Прощание с донбассом. Россия и донбасс: наша общая беда

Интервью с писателем Алексеем Полуботой

Андрей ЧЕРНОВ

Писатель и журналист Алексей Полубота, живущий в подмосковном Реутове, неоднократно бывал в городах Донбасса, начиная с лета 2014 года. Впечатления от поездок и общения с людьми выливались в очерки, статьи, стихотворения, посвящённые жизни русского Донбасса. В интервью порталу «Луганск 1» писатель рассказывает о своих впечатлениях от Донбасса, делится мыслями о Русском мире и роли писателя в обществе.

– Алексей, вы неоднократно посещали Донбасс. Каким он предстал в 2014 году? Какие изменения наблюдали в 2015 и 2016 годах?

– Я не раз описывал свои впечатления от поездок, они опубликованы, в том числе в сборнике прозы «Я дрался в Новороссии». Отмечу ещё раз вот какую деталь: в июле 2014 года, несмотря на обстрелы, кровь, бытовые трудности, откуда-то бралась уверенность: украинские каратели Луганск не возьмут. Так оно и вышло. И сейчас, несмотря на то, что Русскую весну некоторые политические силы всячески пытаются окончательно заморозить, свести её достижения на нет, есть похожее чувство: в конечном счёте победа будет за нами. Разбужены какие-то процессы, которые назад не повернёшь.

Конечно, некоторые иллюзии развеялись, ясно, что собирание русских земель будет идти не так быстро и победно, как это виделось в 2014 году. Во время последней поездки в декабре прошлого года меня порадовало, что жизнь в городе внешне уже похожа на мирную. Хоть напряжение прифронтового города всё равно чувствуется. Но Луганск залечивает свои раны. Уже нет следов многих разрушений. В частности, на фасаде Луганской Республиканской библиотеки, где проходили чтения, посвящённые 215-годовщине со дня рождения Даля.

Но ещё больше меня порадовала молодёжь, принявшая участие в этих чтениях. Видно, что ребята, в основном, отнеслись к этому празднику русской словесности не формально. Многие сами стремились выступить, демонстрировали свои маленькие находки из словаря живого великорусского языка. Например, запомнилось, как жительница города Антрацит Вера Коновалова в своём докладе на чтениях напомнила один из смыслов слова «майдан», бытовавший в 19 веке: «… базар, или место на нём, где собираются мошенники, для игры в кости, в зерн, орлянку, карты». А как актуально звучит ныне поговорка, приведённая в словаре Даля: «Не будь олухов, не стало б и майданщиков»!

– Наши оппоненты из страны «безвиза» и Бандеры утверждают, что гражданам России совершенно наплевать на Донбасс и его жителей. Как вы считаете, правы они? Россияне равнодушны к жителям Донбасса?

– Я думаю, что «оппоненты» сами не верят тому, что говорят. Их цель – заставить поверить в это вас. Не только киевскую, но и, что уж скрывать, российскую власть (по крайней мере, часть её) не на шутку испугала та волна энтузиазма, которую испытало русское общество в 2014 году.

Мы почувствовали, что представляем собой народную силу, а не просто легко поддающийся манипуляциям электорат. Верили, что наша поддержка поможет выстоять соотечественникам до тех пор, пока российская власть, декларировавшая «своих не бросаем», решится воссоединить Донбасс с Россией или хотя бы признать независимость ДНР и ЛНР.

Да, сейчас такого энтузиазма в обществе меньше. Социально-экономическое положение в самой России ухудшилось (хотя и не так серьёзно, как пытаются представить украинские СМИ). И по объёмам той же «гуманитарки» от простых людей видно, что число желающих помогать уменьшилось. Однако в России по-прежнему велика доля тех, кто держит руку на пульсе, и в случае нового серьёзного обострения готов прийти на помощь соотечественникам в Донбассе.

Это видно уже по всплеску интереса к статьям в «Свободной прессе» во время последних серьёзных боёв под Дебальцево. Да и одна из причин, почему власть в России не может отказаться от поддержки Донбасса, – понимание, что это серьёзно повлияет на рейтинги, в том числе первых лиц государства. А главное, оттолкнёт от власти патриотическую общественность, и тогда в решительный момент может получиться так, что на поддержку её никто не выйдет. Что-то подобное, кстати, было в феврале 2014 года в Киеве.

– Последние несколько лет много пишут о Русском мире – и положительного, и негативного. Что для вас Русский мир? Чем определяются границы Русского мира?

– Негативного? Ну, это если заядлые русофобы, которым принципиально не нравится всё русское. И ругают они Россию и Русский мир уже очень давно. Что касается моего понимания Русского мира, то я придерживаюсь мнения, что существует русская цивилизация. Так же, как существует западная, китайская, существовала эллинская (хотя, например, на Кипре, где я был недавно, некоторые уверены, что она существует и ныне).

Ядром русской цивилизации, естественно, является Россия, русский народ. Но в разные периоды частью Русского мира становились многие народы. Вот, например, Грузия долгое время была не просто частью, одной из провинций Российской империи, а потом СССР – на культурном историческом уровне она была частью именно Русского мира.

В какой-то момент она решила попробовать найти себя в европейской, шире – западной цивилизации. Во многом именно с этим связано то, что жители Южной Осетии не захотели идти вместе с грузинами. Несомненно, осетины – это тоже часть Русского мира. Если говорить предельно просто, то Русский мир – это люди и народы, которые либо хотят жить в России, либо хотят сохранить с ней самые тесные культурные, мировоззренческие связи. В этом плане Сербия, например, тоже часть Русского мира.

Успехи России в исторической перспективе могут вновь серьёзно расширить Русский мир. В последние два десятилетия он сжимался, вернее, его как пружину пытались искусственно сжать. В некоторых республиках Средней Азии, к сожалению, это удалось. В Таджикистане, например, число русских сократилось в 13 раз по сравнению со временами СССР. И сложно представить, что в обозримом будущем эта страна станет частью Русского мира. Но кое-где пружина резко разжалась. Как это произошло у вас в Донбассе.

