По какой причине покупатель может вернуть товар. Возврат товара из-за брака продукции

Потребитель может воспользоваться возможностью вернуть товар в магазин, если он не подходит ему по ниже перечисленным параметрам:

  • размер продукции;
  • комплектность;
  • стиль;
  • расцветка;
  • габариты изделия.

Эти пункты действуют и тогда, когда покупатель был согласен с видом товара во время приобретения и подписывал экземпляр чека, хранящегося у продавца.

Важно знать, что законом утверждён определённый перечень товаров, которые невозможно вернуть:

  • Канцтовары и литература.
  • Медикаменты.
  • Товары индивидуального использования.
  • Ювелирные украшения.
  • Мебель.
  • Растения и животные.
  • Сложная бытовая техника и мобильные устройства.
  • Посуда.
  • Химические средства для бытового использования.
  • Автомобили, мототехника.

Осуществить возврат товара из указанного списка в магазин или обменять его можно только при наличии неустранимого дефекта.

Как можно вернуть качественный товар в магазин?

Возврат товара в магазин надлежащего качества происходит если соблюдены утверждённые пункты:

  • Приобретение не использовалось по прямому предназначению.
  • Продукция не потеряла первоначального вида, сохранила все ярлыки, пломбы и эмблемы.
  • Продукция не потеряла имеющихся свойств.
  • Имеется кассовый документ, свидетельствующей о совершении приобретения в конкретной торговой точке.

Если кассовый чек отсутствует, то это не становится причиной отказа для возврата товара в магазин. Согласно утверждённым положениям, человек вправе возвратить приобретение в торговую точку, если есть хотя бы одна бумага, удостоверяющая совершение покупки в данной торговой точке. К таким бумагам относятся:

  • товарный чек;
  • гарантийные бумаги;
  • накладная;
  • счёт.

Если любые подтверждающие бумаги отсутствуют, то можно сверить данные артикула и штрих-кода покупки с находящимися в базе. Нужно помнить, что в кассовой ленте хранится дубликат документа, подтверждающего покупку.

Если вы покупаете товары на рынках, то обязательно возьмите у реализатора товарный чек. В случае конфликта с продавцом невозможно будет доказать приобретение именно у него без подтверждающих бумаг.

Обязательно нужно сохранять кассовые документы в течение двух недель с момента приобретения. Если приобретена сложная техника, то подтверждающую покупку кассовую документацию следует хранить весь период действия гарантийных обязательств.

В течении какого срока можно вернуть в магазин, если покупка осуществлялась онлайн?

С появлением интернет-магазинов люди стали совершать большое количество удалённых покупок. Это очень удобный и быстрый способ приобрести требуемую продукцию, да и цены в таких заведениях устанавливаются намного ниже, чем в обычных торговых точках Но как поступить когда продукция не оправдала ваших ожиданий? В течении какого срока можно вернуть товар в магазин онлайн?

Возврат товара в магазин такой категории отличается от обычной процедуры некоторыми нюансами. В законе о "Правах Потребителей" чётко прописана формулировка, что продукция, приобретённая дистанционным способом возвращается в магазин не позднее семи суток с момента получения. Если заказчику ещё не доставили продукцию, а он уже передумал её покупать, то он может не забирать покупку на вполне законных основаниях.

Важно помнить, что такое правило не распространяется на товары индивидуального пользования надлежащего качества. Такие сведения непременно должны указываться в пользовательском соглашении магазина. Так же должны быть указаны возможности возврата продукции в этот магазин. Согласно утверждённым нормативам, продавец, ведущий удалённую реализацию продукции, обязан разместить все сведения о сотрудничестве в публичном доступе. Если они не размещены, то это хороший повод для отказа от приобретения продукции в данной торговой точке.

Срок возврата товара в онлайн торговую точку продлевается, когда необходимые условия возврата не размещены для публичного доступа. В таком случае вернуть товар в магазин возможно в период трёх месяцев со дня получения.

Такая процедура аналогична возврату покупки в обычную торговую точку. Продавец обязан вернуть средства в период 10 суток после подачи претензии в письменном или электронном виде. Нужно знать, что при возврате продукции, приобретённой удалённо, возмещается только её цена. Доставка и пересылка оплачиваются покупателем самостоятельно.

В течении какого срока можно вернуть товар в магазин, если он оказался низкого качества?

Если товар имеет дефекты, то покупатель обладает законным правом потребовать компенсацию полной стоимости приобретенной продукции. Стоимость приобретения возвращается, если в торговой точке его нет возможности поменять на такую же продукцию без дефектов. Если потребителю нужен именно купленный товар, то его обязаны заменить в течение одной недели. Если товар необходимо заказывать, то время ожидания продлевается до 30 дней.

Обмен некачественной покупки происходит при соблюдении следующих пунктов:

  • выявляется брак изделия;
  • чек сохранён;
  • есть упаковка товара;
  • если продавец не идёт на контакт, то потребуется поддержка компетентного юриста.

