
  • Эспиноса, Херонимо Хасинто. Кающаяся Магдалина
  • Якоб Йорданс. Мелеагр и Аталанта. 1620-1623(правай часть).1640-1650(левая часть).
  • Якопо дель Конте. Святое семейство
  • Якопо Тинторетто. Женщина, обнажающая грудь. 1580-1590.
  • Якопо Тинторетто. Портрет неизвестного с золотой цепью. 1555.

Музей Прадо в Мадриде является одним из самых знаменитых собраний предметов искусства в мире, не уступая по богатству собраниям Лувра и Эрмитажа. Фундамент коллекции составляет испанская живопись, впоследствии дополненная полотнами и скульптурами работы авторов из других стран. Творения Рубенса, Рафаэля, Брейгеля, Гойи, Босха, Веласкеса и других титанов живописи ежегодно привлекают в столицу Испании более двух миллионов человек в год.

История создания

Во второй половине XVIII века по всей Европе активно открывались музеи различной направленности. Карлу III захотелось открыть в своей стране Музей естественной истории. Работы по проектированию начал архитектор Хуан де Вильянуэва (1775 г.). В 1808 году испанская королевская семья потеряла власть, на престол взошёл Ж. Бонапарт. Недостроенное монументальное здание привлекло его внимание, и он решил открыть в нём Музей живописи. От идеи Бонапарта до наших дней дошло лишь название, сам музей не был открыт по причине смерти архитектора. Прадо – название площади, где возводилось сооружение.

В 1813 году испанцам удалось вытеснить французских завоевателей, и королём стал Фердинанд VII. Его жена Мария Изабелла Португальская предложила открыть картинную галерею в здании, а в дальнейшем создать общедоступный музей.

1819 год стал годом рождения знаменитого собрания. На протяжении 10 лет его коллекция формируется за счёт приобретений королевской семьи. С 1829 года дарить экспонаты стали и частные лица. В 1869 г. музей Прадо был национализирован. Трагические события XX века не нанесли ущерба испанской сокровищнице: экспонаты были временно перемещены в нейтральную Швейцарию.

Знаменитые шедевры, которые надо непременно увидеть

Собрание Прадо содержит более 8 тыс. картин и более 1000 скульптурных композиций. Но, несмотря на открытие в 2007 году нового корпуса, выставочное пространство вмещает лишь чуть больше четверти коллекции. Остальные артефакты находятся в запасниках и предлагаются к осмотру лишь на временных выставках. Тем не менее и доступные экспонаты не получится осмотреть за один визит. Как не пропустить самое знаменитое и интересное?

Каждого посетителя на входе ожидает приятный подарок – карта с указанием самых знаменитых шедевров искусства, рекомендуемых к просмотру. Всего там перечислено 15 картин. Но есть несколько произведений живописи, привлекающих к себе целые толпы ценителей прекрасного.

В переводе с испанского это слово означает «фрейлины». Другое название картины – «Семья Филиппа IV». Полотно привлекает внимание сложностью композиции и скрытым смыслом. Зрителю предстаёт момент написания портрета короля Испании и его супруги. За процессом наблюдает их дочь Маргарита Тереза, окружённая фрейлинами. Правящая чета почти остаётся «за кадром», они изображены схематично, как отражение зеркала, висящего на стене. Маленькая инфанта со свитой, наоборот, находится в центре и излучает серебристое сияние и свет.

На картине присутствует и сам маэстро. В те годы рисование не признавалось искусством, оно было ремеслом. Но Веласкесу удалось стать придворным живописцем, поэтому его фигура на полотне свидетельствует о его высоком статусе. Тем более, что крест ордена Сантьяго на груди Диего был написан самим королём.

Эль Греко был очень религиозным человеком, поэтому библейские сюжеты занимают центральное место в его работах. «Поклонение пастухов» писалось под заказ для самого древнего монастыря в Толедо. Картина выполнена в мрачных тонах, характерных для последнего творческого этапа автора. Но магический свет, окружающий младенца с Девой Марией, не только освещает пещеру с пастухами, также он передаётся зрителю. Ангелы, парящие над новорожденным, грустны. Их присутствие подчёркивает божественное предназначение ребёнка, но они уже знают его судьбу. Это полотно было последним в карьере Эль Греко. Есть версия, что в образе пастуха на коленях он увековечил себя самого.