– Многие пишут, что писатель больше не играет той важной роли в обществе, как прежде. Так ли это? В чём вообще роль писателя в обществе?

– Это очень длинный разговор. Я считаю, что представление о том, что раньше принадлежность к писательскому цеху чуть ли не автоматически вводила человека в ранг гуру, делала его представителем элиты, мало соответствует действительности. Да, в целом уважения к человеку, официально признанному писателем, было больше. А главное, если брать советское время, человек талантливый действительно в большинстве случае мог обеспечить своё существование писательским трудом, не обязательно при этом заискивая перед властью. Но реально важную роль в обществе среди писателей всегда играли единицы. И, кстати, не всегда, далеко не всегда власть была довольна этим влиянием.

Сегодня ситуация такова, что писатели, по крайней мере сотни и тысячи писателей, как это было в СССР, власти не нужны. Ей проще иметь дело с политтехнологами, пиарщиками, блогерами. А художественная литература – вещь тонкая и глубокая одновременно. До понимания её надо дорасти, то есть свой народ надо культурно и духовно развивать. А зачем? Ведь таким народом сложнее манипулировать.

Есть и объективные процессы – при обилии самой разнообразной информации в современном мире трудно сосредоточиться на серьёзной, глубокой книге. Вот, кстати, я заметил, что ополченцы в окопах читают больше. А почему? Да потому, что других способов занять себя в военно-полевых условиях меньше, чем в городских квартирах.

И всё же вышесказанное – это не повод сложить руки и без конца жаловаться на невостребованность писателей в современном мире. Может быть, сегодня, как никогда, надо воспринимать писательство именно как служение Слову и своему (в первую очередь – своему) народу, а не как способ прославиться, получить за свой талант какие-то блага и милости. Звучит несколько высокопарно, но попробую привести пример из личной, как говориться, практики.

Не первый год мы с товарищами пытаемся кое-что сделать для того, чтобы сохранить память о выдающемся поэте 20 века Николае Тряпкине. Несколько лет назад мы приехали на место, где была деревня Саблино, в которой он родился. В ближайшем селе Степурине никто слыхом не слыхивал, что у них есть такой выдающийся земляк.

Но постепенно у нас завязалось сотрудничество. Степуринцы помогли нам поставить поклонный крест и памятный знак на месте рождения поэта. Мы не раз выступали на их праздниках, помогли детям из малообеспеченных семей впервые побывать в Москве, посмотреть на Красную площадь. Да, это не имеет прямого отношения к литературному творчеству. Но именно как писатели мы оказали влияние на несколько сотен человек. И, хочется верить, не худшее влияние.

– Писатели республик Донбасса довольно активно сотрудничают с писателями России. Скажите, как воспринимают их в России – иностранцами или русскими писателями?

– Я бы так сказал. Мы вас воспринимаем своими. Это главное. Вас, это тех писателей, кто не уехал из республик в западном направлении, так сказать. Да, четверть века мы жили в несколько разных культурно-исторических реалиях. Но всё равно глубинные пласты нашего единства не были затронуты. И, общаясь с луганскими и донецкими писателями, я лично не вижу принципиальных отличий, как если бы общался с писателями из Владимирской или Томской области.

Лыкова Татьяна Викторовна

Учитель истории

Специалист высшей категории

Учитель- методист

Сидоренко Татьяна Юрьевна

Специалист первой категории

Рыжикова Елена Анатольевна

Специалист

I - III ступеней №18

11 класс

Тема: Макросфера 1 «Донбасс и русский мир»

Тема урока: Гениальный предок гениального поэта (А.П.Ганнибал в благодарной памяти потомков). Урок 1

Цель: рассказать о влиянии А.С.Пушкина на творчество русских писателей и поэтов, о его вкладе в развитие культуры, заинтересовать учащихся личностью поэта;

Развивать логическое и аналитическое мышление через художественное воображение и устное рисование;

Воспитывать чувство сопричастности к историческому прошлому.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний

Оборудование: репродукции картин И.Репина и И.К.Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря» (1887 год), П. Соколова «Портрет А. С. Пушкина» (1836 год), И.Н.Крамского и др., листы с кроссвордами, компьютерная техника, презентация.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

II .Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

III . Повторение и обобщение знаний

1. Разгадывание кроссворда. (Работа в парах) . «Мозговой штурм»

Учитель: Обратите внимание, если вы правильно разгадали кроссворд, то в выделенных клеточках сможете прочитать фамилию.

(Учащимся на отдельных листах дается кроссворд)

(Учащиеся зачитывают ключевое слово: Пушкин)

2. Слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Еще в 1832 году Н.В.Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает свое понимание поэта, видя в нем современника, думая о «символическом Пушкине». Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Он давно уже вышел за пределы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Эту особенность национального гения видели критики В.Г.Белинский и А.А.Григорьев, писатели Ф.М.Достоевский и И.С.Тургенев, философы В.С.Соловьев и Д.С.Мережковский. По словам А. Григорьева, «Пушкин – наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенно после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…».

Фраза проницательного Аполлона Григорьева стала уже хрестоматийной. Годы общения с произведениями поэта, погружение в его внутренний духовный мир расширяют наши возможности сопереживания, устанавливают трудно передаваемое словами сердечное влечение к Пушкину. Появляется ощущение, которое Марина Цветаева называла: «Мой Пушкин».

3. Беседа

Что значит быть гением для своего народа во все времена?

Почему актуальность наследия А.С. Пушкина не угасает со временем?

Каким образом современное искусство использует произведения А.С. Пушкина?

В творчестве каких писателей, поэтов, художников, композиторов встречается образ А.С. Пушкина?