Не стоит вступать в дискуссии с реализатором товара. Покупатель должен знать, что товар ему обязаны обменять в установленный законом срок. Если товар задерживается из-за условий доставки, то покупатель должен быть об этом уведомлен.

Процедура обмена происходит после подачи письменного заявления администрации торговой точки. Составляйте его в двух экземплярах и попросите продавца указать на втором экземпляре контактные и персональные данные, а так же дату принятия и подпись. Этот экземпляр остаётся у вас.

Можно ли вернуть товар в магазин после истечения срока гарантийных обязательств?

Иногда происходит такая ситуация, что дефекты проявляются вскоре после истечения срока гарантийного обслуживания.

В этих случаях покупатель вправе потребовать от реализатора:

  • Устранения проявившегося дефекта за счёт магазина.
  • Снижения цены покупки.
  • Обменять на другой качественный товар.
  • Возмещения затрат на ремонт, если он был произведён за счёт потребителя.
  • Возмещения полной стоимости покупки.

Во время приобретения сложных товаров, соответствующие сведения о времени возврата товара в магазин прописываются в соответствующих гарантийных документах. Срок возврата определённых видов товаров совпадает с его гарантийным сроком. Так, предметы обуви подлежат возврату в течение месяца со дня реализации.

Как происходит процедура возврата товара в магазин?

Потребитель, желающий вернуть продукцию в торговую точку, должен обратиться к ответственному за эту процедуру лицу с требованием возврата товара. Если вернуть приобретение по обоюдному согласию не получается, то нужно составить претензию в письменном виде и оставить её в администрации магазина. Обязательно нужно составлять такое заявление в двух экземплярах. Один из них остаётся у потребителя с обязательной отметкой о дате принятия, подписью и инициалами ответственного за это сотрудника. Если Работник торговой точки не хочет принимать претензию, то её отправляют по почте, отправлением с обязательным уведомлением о доставке.

В составленной претензии указывается причина возврата покупки и обязательные сведения:

  • Персональные данные покупателя.
  • Название компании - продавца.
  • Описание покупки (отдельные потребительские характеристики, артикул).
  • Суть предъявляемых требований (возврат стоимости, обмен, устранение дефекта).
  • Претензию необходимо подкрепить кассовым или товарным документом, гарантийным талоном или сервисной книгой.

Администрация торговой точки должна рассмотреть письменную претензию в течение 10 дней с момента её получения. О принятом решении потребитель должен быть своевременно уведомлен. Возврат стоимости покупки происходит в период трёх дней любым удобным для сторон методом.

Если администрация торгового заведения отказывается идти навстречу и находить способы улаживания конфликта, то необходимо обращаться в компетентную юридическую компанию и, заручившись её поддержкой, готовить письменное обращение в судебные органы. Важно знать свои права и не бояться их отстаивать. Судебные разбирательства о возврате товара в магазин заканчиваются, в большинстве своём, в пользу потребителя.

Права потребителя при возврате товара

Права покупателя при возврате товара и последующей его замены на аналог с более подходящими характеристиками защищены на уровне федерального законодательства. Это общеизвестный факт (практически), но не все граждане (и продавцы) в курсе отдельных нюансов соответствующего правового акта.

ФЗ «О защите прав потребителей» обязывает владельцев торговых точек принимать и обменивать товар, даже если тот вполне надлежащего качества, не требует ремонта и замены на функционально полноценный. Оснований для проведения такой процедуры достаточно. Право покупателя на возврат товара возникает, если приобретенный им предмет не соответствует желаемым параметрам: форме, размеру, фасону, цвету или же комплектации. Срок, в течение которого человек может вернуть товар, - 14 дней. Есть, конечно, ряд предписываемых законом ограничений на возврат изделия. А именно:

  • товарный вид в порядке, все заводские штампы и прочие внешние признаки неизменны;
  • есть чек, подтверждающий покупку в конкретном магазине (в некоторых случаях можно обойтись без него - подробнее об этом ниже);
  • товар не включен в утвержденный законом перечень тех, что не подлежат возврату (далее мы рассмотрим примеры таких изделий).

Все, что необходимо сделать, - принести купленное в магазин, обратиться к продавцу и передать ему заявление по установленной форме, если, конечно, владелец торговой точки не даст свой экземпляр (обычно это делают). Некоторые юристы рекомендуют делать копию документа и просить продавца поставить на ней штамп магазина (который бы свидетельствовал о факте получения заявления). Если же по каким-то причинам представитель магазина не хочет принимать заявление - нужно отправить документ заказным письмом с уведомлением. Чтобы, если будет необходимо, предъявить доказательства Роспотребнадзору или в суде.

После этого законные права покупателя вступают в силу. Он может выбрать товар с оптимальными характеристиками.

