Перевертыши знаменитые женщины которые изображали мужчин. Перевертыши: волшебные картинки для детей

Некоторые люди отличаются завидной способностью в уме вертеть и складывать разные конструкции и детали. Они, например, с лёгкостью собирают кубик Рубика. Посмотрят и говорят: ага, вот этот ряд надо повернуть вон туда и потом свернуть вот эдак - и, быстро составив мысленный план, начинают действовать. О таких людях говорят, что у них хорошо развито пространственное воображение - способность, очень важная для конструкторов, инженеров и всех, имеющих дело с созданием и ремонтом сложной техники.

Есть такой жанр-рисунки-перевертыши. Это когда один и тот же рисунок создает два изображения, и каждый может увидет иное. Обычно-два рисунка. Рисовать такое-особый талант требуется, а видеть-тоже зачастую не каждый может. Говорят, что на выбор того, какой рисунок увидишь первым, влияет психическая ориентация зрителя, и некоторые люди так и не видят второе изображение.

Когда мы на них смотрим, сразу понятно, что там изображено. Но стоит перевернуть картинку вверх ногами – и мы увидим совершенно другой рисунок!

Вот знаменитая картинка про неудачливого рыбака. Видите, какая большая рыба ему попалась – чуть не опрокинула его лодку?

А теперь перевернем рисунок – и все окажется еще страшнее! Оказывается, нашего рыбака держит в клюве огромная птица! И, похоже, собирается его проглотить!

И как это художнику удалось нарисовать такую картинку? Неужели он все время вертел листок туда-сюда?

А ведь существуют и гораздо более сложные картины-перевертыши. Посмотрите, что рисовал еще в 16 веке художник Джузеппе Арчимбольдо.

С одной стороны – натюрморт из фруктов или овощей. А перевернешь его – и увидишь портрет садовника или торговца этими овощами!

Таких картин придумано и нарисовано довольно много, и среди них есть очень интересные. Посмотрим еще?

Вот такие рисунки можно было найти на спичечных коробках, которые продавались в Испании в 1860-1870 годах:

Гусар и лошадь (El Husar Su Caballo)

Драгун и слон (El Drgon — El Elefante)

Казак и осел (El Cosaco — El Burro)

А этот перевертыш создан в России в 1813 году – его автор Иван Теребенев. На гравюре изображен Наполеон. Но при повороте картины французский император превращается в старушку в капоре: это мать Бонапарта, которая пережила сына на 15 лет.

Английский художник Рекс Уистлер (Rex Whistler) тоже оставил ряд удивительных рисунков. Из-под его пера выходили герои-перевертыши, у которых в зависимости от положения картинки изменялось не только выражение лица, но и род занятий.

Одна из самых распространенных картинок-"оборотней" - "Жена на работе и дома", иногда - "До и после свадьбы", а за границей - "До и после шести кружек пива". При повороте на 180 градусов (то есть "вверх ногами") изображение молодой женщины превращается в портрет безобразной старухи. Придумал и нарисовал ее неизвестный художник еще в XIX веке, после чего картину многократно перерисовывали и публиковали.

ПАПА РИМСКИЙ И ДЬЯВОЛ

В музее голландского города Утрехта хранится старинная доска размером 31x24x5 см с портретом Папы Римского (фото вверху справа). Кажется, что в этом нет ничего особенного, но если доску перевернуть, то профиль главного католика превращается в голову дьявола. В XVI веке это двойное изображение чеканили даже на монетах (фото внизу), сопровождая надписью на латыни: "Mali corvi malum ovum" ("Поганого ворона поганое яйцо"). Головной убор Папы - тиара - действительно по форме напоминает яйцо.

Чтобы понять смысл и обоснованность совмещения Папы и дьявола, необходимо знать хоть немного о времени появления портрета: времени борьбы, точнее, войны между католической церковью и протестантской за души верующих. Протестанты обвиняли римскую церковь в нарушении христианских заповедей, в стяжательстве и прощении грехов за плату. Воплощением зла стал сам Папа, ведь народ всегда считал (и считает), что "рыба тухнет с головы".

