Общая характеристика русской литературы XIX века. Специфика литературного процесса России последней трети XIX века

Конец XVIII - начало XIX века - эпоха стремительного развития литературы. На хронологически небольшом отрезке истории оказались сконцентрированы основные проблемы века восемнадцатого и поставлены вопросы, которые предстояло решать веку девятнадцатому. Сложность литературной ситуации объясняет возникновение в отечественном литературоведении множества терминов для характеристики явлений данного периода: барокко, классицизм, постклассицизм, неоклассицизм, просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм, романтизм, ампир, романтический эллинизм.

Значительное место в литературе этого периода занимает тема античности Древняя Греция, Рим постепенно перестают быть только условным фоном для разговора о современности. При этом осознание исторической, географической и национальной конкретности античной культуры странным образом не удаляет её от современников, а приближает, включая в круг самых острых общественных, политических, эстетических проблем.

Неоклассицизм требовал иного, чем у классицистов, отношения к античности. Исторический взгляд на греческую культуру делал античные произведения не абсолютным, а конкретно-историческим идеалом, поэтому подражание грекам получило иной смысл: в восприятии античного искусства на первый план вышла не его нормативность, а свобода, обусловленность правил, которые позже станут каноном, реальной жизнью народа.

В 1790-х годах в литературе «час настал великих перемен» (по выражению В.Л.Пушкина). Под пером Николая Михайловича Карамзина (1766–1826) меняется самое представление о целях и задачах литературы

С Карамзина начинается непродолжительная эпоха господства «чувствительной» словесности. Внимание писателей-крамзинистов обращено к «душе», к внутреннему миру человека, к его колебаниям, сомнениям, мимолетным переживаниям. Они любят оттенки и переходы, а не трагическую резкость контрастов между добром и злом, восторгом и ужасом, высоким и низким. С литературой классицизма произведения Карамзина и его последователей роднит задача воспитания читателя. Это уже не прямая дидактика, а урок чувствительности, гуманности и тонкого вкуса, преподаваемый автором на собственном примере.

Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях ”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва в общем-то писатели на рубеже рубеже XVIII–XIX вв. все чаще стремятся не научить, а запечатлеть в слове образ сложного и противоречивого мира Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов. Наивную прелесть народного характере воссоздал поэт в образе Максима Максимыча.

творчество Крылова(1769–1844). Начинал он как комедиограф и журналист-сатирик, изобличающий общественные пороки, а потом в «шутотрагедии» «Трумф, или Подщипа» (1800) жестоко посмеялся над всей системой ценностей эпохи Просвещения и русского классизма в частности. Позднее в басне – самом дидактичном из «низких» классических жанров – Крылов сумел дать картину мира, несводимую к простым идеям и нравоучениям

Крылов и Карамзин перешагнули в XIX век. Один – в своих баснях, другой – в великой»Истории Государства Российского». Они стоят на самом рубеже новой эпохи. Государственно и общественно полезная словесность XVIII в. на них заканчивается. В литературе наступает время вопросов нравственных, религиозных и исторических, время преодоления культурного конфликта, начатого петровского реформами.

Начало XIX-го столетия в литературном отношении представляет резкую противоположность с концом XVIII века

Литература XIX века, кажется, сразу проявилась во всей зрелости. Если литературу предшествующего века Белинский называл словесностью, то в XIX в. нашел литературу как выражение духовного самосознания народа. Неслучайно ее определяют как классическую, т. е. образцовую. Но таковой она становится, наследуя достижения предыдущих культурных эпох и развивая достигнутое.

Для начала 19в характерно сосуществование четырех литературных направлений. Из прошлого века еще живут классицизм и сентиментализм . Новое время формирует новые направления: романтизм и реализм.

