Поэтический текст былины «ильины три поездочки». сказочный характер былины

Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати — убиту быть,
Во другую дороженьку ехати — женату быть,
Третюю дороженьку ехати — богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять — да то чужа корысть,
А как старую то взять — дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет — так тут и улица,
А й в другу отмахнет — дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал,
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке то он подпись подписывал:

И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом серебром,
Златом серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато серебро по нищей по братии;
И роздал он злато серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

В стихотворной былине рассказывается о знаменитой поездке русского богатыря Ильи Муромца.

О том, как он видел на перепутье надписи и, не испугавшись, поехал той дорогой, что вещала смерть.

Но славный богатырь преодолел все препятствия и поменял надпись, указав, что он там был, остался жив, расчистил дорогу, то есть теперь туда можно держать путь.

В прозаичном пересказе продолжения былины рассказывается о двух следующих поездках молодца.

Сначала он поехал дорогой, что вещала женитьбу.

Заехав во двор, он увидел, что 12 девиц его очень радостно встретили.

Среди них была красавица королевна.

Но, будучи мудрым, Илья Муромец не верил таком ласковому и трепетному отношению к нему.

Когда его уложили спать, он начал раздумывать, что же затеяла эта девица.

Тогда он схватил ее и бросил на кровать к стене, открылась дверь в подвал и туда завалилась королевна.

И тут Илья все понял. Как оказалось, в подвале томилось очень много желающих женится.

Богатырь всех их выпустил и разослал по домам и родным землям.

А королевну убил, чтоб больше никому не причинила зла.

А этого никому не удавалось.

Как оказалось, Муромец был самым сильным из желающих обогатиться.

Он сдвинул камень и увидел под ним погреб с богатствами невиданными.

На эти деньги он построил 3 церкви, а остальное раздал нуждающимся и немного оставил себе.

После этого Илья Муромец поменял надпись на камне, указав, что дорога влево больше не сулит богатства.

Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Я считаю, что вполне реальной может быть встреча богатыря с разбойниками.

Ведь русским воинам не раз приходилось с ними воевать.

Также реальной является встреча с недобросовестной царевной.

Подлость всегда была присуща некоторым людям.

Еще я считаю, что строительство церкви вполне могло быть реальным событием.

Также Илья мог бы помогать нуждающимся, ведь этим выделялись все настоящие богатыри.

Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

В стихотворной былине присутствуют следующие слова, что говорят о внешнем виде Ильи Муромца: «заблистал в сорок тысяч шлем», «засияли камни - яхонты», «богатырь».

В прозаичной части былины присутствуют следующие слова, что описывают внешний вид богатыря: «могучее плече», «русский богатырь».

Выпиши из учебника (с. 20 No 6) те черты характера, которые ты считаешь главными

Я посмотрел в учебнике на странице 20, в задании No6 предлагаемые черты характера Ильи Муромца.

Считаю, что главными являются: смелый и мужественный, ведь он ничего не боялся и в первую очередь поехал дорогой, что предназначена для смерти;

мудрый, умный и хитрый, ведь Илья смог «раскусить» злые намерения королевны и заставить попасть ее в свою же ловушку;

сильный, ведь он смог победить разбойников и поднять камень, который был не под силу другим;

справедливый, ведь он убил злую девушку, чтоб та больше никому не причинила зла;

бескорыстный, ведь богатырь на полученные богатства построил 3 церкви для своего народа и раздал много добра нуждающимся;

способный к состраданию, ведь он выпустил всех пленных королевны и приказал вернуться на свои земли.

А такие черты, как глупый, трусливый, жадный совсем не подходят Илье Муромцу.

Но я считаю, что Илья сделал это, чтоб другие не пострадали от их рук.

Ведь, неизвестно сколько бы еще добрых душ попались в их сети.

Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная - растёмная, богатство несметное

Когда я читал былину, то и в стихотворном варианте, и в прозе нашел для себя слова, что показались мне необычными.

Например, в первом поездочке это следующие слова: «красна солнышка», «ясна месяца», «ночной тучей», «чётко - ясно повысечена», «кустиков низовеньких»,

«камушков кремнёвеньких», «кресты кристастые», «булатной броне», «выше смет», «калёна стрела», «в дуб кряковский разрывчатую», «череночки да щепочки», «поразъездил дороженьку».

