Режиссер, художник-постановщик и художник по костюмам
Пьер Луиджи Пицци начал свой творческий путь в качестве сценографа в 1951 году. В течение 20 лет он работал в известном «Товариществе молодых» вместе с Де Лулло, Валли и Росселлой Фальк, создавая сценографию и костюмы почти для всех спектаклей творческого объединения. В 1960-х годах «Товарищество молодых» посещало с гастролями Москву и Ленинград.
В 1977 году Пицци дебютировал в качестве режиссера с оперой «Дон Жуан» Моцарта в туринском Театре Реджио (в заглавной роли выступил Руджеро Раймонди). Уже более 60 лет режиссер работает в самых крупных театрах и на самых известных фестивалях. Он является обладателем ряда престижных международных наград, среди которых Орден Почетного легиона, Орден искусств и изящной словесности (степень офицера), Орден Большого креста Итальянской республики (степень кавалера), в 2006 году получил Орден за заслуги в области культуры Княжества Монако (степень командора), Орден Святой Агаты Республики Сан-Марино, миланский орден «Золотой Амвросий» и флорентийский орден «Золотой флорин». Также Пицци имеет звание Почетного доктора Университета Мачераты, является членом Академий изящных искусств Вероны и Пармы и лауреатом Премии «Жизнь во имя музыки».
В 1987 году постановка оперы «Аида» Пьера Луиджи Пицци открыла первый сезон в Уортам-центре в Хьюстоне, а в 1990 году с его «Троянцев» начался сезон в парижской Опера Бастиль.
С 1982 года Пицци постоянно участвует в Россиниевском фестивале в Пезаро. Именно благодаря его усилиям вновь начали исполняться многие оперы Россини, в том числе такие, как «Танкред», «Вильгельм Телль» и «Пробный камень».
В 2000 году режиссер получил седьмую Премию Аббиати в номинации «За лучший оперный спектакль года» за «Смерть в Венеции» Бриттена (Театр Карло Феличе в Генуе). На открытии Театра муз в Анконе исполнялась постановка Пицци «Идоменей», а впоследствии на сцене этого театра он поставил «Элегию для юных любовников» Хенце и «Новости дня» Хиндемита.
Во многих театрах мира идет осуществленная Пицци постановка генделевского «Ринальдо»: спектакль исполняется в Реджо-Эмилии, Париже, Мадриде, Лиссабоне, Женеве, Венеции (Ла Фениче) и Милане (Ла Скала). Также режиссер поставил «Травиату», «Сон в летнюю ночь» и три оперы Монтеверди в Театре Реал в Мадриде и предложил новую революционную версию «Бала-маскарада» Верди в выставочном центре «Пьяченца-экспо». Затем этот спектакль шел в Театре Массимо в Палермо и на сцене Арены Сферистерио в Мачерате.
В Мачерате Пицци основал оперный фестиваль, художественным руководителем которого был с 2006-го по 2011 годы. За время его руководства репертуар фестиваля обогатился многими барочными и современными операми. На сцене Оперы Монте-Карло идет спектакль Пицци «Путешествие в Реймс», поставленный в честь коронации принца Альберта II. В декабре 2004 года на открытии сезона реконструированного театра Ла Скала исполнялась опера Сальери «Признанная Европа» в постановке Пицци. Эта опера ни разу не ставилась со времени мировой премьеры и до 2004 года.
Пицци внес огромный вклад в восстановление театрального музея театра Ла Скала. Много времени Пицци тратит на организацию различных выставок. Одна из них – «Версаль и античность» в Париже.
В 2004 году Пицци поставил оперу «Сказки Гофмана» на сцене Арены Сферистерио и оперы «Груди Тиресия» Пуленка и «Прекрасный незнакомец» Тутино в Театре Лауро Росси в Мачерате.
Среди постановок режиссера последних лет – «Мария Стюарт» Доницетти, «Веселая вдова» Легара и «Вампир» Маршнера в Театре Комунале в Болонье и в Театре Массимо в Палермо, «Принц юности» Ритца Ортолани в венецианском Ла Фениче и в Театре Арчимбольди в Милане, «Моцарт» Рейнальдо Ана (режиссер Саша Гитри) на «Фестивале двух миров» в Сполето, «Поворот винта» Бриттена в театре Ла Фениче в Вецеции, «Припудри ей личико» Адеса в Болонье, «Король на час», «Сицилийская вечерня» и «Битва при Леньяно» Верди на фестивале Верди в Парме. Недавно Пицци закончил работу над трилогией Моцарта и Да Понте.