Романтизм , возникший на рубеже веков, в русской литературе развивается в результате 1) влияния европейского романтизма, 2) пробуждения народного самосознания в Отечественной войне 1812 г. 3) формирования идеологий и эстетики декабризма. Как новый художественный метод романтизм утверждает проблему национальной самобытности

Для романтического мироощущения характерен неразрешимый конфликт мечты, идеала с действительностью. Различие, между сторонниками романтизма по существу сводятся к содержательному воплощению мечты (идеала). Характер романтического героя соответствует авторской позиции: герой

К новым литературным направлениям относится реализм. Само его название противостоит романтизму (роман-книга, романтический, т. е. книжный

Общепринятая точка зрения сформулирована Соколовым.

ранний русский романтизм −1801-1815 гг.; представители - Жуковский и Батюшков;

гражданский романтизм - 1816-1825 гг.; представители - поэты-декабристы;

утверждение реализма начинается с 1825 г., т. к. к этому времени в русской литературе реализм представлен творчеством Пушкина («Борис Годунов», «Евгений Онегин») и творчеством Грибоедова («Горе от ума»).

-о неоклассицизме преимущественно на рубеже XVIII-XIX веков, ибо возвращение к античности в различные эпохи продиктовано разными причинами

В отечественном литературоведении существуют разные точки зрения на русский Ренессанс , одна из них - задачи Возрождения выполняла эпоха рубежа XVIII - XIX вв. Именно тогда в европейской литературе получает воплощение национальное самосознание, которое позволяет осваивать многообразную жизнь нации, утверждает суверенную человеческую личность, в литературе вырабатывается литературная форма национального языка и на его почве возникают классические формы национального искусства слова Не раз обращалось внимание и на ренессансный характер творчества А.С. Пушкина

В начале XIX в. отмечается двухуровневая культура: словесно-мыслительный уровень сочетается с уровнем непосредственного бытия. Для этого времени характерно сосуществование четырех литературных направлений. Из прошлого века еще живут классицизм и сентиментализм . Новое время формирует новые направления: романтизм и реализм.

В начале 19 в. многие журналы прямо или косвенно являлись печатными органами возникавших в это время литературных обществ. Так, при Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств выходили «Свиток муз» (1802–1803), «Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1804), а также «Журнал российской словесности» (1805) Н. П. Брусилова, «Северный вестник» (1804–1805) и «Лицей» (1806) И. И. Мартынова, «Цветник» (1809–1810) А. И. Бенитцкого и А. Е. Измайлова; при Беседе любителей русского слова – «Чтения в Беседе любителей русского слова» (1811–1816); при Вольном обществе любителей российской словесности – «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825) и «Невский зритель» (1820–1821). Своеобразным «домашним» предприятием, рассчитанным на невзыскательную публику, но при этом довольно популярным был «Благонамеренный» (1818–1826) А. Е. Измайлова. Из журналов нач. 19 в. долгая жизнь была суждена только созданному в полемике с «Вестником Европы» «Сыну Отечества» (1812–1852) Н. И. Греча: в его подзаголовке значилось, что это «журнал исторический, политический и литературный» (последнее слово в подзаголовке появилось в 1814). Духом борьбы с «галломанией» были проникнуты также «Русский вестник» (1808–1820, 1824) С. Н. Глинки и «Отечественные записки» (1818–1830) П. П. Свиньина. Важное место в литературной жизни первой трети 19 в. , особенно 1820-х занимали альманахи , успешно конкурировавшие с журналами: «Полярная звезда» К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева, «Мнемозина» В. Ф. Одоевского и В. К. Кюхельбекера, «Северные цветы» А. А. Дельвига и О. М. Сомова, и мн. др.
Возникают коммерческие издания энциклопедического типа – т. н. «толстые журналы» , первым из которых был «Московский телеграф» (1825–1834) Н. А. Полевого. За ним последовали «Московский вестник» (1827–1830) М. П. Погодина – орган кружка любомудров, «Телескоп» (1831–1836) Н. И. Надеждина, «Европеец» (1832) И. В. Киреевского, закрытый властями на втором номере, «Библиотека для чтения» (1834–1865), созданная О. И. Сенковским, «Московский наблюдатель» (1835–1839) и др. Наиболее читаемым журналом этого рода были «Отечественные записки» (1839–1867) А. А. Краевского, славу которому в 1840-х создали статьи В. Г. Белинского (в 1868–1884 журнал издавался другими лицами).