(Просмотр презентации «Пушкин и поэты Серебряного века»)

4. Самостоятельная работа

1.Сопоставительная работа

Задание: сравните два портрета А.С. Пушкина и скажите, какие черты поэта передал каждый из портретистов? Какой из них вам нравится больше? Аргументируйте свой ответ.

2.Составление психологического портрета поэта

5. Работа в группах
Составление визитной карточки поэта

Происхождение

Черты характера

Увлечения

Излюбленный жанр

Самые известные произведения

Проверка


6. Проведение игры «Дуэлянты»

Комментарий: наличие двух дуэлянтов, аргументирующих разные точки зрения, секундантов (по 2 с каждой стороны), имеющих право задавать вопросы участнику «дуэли» с противоположной стороны, и по 2 эксперта, комментирующих саму «дуэль»: аргументы, приводимые участниками, их выдержку, эмоциональную «температуру» и т.д. – и выставляющих соответствующие баллы.

IV . Подведение итогов

Пушкин: вчера и сегодня (сравнение восприятия поэта родителями, родственниками и современным поколением)?

Почему А.С. Пушкина можно назвать профессиональным историком?

Как А.С. Пушкин повлиял на историю, культуру, самосознание русского человека?

Как Пушкин воспринимается старшим поколением и детьми (подростками)?

Что особенного в творчестве Александра Сергеевича?

V . Оценивание учащихся

VI . Домашнее задание.

1.Составить 5 – 7 тестовых заданий по биографии и творчеству А.С.Пушкина;

2. Подобрать афоризмы, характеризующие творчество поэта.

Лыкова Татьяна Викторовна

Учитель истории

Специалист высшей категории

Учитель- методист

Сидоренко Татьяна Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

Специалист первой категории

Рыжикова Елена Анатольевна

Учитель украинского языка и литературы

Специалист

Макеевская общеобразовательная школа I - III ступеней №18

11 класс

Макросфера 1 «Донбасс и русский мир»

Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»

Тема урока: Гениальный предок гениального поэта (А.П.Ганнибал в благодарной памяти потомков). Урок 2

Цель: познакомить учащихся с уникальной личностью А.П.Ганнибала, его ролью в истории России, с фактами биографии гениального русского поэта А.С. Пушкина;

Развивать умения сопоставлять и сравнивать исторические факты с художественным вымыслом;

Воспитывать уважение к культурному наследию нашей родины.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина, А.П.Ганнибала, роман А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», фильм А.Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», сборники стихотворений А.С.Пушкина, компьютерная техника, толковые словари.

ХОД УРОКА

Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно;

не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С.Пушкин

    Организационный момент

    Объявление темы и цели урока

II . Изучение нового материала

1.Вступительное слово учителя:

Ученые считают, что если бы вдруг погасла Полярная звезда, то на земле об этом узнали бы через 500 лет. Так силен ее свет и так огромно расстояние, разделяющее нас. Многие поколения землян сменили бы друг друга, так и не узнав, что взирают на свет давно угасшей звезды. Жизнь человека, о котором мы будем сегодня говорить, трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня.

2.Беседа:

Какое имя сразу всплывает в памяти, когда мы слышим словосочетание «русский мир»?

Какая связь может быть между Пушкиным и Донбассом?

Учитель : В 1820 г. А. С. Пушкин, уже известный поэт, в возрасте 21 года был выслан из Петербурга. С помощью друзей, ссылка в Сибирь была заменена на южную, и А. С. Пушкин отправился под покровительство генерала И. Н. Инзова, наместника Бессарабии. А.С. Пушкину было предписано отправиться в Екатеринослав (ныне Днепропетровск) по глухим местам Белорусского тракта до Киева, где предстояла встреча с другом отца, героем Отечественной войны 1812 г. - генералом Раевским.

К середине мая 1820г. поэт приехал в Екатеринослав и представился Инзову. Его подорожная сообщала, что он «переводится по службе и прибыл как курьер». Это было первое знакомство А.С. Пушкина с Малороссией. В конце мая А.С. Пушкин поехал Подднепровскими землями: побывал у знаменитого казацкого дуба в Запорожье на Хортице, переправился через Днепр у Кичкаса, поколесил дорогами Дикого поля и побережья Азовского моря – Лукоморья.

Пребывание А. С. Пушкина в Диком Поле и Лукоморье Приазовья получило свое продолжение в его сказках и в поэме «Руслан и Людмила».

Можете ли вы назвать места, которые носят имя Пушкина?

1. Рассказ учителя:

Предки Пушкина неоднократно упоминались на страницах «Истории Государства Российского», как принимавшие активное участие в исторической жизни и судьбах России. Отсюда и особый характер ощущения Пушкиным русского исторического прошлого. История России была для него в какой-то степени и семейной хроникой.

Народная мудрость гласит: каждый человек должен так прожить жизнь, чтобы после себя оставить что-то на земле. От некоторых ведь остается только тире между датами рождения и смерти.

Жизнь Абрама Петровича Ганнибала – “гениального предка гениального поэта” – яркий и убедительный пример очень достойно прожитой жизни.

Сегодня уроке мы будем размышлять о том, почему “гениальный правнук” назвал жизнь своего “гениального предка” “странной”, а также осмыслить главные “следы” её и сформулировать уроки, данные этой “странной жизнью” последующим поколениям людей, в том числе и поколению сегодняшнему.

Самый яркий, важный оставленный на земле Ганнибалом “след” – это, конечно же, его “гениальный правнук”. Это великий и неоценимый подарок Ганнибала России и мировой культуре!

А.С. Пушкин с большим уважением относился к своему роду, предкам, о чём свидетельствуют его известные слова: “ Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”.

