Итальянский художник Мазаччо: картины и биография творца. Мазаччо: картины и биография

Мазаччо (собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди), Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди; 21 декабря 1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана - осень 1428, Рим) - знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто.

Биография Мазаччо

Жизнь его была очень непродолжительной, но оставленный художником след в искусстве трудно переоценить. Он родился в маленьком местечке Сан-Джованни Вальдарно и умер в Риме двадцати восьми лет от роду. Первые упоминания о Мазаччо как о художнике относятся к 1418 году, когда юный художник приехал во Флоренцию.

По-видимому, там он учился в одной из самых известных мастерских живописи того времени у Биччи ди Лоренцо.

В 1422 году Мазаччо вступил в цех врачей и аптекарей, а в 1424 году, в знак признания его зрелым мастером, Мазаччо был принят в цеховое объединение художников Братство Святого Луки.

Творчество Мазаччо

За свою короткую жизнь Мазаччо сумел довершить в живописи революционные преобразования, начатые Джотто. Как и у Джотто, фрески составляют основу его художественного наследия. Тем драгоценнее те немногие станковые произведения Мазаччо, которые донесло до нас время.

Лондонская галерея владеет центральной частью полиптиха Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами, заказанного Мазаччо в 1426 году для капеллы в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе.

В галерее также хранится одна из последних работ художника — боковая створка триптиха, изображающая Святых Иеронима и Иоанна Крестителя. Она была написана незадолго до смерти Мазаччо в Риме в 1428 году.

Работам Мазаччо чужд декоративный стиль, столь распространенный в живописи начала XV века. В них, как и в произведениях его предшественника Джотто, все подчинено перспективному построению пространства и использованию светотени.

После ранней смерти живописца остальная часть работы, выполнявшейся по заказу папы Мартина V для церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, была довершена Мазолино.

Можно без преувеличения сказать, что работы Мазаччо — это настоящие жемчужины в коллекции Лондонской Национальной галереи.

Работы художника

  • Мадонна с Младенцем на троне с четырьмя ангелами. 1426
  • Распятие. 1426
  • Мадонна с Младенцем и Святой Анной. 1424
  • Крещение новообращенных. 1425-1428
  • Изгнание из рая. 1425-1428
  • Воскрешение сына Теофила и Святой Петр на кафедре. 1425-1428
  • Чудо со статиром. 1425-1428
  • Святой Петр исцеляющий увечных своей тенью. 1425-1428
  • Раздача имущества и смерть Анании 1425-1428
  • Троица. 1427-1428
  • Поклонение волхвов. 1426
  • Распятие Святого Петра. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1426

Библиография

  • Романов Н. И. Мазаччо // Учёные записки Московского университета. Вып. 126. М., 1947.
  • Знамеровская Т. П. Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо / Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А. А. Жданова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 176, с. - 8 750 экз. (обл.)
  • Лазарев В. Н. Мазаччо // Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М. 1979.
  • Дзери Ф. Мазаччо. Троица. М. 2002.

ТВОРЧЕСТВО МАЗАЧЧО

Реферат по истории мировой культуры выполнила: студентка 881 гр. III курса Гуманитарного Факультета (история) Трекулова Ольга

Сургут-2001г.

Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи был родом из Кастелло Сан Джованни в Вальдарно. Родился 21 декабря 1401 года.

Он был немного рассеянным и весьма беспечным и создавал впечатление человека, у которого вся душа и воля заняты предметами одного только искусства и которому почти нет дела до себя самого, а еще меньше – до других. Поэтому еще в детстве родные прозвали его Мазаччо (ласково-пренебрежительная форма от Томмазо).

Творческая деятельность Мазаччо, продолжавшаяся около шести лет, занимает важное место в истории не только итальянской, но и всей западноевропейской живописи. Наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо является основоположником искусства Раннего Возрождения, утвердившим в живописи новые эстетические представления о мире и человеке, новые изобразительные принципы. Становление Мазаччо как художника протекало в обстановке мощного общественного и культурного подъема во Флоренции, широкого распространения гуманистических идей, формирования ренессансных художественных принципов в архитектуре и скульптуре.