Когда изделия нет в наличии

Возможна ситуация, когда аналог заменяемого изделия, характеристики которого подошли бы покупателю, временно отсутствует в продаже. Что делать? Юристы рекомендуют вновь обратить внимание на ФЗ «О защите прав потребителей». В 25-й его статье сказано, что при отсутствии товара, который покупатель хочет видеть взамен, наступают основания для прекращения действия договора купли-продажи.

Собственно, в этом случае продавец обязан вернуть уплаченную за изделие сумму в течение трех дней с момента, когда покупатель нанесет ему визит с просьбой обменять товар. Другой вариант - договориться. Продавец, получив от покупателя желаемые характеристики товара и его контактные данные, может обязать себя сообщить своему клиенту о факте поступления в продажу нужного изделия сразу, как оно будет доставлено поставщиком.

Если же продавец не хочет соблюдать права покупателя при возврате товара или обмене, то клиент магазина вправе обратиться в Роспотребнадзор, в суд или же прокуратуру с соответствующей жалобой.

Товары, которые нельзя обменять

Выше мы обозначили ряд налагаемых законом ограничений на возврат товара надлежащего качества. Однако права покупателя также лимитируются особым перечнем изделий, которые в силу их эксплуатационных особенностей нельзя обменять из-за несоответствия по фасону, форме, цвету и т.д. Перечислим их:

  • товары, назначение которых - проведение профилактических, а также лечебных процедур без обращения к врачу (в домашних условиях)
  • предметы персональной гигиены;
  • парфюмерия, косметика;
  • одежда из хлопчатобумажной ткани, льна, шелка, шерсти или же синтетики;
  • изделия из материалов, относящихся к нетканому типу (тесьма, различные ленты, украшения, кружева); товары, назначение которых - проведение профилактических, а также лечебных процедур без обращения к врачу (в домашних условиях);
  • предметы персональной гигиены;
  • парфюмерия, косметика;
  • одежда из хлопчатобумажной ткани, льна, шелка, шерсти или же синтетики;
  • изделия из материалов, относящихся к нетканому типу (тесьма, различные ленты, украшения, кружева);
  • провода, кабели и шнуры;
  • линолеум, ковролин и другие отделочные материалы подобного типа;
  • носки, нижнее белье, трикотаж;
  • посуда, пластиковые коробки для еды и иные схожего назначения товары;
  • стиральные порошки, мыло;

Основания для возврата

Выше мы определили, что вернуть товар надлежащего качества можно, только если продавцу нечего предложить взамен. Других вариантов процедуры «обналичивания» нет. Но совсем другое дело, если изделие, приобретенное в магазине, имеет недостатки - именно так в ФЗ «О защите прав потребителей» обозначается тот факт, что товар не функционален, обладает внешними повреждениями - словом, непригоден к использованию.

В чем заключаются права потребителя при возврате товара ненадлежащего качества? В соответствии с законом клиент магазина может выбрать один из пяти возможных сценариев:

  • согласиться на бесплатный ремонт;
  • уменьшить стоимость (вернуть часть уплаченных за товар денег);
  • заменить изделие на такое же, но надлежащего качества;
  • взять аналог (с доплатой или с частичным возвратом суммы);
  • потребовать денежную сумму за товар обратно.

Какой из этих вариантов должен быть приоритетным? Любой. Более того, законом права потребителя при возврате товара ненадлежащего качества допускают, что клиент магазина не обязан мотивировать выбор того или иного сценария. К слову, все расходы на перевозку изделия, подлежащего возврату, в полной мере возлагаются на продавца.

Как правило, выбор одного из вышеперечисленных вариантов реализации права потребителя при возврате товара, зависит от степени испорченности изделия. В некоторых случаях - от его рыночной доступности. Если, скажем, человек купил последнюю версию айфона, а в городе уже успели расхватать остальные аппараты, то, вероятно, он согласится на ремонт или замену устройства на новое.

Когда закон на стороне продавца

Разумеется, есть также и права продавца при возврате товара. Магазин обязан выполнять предписанные законом процедуры, только если изделие испорчено не по вине покупателя. Выявить правоту чей-либо стороны, если каждый настаивает на своей позиции, призвана экспертиза.

Еще один важнейший нюанс. Права продавца при возврате товара будут надежно защищены, если клиент на момент покупки изделия был информирован о том, что у приобретаемой вещи есть недостатки (те, что дали повод ее вернуть). Доказательствами того, что магазин заблаговременно сообщил о соответствующих особенностях товара, могут быть записи в чеке, в прилагаемых к изделию документах.

Иногда имеет значение тип торговой точки, где была куплена вещь. В судебной практике есть случаи, когда клиент был признан информированным о недостатках товара только потому, что приобрел его в комиссионном магазине. И потому отказ продавца возвращать деньги за изделие признавался правомерным.

За чей счет экспертиза?