С 1968 года режиссер активно сотрудничает с Римской оперой. Его первой постановкой на сцене этого театра стала опера Верди «Двое Фоскари». Затем он поставил в театре оперы «Макбет», «Альцеста» «Фауст», «Моисей в Египте», «Парижская жизнь», «Дьяволы из Лудена», «Битва при Леньяно», «Волшебная флейта» и «Аттила». Среди его последних постановок на сцене Римской оперы – «Джоконда» Понкьелли.
Пицци редко обращается к драматическому театру, но его последняя постановка «Один из последних вечеров карнавала» по пьесе Гольдони была отмечена критиками как один из лучших спектаклей 2007 года, а также получила множество наград. Этот спектакль был показан в Москве.
Недавно Пицци дебютировал в московском Большом театре с оперой «Сомнамбула» Беллини и поставил «Джоконду» в парижской Опера Бастиль.
В октябре 2013 года Пицци принимал участие в открытии Оперы Астаны (Казахстан). В этом театре он представил спектакль «Аттила» (дирижер Валерий Гергиев).
1891 1913 1915 по 1919
В 1928 1932
1929 -1932
1930 -х - начало 1940
В 1943 -1945
В 1946
В 1948
↓Пьер Луиджи Нерви родился 21 июня 1891 года в маленьком городке Сондрио на севере Италии. В 1913 году он окончил инженерный факультет Болонского университета, получив звание гражданского инженера. Сразу же после окончания университета Нерви поступил на работу в одно из наиболее известных в то время в Италии конструкторских бюро "Общество железобетонных конструкций", имевшее отделения в Болонье и во Флоренции. Эта работа была прервана с 1915 по 1919 год службой в военно-инженерных войсках. После войны Нерви возобновил свою деятельность во Флорентийском отделении общества уже не только в качестве проектировщика, но и руководителя работ.
В 1928 году Нерви расстается со своей службой в "Обществе железобетонных конструкций" и создает фирму железобетонных конструкций "Инженеры Нерви и Неббиози" в Риме, просуществовавшую до 1932 года. Здесь он осуществлял свои творческие замыслы, которые по мере роста его известности становились все более и более смелыми.
При непосредственном участии Нерви строятся крупные сооружения, как, например, кинотеатр и фуникулер на улице Рима в Неаполе, здания банков в Бари и других городах, фабрика и туберкулезный санаторий в Лечче, заводы в Риме и др. В этот период формируются и теоретические взгляды Нерви, совершенствуется его творческий метод. После строительства во Флоренции спортивного стадиона на 35 тысяч человек в 1929 -1932 годах имя Нерви становится широко известным среди архитектурной и инженерной общественности многих стран.
Строительство флорентийского стадиона заканчивала уже новая фирма "Общество инженеров Нерви и Бартоли" в Риме. Эта фирма, существующая и поныне, возвела множество объектов с участием самого Нерви. Середина 1930 -х - начало 1940 -х годов в итальянской архитектуре характеризуется призывом фашистского правительства к строительству помпезных сооружений преувеличенных размеров, к возрождению древних традиций императорского Рима, к созданию "средиземноморской" архитектуры.
В 1943 -1945 годы активность практической деятельности Нерви несколько снижается, так как он работает в основном над книгой "Строительство - искусство или наука?". В этой книге Нерви суммирует опыт предыдущей работы, определяет свои взгляды на искусство и на строительство в целом, делает попытку определить место математических расчетов в создании сооружения, отстаивает свою точку зрения на роль интуиции в проектировании и т.п.
В 1946 году цемент был впервые применен в строительстве. Фирма "Нерви и Бартоли" построила экспериментальное здание - небольшой склад из листов армоцемента толщиной всего три сантиметра.
В 1948 году Нерви приступил к проектированию и строительству ряда выставочных залов для Дворца выставки в Турине. Он получил возможность всесторонне показать новые конструкции, созданные им из сборных армоцементных элементов.
В 1949 году вскоре после сооружения Туринской выставки Нерви построил плавательный бассейн Морской академии в Ливорно. Здесь сводчатое покрытие образовано сборными армоцементными волнообразными элементами такого же типа, как и в зале в Турине, только они изогнуты по длине для образования сводчатой поверхности.
