Собеседование секретаря. Собеседование с генеральным директором: обзор тактик и вопросов

И вас пригласили на собеседование. Что дальше? Как вести себя на собеседовании и как пройти интервью это, пожалуй, самые главные вопросы на данном этапе. В этой статье я поделюсь с вами своими наблюдениями о собеседовании секретаря . К слову сказать, эти рекомендации помогут вам не только на собеседовании секретаря , но и при прохождении интервью на другие должности.

Сразу хочу заметить, что несмотря на обилие литературы на тему «как пройти интервью », ни одно из этих изданий не может гарантировать вам трудоустройства. Как правило, помимо квалификаций, которые ожидаются от будущего сотрудника, у работодателя чаще всего имеется некая «картинка» о том, что представляет из себя идеальный кандидат на позицию. И хотя знание определенных техник и правил прохождения интервью, безусловно, повысит ваши шансы на получение желаемой должности, но не является гарантией. Причин непрохождения интервью может быть несколько: от ваших ошибок на интервью до банального «картинка не совпала».

Приведу вам два примера последнего. Я успешно работала секретарем в одной замечательной компании. Работа мне очень нравилась, но через какое-то время мне захотелось «расти» профессионально. К этому времени освободилась вакансия помощника президента компании. Я подала свое резюме на эту позицию, но меня, к сожалению, не выбрали. Президент компании сказал мне о том, что у меня замечательная квалификация и опыт, и я — прекрасный сотрудник, но на данной позиции он хотел бы видеть человека хотя бы лет на десять постарше . Проходя интервью в другой компании на должность помощника директора, мне стало понятно, что на эту должность по каким-то причинам хотят видеть человека модельной внешности.

Как вы видите, отказ не всегда является прямым следствием вашей недостаточной квалификации или ошибок. Поэтому, несмотря на то, что на собеседовании нужно раскрыть ваши таланты по возможности полно, относитесь к этому как к игре, в которой возможен как выигрыш, так и проигрыш.

Собеседование секретаря обычно проводится в несколько этапов. Сначала проводится собеседование с менеджером по персоналу. Первичное собеседование секретаря может проводиться по телефону или лично. Далее вы можете пообщаться с директором по персоналу и потом с президентом компании. Или наоборот, сначала с непосредственным начальником (если это не президент или директор), а потом с директором по персоналу. Также очень вероятны тесты, как профессиональные, так и психологические.

К любому собеседованию секретаря необходимо подготовиться. Важно понимать, что интервью – это процесс двусторонний . Собеседование секретаря — не экзамен, от которого будет зависеть ваша оценка. Не только вас оценивают, но и вы оцениваете компанию на предмет того, насколько вам хочется в ней работать. Поэтому подготовка к собеседованию нужна, главным образом, для вас.

Первое, что необходимо сделать после получения приглашения на собеседование секретаря – это зайти на сайт компании. Я считаю, что отправляться на собеседование в компанию, не изучив о ней информации – недопустимо, хотя на моей практике проведения собеседований секретаря (да и не только) таких случаев было много. Я не помню ни одного раза, чтобы такого сотрудника пригласили на работу. Это не всегда напрямую связано с тем, что сотрудник не почитал информацию на сайте, но может быть связано с отсутствием интереса к компании, и это может проявиться в любой другой момент.

Итак, читайте информацию на сайте: чем занимается компания, какова ее миссия, каковы ее цели, как компания планирует развиваться дальше. Некоторые компании даже публикуют приоритеты своей кадровой политики и возможности для роста сотрудников. Изучайте это все! Не пожалеете. На самом деле, чем больше такой информации на сайте компании, тем лучше для вас. Хуже, когда ничего вообще нет.

Для того, чтобы пройти интервью , после того, как вы изучите основные направления деятельности компании, еще раз тщательно просмотрите описание должности , на которое вы подавали свое резюме. Очень часто на собеседовании задается вопрос о том, что в данной вакансии вас привлекло больше всего. В ответ – гробовая тишина. Ничего не привлекло. Подалась куда попало, лишь бы податься. Такое отношение к себе и к своей будущей работе неприемлемо. Отмотайте назад и начните снова.

Возьмите блокнот и запишите вопросы, которые у вас возникли: о компании, о должности, об обязанностях.

Секретарь – своеобразный координационный центр каждой организации.

Существует заблуждение, что с функциями секретаря вполне справится любой грамотный человек.

Однако это не так, и кандидат на должность секретаря должен обладать рядом профессиональных качеств для выполнения всех функций.

Основные функции секретаря

В обязанности секретаря руководителя любой организации входят следующие задачи :

  • приём и отправка корреспонденции;
  • ведение делопроизводства (создание и приём документов, обработка материалов, необходимых для работы организации и лично руководителя и т.д.);
  • организация встреч и переговоров руководителя, получение информацию для руководителя и отправление его резолюций сотрудникам;
  • проведение подготовки к заседаниям и совещаниям и организация их проведения;
  • создание необходимых условий для работы руководителя в его рабочем кабинете;
  • контакты с посетителями и клиентами организации лично и путём телефонных переговоров;
  • введение необходимой информации в банк данных и распечатывание необходимых руководителю или другим сотрудникам сведений из него.