Посетителей мадридского Прадо это полотно привлекает по двум причинам. Королевская семья одета в поражающие своей роскошью костюмы, которые можно рассматривать бесконечно. Регалии и драгоценности написаны блистательно.

В то же время в картине явственно проступает психологический портрет каждого члена семьи и их отношения между собой. Находящийся слева господин в голубом одеянии с надменным лицом станет тираном Фердинандом VII. Его будущая невеста от него демонстративно отвернулась. Королева Мария-Луиза изображена в центре, а сам король стоит в сторонке. Всё как в жизни. Он не был амбициозным человеком, постоянно самоустраняясь от управления страной, а в последние годы и вовсе передавший бразды власти фавориту своей жены. Королевская семья, получив работу, никаких эмоций не выразила и заказов Гойе больше не делала.

БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Достопримечательности Калельи (Испания)

Знаменитый триптих из музея Prado в Мадриде притягивает внимание множеством фигур, необычных сооружений, мельчайшими деталями. Левая створка показывает начало библейской истории появления человечества – Адам и Ева находятся в чудесном райском саду. Центральная часть олицетворяет людскую жизнь во всех ипостасях. Правая створка написана в тёмных цветах и символизирует конец жизни. Безобразные музыкальные инструменты навевают мысли об аде. Весь XX век специалисты спорят о смысле, заложенном в работу, но так и не пришли к единому мнению.

Каждый человек при слове «грациозность» представляет себе что-то лёгкое и воздушное. Увидев творение Рубенса в музее Прадо, многие зрители не могут скрыть удивления. Полноватые женщины далеки от признанных стандартов красоты. Но признанных кем? Во времена Рубенса женщины не были худыми. Художник писал людей в их естественном виде, без прикрас, не скатываясь в пошлость. Глядя на танцующих античных богинь, посетители чувствуют красоту и любовь. Секрет в том, что одна из изображённых граций – супруга живописца. Он только-только вступил в брак и наслаждался своим счастьем.

  • В первые годы своей деятельности музей Прадо был не доступен для посетителей в дни, когда шёл дождь.
  • В 1936-1939 музей возглавлял Пабло Пикассо.
  • В экспозиции есть точная копия «Моны Лизы», авторство приписывается ученику великого Леонардо.
  • В музее нет зала с номером тринадцать.

Как добраться?

Найти музей Прадо несложно, он располагается в центральной части столицы. Доехать можно:

  • на метро (станция «Atocha»). От выхода, следуя указателям, дорога составит примерно 350 метров.
  • на автобусе (№ 9,10, 10, 14, 27, 34, 45).

Время работы и цены

Национальный музей Прадо работает по очень удобному графику – без выходных дней с 10-00 до 20-00. В воскресение и по праздникам он закрывается на час раньше. Стоимость билета – 15 евро, для льготных категорий посетителей — 7,5 евро (люди свыше 65 лет, дети из многодетных семей, владельцы молодёжных карт). Ежедневно за 2 часа до закрытия предусмотрена возможность бесплатного посещения. Фото- и видеосъёмка запрещены.

Официальный сайт: https://www.museodelprado.es

Музей Прадо в Мадриде входит в «Золотой треугольник» вместе с музеями Тиссена-Борнемисы и Королевы Софии. Это один из лучших музеев в мире. О нем много написано, но лучше все увидеть своими глазами.

В переводе с испанского «прадо» означает «луг». В Мадриде так назывался парк, известный с XVI века. Именно здесь в 1774 году король Карл III распорядился заложить ботанический сад, а затем рядом было построено здание, предназначенное для академии наук.