Мазаччо начал художественную работу в то время, когда Мазолино расписывал в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции капеллу Бранкаччи. Эта фресковая роспись считается самой значительной работой Мазаччо, именно здесь он реализовал свое новаторство.

Дело в том, что до эпохи Возрождения никогда в искусстве не ставилась проблема изображения пространства. Поэтому одним из важных достижений Мазаччо была разработка системы глубинного изображения пространства с помощью прямой центральной перспективы, названной впоследствии итальянской. Она отражала новое отношение к миру, делая центр картины точкой схода перспективных линий. Также Мазаччо первым понял необходимость передачи фигур «в сокращении», если смотреть на них снизу, и преодолел прежнюю манеру письма, при которой все фигуры изображались на цыпочках. Он положил начало позам, движению, порыву в живописи, то есть изображению реальности.

На одной из картин кроме Христа, исцеляющего бесноватого, имеются еще прекрасные по перспективе дома, исполненные таким образом, что они одновременно показаны и изнутри и снаружи, так как он для большей трудности взял их не с лицевой стороны, а с угла.

Мазаччо больше других стремился изобразить и обнаженные тела. Он первым в живописи изобразил обнаженные тела Адама и Евы, изгнанных из рая («Изгнание из рая»).

В своих произведениях Мазаччо отличался величайшей легкостью и любил большую простоту драпировок. Его кисти принадлежит сделанная темперой картина, где изображена коленопреклоненная Мадонна с младенцем на руках перед святой Анной. В церкви Сан Никколо помещена в простенке сделанная темперой картина кисти Мазаччо, на которой изображено Благовещение и тут же здание со множеством колонн, прекрасно переданное в перспективе: помимо совершенства рисунка оно сделано в ослабевающих тонах, так что, мало-помалу бледнее, оно теряется из виду.

В Санта Мария Новелла, там, где имеется трансепт, Мазаччо написал фреской изображение Троицы, расположенное над алтарем св. Игнатия, а по сторонам – Мадонну и св. евангелиста Иоанна, созерцающих распятие Христа. С боков находятся две коленопреклоненные фигуры, которые, насколько можно судить, являются портретами заказчиков фрески; но они мало видны, потому что закрыты золотым орнаментом. Кроме фигур там особенно замечателен полукоробовый свод, изображенный в перспективе и разделенный на квадраты, заполненные розетками, которые так хорошо уменьшаются и увеличиваются в перспективе, что кажутся условно вытесненными в стене. В работе над «Троицей» Мазаччо впервые использовал картоны – подготовительные рисунки, при помощи сетки квадратов перенесенные на стены. Такой этап работы над живописным произведением получил широкое распространение в эпоху Возрождения.

Мазаччо написал еще на доске в Санта Мария Маджоре возле боковой двери, ведущей к Сан Джованни, в капелле, Мадонну, св. Екатерину и св. Юлиана; на пределле изобразил он несколько небольших фигур из жития св. Екатерины, равно как св. Юлиана, убившего отца и мать, а посередине изобразил Рождество Иисуса Христа.

В церкви дель Кармине в Пизе на доске, внутри капеллы, помещающейся в трансепте, написана Мадонна с младенцем, а у ног их – несколько ангелочков, которые играют на музыкальных инструментах; один из них, играя на лютне, внимательно вслушивается в гармонию звуков. Посередине находится Мадонна, св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Юлиан и св. Николай – фигуры, полные движения и жизни. Внизу, на пределле находятся маленькие фигуры и изображены сцены из житий упомянутых святых, а в середине – три волхва, приносящие дары Христу; в этой части несколько лошадей списаны с натуры так живо, что невозможно желать лучшего; люди из свиты трех царей облачены в разные одежды. Вверху картина заканчивается несколькими квадратами с изображением множества святых вокруг распятия. Полагают, что фигура святого в епископской одежде, находящаяся в той же церкви на фреске возле двери, ведущей в монастырь, тоже сделана Мазаччо.

По возвращении из Пизы Мазаччо сделал во Флоренции картину на дереве с двумя словно бы живыми обнаженными фигурами, женской и мужской.