Исходя из данных функций, секретарь должен знать :

Личностные характеристики

Организованность, доброжелательность, стрессоустойчивость – вот основные черты, которыми в обязательном порядке должен обладать секретарь.

С секретарём встречается каждый посетитель компании, и контактируют в связи со своими служебными обязанностями все её сотрудники. Спокойно и с неизменной улыбкой должен общаться секретарь со всеми, несмотря на своё настроение и собственное самочувствие.

Секретарь должен обладать организаторскими умениями и навыками, способностью самоорганизации .

Умение быстро перестраиваться в нестандартных ситуациях, проявлять инициативу в организации работы компании, действовать в некоторых случаях без особых указаний особенно ценятся руководителям.

Рассматриваем резюме секретаря

Вопросы на собеседовании для секретаря — это очень важно, однако начинается все с рассмотрения резюме кандидата.

Главная цель любого резюме – представление профессиональных навыков и личностных качеств, требуемых для определённой должности.

Правильно составленное резюме — это самореклама, призванная заинтересовать работодателя .

Оформить его нужно таким образом, чтобы с вами хотелось встретиться и поговорить.

Составлять резюме стоит в расчёте на конкретного работодателя. Нельзя использовать один и тот же, универсальный текст резюме на должность секретаря для обращения во все организации сразу.

Перед составлением резюме изучите требования конкретной вакансии, и составляйте текст, ориентируясь именно на них. Если в объявлении есть особые пожелания, не забудьте отметить своё соответствие именно им

Образование, опыт и навыки работы – вот главные позиции, на которые обращают внимание при отборе кандидатов в секретари, поэтому именно их нужно представить в наиболее выгодном свете. Указать нужно, что кандидат на должность секретаря пунктуален, исполнителен, коммуникабелен, стрессоустойчив.

Одним из требований резюме является предоставление фотографии . Не нужно помещать в него фото, где вы отдыхаете на море, веселитесь в клубе или нюхаете цветочки на даче. Ваша задача – показать, что вы деловой человек, поэтому представьте фото в деловой обстановке, на котором чётко видно лицо и умный взгляд.

Оформление резюме – особый вопрос . Желание раскрасить листочек всеми цветами радуги и вензелями различных диковинных шрифтов приводит к тому, что потенциальный руководитель даже не читает текст. Резюме – документ и оформлять его нужно единым, строгим шрифтом одного цвета, выделяя наиболее важные моменты жирным курсивом. Каждый блок должен быть чётко структурирован и отделён от других подзаголовком.

Перечитайте текст несколько раз и проверьте на наличие ошибок. Их не должно быть в резюме ни в коем случае, поскольку секретарь должен быть грамотным. В процессе работы ему придётся исправлять ошибки сотрудников и даже руководителя, а как он будет это делать, если не может грамотно построить собственный документ.

Подготовка к собеседованию

Каждая конкретная организация имеет свою специфику работы, поэтому нужно перед беседой выяснить как можно больше о ней и сфере, в которой проходит её деятельность.

В любом случае ведите себя достойно, не срывайтесь на крик. Даже провал в собеседовании – не конец жизни и не катастрофа, а определённый жизненный опыт. Если вы будете помнить об этом, спокойствие и уверенность вам гарантированы.

Как видите, пройти собеседование на должность секретаря не так уж и сложно, главное следовать определенным правилам.

Если грамотно составленное резюме кандидата на должность помощника руководителя заинтересовало компанию, то для соискателя начинается еще один нелегкий этап трудоустройства. Ведь должность помощника руководителя - одна из ключевых, поэтому претенденту на роль «доверенного лица» директора компании, как правило, приходится выдержать целый ряд испытаний.

Собеседование – неотъемлемая часть трудоустройства. Именно на данном этапе вы и работодатель встречаетесь «лицом к лицу». Важно понимать, что оно дает не только возможность презентовать себя, но и прекрасный шанс познакомиться с требованиями и особенностями предстоящей работы.

Количество этапов собеседования может варьироваться, но независимо от того, с кем предстоит интервью – сотрудником кадрового агентства, начальником службы персонала компании или генеральным директором, – вам всегда необходимо быть во всеоружии. А чтобы промежуточное собеседование не оказалось последним, вы должны серьезно подготовиться – психологически и тактически.

Прежде всего, постарайтесь как можно больше узнать о компании, в которую стремитесь трудоустроиться – изучите сайт, познакомьтесь с публикациями в прессе и Интернете. Заранее подготовьте комплект документов – трудовую книжку или ее копию, дипломы, сертификаты, рекомендации, 2–3 копии вашего резюме. Составьте список вопросов, которые могут возникнуть у работодателя к вам, подготовьте примерные ответы на них, а также запишите свои вопросы к представителю компании.

На страницах «Энциклопедии карьеры» неоднократно обсуждались излюбленные вопросы эйчаров и работодателей. Среди наиболее часто задаваемых можно выделить следующие.

Вы могли бы рассказать немного о себе?

Не стоит пересказывать содержащуюся в резюме информацию – ее работодатель прочел прежде, чем пригласил вас на собеседование. Будьте лаконичны, не вдавайтесь в излишние подробности, ведь главная задача персонального ассистента беречь основной ресурс руководителя – время.

Почему вы выбрали именно эту профессию?

От вас ждут четкого понимания сущности и сложностей этой профессии, серьезно отличающейся от смежных специальностей секретаря/офис-менеджера/референта; внутренней готовности всегда оставаться «в тени» руководителя, уважать и продвигать его позицию и решения.

Каковы ваши сильные/слабые стороны?

Подчеркивайте в первую очередь те качества, которые важны для личного помощника. Ваши недостатки должны выглядеть логическим продолжением ваших же достоинств. И не забудьте упомянуть, что вы постоянно работаете над собой: «Иногда окружающие принимают мою решительность за импульсивность, но я стараюсь следить за своей манерой выражать мысли».

Почему нам стоит вас нанять?

Кроме заявления о вашем высоком профессионализме, было бы не лишним продемонстрировать, что вы в курсе дел компании/отрасли производства.

Каковы причины ухода с предыдущего места работы?

Ни в коем случае не отзывайтесь неуважительно о прежнем коллективе и руководителе – никому не нужны конфликтные, не умеющие критично относиться к себе сотрудники. Лучше сделать акцент на привлекших вас достоинствах новой компании, чем на недостатках старой.

Как вы представляете свою карьеру через несколько лет?

У представителей других профессий вертикаль карьерного роста вполне очевидна, скажем, от юрисконсульта до начальника юридической службы. Подобный вопрос, обращенный к вам как кандидату на должность помощника руководителя, призван выявить ваши амбиции, мотивацию. По ответу на этот вопрос работодатель может судить о значимости для вас предлагаемой работы – видите ли вы в ней возможность применения своих лучших качеств и сильных сторон или считаете всего лишь трамплином и в дальнейшем намереваетесь изменить направление своей карьеры.

Каким, по вашему мнению, должен быть начальник?

На самом деле у вас хотят выяснить уровень вашей конструктивности, склонны ли вы к конфликтам с руководителем. Идеальным будет нейтральный ответ: «Компетентный, сильный лидер, у которого есть чему поучиться».

В свою очередь, вы вправе поинтересоваться графиком работы, возможностью и частотностью служебных командировок, структурой секретариата компании, причинами, по которым место помощника руководителя оказалось вакантным (если, конечно, это не новая штатная единица) – словом, выяснить все важные для вас моменты, связанные с предстоящим трудоустройством. Продуманные и глубокие вопросы подчеркнут вашу заинтересованность в вакансии, помогут создать образ серьезного кандидата, профессионального сотрудника.

Интервью бывает...

Отсеивающее собеседование или телефонное интервью

Когда на объявленную вакансию возникает большой конкурс, опытные менеджеры по персоналу прибегают к так называемому отсеивающему собеседованию. Оно проводится удаленно, т. е. без визуального контакта с соискателем, с использованием Интернета (электронной почты) или по телефону. Данный вид испытания позволяет рекрутеру оптимизировать процесс поиска подходящей кандидатуры, а телефонное интервью, кроме прочего, дает возможность проверить ему ваше умение вести телефонные переговоры – один из важнейших навыков личного помощника.

Чтобы не оказаться застигнутым врасплох, следует позаботиться о том, чтобы у вас всегда под рукой были ручка и бумага, ваше резюме, объявление о вакансии или должностная инструкция, примерное заявление о приеме на работу и перечень интересующих вас вопросов об организации, в которой, возможно, вам предстоит работать.

Если вы не готовы к разговору, извинитесь, сославшись на невозможность продолжить общение, и уточните, когда будет удобно перезвонить.

Во время телефонного интервью говорите отчетливо, по существу, избегайте односложных ответов, но и не пускайтесь в пространные рассуждения. Если вакансия предполагает владение иностранным языком, будьте готовы к переходу во время интервью с русского на иностранный. Делайте пометки – они могут вам пригодиться на следующем этапе собеседования.

Собеседование с представителем кадрового агентства

Если компания делегировала кадровому агентству решение задачи подбора помощника руководителя, то сначала вам предстоит собеседование с его представителем.

На первичном интервью рекрутеру важно установить ваше соответствие или несоответствие требованиям открытой вакансии. Чтобы проверить наличие и уровень профессиональных умений и знаний, он, как правило, сначала знакомится с документами, подтверждающими вашу компетентность, – дипломами, свидетельствами и рекомендациями с прошлого места работы, а затем предлагает выполнить ряд стандартных заданий:

  • создать или преобразовать документ на компьютере (с целью выяснения уровня владения пакетом офисных программ – Word, Excel и пр.);
  • проверить правильность оформления передаваемого руководителю на подпись проекта приказа, например о создании комиссии, и в случае необходимости отредактировать его (диагностика знания основ делопроизводства, в частности правил составления и оформления распорядительной документации);
  • перенести информацию из многостраничного текстового документа в таблицу (подобные задания дают возможность судить о способности кандидата к рутинной, повторяющейся работе без снижения ее качества);
  • выделить наиболее важные факты в тексте статьи, распечатанной с сайта компании (проверка навыков реферирования – умение выбирать из массива информации наиболее значимые тезисы и фиксировать их в письменном виде);
  • перевести текст или составить на иностранном языке деловое письмо, например запрос данных для оформления визы руководителю (это позволит определить степень владения иностранным языком).

Умение выполнять сразу несколько задач, способность быстро ориентироваться в ситуации, навыки организации деловых поездок и мероприятий, знание основ делового этикета – обычно все это выясняется в ходе работы с различными кейсами. Так, вас могут попросить подробно описать действия, которые вы предпримете в случае, если будете не успевать к необходимому сроку получить визу в каком-то посольстве для срочной командировки руководителя; составить детальный план организации приема VIP-гостей из-за рубежа; разыграть «неприятный разговор» с высокопоставленным чиновником об отмене назначенной встречи; продемонстрировать вежливый отказ соединить руководителя с конфликтным клиентом; предложить несколько решений выхода из ситуации, когда из-за автомобильной пробки руководитель опаздывает на важное совещание с партнерами.

Словом, идя на собеседование в кадровое агентство, приготовьтесь к серьезному экзамену на профпригодность. Лучше в день планируйте только одну встречу или позаботьтесь, чтобы у вас было достаточно времени на собеседование и дорогу до места следующей встречи, в противном случае вы будете нервничать и испортите впечатление о себе.

Собеседование с руководителем службы персонала компании

В отличие от представителя фирмы-провайдера, для руководителя кадровой службы компании, заинтересованной в получении высокопрофессионального персонального ассистента, на первом месте будет стоять вопрос вашего соответствия корпоративным стандартам, стилю руководства и общения.

На этом интервью вам стоит подробно расспросить о предстоящих должностных обязанностях, о существующих механизмах мотивации сотрудников (премирование, преференции – возможность пользоваться служебным автомобилем; место парковки, бензин, автосервис для личного автомобиля; дополнительные выходные дни после командировок или во время отсутствия руководителя) и пр.

Естественно, на этом этапе собеседования также высока вероятность того, что вас привлекут к участию в небольших ролевых играх, работе с ситуативными примерами – кейсами, различными тестами и заданиями, позволяющими оценить ваши профессиональные и индивидуально-личностные качества. Иногда персональщики прибегают к нетривиальным методам интервьюирования:

  • групповое интервью – собеседование, на которое одновременно приглашаются все кандидаты на вакантную должность, и каждому из них предлагается задать другому соискателю вопрос на профессиональную тему. Это делается для выявления не только уровня специальной подготовленности претендентов, но и их умения уверенно держаться в стрессовой ситуации, лидерских качеств, степени конфликтности и т. п. Нередко на подобные мероприятия приглашаются профессиональные психологи. На основании представленного ими анализа руководство выбирает тех кандидатов, которым будет предложено пройти собеседование с генеральным директором компании.
  • стрессовое собеседование – специально моделируемая обстановка дискомфорта, провоцирующая соискателя на непосредственную, спонтанную реакцию, позволяющая выявить скрытые стороны его личности. В «чистом» виде такое собеседование сегодня используется очень редко, но должность помощника руководителя находится в «зоне риска» – не секрет, что стрессоустойчивость и лояльность относятся к важнейшим качествам персонального ассистента. Единственный рецепт успешного преодоления стрессового собеседования – высокая степень собранности, хладнокровие и рассудительность. Если же вы считаете, что оппонент вышел за рамки дозволенного, вы всегда можете отказаться от продолжения общения. Ведь сегодня на рынке достаточно компаний, более толерантно относящихся к потенциальным сотрудникам, способных обнаружить степень уязвимости человека и манеру его реагирования в сложных эмоционально напряженных ситуациях без применения некорректных высказываний в его адрес.

Кадровики утверждают, что к применению нестандартных приемов и методик их подталкивает необходимость разоблачения «профессиональных» соискателей, легко получающих работу благодаря следованию рекомендациям по прохождению разного уровня собеседований. В последнее время широкое распространение получила «технология воронки», при которой интервьюер от общих вопросов постепенно переходит к более специфическим, уточняющим. Ответы на такие узконаправленные вопросы, работа с деталями и большим количеством примеров весьма наглядно могут продемонстрировать оппоненту вашу квалификацию.

Если вы подходите по формальным признакам, некоторые организации могут предложить вам пройти короткую, например недельную, стажировку в компании – без зачисления в штат, но с гарантированной оплатой. Реальная работа помогает обеим сторонам избавиться от многих иллюзий. Правда, действующее законодательство предусматривает прием на работу с испытательным сроком, поэтому подобный способ найма нельзя назвать безукоризненным.

Собеседование с руководителем

Это самый ответственный этап, так сказать, «генеральная» примерка. Поиск персонального ассистента, в отличие от других специалистов, директор не может полностью поручить кадровой службе. Так как ему придется очень часто общаться со своим помощником, то для него важно понять, подходит ли ему кандидат психологически, можно ли с ним эффективно взаимодействовать.

«Конечно, высокий профессионализм – необходимое условие для претендента на должность личного помощника, ведь у руководителя просто нет времени на обучение, организацию и контроль малоподготовленного сотрудника, – говорит начальник службы управления кадрами и трудовыми отношениями ЗАО ПК «РУСТ» Елена Владимировна Самгинова. – Но все равно требования, касающиеся личностных качеств персонального ассистента, куда более жесткие. Связано это не только с принципиально важным моментом совместимости руководителя и помощника, но и с необходимостью общаться с большим количеством людей, которые по своему статусу гораздо выше, чем сам помощник, участвовать в переговорах и присутствовать на различных мероприятиях. Добавьте к этому ненормированный рабочий день и постоянные стрессы, и станет понятно, что для этой профессии психологические характеристики подчас важнее профессиональных навыков. Проблема же в том, что индивидуальные качества специалиста в условиях собеседования очень сложно протестировать, и даже использование проективных методик не всегда позволяет увидеть «истинное лицо» кандидата, вот и приходится работодателю «изобретать» ситуации, способствующие наиболее полному раскрытию соискателя».

Поэтому, отправляясь на собеседование, нужно быть готовым к любым неожиданностям – вы вполне можете оказаться приглашенным в ресторан, на планерное совещание, презентацию или промышленную выставку, где вам предложат принять участие в деловом обеде, набросать протокол заседания или выступить в роли переводчика. Впрочем, встреча в офисе тоже может оказаться не без сюрпризов. Вот несколько примеров.

  • Начальник кадровой службы проводит кандидата на должность персонального ассистента в кабинет генерального директора, усаживает за стол, на котором лежат контрольные материалы: тестовые задания для оценки уровня знаний делопроизводства, для проверки грамотности письменной речи, умения составить стандартное письмо (например запрос данных для оформления визы руководителю), документ для перевода на иностранном языке и т. п. Руководитель продолжает заниматься бумагами, не обращая внимания на вошедших. Так проходит несколько минут. Никто не забыл о собеседовании, данная ситуация смоделирована специально (задержка времени начала беседы – прием стрессового интервью). В течение всего этого времени работодатель наблюдает за действиями кандидата – один будет с интересом осматривать кабинет потенциального начальника и безропотно ждать, когда на него обратят внимание; другой, чтобы не терять времени, примется за лежащие перед ним задания; третий начнет проявлять агрессию. Так еще до начала собеседования у руководителя складывается определенное впечатление о претенденте. Выяснив модель поведения кандидата, директор просит прощения за задержку и... либо переходит к предметному разговору, либо вежливо прощается с соискателем под благовидным предлогом.
  • Многие современные фирмы оборудованы специальными камерами, позволяющими в режиме онлайн отслеживать происходящее на различных участках офисного здания. Ничего не подозревающего кандидата проводят в приемную и просят немного подождать. Через некоторое время из приемной выходит секретарь, оставляя соискателя в полном одиночестве, а еще через минуту появляется солидный человек и начинает скандалить, требуя немедленно пропустить его к директору. Поведение соискателя, оказавшегося в подобной ситуации без какой-либо поддержки, его умение «принять удар на себя» и уладить конфликт, не теряя самообладания, могут послужить лучшей рекомендацией для работодателя.
  • Руководитель очень дружелюбно принимает кандидата, начинает беседу на отвлеченные темы и вместо ожидаемых тестовых заданий на профпригодность просит его по предложенной схеме сложить из бумаги какую-либо несложную фигуру. Считается, что такое «несерьезное» занятие, как складывание оригами, может многое рассказать о личности испытуемого: о скорости и гибкости его мышления, способности концентрироваться, аккуратности, терпеливости и, наконец, умении включиться в любую «игру», отнестись к происходящему с чувством юмора.
  • Чтобы проверить надежность соискателя, его умение корректно обращаться с конфиденциальной информацией, могут задать вопрос о промахах и ошибках прежнего руководителя. Естественно, в подобной ситуации не стоит распространять слухи или выдавать закрытые сведения, лучше «держать язык за зубами».

Если вы подходите компании по всем параметрам, кроме уровня владения иностранным языком, не стесняйтесь на собеседовании заявить о том, что вы готовы совершенствовать свой английский в свободное от работы время. Не исключено, что решение о трудоустройстве будет принято в вашу пользу и вас отправят на языковые курсы за счет фирмы.

Несколько слов о «формальностях»

Помните, нет содержания без формы. Претендента всегда оценивают комплексно: как он выглядит, говорит, подает себя. Поэтому не забудьте про элементарные правила прохождения собеседования: пунктуальность, выключенный мобильный телефон, подобающая случаю одежда делового стиля классических цветов, чистая обувь, умеренный макияж, умелое использование аксессуаров и украшений, аккуратный и неброский маникюр, легкие (нейтральные) духи, энергия, уверенность в себе, открытость и, конечно, улыбка.

Собеседование с руководителем - один из самых важных этапов при трудоустройстве на ту или иную должность. Очень часто бывает так, что неподготовленные люди проваливают опрос или ведут себя не совсем корректно, из-за чего их не принимают на работу. Так как же себя стоит правильно вести и что отвечать на собеседовании? Давайте разбираться.

5 основных ошибок

Прежде всего начать стоит с 5 основных ошибок, которые допускают практически все кандидаты при с руководителем. На первый взгляд, эти вещи могут показаться не столь значительными, но в конечном итоге они играют довольно важную роль.

Спокойствие, только спокойствие

Первая и самая распространённая ошибка на любом собеседовании с руководителем - волнение. Вообще, волноваться для человека в определённых ситуациях - это вполне нормально, но только не в этом случае. Волнение - один из самых опасных врагов на любом собеседовании. Даже если заполненная анкета и богатое резюме будут на стороне соискателя, то неуверенность, дрожь в голосе, пот, бегающие глаза и т. д., сыграют явно не на пользу кандидату.

Вот простой пример того, как при устройстве на работу вести себя на собеседовании. Голос чёткий и уверенный, взгляд сосредоточенный, поведение спокойное, руки не "пляшут" по сторонам, но самое главное - отсутствие страха. Если придерживаться такого поведения, то никакого волнения не будет. Что же касается чувства страха, то тут всё просто. Не стоит пугаться того, что лицо, которое принимает вас на собеседовании, занимает руководящую должность, ведь прежде всего он такой же человек, как и вы. У нас не возникает чувство страха в магазинах перед продавцами, перед работниками банка или в кафе перед официантами, так чего же бояться руководителя?

И ещё один довольно важный момент. Некоторым людям перед собеседованием приходит в голову "потрясающая" мысль, которая якобы призвана помочь с волнением и переживанием - приём успокоительного. Делать это крайне не рекомендуется. Голова и ум должны быть предельно ясными, чтобы чётко принимать всю информацию и грамотно отвечать на вопросы, а успокоительные средства не позволяют этого делать в полной мере.

Всё знаю, всё могу

Вторая наиболее распространённая ошибка при собеседовании с руководителем - чрезмерная уверенность в себе и своих способностях. Казалось бы, что в этом может быть плохого? Всё просто. Слишком самоуверенный в себе кандидат, как правило, выдвигает немного завышенные требования, например, зарплата не в 30000 руб., а 60000. Конечно, ничего плохого в таком желании нет, но если речь идёт о конкретной вакансии с конкретными условиями, то требовать большего, тем более на этапе переговоров, просто глупо.

Помимо этого, такие люди нередко начинают перечислять большие списки того, что они знают и умеют, даже немного всё это приукрашая - для большего эффекта, так сказать. Естественно, у руководителя появится вполне логичный вопрос, мол, почему же человек с таким послужным списком и знаниями до сих пор без работы? Ответ известен обеим сторонам, но работодатель просто промолчит, не став его озвучивать, а соискатель скажет, что до этого времени интересных предложений не было.

Так или иначе, не стоит слишком переоценивать себя и уж тем более врать, пусть даже немного. Нужно всегда оставаться самим собой и отвечать максимально открыто.

Всё устраивает

Третья наиболее распространённая ошибка при собеседовании с руководителем - это полное согласие со всем и даже больше. Имеется в виду то, когда кандидат соглашается со всем, что говорит работодатель, а также немного занижает свои требования в надежде на то, что это сыграет на руку. Виной всему этому устоявшийся стереотип, что руководителям нужно отвечать всегда то, что они хотят слышать.

Это крайне неверное утверждение, тем более в рамках собеседования. Соглашаясь абсолютно со всем, что говорит "главный", и занижая собственные требования, соискатель показывает свою слабохарактерность и, как следствие, в дальнейшем не нацеленность на результат в работе. Зачем же тогда брать именно этого человека на должность, если можно найти другого, более заинтересованного и с "искрой" в глазах?

Вывод тут простой: ни в коем случае не стоит занижать свою самооценку и уж тем более казаться на всё готовым, податливым и бесхарактерным человеком.

Прошлая работа

Четвёртая ошибка при собеседовании с директором, которую допускают очень многие - это история ухода с прошлого места работы. Далеко не каждый рассказывает правду, как оно было на самом деле, ведь иногда это может сыграть не в лучшую сторону. Одно дело сказать, что увольнение было по собственному желанию, а другое, что уволило руководство. И в том, и в другом случае у директора на собеседовании возникнет вопрос, что же стало причиной такого поступка?

Ответы тут всегда разные, но обычно всё сводится к тому, что был плохой начальник или условия не устраивали, платили мало, отпуска не было и т. д. Конечно же, словам мало кто верит, даже если они и правдивы, ведь если было бы иначе, то выходит, что честных руководителей не так уж и много. Безусловно, информацию по уходу с прошлой работы можно проверить по контактным номерам телефона бывшего начальства, которые оставляются в анкете, но делают это не всегда. К тому же, если подобные номера не указаны, то это лишь усугубляет ситуацию.

Идеально здесь лишь одно решение, которое отразится благоприятно - характеристика. Именно характеристика с предыдущего места работы и будет лучшим аргументом того, что человек ушёл по собственному желанию или же его уволили по той или иной причине. Получить характеристику легко - главное, не ссориться с начальством при уходе с работы.

Блеф

Ну и последняя ошибка, которая встречается на собеседовании на должность в новом месте - блеф. Значит это следующее, когда кандидат якобы ненароком, во время собеседования с директором или кем-то из руководства, упоминает о том, что у него есть ещё одно или несколько предложений на аналогичные должности, и если его сегодня берут на работу, то тогда он отказывается от переговоров с ними.

Делается это для того, чтобы показать значимость своей персоны, мол, вот я какой, вот сколько людей мне работу предлагают. На деле же оказывается всё иначе. В лучшем случае, такого кандидата проинформируют о том, что ему перезвонят - классика жанра. В худшем - откажут сразу с предложением пойти работать в другие фирмы, которые, со слов соискателя, предлагают ему аналогичные должности.

Здесь нужно запомнить следующее - даже если у вас есть на примете пара-тройка "запасных" вариантов, говорить о них на собеседовании ни в коем случае нельзя, ведь никто никого не будет умолять устроиться на работу именно в их фирму. Это нужно чётко понимать. Лучше всего - сначала ознакомиться со всеми условиями на двух, трёх разных местах, а уже после делать выводы, куда следует пойти. А рассказывать о том, что кто-то там предлагает похожую вакансию, не нужно, поскольку если бы это было правдой, то вряд ли такой человек сидел в офисе на собеседовании в другой фирме.

На собеседовании

Очень часто можно услышать много вопросов связанных с тем, как же всё-таки проходит собеседование?

Обычно весь процесс делится на 2 этапа: телефонный разговор и визит в офис. Подробнее будет ниже. В остальном же, всё проходит по классической схеме. Сперва заполняется анкета, где кандидат указывает, на какую должность он претендует, информацию о себе, свои качества, предыдущие места работы, желаемую заработную плату и т. д.

После этого анкета сдаётся секретарю, который относит её руководителю. Спустя обычно 5 минут начинается второй этап — собеседование с начальством, в рамках которого будут заданы вопросы касательно некоторых пунктов анкеты и дополнительные. Если всё прошло успешно, кандидат произвёл положительное впечатление на работодателя, то с вероятностью 99% ему будет предложена работа. Вот, собственно, и вся информация, касающаяся вопроса: как проходит собеседование.

Вопросы

Вопросы на собеседовании с руководителем довольно стандартны и, по идее, не должны вызывать никаких трудностей, но обычно бывает иначе. Дабы избежать недоразумений, ниже будет предложен небольшой список самых распространённых вопросов и ответов на них, вернее, что следует отвечать.

Примеры ответов на собеседовании:

  1. Перечислить сильные стороны и качества. В данном случае, необходимо перечислить все свои сильные стороны, например, трудолюбие, ответственность, качество выполнения, соблюдение всех положенных сроков и т. д. Собственно, ничего сложного.
  2. Чем интересна вакантная должность для кандидата? Обычно такой вопрос задают частенько тем, кто решается сменить не только место работы, но ещё и специальность. Самый простой пример. Человек работал продавцом-консультантом, а на новом месте претендует на должность экспедитора. В таком случае необходимо чётко и ясно объяснить, с чем связано такое решение. Как показывает опыт, обычно это простое желание сменить обстановку и освоить новую профессию.
  3. Почему на должность следует взять именно вас? Ещё один из наиболее частых вопросов. Отвечая на него, не стоит говорить, что вам нужны деньги или что нет другого выбора - это отталкивает. Нужно, наоборот, рассказать, чем привлекает профессия (если она отличается от прошлой), какой опыт вы надеетесь на ней получить, какие перспективы видите и всё в таком стиле.

Из вышеизложенных примеров можно сделать один вывод, что отвечать на собеседовании необходимо максимально честно и, самое главное, уверенно, без дрожи в голосе. В таком случае можно гарантировать 25% успеха.

Теперь самое время перейти к этапам собеседования.

Собеседование по телефону

Первый этап трудоустройства на любую работу начинается с телефонного звонка. Иными словами, проходит первое собеседование по телефону. Звонить лучше всего до обеда, поскольку очень часто есть возможность в этот же день приехать на собеседование в офис.

Что же касается того, как вести разговор, то тут минимальный набор советов:

  • Чётко поставленный голос.
  • Отсутствие волнения.
  • Внимательность.

Вот, пожалуй, 3 основных правила, которые нужно запомнить. Также большим плюсом телефонного звонка является то, что можно сразу уточнить некоторые вопросы касательно графика работы, заработной платы и официального трудоустройства.

Второй этап

Теперь самое время поговорить о том, что делать на втором этапе — собеседовании с руководителем. Прежде всего необходимо подготовиться. Есть такая русская народная поговорка: "Встречают по одёжке, провожают по уму". Так вот, внешний вид должен соответствовать, поскольку первое впечатление формируется именно по тому, как одет человек.

Одежда должна быть удобной, чистой, ни в коем случае не помятой. Стиль может быть выбран как деловой, так и повседневный, но нужно помнить следующее: если вы идёте устраиваться на должность, например, прораба, то надевать брюки, рубашку с галстуком и пиджак не нужно. Одежда подбирается непосредственно от обстоятельств. И ещё, в летнее время некоторые частенько приходят на собеседование в футболке, шортах и шлёпанцах - это неправильно. Футболку можно оставить, а вот шорты и шлёпанцы лучше сменить на джинсы и кроссовки.

Также очень важно на втором этапе показать свои манеры и пунктуальность, т. е. прибыть на место раньше времени, минут на 10-15, и вежливо поздороваться.

Когда придёт время зайти в кабинет руководителя для личного разговора, обязательно следует сначала постучать в дверь, а уже после её открывать. Таким образом можно показать свою воспитанность и произвести первое положительное впечатление.

Что же касается дальнейшего разговора и того, как отвечать на собеседовании, то об этом было сказано ранее, так что смысла повторяться нет. Единственное, собираясь на собеседование в офис, обязательно нужно взять с собой портфолио с лучшими работами, копию своего резюме, характеристику с прошлого места работы (если есть), ручку, паспорт и блокнот, на случай, если понадобится что-то записать, например, какие-нибудь важные детали типа графика работы, заработной платы и прочее.

В завершение хотелось бы рассказать о 5 очень ценных советах. Они определённо помогут пройти собеседование. Итак, приступим.

О себе

Наиболее часто соискателей работы вводит в ступор простейшая просьба - рассказать о себе. На первый взгляд, ничего сложного в этом нет, но почему-то очень часто люди просто теряются. Вот план того, как должен быть составлен правильный рассказ о себе на собеседовании. Пример:

  • Рассказать о своём образовании, какое оно, указать название института, факультет, профессию.
  • Далее необходимо вспомнить обо всех дополнительных обучающих курсах, если таковые имеются.
  • Перечисление предыдущих мест работы. Тут желательно упомянуть периоды, т. е. сколько дней, недель, месяцев или лет вы проработали на предыдущих местах.
  • Если будущая вакансия связана с компьютером, то обязательно следует рассказать обо всех программах, которыми вы владеете, включая даже не очень хорошо освоенные (иногда это бывает важно).
  • Ну и напоследок можно сказать пару слов о владении иностранными языками.

Стоит помнить, что рассказывать обо всём этом стоит без какого-либо волнения и запинок, будто ведёте разговор со своим приятелем или давним другом.

А вот плохому примеру можно отнести скудное перечисление своих возможностей, частые заминки, прерывания, неуверенность или куда хуже, если работодателю придётся вытягивать информацию, как говорится, "клещами".

Улыбка

Второй совет - это улыбка и хорошее настроение. Очень важно прийти на собеседование в хорошем расположении духа - это очень сильно помогает и при заполнении анкеты и личном разговоре с руководителем. К тому же весёлый и жизнерадостный человек располагает к себе намного больше, нежели хмурый или слишком сосредоточенный.

Телефон — враг

Ещё один довольно полезный совет - отключить звук на телефоне во время собеседования. Таким образом, никто не сможет вам помешать, да и если вдруг раздастся звонок во время разговора с начальством, то это сыграет только в минус. Кстати, компетентный руководитель на собеседовании также отключает звук.

Не жевать

Некоторые люди предпочитают во время собеседования жевать жвачку, дабы немного успокоить свои нервы. Делать этого не стоит, поскольку никакой пользы от этого не будет, да и к тому же такое поведение скажет о "высоком" уровне культуры.

Паузы

Ну и последний совет - всегда стоит выдерживать паузы во время разговора. Научиться чётко и ясно говорить - это одно дело, но толку будет ноль, если не делать тактические паузы в разговоре. Всё просто смешается в "кашу".

Вот, в общем-то, и всё, что касается собеседования. Пройти его несложно, главное - помнить о некоторых вещах и быть уверенным в себе!

В современных компаниях должность секретаря очень ответственная. Он является лицом фирмы. Именно поэтому сейчас секретарями берут не просто симпатичных, а умных и образованных . Они обеспечивают компании нужную репутацию серьезного и надежного заведения.

В большинстве случаев в обязанности секретаря всходит разнообразная помощь директору. Мелкие поручения типа распечатки документов, договоренностей о встречах, коммутация с подчиненными - это только часть большой работы. Очень часто секретари отвечают за заказ воды и канцтоваров в офис, печать мелкой полиграфии (визиток), логистику и многое другое. Все это обязательно нужно уточнить на собеседовании.

Работодателя может интересовать ваш уровень знания английского языка, особенно если у фирмы есть зарубежные партнеры. В этом случае хороший уровень обязателен.

Выбирая костюм для собеседования, лучше придерживаться традиционных синих, серых, черных оттенков. Для варианта с юбкой обязательны колготки, даже в самый жаркий летний день.

Основы бухгалтерского учета, умение работать с программами world и excel - также являются стандартными требованиями при приеме на работу секретаря. На собеседовании могут попросить быстро напечатать текст или построить таблицу. К этому обязательно нужно быть готовыми.

Как вести себя на собеседовании

К собеседованию нужно тщательно подготовиться. Деловой костюм должен быть достаточно строгим, чтобы работодатели поняли, что вы профессионал. Можно принести с собой портфолио, в которое поместить отчеты о выполненных задачах. Кроме того, можно запастись рекомендательными письмами от прошлых работодателей.

Диплом не очень важен при устройстве на работу секретарем. При собеседовании на эту должность берут в расчет опыт и навыки работы, а не то, какой ВУЗ был окончен.

На собеседовании следите за речью. Не торопитесь, говорите четко, правильно выстраивайте фразы. Не спешите . Дайте работодателю понять, что вы человек ответственный, сначала думаете, а потом делаете. А вот задания выполняйте как можно быстрее. Это скажет о вашей компетентности в выбранной области работ.

Не стесняйтесь задавать вопросы. Вы так же нуждаетесь в работе, как и интервьюеры - в ваших услугах. Поэтому стройте диалог, давая понять, что вы тоже пока не определились, подходит ли вам организация.