Пьер луиджи нерви. Пьер луиджи пицци

Режиссер, художник-постановщик и художник по костюмам

Пьер Луиджи Пицци начал свой творческий путь в качестве сценографа в 1951 году. В течение 20 лет он работал в известном «Товариществе молодых» вместе с Де Лулло, Валли и Росселлой Фальк, создавая сценографию и костюмы почти для всех спектаклей творческого объединения. В 1960-х годах «Товарищество молодых» посещало с гастролями Москву и Ленинград.

В 1977 году Пицци дебютировал в качестве режиссера с оперой «Дон Жуан» Моцарта в туринском Театре Реджио (в заглавной роли выступил Руджеро Раймонди). Уже более 60 лет режиссер работает в самых крупных театрах и на самых известных фестивалях. Он является обладателем ряда престижных международных наград, среди которых Орден Почетного легиона, Орден искусств и изящной словесности (степень офицера), Орден Большого креста Итальянской республики (степень кавалера), в 2006 году получил Орден за заслуги в области культуры Княжества Монако (степень командора), Орден Святой Агаты Республики Сан-Марино, миланский орден «Золотой Амвросий» и флорентийский орден «Золотой флорин». Также Пицци имеет звание Почетного доктора Университета Мачераты, является членом Академий изящных искусств Вероны и Пармы и лауреатом Премии «Жизнь во имя музыки».

В 1987 году постановка оперы «Аида» Пьера Луиджи Пицци открыла первый сезон в Уортам-центре в Хьюстоне, а в 1990 году с его «Троянцев» начался сезон в парижской Опера Бастиль.

С 1982 года Пицци постоянно участвует в Россиниевском фестивале в Пезаро. Именно благодаря его усилиям вновь начали исполняться многие оперы Россини, в том числе такие, как «Танкред», «Вильгельм Телль» и «Пробный камень».

В 2000 году режиссер получил седьмую Премию Аббиати в номинации «За лучший оперный спектакль года» за «Смерть в Венеции» Бриттена (Театр Карло Феличе в Генуе). На открытии Театра муз в Анконе исполнялась постановка Пицци «Идоменей», а впоследствии на сцене этого театра он поставил «Элегию для юных любовников» Хенце и «Новости дня» Хиндемита.

Во многих театрах мира идет осуществленная Пицци постановка генделевского «Ринальдо»: спектакль исполняется в Реджо-Эмилии, Париже, Мадриде, Лиссабоне, Женеве, Венеции (Ла Фениче) и Милане (Ла Скала). Также режиссер поставил «Травиату», «Сон в летнюю ночь» и три оперы Монтеверди в Театре Реал в Мадриде и предложил новую революционную версию «Бала-маскарада» Верди в выставочном центре «Пьяченца-экспо». Затем этот спектакль шел в Театре Массимо в Палермо и на сцене Арены Сферистерио в Мачерате.

В Мачерате Пицци основал оперный фестиваль, художественным руководителем которого был с 2006-го по 2011 годы. За время его руководства репертуар фестиваля обогатился многими барочными и современными операми. На сцене Оперы Монте-Карло идет спектакль Пицци «Путешествие в Реймс», поставленный в честь коронации принца Альберта II. В декабре 2004 года на открытии сезона реконструированного театра Ла Скала исполнялась опера Сальери «Признанная Европа» в постановке Пицци. Эта опера ни разу не ставилась со времени мировой премьеры и до 2004 года.

Пицци внес огромный вклад в восстановление театрального музея театра Ла Скала. Много времени Пицци тратит на организацию различных выставок. Одна из них – «Версаль и античность» в Париже.

В 2004 году Пицци поставил оперу «Сказки Гофмана» на сцене Арены Сферистерио и оперы «Груди Тиресия» Пуленка и «Прекрасный незнакомец» Тутино в Театре Лауро Росси в Мачерате.

Среди постановок режиссера последних лет – «Мария Стюарт» Доницетти, «Веселая вдова» Легара и «Вампир» Маршнера в Театре Комунале в Болонье и в Театре Массимо в Палермо, «Принц юности» Ритца Ортолани в венецианском Ла Фениче и в Театре Арчимбольди в Милане, «Моцарт» Рейнальдо Ана (режиссер Саша Гитри) на «Фестивале двух миров» в Сполето, «Поворот винта» Бриттена в театре Ла Фениче в Вецеции, «Припудри ей личико» Адеса в Болонье, «Король на час», «Сицилийская вечерня» и «Битва при Леньяно» Верди на фестивале Верди в Парме. Недавно Пицци закончил работу над трилогией Моцарта и Да Понте.