Нерви прославился и как талантливый педагог. Уже в 1947 году он руководил кафедрой конструкций на архитектурном факультете университета в Риме. В 1950 -1952 годах он много работал в Латинской Америке, где вел курс архитектурных конструкций на архитектурном факультете университета в Буэнос-Айресе. В 1950 году в Сан-Паулу ему присудили ученую степень доктора архитектуры. В 1956 году фирма "Нерви и Бартоли" спроектировала тринадцатиэтажное здание фирмы "Гальбани" в Милане. В комплексе спортивных сооружений, осуществленных в Риме для Всемирной спортивной олимпиады 1960 года, наиболее ярко выявлены технические, пространственные и художественные возможности тонкостенных конструкций из сборных армоцементных элементов.
Одно из интереснейших сооружений, занимающих значительное место в современном зарубежном зодчестве, - тридцатидвухэтажное административное здание фирмы "Пирелли", построенное Нерви в 1955 -1959 годах в содружестве с группой архитекторов в Милане. Высота здания - сто двадцать четыре метра. Главные конструктивные сложности при выборе несущей схемы данного здания определялись не только его большой высотой. Они еще усугублялись крайне невыгодным планом площадки - узким и вытянутым.
В эти годы Нерви приглашают и в другие страны. Фирма "Инженеры Нерви и Бартоли" получает огромное количество заказов, ведет большое строительство. Все чаще Нерви работает вместе со своим сыном - архитектором Антонио Нерви.
Почти одновременно он проектирует для США и для Австралии. В 1961 году он совместно с Антонио проектирует клуб ипподрома Либерти в Белл-парке в Филадельфии.
Первое построенное в Нью-Йорке по проекту Нерви здание - автобусная станция на двести машин. Она вступила в строй в январе 1963 года.
Одно из блестящих сооружений Нерви, представляющее большой интерес, - созданное им в 1961 году в соавторстве с Антонио Нерви здание Дворца труда в Турине. Оно строилось по проекту, который получил первое место на конкурсе.
Другая работа Нерви, выполненная им в содружестве со специалистом в области металлических конструкций - Джино Ковре, - покрытие фабрики бумаги Бурго в Мантуе, законченное в 1962 году.
Нерви - мастер конструкций, большинство которых выполнено им из армоцемента. При этом особенность его творчества заключается в том, что, используя этот метод, он достиг большого совершенства в разнообразии форм, создаваемых путем сборки отдельных элементов. Он доказал своими работами, что армоцементные, преимущественно сборно-монолитные, конструкции не только экономичны, но могут быть и художественно полноценными.
Постройки Нерви сыграли значительную роль в развитии конструктивных и архитектурных форм нашего времени. Они и сейчас продолжают оказывать влияние на архитекторов и конструкторов разных стран.
Нерви скончался в 1979 году.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра строительного производства ИСиА | |||||||||||||||||||||
(наименование кафедры) | |||||||||||||||||||||
Белов Денис Алексеевич | |||||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) | |||||||||||||||||||||
Институт | |||||||||||||||||||||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | |||||||||||||||||||||
По дисциплине | История отрасли и введение в профессиональную деятельность | ||||||||||||||||||||
Пьер Луиджи Нерви – его инженерные достижения | |||||||||||||||||||||
(наименование темы) | |||||||||||||||||||||
Отметка о зачёте | |||||||||||||||||||||
Руководитель | ст. преподаватель | Л.П. Кулиш | |||||||||||||||||||
(должность) | (подпись) | (и.,о., фамилия) | |||||||||||||||||||
Архангельск | |||||||||||||||||||||
ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ИНЖЕНЕРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ П.Л. НЕРВИ.. 5
литература.. 11
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе будет рассказано о жизни и работе выдающегося итальянского инженера и архитектора Пьера Луиджи Нерви. Я выбрал эту тему потому, что именно Нерви изобрёл и ввёл в строительную практику армоцементные конструкции, которые используются в строительстве по всему миру до сих пор.
Пьер Луиджи Нерви родился 21 июня 1891 года в маленьком городке Сондрио на севере Италии. В 1913 году он окончил инженерный факультет Болонского университета, получив звание гражданского инженера. Сразу же после окончания университета Нерви поступил на работу в одно из наиболее известных в то время в Италии конструкторских бюро «Общество железобетонных конструкций», имевшее отделения в Болонье и во Флоренции.
Эта работа была прервана с 1915 по 1919 год службой в военно-инженерных войсках. После войны Нерви возобновил свою деятельность во Флорентийском отделении общества уже не только в качестве проектировщика, но и руководителя работ.
ИНЖЕНЕРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ П.Л. НЕРВИ
В 1954 году Нерви принимал участие в строительстве здания ЮНЕСКО (Рис. 1) и в проектировании одного из вариантов здания Выставки науки и техники в Париже. В 1956 году фирма «Нерви и Бартоли» спроектировала тринадцатиэтажное здание фирмы «Гальбани» в Милане. Выбранное Нерви соотношение между высотой и шагом волны и армирование верхних и нижних участков балочного покрытия дополнительными стержнями позволили ему применять толщину армоцементных сборных элементов, равную лишь трем сантиметрам при пролетах до пятнадцати метров.
Рисунок 1 – Здание ЮНЕСКО в Париже
В комплексе спортивных сооружений, осуществленных в Риме для Олимпиады 1960 года, наиболее ярко выявлены технические, пространственные и художественные возможности тонкостенных конструкций из сборных армоцементных элементов. Удачное сочетание мощных несущих опор из монолитного железобетона с куполами из тончайших сборных армоцементных скорлуп, органическое слияние конструктивных и функциональных требований и блестящая техника выполнения определили успех этих зданий. Нерви считал, что архитектор – это мастер-строитель, который может найти в конструкции необходимые средства, для того чтобы создать настоящее произведение искусства.
В комплексе спортивных зданий Римской олимпиады наиболее удачен Малый дворец спорта – Палаццетто (Рис. 2), рассчитанный на четыре тысячи зрителей. Действительно, архитектор Аннибале Вителлоцци – автор архитектурного замысла здания – и Нерви – автор его конструкций – достигли здесь органического слияния конструктивных, функциональных и эстетических требований. В этом здании архитектурно выявлена роль каждого конструктивного элемента.
Рисунок 2 - Малый дворец спорта – Палаццетто в Риме. Вид изнутри
Эстетика железобетонных конструкций – существенное звено в творчестве Нерви. Образная выразительность здания ЮНЕСКО в Париже и небоскреба Пирелли в Милане в большой степени зависят от примененных им конструкций.
Одно из интереснейших сооружений, занимающих значительное место в современном зарубежном зодчестве, – тридцатидвухэтажное административное здание фирмы «Пирелли» (Рис. 3), построенное Нерви в 1955–1959 годах в содружестве с группой архитекторов в Милане. Высота здания – сто двадцать четыре метра. Главные конструктивные сложности при выборе несущей схемы данного здания определялись не только его большой высотой. Они еще усугублялись крайне невыгодным планом площадки – узким и вытянутым.
Рисунок 3 - Здание фирмы «Пирелли»
В плане здание представляет собой длинный прямоугольник со скошенными углами. Несущая конструкция его состоит из четырех массивных по сечению и постепенно утончающихся кверху колонн, размещенных попарно поперек здания и делящих его на три отсека. Перекрытие – монолитная плита по железобетонным предварительно напряженным двутавровым балкам.
Наружные стены небоскреба почти полностью остеклены. Необычная форма здания, избранная авторами, не только оказалась удобной в функциональном смысле, но и обладает отличными художественными качествами. Огромный небоскреб выглядит утонченно пропорциональным, и его очертания очень изящны.
В эти годы Нерви приглашают и в другие страны Фирма «Инженеры Нерви и Бартоли» получает огромное количество заказов, ведет большое строительство. Все чаще Нерви работает вместе со своим сыном – архитектором Антонио Нерви. Почти одновременно он проектирует для США и для Австралии. В 1961 году он совместно с Антонио проектирует клуб ипподрома Либерти в Белл-парке в Филадельфии.
Первое построенное в Нью-Йорке по проекту Нерви здание – автобусная станция на двести машин. Она вступила в строй в январе 1963 года. Принятое Нерви конструктивное решение соответствует техническим и функциональным требованиям и придает зданию весьма оригинальный внешний облик.
В начале 1960-х годов Нерви спроектировал вместе с сыном здание церкви для Австралии в Нью-Норсиа. Их соавторами были инженер Франческо Вакхини и архитектор Карло Ванноно. Это большое сооружение представляет собой в плане равносторонний треугольник с длиной стороны девяносто метров. Конструкция купола близка к неосуществленному проекту покрытия, представленному Нерви на конкурс «Национального центра промышленности и техники» в Париже. Это сборно-монолитный купол системы Нерви. Огромные остекленные поверхности боковых стен церкви должны были быть украшены витражами.
Одно из блестящих сооружений Нерви, представляющее большой интерес, – созданное им в 1961 году в соавторстве с Антонио Нерви здание Дворца труда в Турине. Оно строилось по проекту, который получил первое место на конкурсе.
Другая работа Нерви, выполненная им в содружестве со специалистом в области металлических конструкций – Джино Ковре, – покрытие фабрики бумаги Бурго в Мантуе, законченное в 1962 году.
Совместно с другим итальянским архитектором Луиджи Моретти Нерви проектировал финансовый центр в Монреале (Канада). Здание это состоит из трех органически связанных между собой пятидесятиэтажных башен. Конструктивное решение, как всегда у Нерви, совершенно ново и оригинально. Основная несущая конструкция башен состоит из четырех мощных угловых колонн и четырех колонн, образующих жесткий крестообразный железобетонный сердечник в центре башни.
В 1966 году в центре Сиднея на площади Австралия-сквер началось строительство другого высотного конторского здания, в проектировании конструкций которого принял участие Нерви. Это круглая в плане пятидесятиэтажная башня диаметром чуть больше сорока метров и высотой сто восемьдесят три метра. В здании нашли применение сборно-монолитные конструкции системы Нерви. Наружные колонны монтируются из сборных тонкостенных элементов, являющихся одновременно опалубкой для монолитного железобетона. Совместная работа сборной и монолитной частей достигается, как обычно у Нерви, выпусками арматуры. Подоконные панели, по идее Нерви, составлены из двух частей по высоте, перекрытия над двумя этажами выполнены по его системе.
ВЫВОД
Нерви – мастер конструкций, большинство которых выполнено им из армоцемента. При этом особенность его творчества заключается в том, что, используя этот метод, он достиг большого совершенства в разнообразии форм, создаваемых путем сборки отдельных элементов. Он доказал своими работами, что армоцементные, преимущественно сборно-монолитные, конструкции не только экономичны, но могут быть и художественно полноценными.
Постройки Нерви сыграли значительную роль в развитии конструктивных и архитектурных форм нашего времени. Они и сейчас продолжают оказывать влияние на архитекторов и конструкторов разных стран.
литература
1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Пьер_Нерви;
2 http://persones.ru/
3 Иванова Е. К., Кацнельсон Р. А., Пьер Луиджи Нерви, издательство «Стройиздат», 1968;
НЕРВИ, ПЬЕР ЛУИДЖИ (Nervi, Pier Luigi) (1891–1979), итальянский архитектор, инженер и теоретик искусства, один из лидеров авангардной архитектуры середины 20 в., виртуоз железобетонных конструкций.
Родился в Сондрио (Ломбардия) 21 июня 1891. Учился на инженерном факультете Болонского университета (1908–1912). Служил в проектном бюро «Общества железобетонных конструкций», в годы Первой мировой войны – в инженерных войсках.
Одной из первых его крупных работ явился стадион имени Дж.Берта во Флоренции (1930–1932), где молодой зодчий показал себя как строгий функционалист, а с другой стороны – как настоящий поэт масштабных, рационально организованных пространств. В 1932 основал вместе с двоюродным братом фирму «Нерви и Бартоли», которая неизменно оставалась главным его рабочим местом. С 1935 исполнял заказы военно-морского министерства, проектируя ангары для разных районов Италии. К концу войны все они были разрушены, однако именно в этом русле окончательно определился главный творческий дар Нерви – умение перекрывать огромные пролеты сводами из сборных бетонных элементов (никогда еще не применявшихся с таким размахом), придавая итоговой композиции безупречное монументальное изящество. Изобрел для этого особо прочный армоцемент (ferrocemento), с раствором, укрепленным стальными сетками. Предложил даже использовать его для сооружения плавучих авиабаз; в итоге (уже после войны) были построены два уникальных гражданских судна, моторное и парусное, с армоцементными корпусами.
Будучи профессором архитектурного факультета Римского университета (с 1946), Нерви пропагандировал «стиль следования законам физики» как путь «правдивой архитектуры», отвергающей поверхностно-декоративные исторические стилизации. Всемирную известность получили спроектированные им Дворец выставок в Турине (1948–1950) и Олимпийский комплекс в Риме (1957–1959) – с доминирующими здесь визуально-легкими, как бы невесомыми, сборно-цементными покрытиями. Был соавтором здания ЮНЕСКО в Париже (1953–1957) и первого итальянского небоскреба, здания Пирелли в Милане (1955–1960); в последнем были применены конструктивные звенья с беспрецедентно-широким для построек такого типа 25-метровым пролетом. Продолжил «высотные эксперименты», сочетающие надежность с головокружительным размахом, при сооружении, также с соавторами, финансового центра в Монреале (1959–1961) и небоскреба на площади Австралии в Сиднее (1962–1969). Постройки, возведенные по его проектам во многих городах Италии, а также в США, Франции и ряде других стран, стали подлинными монументами современной инженерии, достигшей статуса высокого искусства, близкого по духу к «интернациональному стилю».
В поздний период постоянными сотрудниками Нерви были два сына, Антонио и Марио. Опубликовал немало теоретических трудов, важнейшим из которых является книга Строить правильно (1955; русское издание – 1956).
Выдающийся итальянский инженер. Одаренный экспериментатор в области применения железобетона, разворачивал свои архитектурные исследования в поиске соединения художественного творчества с конструктивными новшествами.
«Хорошей архитектуре должен соответствовать единый, слаженный организм инженерных систем».
После получения диплома инженера в Болонье в 1913 поступил на работу как инженер-проектировщик на одно из лучших предприятий по железобетонному строительству. В 1923 открыл свою мастерскую в Риме. Несмотря на то что Нерви держался на расстоянии от споров о Современном движении, разворачивающихся в 30-е годы в Италии, критика приветствовала его первое важное изобретение - стадион «Берта» во Флоренции (1930–1932) - как произведение новаторское за его чистые и функциональные формы, такие как спиралевидные выступающие лестницы и навесная крыша-козырек длиной около двадцати метров.
После успеха первой работы Нерви вместе со своим двоюродным братом Бартоли основал проектное и строительное предприятие с целью реализовать свои смелые проекты. На конкурс, объявленный в 1935 военно-воздушными силами, он спроектировал легкие ангары. Выиграв конкурс, получил заказ на строительство. Им были возведены ангары итальянских военно-воздушных сил в Орвието (1935–1938, разрушены) и в Орбетелло (1941, разрушены). С помощью тонких железобетонных балок, расположенных диагонально и образующих жесткий каркас, впервые создал легкие и обширные перекрытия с минимальным использованием железа.
Тему перекрытия больших пространств, с которой с тех пор часто сталкивался, решал, обращаясь к изучению принципов готической архитектуры, где линии напряжения также пластически, архитектурно выявлены. Оттуда Нерви взял свое типичное решение крыши с системой нервюр, как, например, крыша в салоне » В» в Турине (1948,) где благодаря применению железобетона он создал свод пролетом более 100 метров.
В 1947–1961 посвятил себя преподаванию доцент кафедры строительной технологии и техники в Университете архитектуры в Риме. Здесь Нерви смог теоретически обосновать в серии своих трудов цели и методы работы.
50-е годы - расцвет творчества Нерви. В этот период он проектирует особенно много: табачную фабрик в Болонье (1952), здание шерстяной фабрики «Гатти» в Риме (1953) и, наконец, свой шедевр Башню Пирелли в Милане (1958, совм. с Джо Понти). В 50-е гг. он утвердился как один из наиболее уважаемых консультантов международного масштаба на крупных строительствах, возрождая миф о наследственном итальянском таланте к строительству, идущему от Древнего Рима. Как ведущий конструктор привлечен к проектированию здания для ЮНЕСКО в Париже вместе с Марселем Брёйером и Б. Зерфусом (1957).
В то же время в Италии, несмотря на популярность мастера, завоеванную благодаря постройкам для Олимпиады 1960 в Римё, в том числе стадиона «Фламиньо» (1957–1959, совм. с А. Нерви), Малого дворца спорта в Риме (1956–1957, совм. с А. Вителлоцци), дворца спорта (1959–60, совм. с М. Пьячентини), начинается критический пересмотр его творчества. Произведения Нерви остаются произведениями инженера, хотя и исключительно талантливого, поскольку конструктивные новшества не отражают новизны пространственной концепции.
В 60-е годы Нерви приглашен для строительства в США. Здесь он спроектировал Автовокзал в Нью-Йорке (1960–62) и Башню фондовой биржи в Монреале (1966, совм. с Л. Моретти).
Последней постройкой зодчего был Зал аудиенций в Ватикане (1966–1971).