Служба в церкви за упокой. Практическая веронаука

Панихида — особый церковный ритуал, который проводится по умершему человеку. Это богослужение, призванное помочь христианской душе спокойно проститься с телом и отойти в иной мир. Также панихиду совершают в знак памяти.

Ритуал чинопоследования проводится как утром, так и вечером (ночью). Утреннюю часть службы принято проводить на годовщину покойного, в день Ангела, в 3, 9, 40-й день после смерти. Заупокойная служба, она же вечерняя лития (молитва) или финальная часть панихиды, проводится в церкви или на кладбище.

Заупокойная читается в момент выноса тела из родного дома и по возвращении родственников после похорон.

Тут стоит отметить, что панихида в переводе с греческого — «всенощная служба». В современной Москве традиция проводить церковный обряд именно ночью уже позабылась. Но ранее христиане её свято чтили.

Панихида по умершему в день похорон (смерти)

Почитая православные традиции, лучшее, что могут сделать родственники в день — заказать панихиду по умершему. Считается, что душа, покидая телесную оболочку, должна пройти сквозь испытания, очиститься перед попаданием в Небесное Царство. Этот путь называют мытарствами. Такая трактовка панихиды в Москве всё больше путается с отпеванием.

Душа в загробном мире впервые встречается с лукавыми бесами. Их вид настолько устрашающий, а действия столь коварны, что светлая сущность испытывает страх и нуждается в поддержке Церкви.

Памятная панихида

Заказ панихиды можно осуществлять хоть каждый день. Церковные служители учат нас, что поминать покойных нужно не только на кладбище, но и в Храме, на священной земле. Для Бога нет разницы, между живыми и мертвыми — Святой Отец любит всех одинаково. Перед вечностью все равны.

И чем чаще будет осуществляться панихида в Москве, тем проще будет пребывание родного человека там, на Небесах. Молитвы и песнопения помогут душе оставаться спокойной и знать, что о ней не забывают.

Умершему нужна поддержка. С 9 по 40-й день душа знакомится с Адом, и только горячие мольбы помогут ей не испугаться картин преисподней.

Заказ панихиды

Поминальное богослужение заказывается в Церкви. Для этого в священном месте установлен свечной ящик. Туда следует заранее положить записку с мольбой, чтобы священник смог осведомиться о новопреставленном. Обычно панихида в Москве проводится после Божественной Литургии. С собой в Храм принято нести продукты:

  • хлеб, сладкие булки;
  • фрукты и овощи;
  • муку, крупы (сахар);
  • вино (кагор).

Не стоит брать с собой колбасные и мясные изделия. Категорически запрещено приходить с испортившимися продуктами. Стоимость свежих не так уж велика, но важно помнить другое: всё, что мы берем с собой, мы приносим в дом к Творцу. Жертвовать нужно ровно столько, сколько родственники посчитают необходимым.

Частные богослужения

Все чаще заказ панихиды осуществляется в частном порядке. Богослужение может проводиться дома у родственников в Москве или на кладбище, или в .

Считается, что лучше всего провести панихиду на могиле в 40-й день. Именно тогда, когда душа предстает перед Господом на поклонение. До третьего дня, пока душа еще пребывает в земных местах, служба проводится на дому. С 9-й по 40-й день богослужение лучше проводить в Храме.

Вопрос о том, сколько стоит обряд, несколько некорректен. Плата за панихиду — это милостыня, своеобразная благодарность. Даже после смерти человек нуждается в добрых делах. И родственники должны сделать их за него — заказать панихиду по умершему.

Анонсы статей

Освящение квартиры

При въезде в новую квартиру или дом после ремонта мы замечаем, что там как-то не уютно, не обжито. Внешне все хорошо: есть электрика, газ, вода, ремонт вроде не плохой, а все равно, что-то не то.

Панихида. Что такое панихида.

Панихида – это особая церковная служба, совершаемая над умершим человеком, а также в дни его рождения, день ангела покойного, во дни поминовения (3 день смерти, 9 день, 40, годовщины). И не только в эти дни, но и в любой другой день, предварительно заказав в Храме.

Есть также поминальные родительские вселенские субботы, на которых после заупокойной литургии совершаются общие панихиды. На них можно записать своих усопших близких и родственников.