Основным спорным моментом в том случае, если имеет место отмена сделки купли- продажа, является факт признания товара имеющим недостатки. Как мы уже сказали выше, в таких случаях обычно проводится экспертиза. И оплачивать ее должен продавец - так как он сомневается в тезисах покупателя. Если результаты экспертизы покупателя не устроят, он имеет право оспорить их через суд (предложив на слушании выводы других квалифицированных специалистов по исследованию товара).

Если эксперты продавца выявили, что изделие испортил сам покупатель, то второму придется оплачивать все расходы, которые, помимо оплаты услуг специалистов, могут включать издержки по доставке товара на место экспертизы. Не исключено, что величина расходов будет превышать цену изделия. И потому, юристы рекомендуют покупателям задействовать экспертизу в случае исключительной уверенности в своей правоте.

Итак, когда должны вернуть деньги за возврат товара? Перечислим предусмотренные законом случаи.

1. Если изделие ненадлежащего качества, и при этом продавец согласен, что существенные недостатки товара возникли не по вине покупателя.

2. Если вещь не функциональна, и экспертизой установлено, что такая ситуация возникла в силу действий продавца.

3. Всегда возможно, что на сторону покупателя встанет суд. Поэтому, реален вариант, при котором экспертиза будет не в пользу клиента магазина, но судья приходит к выводу, что неправ именно продавец.

Финансовые нюансы

В ряде случаев между покупателем и магазином, который, вроде бы, согласился вернуть уплаченные деньги за товар, возникают разногласия на предмет суммы возврата. Причина тому - изделие к моменту, когда его принес клиент, сильно подорожало или подешевело. В первом случае покупателю может не понравиться, что он получит на руки меньшую сумму, чем мог бы. Во втором - продавец, скорее всего, не захочет терпеть издержки и будет настаивать на возврате изделия по текущей, более низкой цене.

Однако права покупателя при возврате товара таковы, что только он может рассчитывать на компенсацию потенциального расхождения в стоимости. То есть, если цена на момент расчетов выше - покупатель получает отражающую ее сумму. Если ниже - то ту, которую заплатил.

Еще один нюанс финансового характера. Очень много товаров сегодня покупается в кредит. Каковы права покупателей при возврате телефона, компьютера, кофеварки, принтера или чайника, приобретенного на банковский займ? Закон гласит - ущемляться они не должны. Если товар был куплен в кредит и оказался ненадлежащего качества, то магазин обязан выплатить клиенту не только сумму в соответствии со стоимостью, но также компенсировать проценты и сопутствующие им расходы по займу.

Соблюдаем сроки

В какие сроки можно относить изделие ненадлежащего качества обратно в магазин? Как с этим соотносятся права покупателя при возврате товара по гарантии? Нормы, установленные законом касательно сроков следующие.

1. Возврат испорченного товара, относящегося к категории «технически сложных» (о них чуть позже) возможен в течение 15 дней с момента его покупки. Это правило не распространяется на случаи, если изделие имеет так называемые «существенные» недостатки (если в двух словах - совершенно неприглядный вид и полное отсутствие функций). Если покупатель не успел - далее распространяются правила в соответствии с гарантией. Касательно этого аспекта тоже есть норма. Если магазин взялся выполнять ремонт по гарантии, но делал это дольше чем 30 дней за 1 год, то покупатель вновь получает право возвращать деньги за товар.

2. Возврат испорченного товара, не относящегося к категории «технически сложных», возможен в течение срока установленной гарантии или годности (а если нет сведений ни о том, ни о другом - то в пределах 24 месяцев с момента покупки).

3. Многих покупателей волнует вопрос: при возврате товара когда должны вернуть деньги? Закон предписывает продавца делать это в течение 10 дней с момента обращения клиента.

Технические сложности

Выше мы сказали, что закон несколько осложняет возврат так называемых «технически сложных» товаров. Чтобы вернуть за них уплаченную сумму, покупателю нужно успеть отнести их в магазин в течение 15 дней после приобретения. Что это за изделия. Их перечень таков:

  • летательные аппараты, оснащенные электродвижком или же двигателем внутреннего сгорания (то есть не турбовинтовые);
  • автомобили, мотоциклы и иные транспортные средства, предназначенные для езды по трассам, что относятся к категории дорог общего пользования;
  • тракторы и другая сельскохозяйстванная техника;
  • снегоходы и их аналоги;
  • плавсредства с двигателем внутреннего сгорания;
  • навигационные устройства;
  • персональные компьютеры всех типов;
  • комплекты спутникового ТВ;
  • игровые телевизионные приставки;
  • телевизоры, проекционные дисплеи;
  • фото- и видеокамеры, оборудование для них (все цифровое);
  • кухонная техника, водонагреватели.

Главный критерий признания техники «сложной», который отмечается многими специалистами - различного рода «электронная» начинка.

С чеком и без

По умолчанию возврат товара (равно как и обмен) возможен, если покупатель предъявит чек на него. Однако права потребителя при возврате товара без чека могут тем не менее быть реализованы, если магазин удостоверится в факте покупки изделия иным способом.