В пересказе двух следующих поездочек для меня необычные такие слова: «терема златоверхие», «калачи крупитчатые», «поддал плечем, «богатства несметные», «ни полушечки».

Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Илья Муромец – это славный богатырь земли русской.

Он отличается своей мудростью, храбрость и силой.

Ему по плечу любые преграды, даже те, которые ранее никто не мог преодолеть.

Прославился Илья Муромец тремя знаменитыми поездочками.

Именно в них он показал всю неповторимость богатырского духа.

Он никогда не искал легких путей, поэтому когда перед ним стоял выбор: пойти на смерть, жениться либо стать богатым, Илья в первую очередь пошел по дороге, что сулит погибель.

Но благодаря своей невиданной мощи и силе, он победил всех разбойников, что и были «носителями смерти».

Затем он поехал в путь, что вещал женитьбу.

Но и тут русский богатырь не расслабился и не потерял своей бдительности.

Он смог предугадать, что королевна не только красива, а и хитра.

Илья, благодаря своей мудрости, вычислил ловушку и освободил всех ее пленников.

А чтоб королевна больше никому не смогла причинить зла, Муромец срубил с нее голову.

Потом Илья Муромец поехал дорогой, что была предназначена для обогащения.

Стоит заметить, что раз эта дорога была последней в путешествии, значит для богатыря богатство далеко не главное.

Это показывает отсутствие у Ильи жажды к обогащению.

И здесь молодец показал всю силу богатырскую.

Он смог сделать то, что ранее никому не удавалось – сдвинул камень.

Под камнем он обнаружил погреб, в котором было куча драгоценностей.

Благодаря этому, Илья Муромец смог построить 3 церкви и помочь бедным и нуждающимся.

А себе оставил небольшую часть, что говорит о его щедрости, и сожалению к другим.

Илья Муромец – добрый и бескорыстный, храбрый и сильный, мудрый и непоколебимый!

Опорные слова, которые я использовал в своем рассказе:

славный богатырь, мудрость, храбрость, сила, преграды, мощь, обогащение, бдительность, щедрость.

Запиши свой план или используй данный.

1. Первый подвиг богатыря.

2. Второй подвиг богатыря.

3. Третий подвиг богатыря.

4. Илья Муромец - защитник земли Русской

Данный план не совсем скупо раскрывает сюжет былины, поэтому я использовал свой:

1) Илья Муромец – славный богатырь.

2) Смертный путь

3) Зловещая невеста

4) Богатство под камнем

5) Добрые дела

6) Лучшие черты богатыря

Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Выберите один из вариантов ответа:

Вариант 1. Мне нравится стихотворный вариант былины больше, чем прозаический.

Средства художественной выразительности в нем хорошо передают характер, настрой героев и атмосферу событий.

Вариант 2 . Мне нравится прозаический вариант былины больше, чем стихотворный.

В стихотворном слишком много средств художественной выразительности, что мешает мне воспринимать суть событий.

В прозаическом все более понятно, нет ничего лишнего, хотя и присутствуют художественный элементы, но в умеренном количестве.

Вариант 3 . Мне одинаково понравились оба варианта былины.

В стихотворном варианте средства художественной выразительности хорошо передают характер, настрой героев и атмосферу событий.

А в прозаическом варианте больше идет акцент на суть событий. Но и тот, и другой вариант былины мне одинаково по душе.

Напевность больше передает стихотворная былина, так как прозаическая предназначена для обычного рассказа о событии.

Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Былины в старину, как правило, напевались.

А для того, чтоб звучание было красивее, это сопровождалось игрой на музыкальном инструменте, который называется гусли.

Также, я читал, что еще использовали ложки, бубенцы и свистульки.

Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.

Ученые доказали, что в отличие от героев сказок, богатыри существовали на самом деле.

Они действительно отличались своей силой и добротой, защищали свой народ и свою землю, служили князю и ходили в походы.

А сказочных героев не существовало в реальности.

Возможно у них и был настоящий протопит, но этого никто не может знать. На то она и сказка.

Какие былины ты хотел бы прочитать? Отметь знаком «+».

Когда-то я смотрел мультик, а теперь хочу сравнить, как события описаны в письменном виде.

Также Вы можете дополнить этот ответ своими вариантами.

Найди былину «Ильины три поездочки» в библиотеке. Напиши, в каком сборнике она помещена.

Я нашел былину в сборнике «Онежские былины».

Также в библиотеке есть большой сборник, что так и называется «Былины», там я тоже нашел «Ильины три поездочки».