С 1968 года режиссер активно сотрудничает с Римской оперой. Его первой постановкой на сцене этого театра стала опера Верди «Двое Фоскари». Затем он поставил в театре оперы «Макбет», «Альцеста» «Фауст», «Моисей в Египте», «Парижская жизнь», «Дьяволы из Лудена», «Битва при Леньяно», «Волшебная флейта» и «Аттила». Среди его последних постановок на сцене Римской оперы – «Джоконда» Понкьелли.

Пицци редко обращается к драматическому театру, но его последняя постановка «Один из последних вечеров карнавала» по пьесе Гольдони была отмечена критиками как один из лучших спектаклей 2007 года, а также получила множество наград. Этот спектакль был показан в Москве.

Недавно Пицци дебютировал в московском Большом театре с оперой «Сомнамбула» Беллини и поставил «Джоконду» в парижской Опера Бастиль.

В октябре 2013 года Пицци принимал участие в открытии Оперы Астаны (Казахстан). В этом театре он представил спектакль «Аттила» (дирижер Валерий Гергиев).

1891 1913 1915 по 1919

В 1928 1932

1929 -1932

1930 -х - начало 1940

В 1943 -1945

В 1946

В 1948

Пьер Луиджи Нерви родился 21 июня 1891 года в маленьком городке Сондрио на севере Италии. В 1913 году он окончил инженерный факультет Болонского университета, получив звание гражданского инженера. Сразу же после окончания университета Нерви поступил на работу в одно из наиболее известных в то время в Италии конструкторских бюро "Общество железобетонных конструкций", имевшее отделения в Болонье и во Флоренции. Эта работа была прервана с 1915 по 1919 год службой в военно-инженерных войсках. После войны Нерви возобновил свою деятельность во Флорентийском отделении общества уже не только в качестве проектировщика, но и руководителя работ.

В 1928 году Нерви расстается со своей службой в "Обществе железобетонных конструкций" и создает фирму железобетонных конструкций "Инженеры Нерви и Неббиози" в Риме, просуществовавшую до 1932 года. Здесь он осуществлял свои творческие замыслы, которые по мере роста его известности становились все более и более смелыми.

При непосредственном участии Нерви строятся крупные сооружения, как, например, кинотеатр и фуникулер на улице Рима в Неаполе, здания банков в Бари и других городах, фабрика и туберкулезный санаторий в Лечче, заводы в Риме и др. В этот период формируются и теоретические взгляды Нерви, совершенствуется его творческий метод. После строительства во Флоренции спортивного стадиона на 35 тысяч человек в 1929 -1932 годах имя Нерви становится широко известным среди архитектурной и инженерной общественности многих стран.

Строительство флорентийского стадиона заканчивала уже новая фирма "Общество инженеров Нерви и Бартоли" в Риме. Эта фирма, существующая и поныне, возвела множество объектов с участием самого Нерви. Середина 1930 -х - начало 1940 -х годов в итальянской архитектуре характеризуется призывом фашистского правительства к строительству помпезных сооружений преувеличенных размеров, к возрождению древних традиций императорского Рима, к созданию "средиземноморской" архитектуры.

В 1943 -1945 годы активность практической деятельности Нерви несколько снижается, так как он работает в основном над книгой "Строительство - искусство или наука?". В этой книге Нерви суммирует опыт предыдущей работы, определяет свои взгляды на искусство и на строительство в целом, делает попытку определить место математических расчетов в создании сооружения, отстаивает свою точку зрения на роль интуиции в проектировании и т.п.

В 1946 году цемент был впервые применен в строительстве. Фирма "Нерви и Бартоли" построила экспериментальное здание - небольшой склад из листов армоцемента толщиной всего три сантиметра.

В 1948 году Нерви приступил к проектированию и строительству ряда выставочных залов для Дворца выставки в Турине. Он получил возможность всесторонне показать новые конструкции, созданные им из сборных армоцементных элементов.

В 1949 году вскоре после сооружения Туринской выставки Нерви построил плавательный бассейн Морской академии в Ливорно. Здесь сводчатое покрытие образовано сборными армоцементными волнообразными элементами такого же типа, как и в зале в Турине, только они изогнуты по длине для образования сводчатой поверхности.

Нерви прославился и как талантливый педагог. Уже в 1947 году он руководил кафедрой конструкций на архитектурном факультете университета в Риме. В 1950 -1952 годах он много работал в Латинской Америке, где вел курс архитектурных конструкций на архитектурном факультете университета в Буэнос-Айресе. В 1950 году в Сан-Паулу ему присудили ученую степень доктора архитектуры. В 1956 году фирма "Нерви и Бартоли" спроектировала тринадцатиэтажное здание фирмы "Гальбани" в Милане. В комплексе спортивных сооружений, осуществленных в Риме для Всемирной спортивной олимпиады 1960 года, наиболее ярко выявлены технические, пространственные и художественные возможности тонкостенных конструкций из сборных армоцементных элементов.

Одно из интереснейших сооружений, занимающих значительное место в современном зарубежном зодчестве, - тридцатидвухэтажное административное здание фирмы "Пирелли", построенное Нерви в 1955 -1959 годах в содружестве с группой архитекторов в Милане. Высота здания - сто двадцать четыре метра. Главные конструктивные сложности при выборе несущей схемы данного здания определялись не только его большой высотой. Они еще усугублялись крайне невыгодным планом площадки - узким и вытянутым.

В эти годы Нерви приглашают и в другие страны. Фирма "Инженеры Нерви и Бартоли" получает огромное количество заказов, ведет большое строительство. Все чаще Нерви работает вместе со своим сыном - архитектором Антонио Нерви.

Почти одновременно он проектирует для США и для Австралии. В 1961 году он совместно с Антонио проектирует клуб ипподрома Либерти в Белл-парке в Филадельфии.

Первое построенное в Нью-Йорке по проекту Нерви здание - автобусная станция на двести машин. Она вступила в строй в январе 1963 года.

Одно из блестящих сооружений Нерви, представляющее большой интерес, - созданное им в 1961 году в соавторстве с Антонио Нерви здание Дворца труда в Турине. Оно строилось по проекту, который получил первое место на конкурсе.

Другая работа Нерви, выполненная им в содружестве со специалистом в области металлических конструкций - Джино Ковре, - покрытие фабрики бумаги Бурго в Мантуе, законченное в 1962 году.

Нерви - мастер конструкций, большинство которых выполнено им из армоцемента. При этом особенность его творчества заключается в том, что, используя этот метод, он достиг большого совершенства в разнообразии форм, создаваемых путем сборки отдельных элементов. Он доказал своими работами, что армоцементные, преимущественно сборно-монолитные, конструкции не только экономичны, но могут быть и художественно полноценными.

Постройки Нерви сыграли значительную роль в развитии конструктивных и архитектурных форм нашего времени. Они и сейчас продолжают оказывать влияние на архитекторов и конструкторов разных стран.

Нерви скончался в 1979 году.

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Кафедра строительного производства ИСиА

(наименование кафедры)

Белов Денис Алексеевич

(фамилия, имя, отчество студента)

Институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

История отрасли и введение в профессиональную деятельность

Пьер Луиджи Нерви – его инженерные достижения

(наименование темы)

Отметка о зачёте

Руководитель

ст. преподаватель

Л.П. Кулиш

(должность)

(подпись)

(и.,о., фамилия)

Архангельск


ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ИНЖЕНЕРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ П.Л. НЕРВИ.. 5

литература.. 11

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе будет рассказано о жизни и работе выдающегося итальянского инженера и архитектора Пьера Луиджи Нерви. Я выбрал эту тему потому, что именно Нерви изобрёл и ввёл в строительную практику армоцементные конструкции, которые используются в строительстве по всему миру до сих пор.

Пьер Луиджи Нерви родился 21 июня 1891 года в маленьком городке Сондрио на севере Италии. В 1913 году он окончил инженерный факультет Болонского университета, получив звание гражданского инженера. Сразу же после окончания университета Нерви поступил на работу в одно из наиболее известных в то время в Италии конструкторских бюро «Общество железобетонных конструкций», имевшее отделения в Болонье и во Флоренции.

Эта работа была прервана с 1915 по 1919 год службой в военно-инженерных войсках. После войны Нерви возобновил свою деятельность во Флорентийском отделении общества уже не только в качестве проектировщика, но и руководителя работ.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ П.Л. НЕРВИ

В 1954 году Нерви принимал участие в строительстве здания ЮНЕСКО (Рис. 1) и в проектировании одного из вариантов здания Выставки науки и техники в Париже. В 1956 году фирма «Нерви и Бартоли» спроектировала тринадцатиэтажное здание фирмы «Гальбани» в Милане. Выбранное Нерви соотношение между высотой и шагом волны и армирование верхних и нижних участков балочного покрытия дополнительными стержнями позволили ему применять толщину армоцементных сборных элементов, равную лишь трем сантиметрам при пролетах до пятнадцати метров.

Рисунок 1 – Здание ЮНЕСКО в Париже

В комплексе спортивных сооружений, осуществленных в Риме для Олимпиады 1960 года, наиболее ярко выявлены технические, пространственные и художественные возможности тонкостенных конструкций из сборных армоцементных элементов. Удачное сочетание мощных несущих опор из монолитного железобетона с куполами из тончайших сборных армоцементных скорлуп, органическое слияние конструктивных и функциональных требований и блестящая техника выполнения определили успех этих зданий. Нерви считал, что архитектор – это мастер-строитель, который может найти в конструкции необходимые средства, для того чтобы создать настоящее произведение искусства.

В комплексе спортивных зданий Римской олимпиады наиболее удачен Малый дворец спорта – Палаццетто (Рис. 2), рассчитанный на четыре тысячи зрителей. Действительно, архитектор Аннибале Вителлоцци – автор архитектурного замысла здания – и Нерви – автор его конструкций – достигли здесь органического слияния конструктивных, функциональных и эстетических требований. В этом здании архитектурно выявлена роль каждого конструктивного элемента.

Рисунок 2 - Малый дворец спорта – Палаццетто в Риме. Вид изнутри

Эстетика железобетонных конструкций – существенное звено в творчестве Нерви. Образная выразительность здания ЮНЕСКО в Париже и небоскреба Пирелли в Милане в большой степени зависят от примененных им конструкций.

Одно из интереснейших сооружений, занимающих значительное место в современном зарубежном зодчестве, – тридцатидвухэтажное административное здание фирмы «Пирелли» (Рис. 3), построенное Нерви в 1955–1959 годах в содружестве с группой архитекторов в Милане. Высота здания – сто двадцать четыре метра. Главные конструктивные сложности при выборе несущей схемы данного здания определялись не только его большой высотой. Они еще усугублялись крайне невыгодным планом площадки – узким и вытянутым.

Рисунок 3 - Здание фирмы «Пирелли»

В плане здание представляет собой длинный прямоугольник со скошенными углами. Несущая конструкция его состоит из четырех массивных по сечению и постепенно утончающихся кверху колонн, размещенных попарно поперек здания и делящих его на три отсека. Перекрытие – монолитная плита по железобетонным предварительно напряженным двутавровым балкам.

Наружные стены небоскреба почти полностью остеклены. Необычная форма здания, избранная авторами, не только оказалась удобной в функциональном смысле, но и обладает отличными художественными качествами. Огромный небоскреб выглядит утонченно пропорциональным, и его очертания очень изящны.

В эти годы Нерви приглашают и в другие страны Фирма «Инженеры Нерви и Бартоли» получает огромное количество заказов, ведет большое строительство. Все чаще Нерви работает вместе со своим сыном – архитектором Антонио Нерви. Почти одновременно он проектирует для США и для Австралии. В 1961 году он совместно с Антонио проектирует клуб ипподрома Либерти в Белл-парке в Филадельфии.

Первое построенное в Нью-Йорке по проекту Нерви здание – автобусная станция на двести машин. Она вступила в строй в январе 1963 года. Принятое Нерви конструктивное решение соответствует техническим и функциональным требованиям и придает зданию весьма оригинальный внешний облик.

В начале 1960-х годов Нерви спроектировал вместе с сыном здание церкви для Австралии в Нью-Норсиа. Их соавторами были инженер Франческо Вакхини и архитектор Карло Ванноно. Это большое сооружение представляет собой в плане равносторонний треугольник с длиной стороны девяносто метров. Конструкция купола близка к неосуществленному проекту покрытия, представленному Нерви на конкурс «Национального центра промышленности и техники» в Париже. Это сборно-монолитный купол системы Нерви. Огромные остекленные поверхности боковых стен церкви должны были быть украшены витражами.

Одно из блестящих сооружений Нерви, представляющее большой интерес, – созданное им в 1961 году в соавторстве с Антонио Нерви здание Дворца труда в Турине. Оно строилось по проекту, который получил первое место на конкурсе.

Другая работа Нерви, выполненная им в содружестве со специалистом в области металлических конструкций – Джино Ковре, – покрытие фабрики бумаги Бурго в Мантуе, законченное в 1962 году.

Совместно с другим итальянским архитектором Луиджи Моретти Нерви проектировал финансовый центр в Монреале (Канада). Здание это состоит из трех органически связанных между собой пятидесятиэтажных башен. Конструктивное решение, как всегда у Нерви, совершенно ново и оригинально. Основная несущая конструкция башен состоит из четырех мощных угловых колонн и четырех колонн, образующих жесткий крестообразный железобетонный сердечник в центре башни.

В 1966 году в центре Сиднея на площади Австралия-сквер началось строительство другого высотного конторского здания, в проектировании конструкций которого принял участие Нерви. Это круглая в плане пятидесятиэтажная башня диаметром чуть больше сорока метров и высотой сто восемьдесят три метра. В здании нашли применение сборно-монолитные конструкции системы Нерви. Наружные колонны монтируются из сборных тонкостенных элементов, являющихся одновременно опалубкой для монолитного железобетона. Совместная работа сборной и монолитной частей достигается, как обычно у Нерви, выпусками арматуры. Подоконные панели, по идее Нерви, составлены из двух частей по высоте, перекрытия над двумя этажами выполнены по его системе.

ВЫВОД

Нерви – мастер конструкций, большинство которых выполнено им из армоцемента. При этом особенность его творчества заключается в том, что, используя этот метод, он достиг большого совершенства в разнообразии форм, создаваемых путем сборки отдельных элементов. Он доказал своими работами, что армоцементные, преимущественно сборно-монолитные, конструкции не только экономичны, но могут быть и художественно полноценными.

Постройки Нерви сыграли значительную роль в развитии конструктивных и архитектурных форм нашего времени. Они и сейчас продолжают оказывать влияние на архитекторов и конструкторов разных стран.

литература

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Пьер_Нерви;

2 http://persones.ru/

3 Иванова Е. К., Кацнельсон Р. А., Пьер Луиджи Нерви, издательство «Стройиздат», 1968;

НЕРВИ, ПЬЕР ЛУИДЖИ (Nervi, Pier Luigi) (1891–1979), итальянский архитектор, инженер и теоретик искусства, один из лидеров авангардной архитектуры середины 20 в., виртуоз железобетонных конструкций.

Родился в Сондрио (Ломбардия) 21 июня 1891. Учился на инженерном факультете Болонского университета (1908–1912). Служил в проектном бюро «Общества железобетонных конструкций», в годы Первой мировой войны – в инженерных войсках.

Одной из первых его крупных работ явился стадион имени Дж.Берта во Флоренции (1930–1932), где молодой зодчий показал себя как строгий функционалист, а с другой стороны – как настоящий поэт масштабных, рационально организованных пространств. В 1932 основал вместе с двоюродным братом фирму «Нерви и Бартоли», которая неизменно оставалась главным его рабочим местом. С 1935 исполнял заказы военно-морского министерства, проектируя ангары для разных районов Италии. К концу войны все они были разрушены, однако именно в этом русле окончательно определился главный творческий дар Нерви – умение перекрывать огромные пролеты сводами из сборных бетонных элементов (никогда еще не применявшихся с таким размахом), придавая итоговой композиции безупречное монументальное изящество. Изобрел для этого особо прочный армоцемент (ferrocemento), с раствором, укрепленным стальными сетками. Предложил даже использовать его для сооружения плавучих авиабаз; в итоге (уже после войны) были построены два уникальных гражданских судна, моторное и парусное, с армоцементными корпусами.

Будучи профессором архитектурного факультета Римского университета (с 1946), Нерви пропагандировал «стиль следования законам физики» как путь «правдивой архитектуры», отвергающей поверхностно-декоративные исторические стилизации. Всемирную известность получили спроектированные им Дворец выставок в Турине (1948–1950) и Олимпийский комплекс в Риме (1957–1959) – с доминирующими здесь визуально-легкими, как бы невесомыми, сборно-цементными покрытиями. Был соавтором здания ЮНЕСКО в Париже (1953–1957) и первого итальянского небоскреба, здания Пирелли в Милане (1955–1960); в последнем были применены конструктивные звенья с беспрецедентно-широким для построек такого типа 25-метровым пролетом. Продолжил «высотные эксперименты», сочетающие надежность с головокружительным размахом, при сооружении, также с соавторами, финансового центра в Монреале (1959–1961) и небоскреба на площади Австралии в Сиднее (1962–1969). Постройки, возведенные по его проектам во многих городах Италии, а также в США, Франции и ряде других стран, стали подлинными монументами современной инженерии, достигшей статуса высокого искусства, близкого по духу к «интернациональному стилю».

В поздний период постоянными сотрудниками Нерви были два сына, Антонио и Марио. Опубликовал немало теоретических трудов, важнейшим из которых является книга Строить правильно (1955; русское издание – 1956).

Выдающийся итальянский инженер. Одаренный экспериментатор в области применения железобетона, разворачивал свои архитектурные исследования в поиске соединения художественного творчества с конструктивными новшествами.

«Хорошей архитектуре должен соответствовать единый, слаженный организм инженерных систем».

После получения диплома инженера в Болонье в 1913 поступил на работу как инженер-проектировщик на одно из лучших предприятий по железобетонному строительству. В 1923 открыл свою мастерскую в Риме. Несмотря на то что Нерви держался на расстоянии от споров о Современном движении, разворачивающихся в 30-е годы в Италии, критика приветствовала его первое важное изобретение - стадион «Берта» во Флоренции (1930–1932) - как произведение новаторское за его чистые и функциональные формы, такие как спиралевидные выступающие лестницы и навесная крыша-козырек длиной около двадцати метров.

После успеха первой работы Нерви вместе со своим двоюродным братом Бартоли основал проектное и строительное предприятие с целью реализовать свои смелые проекты. На конкурс, объявленный в 1935 военно-воздушными силами, он спроектировал легкие ангары. Выиграв конкурс, получил заказ на строительство. Им были возведены ангары итальянских военно-воздушных сил в Орвието (1935–1938, разрушены) и в Орбетелло (1941, разрушены). С помощью тонких железобетонных балок, расположенных диагонально и образующих жесткий каркас, впервые создал легкие и обширные перекрытия с минимальным использованием железа.

Тему перекрытия больших пространств, с которой с тех пор часто сталкивался, решал, обращаясь к изучению принципов готической архитектуры, где линии напряжения также пластически, архитектурно выявлены. Оттуда Нерви взял свое типичное решение крыши с системой нервюр, как, например, крыша в салоне » В» в Турине (1948,) где благодаря применению железобетона он создал свод пролетом более 100 метров.

В 1947–1961 посвятил себя преподаванию доцент кафедры строительной технологии и техники в Университете архитектуры в Риме. Здесь Нерви смог теоретически обосновать в серии своих трудов цели и методы работы.

50-е годы - расцвет творчества Нерви. В этот период он проектирует особенно много: табачную фабрик в Болонье (1952), здание шерстяной фабрики «Гатти» в Риме (1953) и, наконец, свой шедевр Башню Пирелли в Милане (1958, совм. с Джо Понти). В 50-е гг. он утвердился как один из наиболее уважаемых консультантов международного масштаба на крупных строительствах, возрождая миф о наследственном итальянском таланте к строительству, идущему от Древнего Рима. Как ведущий конструктор привлечен к проектированию здания для ЮНЕСКО в Париже вместе с Марселем Брёйером и Б. Зерфусом (1957).

В то же время в Италии, несмотря на популярность мастера, завоеванную благодаря постройкам для Олимпиады 1960 в Римё, в том числе стадиона «Фламиньо» (1957–1959, совм. с А. Нерви), Малого дворца спорта в Риме (1956–1957, совм. с А. Вителлоцци), дворца спорта (1959–60, совм. с М. Пьячентини), начинается критический пересмотр его творчества. Произведения Нерви остаются произведениями инженера, хотя и исключительно талантливого, поскольку конструктивные новшества не отражают новизны пространственной концепции.

В 60-е годы Нерви приглашен для строительства в США. Здесь он спроектировал Автовокзал в Нью-Йорке (1960–62) и Башню фондовой биржи в Монреале (1966, совм. с Л. Моретти).

Последней постройкой зодчего был Зал аудиенций в Ватикане (1966–1971).