Чаще всего это свидетельские показания людей, сопровождавших покупателя, а в ряде случаев - продавца, отпустившего товар.

Возврат в онлайн

Особые правила торговли распространяются на покупки в интернет-магазинах. В данном случае к ФЗ «О защите прав потребителей» подключается еще один регулирующий правовой акт - «Правила продажи дистанционным способом», которые утверждены российским правительством. По закону, клиент интернет-магазина вправе осуществить возврат заказного товара без объяснения причин и указания мотивировок в течение 7 дней с момента получения изделия на руки.

Но это еще не все. Если интернет-магазин забыл вложить в коробку с доставляемым изделием должным образом заполненный инструктаж о праве гражданина осуществить возврат товара в указанные сроки, то вернуть приобретение можно в течение 3-х месяцев.

Товарный вид не имеет значения

Интересно, что при возврате некачественного изделия совсем необязательно, чтобы оно имело товарный вид. Не имеет значения, как выглядит вещь, главное, чтобы в силу ее внешних признаков и функций было понятно, что она не функциональна. Продавец обязуется принять товар, если у него есть недостатки, дополняющие те, что дают повод говорить о его низком качестве.

Ситуация, когда возникла необходимость вернуть или обменять недавно купленный товар знакома практически каждому из нас, но как правильно осуществить возврат не всем известно. Бывают разные случаи и различные вариации их решения и для того, чтобы разобраться с ними ознакомьтесь с основными правилами осуществления данного действия.

Как сдать товар обратно в магазин и вернуть деньги по закону?

Прежде следует обратить внимание, что в соответствии с Законом о защите прав потребителей допускается возможность осуществления процедуры возврата и обмена изделия и получение обратно денег, которые были потрачены на их приобретение. Данная операция производится с учетом ряда пунктов:

  • Для того, чтобы вернуть покупку требуется преподнести ее с сохранением исходного внешнего облика. В качестве исключения выступают товары изначально приобретенные с дефектами.
  • Наличие чека, упаковки(если имеется) или любого другого свидетельства о совершении покупки. Отсутствие какого-либо подтверждения о совершенной сделке не отменяет возможность покупателя сдать товар, поскольку вы можете подкрепить свои слова свидетельскими показаниями.
  • Осуществить возврат товара можно лишь в том случае, если он не был использован вами.

Согласно законодательству не каждый купленный предмет подлежит обмену или возврату. К числу таковых следует отнести:

  • Предметы для личного использования(косметические и парфюмерные изделия, нижнее белье, средства гигиены и прочее);
  • Бытовые товары (приборы, которые используются в кухонной, столовой или пищевой области);
    Ювелирные изделия, в производстве которые были использованы драгоценные камни или металлы;
  • Невозможно осуществить возврат различного рода печатных изданий;
  • Товары текстильной промышленности;
  • Лекарственные препараты и инструменты, используемые самостоятельно в домашних условиях.

В течение какого срока можно вернуть товар в магазин?

При возникновении необходимости возвратить или обменять приобретенный ранее товар покупатель должен руководствоваться Законом о защите прав потребителей. В положениях соответствующего закона зафиксирован срок, во время которого клиент может произвести данную процедуру. Этот период равняется 14 дням без учета дня осуществления покупки. Также отмечается трехдневный срок, в течение которого продавец обязан возвратить ваши финансовые средства.

Возврат товара в течение 14 дней

В случае, если приобретенное вами изделие удовлетворяет перечисленные ранее критерии возврата, то вы имеете право сдать любой предмет купли без объяснения причин и в течение 14 дней. Чтобы реализовать задуманный план надлежит руководствоваться настоящим законом.

Подробнее о возврате товара в течении 14 дней без объяснения причин по закону читайте

Как сдать товар обратно в магазин в течение 14 дней

В настоящее время широкое распространение приобрели способы дистанционного осуществления закупок. Данный прием подразумевает под собой использование услуг интернет — магазинов, каталогов и иных видов связи. Важно отметить, что применение соответствующего метода несет в себе наибольшее количество рисков, поскольку желающий купить ту или иную вещь не имеет возможности осмотреть и отметить ее качество. В данном случае покупатели имеют больше прав, гарантированных законодательством.

  • Клиент вправе произвести отказ от любого предмета, приобретенного в интернет-магазине, в неограниченный срок;
  • Если посылка была получена, то время возврата ограничивается 7 днями;
  • Важным является сохранение внешнего облика и свойств купленной вещи;
  • Потребитель наделен правом отказаться от товара, если продавец не снабдил посылку подробной инструкцией о том, как и когда можно произвести возвращение;
  • Заказчик не может ответить отказом на приобретение изделия, сделанного на заказ;
  • Для успешного возврата своих финансов важно предоставить какие-либо доказательства осуществления операции.

