О паломничестве. Что значит паломничество

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.

У христиан паломничество началось с 4 в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя.

Современное паломничество в России

В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в «святые места». Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру . Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс .

По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, Украины и Молдавии, которые приезжают в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира .

За пределами России русские богомольцы помимо Палестины посещают греческий Афон, итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца, черногорскую столицу Цетинье, где находится десница Иоанна Крестителя и другие христианские святыни.

Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением «святыни». Однако часто паломничество подменяется экскурсионным туризмом, когда людей просто проводят по «экскурсионным объектам», без предварительной внутренней, духовной, подготовки. Поэтому ещё весной 2003 года Межрелигиозный совет России внёс предложение в Госдуму РФ о разграничении понятий «паломничество» и «туризм» на правовом уровне .

Значение паломничества

Для поощрения паломничества составлялись многочисленные путеводители (итинерарии), многие из которых, как и описания самих паломничеств, стали впоследствии важными историческими источниками. Описания «хождений» в Святую Землю, составленные некоторыми паломниками, сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы.

Религиозные мотивы часто являлись прикрытием торговых и захватнических целей. Например, паломничество сыграло значительную роль в подготовке крестовых походов. А среди паломников в Иерусалиме в средние века можно было встретить и дворян, искавших посвящения в рыцари у Гроба Господня; и политических и военных агентов королей; и авантюристов, искавших оккультических знаний на чудодейственном Востоке; и учёных исследователей ; и, наконец, купцов, посещавших Палестину с торговыми целями.

Примечания

7. [Паломническая служба "Ковчег"]

8. [Паломническая служба "Монастыри России"]

См. также

  • Места паломничества

Ссылки

  • Шейнман М. М. Паломничество .
  • Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Паломничество // Энциклопедический словарь: расширенное описание истории паломничества, обширный список «паломнических» путеводителей прошлого.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Палома Дуарте
  • Паломничество (религия)

Смотреть что такое "Паломник" в других словарях:

    паломник - См … Словарь синонимов

    ПАЛОМНИК - ПАЛОМНИК, паломника, муж. (от лат. palma пальма). 1. Богомолец, странствующий по т.н. святым местам (от обычая привозить из Иерусалима пальмовую ветвь; ист.). 2. В древнерусской литературе назв. книг, описывающих путешествия по таким местам (ист … Толковый словарь Ушакова

Любовь к монастырям и святым местам вызвала у русских людей обычай, который называется — странничество или паломничество. Множество русских людей, мужчин и женщин, старых и молодых, с котомкой за плечами, с посохом в руке и с молитвою на устах, терпеливо во всякое время года шли из одного монастыря в другой. Они часто несли туда свое горе и в стенах обители находили помощь, отраду и утешение. Многие предпринимали паломничество в Святую Землю – Палестину и др. дальние места.

Наши предки сознавали, что монастыри являются рассадниками веры и духовного просвещения, что они являются оплотом Православия, без которого не могло бы быть и самой Руси.

Православие, в лице Церкви, создало русское единство, явившееся как следствие религиозного единства, создало общерусскую письменность, общерусскую историческую науку и духовно-нравственный закон.

Хочу привести Вам одно интервью с нашим воронежским священником сделанное несколько лет назад. Тогда отец Виктор Празднечный был руководителем паломнической службы Воронежской епархии

– Отец Виктор, вы были участником общецерковной конференции «Православное паломничество: Традиции и современность », проходившей в Москве в конце минувшего года. Ваше выступление, посвященное медицинским аспектам мотивации православного паломничества, имело большой резонанс. В чем, собственно заключается проблема?

– В свое время святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что интеллигенция наша больна неверием, а народ – суеверием. Это пагубное явление сегодня приобретает новые нетрадиционные формы. Весьма часто современные представления о болезнях и здоровом образе жизни влияют на те устремления, с которыми наши соотечественники отправляются в паломнические поездки.