Отпущение грехов за плату было основным источником доходов римской церкви. Ее посланцы развозили по Европе специальные бумаги - папские индульгенции. Купив их, можно было освободиться от любого греха, заручиться прощением еще не совершенных преступлений, помочь умершему родственнику перебраться из чистилища в рай, сократить время от момента собственной смерти до момента вступления в рай на указанное в бумаге число лет. Тысячи монахов в монастырях занимались написанием индульгенций, и все-таки их не хватало. Проблему удалось решить Иоганну Гутенбергу (1394-1468) из немецкого города Майнц. Мы знаем его как изобретателя книгопечатания. На самом деле он придумал средство для размножения индульгенций, именно они стали первой продукцией его печатного станка. Книги начали выпускать позже.

Что касается автора картины "Папа и дьявол", имя его не сохранилось. Конечно, он из протестантов и, возможно, поплатился жизнью за свое творчество, так же, как поплатились жизнью сотни тысяч его единоверцев. Протестанты тоже пролили немало католической крови. В 1527 году немец кие войска вместе с испанцами захватили и разграбили Рим. Когда через семь лет великий художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти приехал в Вечный город, он увидел изуродованную фреску Рафаэля, на которой было выцарапано имя духовного вождя протестантов Лютера.

Знаменитый художник Джузеппе Арчимбольдо, судя по воспоминаниям современников, тоже рисовал подобные картинки. Перевертышей с его подписью не обнаружено, но искусствоведы отобрали две работы того времени, по стилю похожие на манеру итальянского мастера, и теперь в выставочных залах музеев и при публикациях указывается фамилия Арчимбольдо.

СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН И ПЕТР I

Темой одного из первых русских перевертышей стали события, происходившие при Петре I в начале XVIII века. Необузданное стремление первого императора России немедленно все переделать, навязать народу непонятные, чуждые правила жизни, отказ от традиций предков и заветов отцов, насильственный угон на государственные работы и в армию встретили неприятие и отпор в самых разных слоях общества. Икона (фото справа), о которой идет речь, служит тому подтверждением. Судя по мастерству исполнения, она принадлежит кисти талантливого художника, не самоучки, а большого мастера иконописи. Подпись сделана не на старославянском, а на русском языке: "Изображение Перваго Епископа и Чудотворца Св. МИТРОФАНА Воронежского".

Епископ прославился тем, что посмел дважды не явиться к императору, несмотря на приказы и угрозу смертной казни за их невыполнение. В Воронеже строился флот для войны с турками за крепость Азов на Черном море. Дворец Петра, где он поселился на это время, украшали фигуры нагих античных богов, и епископ отказывался от встречи до тех пор, пока статуи не уберут.

Митрофан в молодости не был монахом и ушел в монастырь после смерти жены, в 40 лет. В письме государю он объяснял свое поведение необходимостью заботы о "младенствующем в вере православном народе". Прежде чем приобщать людей к древнегреческой культуре, их нужно хотя бы научить читать и писать. За свои убеждения Митрофан готов был пожертвовать жизнью. Пришлось Петру Великому укротить свой гнев и отдать приказ снять статуи.

Смелость отдельных личностей в общении с государем, их способность отстаивать свое мнение бескорыстно, ради блага Отечества, ценят не только потомки, но и монархи, если они умны. Митрофан был духовником Петра, пока тот жил в Воронеже, то есть священником, которому император исповедовался в своих грехах. Мы не знаем, насколько откровенен был Петр на исповедях, но, безусловно,> духовный отец слышал от него больше покаянных речей, чем кто-либо другой. Узнав о смерти Митрофана, Петр сказал: "Не осталось у меня теперь подобного святого старца!", - поехал в Воронеж и во время похорон нес гроб с его телом.

Сколько бы вы ни смотрели на строгий лик святого, вы не отыщете в нем скрытого изображения, потому что художник выражал в картине свое отношение не к святому, а к человеку, нелюбовь к которому не мог высказать открыто. Но стоит повернуть доску на 180 градусов (с иконами такое проделывали крайне редко), как перед вами отчетливо проступают отталкивающе карикатурные черты человека: по глазам навыкате, усам и общему облику в нем узнается Петр.