Как написать заявление на обмен товара в магазин —

Чтобы правильно и качественно произвести обмен в магазине лучше всего обратиться к руководству с письменным заявлением. Грамотно разработанная просьба позволит вам вернуть потраченные средства или осуществить обмен на аналогичный предмет. Нельзя забывать, что направить заявление необходимо не позднее, чем в течение 14 дней.
Ваше обращение должно выглядеть следующим образом:

  • Указать Ф.И.О. руководства, а также полное название и адрес учреждения. Также следует обозначить ваши данные;
  • В основной части вашего обращения требуется обозначить дату, обратить внимание на наличие удостоверений, доказывающий приобретение;
  • Важно указать по каким причинам хотите произвести данную операцию;
  • Также следует обратить внимание руководства на сохранность исходного вида и свойств покупки;
  • Необходимо уведомить о том, что еще не прошло 14 дней со дня купли;
  • Указать какую именно операцию вы хотите произвести;
  • Приложить в качестве доказательства чек;
  • Поставить подпись и дату в заключении вашего обращения.

Вернуть в магазин не угодную покупку просто, если знать основные правила, условия и сроки осуществления данной операции. Важно помнить, что данный вопрос освещен на законодательном уровне. Из этого следует, что вы вправе произвести возврат ваших денег, если это необходимо. При возникновении трудностей ознакомьтесь с основными критериями написания письменной претензии (подробнее о сроках — )

Не всегда наши покупки бывают удачными. И дело не только в качестве. Бывает что купленная вещь не имеет изъянов, но не вписывается в интерьер или не подходит по размеру.

Из статьи вы узнаете, как вернуть товар в магазин и какие права вы имеете.

В 25-й статье закона, регламентирующего отношения продавца и покупателя (ФЗ №2300-1), говорится: потребитель имеет право потребовать у продавца обмена товара, если его не устраивают потребительские качества, комплектация, фасон, форма, габариты или расцветка купленной вещи.

Следовательно, любой товар можно возвратить в магазин (или другую торговую точку), в котором он был куплен. Если продавец не сможет найти аналогичную продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, он обязан в трёхдневный срок вернуть деньги, полученные им в качестве оплаты.

Исключение сделано для товаров, которые входят в перечень не подлежащих обмену и возврату. Согласно правительственному постановлению за номером 55 (последние изменения были внесены в 2015 году) к ним относятся:

Вернуть в магазин можно любой товар, кроме тех, которые входят в список невозвратных товаров

  • продовольственные товары;
  • мебель;
  • парфюмерия и средства гигиены;
  • лекарства;
  • бытовые химические препараты;
  • шёлковые, шерстяные, льняные и хлопчатобумажные изделия;
  • животные и растения;
  • изделия ювелирные;
  • печатные издания;
  • оружие.

Вышеперечисленные товары обменять или возвратить нельзя, но это не снимает с продавца ответственности за продажу испорченных или бракованных изделий.

В этом случае потребителю нужно обязательно обратиться в суд с требованием компенсировать не только материальные убытки, вред здоровью (если он был нанесён), но и моральный ущерб.

Лучше предварительно всё же попытаться договориться с продавцом (изготовителем) – за такого рода нарушения грозят солидные штрафы, поэтому выгоднее решить проблему в частном порядке.

Возврат и обмен

Чтобы при возврате товара не возникло сложностей, необходимо:

  • сохранить заводскую упаковку, ярлыки, товарный вид, паспорт и гарантийный талон (если таковые имеются);
  • наличие платёжного документа (кассового или товарного чека и т. д.).

Если чек утерян, факт продажи придётся устанавливать в судебном порядке.

Условно все купленные вещи можно разделить на два типа: надлежащего (удовлетворительного) качества и ненадлежащего (неудовлетворительного) качества.

Товар хорошего качества можно вернуть в магазин в двухнедельный срок с момента покупки

В первом случае товар можно возвратить продавцу в течение 15 календарных дней после покупки. Обмен должен производиться беспрепятственно на основании устного заявления покупателя, доставка товара производится за его счёт и продавцом не компенсируется.

Если товар был приобретен дистанционно через интернет-магазин, покупатель имеет право отказаться от покупки в любой момент, пока не осуществлена доставка. После того как товар получен, возврат можно сделать в течение последующих семи дней. Если же продавец не ознакомил покупателя с этим правилом, то срок возврата продлевается до трёх месяцев.

Продажа товара, имеющего дефекты (ненадлежащего качества), является серьёзным нарушением правил торговли. Закон, защищающий права потребителей, даёт право требовать от производителя или продавца:

  • обмена изделия на аналогичное, то есть той же марки, модели и артикула;
  • снижения цены и возвращения определённой части средств, которые были за товар уплачены;
  • обмена изделия на аналогичное, но произведённое другой компанией (с соответствующим перерасчётом);
  • бесплатного и незамедлительного ремонта или оплаты услуг по устранению недостатков;
  • возврата денег, переданных продавцу в качестве оплаты;
  • возмещения морального ущерба и убытков.