Мы сейчас ежедневно слышим о всевозможных методиках очищения организма, диагностиках, оздоровительных сеансах и принципах здорового образа жизни. Причины распространения этих явлений в России различны. Во-первых, следует отметить значительную открытость наших культурных границ для инокультурных влияний. Например, такое слагаемое типично американского образа жизни, как фитнес, уже укоренилось в российской действительности. Косвенно влияет на ситуацию государственный курс на улучшение демографической ситуации в нашей стране и оздоровление ее народа, то есть возрастает интерес к процессу оздоровления как таковому. Наконец, это закономерный результат установления в России рыночных отношений и формирования богатого рынка медицинских услуг разного вида и качества. Оздоровительно-лечебный бум во многом спровоцирован рекламными кампаниями по продвижению на российский рынок, привлекательный своими масштабами, западных фармацевтических препаратов и биодобавок. Хочу подчеркнуть, что на Западе употребление витаминов и биодобавок уже отчасти имеет ритуальный характер: ежедневный прием оранжевой капсулки по утрам и синенького драже перед сном дает человеку ощущение жизненной стабильности и удовлетворения от процесса якобы самосовершенствования.

– Каким же образом эта ситуация сказывается на мотивации православного паломничества?

– Не только паломничества, но и религиозного туризма. Меня, как православного священнослужителя, весьма тревожит деятельность частных предпринимателей, занимающихся религиозным туризмом. Не все из них остаются в рамках приемлемого для такой формы деятельности культурологического рассказа. Порой в религиозно-туристических поездках распространяются нелепые россказни околодуховной тематики, ведется торговля «чудесными» предметами, пропагандируются псевдоправославные «духовные практики». В результате у туристов создается карикатурное представление о православном паломничестве и церковной жизни в целом. Формируется потребительский подход. Например, в автобусах нашего города можно встретить рекламные объявления такого содержания: «Поездка в город Муром к святым Петру и Февронии для тех, кто хочет выйти замуж». Далее предлагается список паломнических поездок, которые помогают в лечении глазных болезней, бесплодия, беснования и даже пристрастия к шоколаду!

Тягу массового потребителя к чудесам умело подогревают всевозможные «доктора» и народные целители, часто действующие юридически и финансово вполне законно, но чья практика замешана на магии. Многие из них уже ведут свою деятельность во всероссийском масштабе через телевидение и печатные издания и выступая с выездными лекциями. Архиепископ Уфимский Никон недавно обращался к руководству Первого телеканала с протестом против пропаганды с экрана деятельности лже-целителей и лже-докторов, получивших посредством телевидения многомиллионную аудиторию.

Распространение магии является, на мой взгляд, реакцией на семидесятилетнее господство в России безбожия. В церковной практике это выражается в том, что часто в храмы приходят люди не для молитвы и участия в таинствах, не для знакомства с основами православного вероучения, а для совершения сложных, необычных ритуалов, при которых якобы должно исполниться просимое.

Например, одной онкологической больной врач посоветовал по пятнадцать минут стоять в центральной части храма, непосредственно под куполом. Другой врач, диагност, заявил, что работает только с детьми старше семи лет, потому что до этого возраста ребенок безгрешен. Показательна сама дикая смесь естественнонаучных и духовных понятий, вторжение доктора в сферу не его компетенции. Среди рекомендаций, даваемых различными «специалистами» подобного рода, встречаются требования поставить столько-то свечей к таким-то иконам, умывать младенца святой водой, а то и совершать с ее помощью гигиенические процедуры! Предписывается также поститься в качестве некоей религиозной диеты или, наоборот, не поститься, потому что это очень вредно. Один врач, например, уверял пациента, что от поста начинается туберкулез. Некоторые рекомендуют больным побывать на исповеди в качестве сеанса психотерапии. Кстати, нередко слышишь, как, желая похвалить священника, люди говорят, что он хороший психолог. Тем самым таинство покаяния низводится до уровня рационального общения с приятным человеком. Бывает и наоборот: предписывается не исповедоваться, так как это ведет к саморазрушению личности и к болезни, причем называется и сама болезнь – рак. То есть будешь исповедоваться – будет у тебя такая болезнь. Иногда больной призывается искупаться столько-то раз в святом источнике или нескольких источниках. Многие паломники видят главную цель паломничества в купании в источнике и даже уходят ради этого с богослужения. Или напротив, купаться в источниках пациентам псевдодокторами воспрещается, так как это может привести к различным инфекционным заболеваниям. А размеры посуды, которую паломники берут для воды из источников, наводит на мысль, что она используется скорее не в качестве духовного средства, а как продукт особых экологических свойств.