Что такое панихида? Для чего она служиться?

По учению Церкви, по смерти человека, его душа выходит из тела и она начинает видеть бесов, которые желая схватить, окружают ее. При виде нечистых, душа трепещет в ужасе, настолько страшен вид лукавых. В это время душа усопшего имеет большую потребность в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.

Известно, что до третьего дня душа находиться в тех местах, где она любила обычно бывать. Особенно она будет там, где за нее молятся. На третий день ангелы возносят душу на поклонение Господу. Поэтому усиленная молитва в это время важна. В сам третий день по смерти очень хорошо отслужить панихиду. Можно попросить священника, чтобы он отслужил панихиду прямо на кладбище у могилки.

С третьего по девятый день душе показывают райские обители, как сладостно живут там святые, как хорошо им с Богом и душа радуется. В сам 9 день ангелы опять ведут ее на поклонение Богу. В этот день также важно заказать панихиду по усопшему.

С девятого по сороковой день душе показывается ад. Душа трепещет в ужасе от картин преисподней, ей страшно, она мечется, но сделать ничего не может. В этот период времени нужно особо горячо молиться за умершего, чтобы облегчить его страдания. На сороковой день ангелы снова берут душу и ведут на поклонение Творцу. В этот день нужно отслужить панихиду в церкви или на могилке.

Как видим, заупокойная служба или панихида приносит большую пользу душе. Нужно потрудиться, чтобы хоть немного облегчить участь усопшего. Потому что потом он будет молиться за живых, которые его поминали.

Панихида. Что нести в церковь.

Когда человек идет в церковь заказывать панихиду, он несет туда продукты. Для чего? Продукты, приносимые на панихидный стол являются милостыней в честь умершего. Если можно так сказать, неким добрым делом ради него. А если же усопший человек не может себе уже ничем помочь, то живые люди должны заботиться о его бессмертной душе.

Что нести в церковь на панихиду? Это могут быть:

Хлебобулочные изделия, мука

Крупы

Фрукты и овощи

Кондитерские изделия

Растительное масло

Сахар

Нельзя нести в церковь:

Мясо, сало, колбасу

Испорченные продукты - нужно помнить, что все приносимое в храм мы приносим Богу.

Как заказать панихиду

Чтобы заказать панихиду необходимо прийти заранее, до службы. Это позволит вам не спеша положить продукты на панихидный стол, написать заупокойную записку с именами тех, кого вы хотите помянуть. Сообщить церковному служителю, который находится в свечной лавке о том, что хотите, чтобы священник отслужил панихиду.

Епископ Рашско-Призренский Артемий

Что значит панихида? Когда она служится? Для кого? Как следует готовиться к этому обряду?
Можно ли заказывать панихиду в воскресение?
Православный христианин со своей природной смертью не перестает быть членом Церкви. Он просто через смерть переходит из одной ее части в другую. Уходит из земной Церкви (воинствующей) в Небесную (Торжествующую). И земная и Небесная Церковь есть единая и единственная Церковь Христова, Тело Его, столп и утверждение Истины.
Как Церковь печется о своих чадах во время их земной жизни, подобно нежной матери, давая им полноту благодати и благословения через святые Таинства и молитвословия, так она их не оставляет, не забывает в час смерти и после нее. Для Церкви, как и для Самого Господа, нет мертвых, так как Бог наш есть «Бог живых, а не мертвых» (ср.: Мк. 12, 27).
И в предсмертный час Церковь старается молитвами, Исповедью и Причащением как можно лучше приготовить детей своих к встрече с Богом, к переходу в жизнь вечную, а после смерти не оставляет любви к ним, но являет ее через посмертные молитвы: отпевание, панихиды, поминовения.
Вопрос имеет отношение к панихиде, поэтому удовлетворю Ваш интерес только в этом.