В этом случае доставка крупногабаритного товара обратно в магазин (на склад) производится за счёт продавца (изготовителя). Срок, в который можно вернуть товар, равен времени действия гарантии, указанной в гарантийном талоне или иных документах. Это правило не распространяется на технически сложные изделия, к которым относятся:

Вернуть некачественный товар можно в период гарантии

  • транспортные средства любых видов (кроме тех, которые не оснащены двигателем – велосипедов, самокатов и т. д.);
  • средства навигации и беспроводной связи;
  • камеры цифровые;
  • телевизоры, мониторы, компьютеры;
  • сложные технические устройства и приборы, используемые в быту (холодильники, кофемашины, стиральные машины и т. п.).

Подобный товар можно вернуть только, если со времени покупки прошло не более 15 дней. По истечении этого срока основаниями для возврата могут служить следующие обстоятельства:

  • обнаружение серьёзного конструктивного недостатка;
  • невыполнение продавцом обязательств по устранению недостатков в оговоренный срок;
  • если устройство необходимо постоянно ремонтировать по вине производителя и не менее 30 дней в году (во время действия гарантии) его нельзя использовать по назначению.

Естественно, что во всех этих случаях нужны документальные подтверждения.

Продавец (производитель) может настоять на проведении экспертизы, если претензии покупателя кажутся ему необоснованными. Результаты экспертизы - весомый аргумент, но и покупатель, в свою очередь, может их оспорить, прибегнув к помощи независимых экспертов.

Если продавец (изготовитель) по каким-то причинам не хочет расторгать договор купли-продажи или обменивать некачественный товар, единственный верный способ заставить их изменить своё решение – подать заявление в судебные инстанции и требовать выполнения требований в судебном порядке.

Возврат товара – это законное право покупателя. Несмотря на это, многие продавцы ищут любой повод, чтобы помешать его осуществлению. Поэтому стоит внимательно относиться к выбору изделия, которое вы хотите приобрести: проверьте срок годности, наличие сертификата, внешний вид и функциональность товара. Но если есть необходимость вернуть купленную вещь – действуйте уверенно, закон на вашей стороне.

Как быть, если покупка оказалась некачественной или не подошла вам по какой-то другой причине? Конечно, возможно вернуть товар продавцу. Но все мы знаем, что это не так просто и магазины часто находят множество причин, лишь бы не принять покупку обратно или как можно дольше затянуть разбирательства, чтобы вы сами отказались от возврата.

Практически ежедневно мы с вами совершаем разнообразные покупки. Продукты питания, одежда, гигиенические средства, бытовая техника, предметы роскоши - с увеличением качества жизни потребности человека растут.

- Как вернуть товар в магазин?
- Возвращаем некачественный товар.
- Можно ли вернуть товар хорошего качества?
- Порядок возвращения продавцу (документы, сроки возврата).
- Можно ли вернуть товар в магазин без чека?
- Видео.

Как вернуть товар в магазин?

Отношения между продавцами и покупателями, между поставщиками и потребителями услуг регулируются Законом «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года (далее Закон). Согласно Закона вернуть покупку в магазин возможно в двух случаях:

  1. Если товар оказался некачественным.
  2. Если товар не подходит вам из-за некоторых характеристик.

Возвращаем некачественный товар

Если покупатель приобрел некачественное изделие, согласно п. 1 ст. 18 Закона он имеет право на выбор любого из следующих действий:

    Потребовать замены покупки:

На товар той же марки или модели без какой-либо доплаты, даже если за прошедшее время цена изделия изменилась;

На товар другой марки или модели с соответствующей доплатой или возвратом денежных средств.

    Оставить изделие себе:

Потребовав с продавца уменьшения цены;

Потребовав устранения недостатков за счет продавца;

Произвести за свой счет ремонт и потребовать с продавца его стоимость.

    Вернуть товар продавцу и потребовать возврата денежных средств.

Причем покупатель имеет право самостоятельно выбрать любой из предложенных Законом вариантов, вне зависимости от желания продавца. Но в любом случае, если у продавца имеются сомнения в том, что товар действительно ненадлежащего качества, он имеет право провести экспертизу качества.

Экспертиза осуществляется за счет продавца, но если будет доказано, что товар стал некачественным вследствие неправильного с ним обращения или злонамеренных действий покупателя, последний будет обязан возместить ее стоимость.

Во время проведения экспертизы или ремонта, продавец обязан безвозмездно предоставить покупателю аналогичное изделие для использования его по назначению. Данное требование не распространяется на следующие виды технически сложного товара:

  1. Автомобили и другая техника, кроме техники, предназначенной для инвалидов, а также любых плавсредств;
  2. Мебель;
  3. Электробытовые приборы, используемые в медицинских целях или как предметы личного пользования;
  4. Электробытовые приборы, используемые для обработки и приготовления пищи;
  5. Гражданское оружие и его части.