К сожалению, среди наших соотечественников часто имеет место неправославное понимание природы болезней и, соответственно, путей исцеления. В обществе, зараженном крайним рационализмом с одной стороны и мистицизмом с другой, потенциальные паломники не свободны от языческих по сути комплексов. Эти комплексы выражаются в вопросах, на которые постоянно приходится отвечать людям, сопровождающим паломнические группы, например: «В каком именно месте можно вылечиться от болезни?», «Какой источник от какой болезни помогает?», «Какой источник самый “сильный”»?» (имеется в виду «энергетически» самый сильный), «Как и от чего лечиться освященным мелом?», «От каких болезней надо заваривать освященную травку?», «В каких пропорциях можно разбавлять освященную воду, чтобы она не утратила своих целебных свойств?».

В поездках по монастырям задается много вопросов об известных тамошних духовниках, причем именно в связи с возможностью предсказаний. Часто в целовании мощей видят не исповеднический акт, не испрашивание молитвенной помощи у святого, а некий аналог физиопроцедуры. Как следствие, люди стремятся задержаться у мощей подольше – не для молитв, а для получения большей «дозы энергии». Некоторые для большей эффективности норовят приложиться к святыне больным местом.

Можно заметить, что экспансия рационализма в духовную жизнь паломников выражается в их стремлении измерить благодать физическими и математическими характеристиками, пропорциями, дозами и интенсивностью. Благодать представляется не как дар Божий, а как вполне достижимый результат конкретных действий. Мистицизм проявляется в том, что паломник надеется получить желаемое одной силой своего желания и какой-нибудь причудливой последовательностью ритуальных действий. Заметно, что паломникам очень важны материальные знаки, свидетельствующие о пребывании в том или ином месте, и эти знаки порой также используются в магических манипуляциях.

– Как вы считаете, в чем причина такого отношения к паломничеству?

– Думаю, что современное человеческое сознание сопротивляется проповеди Евангелия, ведь следование за Христом предполагает в первую очередь изменение самого себя, а это – большой труд. Этот труд заключается не в самоублажении, а в понуждении себя к несению креста, в преодолении плотского начала духовным. Этого сейчас люди стараются избежать всеми силами.

Несомненно, существует зависимость между оздоровлением духа в паломничестве и оздоровлением организма, но это явление совершенно иного – духовного – порядка. Нельзя купить себе здоровье за стоимость паломнической поездки. Если человек жил греховной жизнью, которая привела его к болезни, то нужно понимать, что одномоментно исцеление не наступит, хотя подсознательно многие такую мысль лелеют, считая: вот я съезжу, все снова будет как раньше, и я вернусь к прежней жизни – жизни в грехе. Это самообман. Паломничество приносит пользу только тем, кто переосмысливает свою жизнь, начинает жить по евангельским заповедям. Тогда человек действительно меняется. Он возвращается из паломничества уже другим человеком.

Кстати, многие священники, участники нашей конференции, об этом говорили. Изменение возможно, если человек внутри себя обрел цельность. В начале конференции выступал архимандрит Спиридон из Элладской Православной Церкви, и он высказал прекрасную мысль: «Паломничество помогает человеку обрести корни своей личности», то есть помогает человеку собрать свою личность, нравственно воссоздать себя прикосновением к святости.

– Характеризуя проблему, вы сказали, что многое происходит от неграмотности, невежества людей, но отчасти такой потребительский поход к паломничеству культивируется разными псевдомедицинскими структурами. Может ли Церковь что-то противопоставить этому явлению?

– В настоящий момент это большая проблема. Ее, безусловно, нужно решать, и здесь нужны совместные усилия Церкви и общества. Нужно понять, какой смысл мы, считая себя верующими людьми, должны вкладывать в понятие «здоровье». Надежда на то, что соотечественники осознают это, у нас есть, иначе бы мы не проповедовали. По статистике сейчас в России 14 % воцерковленных людей, а пять лет назад было всего 4,7 %. Это говорит о том, что люди постепенно становятся не просто исполнителями обрядов, а осознанно верующими людьми.

Конечно же, быстро изменить восприятие людей нельзя. К сожалению, порой люди едут в паломничество, совершенно не представляя, что это такое. Они не брали до этого в руки Евангелие и не знают, что там сказано. Многие не вполне осознают, Кто для них Христос – учитель, пророк или Бог Слово, «пришедый в мир нас ради и нашего спасения». С этого объяснения и нужно начинать. Нужно вести разъяснительную работу для детей и взрослых на приходах, в органах печати, причем не только епархиальных, а по возможности и в светских. Нужно рассказывать именно о сути паломничества, о значении паломничества. В идеале, я думаю, нужно собирать паломников перед отправкой в путь и рассказывать им о месте, в которое группа собирается поехать, о том, с какой целью православный человек вообще совершает паломничества. Преодоление суеверий и невежества возможно только через духовное просвещение, так было всегда, и это не утратило своего значения сегодня.

Паломник Волгограда

На Земле есть немало мест, которые связаны с различными религиозными верованиями и обладающие особой силой. Миллионы людей стремятся оказаться там и сложно сказать, когда зародилась эта традиция. Во времена существования Советского Союза, когда проповедовался атеизм, число паломников значительно уменьшилось, однако в наши дни интерес к паломничеству вновь проснулся. И это неудивительно, всё больше и больше людей становятся на путь самопознания и духовного развития, обращают свой взор к Богу.

Паломничество же является мощнейшим инструментом, способствующим быстрому продвижению в духовном развитии . Паломничество отличается от экскурсии по святым местам. К нему готовятся задолго до путешествия. Паломники тщательно изучают священные писания, описания мест, которые они собираются посетить. В этих местах происходили события, связанные с Богом или Его преданными, святыми людьми. Всё это тщательно изучается с целью не только с целью получить информацию, а чтобы проникнуться духом и умонастроением этого места. Только тогда это святое место раскроет себя и человек сможет ощутить всю силу, исходящую от него.

В некоторых религиозных направлениях даже производится строгий отбор тех, кто отправляется в паломничество. Так, в исламе, чтобы отправиться в хадж в Мекку, необходимо заранее подать заявку, после этого сдать экзамены. И, если признают, что человек действительно готов в своём сознании к этому путешествию, то дают разрешение.

Человек с неподготовленным сознанием не знает на чём необходимо концентрироваться, что нужно увидеть. Он отвлекается на внешнее: архитектура, материальный уровень жизни людей, которые постоянно живут в этих местах. Ум паломника полностью сосредоточен на Боге и месте паломничества, поскольку оно связано с Богом. Во время паломничества все беседы касаются только тем, связанных с Богом. Опытные проводники расскажут много удивительных историй, связанных с местом паломничества. Удивительным является то, что даже одни и те же рассказы, которые из года в год слушают паломники, не утрачивают своей значимости, а лишь добавляют яркости и глубины в описание событий того времени.

Так что же способствует мощному духовному подъёму во время паломничества:

  1. Усиленная концентрация мыслей на Боге позволяет человеку подняться на уровень благости без примеси страсти и невежества.
  2. Общение с верующими усиливает веру и стремление человека. Особенно благоприятно совершать паломничество с духовными учителями, священниками, которые способны помимо простого описания мест передать настроение и силу своей веры.
  3. Знания о Боге, которые верующий получает при подготовке к путешествию и во время самого паломничества.
  4. Само место обладает мощной очищающей силой, сжигающей негативную карму человека. Это связано в первую очередь с тем, что в этих местах был Господь или святые личности. Усиливает это всё атмосфера, созданная верующими людьми вокруг этого места: храмы, ритуалы, постоянные молитвы.

Основные места паломничеств:

  1. Христианство . Иерусалим называется Святой Землёй, так как именно там появился на свет Иисус Христос и проповедовал. Это было местом, в котором он выполнил миссию, с которой пришёл на Землю. Здесь рекомендуется посетить места, связанные с Иисусом, апостолами и Пресвятой Богородицей, омыться в водах реки Иордан и других святых источниках.
  2. Ислам . Мусульмане совершают свой хадж (паломничество) в Мекку и Медину. Само слово "хадж" в переводе означает "стремление, намерение или стремление к прославленному" и "возвращение, возобновление".
  3. Вайшнавизм . Преданные Господа Вишну совершают регулярные паломничества во Вриндаван и к холму Говардхан, которые считаются самыми святыми местами на Земле, так как связаны с играми Господа Кришны, приходившего в это место 5000 лет назад и считающиеся проекцией Вриндавана в духовном мире. Они совершают парикраму (паломничество) по местам игр Господа и Его возлюбленной Шримати Радхарани. Необходимо также совершить для очищения омовение в святых водах Ганги, Сарасвати, Ямуны, а также в озёрах Радха-кунда и Шьяма-кунда. Помимо посещений Вриндавана, вайшнавы совершают парикраму в Майяпур, куда приходил Кришна в образе Господа Чайтаньи Махапрабху 500 лет назад.
  4. Шиваизм . Поклоняющиеся Господу Шиве стремятся посетить гору Кайлас, находящуюся в Гималаях и являющуюся обителью Шивы и Его супруги Парвати (Дурга деви). Говорится, что в одной из пещер этой горы Шива пребывает в постоянной медитации.
  5. Буддизм . Гаутама Будда определил 4 основных места паломничества: Лумбини — место рождения Будды в Непале, Бодх-Гая — место просветления Будды, Сарнатх (Ишипатана): место первой проповеди, Кушинагар — место ухода Будды в паринирвану.

Все святые места на Земле обладают не только удивительной силой, но и поражают своими яркими отличительными свойствами, которые ни один учёный не смог объяснить до сих пор. Например, Вриндаван — единственное место на Земле, где пыль обладает приятным цветочным ароматом. Воды Ганги известны своей огромной очистительной силой, несмотря на то, что там проживает несколько миллионов жителей, в воды Ганги сбрасывается пепел умерших людей со всего мира, и на реке нет очистительных сооружений.

По окончании паломничества можно услышать множество историй о том, какие удивительные события происходили с людьми во время путешествия и после него.

Священные писания, пророки призывают людей хотя бы один раз в своей жизни совершить паломничество, так как оно равнозначно нескольким годам духовной практики, даёт огромное желание развиваться духовно, служить Богу и всем живым существам, как Его частицам.

Паломничество - это прекрасно.

Из всех возможных маршрутов, прежде всего, выделяется паломничество на Святую Землю. Там ты начинаешь совершенно по-другому читать Евангелие, находясь в местах, связанных с земной жизнью Спасителя, целиком погружаешься в размышления о том, как 2 тысячи лет назад всё происходило.

Когда приезжаешь к какому-нибудь святому, например, в Троице-Сергиеву Лавру, у тебя происходит свой, личный контакт, своя встреча с преподобным Сергием или с другим святым, к кому ехал в гости. И если ты ему молишься, если свою душу ему доверяешь, то как когда-то он занимался со своими учениками или прихожанами, так - мы верим в это - начинает заниматься с тобой. И таинственным образом становится отчасти твоим духовником, молится за тебя, ходатайствует о тебе перед Богом. Эта молитва святого не может пройти бесследно и бесплодно для души человека.

Горечь одного дня

Еще один важный результат паломничества - это объединение его участников. А если паломничество от храма, то вместе собираются и взрослые прихожане, и ученики воскресной школы.

Если говорить о поездке в монастырь, почувствовать его жизнь за день-два невозможно. Чтобы войти в жизнь обители, нужна хотя бы неделя. Потому что ураган, который я принес с собою из города, должен в моей душе улечься. Я должен успокоиться, чтобы войти в этот молитвенный ритм - в их время, в их труд, в их богослужения.

За один день это не получится. И потому порой ощущаешь горечь: уезжаешь из монастыря и понимаешь, что поклонился святому, помолился у древней иконы, осмотрел красоту архитектуры, а настоящего плода не получил - такого, который нужен был твоей душе.

Культурная эйфория

В паломничестве есть и некоторые опасности. Во-первых, очень часто оно приводит душу в состояние некой эйфории, упоения. Причем не духовными открытиями, а культурными.

Если вы попали в паломничество, например, в Италию, Грецию или в другие страны Европы, то и природа, и культурная действительность: взаимоотношения людей, чистота, дороги, вся инфраструктура - всё вместе действует так, что человеку кажется, будто его жизнь теперь будет другой. А потом он возвращается назад и понимает, что точно также раздражается на своих близких, кричит, плохо молится и всё в этом духе.

Поэтому паломничество - это хорошо, но все равно это внешнее. Мою внутреннюю христианскую работу, которую я над собой должен совершать в течение всей жизни, за меня не сделает никто.

Преподобный Сергий может мне помочь, что-то открыть, что-то указать. Бывает, приезжаешь и у мощей святого что-то понимаешь, решаешь какой-то свой духовный вопрос. Но все равно навык в молитве, в воздержании, преодолении страстей - это то, что приобретается только своим трудом. «Царствие Небесное нудится…» (Мф. 11:12).

Потрудились?

Паломничество может дать человеку ощущение, что он совершил некий труд, что-то заслужил, стал другим. Есть люди, которые без конца ездят в паломничество и утешаются этим как особым достижением. В этом вполне может скрываться обман и ошибка.

Помню, как в старой доперестроечной Москве, где оставалось лишь около двадцати действующих храмов, существовал целый тип людей, которых так и называли: «Люба по приходам» или «Маня по приходам». Они ходили по архиерейским службам, по престольным праздникам или просто в разные храмы по очереди. Везде исповедовались и причащались. При этом не имели одного прихода и духовника, который мог бы им действительно помочь, знал бы их духовную жизнь.

Часто это был достаточно сознательный подход: везде я плачу и каюсь, 30 лет хожу по приходам, а вот духовника у меня нету, поэтому правды-то мне никто и не скажет, все говорят только общие слова. А значит, ничего переделывать мне в себе не надо… И точно, ведь если придешь раз десять к одному священнику, да скажешь десять раз одно и то же, батюшка и среагирует: «Нет, брат, постой. Надо как-то с этим справляться, так нельзя…»

Так же может быть и с паломничеством.

Без халтуры

Хотя, надо сказать, в любом внешнем делании и в любой христианской практике есть опасности.

Все в детстве, наверное, играли в магнитики. Я помню эту игру: когда берешь два магнита, одинаковыми полюсами их друг ко другу подводишь, и они друг от друга отталкиваются. Таким образом, их никак нельзя соединить. Вот точно так же всеми возможными способами наш падший человек пытается убежать от настоящего углубленного христианского возделывания своей души.

Так происходит у меня, так происходит у всех, кого я знаю. К сожалению, это наша падшая природа так действует - стремится заменить внутреннюю работу внешним. Таким внешним может быть чтение больших правил, работа в храме, паломничество - все что угодно.

А Богу надо, чтобы мы каждый день Ему предстояли, хоть на какое-то время, но без халтуры, по-настоящему.

P.S. Помню, в семинарии очень удивился, прочитав целое письмо святителя Григория Нисского, небольшой труд, почему он против паломничества в Иерусалим. Именно по той же причине…

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу [email protected].

, Пресвятой Богородицей , помолиться перед чудотворными иконами , окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники. В других религиях имеются аналогичные обычаи:

  • Хадж - посещение мусульманами Мекки , Медины и совершение там предписанных ритуалов;
  • Ко́ра - ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета;
  • у ламаистов - посещение Лхасы (Тибет);
  • у индусов - посещение Праяга и Варанаси (Бенарес, Индия) (последний также у джайнов и махаянистов);
  • у буддистов и синтоистов - посещение Нары (Япония).

История паломничества

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.

Современное паломничество в России

В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в святые места. Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру. Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс.

По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, с Украины и из Молдавии, которые приезжают в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира.

За пределами России русские богомольцы помимо Палестины посещают греческий Афон , итальянский город Бари , где покоятся мощи Николая Чудотворца , черногорскую столицу Цетине , где находится десница Иоанна Крестителя и другие христианские святыни.

Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом , внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением святыни. Однако часто паломничество подменяется экскурсионным туризмом, когда людей просто проводят по «экскурсионным объектам», без предварительной внутренней, духовной, подготовки. Поэтому ещё весной 2003 года Межрелигиозный совет России внёс предложение в Госдуму РФ о разграничении понятий «паломничество» и «туризм» на правовом уровне .

Значение паломничества

Для поощрения паломничества составлялись многочисленные путеводители (итинерарии), многие из которых, как и описания самих паломничеств, стали впоследствии важными историческими источниками. Описания «хождений» в Святую Землю, составленные некоторыми паломниками, сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы.

Религиозные мотивы часто являлись прикрытием торговых и захватнических целей. Например, паломничество сыграло значительную роль в подготовке крестовых походов. А среди паломников в Иерусалиме в средние века можно было встретить и дворян, искавших посвящения в рыцари у Гроба Господня ; и политических и военных агентов королей; и авантюристов, искавших оккультических знаний на чудодейственном Востоке; и учёных исследователей ; и, наконец, купцов, посещавших Палестину с торговыми целями.

См. также

Напишите отзыв о статье "Паломничество"

Примечания

Литература

  • Горшунова О.В. Женское паломничество к святым местам (по материалам Ферганской долины) // Итоги полевых исследований. Ред. З.П. Соколова. Москва: ИЭА РАН, 2000. Сс. 23-39.
  • Лучицкая С. И. . С. 72-102.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
  • Шейнман М. М. .
  • .
  • .
  • .
  • В. Н. Хитрово. .
  • А. П. Ладинский. .

Отрывок, характеризующий Паломничество

– А в третьей роте, сказывали, за вчерашний день девять человек недосчитали.
– Да, вот суди, как ноги зазнобишь, куда пойдешь?
– Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
– Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
– А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
– Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
– Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
– Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.
– Что? Не будешь? – насмешливо подмигнув, сказал один солдат, обращаясь к Рамбалю.
– Э, дурак! Что врешь нескладно! То то мужик, право, мужик, – послышались с разных сторон упреки пошутившему солдату. Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил:
– Oh, nies braves, oh, mes bons, mes bons amis! Voila des hommes! oh, mes braves, mes bons amis! [О молодцы! О мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О мои добрые друзья!] – и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату.
Между тем Морель сидел на лучшем месте, окруженный солдатами.
Морель, маленький коренастый француз, с воспаленными, слезившимися глазами, обвязанный по бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку. Он, видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, перерывающимся голосом французскую песню. Солдаты держались за бока, глядя на него.
– Ну ка, ну ка, научи, как? Я живо перейму. Как?.. – говорил шутник песенник, которого обнимал Морель.
Vive Henri Quatre,
Vive ce roi vaillanti –
[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.