Можно с уверенностью сказать, что двойственный портрет Митрофана и Петра I сохранился благодаря тому, что никто не догадывался о секрете. Его обнаружили только в конце ХХ века: исследователи не видели греха в том, чтобы во время работы осматривать икону со всех сторон.

Большинство старинных картин-перевертышей имели сатирическое содержание. Те, против кого они были направлены, старались уничтожить обличительные изображения, поэтому неудивительно, что до нас дошли лишь единичные образцы.

ЮМОР ПЕРЕВЕРТЫШЕЙ

Первую книгу, целиком посвященную перевертышам, издали в конце 1890-х годов. Ее автор - немецкий художник Отто Бромбергер - нарисовал семнадцать картин, на которых господин превращается в слугу, барышня в старуху, офицер в домохозяйку, повар в трубочиста, клоун в зрителя и так далее. В России в начале ХХ века выпустили почтовую открытку, на которой изображен толстый господин в шляпе. При повороте открытки он превращается в жареного поросенка на блюде. Пояснительная надпись с одной стороны - "Постоянный посетитель", с другой - "…и его любимое блюдо". Это произведение почтового искусства предназначалось для широкой публики.

ФАБРИЧНЫЕ "ОБОРОТНИ"

Существует еще один тип перевертышей. Они нарисованы так, что вторая картинка появляется после поворота изображения на 90 градусов. Излюбленный сюжет - пейзаж, в центре которого холм с ведущей к нему дорогой. На холме - замок и несколько домиков, рядом с деревьями на лугу пасется скот, ходят люди. Подножие холма спускается к морю или озеру. В общем, вполне реальная бытовая картина. Но когда на нее смотришь> под другим углом, холм превращается в голову великана, деревья выглядят его шевелюрой и бородой, замок - носом, домики или колодец - глазами и так далее. Подобные картины нередко украшали тарелки и блюда.

По рассказам главного художника Жостовской фабрики художественной росписи Б. В. Графова, в XIX и начале ХХ века на фабрике изготавливали металлические подносы с подобными картинками. Примерно в то же время среди продукции московского металлического завода Гужона (после революции 1917 года завод "Серп и Молот") появились пепельницы с сельским пейзажем, который превращался в лохматую голову лешего.

Знаменитый Дулевский фарфоровый завод, расположенный вблизи Москвы, в начале ХХ века принадлежал крупнейшему фабриканту посуды М. С. Кузнецову, поставщику императорского двора в Петербурге и кавалеру ордена Почетного легиона Франции. На заводе выпускали и оригинальные пепельницы с картинками-перевертышами. На одной из них - большой раскидистый дуб на фоне сельского пейзажа. Внимательный глаз заметит спрятанную в листве белку. Но главный секрет открывается только после поворота пепельницы на 180 градусов. Тогда ветви дуба образуют профиль лысого господина с большими висячими усами. Подпись гласит: "Дуб в Барцине?". Слово "дуб" и сто лет назад имело второй смысл: тупой, ограниченный человек. Кого же хотел высмеять Кузнецов? Секрет пока остается нераскрытым.

Во второй половине ХХ века в вагонах поездов, как дальнего следования, так и местного сообщения, можно было встретить глухонемых торговцев, которые предлагали купить самодельные фотографии. Сюжеты встречались самые разные, чаще всего поздравительные или романтические, невинно-любовные. В коробке продавцов-офеней попадались и перевертыши, нарисованные безвестными художника ми-самоучками: весельчак превращался в злобную личность, трезвый в пьяного, девица в старушку, а начальник в тигра.

Перевертыши вошли в жизнь и сельских жителей, например в Курской губернии. Местные гончары забавляли покупателей оригинальными солонками. На фотографиях внизу показаны две фигурки: кошка и собака. На самом деле это снимки одной и той же солонки. Солонка-кошка, если ее наклонить, превращается в солонку-собачку. Соль при этом не высыпается. Сегодня производство этой игрушки возродил в городе Судже Курской области знаменитый гончар Юрий Степанович Спесивцев.