Специфической особенностью общественной жизни начала XIX века была организация литературных обществ, являвшаяся показателем относительной зрелости литературы и стремления придать ей характер общественного дела. Самым ранним из них явилось возникшее в Москве в январе 1801 года «Дружеское литературное общество», выросшее из студенческого кружка воспитанников Московского университета и университетского Благородного пансиона – братьев Андрея и Александра Ивановичей Тургеневых, А. Ф. Воейкова, А. С. Кайсарова, В. А. Жуковского, С. Г. Родзянки. По словам старшего участника, поэта и преподавателя Московского университета А. Ф. Мерзлякова, в этом обществе «молодые люди, знакомством и дружеством соединенные, сочиняли, переводили, разбирали свои переводы и сочинения и таким образом совершенствовали себя на трудном пути словесности и вкуса». Один из инициаторов общества, Андрей Тургенев, начал свою литературную деятельность убежденным «карамзинистом».

Вскоре между членами общества возникли разногласия по отношению к Карамзину. Радикально настроенные Андрей Тургенев и А. С. Кайсаров под влиянием Шиллера стали утверждать романтическую идею народности и высокой гражданственности литературы. В конце марта 1801 года Андрей Тургенев произнес на заседании «Дружеского литературного общества» речь, в которой осудил Карамзина и его последователей за отсутствие в стихах «высокого» содержания, за безнародность и «подражательность». Карамзин «слишком склонил нас к мягкости и разнеженности, – заявил А. Тургенев. – Скажу откровенно: он более вреден, чем полезен нашей литературе… Он вреден потому еще более, что пишет в своем роде прекрасно; пусть бы русские продолжали писать хуже и не так интересно, только бы занимались они важнейшими предметами, писали бы оригинальнее, важнее, не столько применялись к мелочным родам». Радикальные настроения Андрея Тургенева и Андрея Кайсарова не разделяли последовательные «карамзинисты» Василий Жуковский, Александр Тургенев, Семен Родзянка. Они придерживались более умеренных взглядов, сосредоточивая свое внимание на проблемах нравственных, культивируя в духе Карамзина личную, а не общественную добродетель. Осенью 1801 года общество распалось, многие его участники разъехались из Москвы.

Как кружок молодых единомышленников 15 июля 1801 года открывается в Петербурге «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Его интересы не ограничивались одной литературой. В общество вошли скульпторы (И. И. Теребенев, И. И. Гальберг), художники (А. И. Иванов), ученые археологи, историки, медики (А. И. Ермолаев, И. О. Тимковский, Д. И. Языков и др.). «Предметом упражнений своих избрало общество словесность, науки и художества», писал В. В. Попугаев, с целью «взаимно себя усовершенствовать в сих трех отраслях способностей человеческих» и «споспешествовать по силам своим к усовершенствованию сих трех отраслей».

К концу XVIII века, когда возможности классицизма были исчерпаны и на смену ему пришёл сентиментализм, стала явственно ощущаться потребность обогащения языка новыми лексическими средствами и систематизации его прежнего словарного состава. Эту задачу и стремился выполнить крупнейший представитель русского сентиментализма Н.М. Карамзин . В результате его литературно-журнальной деятельности и художественного творчества в русский язык было введено большое количество заимствованных слов.

Стремясь изменить эту ситуацию, Карамзин вводил в свои стихи и прозу множество сочинённых им новых слов по образцу французских эквивалентов. Эти слова стали широко входить не только в литературу, но и в живую речь образованных людей и в дальнейшем начали восприниматься как коренные русские слова: вкус, стиль, оттенок, влияние, моральный, эстетический, энтузиазм, меланхолия, трогательный, интересный, занимательный, существенный, сосредоточенный, утончённый, начитанность, потребность, промышленность и др. С помощью этих слов оказалось возможно достаточно точное выражение новых понятий, появившихся в литературе, тонких душевных состояний и настроений.