Строительство здания в стиле неоклассицизма проходило под руководством испанского архитектора Хуан де Виллонуэва (1739 – 1811). Проект был одобрен королем, стройка продолжалась около 20 лет. Но в 1808 году Испанию оккупировали французы, которые разграбили здание. В 1814 году, после поражения Наполеона, на испанский трон возвратился король Фердинанд VII, и уже в 1816 году строение начали восстанавливать и перенесли в него часть картин из коллекции короля.

В 1919 году музей был открыт для публики. Правда, оговаривалось, что в дождливую погоду, когда много грязи, посетители в музей допускаться не будут.

Музей Прадо:

Первоначально коллекция музея Прадо (Museo del Prado) состояла из 311 картин, они принадлежали кисти только испанских авторов, в том числе здесь находились 44 полотна работы Веласкеса. Постепенно королевская коллекция, насчитывавшая около 5000 картин, перебралась в Прадо. С 1821 года здесь появились работы итальянских живописцев, а в 1843 году – фламандских.

Во время революции 1868 года правившая королева Изабелла II бежала из страны. И хотя через пару лет монархия в стране восстановилась, статус музея Прадо изменился навсегда: он стал достоянием народа Испании.

Коллекция музея за прошедшие годы пополнилась произведениями европейских художников, но основой по-прежнему является собрание, приобретавшееся королями Испании XVI и XVII веков, отражающее их вкусы. Поэтому в Прадо широко представлены работы художников-фаворитов Филиппа IV и его деда, Филиппа II. А фаворитами были Веласкес и Гойя. Испанские монархи отличались хорошим вкусом!

Фламандская школа живописи – самая прославленная в Европе. И в музее Прадо она представлена очень широко, примерно на уровне итальянской коллекции. Дело в том, что в истории был период, когда Фландрия (нынешние страны Люксембург, Нидерланды и Бельгия) принадлежали Испании и художники работали, создавая свои шедевры в Испании.

В залах музея, фото Alex-Segre

Время работы музея Прадо

Как добраться до музея Прадо

Ехать метро до станции Atocha (линии 1) или Banco de España (линии 2).

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Музей Прадо в Мадриде — одно из самых известных и посещаемых учреждений изобразительного искусства не только в Испании, но и во всем мире.

Общая площадь музея — порядка 58 000 квадратных метров. Он входит в число самых популярных музеев мира. Ежегодно в музее бывают 2-3 миллиона человек.

Стоимость билетов в музей Прадо в 2019 году

В стоимость билетов входит просмотр основной коллекции музея, а также посещение временных выставок. Стоит учесть, что цена входного билета в течение года может меняться, связано это, опять же, со спецификой организованных временных выставок.

Стоимость билетов на официальном сайте музея:

  • полный билет — 15 евро;
  • льготный билет (для пенсионеров старше 65 лет, для членов многодетных семей) — 7,5 евро;
  • на сайте можно приобрести билет на два посещения музея Прадо по сниженной цене — за 22 евро;
  • если вы предпочитаете наслаждаться искусством, когда вокруг нет большого количества людей, то можно посетить музей до его официального открытия (с 9:00 до 10:00). Тогда входной билет будет уже стоить 50 евро;
  • еще вы можете воспользоваться уникальной возможностью и за 29,6 евро купить единый билет сразу в три музея — Прадо, Музей Тиссена-Борнемиса , Музей королевы Софии ;
  • бесплатный вход — для детей младше 18 лет, для студентов младше 25 лет, для людей с ограниченными возможностями.

Еще во время посещения музея вы можете арендовать аудиосистему (вам выдадут специальные наушники, при помощи которых проведут экскурсию). Аудиосистема, рассчитанная на постоянную экспозицию, обойдется в 4 евро, на временные выставки — 3,5 евро. Можно арендовать аудиосистему на временную и постоянную выставки за 6 евро. Экскурсия проводится на испанском, немецком, корейском, китайском, английском, итальянском, французском, японском, португальском и русском языках.

Режим работы музея Прадо в Мадриде

В остальные дни режим работы такой:

  • с понедельника по субботу — с 10:00 до 20:00 часов;
  • в воскресенье — с 10:00 до 19:00 часов.