Итак, что значит панихида? Это один из заупокойных чинов Церкви Православной, который в определенные дни и в определенное время служится за упокой душ наших усопших родственников. Во время панихиды Церковь выступает в качестве ходатая в своей молитве перед Богом за своих умерших членов.
Панихида, как и остальные заупокойные молитвы, по сути, особо установленный Церковью чин для поминания усопших. Такая практика Церкви - заботиться о своих усопших членах - основана, с одной стороны, на догматических причинах, а с другой, на традиции дохристианского периода. Прежде всего, само понятие Церкви как единства святых, состоящего не только из живых (по человеческим понятиям), но и из усопших ее членов, включает в себя веру в загробный мир, будущую жизнь, во всеобщее воскресение и Суд, и как следствие, приношение молитв за «блаженный покой и упокоение душ» тех, которые во Христе почили...
Подобные обычаи описаны в книгах Ветхого Завета (см.: 2 Мак. 12, 43-45), где говорится о том, что Иуда Маккавей, следуя учению о Воскресении, послал в Иерусалим все, что необходимо для принесения жертв за погибших в бою.
Язычники имели обычай выносить пищу на могилу покойника, так как верили, что умерший ест со своими приятелями. Поминки у христиан по внешнему виду похожи на языческий обычай, но имеют другой смысл. У христиан забота об упокоении душ умерших выражалась в милостыне и в делах любви, но более всего в молитве. О пользе таких дел и молитвы за умершего говорят еще Апостольские Постановления, также как и многие Святые Отцы (свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Иерусалимский, блж. Иероним, блаж. Августин и особенно прп. Симеон Солунский).
Если кто-то из наших родственников отошел ко Господу, тогда следует служить панихиды на третий, девятый и сороковой день после их смерти, а также через полгода и через год.
Парастасы общего характера (великие панихиды), которые совершаются за всех «усопших испокон веков Отцов, Праотцев и родственников наших», служатся в Родительские субботы - особые дни, посвященные памяти усопших. Главные из них совершаются в субботу Мясопустную и в субботу накануне Святой Пятидесятницы. Все эти панихиды имеют в христианстве глубокое духовное значение. Так, панихида на третий день символизирует трехдневное пребывание Христа в Гробу, а совершается в честь Святой Троицы, главного догмата нашей христианской веры. Девятый день отмечается в знак священного числа (три по три) или по девяти чинам ангельским, с молитвенной просьбой о душе усопшего быть причисленной к их чинам.
Сороковой день поминается в честь Вознесения Господнего после Воскресения. Годовая панихида не совершается в день телесного рождения как у язычников, но в истинный день рождения для вечной жизни, то есть в день упокоения.
Здесь следует отметить, что живые члены семьи и родственники часто грешат против своих умерших родственников. Панихида есть, прежде всего, молитва за умершего родственника и надо ее совершать в положенный день, а не тогда, когда это удобно живым. Это особо важно соблюдать на сороковой день после смерти, когда и следует быть панихиде, считая день смерти за первый день. В народе этот день часто сдвигается для того, чтобы работающие родственники тоже могли присутствовать или чтобы дождаться родственников издалека. В таких случаях происходит не молитвенное ходатайство родственников за усопшего, а поминальное застолье, которое душе покойного не приносит той пользы, какая могла бы быть от панихиды в соответствующий день. Ведь собираются не ради покойного, а ради себя, как им удобно. К сожалению, священство здесь часто попускает такие отступления или не обращает на них внимания.
Да, полугодовые и годовые панихиды могут быть днем раньше или днем позже, но сороковой день должен быть строго соблюден, так как он обладает особым значением для души умершего.
Для панихиды готовится вареная пшеница, которая смешивается с медом или сахаром... Коливо нам напоминает о воскресении усопшего, ведь по словам Христа, прежде чем пшеничное зерно прорастает и приносит плод, его бросают в землю, где оно истлевает, так и тело умершего предается земле на истление, чтобы потом воскреснуть для будущей жизни (см.: 1 Кор. 15, 36-38).
Мед или сахар в пшенице символизирует сладость будущей жизни, а зажженная свеча означает то, что умерший перешел из мрачной земной жизни в жизнь света и Истины, где сияет свет Лица Божиего.
По церковному Уставу панихиды не совершаются с Рождества до Богоявления, в дни Первой седмицы Великого Поста, с Лазаревой Субботы до Фоминой Недели включительно, так же как и в праздничные дни. Этот запрет не распространяется на 40-й день поминовения, панихида сорокового дня служится во всякий соответствующий день.
Здесь надо было бы добавить, что Церковь совершает панихиды и поминовения только верных ее членов. Запрещается поминовение в Церкви нехристиан, еретиков, отлученных от Церкви и самоубийц. Исключение допускается только в отношении тех, которые наложили на себя руки как душевно больные, и поэтому не осознавали того, что делали.
Мир вам и радость в Воскресшем и воскрешающем нас Господе нашем Иисусе Христе.

Что такое Радоница?
Это день поминовения усопших во вторник Фоминой седмицы, следующей после Светлой, который разделяет радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Этот день посвящается усопшим чисто по народному преданию, так как в церковных книгах и правилах об этом не говорится. Даже в народе нет единой традиции относительно этого дня. Сей обычай возник в Русской Церкви, а потом распространился и в Сербии.
Обычно в этот день после Литургии идут на кладбище и на могилах совершается лития (малое поминовение). Несмотря на то, что церковными правилами этот день никак не оговаривается, существуют серьезные причины, которые оправдывают народное предание и молитвенную традицию на Радоницу:
1) На службе Фоминой недели кроме главной темы, посвященной тому, как апостол Фома уверовал в Воскресение Христово, вспоминается и славное схождение Иисуса Христа во ад (величание), где Он умершим объявил свою победу над грехом и смертью и свое вечное прославление (см.: 1 Петр. 3, 18-19);
2) Чтобы радость Воскресения разделилась с умершими;
3) Так как на Страстной и Светлой седмице не позволяется поминовение умерших (кроме сорокадневной панихиды), то начиная с Фоминой седмицы дозволяется молитвенно поминать согласно Уставу.
Обычно на Радоницу люди украшают могилки, сажают новые цветы, разбивают о памятник усопшего пасхальные яйца с поздравлением: Христос Воскресе! - а священники читают молитвы за усопших.
Этим предивным церковно-народным обычаем, освященным вековым преданием, мы, прежде всего, выражаем свою любовь, почтение и уважение к своим умершим родственникам (родителям), с которыми хотим разделить радость Воскресения Христова, радость победы над смертью. Также мы исповедуем свою православную веру в жизнь вечную и в наше общее воскресение, так как веруем всему, что божественные уста Христовы изрекали: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин. 8, 51), это значит, что когда тело умрет, душа праведника остается невредимой от смерти. Или: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11, 25-26).
А когда Господь обратился к евреям со словами: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8, 56), они возразили: «Может ли мертвец видеть?»
Разумеется, не может. Только живой человек может видеть и радоваться. Ведь Бог наш есть Бог живых, а не мертвых. Значит, праотец Авраам жив, хоть и умер за тысячу лет до Христа. И если Авраам жив, то живы все остальные праотцы, пророки и праведники. Живы апостолы и евангелисты, святители и мученики; жива и Пресвятая Матерь Божия и святой Иоанн Креститель. Живы и все те, которые крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, и которые трудились жить по вере отцов наших. Живы и все наши умершие родственники, которые в Бога веровали, честным Крестом крестились, и жизнью своею веру свою засвидетельствовали. Ко всем ним на Радоницу мы обращаемся с радостным восклицанием:«Христос Воскресе!» - и слышатся из гробов нам ответы, достигающие наших сердец: «Воистину Воскресе!»
Пребывайте же всегда в пасхальной радости! Аминь!

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Что такое молебен и в каких случаях его служат? Для чего заказывают сорокоуст? Когда и зачем в храме совершается панихида?

Молебен – богослужение, содержание которого составляет сугубое моление ко Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым. По своему составу молебен представляет собой сокращенную утреню. Основными частями молебна являются: тропари, канон, Евангелие, ектения, молитва.

Молебны бывают благодарственные и просительные. Благодарственные молебны служатся только Господу Иисусу Христу. Просительные молебны совершаются по поводу событий и нужд общественно-церковной или частной жизни (путешествие, начало дела, болезнь, освящение воды, стихийные бедствия, нашествие иноплеменников, эпидемия, неурожай и проч.). Они могут совершаться в храме, дома, в общественных местах и на природе.

Заказывая молебен, надо указать в записке: вид молебна (благодарственный, о путешествующих и т.п.) и кому совершить моление (ко Господу Богу, Пресвятой Богородице). Если молебен заказывается святому (одному или нескольким), то надо указать его имя. Далее необходимо перечислить имена тех, за кого предстоит совершить молебен.