Примечательно, что А.С. Пушкин отводил Ганнибалу – своему прадеду по материнской линии – особое место в своей судьбе и своем творчестве. С его имени он начал свою автобиографию, собирался написать полную биографию Ганнибала, сделал его литературным персонажем многих своих произведений (“Начало автобиографии”, “Моя родословная”, “Как жениться задумал царский арап”) и даже главным героем своего первого исторического романа – “Арап Петра Великого”.

2. Выступление творческой группы учащихся «Биографы», получившей опережающее задание «Родословная семьи А.С. Пушкина»

(рассказ о родословной семьи А.С.Пушкиных). Приложение 1.

3 . Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Моя родословная».

4.Выступление творческой группы учащихся «Актеры», получившей опережающее задание

(инсценировка фрагментов из романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого»).

Ученик в образе Ибрагима читает отрывок:

“Я едва мог опомниться. Я находился в Петербурге, я видел вновь великого человека, близ которого провёл младенчество. Я увидел, что новый образ жизни, ожидающий меня, деятельность и постоянные занятия могут оживить душу, утомлённую страстями, праздностию и тайным унынием. Мысль быть сподвижником великого человека и совокупно с ним действовать на судьбу великого народа возбудила во мне в первый раз благородное чувство честолюбия.

Я проводил дни однообразные, но деятельные – следственно, не знал скуки. День ото дня я более привязывался к государю, лучше постигал его высокую душу. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

Россия представлялась мне огромной мастеровою, где движутся одни машины, где каждый работник, подчинённый заведённому порядку, занят своим делом”.

Учитель: Мы прослушали отрывок из романа А.С.Пушкина “Арап Петра Великого”, который в некоторой степени послужил основой фильма Александра Митты “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил”, где Ганнибала замечательно сыграл Владимир Высоцкий.

Демонстрация фрагмента фильма А. Митты “Сказ о том, как царь Петр арапа женил”

Учитель: В примечании к I главе “Евгения Онегина” А.С. Пушкин пишет: “В России, где память замечательных людей скоро исчезает по причине недостатка исторических записок, странная жизнь Ганнибала известна только по семейным преданиям. Мы со временем надеемся издать полную его биографию”.

Обратим внимание на то, что А.С. Пушкин называет жизнь Ганнибала “странной”. Почему? Воспользуемся помощью лексикографов, которые работали со словарём языка А.С.Пушкина (демонстрация словаря).

6. Выступление творческой группы «Лексикографы»:

Согласно “Словарю языка Пушкина”, поэт 126 раз употребил слово “странный” в своем творчестве в двух значениях:

1.Необыкновенный, непонятный, вызывающий недоумение.

2.Необычный, своеобразный, оригинальный.

Таким образом, жизнь Ганнибала, по мнению его “гениального правнука”, была необычной, своеобразной, оригинальной.

И это действительно так. “Даже на фоне богатого колоритными фигурами XVIII века российский Ганнибал – явление слишком неординарное, захватывающее своей яркостью и экстравагантностью”.

Сообщение учащихся: Абрам Петрович Ганнибал был личностью поистине легендарной!

Он “связал” разные века и континенты: сын века XVII, рожденный в Африке, вошедший в историю другого, XVIII века, и другого континента – Европы!

В его биографии “слились” многие страны: африканец, ставший русским, проведший некоторое время в Турции, получивший прекрасное образование во Франции (имел диплом военного инженера, подписанный королем Франции Людовиком XV), проживший почти полвека с женой-шведкой!

Во многом – первый! Первый дворянин-африканец в российской истории, причем дворянин II класса – “вслед за государем”!

Знававший чуть ли не десять царствующих особ: к концу жизни переживший восемь (!) царствований. (“Царей, цариц любимый раб и их забытый однодомец”). Ганнибал был особенно близким Петру I , великому царю-реформатору, его крестником, воспитанником, сподвижником, верным и преданным “птенцом гнезда Петрова”.

Знания и энергию своего крестника и воспитанника Петр I использовал везде: в царском кабинете, где Абрам- арап выполнял роль технического секретаря, хранителя бумаг, чертежей и библиотеки государя, в преподавании, составлении карт, переводах иностранных книг, проектировании и строительстве новых фортификационных и гидротехнических сооружений.

На протяжении всего царствования великого преобразователя России не было, наверное, человека, жизнь и судьба которого были бы так переплетены с жизнью государя!

А.П. Ганнибал оправдал любовь, надежды и провиденье своего крестного отца, и заслуженно был награжден орденами Святой Анны и Святого Александра Невского...

Учитель: проведем сравнительный анализ литературного и кинематографического образа Ганнибала.

IV . Закрепление нового материала

Словарная работа: наследство, наследие, наследственность

(работа в парах с толковыми словарями)

Чем отличаются эти понятия?

Эти понятия касаются каждого из нас или только избранных?

(ответы учащихся)

V . Подведение итогов

VI . Оценивание учащихся

VII . Домашнее задание

Составить портретный очерк «Гениальный предок гениального поэта».

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I - III СТУПЕНЕЙ

55 им. А. Г. Коржа

КОНСПЕКТ ПЕРВОГО УРОКА

В 4-А КЛАССЕ НА ТЕМУ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Филипёнок Ирина Владимировна

СЕНТЯБРЬ 2015 ГОД

Цели урока:

познакомить детей с историей Донбасса (как всё начиналось, как происходило освоение донецких земель);

дать представление о легенде как жанре, с помощью которого изучается история, обычаи, традиции родного края;

формировать научно-исторический подход к изучению предложенного материала;

развивать умение бегло работать с текстами;

воспитывать любовь и гордость к своей Родине, своей земле, к родному краю;

воспитывать чувство ответственности за будущее своего города, края, родины;

воспитывать чувство прекрасного через музыкальное восприятие материала и декламацию стихотворений;

воспитывать чувство коллективизма, дружелюбия, доброты, великодушия.