В предпраздничные дни (6 января, 24 и 31 декабря) музей работает по сокращенному графику — с 10:00 до 14:00 часов. Самый большой поток посетителей наблюдается с 11:00 до 14:00 часов. В это время музей обычно посещают экскурсионные группы.

Картины в музее Прадо в Мадриде

Стоит отметить, что изначально коллекцию картин собирали короли и представители придворной знати. Сначала коллекция музея насчитывала 311 картин, сейчас — более 8 000. Музей Прадо по праву считается сокровищницей испанской, фламандской и итальянской живописи.

Первые экспонаты музея — произведения Тициана, Веронезе, Веласкеса и других мастеров. Именно в музее Прадо хранятся наиболее полные собрания картин Гойи, Босха, Эль Греко, Мурильо, Сурбарана.

Испанское искусство

В музее Прадо собрана богатейшая коллекция средневековых фресок, произведений Ренессанса и полотен XIX века. Например, картины Гойи вы можете увидеть сразу на трех этажах музея, здесь представлены такие шедевры, как «Портрет семьи Карла IV», «Махна обнаженная», «Махна одетая», «Сатурн, пожирающий своего сына», «Колосс», «Молочница из Бордо» и другие.

На 1-ом этаже посетители могут насладиться красотой полотен Эль Греко: «Христос, несущий крест», «Поклонение пастухов», «Распятие», «Воскресение Христово», «Вид Толедо» и другие.

Также на первом этаже вы можете увидеть «Менины», «Портрет короляФилиппа IV» Веласкеса, «Непорочное зачатие», «Аврора», «Святая Мария Египетская» Риберы, «Дети с раковиной», «Благовещение», «Рождение Иоанна Крестителя» Мурильо, «Оборона Кадиса», «Подвиг Геркулеса» Сурбарана и другие.

Фламандское искусство

На цокольном и 1-ом этаже музея Прадо представлены работы фламандских художников (современные Бельгия, Люксембург, Нидерланды). Там представлены следующие полотна: «Снятие с креста» и «Оплакивание» Вейдена, «Воз сена» и «Сад земных наслаждений» Босха, «Святой Георгий, поражающий дракона», «Три грации» Рубенса, «Взятие под стражу» Дейка, «Триумф смерти» Брейгеля и другие.

Итальянское искусство

Что касается итальянских живописцев, то в музее Прадо можно увидеть «Вакханалию», «Поклонение Венере» Тициана (всего в музее хранится 40 работ этого мастера), «Царицу Савскую перед Соломоном», «Похищение Елены» Тинторетто, «Брак в Кане Галилейской», «Венеру и Адониса» Веронезе, «Святое семейство под дубом», «Агостино Беаццано» Рафаэля, «Мадонну с младенцем и Святого Иоанна» Корреджо и другие.

Кроме трех выделенных выше направлений в музее представлены картины английских, немецких, французских живописцев. Например, «Роберт Батчер» Гейнсборо, «Вакханалия» Пуссена, «Автопортрет» Дюрера и другие.

Также посетители могут увидеть различные скульптуры, драгоценные украшения, столы и другие экспонаты, некогда принадлежавшие правителям Испании.

В музее периодически проходят тематические выставки. Например, посвященные творчеству Тициана, Босха, Пикассо и других мастеров. Музей Прадо зачастую является участником подобных выставок и в других странах. Еще в музее организуют лекции, семинары, где исследователи, искусствоведы рассказывают о творчестве прославленных живописцев прошлого, а также о современном искусстве.

История создания музея Прадо

В 1775 году король Испании Карл III велел архитектору Хуану де Вильянуэва разработать проект здания Музея естественных наук. В 1811 году (во время испано-французского конфликта) здание музея было захвачено французскими войсками. Там организовали конюшни, разобрали металлическую крышу. К 1819 году восстановили прежний облик здания. В этом же году музей открыли для публичного посещения. Сделано это было супругой короля Фердинанда VII — Марией Изабеллой де Браганза.