СЛУЧАЙНЫЕ КАРТИНКИ

Двойные изображения, возникающие случайно, разумеется, тоже встречаются. На них не стоило бы специально останавливаться, если бы иногда они не влияли на судьбы людей. После революции страх победителей за существование молодой страны и самих себя породил подозрительность во всех областях жизни.

На одной из первых советских марок, выпущенной после революции, изображены профили солдата, рабочего и крестьянина. Ее автор - знаменитый скульптор Иван Иванов, известный под псевдонимом Шадр, взятым от названия родного города Шадринска в Оренбуржье. Фактически с этой марки начался массовый выпуск знаков почтовой оплаты в Советском Союзе. Печатали ее более десяти лет ценой 3, 5 и 10 копеек, зеленого и красного цвета, и даже сейчас, через 80 лет, она не считается редкой. Сколько ни разглядывай эту> марку, невозможно заметить в ней что-то подозрительное. Но когда целью становится поиск "врага", найти его всегда можно. Так произошло и с этой маркой. Если изображение перевернуть и закрыть бoльшую часть, то на оставшемся микроскопическом кусочке становится виден... Кто бы вы думали? Папа Римский! Найти его без подсказки практически невозможно. Обратите внимание на левый нижний угол перевернутого изображения - это выдвинутый подбородок Папы, выше идут линии губ и носа. Все лицо сплющено, и бoльшую часть профиля занимает головной убор - тиара. Разумеется, профиль "возник" случайно, и филателисты уверены, что обнаружил его дотошный коллекционер почтовых марок. Особенно въедливые наблюдатели утверждают, что справа, рядом с головой в тиаре, они видят профили капиталиста и кулака. К счастью, судя по биографии художника, история с подозрительной маркой никак не отразилась на его судьбе.

Нечто подобное произошло со спичечными этикетками. В контуре развевающегося над глобусом красного знамени некто усмотрел профиль орла, вцепившегося в земной шар, после чего выпуск этикетки прекратили.

Долгое время на продукции фабрики "Маяк" красовалось изображение горящей спички, в зубчатых языках пламени которой однажды обнаружили профиль врага советской власти - Троцкого. Пламя спички тут же "выровнялось". На другой этикетке шрифт букв "СССР" при повороте на 90 градусов оказался похожим на оклады икон, и вместо прежних букв стали печатать стандартные - прямые.

ДЕТСКИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ

Писатель Даниил Иванович Ювачев использовал восемь псевдонимов, самый известный среди них - Даниил Хармс. Есть у него маленький рассказ про картинку-перевертыш, опубликованный в 1934 году в детском журнале "Чиж". Рассказ написан от лица автора, который делает уборку собственной квартиры и снимает со стены портрет приятеля, Карла Ивановича. Вытерев пыль, вешает портрет обратно, нечаянно перевернув его. Далее герой рассказа сообщает: "Потом я отошел, чтобы издали взглянуть, не криво ли он висит. Но когда я взглянул, то у меня похолодели ноги, а волосы на голове встали дыбом. Вместо Карла Ивановича… на меня глядел со стены страшный, бородатый старик в дурацкой шапочке". Поскольку другие рассказы Хармс подписывал псевдонимом Карл Иванович, получается, что на картинке в детском журнале показан портрет-перевертыш самого Даниила Ювачева? К сожалению, на иллюстрациях в детских журналах того времени фамилию художника не указывали, и мы не знаем, автора шутливого изображения.


Поскольку существуют картинки с секретами, находятся люди, их коллекционирующие. В крупнейших собраниях США, Европы и Японии хранятся тысячи загадочных изображений. Коллекционеры разных стран переписываются друг с другом, обмениваются новостями, встречаются на съездах любителей головоломок. В начале 2003 года по электронной почте мне пришло письмо от коллеги по увлечению Владимира Жирова из города Шатуры. К письму прилагался рисунок всадника с поднятым мечом и летящего на него дракона. Поворот на 180 градусов - и я увидел рыцаря, стоящего на земле с опущенным мечом напротив поверженного дракона. Если внимательно рассматривать картинку, можно обнаружить еще пять двойных (переворачивающихся) изображений животных, нелюдей и прочего. Судя по мастерству исполнения, ее нарисовал профессиональный, зрелый художник. Решив по привычке, что такое замечательное произведение попало к нам из-за границы, я послал его знатокам разных стран с просьбой сообщить, кто автор. Все коллеги ответили, что перевертыш "wonderful" (удивительный), но видят они его впервые.