Оборудование:

ИКТ, слайд шоу, презентация фотоматериалы и дидактический материал для работы по легендам о Донбассе по книге Игоря Костыри « Думы о Донбассе» Книги-альманахи, выпущенные к юбилейным датам и праздником в донецком крае, раздаточный материал.

Ход урока

I . Приветствие. Мотивация.

Дорогие ребята, уважаемые четвероклассники, ученики выпускного класса первой ступени общеобразовательной школы № 55. Спешу вас поздравить с началом нового, четвёртого в вашей жизни учебного года и пожелать вам здоровья крепкого, радостных открытий на просторах страны знаний, терпения и сил при тех испытаниях, которые обязательно возникнут, не всё так гладко. Не сдаваться! Быть достойными своих родителей, своей школы, своего родного края - ДОНБАССА! Нашего любимого и неповторимого Донбасса!

II . Объявление новой темы и актуализация.

«Люблю тебя, родной Донбасс!»

В течение этого урока мы отправимся в путешествие во времени и соприкоснёмся с историей родного края. Хочу вас нацелить на то, что этот урок станет первым в цепочке наших уроков Донбассе.

На уроке мы с вами познакомимся с легендами Донбасса, вы прочтёте стихотворения, прославляющие наш край, мы посмотрим видеоролик, посвящённый истории Донбасса, вспомним знаменательные праздники и обязательно поговорим о тех, кто принёс славу нашей родине.

III . Ознакомление с научно-популярным фильмом « Донбасс - бесконечная история».

1. Просмотр видео.

2. Беседа по содержанию видеофильма.

IV . Работа с легендами о Донбассе.

1. Групповая работа (работа по рядам) .

Каждый ряд получает свой текст легенды, и дети сначала индивидуально, а затем совместно работают с текстами и их содержанием. Задача передать содержание легенды, предварительно отобрав на доске фото или картинки, соответствующие этому содержанию.

ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ.

Говорят, в XVIII веке стоял здесь город татарский, были мечети, развалины которых угадываются и до сих пор.

Так ли, нет, однако среди немцев-колонистов, что жили неподалеку в селе Грос - Вердер, и вправду из уст в уста пере­давалась легенда о том, что действительно на этом месте в ста­рину находился прекрасный город с великолепными дворца­ми, в одном из которых жила молодая королева.

Никто не знал, отчего город превратился в каменные на­громождения, только поговаривали, что его можно восстано­вить из руин, для чего нужно отыскать неимоверно храброго юношу. В ночь с 23 на 24 июня в 11 часов та королева появляется-де на самом высоком камне, а возле нее - чудесный цве­ток, якобы папоротник. Юноше надлежит взять этот цветок у королевы и принести в свое село. И тогда, мол, город вновь возродится. Да сделать желаемое неимоверно трудно. Потому как в то время, когда смельчак будет нести цветок, позади него раздастся страшный топот, крики, его станут преследовать привидения. Он же не должен ни оглядываться, ни проронить слова какого.

Колонисты рассказывали, что был у них в селе такой юно­ша, который никого и ничего не боялся.

Вот он в ту июньскую ночь и пошел в Каменные Могилы. И дождался таки: в 11часов увидел королеву на камне, а воз­ле нее - желанный цветок. Но едва он намерился сорвать его, королева стала просить, чтоб он не трогал. Казалось, и камен­ное сердце расплавилось бы от ее уговоров. Однако юноша все же сорвал и понес в село. Когда он шел, то чудилось, будто все бесы вырвались на волю - такой гвалт позади поднялся. А земля прямо стонала от топота чьих-то ног. Да смельчак не оглядывался, одолевал свой путь.

Навстречу ему поспешил брат и попросил показать цве­ток диковинный.

Смотри! - сказал юноша и дал ему в руки цветок.

И враз пропал и топот, и привидения, и сам цветок.

Во второй раз идти в Каменные Могилы юноша уж не ос­мелился.

Так и остался загадочный, зачарованный город не спасен­ный никем по сию пору.

А легенда вместе с немцами-колонистами перекочевала в Германию и уже оттуда пришла к нам в начале XX века.

ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ.
Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Солнце же тем временем сдвинулось с полдня на запад, пора было и домой возвращаться - до дома ого-го еще сколько топать!
И он решил отдохнуть немного, а заодно чего-нибудь поесть, чтоб пополнить силы, согреть нутро кипятком. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельцами, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани. А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился.
Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подножия крутолобого склона балки свежий скат - лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная - черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие. Осмотрел нору. Сомнений не было: лисья. Да вот и шерсть рыжеватая в бурьяне позастревала.
Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кострище, обложил его черными камнями, принесенными от лисьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равномерно спекся. И прилег отдыхать...
Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки, принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась - сгорел вместе с лопушиными листьями.
- Ты смотри? - поразился охотник. - Земля горит! Или наваждение бесово?
Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслыханное доселе явление, а потом еще взял из норы тех же камешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед за тем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени.
«Вот так чуда сия! - еще больше поразился охотник. - Горит-таки земля!»
Он и об усталости, и о еде забыл. Быстро набрал в свободную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зайца и рыбу, притужил ремень для ходкости и заторопился в слободу, чтобы рассказать односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение недавно горящей земли.

ЛЕГЕНДА О САРМАТАХ.