Как сказал библиотекарь, это произведение есть еще во многих различных сборниках.

Конспект урока «Литературное чтение»

4 класс

Тема: «Былина "Ильины три поездочки"».

По учебнику Л. Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

"Литературное чтение" I часть УМК "Перспектива"

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.

Цель: познакомить обучающихся с былиной "Ильины Три поездочки".

Задачи :

Образовательные: формировать умение определять мотивы поступков литературного персонажа, видеть за поступками внутренние переживания.

Развивающие: развивать навык выразительного чтения, развивать связную речь при подготовке к творческому пересказу, расширять и обогащать читательский опыт обучающихся, способствовать созданию условий для развития речи, развития мышления.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, воспитывать чувство патриотизма.

Ожидаемые результаты:

Предметные : прочитают былину "Ильины три поездочки" в прозаическом варианте и отрывок былины в поэтическом; определят сходства и отличия поэтического и прозаического варианта былины; с помощью педагога определят мотивы поступка героя; подготовят творческий пересказ отрывка из былины.

Метапредметные :

    регулятивные : формулируют и удерживают цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывают свое предположение.

    познавательные : строят речевые высказывания; находят ответы на вопросы в тексте.

    коммуникативные : высказывают свои мысли в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения; вступают в беседу; развивают умение слушать и понимать речь других.

Личностные: будут испытывать чувство гордости за свою Родину, её историю, народ; будут сопереживать герою былины, будут проявлять эмоциональную отзывчивость.

Оборудование :

    для учителя: учебник "Литературное чтение" I часть, презентация, аудиозапись;

    для обучающихся: свитки с отрывком из былины.

Звучат гусли.

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

Слушают учителя

Эмоциональный настрой на урок

Постановка учебной задачи

Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?

Этот древнейший и самый, что ни на есть традиционный русский народный музыкальный инструмент.

А как называют музыканта, играющего на гуслях?

С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей чарующей игрой, покоряющей сердца и души всех, кто её слышал.

Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного русского музыкального инструмента - гусли.

Что же такое былина?

Кто являются главными героями былин?

Каких богатырей вы знаете?

- Слайд. Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова "Три богатыря".

В центре картины изображён Илья Муромец. Добрыня решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою Родину. Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен.

Что же мы будем делать сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки" в двух вариантах: поэтическом и прозаическом. Слайд.

Играли гусли.

Гусляр.

Гусли сопровождали исполнение былин.

Былина - особый вид древних русских народных песен исторического содержания.

Богатыри.

Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.

Повторение ранее изученного, прогнозирование деятельности, формулировка задач урока

Подготовка к первичному восприятию

О каком богатыре эта былина?

Что вы знаете про Илью Муромца?

- "Ильины три поездочки" - былина о Илье Муромце.

Илья Муромец – великий и славный воин, который обладал нечеловеческой силой, совершал огромное количество подвигов и участвовал в боях за свою прекрасную Родину.

Приемы: прогнозирование содержания текста по заголовку; беседа

Первичное восприятие и анализ

Посмотрите на слайд, что вы видите? Слайд.

Что вы видите на картине?

Васнецов постарался сделать сюжет правдоподобным. Художник хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью - дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это - единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.

У вас на партах лежат свитки. Откройте их. Прочитаем былину и найдем слова которые наиболее подходят к данной картине. Читает учитель.

Все ли слова в этом отрывке вам понятны?

ЗАСТАВА - это место въезда в город или выезда из него, в старину охраняемое стражей.

Слайд. РОССТАНЬ это перекресток или разветвление дорог.

ДОЗОР - наряд, назначаемый для охраны государственной границы на определенном направлении или для охраны определенных участков местности.

В какой форме написана былина?

Это часть былины ее начало. Какие строчки наиболее подходят к картине Васнецова "Витязь на распутье?

- Давайте немного отдохнем. Все стали.

ФИЗМИНУТКА

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже,

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Сейчас мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки", но уже в другой форме.

Давайте послушаем начало былины в исполнении мастера художественного слова. Найдите общие и отличительные черты в этих двух вариантах.

Все ли слова вам понятны? Слайд.

Са́жень , - старорусская единица измерения расстояния. 3 сажени = 6,4 м

Пядь - древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки - большого и указательного. 3 пяди = 53,34 см

Слайд. Брод - неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их.

В какой же форме написана былина?