Изначально коллекция музея насчитывала 311 картин. В 1843 году в музее можно было увидеть уже 1949 произведений искусства. После свержения королевы Изабеллы II музей был национализирован.

К 1889 году здание музея Прадо было достроено, появились новые залы. Интересно, что в 1936-1939 годах руководил музеем Пабло Пикассо. К 1978 году по проекту архитектора здание было реконструировано — его расширили.

В 2007 году по проекту Рафаэля Монео расширили помещения для экспозиции, было построено новое прилегающее здание. Сейчас его так и называют — Куб Монео.

Кстати, здание музея Прадо (его основная часть, построенная еще в начале XIX века) выполнено в стиле неоклассицизма. Фасад здания выходит на аллею Прадо. Центральный вход украшен шестью колоннами, перед зданием — статуя Диего Веласкеса. Экспозиции представлены на цокольном, 1-ом и 2-ом этажах.

Как добраться

Официальный адрес музея прадо: улица Руис де Аларкон, 23 (улица расположена слева от центрального входа, однако именно там находятся кассы музея). Центральный вход музея — со стороны аллеи Прадо. Ниже вы найдете информацию о том, как можно добраться до музея на общественном транспорте и на автомобиле.

Общественный транспорт

До музея можно добраться на автобусах № 9, 10, 14, 19, 27, 34, 37 и 45. Остановка «Museo del Prado» находится рядом со зданием музея.

Еще можно доехать на метро — 2 красная линия, станция «Banco de Espana», а также 1 голубая линия, станция «Atocha».

Автомобиль

Из аэропорта вам нужно выехать на проспект Испанидад (Av de la Hispanidad), далее будет несколько развилок, никуда не сворачивайте — следуйте прямо по трассе, затем вам нужно выехать на автостраду Эсте (Autovia del Este), проспект Медитерранео (Avenida Mediterraneo), аллею Рейна Кристина (Paseo de la R.Cristina). Проехав Национальный музей антропологии, двигайтесь в сторону станции метро «Atocha», от нее останется всего несколько метров до музея Прадо. Расстояние между аэропортом и музеем — 17,1 километра. Дорога займет минимум 20 минут. Проложенный маршрут смотрите по google-карте.

Также вы можете воспользоваться услугами местных служб такси, например, через мобильное приложение Uber заказать автомобиль.

Музей Прадо в Мадриде на видео

Учреждение, которое сейчас известно под названием музей Прадо, открыл свои двери для посетителей 19 ноября 1819 года как Королевский музей картин, созданный по повелению и под покровительством Короля Фердинанда VII. Цель создания музея Прадо – выставить на всеобщее обозрение сокровища искусства, до этого времени известные и открытые лишь взору узкого круга представителей королевского дома, аристократии и церкви. Эта идея – сделать искусство открытым для народа – корнями уходила в эпоху

Просвещения, получила дальнейшее развитие в период революции и, как многие другие идеи, распространилась по Европе благодаря наполеоновским войнам. Уже в самом начале XIX века было ясно, что испанскому королевскому дому необходимо создать музей при дворе и объединить таким образом все выдающиеся произведения искусства, которые хранятся по всей стране и в неподобающих условиях. Однако первая серьезная попытка учредить такой музей живописи была сделана после вторжения наполеоновских войск. В 1809 году Жозеф Бонапарт издал приказ, повелевающий создать в Мадриде музей искусств и назвать этот музей Жозефино. Первоначально препполагалось разместить музей во дворце Буэнависта, недалеко от нынешней площади Сибелес, но в связи с тем, что этот дворец оказалось трудно приспособить под новые нужды, в 1811 г. Было решено использовать здание, возведенное в местности Прадо де Сан Хенонимо по проекту Хуана де Вильянуэвы. Это здание, строительство которого было начато в 1785 году при покровительстве первого государственного секретаря Карла III, просвещенного политика графа Флоридабланки, предназначалось для Кабинета естествознания и Академии наук, но не было использовано в этом качестве и стало помещением Королевского музея картин – предшественника нынешнего музея Прадо.