Впервые описал отчасти природу, отчасти людей южно¬русских степей приморских - всю первобытность тогдашней здешней стороны, именуемой в то время Скифией, известный древнегреческий историк Геродот, творивший в V веке до нашей эры и прозванный «отцом истории».
По его свидетельству, давным-давно, может, две, а то и три тысячи лет тому назад жили на свете воинственные женщины амазонки. Невыразимый страх наводили они на те земли, куда делали набеги на своих летучих, ветровых конях. Никто не мог одолеть смелых воительниц.
Но в одном из многочисленных боев их победили эллины, захватили в плен, посадили на корабль. Надутые ветром паруса погнали его по волнистым водам в неведомые для них края. Долго плыли пленницы.
Как-то ночью, когда все воины спали, воительницы убили сторожевых, перебили всех эллинцев и сбросили в морскую бездну...
Да вот незадача: никто из амазонок не умел править судном. А тут, как на беду, поднялась буря на море, разыгрался шторм, он подхватил корабль и понес на белогривых волнах в темень ночи. Лишь на рассвете прибило их к неизвестному берегу.
Утром ветер стих, угомонилось море, выглянуло солнце. И стало видно, что вокруг, куда ни кинь взглядом, пластается дикая степь.
Амазонки взяли мечи, сошли на берег и двинулись степью наугад.
Через какое-то время они заметили табун лошадей, которые паслись неподалеку в сочных и высоких, едва не скрывающих их из виду, травах.
Не теряя времени, девушки поймали лошадок и поскакали в направлении скрытых огней, что выдавали себя вьющимся ввысь сизым дымком над заросшим доверху кустарниками и оттого малоприметным яром.
А как подъехали, оказалось, то были скифские воины. Амазонки враз окружили их и велели следовать за ними. Скифам понравились смелые и красивые воительницы. Они перешли с ними Танаис и остались там жить вместе. От их браков вроде бы и пошло племя сарматов.




V . Декламация стихотворений о Донбассе.

Любимый Донбасс

Славься мой родной, шахтёрский милый край…

Храмов купала, огни Донбасс Арены…

Ты живи всегда и только процветай…

Чтобы в том краю всегда смеялись дети…

Край шахтёрский ты навек мне домом стал..

Ангел мой хранитель в жизни талисман…

Я тебе отдам все лучшие года

Знаю ты теперь судьба навек моя…

Никогда тебя, я край мой не отдам…

Прикипел к тебе, душой своей и телом…

Ты красив собой и юн не по годам…

Край родимый ты один на свете белом…

Я в тебе нашёл, навек свою судьбу…

Я нашёл в тебе, вторую половину…

Ты собой воздвиг, меня на пьедестал…

Ты как никогда, в меня вселяешь силу…

Ты живи Донбасс и молодей душой…

Для моих детей, ты стань родимым домом

Чтобы и они, гордились все тобой…

Ты их поддержи, по жизни добрым словом

Любимый мой Донбасс

Так далеко, что не окинуть взглядом,

За горизонт мечты я всё рвалась.

И показалось скучным то, что рядом.

Прости меня, любимый мой Донбасс!

Как в юности хотелось расстояний,

Снегов и ветра, далей про запас,

Штормов, лесов и северных сияний

Прощай, сказала я, родной Донбасс!

И мир открылся далями и весью

И помотало так по свету нас!

Но, не нашлось на карте интересней,

Чудесней места, чем родной Донбасс!

Куда идёшь, скажи, камо грядеши?

Извечные вопросы каждый раз

Но не смогла себя ничем утешить

Вдали я от тебя, родной Донбасс!

И все пути, и все тропинки мира

Не в Рим великий приводили нас

Не сотворю по-прежнему кумира,

Но припаду к тебе, родной Донбасс!

И жар полдневный над Донецким кряжем

Как рук тепло, что согревали нас

И каждый, кто их чувствовал, тот скажет-

Я помню о тебе, родной Донбасс.

Когда придёт весна, испив до донца

Пьянящих талых вод холодный квас,

Умытый росами, залитый солнцем

Встречай меня, любимый мой Донбасс!

МОЁ ОТЕЧЕСТВО - ДОНБАСС!

Запели над Донбассом соловьи,

Дохнули ветры запахом полынным.

Как объясненье вечное в любви

К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс – моё Отечество, Донбасс!

Тебя века на крепость испытали!

Ты мощь свою показывал не раз

Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот,

Но этот край из всех для нас дороже!

Мы из Донбасса, мы такой народ,

Который всё осилит и всё сможет!

Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!

Могучий край родной моей державы!

В веках не оскудеет этот пласт

Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Поэма о Донбассе

Вот снова я в краях родных -
Знакомый узнаю пейзаж
Во многих был местах иных
Но Родину кому отдашь?.

Здесь жили половцы когда – то
Злой печенег хлестал бичом
А скиф славянину был братом
И против греков шёл с мечом

Принесли готы много бед
Был от других не меньший гнёт
Все сгинули в пучине лет
А нас судьба иная ждёт?

Память племён ветры поют
Напрасно их судьба ждала бы
В степи курганы стерегут
Из камня высеченные бабы.

И спустя сотни лет исхода
Не изменилась тут картина -
Собралось много здесь народа
«В век золотой Екатерины»

Балканский серб, крестьянин псковский
Хватило всем земли и места
Беглый казак и грек азовский
Селились рядом, жили вместе

Века прошли – и всё не так
Донец уж обмелел совсем
Да нет войны, борьбы, атак,
А хуже стало почти всем…

Донецкий кряж, степной простор
Запах полыни, бор сухой
Куда ни взглянешь – террикон
И дым заводов над рекой

Где степь была – город стоит
Кругом дома, кругом народ
А там прокатный стан шумит
Мартены, шахты, химзавод…

Смешалось нынче все вокруг -
Завод и степь, и серп и молот
Откуда – то граница вдруг?
Жизни тепло и смерти холод…

Мой городок был знаменит -
Когда – то триста лет назад
Нашли впервые антрацит
Был Пётр Великий тому рад…

Наш первый маршал – мой земляк
Это сейчас про всё забыли
И воевали мы не так
И в лагеря не тех садили…

Сосюра - был такой поэт
О городе моём писал
Тоже земляк, оставил след
У клуба бюст его стоял

Он большевик был – мы учили
За власть советов воевал
Ну, а что внуки натворили
Он, слава богу, не узнал

Край пахарь, труженик и воин
Мотор страны и кочегарка
Стаханов славой удостоен
Стране тепло, шахтёрам жарко…