Итак, что же общего в прослушанных отрывках?

А в чем же отличия?

Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец?

Давайте узнаем. Учитель читает следующий абзац.

Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?

О каких чертах характера это говорит?

Сейчас самостоятельно прочитайте следующую часть былины до слов: " Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку – убит не был!"".

Назовите действующих лиц.

Все ли слова вам понятны?

Седло черкасское - лучшее из всех лучших, седло настоящего богатыря, седло, равного которому нет нигде в мире.

Попона - для лошадей, закрывающее спину, .

Справились ли ребята с задачей?

Почему атаман рассердился на Илью Муромца?

Давайте продолжим чтение, самостоятельно прочитайте следующую часть до слов: " А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: "Прямо ездил – женатым не бывал". Приготовьтесь к чтению по ролям.

Назовите героев былины этой части.

Ребята справились с заданием?

Ребята, как вы думаете, станет Илья Муромец богатым? Почему?

Давайте проверим.

Прослушивание аудиозаписи.

Что такое полушечка? Посмотрите у себя в словарике.

Ну что, ребята, стал Илья Муромец богатым?

А мог бы он все себе оставить? Почему не оставил?

Репродукцию картины В.М.Васнецова "Витязь на распутье"

Ответы детей

Застава, росстань, дозор.

В поэтической, в стихотворной форме.

Наезжал на белый камень Илья.

Прочитай вон, на камени

Придорожном надписочка

Четко-ясно повысечена:

"Прямо ехать - убитому быть!

Влево ехать - женатому быть"

Вправо ехать - богатому быть!

Все судьбой сие предписано!"

Во глубоком раздумье Илья.

Слушают аудиозапись (до слов "Призадумался Илья Муромец")

Сажень, пядь, брод.

В прозаической форме.

Главный герой - Илья Муромец, который подъехал к камню.

В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.

Высказывают свое предположение.

Слушают.

Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет. Да и жениться ему поздно.

Смелый, решительный, не ищет никаких лазеек и обходных путей.

Нет. Не понятны слова: седло черкасское, попона.

Чтение по ролям.

Потому что он сначала сказал, что у него нечего взять, а потом оказалось, что у него и конь самый лучший, и седло черкасское.

Самостоятельно читают отрывок былины.

Чтение по ролям.

Дети высказывают свое мнение о результате чтения по ролям.

Нет, не станет Илья богатым. На третьей дороге опять что-то случится.

Слушают аудиозапись.

Полушечка - самая мелкая монета, полденьги.

Нет, он отдал все деньги на строительство церквей и нуждающимся людям. Илья Муромец честный, справедливый.

Приемы: рассмотрение репродукции картины вопрос, направленный на восприятие; чтение учителем; прослушивание аудиозаписи чтения мастером художественного слова; комбинированное чтение.

Умение находить в тексте ответ на заданный вопрос; умение высказывать отношение к героям; выражать свои эмоции

Вторичный синтез

Почему былина называется "Ильины три поездочки"?

Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?

У вас на партах лежат листочки. Работая в парах, выберите те слова, которые имеют отношение к Илье Муромцу.

Карточка.

Храбрый, трусливый, черствый, обидчивый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, великодушный, мужественный, сильный, боязливый, смелый, жадный, щедрый, грубый, бескромпомиссный.

Илья Муромец стал воплощением идеала
мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат
несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

- Илья Муромец – единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых. В православных календарях 1 января отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в
двенадцатом веке бывшего». Более того, существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца - его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей
Киевской Руси.

Потому что в былине Илья Муромец отправляется в путь 3 раза.

Ответы детей.

Работая в парах подчеркивают слова: храбрый, вежливый, отважный, великодушный, мужественный, сильный, смелый, щедры.

Приемы: характеристика героя.

Умение работать в парах; умение слушать

Информация о Д/з

Дома перечитайте былину "Ильины три поездочки" и подготовить пересказ одной из частей от лица Ильи Муромца.

(Записывают домашнее задание в дневник)

Итог урока, рефлексия

С каким жанром работали сегодня на уроке?

Что особенно вам запомнилось?
- Каждый урок нас чему-нибудь учит. Чему научил вас этот урок?

Посмотрите на доску. Продолжите одно из предложений.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что..

Я приобрёл…

Теперь я могу..

Меня удивило…

Жанр былина.