Сорокоустом называется поминовение о здравии или об упокоении православного христианина на Божественной Литургии в течение 40 дней подряд.

При сорокоустном поминовении за каждое имя вынимается частица из просфоры, и в конце Литургии все эти частицы опускаются священником в Кровь Христову со словами «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Кровию Твоею Честною». Такое поминовение является самым значительным из всех церковных молитв о конкретном человеке.

Поэтому христиане и стараются подавать на сорокоуст имена тех родственников и друзей, которые нуждаются в особой помощи Божией. Сорокоуст обязательно должен служится и о душе только что умершего христианина.

Панихида - заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь.

Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.

Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.

В Русской Церкви существует обычай приносить на канун различную снедь. Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена существовал обычай накрывать поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь.

Инструкция

Панихида совершается не только над телом усопшего , но и в годовщину смерти и в дни рождения. Непродолжительная молитва об успокоении души, которую служат непосредственно над телом усопшего перед выносом из дома, при входе в притвор церкви, на могиле и дома, по возвращении с погоста называется литией. Вместо панихиды литию служат в церкви во время Великого поста.

Чтобы заказать панихиду нужно обратиться к священнику или в «свечной ящик». Если заказывается общая панихида, то на листке бумаги надо написать имя умершего и имена других поминаемых усопших .

Ежегодно в церкви служат Вселенские панихиды, иначе называемые родительскими субботами. Проходят данные службы в строго определенные дни: перед Святой Троицей, в субботу перед Масленицей, в субботу 2-ой, 3-й и 4-ой недели Великого поста, перед днем памяти св. Дмитрия Солунского, а поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

На панихиду по умершим родственники приносят кутью или, иначе, коливо. Это особое блюдо приготавливалось ранее из вареной пшеницы с медом, сейчас пшеницу заменили рисом. Сверху кутью украшают рисом, выкладывая, например, крест. После того как священник благословит кутью, ее дают понемногу вкусить всем пришедшим для поминовения прежде поминальной трапезы. Можно помимо колива подать на поминках мед, кисель или блины.

Существует также гражданская панихида. На ней может присутствовать священнослужитель, но сама панихида религиозным действием не является. Во время гражданской панихиды к гробу усопшего приносят венки и цветы, произносят речи, читают эпитафии. Проходить подобное прощание может как на открытом пространстве, так и в специально оговоренном месте.

Поминовение усопших является религиозным долгом каждого христианина. Молитва за умерших является важной составляющей памятования о наших умерших родственниках. В православных храмах существуют специальные поминальные молитвы, входящие в чинопоследование панихиды.

Панихида это небольшое чинопоследование православной Церкви, в котором осуществляется молитвенное поминовение умерших людей. Обычно панихида совершается в православных храмах после божественной литургии и молебнов. Заказывать панихиду можно неисчислимое количество раз. В этом панихида отличается от отпевания (последнее осуществляется над усопшим лишь однажды).


Существует практика заказывать панихиду на специальные поминальные дни (родительские субботы). В их число входят вторая, третья и четвертая субботы Великого поста, Мясопустная родительская суббота (перед Великим постом), Тройцкая родительская суббота (перед праздником Святой Троицы), Димитриевская родительская суббота (суббота перед памятью Димитрия Солунского), Радонница (вторник второй седмицы после Пасхи).


Кроме определенных поминальных дат заказывать панихиду принято на 9-ый, 40-ой день, а также годовщины умершего человека.


Стоит иметь в виду и то, что панихида является актом молитвенного поминания человека. Поэтому заказывать панихиду по своим умершим родственникам можно и в любое другое время, когда в храмах совершается это чинопоследование. То есть, практически в каждую субботу и воскресенье в православных храмах совершаются панихиды по усопшим . Можно на каждую панихиду записывать имена своих усопших близких.


Необходимо учитывать, что существуют определенные дни, когда усопшие в храмах не поминаются. Это Пасха со светлой седмицей, великие двунадесятые праздники, святки. В остальное время панихида в храмах вполне может быть совершена.

Источники:

  • панихида по усопшему
  • Можно ли в Пасхальную неделю поминать за упокой? Когда можно