Со временем за этим музеем утвердилось название места, где он расположен (prado – по-испански «луг»).


Иоахим Патинир Переправа через реку Стикс

После войны за независимость Испании и изгнания французских войск в мае 1814 года в Мадрид вернулся король Фердинанд VII, который одобрил идею издания музея искусств. За время, прошедшее с момента возвращения, король осуществил все, что необходимо для основания музея, и таким образом, под покровительством короля, оплачиваемый из его личных средств, появился музей Прадо. Фонды музея Прадо – это произведения, предоставленные из Королевских коллекций. Этим обстоятельствам и определяется особый, индивидуальный характер собрания. Музей Прадо рожден страстью к искусству и коллекционированию и отражает личные вкусы монархов, правивших Испанией с XV века. Это, пожалуй, музей самый выразительный, составленный с любовью, логичный как по содержанию, так и по взаимосвязи представленных в нем произведений, и в нем живо ощущается энтузиазм и увлеченность его создателей.

В историческом отношении фонды Прадо – его истинная сущность – на четыре века старше самого музея, созданного в начале XIX века. Музей отражает историю Королевских коллекций, начало которой положили Католические короли Фердинанд и Изабелла, увлекавшиеся фламандским искусством, и это искусство с XV века постоянно присутствовало в Коллекциях, пополнявшихся королевскими наследниками. Их внук Карл V продолжал приобретать работы выдающихся фламандских мастеров, как ван дер Вейден, ванн Эйк и Антониса Мора ван Дасхорста, но и обратил внимание на творчество итальянских художников, в частности Тициана, старшего портретистом этого короля и его сына Филиппа II, который в XVI веке первым стимулировал рост Королевских коллекций. Благодаря этим двум монархам и Марии Венгерской, Сестре Карла V и регентше Нидерландов, в Прадо хранится одно из самых лучших собраний работ Тициана – художника, оказавшего впоследствии огромное влияние как на ориентацию самих Королевских коллекций, так и на развитие испанской живописи в целом. Однако Филипп IIунаследовал от своих предков и любовь к фламандскому искусству и приобретал картины ванн дер Вейдена, Боутса,Патинира, Кампена, Госсаэрта, Давида и, конечно же, Босха – в Прадо представлена лучшая коллекция картин этого художника. Ко всему этому следует добавить работы придворных портретистов Антониса Мора ванн Дасхорста (Антонио Моро) и Санчеса Коэльо, создавших эталон официального портрета, которому портретисты следовали до XVIII века, и многочисленных художников, в основном итальянских, работавших над главным проектом эпохи – украшением монастыря Эскориаль.

Вторым важным этапом в истории Королевских коллекций был период правления Филиппа 4 (1621-1665), совпавший с одним из кульминационных моментов в развитии испанской живописи. Филипп IV был не только покровителем Веласкеса, но и неутомимым собирателем, специально заказывавшим множество работ для своих дворцов. Так были созданы декоративные циклы для павильона Торре де ла Парада, в чем приняли большое участие Рубенс и Веласкес, и для нового дворца Буэн Ретиро. Филипп IV был страстным коллекционером и прекрасно разбирался в искусстве, об этом ясно говорит тот выбор картин, который он сделал в 1649 году при распродаже в Лондоне имущества казненного Карла I Английского, тоже страстного коллекционера. На этом аукционе Филипп IV приобрел такие шедевры, как «Смерть Девы Марии Мантеньи»; «Омовение ног Тинторетто»; «Автопортрет Дюрера»; «Святое семейство, или Жемчужина Рафаэля»; или «Нахождение Моисея Веронезе».