Затем, чувствуя себя во Флоренции не по себе и побуждаемый любовью и влечением к искусству, он решил в целях усовершенствования отправиться в Рим. И здесь, приобретя величайшую славу, он расписал для кардинала Сан-Клементе в церкви Сан Клементе капеллу, где изобразил фреской страсти Христовы с распятыми разбойниками, равно как житие св. мученицы Екатерины. Кроме того, он написал темперой много картин, которые или погибли, или пропали во время волнений в Риме. Одну картину он написал в церкви Санта Мария Маджоре в маленькой капелле около сакристии, где изобразил четырех святых, которые кажутся рельефными, а в середине - церковь Санта Мария делла Неве, тут же – портрет с натуры папы Мартина, который мотыгой указывает основание этой церкви, а рядом с ним император Сигизмунд II.

Когда в Риме при папе Мартине над фасадом церкви Сан Джанни работали Пизанелло и Джентиле да Фабриано, часть работы они поручали Мазаччо. Узнав, что Козимо Медичи, оказывавший ему великую помощь и покровительство, вызван из изгнания, он возвратился во Флоренцию. Здесь после смерти Мазолино ему поручили начатую последним работу в капелле Бранкаччи в Кармине, где, прежде чем приступить к работе, он написал как бы для опыта св. Павла, что возле веревок колокольни, чтобы показать, как в этой картине он выказал бесконечное умение, ибо голова этого святого, списанная с Бартоло ди Анджолино Анджолини, производит впечатление такого великого ужаса, что кажется, будто этой фигуре недостает только того, чтобы она заговорила. И, глядя на нее, тот, кто не знает св. Павла, увидит прямодушие римской гражданственности, соединенное с непобедимой мощью уверовавшей души, всецело устремленной к делам веры. В этой же картине художник показал такое умение изображать ракурс, взятый сверху вниз, которое было поистине изумительно, как то явствует в передаче ног апостолов, где легко разрешена трудность задачи, особенно в сравнении со старой манерой, которая все стоящие фигуры изображала приподнявшимися на носках.

Как раз в то время, когда он производил эту работу, была освящена церковь дель Кармине. В память этого события Мазаччо над воротами, ведущими из храма на монастырский двор, написал веронской зеленью все священнодействие, как оно происходило: он изобразил бесчисленное множество граждан, которые в плащах и капюшонах шествуют за процессией. Среди них он представил Филиппо в деревянных башмаках, Донателло, Мазолино да Паникале – своего учителя, Антонио Бранкаччи, заказавшего ему роспись капеллы, Пикколо да Удзано, Джаванни ди Бичччи деи Медичи, Батоломео Валори.

Там же он изобразил Лоренцо Ридольфи, который был в то время послом Флорентийской республики в Венеции. Он написал там с натуры не только вышепоименованных дворян, но также ворота монастыря и привратника с ключами в руке. Это произведение в самом деле отличалось великим совершенством, потому что Мазаччо сумел так хорошо разместить на пространстве этой площади фигуры людей по пять и по шесть в ряд, что они пропорционально и правильно уменьшаются, как того требует глаз, и действительно казалось будто это какое-то чудо. Особенно удалось ему сделать их как бы живыми, что вследствие соразмерности, которой он придерживался, изображая не всех людей одного роста, но с большой наблюдательностью различая маленьких и толстых, высоких и худых. У всех ноги поставлены на плоскости, и они хорошо, находясь в ряду, сокращаются в перспективе.

После этого Мазаччо вернулся к работе над капеллой Бранкаччи, продолжая сцены из жизни св. Петра, начатые Мазолино, и частью их закончил, а именно – сцену с папским престолом, исцеление больных, воскрешение мертвых, наконец, излечение хромых тенью, когда он проходит по храму вместе со св. Иоанном. Среди прочих выделяется та картина, где Петр по приказанию Христа извлекает деньги из живота рыбы, чтобы уплатить подать. Помимо изображения одного из апостолов в глубине картины, которое предоставляет собою портрет самого Мазаччо, сделанный им с себя при помощи зеркала так хорошо, что он кажется прямо живым, - мы видим здесь гнев св. Петра на требования и внимание апостолов, которые в разнообразных позах окружают Христа и ждут его решения с такой жизненностью движения, что в самом деле кажутся живыми, в особенности св. Петр, у которого кровь прилила к голове, потому что он нагнулся, стараясь достать деньги из живота рыбы; а еще лучше – сцена, когда он платит подать; здесь видно возбуждение, с каким он считает деньги, и вся алчность сборщика, который держит деньги в руке, и с наслаждением на них уставился. Мазаччо написал еще воскрешение царского сына святыми Петром и Павлом, но вследствие смерти художника эта работа осталась незавершенной, ее потом закончил Филиппино. В сцене крещения св. Петром высоко ценится обнаженная фигура одного из новокрещеных, который дрожит от холода. Она написана с прекрасной рельефностью и в мягкой манере, что всегда почиталось и с восхищением ценилось художниками.

Томмазо Мазаччо, картины которого делают грандиозный шаг вперед от средневековой живописи к Раннему Возрождению, первым обновил все существовавшие традиции. Гений плохо был понят современниками, только Брунеллески считал его преждевременную смерть сокрушительной потерей. В этой статье мы представим вашему вниманию картины Мазаччо с названиями и его биографию.

Ранние годы

Младенец родился 21.12.1401 в семье молодого нотариуса, которая проживала недалеко от Флоренции. Его окрестили и нарекли именем Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди. В пять лет малыш остался без отца, который внезапно умер. Его беременная матушка, родив второго сына, вскоре вышла замуж за аптекаря, у которого было 2 дочери. Но и этот брак не был продолжительным. В 15 лет Томмазо лишился отчима и возглавил семью.

Во Флоренции

Исследователи предполагают, что в 1418 году все семейство уже переехало во Флоренцию. Существует много споров о том, кто были учителями Мазаччо. Наиболее вероятный ответ: архитектор Брунеллески и скульптор Донателло. Они были старше и опытнее своего ученика и щедро делись с ним открытиями в линейной перспективе и новым осознанием личности человека, наполненного духовной жизнью. Драматизм Донателло, резкость его передачи страсти позже войдет в картины Мазаччо.

Первые работы

По нашим меркам юноша, а по мнению людей XV столетия - вполне взрослый человек стал кормильцем семьи, получив первые заказы на работу. Уже в 1422 году был закончен большой триптих для церкви Св. Ювеналия. В центральной части триптиха особенно видно использование перспективы, создающей глубину пространства.

Пол всех трех панелей сходится в одной точке, которая скрыта за головой Мадонны. В ребенке, изображенном, как строгая холодная скульптура, чувствуется влияние Донателло. В следующем году вместе с Мазолино написан триптих для часовни в церкви Санта-Мария-Маджоре. Он изображает драматический эпизод из жизни Св. Ювеналия, которого дьявол обманом подтолкнул на убийство собственных родителей. Это произведение плохо сохранилось, как и многие картины Мазаччо.

Активное продолжение работы

В 1423 году молодого художника приняли в гильдию Св. Фомы, который считался покровителем живописцев, скульпторов, архитекторов. Как будто предчувствуя, что жизнь будет коротка, молодой мастер много и плодотворно работает, забывая о себе. Отсюда и прозвище: «Небрежный» или, как мы говорим, «Мазаччо». Самыми знаменитыми станут картины Мазаччо «Изгнание из рая», «Св. Петр исцеляет больного своей тенью», «Чудо с сатиром», «Мадонна с младенцем», «Крещение неофитов» и другие, о которых мы расскажем ниже. Его основным принципом в работе стало изображение мира таким, каким его видел сам художник. Он стремился постичь природу человека и вещей. Знание перспективы, пропорций человеческого тела, умение в движениях тела выразить душевные переживания - все это было неотъемлемыми качествами живописи Мазаччо.

Индивидуальный стиль

Картина Мазаччо «Троица» стала самым ярким выражением стилистики мастера. Эта фреска написана для церкви Санта-Мария-Новелла. Время ее написания достоверно не установлено. Композиция построена внутри арки, свод которой уходит в глубину. Если смотреть снизу вверх, то можно увидеть восхождение к вечному спасению. На переднем плане - саркофаг со скелетом, который напоминает о скоротечности земной жизни. Затем две фигуры заказчиков на коленях. Молитва для них является спасением. Деву Марию и Иоанна Богослова связывает Христос, которого поддерживает Бог-Отец и Святой дух, витающий над ними голубем. Точка схода находится в ногах Христа, на них рукой указывает Мария.

В доминиканской церкви эта сцена понимается как утверждение воскресения в качестве единственного ответа на смерть: воскрес Христос, воскреснем и все мы. Считается, что это - самая известная картина Мазаччо.

«Мадонна с младенцем» (1426 год)

Это был триптих, который разделен теперь на части и находится в разных музеях. Мы рассмотрим центральную часть: мадонну на троне с младенцем и четырьмя ангелами. Характерен взгляд художника снизу вверх. Это требуется, чтобы учесть реальную точку зрения человека. Композиция треугольная, и взгляд попадает прямо на младенца, который, как коконом, окутан плащом. Он сосет виноград, который символизирует вино причащения, будущую пролитую Христом кровь.

Росписи капеллы Бранкаччи во Флоренции (1425 - 1428)

В ней идентифицированы как безусловные работы художника, относящиеся к вершине его творчества - «Чудо со статиром», «Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню», «Изгнание из рая». Эти произведения - бесспорный прорыв от средневековых традиций к новому искусству Раннего Возрождения. У всех персонажей подчеркнута телесность как колоритом, так и обобщенной моделировкой.

Мазаччо, «Изгнание из Рая»: описание картины

За основу взят библейский сюжет. Художник с огромной естественностью изобразил полностью обнаженные фигуры своих моделей. Переживания обоих персонажей им также выявлены предельно ярко.

Плачущий Адам закрывает лицо рукой. Он переполнен горечью и стыдом. Страдания согнули его тело. Ева, прикрывая себя руками, кричит, как от мучительной боли, не стесняясь своих чувств. В них - недоумение, позор, ужас. Этот вопль отзывается в душах, как песнопение мессы «День гнева» (Dies irae), то есть страшный Судный день, где грешники исторгнуты в Ад. Картина Мазаччо «Изгнание из рая» впервые показывает, как реально, опираясь на полную ступню, шагают два страдальца. В прежней традиции фигуры лишь слегка касались пальцами ног земли. Этот его прием позже многие пытались повторить, но практически никому не удавалось передать точный ракурс Мазаччо. По требованию монахов обнаженные тела были позже прикрыты веточками с листочками: все еще действовала средневековая ложная стыдливость и восприятие наготы как чего-то грязного и мерзкого. Карающий ангел с мечом в руках, витающий над Адамом и Евой, подсказывает нам, что назад им дороги нет.

«Чудо со статиром»

Иногда эту фреску считают самой лучшей. Действительно, она очень интересна. Христос с апостолами пришел в Каперанум. Чтобы войти, требовалось заплатить небольшую подать, но денег у них не было. Мессия (композиционный и духовный центр фрески) отдал приказание Петру выловить рыбу и достать из нее нужную монету - статир. Все эпизоды изображены на одной фреске. В середине Христос с учениками в полукруге отдает приказание Петру. Слева Петр, находясь в очень реалистичной позе с точным расположением ног, выловил рыбу и достает из нее монету. Справа он отдает ее сборщику податей. Композиция линейна, и действие кажется непрерывным. Каждый персонаж имеет выраженную индивидуальность. Среди них, по словам Вазари, здесь имеется автопортрет мастера. В том числе художник создал живой ландшафт, который никогда прежде не видели. Сзади - холмистые горы, справа - стены города, которые составлены из пустых и полных лоджий. Источник света находится справа и определяет наклон всех теней. Все фигуры Мазаччо смоделировал при помощи цвета и света и придал им скульптурную монументальность. Это была живописная революция для того времени.

«Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью»

Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи. Как и все остальные произведения капеллы, она очень пострадала от пожара 1771 года, но было проведено комплексное реставрирование в 1983 - 1990 годах, которое вернуло работам мастера прежний блеск. Наше внимание она привлекла не столько своим библейским сюжетом, хотя он тоже интересен, а тем, что человек в красной шапочке - это портрет художника Мазолино, с которым продолжительное время сотрудничал Мазаччо. Второй портрет - человек с руками, сложенными, как для молитвы, - это, возможно, сам великий Донателло, и третий, Иоанн, - предположительно брат Мазаччо.

Евангельская сцена очень красноречива. Св. Петр с Иоанном за ним идут по улице. Их лица отрешенные. Они нисколько не сомневаются в помощи болящим. Тень Петра, падающая на группу больных, поднимает их на ноги. Вот один, с перевязанной ногой, уже встал, другой еще сидит, но он почувствовал, что его коснулась божественная благодать, третий - ожидает своей очереди.

В капелле свет на фреску падает справа. Соответственно, влево на ней и расположены тени на узкой средневековой улице, где соблюдены строгие законы перспективы: уходящие вдаль дома уменьшаются в размерах. На этом мы заканчиваем рассматривать картины Мазаччо с описанием.

Переезд в Рим и смерть художника

Примерно в 1428 году Мазаччо оставляет незаконченной работу в капелле Бранкаччи и отбывает в Рим. Предполагают, что его пригласил Мазолини для исполнения более престижных заказов. Неизвестно, сколько месяцев прошло, когда вдруг Мазаччо неожиданно скончался. Брат живописца говорил, что ему в это время исполнилось 27 лет. То есть это произошло в промежутке от декабря 1428 года до начала 1430.

Гений Мазаччо глубоко повлиял на дальнейшее развитие живописи. Его работы изучали и копировали последующие поколения художников, поднявших искусство на небывалую высоту. Творческие открытия Мазаччо изменили живопись не только Италии, но и всей Европы.

Мазаччо, наряду с его современниками архитектором Брунеллески и скульптором Донателло, относится к величайшим реформатором не только итальянского, но и всего западноевропейского искусства. Его недолгий, продолжавшийся всего около шести лет творческий путь приходится на 1420-е годы, когда в флорентийской живописи еще задавали тон позднеготические мастера и работало последнее поколение так называемых «джоттесков» - эпигонов, выхолостивших дух традиций Джотто. Искусство Мазаччо кажется отделенным от их работ огромной временной дистанцией, настолько глубок переворот, который он совершил в живописи Флоренции и всей Италии.

Прозвище Мазаччо (Большой Мазо, т. е. Томмазо) художник получил от современников, наградивших одновременно живописца Томмазо ди Кристофоро ди Фино, с которым постоянно сотрудничал Мазаччо и у которого он, возможно, учился, прозвищем Мазолино (Маленький Мазо).

Первые дошедшие до нас работы Мазаччо - алтарные картины, входившие в состав многостворчатого алтаря, написанного для церкви Кармине в Пизе, ныне хранящиеся в музеях ряда итальянских городов. Жанр алтарной картины сам по себе наиболее консервативный, требовал следования определенным канонам и обязательного для алтарей золотого фона. Но уже в этих композициях проявляется мощь художественного темперамента Мазаччо, поражает неординарность его решений. Таково входившее в этот полиптих «Распятие» (1426, Неаполь, Музей Каподимонте) с мощно и обобщенно вылепленными контрастами света и тени фигурами распятого Христа, Марии, Иоанна и поразительно экспрессивной фигурой Магдалины в ярко-красном одеянии.

В менее канонической композиции алтаря «Мадонна с Младенцем и Святой Анной» (1424, Флоренция, Галерея Уффици) почти в той же степени, что и пластическая мощь живописной манеры Мазаччо, широта и обобщенность форм, поражает жизненная достоверность, даже некоторая простонародность образов Марии и ее матери Анны.

Главной работой Мазаччо, ставшей этапной для истории итальянского Возрождения, являются росписи небольшой капеллы Бранкаччи флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине (ок. 1425-1428). Работа над фресками была поручена Мазаччо и Мазолино. Последний расписал не сохранившимися до наших дней фресками своды и люнеты капеллы, верхнюю часть правой стены капеллы и создал одну из четырех композиций на алтарной стене. Но доля росписей Мазаччо более значительна: ему принадлежат две большие, расположенные друг над другом в два регистра композиции на левой стене и три из четырех, также расположенных в два регистра, композиции на алтарной стене.

Росписи капеллы Бранкаччи посвящены истории апостола Петра. Но открывают этот цикл две расположенные на больших пилястрах у входа вертикальные композиции, посвященные истории Адама и Евы - «Грехопадение» Мазолино на правой стене и «Изгнание из рая» Мазаччо на левой стене. Эта композиция поражает не только своей драматической силой, огромной жизненной энергией образов, но и мощью, свободою живописного языка Мазаччо. Он работает большой кистью, иногда даже оставляющей следы ворсинок на поверхности фрески, лепит формы мощными контрастами света и тени; обобщенность и экспрессия, с которой написано искаженное криком лицо Евы, может найти аналогии только в европейской живописи гораздо более позднего времени.

Самая большая композиция Мазаччо «Чудо со статиром» расположена в верхнем регистре левой стены капеллы. Ее сюжетом является один из эпизодов Евангелия, повествующий о том, что, когда Христос и его ученики приблизились к воротам города Капернаума, стражник не пустил их, потребовав заплатить подать. По велению Христа апостол Петр отправился на берег озера, выудил там рыбу и в ее внутренностях обнаружил необходимую для уплаты монету - статир.

Огромная фреска Мазаччо совмещает три эпизода легенды: в центре несколько растерянный сборщик подати обращается к стоящим величественным полукругом апостолам; слева, на втором плане Петр потрошит уже пойманную рыбу, справа он же величественно и несколько гневно вручает монету сборщику. Действие разыгрывается на фоне широкой пейзажной панорамы, поражающей своей достоверностью и естественностью. У предшественников Мазаччо пейзаж обычно был условен, обозначался скалистыми горками и деревьями с одинаковыми, похожими на зонтики или шарообразными кронами. В фреске Мазаччо поражает естественность и широкое дыхание осеннего пейзажа с уходящими в глубину плавно ограниченными, чуть размытыми дымкой сизыми громадами гор, сбросившими листья деревьями, бурой землей. Поразительны герои Мазаччо - седобородые старцы, наделенные внешностью простолюдинов черноволосые мужчины, юноши со свежим деревенским румянцем. Полные величия и достоинства, они являют нам целую галерею крупных и ярких характеров. Исследования современных реставраторов показали, что Мазаччо работал над каждой головой целый день, в то время как пейзажный фон в «Чуде со статиром» написан всего за три дня.

Еще одно замечательное новшество Мазаччо - его трактовка света. У его предшественников свет и тени были лишь способом моделировать форму, придавать ей объемность; фигуры и предметы обычно не отбрасывали теней. В «Чуде со статиром» и «Изгнании из рая» свет падает справа (именно там находится реальное окно, освещающее капеллу), фигуры апостолов отбрасывают на землю длинные тени.

Замечательно и решение алтарной стены, где Мазаччо объединяет единой перспективой с одной точкой схода две расположенные справа и слева от окна и небольшого алтаря композиции - «Святой Петр, исцеляющий увечных своей тенью» и «Раздача имущества и смерть Анании». Благодаря этому обе сцены разыгрываются в неком едином пространстве. И в то же время каждая из них изображена в энергичном ракурсе, что делает композицию более динамичной, действие - напряженным, а громады вплотную придвинутых к нам колоссальных домов становятся особенно внушительными.

Особое место в творческом наследии Мазаччо и истории живописи Раннего Возрождения занимает его последняя работа - фреска «Троица» (ок. 1427-1428, Флоренция, церковь Санта Мария Новелла). Эта роспись была заказана Мазаччо знатным флорентийцем Лоренцо Ленци, занимавшим высокий государственный пост гонфалоньера (знаменосца) Справедливости. По-видимому, эта композиция воплощает какую-то достаточно сложную теологическую программу - об этом свидетельствуют написанное на цоколе стены и включенное в композицию фрески изображение саркофага с открытой крышкой, в которой лежит скелет; по мнению некоторых исследователей, это символ «ветхого Адама», бренности человечества. Однако наиболее существенно то, что после полных дыхания жизни фресок капеллы Бранкаччи Мазаччо создал некий эталон идеальной композиции. Это позволяет предположить, что ему не были чужды проблемы теоретического характера, уже интересовавшие в это время художественную среду. Композиция фрески с преклонившими колени у входа в капеллу Лоренцо Ленци и его супругой, распятым Христом и стоящими у подножия Распятия Марией и Иоанном, подобна ступенчатой пирамиде, вписанной в двойное - арочное и прямоугольное - обрамление; увиденный в ракурсе снизу свод капеллы изображен в безупречном перспективном сокращении. Возможно, что в разработке архитектурных мотивов и перспективного построения пространства принял участие архитектор Брунеллески. Так или иначе, эта фреска, завершившая недолгий жизненный путь Мазаччо, стала неким манифестом нового, ренессансного искусства, величественной демонстрацией его эстетических принципов и возможностей.

Ирина Смирнова

Изгнание из рая - Мазаччо. 1427. Фреска.


Человек, впервые в жизни увидевший эту фреску, вряд ли отнесет ее к XV веку, уж очень современным смотрится сам стиль исполнения. Экспрессивная манера письма, яркие цветовые пятна и выразительные фигуры с правильными очертаниями и строением тел, отсылают нас скорее к современным экспериментам в области искусства, чем к эпохе раннего Возрождения. Тем не менее, это так - фреска написана во времена тотального царствования «бесплотной» готики, когда нагота считалась постыдной и стыдливо прикрывалась драпировками или традиционными «фиговыми листьями».

Фреска мастера - это воплощение неприкрытого горя, внезапно постигшего двоих людей, до этого не знавших никаких бед. Отражение библейского предания, «Изгнание из рая» изображает именно тот момент, когда Адам и Ева изгнаны из Эдема. Райская жизнь для них закончилась, они прокляты и отвергнуты богом, а впереди их ждет только полная трудов и лишений жизнь.

Неудивительно, что Ева буквально вопит от горя и ощущения собственного бессилия. Ее образ наиболее впечатляет, потому что художник буквально несколькими мазками сумел отразить массу выразительных и сильных человеческих чувств - боль, горе, страдания, недоумение, сомнения в своей будущности, стыд. Кроме этих чувств, Ева впервые в своей жизни ощутила позор собственной наготы, которая в Эдеме ее нисколько не смущала. Она мучительно пытается прикрыться руками, страдая еще и от того, что именно она стала причиной, пусть и косвенной, грехопадения и изгнания.

Адам не стыдится своей наготы, от стыда и горя закрыв лицо руками. Его тело сотрясают рыдания, заставляя горбиться молодого и сильного мужчину. Хотя сам сюжет предполагает изображение Адама и Евы в обнаженном виде, смелость художника в подробных и реалистичных изображениях человеческих тел не пришлась по вкусу зашоренным церковникам. Как и в большинстве аналогичных случаев, изображения пытались с ложной стыдливостью прикрыть традиционными зелеными веточками.

Благодаря простоте изображения и почти полного отсутствия декора на заднем плане все внимание смотрящего на фреску сконцентрировано именно на трех фигурах - Адама, Евы и ангела с карающем мечом в руках, изображенного парящим над ними. Становится понятно, что путь назад им заказан - врата рая плотно закрыты, а охраняющий их ангел недвусмысленно поднял меч высоко над собой. Особую тревожность происходящему придает алый цвет платья ангела - это открытая угроза и предостережение.

Удивительный для столь раннего периода Возрождения реализм изображения человеческих тел и мастерство в отражении сильных эмоций заставляют лишний раз пожалеть, что сам мастер умер в таком молодом возрасте. Кто знает, останься он жить, не затмило ли его мастерство большинство из его известных современников?