Выяснилось, что автор - молодой московский художник Сергей Орлов. Он выполнил серию картин с секретами к сказкам английского писателя Льюиса Кэрролла о девочке Алисе. Часть серии в виде альбома вышла в 1998 году в издательстве Московского физико-технического института. А в августе 2003 года на съезде любителей головоломок в американском городе Чикаго рисунок Сергея Орлова признали лучшей картиной-перевертышем последнего десятилетия.

Помните, как мы с вами изучали оптические иллюзии ?
Если кто-то еще не видел этого урока в нашей «Школе фиксиков»,

Есть еще одна разновидность «обманов зрения» - картинки-перевёртыши. Когда мы на них смотрим, сразу понятно, что там изображено. Но стоит перевернуть картинку вверх ногами – и мы увидим совершенно другой рисунок!

Вот знаменитая картинка про неудачливого рыбака. Видите, какая большая рыба ему попалась – чуть не опрокинула его лодку?

А теперь перевернем рисунок – и все окажется еще страшнее! Оказывается, нашего рыбака держит в клюве огромная птица! И похоже, собирается его проглотить!

И как это художнику удалось нарисовать такую картинку? Неужели он все время вертел листок туда-сюда?

С одной стороны – натюрморт из фруктов или овощей. А перевернешь его – и увидишь портрет садовника или торговца этими овощами!

Таких картин придумано и нарисовано довольно много, и среди них есть очень интересные. Посмотрим еще?


***
Вот такие рисунки можно было найти на спичечных коробках, которые продавались в Испании в 1860-1870 годах:

Гусар и лошадь (El Husar Su Caballo)

Драгун и слон (El Drgon - El Elefante)

Казак и осел (El Cosaco - El Burro)

***
А этот перевертыш создан в России в 1813 году – его автор Иван Теребенев. На гравюре изображен Наполеон. Но при повороте картины французский император превращается в старушку в капоре: это мать Бонапарта, которая пережила сына на 15 лет.

***
Английский художник Рекс Уистлер (Rex Whistler) тоже оставил ряд удивительных рисунков. Из-под его пера выходили герои-перевертыши, у которых в зависимости от положения картинки изменялось не только выражение лица, но и род занятий.

Судья и король

Полицейский и солдат

Но больше всего вам, наверное, понравятся рисунки художника-карикатуриста и аниматора Валентина Дубинина. Он придумал и нарисовал довольно много перевертышей – и все они совершенно замечательные!

Вот герои знаменитой басни «Ворона и лициса»

Король и палач

Друзья Робинзона

На сайте Валентина Дубинина вы сможете увидеть и много других чудесных перевертышей . Там они в анимированном варианте: нажимайте на песочные часы рядом с картинкой – и она будет переворачиваться!

А есть еще один жанр, похожий на перевертыши – но здесь переворачиваются уже не картинки, а особым образом написанные слова. Смотришь на листок с одной стороны – видишь одну надпись, а перевернешь – прочтешь совершенно другое!

Вот посмотрите – какое имя написано на табличке?

А если мы взглянем на нее, когда она вверх ногами?

Поэт Герман Лукомников придумал для этих надписей красивое и забавное название - «листовертень» . Но сами рисунки с перевернутыми надписями появились гораздо раньше.

Есть у них и научное название - амбигра́мма (от латинского ambi "двойной" и греческого gramma "буква")

Самыми древними надписями-перевертышами стали, наверное, цифры. Про арабские цифры 9 и 6 знают все, но многие, наверное, замечали, что и римскую цифру девять, которая пишется IX, можно перевернуть и превратить в одиннадцать – XI.