Но нужно отметить, что далеко не все современники Карамзина были согласны с тем направлением, по которому он предложил реформировать русский язык. Наиболее ярким его противником стал писатель и филолог адмирал Л.С. Шишков , руководивший тогда Российской Академией. Главное его недовольство было тем, что в русский язык вводилось большое количество заимствованных слов. Свою позицию Шишков выразил в работе «Рассуждения о старом и новом слоге Российского языка», которая была опубликована в 1803 году. В дальнейшем у каждого из оппонентов появились свои сторонники и противники - «шишковисты» и «карамзинисты », между которыми развернулась ожесточённая полемика.

Сторонники Шишкова сосредоточились в руководимой им Российской Академии и созданном им литературном обществе под названием «Беседа любителей русского слова » (1811-1816). В «Беседу» входили разные по своим политическим и литературным пристрастиям люди, среди которых были как выдающиеся писатели и поэты (Г.Р. Державин, И.А. Крылов и др.), так и второстепенные, давно забытые писатели той эпохи. Сторонники Карамзина для борьбы с «Беседой» создали своё литературное объединение, которое назвали «Арзамас » (1815- 1818). Состав «Арзамаса» был весьма разнороден: сюда входили писатели и поэты К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, молодой А.С. Пушкин и его дядя и другие.

Арзамасцы называли членов «Беседы» архаистами и консерваторами, и в этом было много справедливого. Требования Шишкова сводились к тому, что необходимо в русском литературном языке использовать только старославянские и исконно русские корни и формы слов и отказаться от иностранных заимствований. Но уже его современникам казались просто смешными предложенные Шишковым замены: «галоши» на «мокроступы», «театр» - на «позорище».

Конец XIX и начало XX в.- исключительно важный этап в развитии русской литературы. В этот период она оказывает наибольшее влияние на литературы других стран как запада, так и востока, а в ней самой резко обостряется борьба двух культур и закладываются основы будущей, качественно новой литературы социалистического реализма.
Освободительные идеи находят отражение в творчестве все большего числа художников. «Великое народное море, взволновавшееся до самых глубин», определяет высокий гражданский пафос русских писателей и их неослабный интерес к вопросам общественной жизни. В тесной связи русской литературы с жизнью народных масс кроется в конечном счете источник ее художественного новаторства и секрет успеха ее в читательских кругах всего мира.
Русская литература конца XIX в. обязана своим всемирно-историческим значением прежде всего творчеству Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. В 70-е годы Толстой создает свой второй большой роман - «Анна Каренина», а к началу 80-х годов, мучимый социальными и нравственными вопросами, переживает перелом в мировоззрении и становится, по его же словам, «адвокатом стомиллионного земледельческого населения России». Его художественный метод, все его художественные средства подчиняются теперь главной цели - обличению самодержавного государства («Хаджи Мурат», 1904 г.), царской администрации, суда, казенной церкви («Воскресение», 1899 г.), буржуазной семьи («Смерть Ивана Ильича», 1886 г.). Как необходимое средство обличения появляется сатира (комедия «Плоды просвещения», 1889 г.). В творчество писателя органически входит публицистика; строже становится отбор деталей. Резко возрастает идейная и художественная «емкость» произведений Толстого.

Толстой ввел в литературу понятие «текучести» характера; человеческий характер для него не есть что-то всегда равное самому себе; он беспрерывно «течет» под воздействием жизненных впечатлений, требующих осмысления и переработки. Открытия в области человеческого характера идут у Толстого рука об руку с открытиями в народной жизни, в жизни общества.