Можно ли вернуть товар надлежащего качества?

Конечно! Ведь вернуть обратно можно не только товар плохого качества, но и те вещи, которые не устраивают покупателя в силу каких-либо причин, об этом говорит нам закон.

При этом необходимо соблюсти несколько условий:

  1. Вернуть можно только непродовольственный товар. Качественные продукты питания обмену и возврату не подлежат.
  2. Вернуть можно изделие, не подошедшее по габаритам, фасону, форме, цвету, размерам или комплектации, а также в том случае, если вы приобретали вещь для определенной цели, а она для этого не предназначена (например, если продавец не правильно объяснил вам технические характеристики покупки);
  3. Возвращать можно только товар, не бывший в употреблении. Он должен быть надлежащего вида и качества, на нем должны быть сохранены все ярлыки и пломбы.

При возврате товара надлежащего качества покупатель может поступить следующим образом:

  1. Обменять изделие на аналогичное;
  2. В случае отсутствия товара заключить соглашение с продавцом о замене в момент нового поступления;
  3. В случае, если обмен не возможен, отказаться от сделки купли-продажи, потребовав возврата денежных средств.

В случае возврата качественного товара будет действовать приоритет продавца, а не покупателя. Прежде всего (если это возможно), желательно покупку обменять. И только при невозможности такого решения, можно товар вернуть.

Кроме того, 19 января 1998 года был принят «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее Перечень). Согласно этому документу, не подлежат возврату и обмену следующие товары:

  • Изделия медицинского характера и лекарственные средства;
  • Предметы личной гигиены;
  • Парфюмерия и косметические средства;
  • Товары, отпускаемые метражом;
  • Нижнее белье и чулочно-носочные изделия;
  • Посуда и упаковочный материалы для пищи;
  • Бытовая химия, агрохимикаты и пестициды;
  • Мебель;
  • Изделия из драгоценных металлов или с драгоценными камнями;
  • Автомобили и мотовелотовары, плавсредства;
  • Технически сложные товары бытового назначения с установленными на них гарантийными сроками;
  • Гражданское оружие и его части;
  • Животные и растения;
  • Печатные издания непериодического характера.

Изделия из данного перечня возможно обменять или вернуть только в случае обнаружения в них существенных недостатков .

Рекомендуем видео #2 : сюжет с адвокатом М.Э. Тимохиным на канале Ленинградского интернет ТВ, где адвокат подробно и интересно отвечает на вопросы: как вернуть товар, как должен вести себя покупатель и др.

Порядок возвращения продавцу (документы, сроки возврата)

Для возврата покупки продавцу вам потребуются следующие документы:

  1. Чек или иной документ, подтверждающий факт покупки в данной торговой точке;
  2. В случае отсутствия документа - иные свидетельства, в том числе и свидетельские показания;
  3. Заявление в простой письменной форме;
  4. Документ, удостоверяющий вашу личность.

Покупатель некачественного товара на свой выбор может предъявить претензию как магазину, в котором была произведена покупка, так и непосредственно изготовителю.

Предъявить претензии по качеству товара покупатель имеет право в течение всего гарантийного срока или срока годности. Если таких сроков не установлено, то товар можно вернуть в разумные сроки, которые установлены Законом (в пределах 2-х лет с момента покупки).

Предъявить товар надлежащего качества на возврат возможно только в течение 14 дней с момента покупки, не считая первый день. Данный срок может быть продлен исключительно в судебном порядке, если будет доказано, что покупатель не имел фактической возможности подать заявление (например, если он находился в больнице).

В случае, если вы предъявили требование о замене, ремонте некачественного товара или возврате уплаченной за него суммы, ваши требования должны исполнить в течение 10 рабочих дней. Данный срок может быть продлен по соглашению сторон или в случае назначения экспертизы. Если в установленные законом сроки требования не выполняются, покупатель имеет право взыскать неустойку в размере 1% от цены изделия.

Можно ли вернуть товар в магазин без чека?

Как оказывается можно! Не смотря на известное требование продавцов о том, что при возврате товара к нему должен прилагаться чек или другой документ на покупку (чтобы подтвердить факт продажи именно в этой торговой точке), наличие чека не является обязательным условием для возврата. Это прямо закреплено в п. 5 ст. 187 Закона. Кроме того, в п. 1 ст. 25 Закона также говорится о том, что отсутствие документа не является основанием для отказа в возврате. Покупателю необходимо лишь предоставить другие свидетельства, что покупка была совершена именно в этой торговой точке (например свидетельские показания).

В любом случае, прежде чем потратить свои деньги, внимательно изучите свою будущую покупку на наличие брака (хотя бы внешнего), определитесь с ее размерами и цветом, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, когда вам придется тратить свое время и нервы на решение вопроса об обмене или возврате.

Расскажите, у вас были проблемы с продавцами на этой почве? Как вы поступали?