В 1893 году американский художник и писатель Питер Ньювелл (Peter Newell) вставил в конец своей книги вот такую картинку:

Перевернув книгу, читатель с изумлением видел, как надпись THE END (конец) превращалась в слово PUZZLE (загадка, головоломка).

***
Знаменитым мастером, создателем множества сложных и необычных листовертней, был поэт Дмитрий Авалиани. Говорят, он мог 64 раза написать – каждый раз по-новому! – слово бабочка. Да так, что каждые четыре «бабочки» при повороте превращались в стихотворение!

Посмотрите на этот текст внимательно – дождитесь, пока надпись перевернется… да, не очень-то понятно, что тут было засекречивать! Может, есть специальные шпионы, которые охотятся за незабудками и шмелями?

Другие листовертни, нарисованные Авалиани,

Продолжаем интереснейшую тему о способностях нашего мозга и талантливых художниках, которые знали и использовали эти способности, рисуя необычные картины. Сегодня речь пойдёт о произведениях другого рода — забавных картинках перевертышах. Увидеть в них второе изображение сложнее, чем в картинах сюрреалистов о которых рассказывалось в и в .

В перевертышах, второе изображение видно только при повороте картинки, но далеко не все люди обладают одинаковыми способностями к мысленному вращению изображения. Рассматривая подобные картины-перевертыши мы, таким образом, тренируем свой мозг и приобретаем новые полезные навыки.

Некоторые картинки мы представим вам в двух вариантах, а некоторые всего лишь в одном — их вы попробуйте повращать в уме самостоятельно(все нижестоящие картинки — кликабельны, клацайте по ним).

Картины-перевертыши, вращаем изображение

Замечательная иллюстрация к известной басне

Перевернув картину, мы увидели лису с сыром на том же дереве! Как художнику это удалось?!

Здесь мы видим Утиную охоту. Картина так и называется. Но перевернув пейзаж, видим совершенно другой сюжет!

У Валентина Дубинина, среди многих других, есть картина, которая мне особенно нравится. В ней с интересной стороны изображен Новый год. Действительно, если подумать о смысле этого праздника, то можно прийти к выводу, что год от года мы стареем, а это, в свою очередь приближает к смерти. Может пока не поздно, стоит задуматься о смысле жизни? Взгляните.

На следующей иллюстрации изображен Наполеон и его мать. Автор этого перевертыша Иван Теребенев. На самом деле это гравюра и создана она 1813 году.

Вот эту картину сможете перевернуть в уме? Что у вас получилось?

А вот такие картинки можно было увидеть в прошлом на спичечных коробках 1860-1870 годах в Испании. Коробок, таким образом, становился интересным развлечением. Сначала ты видишь изображение гусара, а потом, перевернув коробок, его лошадь. Или наоборот…

А, вот такие, довольно сложные картины еще в 16 веке писал художник Джузеппе Арчимбольдо. Он был мастером натюрмортов, поэтому мог изображать такие загадочные натюрморты, при изменении положения которых, фрукты-овощи превращались в портрет человека. Взгляните, какая прелесть!

Английский художник Рекс Уистлер (Rex Whistler) тоже оставил ряд удивительных рисунков. Из-под его пера выходили герои-перевертыши, у которых в зависимости от положения картинки изменялось не только выражение лица, но и . Здесь, например, изображены Полицейский и Солдат

И под конец несколько других картин — картинок-загадок. Их вы тоже, как и те, что выше можете использовать в играх на дружеских встречах, свадьбах и других веселых мероприятиях.

А на этой картине кроме портрета дедушки, что еще видите? Сможете найти влюбленную пару?

Каких двух животных вы здесь видите?

Издали это замечательная пушистая киска. И только при приближении видна зубастая мышь.

Больше интересных, загадочных, сюрреалистичных картин вы сможете увидеть в наших статьях «Аттракционы мозга» с 1 по 5 во вкладке меню —.

Приятного вам отдыха. Будем рады вашим комментариям. Ваша команда ОПТИМУС ЖИЗНЬ.

(Visited 4 757 times, 5 visits today)