Ф. М. Достоевский в рассматриваемый период написал свои последние большие романы, в которых рядом с резкой критикой дворянства, сатирическим обличением бюрократии и вылинявших либералов содержались выпады против революционеров и проповедь религиозного смирения.
Достоевский внес в реализм значительный вклад. Он создал новую художественную манеру, особый вид соединения напряженной интриги, восходящей к Бальзаку, с психологическим самораскрытием персонажей, обилием исповедей, словесных поединков, лихорадочных признаний. Творчество писателя выросло на почве «переворотившейся» пореформенной русской действительности. Достоевский намного расширил границы художественного изображения характера, но в его методе создания человеческого образа таилась и возможность разрушения характера, призванного совмещать несоединимое, опасность утраты им определенности и цельности. Романы Достоевского насыщены трагизмом; обнажая кризис и противоречия, художник не находит выхода и оставляет их в катастрофической напряженности.

В 70-80-е годы создавал свои основные произведения гениальный сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. В это время им были написаны «История одного города» (1869-1870 гг.), «Дневник провинциала в Петербурге» (1872 г.), «Благонамеренные речи» (1872-1876 гг.), «Господа Головлевы» (1875-1880 гг.), «За рубежом» (1880- 1881 гг.), «Письма к тетеньке» (1881-1882 гг.), «Современная идиллия» (1877- 1883 гг.), наконец, большая часть «Сказок». Диапазон сатиры Щедрина исключительно широк; явления русской жизни предстают у него в собирательных сатирических типах, самые наименования которых стали нарицательными: глуповские градоначальники и помпадуры, представляющие самодержавие и царскую бюрократию; «чумазый» - Колупаев и русский капиталист-первонакопитель Разуваев; «пенкосниматели» - буржуазные интеллигенты-газетчики; «торжествующая свинья» - собирательный образ реакции. Как и великие его предшественники - Свифт, Вольтер,- Щедрин богато использовал сатирическую фантастику, гиперболу и гротеск. Но в отличие, например, от Свифта фантастика Щедрина сращена с богатством конкретных деталей, и фантастическое заострение вырастает из множества реальных подробностей русского быта и злободневных политических фактов. По замечанию Горького, Щедрин «превосходно улавливал политику в быте». Политическое обобщение появляется у Щедрина, например, в образе русского либерала, который никак не мог решить, чего он желает: «севрюжины с хреном» или конституции. Пользуясь для обхода цензуры «эзоповским языком», Щедрин сумел эту вынужденную необходимость обратить в средство обогащения сатирического искусства, ибо, как он сам писал, благодаря эзоповскому иносказанию приобретается «возможность показывать некоторые перспективы, куда запросто и с развязностью военного человека войти не всегда бывает удобно». Оригинальным приемом сатиры Щедрина было использование литературных типов прошлого; в его произведениях действуют Молчалин, Ноздрев, Скотинин, Расплюев, перенесенные в современную ему общественную обстановку и соответственным образом переосмысленные. Органической чертой щедринского стиля была высокая патетика, утверждение «идеалов будущего»; патетическая струя особенно усилилась в последних произведениях писателя.
Выдающееся место в развитии русского реализма конца XIX в. принадлежит А. П. Чехову, широко отразившему жизнь русского общества в период реакции и накануне общедемократического подъема. Начав свой путь как блестящий юморист, Чехов приходит к сатирическому отрицанию уродливых социальных явлений царской России. Последовательная критика иллюзий, связанных с переустройством действительности (толстовства в «Моей жизни», теории «малых дел» в «Доме с мезонином», народнических упований на «мужика» в повестях «Мужики» и «В овраге»), свидетельствовала о необычайной трезвости и внутренней свободе Чехова как художника. Проза Чехова с ее сдержанным лиризмом и художественной лаконичностью во многом принадлежит уже новому, XX веку.

Сорвите с Европы блистательную вуаль, и вы увидите страшную картину её нищеты и пороков. С. Родригес

На рубеже 18-19 веков крах феодализма был очевиден. Французская буржуазная революция, обещавшая, что миром будут править Свобода, Равенство и Братство, привела к победе буржуазного строя, однако очень скоро стало ясно, что этот строй не может обеспечить всеобщего счастья.

Сил не имея сделать одного

Счастливым, им они пренебрегли

И стали счастия искать для всех

(Дж. Леопарди)

Оказалось, что французская революция людей, «лишённых хлеба, превратила в людей, лишённых ещё и нравственности».

19 век был богат на революции и перевороты. Помимо французской революции, в 1848-1849 гг. происходят революции в Европе, на рубеже 1850-1860 гг. возникает революционная ситуация в России, США потрясает Гражданская война 1861-1865 гг.

В передовых государствах Европы и США продолжается промышленный переворот (появляются железные дороги, пароходы, телеграф). Однако множество технических изобретений, предназначенных улучшить жизнь, только подчеркивает несовершенство мира.

Капитализм устранил социальную несправедливость (любой может стать богатым, а значит, знатным), но породил множество других несправедливостей . К власти приходит поколение, не знающее, что такое нравственность. Их золотой мечтой становятся деньги, а деньги и нравственность оказываются несовместимы. Это привело к тому, что героями практически всех произведений становятся люди глубоко безнравственные (Жорж Дюруа, Гобсек, Цахес, Клод Фролло).

Противоречия жизни естественным образом переносится в литературу. Центральным для художественных направлений эпохи становится вопрос не только о том, как человеку выстоять в этом мире, но и в том, как активно участвовать в историческом процессе, как влиять на него, то есть быть человеку «молотом или наковальней» (Гете).

Литературный процесс первой половины 19 века весьма своеобразен по сравнению с предыдущими эпохами. Увеличивается скорость развития литературы . Новые художественные направления возникают и формируются в целостные системы очень быстро (требуются не столетия, а десятилетия). При этом появление нового метода вовсе не означает полное отрицание старого. Поэтому характерной чертой эпохи становится сосуществование полярно противоположных направлений в искусстве:

1) романтизма (стремление уйти в иной, идеальный мир);

2) реализма (попытка проанализировать, а затем изменить этот мир).

Романтизм

Романтизм – это художественное направление, зародившееся в Германии, которое возделывает личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир.

В 18 веке этот термин имел другое значение: романтическим называлось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся чаще в книгах, чем в действительности. На рубеже 18-19 вв. это слово использовалось для обозначения нового художественного направления, противоположного классицизму.

Социальной основой романтизма становится разочарование в своей эпохе, в новом обществе , с которым были связаны большие надежды, так как это общество предсказывали великие умы Европы. Романтики считали, что им выпало жить под бесславной звездой, когда Европа страдает от революций, когда опошлены все лучшие человеческие порывы. Такое разочарование непременно сопровождалось настроением безнадежности, отчаяния, «мировой скорби – это «болезнь века» Альфред де Мюссе в своем романе «Исповедь сына века» писал: «Безнадежность шагала по земле, и сыны века, полные сил, отныне никому не нужных, опускали праздные руки и пили из скудной чаши этот отравленный напиток. Болезнь нашего века происходит от двух причин, народ носит в сердце две раны. Все, что было, уже прошло. Все, что будет, еще не наступило». Пушкин говорил, что бедой всего романтического стала преждевременная страсть души: «Нет: рано чувства в нем остыли» (Евгений Онегин).

Человек оказывается выпавшим из социальных отношений и, как следствие, возникает иллюзия свободы личности от жизненных обстоятельств, создается миф о том, что один человек способен преобразить мир (личность Наполеона).

Неудовлетворенность современной действительностью приводит к появлению двоемирия (мир реальный и мир идеальный, мир мечты). Большое внимание романтики уделяют детству. Детство осмысливалось как идеальный мир, мир гармонии, чья глубина и прелесть притягивает к себе взрослых. «Взрослость» - это время, утратившее непосредственность и чистоту детства.

Романтизм отвергал один из основных принципов просветительской литературы – «подражание природе». Романтики считали, что автор должен быть абсолютно свободен, он должен творить только по своим собственным законам. Оскар Уайльд писал: «Не приписывайте художнику нездоровых тенденций, ему дозволено изображать все».

Эпоха романтизма характеризуется обновлением художественных форм и всей системы литературных жанров, происходит реформа сцены (сращение лирики и драмы). Создаются новые, переходные жанры (лиро-эпические и лиро-эпико-драматические), заново создается романтическая поэма (символическая, нравоописательная, фольклорная), романтическая драма обращается к традициям Шекспира и Кальдерона, появляются «драматические поэмы» (Байрон, Шелли). Необычайного расцвета достигает лирика (слова ассоциативны, многозначны, метафоричны). Теоретики романтизма проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, синтез искусства, религии и философии, подчеркивали музыкальное и живописное начала в поэзии. Из лироэпических жанров наиболее популярна баллада , в прозе преобладают поэтические формы – сказка, лирическая новелла.

Проза романтизма развивалась по многим жанровым направлениям. Романтизм использовал и классическую новеллу, и рыцарский роман («Граф Монте-Кристо» Дюма-отца), и элементы плутовского романа, и восточную сказку рококо. В 30-40 гг. складывается романтический социальный роман (Ж. Санд, Э.Сю, В. Гюго), появляется фантастическая повесть . Исторический роман, существовавший в предыдущий период, был коренным образом переработан и стал одним из центральных жанров.

Реализм

Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) – это художественный метод, который предполагает правдивое и объективное изображение действительности в художественных образах.

В русле реализма складывалось творчество большинства писателей 19 века, и хотя писатели-реалисты первой половины 19 века не причисляли себя к единому направлению, это не означало, что такого направления не существовало. В 10-20 гг. оно уже созревало в недрах романтизма, в 30-40 гг. заявило о себе в разных странах Европы как о заметном явлении. К 40-м гг. реализм – это уже самостоятельное и значительное направление в европейских литературах.

Реалисты стремились проникнуть в суть социальных процессов, они хотели не только открыть новый мир, но и исследовать его законы и связи. Человек для реалистов был интересен и как уникальная личность, и как типичное явление, и как историческое лицо – не в том смысле, что он играл какую-то важную роль в истории, а в том, что он принадлежал истории, сам того не осознавая.

ВСЕВОЛОД САХАРОВ

Русская литература 19 (XIX) века

В 19 столетии русская литература достигла небывалых высот, поэтому этот период часто называют «золотым веком»

Одним из самых первых событий стало переиздание САР. Вслед за ним было напечатано 4 тома «Словаря церковнославянского и русского языка». На протяжении столетия мир узнал о самых талантливых прозаиках и поэтах. Их произведения заняли достойное место в мировой культуре и оказали влияние на творчество зарубежных писателей.

Русская литература 18 века характеризовалась очень спокойным развитием. На протяжении всего столетия поэты воспевали чувство человеческого достоинства и старались привить читателю высокие нравственные идеалы. Только в конце 90-х годов начали появляться более смелые произведения, авторы которых делали акцент на психологии личности, переживаниях и эмоциях.

Почему русская литература 19 века достигла такого развития? Это было обусловлено событиями, которые происходили в политической и культурной жизни страны. Это и война с Турцией, и вторжение армии Наполеона, и прилюдная казнь оппозиционеров, и искоренение крепостного права… Все это дало толчок появлению совершенно иных стилистических приемов.

Ярким представителем русской литературы 19 века является Александр Сергеевич Пушкин. Всесторонне развитый и высокообразованный человек смог достичь пика в просвещении. К 37 годам он был известен всему миру. Он стал знаменит благодаря поэме «Руслан и Людмила». А «Евгений Онегин» и по сей день ассоциируется с путеводителем по русской жизни. Пушкин стал основателем традиций в написании литературных произведений. Его герои, абсолютно новые и оригинальные для того времени, покорили сердца миллионов современников. Взять хотя бы Татьяну Ларину! Ум, красота и особенности, присущие только русской душе – все это прекрасно сочеталось в ее образе.

Еще одним автором, который навсегда вошел в историю русской литературы 19 века, является М. Лермонтов. Он продолжил лучшие традиции Пушкина. Как и его учитель, он старался понять свое предназначение. Они очень хотели донести свои принципы до власти. Некоторые сравнивали поэтов того времени с пророками. Эти писатели оказали влияние и на развитие русской литературы 20 века. Они придали ей черты публицистичности.

Именно на 19 век приходится утверждение реалистической литературы. Славянофилы и западники постоянно спорили об особенностях исторического становления России. С этого времени начал развиваться реалистический жанр. Писатели стали наделять свои произведения чертами психологии, философии. Развитие поэзии русской литературы 19 века начинает сходить на нет.

В конце века заявили о себе такие писатели, как А.П. Чехов, А.Н. Островский, Н. С. Лесков, М. Горький. В большей части произведений начинают прослеживаться предреволюционные настроения. Реалистическая традиция начинает отходить на второй план. Ее вытеснила декадентская литература. Ее мистицизм и религиозность пришлась по вкусу и критикам, и читателям.

Стилевые направления русской литературы XIX века:

  1. Романтизм . Романтизм известен русской литературе еще со средних веков. Но 19 столетие наделило его абсолютно иными оттенками. Зародился он не в России, а в Германии, но постепенно проник в произведения наших писателей. Русская литература 19 столетия характеризуется романтическими настроениями. Они нашли отображение в стихах Пушкина и прослеживаются в самых первых работах Гоголя.
  2. Сентиментализм . Сентиментализм начал развиваться в самом начале 19 века. Он делает упор на чувственность. В русской литературе 18 века уже прослеживались первые черты этого направления. Карамзину удалось раскрыть его во всех проявлениях. Он вдохновил многих авторов, и они последовали его принципам.
  3. Сатирическая проза . В 19 веке в русской литературе начали появляться сатирические и публицистические произведения, особенно в работах Гоголя. В самом начале своего пути он попытался описать родину. Основными чертами его произведений является неприемлемость отсутствия ума и тунеядства. Он затронул все слои общества – и помещиков, и крестьян, и чиновников. Он старался обратить внимание читателей на бедность духовного мира зажиточных людей.
    1. Реалистический роман . Во второй половине 19 века русская литература признала романтические идеалы абсолютно несостоятельными. Авторы стремились показать настоящие черты общества. Лучшим примером является проза Достоевского. Автор остро реагировал на настроение людей. Изображая прототипы друзей, Достоевский пытался затронуть наиболее острые проблемы социума. Именно в это время появляется образ «лишнего человека». Происходит переоценка ценностей. Судьба народа уже ничего не значит. На первом месте идут представители общества.
  4. Народная поэма . В русской литературе 19 века народная поэзия занимает второстепенное место. Но, несмотря на это, Некрасов не упускает возможности создавать произведения, которые объединяют несколько жанров: революционные, крестьянский и героический. Его голос не дает забыть о значении рифмы. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» является лучшим примером настоящей жизни того времени.

Конец 19 века

В конце 19 столетия на пике популярности был Чехов. В самом начале его деятельности критики неоднократно замечали, что он был равнодушен к острым социальным темам. Но его шедевры пользовались огромной популярностью. Он следовал принципам Пушкина. Каждый представитель русской литературы 19 века создал небольшой художественный мир. Их герои хотели добиться большего, боролись, переживали… Одни хотели быть нужными и счастливыми. Другие задавались целью искоренить социальную несостоятельность. Третьи переживали свою собственную трагедию. Но каждое произведение примечательно тем, что отражает реалии века.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.