Братских вокруг не счесть могил
Есть обелиск в деревне каждой
А городок, где рос и жил
Полгода фронтом был однажды

Всё испытали, всё прошли
Врагов разбили снова мы
Потерь немало, но спасли
Страну и мир от злой чумы…

Звучит опять родной язык
Русско-украинская смесь
Давно я от него отвык
Но как услышу – снова здесь…

Город – Донбасса колыбель
Ну а теперь пришла и мудрость
Стояла тут моя купель-
Детство, отрочество и юность

Мой город тоже постарел
Редко знакомых я встречаю
Тот вышел весь, тот поседел
Совсем уж молодых не знаю

Донецк, Луганск…Уставший край
Десятки лет пейзаж один
Цвёл кумачом октябрь и май
Теперь вернулся господин

Начальство знает цвет другой
И знает, что и как украсть
Пришло богатство с нищетой
Такая уж «родная» власть

Нельзя без веры жить совсем
Надеемся, пройдут все беды
И будет счастье, будет всем
К народу вновь придёт победа

Давно живу в другом краю
Но помню старый свой Донбасс
И славлю родину свою
Надеюсь не в последний раз

Донбасский край

Шуршит дорога под колесами,
Бегут деревья за окном,
На небе пёрышки белёсые –
Мне хорошо в краю родном.

Курганы шапками зелеными
И терриконов череда,
Да перелесков стайки с кленами,
Да плачет ива у пруда.

В тени деревьев церковь прячется,
Играет солнце в куполах.
Неспешно рядом речка катится,
И гладь блестит, как зеркала.

Чернеют пашни и надеются,
Что урожайным будет год,
А степь, как щеки красной девицы,
Пунцовым маком зацветет…

Весна в Донбассе.
Такая вот весна.. .
Весна в Донбассе
Как девица красна.. .

ДОНЕЦКИЕ ЗВЕЗДЫ

Этот город не спит. Он уже никогда не уснёт…
День и ночь сотни тысяч колёс его тело ласкают.
Он не сбросит с себя проводов электрический гнёт,
Но, поверженный в грязь, всем влюблённым грехи отпускает.

Этот город похож на тебя – молодой хулиган.
Он с рабочей окраины родом, но «выбился в дамки»
И деньгами небрежно сорит, благо, полон карман,
Только втиснуться всё же не может в «буржуйские» рамки.

Он разлёгся в степи – смотрит в небо глазами витрин,
Гордо тянется ввысь, отбивая любые нападки.
Он какую угодно столицу бы вызвал на ринг
И напором своим положил бы её на лопатки.

В нём с трущоб нищетой сочетается роскошь дворцов,
Его тело – заводы и шахты, и блеск ресторанов…
Он по моде одет, но из тех нагловатых юнцов,
Что помечены шрамами (в прошлом – кровавые раны) .

Он бывает слегка неопрятен, чуть-чуть неумыт,
И порою себя по утрам ощущает премерзко…
Этот город – банкир, пролетарий, немного бандит,
И в контрастах его – обаяние юности дерзкой.

Этот город – спортсмен, он болеет, как мы, за «Шахтёр» ,
И приветствует нас грозным рёвом своих стадионов.
Он пылает в ночи, как неоновый пёстрый костёр.
Даже звёзды нам кажутся ближе с его терриконов…

Этот город – сорвиголова, он такой же, как ты…
Впереди – паутина дорог и тернистые вёрсты.
Загораются звёзды над городом спящей мечты,
И сегодня, родной, это наши донецкие звёзды!

Мой Донецк, - он в сердце моем!

Моих чувств начало – начал,
Я, других таких не встречал!

Я по миру всяко ходил!
Много мест святых находил!
Где б я ни был, где б я не жил,
Лишь с Донецком верно дружил!

И когда уж не было сил,
Он во сне себя приносил!
В переулки детства маня,
И в тепло вчерашнего дня!

У людей - свои города!
Я ж в Донецк влюблен навсегда!
Мой Донецк, - он в сердце моем,
Главный город, - я был при нем!

В светлом небе донецком голубиную стаю
Догоняет степной ветерок.
Пусть им вслед улетает эта песня простая,
Песня трудных шахтерских дорог.

Что ты знаешь о солнце, если в шахте ты не был,
Если ходишь под солнцем с утра?
Только тот ценит солнце и высокое небо,
Кто поднялся с зарей на-гора.

Не глядите, подруги, на шахтерские руки -
С них донецкий не смыт уголек.
Вы в глаза и сердца нам поглядите, подруги, -
В них горит золотой огонек.

Так пускай расцветает под степными ветрами
Белых яблонь весенний наряд!
И всегда вечерами над родными копрами
Огоньки, как рубины, горят.

Семьсот, восемьсот это не мало
и тысячу лет может область прожить
Жизнь и судьба с тобою связала
А значит, нам нужно только дружить

Живи Донбасс и процветай
Гостей встречай и провожай
Здесь годы все мои прошли
Любовь и мир мне подари

Ты пережил все войны невзгоды
Тебя не сломили ветра и набат
Холод жару, любую погоду
Встречу с тобой, рассвет и закат

Мне говорят есть места и получше
Отдых на юге это твой шанс
И побывал там, был такой случай
И снова вернулся - здравствуй Донбасс
Любовь и мир мне подари!
Любовь и мир мне подари!

VI . Просмотр видеофильма « Достопримечательности Донбасса».

VII .Беседа « Донбасс сегодня и в будущем».

Донбасс - это исторически сложившийся регион, включающий северную часть Донецкой (за исключением Приазовья) и южную часть Луганской (за исключением северной части - слобожанщины) - (малый Донбасс). Большой Донбасс включает в себя Донецкую и Луганскую область, а также части Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Ростовской областей.