Былина "Ильины три поездочки», учит быть мужественным, справедливым, не боится трудностей, а с честью и достоинством проходить все испытания, которые посылает судьба.

Умение делать вывод; умение слушать

Тема урока: ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ БЫЛИНЫ «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ». СКАЗОЧНЫЙ ХАРАКТЕР БЫЛИНЫ.

Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;

личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

Ход урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Какие отрывки из произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» вы выучили?

(Выразительное чтение наизусть.)

    Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

    Продолжите предложение и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Песни о героических подвигах богатырей в народе называли... (былинами, или старинами).

    Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знаете? («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)

    Назовите имена богатырей, которые вы знаете. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.)

    Прочитайте название былины на с. 12 учебника, рассмотрите иллюстрации к тексту на с. 13-15, предположите, о чем это произведение.

    Работа по теме урока

(Чтение былины «Ильины три поездочки» учителем на с. 12-16 учебника.)

    Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.

    Расскажите о своих впечатлениях. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?

    Какие слова и выражения вам были непонятны?

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.

(Чтение былины «Ильины три поездочки» учащимися.)

    Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Расскажите, что вы видите.

(Учитель может сделать сообщение по картине В.М. Васнецова. См. материал к уроку.)

    Рефлексия

    Подведение итогов урока

    Итак, подведем итог тому, что мы уже знаем о былина* Что такое былина? (Былина - русская народная этическая песня - сказание о богатырях.)

    Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь - воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)

    Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, по вторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.)

    Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» на с. 17-19 учебника, найти объяснение незнакомых слов. Выполнить иллюстрации.

Материал для учителя

Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

Картина «Витязь на распутье» была написана В.М. Васнецовым no д влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х гг.

Первый вариант произведения был окончен в 1877 г., и через год автор представил его на всеобщее обозрение на VI Передвижной выставке; В 1882 г. увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова - предпринимателя и мецената.

В центре композиции находится фигура самого богатыря - Ильи Муромца. Сначала В.М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте витязь показан со спины сбоку, так, что лица не видно.

Илья Муромец сидит на мощном боевом белом коне и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она выражает усталость, но и решимость.

На его задумчивость указывает слегка склоненная голова, наклоненное вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и его бравого коня: поза лошади повторяет позу Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.

Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стерты.

Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Болотистая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные по округе камни мрачных серых, зеленых и бурых тонов, а также лежащие на земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости. Хорош был у старого добрый конь, его Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трёх саженец, грива до колен, а шерсть трёх пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал. Не туман с моря поднимается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор: — Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела чёрным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!

Подъезжает Илья к трём дорожкам, на перекрёстке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет-тому богатым стать, а кто прямо поедет- тому женатым быть». Призадумался Илья Муромец: — На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, некому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь! И поехал он по дороге, где убитому быть. Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников.

Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает: — Эй вы, разбойничий, вам убивать меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, ещё попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень-самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да ещё, пожалуй, есть конь Бурушка — так ему во всём мире цены нет. Из-за такой малости стоит ли старому голову рубить?! Рассердился атаман разбойников: — Это он над нами насмехается! Ах ты, старый чёрт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы, да и стал шапкой помахивать: где махнёт — там станет улица, отмахнётся — переулочек. За один взмах десять разбойников лежат, за второй-и двадцати на свете нет! Взмолился атаман разбойников: — Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золото, серебро, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь! Усмехнулся Илья Муромец: — Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие. Говорят ему разбойники: — Одно красное солнце на белом свете — один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом! — Ой, братцы-разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к жёнам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную.

Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стёр старую надпись, новую написал: «Ездил в правую дорожку-убит не был!» — Ну, поеду теперь, где женатому быть! Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему навстречу двенадцать девушек, среди них королевична-красавица. — Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди! Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье мёду сладкого, вина заморского, жареных лебёдушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать: — Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую. Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идёт и думает: «Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».

Видит Илья, что у стены стоит кровать точёная золочёная, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью. Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, — туда и свалилась королевична. Рассердился Илья: — Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы! — Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, ходы в погреба покажем тебе. Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба; они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей. Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие! Говорит Илья королям и богатырям: — Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову. А потом вернулся Илья к белому камню, стёр старую надпись, написал новую: «Прямо ездил-женатым не бывал». — Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».- Принатужился Илья, упёрся ногами, по колена в землю ушёл, поддал могучим плечом — свернул с места камень. Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты! Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки. Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стёр надпись старую, написал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал». Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.