Портрет Карла 3

После смерти Карла II, последнего представителя испанских Габсбургов, смена династий привела и к изменению художественных вкусов. Бурбоны, ставшие правителями Испании с 1700 года, привезли с собой французских художников и пристрастие к более классицистическому итальянскому стилю. Филипп V купил значительную коллекцию, собранную художником Карло Мараттой, в которой были работы Карраччи,Сакки и Пуссена. Вторая жена Филиппа V , Изабелла Фарнезе, в свою очередь, добавила к Королевским коллекциям картины фламандских и голландских художниковXVII века, а также итальянских классицистов, ранее не представленных в Коллекциях, например, Доменикино, Гверчино, Гвидо Рени или Джованни Баттиста Креспи («Черано»). Но все же самым важным ее вкладом в Кллекции была покупка во время пребывания королевского двора в Севилье в 1729-1733 годах большого количества картин Мурильо – художника, чьи работы до этого момента практически отсутствовали в этом собрании, и благодаря королеве и позднее последовавшему ее примеру Карлу IV, творчество этого мастера прекрасно представлено в музее. В 1724 году Филипп V и его супруга также купили собрание скульптуры королевы Кристиной Шведской, украшавшее ее римский дворец во второй половинеXVII века; добавив к этому произведения Веласкеса, написанные им в Риме по заказу Филиппа IV, королевская семья заложила основу коллекции классической скульптуры музея Прадо. Вместе с Бурбонами в Испанию прибыли два величайших европейских представителя позднего барокко – Коррадо Джакуинто и Джованни Баттиста Тьеполо, они были приглашены для работы над украшение королевских дворцов. На период пребывания Тьеполо в Испании пришелся приезд и другой ярчайшей фигуры художественного мира того времени – Антона Рафаэля Менгса, познакомившего страну с классицистическим академизмом. Правление Карла IV(1788-1808 гг) было не менее значительным моментом в истории Королевских коллекций. Помимо того, что этот монарх оказывал покровительство Гойе и Парету, он обогатил коллекции работами итальянских классицистов Бароччи, Андреа дель Сарто и Рафаэля и таких испанских художников, как Рибера, Рибальта или Хуан де Хуанес. Наследником Карла IV был его сын Фердинанд VII, который, как уже говорилось выше, стал основателем музея Прадо.



Когда музей открылся для публики, в нем было выставлено всего 311 работ, причем только испанских художников; однако число экспонатов быстро увеличивалось, так как при поддержке короля в музей стали поступать картины из королевских дворцов. Король продолжал оплачивать издержки музея, поскольку это учреждение, хоть и было открыто для широкой публики, но оставалось королевским владением. В инвентарной описи 1827 года в музее содержалось уже 4000 полотен.

В соответствии с королевским статусом музея, первыми его директорами были представители высшей знати, связанные с придворными кругами. Так, например, первым директором музея был маркиз де Санта Круз, министр королевского двора и член совета Королевской Академии изящных искусств. Кроме того, в музее были советник по искусству и главный хранитель, эти должности обычно занимали придворные художники.

Кончина Фердинанда VII (29 сентября 1833 г) вызвала первый серьезный кризис в истории музея: в завещании короля указывалось, что все его движимое имущество остается в свободном распоряжении. Это означало, что всем работам, хранящимся в музее, угрожает опасность оказаться предметом дележа между родственниками. Этот вопрос так и оставался в подвешенном состоянии до момента объявления совершеннолетия Изабеллы II, что произошло в 1843 году, когда ей исполнилось 13 лет. Королева созвала комиссию, чтобы оценить доставшееся по завещанию имущество, и члены комиссии посоветовали ей, чтобы избежать раздела художественного наследия, выкупить у сестры, инфанты Марии Луисы Фернанды, полученные ею по отцовскому завещанию предметы из королевских дворцов, в том числе и некоторые картины из музея Прадо. Члены комиссии также внесли предложение включить музей Прадо во владения короны, в этом случае он уже не будет считаться личной собственностью монарха и ситуация с вопросом о наследовании не повторится; однако это предложение было осуществлено лишь в 1865 году.


Четыре года спустя после смерти Фердинанда VII, пока вопрос о его завещании оставался нерешенным, произошло событие, сыгравшее большую роль в будущей судьбе музея Прадо. 31 декабря 1837 году был создан Национальный музей живописи и скульптуры, музей был собственностью государства, а его название отчетливо отделяло новый музей от Королевского. Национальный музей, известный как музей Тринидад, поскольку он размещался в монастыре Св. Троицы (Тринидад) на мадридской улице Аточа, был создан для того, чтобы в нем хранились и выставлялись произведения искусства из монастырей провинции Мадрид, Толедо, Авила и Сеговия, изъятые в процессе секуляризации церковной собственности. В этот же музей направлялись и купленные государством произведения современного искусства, чаще всего это были работы, получившие премии на Национальных выставках изящных искусств, первая такая выставка состоялась в 1856 году Музеем Тринидад, в отличии от Королевского, руководил ею не аристократ, а совет профессоров. Этот новый подход применили в 1838 году и в Королевском музее, назначив на должность директора художника Хосе де Мадрасо; так начался долгий перод правления директоров-художников, продлившийся до 1960 года.



В последней трети XIX века в жизни музея произошли серьезные изменения. Во-первых, как уже упоминалось, в 1865 г Прадо был включен во владение испанской короны. Музей перестал быть личной собственностью монарха, и это окончательно избавляло его экспонаты от разделения между наследниками. Через три года после этого революция, лишившая трона Изабеллу II и отправившая ее в ссылку, передала владения короны в собственность государству, и музей стал национальным. С этого момента стало ясно, что нет никакого смысла в существовании двух национальных музеев живописи и скульптуры в государстве, которое с трудом может содержать и один такой музей. Поэтому в тот же год музей Тринидад был расформирован, а его фонды переданы в музей Прадо, и проблема нехватки места, существовавшая с самого открытия этого музея, сразу же проявилось в полной мере. В попытках решить ее строились новые планы по расширению помещения музея и проводилась политика временной передачи произведений искусств на хранения в разные места, что привело к разным трудностям при составлении описей и хранений, с чем не удавалось справиться до последней четверти XX века. Другими важными изменениями, произошедшими в конце XIX века, были, во-первых, утверждение в 1876 году нового регламента музея, где помимо прочего, устанавливалось, что директором музея может быть лишь художник, член Академии Сан Фернандо и обладатель медали одной из Национальных выставок изящных искусств, и во-вторых, создание в 1894 году Музея современного искусства, которому была передана большая часть произведений XIX века, хранившихся в музее Прадо.



В начале XX века, в 1902 году, в музее открылась первая временная экспозиция, демонстрировавшая работы Эль-Греко. В 1912 году с целью улучшить содержание и управлением музеем, придать ему более научный характер и обеспечить тесную связь с общественностью был создан Королевский совет попечителей. Среди первых инициатив совета было учреждение комиссии для проведения полной инвентаризации и описи всех экспонатов музея и определения их точного местонахождения и состояния, а также руководство и контроль над работами по первому проекту реконструкции здания Вильянуэвы, предпринятой в 1914-1923 годах.



Гражданская война 1936 года принесла с собой самое серьезное потрясение из всех, что довелось пережить Прадо: 30 августа этого года музей пришлось закрыть. Незадолго до этого правительство создало специальный совет с целью сохранения произведений искусств, собранных в Прадо, и даже назначили работы по защите здания от возможных повреждений. Кроме того, 20 сентября, 1936 года, жестом, исполненным символизма, республиканское правительство назначило Пабло Пикассо на пост директора Прадо. Вскоре после этого было принято решение перевезти самые ценные произведения музея сначало в Валенсию, а позднее, по мере продвижения военных действий, в Каталонию. В 1939 году был создан Международный Комитет по спасению сокровищ испанского искусства, в которую входили эксперты из разных стран. Его задачей было эвакуировать произведения в Женеву, под охрану Лиги Наций, что и было сделано в феврале того же года. Работы из Прадо были выставлены в Женеве, и после окончания войны новое правительство начало переговоры о возвращении их в Испанию. В мае 1939 году первые произведения прибыли в Мадрид, 7 июля музей снова открылся, и в сентябре уже все музейные экспонаты вернули сь из Швейцарии.