Тесное переплетение исторического развития, интересов и хозяйства двух областей Донецкой и Луганской, обусловили неформальное объединение их в общий историко-культурный и экономический регион Донбасс.

Крупный центр угольной промышленности Украины, чёрной и цветной металлургии.

VIII . Ангел мира

Рассказ о памятнике, расположенном в парке Щербакова.

В 2008 году ко Дню города в Донецке установили скульптуру «Добрый ангел мира». Его установили в центральном городском парке имени Щербакова. Это уникальный символ единения людей разных национальностей, разных конфессий, представителей разных государств. Центром монумента является гранитная колонна, над которой возвышается золотая фигура Ангела, ступающего по полусфере, олицетворяющей Землю. В руках Ангела голубь - символ Мира и Надежды. Авторы: П.Т. Стронский, О.В. Олейник.

Находится: г. Донецк, Ворошиловский район, улица Стадионная, парке культуры и отдыха имени А. С. Щербакова. Подобные архитектурно-парковые комплексы есть уже в 15 городах, в том числе в Москве и Пхеньяне. Центр композиции определяет прозрачная сфера, символизирующая Земной шар, увенчанная позолоченной фигурой Ангела, несущего в руках голубя - символ мира и надежды, доброты и готовности к самопожертвованию.

1. Праздник День Шахтёра и День города в Донецке- обмен информацией.

2. Детские сердца-подарок Донбассу! (дети рисуют и прикрепляют на доске).

3. Пожелания детей родному и любимому краю.

IX . Итог урока.

Соблюдение краеведческого аспекта на уроках гражданственности

Мелодии Донбасса

МОУ “Школа №58 г.Донецка”

Учитель начальных классов ЯРЧЕНКО НАТАЛИЯ ПЕТРОВНА


  • Формировать у подрастающего поколения патриотическое самосознание;
  • воспитывать чувство гордости за свой родной Донецкий край и его многонациональный народ;
  • воспитывать чувство уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям Донбасса;
  • развивать гражданственность, патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности.

Прочитайте стихотворение выразительно

  • Музыка всюду живёт

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав, в шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода -

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа.


Тихие слёзы свои ива роняет у брода…!

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей –

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада! ,

Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо.

Вадим Семернин

- Что значит для тебя музыка? - Какие твои любимые музыкальные произведения?


СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

  • Где песня льётся, там птица без крыльев.
  • Мир без музыки, что счастливо живут.
  • Где песни поют, там легче живётся.

- Как ты понимаешь смысл этих пословиц, объясни.


ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ

  • 1 .Сон и отдых позабыты :

Песню пишет…

(Композитор )

  • 2. Струны гитары, терпенье, талант плюс вдохновенье равно …

(Музыкант)


3. Перед хором я стою

Все молчат, а я пою.,

Кто же я? Что за артист?

Ну, конечно же, …

(Солист )

4. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент. …

(Дирижёр )


Донбасс – шахтёрский край, по э тому значимое место в нашей жизни занимают песни о шахтёрах и для шахтёров.

  • Знакомы тебе такие искусственные горы? Как они называются?
  • Послушай песню «Спят курганы тёмные»

в исполнении Йосифа Кобзона.


СЛОВАРЬ

  • КУРГАН – насыпь над древней могилой.
  • ТЕРРИКОН - конусообразный отвал пустой породы на поверхности земли при шахте, руднике.
  • ЗАБОЙ - поверхность отбитой горной массы (полезных ископаемых

или горной породы).


  • Какие чувства овладевают тобою, когда ты видишь краевиды Донбасса? Слышишь ли ты какие-то звуки, мелодии, музыку?

Донбасс - это не только шахты и заводы. На самом деле у нас есть потрясающе красивые места


Послушай песни: «Земля родная – Донбасс»,

«В светлом небе донецком».


  • ТЕНОР - высокий мужской голос, певец с таким голосом.

Прослушай песни в исполнениии А.Соловьяненко

«Ніч яка місячна», «Дивлюсь я на небо», «Степь да степь кругом», «Ах,ты степь широкая», «Вижу чудное приволье».


«Донбасс Опера» - Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А.Соловьяненко


  • БАРИТОН - Мужской голос, средний между тенором и басом, а также певец с таким голосом.

Пять песен, прославивших Иосифа Кобзона:

«А у нас во дворе», «День Победы», «Баллада о красках», «Где-то далеко», «Офицеры».

Прослушай песню в исполнении И.Кобзона

«Пусть всегда будет солнце».


Донецкая филармония

  • Знакома ли тебе камерная музыка?
  • Был ли ты когда-нибудь в филармонии?

ФИЛАРМОНИЯ- Музыкальное общество, учреждение, ставящее себе задачей организацию концертов и пропаганду музыкального искусства.


Знаменитым для филармонии в Донецке стал 1991 год – присвоено имя нашего земляка, выдающегося композитора

Сергея Сергеевича Прокофьева


ОРГАН

  • В 1957 году в Концертном зале филармонии был установлен уникальный орган , на котором во время учебы в Петербуржской консерватории играл П.И. Чайковский.

ОРГАН – клавишно - духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов


Свое исполнительское мастерство в разных классах классической музыки конкурса "Родные просторы» показывают юные музыканты Донецкой Народной Республики

Послушай песню «Подари улыбку миру»

в исполнении Детской группы «Непоседы» (Донецк)


РЕФЛЕКСИЯ

- Чьё имя носит Донецкая филармония?

- Кто из космонавтов взял в полёт диск с песнями А.Соловьяненко?

- Чьё имя носит открытая малая планета?

  • Где и почему написано «Анатолий Соловьяненко – шахтёрский герцог»?
  • Какие песни прославили Йосифа Кобзона?

ОТГАДАЙ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ

  • Слово книжное «вокал»

Как бы проще ты назвал?

  • Как монолог музыкальный зовётся,

Когда он на сцене артистом поётся?

  • Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто - …