Советские новогодние открытки. Открытки

Предлагаю вашему вниманию подборку открыток "С НОВЫМ ГОДОМ!" 50-60-х годов.
Моя самая любимая - открытка художника Л.Аристова, где запоздавшие прохожие спешат домой. С таким удовольствием всегда её разглядываю!

Будьте осторожны, под катом аж 54 скана!

("Советский художник", художники Ю.Прытков, Т.Сазонова )

("Изогиз", 196о год, художник Ю.Прытков, Т.Сазонова )

("Ленинградский художник", 1957 год, художники Н.Строганова, М.Алексеев )

("Советский художник", 1958 год, художник В.Андриевич )

("Изогиз", 1959 год, художник Н.Антокольская )

В.Арбеков, Г.Ренков )

("Изогиз", 1961 год, художники В.Арбеков, Г.Ренков )

(Издание Министерства связи СССР, 1966 год, художник Л.Аристов )

МИШКА - ДЕД МОРОЗ.
Мишки вели себя скромно, прилично,
Вежливы были, учились отлично,
Вот почему им лесной дед Мороз
С радостью елку в подарок принес

А.Баженов , стихи М.Руттера )

ПРИЁМ НОВОГОДНИХ ТЕЛЕГРАММ.
На опушке, под сосной,
Телеграф стучит лесной,
Шлют зайчишки телеграммы:
"С Новым годом, папы, мамы!"

("Изогиз", 1957 год, художник А.Баженов , стихи М.Руттера )

("Изогиз", 1957 год, художник С.Бялковская )

С.Бялковская )

("Изогиз", 1957 год, художник С.Бялковская )

(Карт. фабрика "Рига", 1957 год, художник Э.Пикк )

(Издание Министерства связи СССР, 1965 год, художник Е.Позднев )

("Изогиз", 1955 год, художник В.Говорков )

("Изогиз", 1960 год, художник Н.Гольц )

("Изогиз", 1956 год, художник В.Городецкий )

("Ленинградский художник", 1957 год, художник М.Григорьев )

("Росглавкнига. Филателия", 1962 год, художник Е.Гундобин )

(Издание Министерства связи СССР, 1954 год, художник Е.Гундобин )

(Издание Министерства связи СССР, 1964 год, художник Д.Денисов )

("Советский художник", 1963 год, художник И.Знаменский )

И.Знаменский

(Издание Министерства связи СССР, 1961 год, художник И.Знаменский )

(Издание Министерства связи СССР, 1959 год, художник И.Знаменский )

("Изогиз", 1956 год, художник И.Знаменский )

("Советский художник", 1961 год, художник К.Зотов )

Новый год! Новый год!
Затевайте хоровод!
Это я, Снеговичок,
На катке не новичок,
Приглашаю всех на лёд,
На весёлый хоровод!

("Изогиз", 1963 год, художник К.Зотов , стихи Ю.Постникова )

В.Иванов )

("Изогиз", 1957 год, художник И.Коминарец )

("Изогиз", 1956 год, художник К. Лебедев )

("Советский художник", 1960 год, художник К.Лебедев )

("Художник РСФСР", 1967 год, художник В.Лебедев )

("Державне видавництво образотворчого мистецтва i музичноi лiтератури УРСР", 1957 год, художник В.Мельниченко )

("Советский художник", 1962 год, художник К.Ротов )

С.Русаков )

("Изогиз", 1962 год, художник С.Русаков )

("Изогиз", 1953 год, художник Л.Рыбченкова )

("Изогиз", 1954 год, художник Л.Рыбченкова )

("Изогиз", 1958 год, художник А.Сазонов )

("Изогиз", 1956 год, художники Ю.Северин, В.Чернуха )

А уже через некоторое время промышленность выпускала широчайший ассортимент открыток, приятно радовавших глаз на витринах газетных киосков, заполненных традиционно неброской печатной продукцией.

И пусть качество печати и яркость красок советских открыток уступали импортным, эти недостатки искупались оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников.


Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 60-х годах. Увеличилось количество сюжетов: появляются такие мотивы, как освоение космоса, борьба за мир. Зимние пейзажи венчали пожелания: "Пусть Новый год успехи в спорте принесет!".


В создании открыток царило пестрое многообразие стилей и методов. Хотя, конечно, не обходилось и без вплетения в новогоднюю тематику содержания газетных передовиц.
Как шутливо замечает известный коллекционер Евгений Иванов, на открытках «советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, и пр.


Руки у него постоянно заняты делом — возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками…». Кстати, книга Е. Иванова «Новый год и Рождество в открытках», в которой совершенно серьезно анализируются сюжеты открыток с точки зрения их особого символизма, доказывает, что в обычной почтовой карточке таится гораздо больше смысла, чем это может показаться на первый взгляд…


1966 год


1968 год


1970 год


1971 год


1972 год


1973 год


1977 год


1979 год


1980 год


1981 год


1984 год

А уже через некоторое время промышленность выпускала широчайший ассортимент открыток, приятно радовавших глаз на витринах газетных киосков, заполненных традиционно неброской печатной продукцией.

И пусть качество печати и яркость красок советских открыток уступали импортным, эти недостатки искупались оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников.


Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 60-х годах. Увеличилось количество сюжетов: появляются такие мотивы, как освоение космоса, борьба за мир. Зимние пейзажи венчали пожелания: "Пусть Новый год успехи в спорте принесет!".


В создании открыток царило пестрое многообразие стилей и методов. Хотя, конечно, не обходилось и без вплетения в новогоднюю тематику содержания газетных передовиц.
Как шутливо замечает известный коллекционер Евгений Иванов, на открытках «советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, и пр.


Руки у него постоянно заняты делом — возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками…». Кстати, книга Е. Иванова «Новый год и Рождество в открытках», в которой совершенно серьезно анализируются сюжеты открыток с точки зрения их особого символизма, доказывает, что в обычной почтовой карточке таится гораздо больше смысла, чем это может показаться на первый взгляд…


1966 год


1968 год


1970 год


1971 год


1972 год


1973 год


1977 год


1979 год


1980 год


1981 год


1984 год

В этой подборке мы собрали лучшие советские открытки с Новым годом 50 – 60-х годов и чуть позже – новогодние открытки 70-х. Это то, что нужно, чтобы создать праздничное настроение под Новый год. А еще мы расскажем увлекательную историю о том, как в стране появилась традиция дарения такой красоты.

История помнит случай, когда сэр Генри Коул послал друзьям праздничные поздравления в виде небольшого рисунка на картоне. Случилось это в 1843 году. С тех пор традиция закрепилась по всей Европе и постепенно добралась до России.

У нас открытки сразу понравились – это доступно, приятно и красиво. Самые знаменитые художники приложили свою руку к созданию открыток. Считается, что первую русскую открытку к Новому году нарисовал Николай Каразин в 1901 году, но есть и другая версия – первым мог быть и Федор Беренштам – библиотекарь из Петербургской академии художеств.

Европейцы использовали в основном библейские сюжеты, а на русских открытках можно было увидеть и пейзажи, и бытовые сценки, и животных. Встречались и дорогие экземпляры – их делали с тиснением или с золотой крошкой, но выпускали такие ограниченными партиями.


Как только отгремела Октябрьская революция, рождественская символика оказалась под запретом. Теперь можно было увидеть открытки только с коммунистической тематикой или с детским сюжетом, но под жесткой цензурой. Кстати, открытки, выпущенные до 1939 года, почти не сохранились.

До начала Великой Отечественной войны на открытках часто изображали куранты и звезды Кремля. В военные годы появились открытки с поддержкой защитников Родины, которым передавали таким образом привет на фронт. Именно в 40-ые годы можно было получить открытку с изображением Деда Мороза, который выметает фашистов, или Снегурочку, которая перевязывала раненных.



После войны открытки стали еще более популярными – это доступный способ поздравить родственника или друга, передав ему весточку. Многие советские семьи собирали целые коллекции открыток. В конце концов, их становилось так много, что открытки шли на поделки или коллажи.

Массовыми открытки стали в 1953 году. Тогда огромные тиражи выпускал «Госзнак», используя рисунки советских художников. Все еще оставаясь под жесткой цензурой, открыточная тематика расширялась: сказочные сюжеты, новостройки, самолеты, результаты труда и научного прогресса.


Любого, кто посмотрит на эти открытки, охватит ностальгия. В свое время их покупали пачками, чтобы отправить своим знакомым и друзьям по всему СССР в разные города. Были и истинные ценители иллюстраций Зарубина и Четвериковой – знаменитых авторов советских поздравительных открыток с Новым Годом.

Энтузиасты с удовольствием учились у профессионалов, перерисовывая любимых персонажей на стенгазеты и в альбомы. У наших бабушек и мам хранятся стопки таких открыток на верхних полках шкафов.

В 60-е и 70-е года были популярны открытки со спортсменами, которые в Новый год катались на лыжах или санях.

А еще часто изображали пары и компании молодых людей, которые отмечали новогодние праздники в ресторанах. На открытках этой эпохи уже можно было увидеть диковинки – телевизор, шампанское, механические игрушки, экзотические фрукты.



Тема космоса тоже быстро распространилась в 70-ые, но до последнего самыми популярными были открытки с курантами и кремлевскими звездами – самой узнаваемой символикой СССР.












Открытки СССР, с Новым годом поздравляющие страну, - это особый пласт изобразительной культуры нашей страны. Ретро-открытки, нарисованные в СССР, - это не только предмет коллекционирования, арт-объект. Для многих это память о детстве, которая хранится с нами многие годы. Разглядывать советские новогодние открытки - особое удовольствие, настолько они красивые, милые, создающие настроение праздника и детского счастья.

В 1935 году, после Октябрьской революции, вновь начал отмечать Новый год И небольшие типографии стали печатать поздравительные карточки, возрождая традиции дореволюционной России. Однако если раньше на открытках часто были образы Рождества и религиозные символы, то в новой стране все это попало под запрет, попали под него и открытки СССР. С Новым годом не поздравляли, разрешалось поздравлять товарищей только с первым годом Октябрьской революции, что не очень-то вдохновляло людей, а такие открытки не пользовались спросом. Усыпить внимание цензоров можно было только детскими сюжетами, да еще и пропагандистскими открытками с надписями: «Долой буржуазную елку». Однако и таких открыток печатали очень мало, поэтому карточки, выпущенные до 1939 года, представляют большую ценность для коллекционеров.

Примерно с 1940 года издательство «Изогиз» начинает печатать тиражи новогодних открыток с изображением Кремля и курантов, заснеженных елок, гирлянд.

Новогодние открытки военного времени

Военное время, естественно, накладывает отпечаток и на открытки СССР. С поздравляли при помощи ободряющих посланий, вроде «Новогодний привет с фронта», Дед Мороз изображался с автоматом и метлой, выметающей фашистов, а Снегурочка перевязывала раны бойцов. Но главная миссия их была в том, чтобы поддержать дух народа и показать - победа близко, а военных ждут дома.

Издательство «Искусство» в 1941 году выпускает серию специальных открыток, которые предназначались для отправки на фронт. Для ускорения печати их рисовали двумя цветами - черным и красным, много было сюжетов с портретами героев войны.

В собраниях коллекционеров и в домашних архивах нередко можно встретить импортные открытки 1945 года. Советские военные, добравшиеся до Берлина, отправляли и привозили с собой красивые заграничные рождественские открытки.

Послевоенные 50-60-е гг.

После войны в стране не было денег, народ не мог купить новогодние подарки и побаловать детей. Люди радовались самым простым вещам, поэтому недорогая, но трогательная открытка стала очень востребована. Кроме того, открытку можно было отправить на почте близким в любой уголок огромной страны. В сюжетах используются символы победы над фашизмом, а также портреты Сталина, как отца народа. Много изображений дедушек с внуками, детей с мамами - все потому, что в большинстве семей отцы не вернулись с фронта. Главная тема - мир во всем мире и победа.

В 1953 году налажено массовое в СССР. С Новым годом поздравить друзей и близких открыткой считалось обязательным. Карточек продавалось очень много, из них даже делали поделки - шкатулки и шары. Яркий плотный картон идеально подходил для этого, а других материалов для творчества и поделок было сложно достать. «Гознак» печатал открытки с рисунками выдающихся русских художников. На этот период приходится расцвет жанра миниатюры. Расширяются сюжетные линии - художникам есть, что нарисовать, даже несмотря на цензуру. Помимо традиционных курантов, рисуют самолеты и поезда, высокие дома, изображают сказочных героев, зимние пейзажи, утренники в детских садах, детей с кульками конфет, родителей, несущих домой елку.

В 1956 году на советские экраны выходит фильм «Карнавальная ночь» с Л. Гурченко. Сюжеты из фильма, изображение актрисы становятся символом нового года, их часто печатают на открытках.

Шестидесятые открываются с полета Гагарина в космос и, конечно, этот сюжет не мог не появится на новогодних открытках. На них изображают космонавтов в скафандре с подарками в руках, космические ракеты и луноходы с новогодними елками.

В этот период вообще расширяется тематика поздравительных карточек, они становятся более яркими и интересными. Изображают не только сказочных персонажей и детей, но и быт советских людей, например, богатый и обильный новогодний стол с шампанским, мандаринами, красной икрой и непременным салатом "Оливье".

Открытки В.И. Зарубина

Рассказывая о советской новогодней открытке, нельзя не упомянуть имя выдающегося художника и мультипликатора Владимира Ивановича Зарубина. Практически все те милые, трогательные рисованные открытки, созданные в СССР в 60-70-х гг. созданы его рукой.

Основной темой открыток были сказочные персонажи - веселые и добрые животные, Дед Мороз и Снегурочка, румяные счастливые дети. Почти на всех открытках такой сюжет: Дед Мороз дарит подарки мальчику на лыжах; заяц тянется с ножницами, чтобы срезать новогодний подарок с елки; Дед мороз и мальчик играют в хоккей; животные наряжают елку. Сегодня предмет коллекционирования эти старые открытки с Новым годом. СССР выпускало их большими тиражами, поэтому их много в коллекциях филокартии (это

Но не только Зарубин был выдающимся советским художником, создающим открытки. Помимо него, множество имен осталось в истории изобразительного искусства и миниатюры.

Например, Иван Яковлевич Дергилев, названный классиком современной открытки и основоположником постановочной. Им созданы сотни изображений, напечатанных миллионными тиражами. Среди новогодних можно выделить открытку 1987 года, изображающую балалайку и елочные игрушки. Эта карточка была выпущена рекордно большим тиражом в 55 миллионов копий.

Евгений Николаевич Гундобин, советский художник, классик открыточной миниатюры. Его стиль напоминает советские фильмы 50-х, добрые, трогательные и немного наивные. На его новогодних открытках нет взрослых, только дети - на лыжах, наряжающие елку, получающие подарки, а также дети на фоне процветающей советской промышленности, летящие в космос на ракете. Помимо изображений детей, Гундобин рисовал красочные панорамы предновогодней Москвы, знаковые архитектурные приметы - Кремль, здание МГИМО, статую Рабочего и Колхозницы с новогодними пожеланиями.

Еще один художник, работавший в стиле, близком Зарубину, - Владимир Иванович Четвериков. Его открытки были популярны в СССР и вошли буквально в каждый дом. Он изображал мультяшных животных и забавные сюжеты. Например, Дед Мороз в окружении зверей играет на балалайке для кобры; два Деда Мороза, пожимающих друг другу руки при встрече.

Открытки 70-80-х

В 70-х в стране культ спорта, поэтому на многих карточках изображены люди, встречающие праздник на лыжне или на катке, спортивные открытки с Новым годом. СССР в 80-ом принимает Олимпиаду, которая дала новый толчок к развитию сюжетов открытки. Олимпийцы, огонь, кольца - все эти символы вплетаются в новогодние мотивы.

В 80-е также становится популярным жанр фото открытки с Новым годом. СССР уже очень скоро перестанет существовать, а приход новой жизни чувствуется и в творчестве художников. Фото вытесняет рисованную открытку. Обычно они изображают елочные ветки, шары и гирлянды, бокалы шампанского. Появляются на открытках изображения традиционных промыслов - гжели, палеха, хохломы, а также новые технологии печати - тиснение фольгой, объемные рисунки.

В конце советского периода нашей истории люди узнают про китайский календарь, а на открытках появляются изображения животного символа года. Так, например, открытки с новым годом из СССР в Год Собаки встречали с изображением этого животного - фотографическим и рисованным.